Святые отцы и блаженные учителя церкви писали об обрядовом законе Моисея более в первые века, потому что в то время для них было больше побуждений к тому. Побуждения эти состояли, главным образом, в неправильном учении об обрядовом законе с одной стороны иудействующих еретиков, а с другой – язычествующих гностиков и манихеев. Иудействующие преувеличивали значение обрядового закона, считая его необходимым и в новом завете; гностики же и манихеи, напротив, унижали этот закон до того, что считали его произведением особого, будто бы злого бога. Против первых отцы и учители доказывали временное значение обрядового закона и бесполезность исполнения его для христиан, а против вторых – высокое, хотя и временное значение того же закона, создателем которого был премудрый и всеблагий Бог . В первом направлении об обрядовом законе писали: св. ап. Варнава (ум. в 76 г.) в своем «Послании“, св. Авустин Мученик (ум. в 166 г.) в «Разговоре с Трифоном иудеем», Тертуллиан (ум. в 211 г.) в сочинении «Против иудеев“, св. Киприан (ум. в 258 г.), св. Ефрем Сирин (ум. в 372 г.) и св. Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) – в сочинениях под последним же названием («Против иудеев»). В защиту обрядового закона от нападений на него гностиков и манихеев писали: св. Ириней Лионский (ум. в 202 г.) в IY-й книге сочинения «Против ересей», Тертуллиан «Против Маркиона», блаж. Августин (ум. в 480 г.) в сочинениях против манихеев. Другие отцы касались обрядового закона в сочинениях, написанных ими в защиту христианства против иудеев и язычников или отдельно против языческой философии. Таковы капитальные сочинения: Евсевия Кесарийского (ум. в 340 г.) «Приготовления к Евангелию» и «Доказательства Евангелия“, блаж. Августина «О граде Божьем» и блаж. Феодорита (ум. в 457 г.) «Врачевание эллинских недугов“. Наконец, четвертый класс сочинений отцов, касающихся обрядового закона, и в отличие от вышеуказанных уже не имеющих полемической цели, составляют отеческие толкования св. Писания. Из них для нашей задачи важны: толкования Оригена (ум. в 254 г.) на книги Моисея, толкования св. Ефрема Сирина , блаж. Феодорита, св. Кирилла Александрийкого (ум. в 444 г.) «Искусные объяснения избранных мест из книг Моисея» и блаж. Августина толкование на семикнижие 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Скачать epub pdf Актовая речь заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД иерея Михаила Желтова на Актовом дне Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Византийские рассказы о духовных видениях при совершении Божественной литургии». 3 октября 2023 года. Сообщения о духовных видениях при совершении Божественной литургии являются неотъемлемой частью христианской традиции. Достаточно указать, например, на жития одних из наиболее почитаемых русских святых, прп. Серафима Саровского и прп. Сергия Радонежского. Так, в Житии прп. Сергия сказано: Въ время нкое служащю преподобному Божественую Литургию въ обители своеи и с ним служащю предпомянутому Стефану, брату его по плоти, и Феодору, сыну брата его. Стоящю же въ церкви тогда предпомянутому присному ученику святого, Исакью именем, в чюдесх знаменноносному, зрящю служащю с ним четвертаго, ангела Божиа, понеже образъ его свтляашеся паче естества красотою несказанною. И приникъ къ олтарю, прилжно зряще его, дивяся чюдному виднию, приводить свдтеля родителя своего по плоти Макариа именем, глаголя: «Кто есть, отче, чюдныи онъ мужь, служаи съ отцемь нашим Сергиемъ, его же николиже видхъ». Макарий же рече: «И азъ, чадо, зря его, зло удивляюся и не вм, откуду есть». И зряста вкуп, он же ничто же вид. Исшедшима же има на исхожьдение, чюдныи зрниемъ изиде с ними, не мощно зрти на лице его свтлости ради, ризы его необычно видние нкако, превъсходя всякиа свтлости, и мечтание златоструйно. И тако разумша ангела Божиа. По свершении же службы приснопоминаеми святии ти мужие въспросишя блаженнаго наедин, глаголя: «Отче святыи, молим твое преподобье, да не скрыеши от насъ, недостоиных рабъ твоих, еже видхом чюдна мужа, с тобою служаща Святую Литургию, страшна зрньем, пресвтла и красотою неисповдима подобна ангелу». Святыи же крпляашеся не повдати, рече к ним: «Се, чядо, видсте служащих брату моею Стефану и Феодору, сыну его, и мн смиренному с ними, что ся вам мнить». Они же въпрашааху его прилжно, глаголюще: «О, преподобне, что не повси нам, чадом своим, понеже открылъ есть Господь нашему недостоинству четвертаго, служаща с тобою, ангела Божиа видхом страшна и неизреченное зрние его». Святыи же отвща к ним: «О, чада, не могу таити вас, понеже Господь Богъ открылъ есть вамъ истинное се видние, еже видсте, ангелъ бо Господень служаи мн не токмо нын, но всегда посылается от Господа служити ми, егда мн недостоиному служащю. Вы же, чяда, мълчаниемъ покрыйте сия, дóндеже есмь в житии семъ 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского Память 2 июня Великий поборник благочестия, святой Никифор родился в Царьграде 3575 от благочестивых и богобоязненных родителей Феодора и Евдокии. Отец его сподобился исповеднического венца, потерпев раны и изгнания за почитание святых икон. В царствование Копронима 3576 он занимал должность нотария 3577 по тайным царским делам, и на него к злочестивому царю поступил донос, что он благочестиво почитает святые иконы, поклоняется образу Спасителя, Пречистой Богоматери и всех святых. Царь немедленно призвал к себе блаженного Феодора, подверг его допросу и, убедившись в справедливости доноса, долго принуждал его оставить иконопочитание; когда же раб Христов не оказал повиновения царской воле, то после жестоких побоев, был сослан на заточение в город Молин, брошен здесь в ужасную темницу, в которой и страдал за правоверие. Спустя несколько времени, его снова призвали в Царьград и еще упорнее понуждали склониться к ереси, проповедуемой царем; но он остался как адамант 3578 твёрдым в благочестии, соглашаясь скорее принять раны и смерть, чем нарушить церковные законы и предание святых отцов. По повелению беззаконного царя он снова был подвергнут различным жестоким мучениям, и снова же послан в изгнание; проведя в Никее 3579 узником и страдальцем шесть лет, он отошел ко Господу в вечную свободу блаженной жизни. Супруга его, честная Евдокия, была участницей всех бед и зол своего мужа, последовала за ним в изгнание, страдала в узах, не разлучаясь с ним ни телом, ни духом. По кончине мужа она возвратилась в Царьград и богоугодно проводила дни свои, как подобает христианской вдовице. В течение этого времени сын ее Никифор после изучения наук получил при царском дворе должность отца своего. Затем блаженная Евдокия сподобилась увидеть своего сына сначала в ангельском образе, а потом и святительском сане; тогда, возблагодарив Бога, она удалилась в женский монастырь, постриглась в иночество и после богоугодных подвигов преставилась ко Господу в маститой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Феодора Студита Память 11 ноября В Константинополе проживал некогда богатый и благородный человек по имени Фотин 7231 , женатый на одной благородной женщине, по имени Феоктиста. Оба они были благочестивы и боялись Бога. От них и родился блаженный Феодор. Родители, просветив его святым крещением, воспитывали его в добрых правилах и отдали в книжное обучение. С воцарением нечестивого царя Константина Копронима 7232 , стала распространяться иконоборческая ересь и было воздвигнуто сильное гонение на православных. Вследствие сего, Фотин, отказавшись от занимаемой им важной государственной должности и посоветовавшись со своею супругою, раздал все имение и, отрекшись от мира, посвятил себя, вместе с Феоктистою, иноческой жизни, в которой они ревностно подвизались до самой кончины. Блаженный же Феодор, обучившись Еллинской премудрости, сделался выдающимся оратором и превосходным философом и препирался со злочестивыми еретиками о православной вере. Он настолько был сведущ в Божественном Писании и догматах, что еретики никогда не могли противостоять ему. По смерти злочестивого царя Константина Копронима, на престол вступил сын его Лев 7233 , также иконоборец, но он царствовал недолго и вскоре умер. После него на престол вступила супруга его Ирина вместе со своим сыном Константином 7234 . Нося имя, означающее «мир» 7235 , она и на самом деле водворила в Церкви мир и прекратила иконоборческую смуту. Она собрала множество преподобных отцов и вместе с святейшим патриархом Тарасием созвала в Никее 7 седьмой вселенский собор, на котором, отвергнув нечестивое учение еретиков, снова установила, как то было прежде, почитание божественных икон и поклонение им 7236 . Собравшихся на собор отцов было более трехсот; в числе их присутствовал и преподобный Платон , который первоначально подвизался на горе Олимпе 7237 . Он был блаженному Феодору дядей – по матери; в нем жил Дух Божий и, как человек, начитанный в Божественных Писаниях и искусный вития, он был полезен для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Слово на день рождения благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, говоренное в Казанском (в Петербурге) соборе в 1844 году 10 И будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе, и увеси, яко аз Господь (Исаии, 49:23) Не скоро же достигло исполнения это слово Пророка Божия. Свет Евангелия давно уже сиял в поднебесной; богатые и убогие, Эллины и Иудеи, всяк язык и всяко племя давно уже молились Богу Спасителю, в святом храме Жизнодавца: но слава благодати Христовой еще не проникала в чертоги державных века сего, и венценосные цари и царицы долго не приходили на лоно церкви Христовой, дабы покланяться Распятому до лица земли, и быть защитниками Его св. алтарей. Но что было написано во всемогущих судьбах Промысла, то долженствовало сбыться и сбылось. Свет веры Христовой отразился, наконец, и на порфирородных и заблистал в венцах их сиянием не земным. Это случилось спустя три века по Рождестве Христовом. И с того-то блаженного времени, Церковь Христова непрерывное имеет утешение видеть под кровом своим, во главе чад благодати и искупления, и благочестивых царей, и цариц их. С того-то времени непрерывно и скиптры, и короны возглавляются крестом Христовым, как знамением силы и спасения царей и царств. За то и Церковь , памятуя это славное событие, из начала вменила себе в священный долг чтить и отличать нарочитые дни рождений и тезоименитств не только православных царей и цариц, но и благоверных чад их. Недавно она торжествовала рождение Благочестивейшего Государя нашего, и возносила с нами ко Господу молитвы и моления, да благословит своей благостью вседержавный Царь царей венец лета ( Псал. 64:12 .). Его; а ныне она же собрала нас под этот кров, чтобы молиться о Благочестивейшей Государыне Императрице, да приложет Ей святый от Сиона дни на дни и лета на лета ( Псал. 69:7 ). Что же, братия, служит основой столь древнего и благочестивого обычая Церкви молиться прежде всех не за царя только, но и за всех членов царствующего дома? Не то ли, что Августейший дом благочестивейших Монархов всегда служил и служит для Церкви, не только самым верным прибежищем в ее нуждах, но и охранной твердыней всех ее уставов и самой веры: и будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература «обобщающих предприятий» Летописец Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Слово похвальное Филолога черноризца о святых великомучениках черниговских, славном Михаиле великом князе и Феодоре его советнике Слово об убиении злочестивого царя Батыя В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Слово похвальное честному Покрову пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Освящение церкви святого мученика Георгия, что в Киеве, пред вратами святой Софии Отца нашего Святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, Слово на Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Воспоминание творим святого Богоявления Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Того же месяца в 25 день творим воспоминание Божественного Благовещения Пресвятой Богородицы Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Слово об Антонии черноризце, бывшем в Руси, основателе Печерского монастыря Слово из патерика (о том), как полезно трудиться своими руками Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Слово (о том), как подобает в церкви стоять со страхом и боязнью Слово из Патерика о пьянстве Память благоверного царя Константина и матери его Елены Мучение святого и прославленного великомученика Христова Гергия Нового, пострадавшего в болгарском городе Средце Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Слово о Мартине монахе, что пребывал в Турове в церкви Святых Мучеников, живя один во Боге Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Из Степенной книги царского родословия Повествование о святом благочестии первых российских властодержцев Житие...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Февраль День первый. Память преподобного Петра от Галатии «Кто достойно восхвалит подвизавшегося девяносто два года, и каждый день, каждую ночь выходившего победоносцем? Какое слово достаточно будет для того, чтобы пересказать о добродетелях, в ка­ких он подвизался и в детстве, и в отрочестве, и в мужеском возрасте, и в преклонных летах, и в глубокой старости? Кто измерит капли его пота? Кто исчислит совершенные им в продолжение такого време­ни брани? Какое слово могло бы передать, сколько он посеял семян и сколько он собрал плодов? Кто бы имел такой высокий ум, чтобы мог вполне обнять те приобретения, которые собрал он от мудрого употребления дарованных ему талантов? Я знаю, как обширно море его добродетелей, и боюсь приступить к повествованию о них, как бы мне со своим словом не погибнуть под волнами. Поэтому пойду около берега, выражу удивление свое и расскажу о том только, что увижу у берега. Самую же глубину оставлю Тому, Кто испытывает глубины и ведает тайны...» Так говорит о преподобном Петре блаженный Феодорит , епископ Киррский, современник его, имевший личные отношения с ним. Из рас­сказа же блаженного Феодорита сообщаются здесь некоторые сведения о жизни великого подвижника, память которого чествуется сегодня Святою Церковью. Избранный сосуд Духа Святого, – с самого раннего возраста воз­любил Петр «единое на потребу» и неуклонно более девяноста лет проходил свое земное житие по избранной им узкой стезе. Оставив дом родителей, он сначала подвизался в Галатии, потом отправился в Па­лестину на поклонение местам, освященным стопами Воплотившегося Бога, и, проникнувшись и насытившись этими воспоминаниями, он прибыл в Антиохию, где тогда (во 2-й четверти IV века) процветало благочестие, и потому юноша Петр пожелал и поселиться здесь, пред­почитая жизнь в чужом городе с единоверными – жизни в отечестве своем, хотя и с единокровными и единоплеменными, но не единомыс­ленными с ним. Он не устраивал себе, однако же, в Антиохии никакого жилья; приютился в гробнице и долгое время прожил здесь в молит­венном уединении и строгом посте, питаясь только хлебом и водою. Подвизаясь таким образом, из силы в силу, достиг Петр той степени духовности, которую Господь избирает почвою для Своих благодатных высших даров, и в молодости еще был удостоен дара чудотворений. Си­лою молитвы возвращал он рассудок беснующимся, исцелял болезни телесные, «даже одежда его, чрез прикосновение, действовала подобно одеждам божественного апостола Павла», – рассказывает Феодорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4.3. Рождество Христово 4.4. Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.3. Рождество Христово Спасение связано со Христом. «И ты Вифлеем-Ефрафа [это прежнее название Вифлеема, по имени того человека, который основал это место], мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Здесь указывается место рождества Того, Чье происхождение от начала дней вечных, то есть Превечного Бога. О том, что это пророчество всегда понималось именно как пророчество о рождестве Христа, мы видим из Евангелия. Книжники местом рождества называют Вифлеем. Пророчество на этом не останавливается: «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит, имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих. 5:3-4). Загадочное указание, что Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить, толкователи обычно понимали, как дополнение к пророчеству Исаии, современника и соплеменника Михея, о рождении Христа от Девы. Михей уточняет его с точки зрения того, где это произойдет, поэтому здесь он даже не объясняет, кто это такая и Кого она должна родить, но отсылает нас к соответствующему пророчеству Исаии. Христос здесь предстает перед нами в роли пастыря. Дальше есть несколько странное место, которое требует некоторого дополнительного толкования, поскольку здесь описывается снова та безопасность и надежность, которая будет у израильтян под покровом Божиим, но вдруг говорится следующее: «В тот день... истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои, исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканов твоих... и совершу во гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны» (Мих. 5:10-13). Преподобный Ефрем Сирин считал, что речь идет о неприятелях израильтян. А блаженный Феодорит и блаженный Иероним говорили, что здесь речь идет о верующих, о Церкви Христовой, тех чадах ее, которые, уверовав, возлюбят мир, тишину и взаимное согласие, потому не будут нуждаться ни в воинских оружиях, ни крепостях, о чем говорилось и выше, где речь шла о том, что перекуют мечи на орала (Мих. 4:3). Истребление крепостей и стен упомянуто не в смысле какого-то наказания и разрушения, а в смысле их полной ненужности, в связи с тем, что Господь будет Сам их защитником. Это вполне согласуется с тем, что мы видим в Новом Завете: попечение должно быть возложено на Господа.

http://sedmitza.ru/lib/text/431456/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010