Аминь. Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича Владимирскаго († 30 сентября 1246) Тропарь, глас 8: В жизни сей утвердися верою,/в заповедех Господних пребываше непреклонен,/благоугодих Тому, яко благочестив самодержец/Емуже подобяся о врученных ти христоименитых людех,/душу свою положити потщався,/в землю идяше всезлую и безбожную/ и тамо, пред нечестивым мучителем Христа дерзновенно исповедав,/мученический венец прият,/темже, премудре Феодоре Ярославиче,/Избавителя моли избавити от бед отечество твое и люди,/да тя вси непрестанно почитаем. Кондак, глас 3: Ревностию Божественною разжегся,/оплевав царство и славу тлеющую,/изволи за Христа умрети,/нежели кроме Христа жити,/нечестивых закону не подчинился/ и сего ради за Христову веру венчався,/кровию прият венец нетленный,/Феодоре Ярославиче. Собор Владимирских святых Собор святых, в земле Владимирской просиявших, установлен в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня/6 июля. Собор Владимирских святых. Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707), архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627), епископы: Феодор († 1023), Симон († пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор (XII) Муромские, Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав † 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Феодор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Пьяной» прозвали Мологу по причине большого количества питейных заведений – легендарных «70-ти мологских кабаков». А кабаков было много потому, что еще со времен первого мологского князя Михаила, внука Феодора Черного, прославилась отстроенная заново Молога своей роскошной ярмаркой – а где торг, там и питие, и веселье. Ярмарка располагалась сначала в 30-ти верстах выше устья реки Мологи, в Холопьем городке, отчего и называлась Холопьей ярмаркой, а позднее была перенесена прямо к городу, на пойменный Боронишинский луг. До века эта ярмарка считалась первою в России и славилась далеко за пределами государства, но и после того, как значение ее упало в связи с открытием торговли в Нижнем Новгороде и Архангельске, мологские кабаки не закрылись для посетителей, хотя пили здесь уже не больше, чем по всей России... Но прозвище «пьяная Молога» прочно укрепилось за городом. Древние мологские князья были набожны, храбры и предприимчивы – ведь они происходили из корня святого князя Феодора Ярославича; хранили как зеницу ока наследственную чудотворную икону Тихвинской Богоматери, которую в 1370 (1377) году завещали в Афанасьевский монастырь – сия икона стала древнейшей мологской святыней. В отличие от новгородцев, дружили с московскими князьями. Когда знаменитая ярмарка ушла с берега Мологи, Мологская страна постепенно превратилась в глубокую провинцию, жизнь в которой шла из года в год своим чередом в окружении красивейших лесов и исключительно богатых заливных лугов, откуда сено вывозили «на импорт» – за пределы уезда. Лишь Смутные времена потревожили мологжан – немало бед претерпели они от поляков и литовцев. Об этом есть стихотворение у о. Павла: Поляки ночью темною, пред самым Покровом, с дружиною наемною сидят перед огнем, исполнены отвагою, поляки крутят ус, пришли они ватагою громить Святую Русь. И с польскою державою пришли из разных стран, пошли войной неправою враги на россиян. А там, едва заметная меж сосен и дубов, во мгле стоит заветная обитель чернецов. Монахи с верой пламенной во мглу вперили взор,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Знак – три красные точки в полукруге. 21 . Память святого благоверного князя Константина и чад его. Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Собор их совершается в Муроме. Знака, тот же, что выше. 23 . Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Леонтиа епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 24 . Преподобного Никиты столпника, Переяславского чудотворца. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 27 . Обретение мощей преподобного отца нашего Нила, иже на озере Селигере, на острове зовом (sic) Столобное, нового чудотворца. —35— Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 28 . Память святого Игнатия епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. Знак – три чёрные точки в полукруге, 29 . Преставление святого и блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Совершается собор его на Устюге. Знак – три чёрные точки в полукруге. Июнь. 1 . Преподобного отца нашего Дионисия Глушицкого. Совершается собор его во обители его. Знак – три чёрные точки в полукруге. 5 . Преставление святого благоверного великого князя Феодора Ярославича. О местах совершения собора и знака праздничного нет. 9 . Преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерского. Совершается собор его во обители его, идеже лежат мощи его, и во храме его. Знак – три красные точки в полукруге. 15 . Во святых отца нашего Ионы, митрополита Московского и всея России. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его: повсюду же полиелей. Знак – красный крест. 25 . Святых чудотворцев Муромских, князя Петра, во иноцех Давида, и княгини Февронии, во инокинях Евфросинии. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и идеже храм их. Знак – три красные точки в полукруге. Июль. 3 . Пренесение мощей во святых отца нашего Филиппа, митрополита Московского, и всея России чудотворца. Знак – красный крест. О местах совершения собора нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольскаго (828). Великомученика Иоанна Новаго, Сочавскаго (в Белеграде) (1330–1340). Праведныя Иулиании, княгини Вяземския, Новоторжския (обретение мощей, 1819). Иконы Божия Матери Киево-Братския (1654). 3. Святых мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270–275). Благовернаго царевича Димитрия (перенесение мощей из Углича в Москву, 1606). Священномучеников Лукиана епископа, Максима пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96). 4. Святителя Митрофана, патриарха Константинопольскаго (325–326). Праведных Марфы и Марии, сестер праведнаго Лазаря (I). Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (1392). Й Мучеников Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мученика Конкордия (ок. 175). Священномученика Астия, епископа Диррахийскаго (II). Преподобнаго Зосимы, епископа Вавилона Египетскаго (VI). 5. Священномученика Дорофея, епископа Тирскаго (ок. 362). Перенесение мощей блаженнаго Игоря, великаго князя Черниговскаго и Киевскаго, в 1150 году (убит 19 сентября 1147 г.). Блаженнаго Константина, митрополита Киевскаго и всея Руси (1159). Благовернаго князя Феодора Ярославича (брата святаго Александра Невскаго), Новгородскаго (1233). Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, чудотворцев (обретение мощей, 1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (IV). Преподобнаго Петра Корешскаго, Сербскаго (ок. 1337–1351). Преподобнаго Феодора чудотворца (ок. VI). Преподобнаго Анувия, пустынника Египетскаго (V). Преподобнаго Дорофея, из обители аввы Серида (VI). Иконы Божия Матери Игоревския (XVII). 6. Преподобнаго Виссариона, чудотворца Египетскаго (IV–V). Преподобнаго Илариона Новаго (845). Святителя Ионы, епископа Великопермскаго (1470). Преподобнаго Паисия Угличскаго (1504). Преподобнаго Ионы Климецкаго (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). 7. Священномученика Феодота, епископа Анкирскаго (303). Священномученика Маркеллина, папы Римскаго, и мучеников Клавдия, Кирина и Антонина (304). Священномученика Маркелла, папы Римскаго, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мучениц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304, 305, 306, 310). Мучениц Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме управления церковного и порядка монастырского, святитель Дионисий внес исправления и дополнения к Псковской судной грамоте великого князя Александра Ярославича, чего настоятельно и требовали смутные обстоятельства того времени. Летом 1383 года святитель Дионисий в сопровождении великокняжеского духовника Феодора Симоновского отправился в Константинополь для официального поставления в “митропо­литы на Русь”: “Того же лета о Петрове дни поиде в Царьград Дионисий, архиепископ Суждальский, а князь великий Димитрий Иванович отпусти с ним вкупе отца своего духовного, игумена Феодора Симоновского, о управлении митрополии Русския”. В 1384 году Дионисий был торжественно хиротонисан в митрополиты Киевские и всея Руси. Казалось, что длящаяся почти целое десятилетие церковная смута наконец завершилась избранием на русскую кафедру достойного кандидата, способного удовлетворить ожидания не только великого князя Московского, но и правителя Литвы, великого князя Ягайло. Однако при обязательном для новопоставленного Всероссийского Митрополита посещении Киева Дионисий был неожиданно арестован местным князем Владимиром Ольгердовичем и заключен в узилище в одной из пещер Киево-Печерского монастыря. «И изнима его киевский князь Володимер Олгердович, глаголя ему: “Пошел еси на митрополию в Царьград без нашего повеления; и тако пребысть в нятье и в заточении и до смерти”». Спустя полтора года, 15 октября 1385 года, святитель Дионисий скончался и был погребен по одним сведениям в Антониевой, а по другим в Феодосиевой пещерах названной обители: “пре­ставися в Киеве митрополит Дионисий, иже преже бысть архиепископ Суждальский”. В частые неприятельские нашествия, длящиеся с 1638 до 1686 годы, нетленные мощи Святителя вместе с мощами других угодников Божиих были истреблены. Православная Церковь празднует память святителя Дионисия 26 июня. Из более ранних источников известно, что его память праздновалась также и в день преставления Святителя 15 октября. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван “преподобным чудотворцем”.

http://pravmir.ru/svyatitel-dionisiy-arh...

Иоаким как действующее лицо не упоминается. XI - 1-я пол. XII в. Кн. Глеб Святославич защищает еп. Феодора во время новгородского восстания во главе с волхвом. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 105 об.) Кн. Глеб Святославич защищает еп. Феодора во время новгородского восстания во главе с волхвом. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 105 об.) В XI - 1-й трети XII в. церковная власть в Новгородской епархии в значительной степени зависела от киевских церковных и светских властей. После кончины свт. Иоакима (в 1030, согласно летописной хронологии; ср., однако, указание на 42 года его святительства - НПЛ. С. 473) Новгородскую кафедру неск. лет занимал его ученик Ефрем, который, по всей видимости, так и не был хиротонисан; напрямую об этом говорится только в позднейшем новгородском летописании XVII в.: «сей, поучив люди 5 лет, святительству же не сподобися» (НовгорЛет. С. 179-180). Блгв. кн. Ярослав (Георгий) Владимирович в 1035/36 г., прибыв на север Руси, одновременно посадил на новгородский княжеский стол блгв. кн. Владимира Ярославича и «епископа постави Жидяту» (ПВЛ. С. 66; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150; ср.: Там же. Т. 42. С. 63 («Жиряту»)); этим мирским именем назван Новгородский свт. Лука , бывший, очевидно, русином (вост. славянином). В 1044 г. кн. Владимир Ярославич заложил новгородскую крепость (Детинец) на левом берегу Волхова (1044), а в нем, после того как сгорел деревянный собор Св. Софии, в 1045 г. (по НПЛ старшего извода или, согласно НПЛ младшего извода, в 1049) - каменный кафедральный собор с тем же посвящением (по всей видимости, это произошло после завершения строительства в Киеве митрополичьего каменного Софийского собора - Раппопорт П. А. Архитектура средневек. Руси: Избр. статьи. СПб., 2013. С. 89) . Очевидно, что и резиденция Новгородского епископа в это время находилась внутри Детинца (хотя археологически Владычный двор в сев.-зап. части крепости, где он впосл. находился, применительно к XI-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Мстислава, кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . В начальном летописании под 1071 г. помещен краткий рассказ об антицерковном восстании во главе с волхвом, к-рого, по летописному повествованию, поддержало большинство новгородцев; по наиболее распространенному мнению, мятеж представлял собой языческую реакцию (см.: Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 131-149; ср.: Печников. 2015. С. 246-262). Еп. Феодор мужественно противостоял мятежникам, желавшим его убить, и вышел к ним с крестом в руках. Восстание было подавлено благодаря поддержке епископа кн. Глебом Святославичем и его дружиной. Князь убил волхва, зарубив его боевым топором, спрятанным в плаще. Согласно списку Новгородских епископов, обстоятельства кончины Феодора были драматичны: его «свои пес уяде» (НПЛ. С. 473). В кон. XI - сер. XII в. Новгородскую кафедру занимали неск. пострижеников Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) - святители Герман (вероятно, бывш. игумен киевского Спасо-Берестовского, или «Германеча», мон-ря, скончавшийся также во время поездки в Киев), Никита и Нифонт . Свт. Никите, к-рый впосл. стал одним из наиболее почитаемых новгородских святых, принадлежит 1-я дошедшая до нашего времени новгородская владычная печать ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Древнейшая новгородская владычная печать//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 230-234). Период его святительства в значительной степени связан со становлением новгородской книжности и летописания ( Гимон Т. В. Летописание и развитие письменной культуры: (Новгород, XI - 1-я пол. XII в.)//Slovne=Словне. 2015. 1. С. 98-100; Печников. 2016. С. 170-178). Он был инициатором росписи Софийского собора; работы были начаты на средства святителя уже после его кончины. Еп. Иоанн Попьян («Иван Попиан», по гипотезе А. А. Гиппиуса, «поп Ян»); поставленный, вероятно, из белых священников по воле новгородского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича Великого в 1110 г., в 1130 г. отказался от кафедры (возможно, по политическим мотивам), и, согласно сообщению одного из списков Новгородских владык, его не поминали в Новгороде (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

3) В 1244 году погребена мать св. Князя Феодора (и Александра Невского) подле гроба его, преставившаяся Мая 4 (см. выше). 4) В 1453 погребён Великий Князь Димитрий Юрьевич Шемяко, скончавшийся 23 Июня того же года (см. Мальгин, Зерцало Российских Государей, стр. 343). 5) В 1614 году мощи св. Феодора Ярославича перенесены в Новгородский Софийский Собор и положены у северной стены при входе в придел Св. Иоанна Предтечи в арке 166 открыто. 6) В 1786 году, Января 23 перенесены мощи Св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского из Благовещенского монастыря (см. выше). 7) С 1774 по 1759 годы в этом монастыре имели пребывание Преосвященные Викарные Новгородские. О начале Архимандрии и преимуществах в священнослужении Настоятельство в этой обители первоначально учреждено было Игуменское, которое и продолжалось до 1299 года, а в 1299 году при Великом Князе Данииле Александровиче произведён в Архимандрита Игумен этого монастыря Кирилл. И с того времени доныне настоятелями Архимандриты, которые по введённому издревле обыкновению священнослужение отправляют со следующей отличностью: на ковре, с осеняльными свечами и с рипидами, с отверстыми вратами, с пением: приидите поклонимся/Святый Боже, и с возглашением к народу: призри с небесе Боже и виждь, и посети виноград сей и проч. При великом выходе выносится шапка Архимандричья, а сам Архимандрит с прочими из алтаря не выходит, но принимает Святые дары в царских вратах от первого Диакона и первого священника с возглашением: Благочестивейшего, Самодержавнейшего и проч. По достойне Диакон при дверях возглашает великую похвалу, обернувшись к народу: Святейший Правительствующий Синод и проч. и в своей обители причащает Архимандрит сослужащих Иеромонахов или Протоиереев, Иереев и Диаконов, о чём прилагается здесь: Чиновник Божественного служения Новгородского Юрьева монастыря Архимандритов (служить по сему) 167 Чин Божественного служения: Как подобает служить Литургию без Архиерея Великоновгородского Юрьева монастыря Архимандриту в Софийском соборе 168 и в своей обители, или где служится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Несколько спутан у историков вопрос об именовании церквей юго-восточного угла. В 1744-м году Контора строения запрашивала Канцелярию Александро-Невского Монастыря, не имеется ли высочайших повелений  относительно именования церквей в Монастыре, и Канцелярия ответила 23-го июля, что, кроме начального акта 1712-го года о сооружении Монастыря во имя святого Александра Невского, каких-либо других указанинй на именование монастырских церквей ие имеется 3283 . У Богданова неверно верхняя церковь названа посвященною во имя святого Иоанна Златоустог о, а исполнили – во имя благоверного князя Феодора Новгородского. В действительности же, как сказано и у архимандрита Амвросия, верхняя церковь была посвящена во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, а нижняя во имя святого Иоанна Златоустог о 3284 . По сообщению историка Петербурга Богданова, «соборная церковь во имя Живоначальной Троицы» была уже «почти совсем во окончании состроена но, за нетвердостью фундамента, разселася», и «по причине многих разселин, учинившихся в стенах», была разобрана» 3285 . По всеподданнейшему докладу Сената состоялось 29-го марта 1753-го года высочайшее повеление «повредившуюся в Троицком Александро-Невском Монастыре соборную каменную церковь разобрать всю до подошвы». На разборку отпущено было, по представлению Канцелярии от строений, до 37.000 рублей и назначено 200 солдат. Годный кирпич, плитный камень и щебень разрешено было употреблять «в строение поземных служительских покоев» 3286 . Канцелярия от строений предписала бывшим в Конторе строения Новодевичьего Монастыря надворному советнику Игнатию Россию и мастерам каменного дела Вейсу, Казасопре и Антонию Антонето при разборке церкви сберегать капители и вообще все резные украшения из белого камня. По измерению при разборке, церковь была размером 31½х13 сажень, вышиной – первый апартамент от земли 6 сажень 3 фута, «трибун от мезонина» 4 сажени, «сверх трибуна» купол 9½ сажень; вышины в диаметре 6 сажень: квадратные колокольни имели второй и третий апартаменты высотою по 6-и сажень, квадрат их во втором апартаменте имел 3 сажени 2½ фута, в третьем 3 сажени ровно, толщина стен была: первый апартамент 4½ фута, второй 3½, третий 3; шпиц со стенами, где висел колокол, вышиною 6 сажень, квадратом 3 сажени, толщиною 1 сажень. Кирпича рассчитано было 4½, миллиона, плиты, 360 сажен. Все лето 1753-го года возводили леса 3287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Феодоровский женский монастырь (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Феодоровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата. До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии). Содержание История [ править править код ] Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных. По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. Феодоровский монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского До 1667 года был мужским. В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю. К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пустыни, 4 церковноприходские школы. До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года). В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована. На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста. Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодоровский_ж...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010