С. Лихачёвым в качестве вероятного первоисточника рус. летописания, не представляется убедительной. Если в более позднее время проложные редакции житий являются, как правило, вторичными, то в ранний период литературная история ряда житий (свт. Леонтия , еп. Ростовского, прп. Варлаама Хутынского и др.) начинается с проложных текстов. Актуальным для истории Ж. л. XIII-XIV вв. является вопрос о соотношении летописных и нелетописных редакций житийных текстов. Внесение Жития блгв. кн. Довмонта в Прологи сразу после его смерти заставляет скорректировать т. зр. В. И. Охотниковой, которая полагает, что этот проложный текст является обработкой Жития Довмонта (называемого ею Повестью), близкого к редакции Псковской I летописи ( Охотникова. 2007. Т. 1. С. 407). Сопоставление ранних редакций Жития Довмонта с их источниками и между собой показывает, что составитель летописной версии имел перед собой Пролог, откуда взял в качестве источников не только Житие Довмонта, но и фрагмент Жития кн. Владимира, добавив к ним фрагменты Жития Александра Невского. Кроме Жития Довмонта еще 3 агиографических памятника, связанные с почитанием князей, получили широкое распространение как в составе летописей, так и во внелетописной традиции: Жития кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора, Житие Александра Невского и Житие Михаила Ярославича Тверского. Обращение к княжеским житиям в данном случае наиболее правомерно, поскольку князья - главные действующие лица на страницах летописей. История текста Житий Михаила Черниговского и Довмонта началась с Пролога, а Жития Михаила Ярославича Тверского - с Пространной нелетописной редакции, как это было установлено В. А. Кучкиным (см.: Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском: Ист.-текстол. исследование. М., 1974), попытки оспорить эту т. зр. оказались крайне неубедительными. Ранняя история текста Жития Александра Невского окончательно не прояснена, однако существование посвященного ему долетописного агиографического памятника представляется достаточно обоснованным. Хотя наиболее ранний список Жития Александра Невского дошел в составе Лаврентьевской летописи, создание первоначального текста Жития исследователи связывают с кругом книжников, близких к митр. Кириллу , возможно с мон-рем Рождества Пресв. Богородицы во Владимире (см.: Охотникова В. И. Повесть о Житии Александра Невского//СККДР. Вып. 1. С. 354-363).

http://pravenc.ru/text/182317.html

В 1270 г., когда новгородцы, недовольные вел. кн. Ярославом Ярославичем, вновь пригласили Д. А. на свой стол, последний не только отказался от предложения, но и поддержал дядю в конфликте с Новгородом. В 1271 г. Д. А. сопровождал вел. князя в поездке в Орду к хану Менгу-Тимуру. После смерти Ярослава Ярославича переяславский князь принял очередное приглашение новгородцев, но это привело к конфликту с новым вел. кн. Владимирским Василием Ярославичем, заявившим свои права на Новгород. Во время военных действий новгородцы выразили недоверие Д. А., и он в 1273 г. снова оставил новгородский стол. Вокняжение Димитрия Александровича во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 86 об.) Вокняжение Димитрия Александровича во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 86 об.) После смерти в янв. 1276 г. вел. кн. Василия Ярославича Д. А. стал вел. князем Владимирским. Он не участвовал в предпринятых в 1277-1278 гг. по приказу хана Менгу-Тимура походах своего брата городецкого кн. Андрея и св. Феодора Ростиславича Ярославского против осетин. Первые годы княжения Д. А. провел в Новгороде. Князь ходил со своим войском на помощь новгородцам, желавшим подчинить себе мятежных данников карел. По-видимому, с деятельностью Д. А. следует связывать постепенную ликвидацию автономии новгородских окраин, заселенных полуязыческими племенами карел, води, ижоры и др. В центре Водской пятины - г. Копорье - Д. А. поставил сначала деревянную, затем каменную крепость (первая крупная постройка из камня в Сев. Руси после установления ордынского ига). В крепости была возведена Спасо-Преображенская ц. (с тем же посвящением, что и собор в Переяславле Залесском). Д. А. пытался, «испросив» у Новгорода, превратить эту территорию в свое владение, здесь находилась его многочисленная дружина. Вероятно, с этими событиями кон. 70-х XIII в. связано усиление христианизации этих территорий Новгородского гос-ва, появление на землях ижоры и карелы значительных владений Новгородской архиепископской кафедры. Д. А. не только основал в Копорье и округе свое владение, но и обустроил на новгородских землях свои села и слободы, что нарушало нормы отношений Новгорода с князьями и в итоге привело к конфликту князя с новгородцами, его отъезду из Новгорода и к военным действиям. 6 дек. 1280 г. у Д. А. в Переяславле Залесском скончался митр. Кирилл II(III) .

http://pravenc.ru/text/178187.html

Боярин Захарьин-Юрьев Никита Романович, который в начале Царствования Феодора Иоанновича по авторитету и родственной близости к Царю Иоанну был выше Б.Ф.Годунова или, по крайней мере, равен ему, умер в 1586 году. По завещанию Н.Р.Захарьина-Юрьева, его дети - двоюродные братья Царя Феодора Иоанновича, были поручены опеке Б.Ф.Годунова и потому на протяжении Царствования Феодора Иоанновича они входили в «партию» правителя Б.Ф.Годунова. По чиновному статусу, по возрасту, по опыту и авторитету они не могли соперничать с главою Государевой Думы. Со времени смерти Царя - от 7 Января и до 21 Февраля, до момента согласия Бориса Феодоровича Годунова принять Царский Крест на свои плечи, противники Б.Ф.Годунова вряд ли могли успеть вовлечь Никитичей Романовых в сплоченную «партию» и выдвинуть из сыновей Никиты Романовича кандидата (например, двенадцатого по чести боярина Феодора Никитича Романова или четырнадцатого по чести боярина Александра Никитича Романова), способного противостоять на Соборе кандидату Святейшего Патриарха Иова. Второй по чести после Бориса Годунова боярин Государевой Думы князь Феодор Иоаннович Мстиславский, как уже отмечалось выше, был из Гедиминовичей, что могло вызывать опасения Святейшего Патриарха Иова и его духовных сподвижников(116). Зимой 1598 года политическое положение третьего по чести боярина Государевой Думы - князя Василия Иоанновича Шуйского, природного Рюриковича, но с Великим Княжением связанного только в древнем поколении: он был дальним потомком Великого Князя Суздальского Андрея Ярославича(117), было никак не сопоставимо со статусом Царского шурина, брата Царицы правителя Бориса Годунова. В «партию» князя Василия Иоанновича из думских могли бы войти его братья - князья Дмитрий и Александр Шуйские, но князь Дмитрий при этом был свояком Б.Ф.Годунова, он был женат на дочери Григория (Малюты) Лукьяновича Скуратова-Бельского и поддерживал Б.Ф.Годунова. Трое князей Трубецких, так же как и князь Ф.И.Мстиславский, были потомками великого князя литовского Гедимина. И хотя их пращур князь Кирибут-Дмитрий Ольгердович был участником Куликовской битвы на стороне Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского, на постоянную службу России князья Трубецкие перешли только вначале XVI столетия(118).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

В Софийском соборе опочивают мощи Святых Угодников Божиих: 1) храмоздателя, князя Владимира Ярославича Новгородского, открыто в гробнице из белого мрамора; 2) матери его Анны (Ингегерды, или Ирины), супруги в. к. Ярослава I, первой из княгинь, постригшейся в иночество, также открыто; 3) первоначального основателя Софийской церкви и первого новгородского епископа, Иоакима, прибывшего в Россию с царевною Анною, в 992 году; 4) Князя Мстислава Ростиславича, храброго внука Мономахова; 5) Князя Феодора Ярославича, старшего брата св. Александра Невского, перенесенные сюда из Юрьева монастыря в 1614 году; 6) Луки, второго епископа новгородского, обретенные и перенесенные сюда в 1558 году; 7) Антония Архиепископа; 8) Мартирия Архиепископа; 9) Аркадия Епископа; 10) Симеона Архиепископа 11) Василия Архиепископа; 12) Никиты Епископа; 13) Иоанна Архиепископа, 14) Григория Архиепископа и 15) Германа Епископа. Тут же погребены многие знаменитые лица, как-то: князь Изяслав, сын Владимира Мономаха ; князь Мстислав Ростиславич, внук Юрия Долгорукого; князь Василий Мстиславич, правнук Ростислава I; Стефан Твердиславич, посадник новгородский XVI века; архиепископы Новгородские XVI века: Митрофан, Спиридон, Далмат и Климент; архиепископ же XIV века Давид; епископ Феофил, ревностно защищавший Новгородцев в бедственные для них времена и пострадавший, вместе с Пименом, при царе Иоанне IV; первый новгородский митрополит, Александре; митрополит же Иов, восстановитель просвещения в Новгородской епархии, которою управлял с 1697 по 1716; Архиепископ Феофан (Прокоповиче) , знаменитый богослов и вития времен Петра I; митрополит Димитрий (Сеченов), отличный проповедник; Митрополит Гавриил, пользовавшийся уважением Екатерины II, и митрополит же Амвросий (Подобедов) . В верхней части храма, под особою главою, помещаются так называемые в древности церковные полати, или особое отделение на хорах, где в обширных покоях, под сводами, за железными затворами, находятся книгохранилище и ризница, наполненная редкостями, сбереженными от минувших веков; тут хранятся: лампада Корсунская, известная под названием лампады св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

возникло предположение о том, что в 20-х гг. XV в. Н. отправился на север - в Кострому, где основал Богоявленский мон-рь: «Может быть он (Никита Костромской.- Е. Р.) был тот преподобный Никита, ученик и сродник преподобного Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губернии) Высоцкого монастыря...» ( Иосиф (Баженов), архим. 1879. С. 16). Однако это предположение кажется сомнительным по целому ряду причин: сложно представить, чтобы практически слепой старец мог совершить столь далекое путешествие и стать во главе новой обители. К тому же все мон-ри, в которых ранее подвизался Н., находились под патронатом князей серпуховских и боровских и непонятны мотивы, побудившие подвижника в конце жизни поселиться на Костромской земле. Одним из доказательств истинности предположения о переселении Н. в Кострому служит пребывание в Богоявленской обители 3 сыновей серпуховского и боровского кн. Василия Ярославича Андрея, Василия и Ивана Меньшого. 10 июля 1456 г. по приказу вел. кн. Василия II кн. Василий Ярославич был арестован и отправлен в заточение в Углич. После неудачной попытки его освобождения верными людьми в 1461-1462 гг. боровского князя перевели в Вологду. По сведениям А. М. Курбского, младших детей Василия Ярославича, рожденных в ссылке, разлучили с родителями в юном возрасте и отправили под арест в Кострому (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 109; Ерусалимский К. Ю. Сборник Курбского. М., 2009. Т. 2. С. 165). В 1483 г. кн. Василий Ярославич умер в Вологде. Согласно приписке к Чертковскому списку Летописного свода 1533 г. (в редакции 1-й трети XVII в.) и данным синодика Троицкого Сыпанова мон-ря, его сыновья, умершие в заключении, были погребены в костромском Богоявленском монастыре: «Род Ярославичевъ, что на Костроме в Богоявленъском монастыре: Князя Иванна, Князя Андрея, Князя Василия, Князя Феодора» (РНБ. Тит. 3996. Л. 28 об.; Кузьмин. 2012. С. 292-293). Вплоть до нач. XX в. в подклете Богоявленского собора сохранялись их могилы под общим каменным надгробием.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

кн. Александра Ярославича Невского , единственный внук блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , за потомками к-рого с сер. XIII в. закрепилось Владимирское великое княжество . Однако право назначения вел. князя принадлежало хану Орды, куда в 1304 г. и отправился кн. Михаил. Следом за ним двинулся Г. Д., надеясь склонить хана на свою сторону. Г. Д. приходился Михаилу двоюродным племянником и, согласно древнерус. традиции наследования власти, не вправе был с ним соперничать. Более того, по принципу родового старейшинства Г. Д. уступал не только Михаилу Ярославичу, но и нижегородско-городецкому кн. Михаилу Андреевичу, сыну вел. кн. Андрея Александровича. По принципу же отчинному Г. Д. и в перспективе не имел прав на вел. княжение, т. к. его отец не владел Владимиром. Тем не менее Г. Д. вступил в борьбу (вопреки просьбе митр. Максима не соперничать с кн. Михаилом). В 1305 г., пока тверской и московский князья находились в Орде, Иоанн I Даниилович Калита, брат Г. Д., приехал на княжение в Переяславль, судьба к-рого в связи с предстоящим появлением нового вел. князя оказывалась неясной. Из Твери к Переяславлю подступило войско, к-рое было разбито московской и переяславской ратью. Хан Тохта решил вопрос о вел. княжении в пользу Михаила Тверского. Г. Д. намеревался оставить за собой хотя бы Переяславль. Из-за этого Михаил по возвращении на Русь осенью 1305 г. «ходил ратью к Москве на князя на Юрья и на его братью» вместе с ханским послом («Таирова рать»?). Очевидно, результатом похода было признание московским князем прав Михаила Ярославича на Переяславль. После этого младшие братья Г. Д.- Александр и Борис - отъехали из Москвы в Тверь. Зимой 1306/07 г. по приказу Г. Д. был убит находившийся в московском плену бывш. рязанский кн. Константин, к-рого отец Г. Д. захватил в плен во время боя под Рязанью в 1300 г. (в сражении на стороне рязанского князя участвовали татары). В результате в Рязани к власти пришли союзные Москве сыновья покойного пронского кн. Ярослава Романовича - брата Константина.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича (убиение его в орде) Декабрь Дата Память Св. Гурия, архиепископа Казанского (преставление) Пр. Нила Столобенского (день его кончины) Празднество пр. Аркадию в Новоторжском Борисоглебском монастыре Пр. Трифона Печенгского (преставление) Праведной благоверной княгини Иулиании Кончина св. Филиппа 2-го, Московского митрополита Январь Дата Память Празднование св. Филиппу, митрополиту Московскому Преставление святителя Акакия, епископа Тверского (панихида в Желтикове Успенском монастыре) День кончины святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского Память благоверной княгини Ксении, матери св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского, ради её тезоименитства с пр. Ксенией Панихида в Тверском кафедральном соборе по Тверским княгиням Преставление св. Моисея, Новгородского архиепископа Панихида в Новоторжском Борисоглебском монастыре по архимандриту Константину и сожжённых с ним Память пр. Ксенофонта Тутанского, ради его тезоименитства с пр. Ксенофонтом Преставление пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца Февраль Дата Память Пр. Трифона Печенгского, память ради его тезоименитства с св. мучеником Трифоном Преставление первого святителя Тверского, Симеона 1-го Панихида по всем, в Бозе почившим, Тверским архипастырям в Спасо-Преображенском Тверском кафедральном соборе Празднество св. благоверному Великому князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому (вместо 4 марта) Празднование св. Алексию, Московскому митрополиту (день его кончины) Преставление пр. Вассиана Март Дата Память Пр. Мартирия Зеленецкого Преставление св. Арсения 1-го, епископа Тверского Память пр. Тверским: Савватию и Ефросину Савватьевским, Савве и Варсонофию Тверского уезда Мученическая кончина св. благоверного Великого князя Георгия Всеволодовича Убиение св. Василька, князя Ростовского Преставление пр. Макария, Колязинского чудотворца День кончины святителя Феодора 2-го, епископа Тверского Апрель Дата Память Память пр. Нектария Бежецкого Преставление св. Варсонофия 2-го, епископа Тверского, Казанского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Феодосия находилась в той редкой поре своей жизни, когда чрево ее отдыхало, не вынашивая нового человечка. И она уже начинала скучать по беременности, ставшей ее привычным и естественным состоянием. Она подумывала о том, что когда приедет Ярослав, надо будет не отпускать его от себя до тех пор, покуда не появятся признаки, что она вновь отяжелела. Но теперь шел Великий пост, и она с удовольствием строго его соблюдала, вновь живя при гробе старшего сына, часто молясь у гробового камня. Той зимой, когда они все бежали из Новгорода от безрассудных крамольников, Феодосия уж было твердо решила просить мужа перевезти гроб с Феодором в Переяславль. Но тогда же случилось первое исцеление — одна жена новгородская, тяжко болевшая сливной коростой, сердечно помолившись у гроба Феодора Ярославича, вдруг получила избавление от недуга. Потом и другая такая же. Третьим исцелился купец, страдавший костоедою. Эти чудеса стали одной из причин общего вразумления, когда зажатые со всех сторон немцами, новгородцы взмолились о возвращении к ним Александра Ярославича. Теперь уж и никак нельзя было увозить отсюда Федю, коль он сделался чудесным залогом будущего новгородского послушания! А все же не своей он смертью помер. Отравили его. Не зря чуяло ее сердце. Теперь, когда начались чудесные исцеления, стало ясно, что он мученическую смерть принял, что он — святой. Сейчас, читая при его гробе Евангелие, Феодосия отчетливо вспомнила, как однажды маленький Федя похвастался отцу, вернувшемуся из очередного похода: «А я тут послушный был, молитвы учил, в церкви не баловался, святой молодец был!» Вот и сбывались его детские словечки — святой он и впрямь. Не зря, будучи маленьким, так любил святую воду пить. Как-то раз сказал: «Мы святую воду пьем, пьем, а у нас в животе хра-а-амы вырастают!» Погодите-ка, или это Саша так сказал?.. Нарожав и вырастив стольких детей, не мудрено, что Феодосия частенько путала, кто как себя проявлял, что говорил и какие совершал поступки. Вот кто, например, из них говаривал: «Пойдем в церковь — зажг-нём свечки»? Она уж не помнила. То что свечки любили все зажигать, это точно. А вот кто просфорки любил и помногу их съедал? Федя? Саша? Андрюша?.. Все-таки, кажется, Саша… Бывало, Федю накажут за шалости, а он его жалеет, тайком возьмет просфорку, обмакнет в мед и несет наказанному для утешения.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Святослав Юрьевич, сын Юрия Владимировича Долгорукого, родился около 1120–1140 гг., умер 11 января 1174 г. В летописном некрологе Святослав изображен праведником Божиим, который с детства страдал от злого недуга и которому Господь дал власть на небесах, хотя и лишил ее на земле. Сведения о прениях, которые Святославом якобы вел с некими учеными греками и латинянами, относятся к выдумкам В.Н. Татищева (XVIII в.), что не мешает им сохраняться в специальной литературе. Святослав (Николаи) Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родился в 1027 г., умер 27 декабря 1076 г. В 1054–1073 гг. был князем черниговским, а с 1073 г. до смерти занимал киевский стол. В течение 1054–1072 гг. Святослав и его братья Изяслав и Всеволод составляли своего рода “триархию”, совместно вершившую делами всей Руси. Это хорошо видно на примере канонизации Бориса и Глеба 20 мая 1072 г. Однако в марте 1073 г. Святослав с помощью брата Всеволода изгнал из Киева Изяслава и сам занял киевский стол. За эту “неправду” и “непослушание старшему” Святослава горячо упрекал Феодосий Печерский . Князь был любителем книг, о чем свидетельствуют два изготовленных по его заказу Изборника 1073 и 1076 гг., содержание которых отчасти соответствовало типу “энциклопедии” (εγκκλιος παιδεα). Феодор Ярославич, старший сын Ярослава Всеволодовича, родился в 1219 г. в Переяславле-Залесском, умер 10 июня 1233 г. в Новгороде. С 1228 г. Феодор вместе со своим братом Александром Невским часто пребывал в Новгороде, где оба малолетних князя наместничали в отсутствие отца. Зимою 1232/1233 г. по приказу своего дяди, великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, Феодор принял участие в походе на мордву. Скончался он внезапно, накануне собственной свадьбы, и погребен в соборе Св. Георгия (Юрия) Юрьевского монастыря под Новгородом. Местное почитание Феодора началось, вероятно, в 1614 г. с открытием и перенесением его останков в новгородский Софийский собор. Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, родился 26 ноября 1188 (или 1187 ?) г., торжественная церемония “постригов” и “всажения на коня” произошла 28 июля 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010