Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (Ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41). Второй сын галицкого кор. Даниила Романовича и вел. кнг. Анны Мстиславны, племянник Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , двоюродный брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского , Владимирских вел. князей Андрея Ярославича и Ярослава (Афанасия) Ярославича , Черниговского и Брянского блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого. В честь рождения сына, по одной из версий, вел. кн. Даниил Романович основал г. Львов. Впервые Л. Д. упоминается в источниках в 1233 г. В 1240 г. при подходе войск монг. царевича Батыя он вместе с отцом бежал из Юго-Зап. Руси в Венгрию. Из-за внешнеполитических угроз и снижения авторитета рус. князей во время монг. нашествия кор. Бела IV Арпад отказался выдавать своих дочерей за сыновей Киевского вел. кн. Даниила Романовича и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , претендовавших на верховную власть в Юж. Руси. Тем не менее в 1240-1241 гг. вместе с частью галицких бояр Л. Д. по приказу отца был оставлен в Венгрии ( Пашуто. 1968. С. 285). С 1242 г. Л. Д. принимал участие во всех внешне- и внутриполитических акциях вел. кн. Даниила Романовича. В 1242-1245 гг. вместе с отцом активно участвовал в борьбе за Галицко-Волынскую землю с блгв. вел. кн. Михаилом Всеволодовичем и его старшим сыном бывш. перемышльским кн. Ростиславом Михайловичем, с местным оппозиционным духовенством и боярами, а также с их венг. и польск. союзниками; 17 авг. 1245 г. отличился в битве под г. Ярославом на р. Сан. В 1246 г., после поездки вел. кн. Даниила Романовича в Золотую Орду и получения им инвеституры от ее правителя Батыя, происходит усиление внешнеполитического авторитета Галицко-Волынской земли среди зап. соседей. Результатом этого в 1246/47 г. стало согласие кор. Белы IV на брак своей младшей дочери Констанции ( после 1287/88) с Л. Д. Посредником в этом вопросе стал Киевский митр. свт. Кирилл II , к-рый посещал Венгрию во время поездки в Никею (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809; Пашуто. 1950. С. 87-88, 91-92).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

IV) Святой Роман Владимирович второй сын блаженного Владимира I Константиновича, кн. Угличского и блажен. княгини Фотинии – Евдокии; родился 1 октября 1235 года; с 1261 г. князь Угличский. В 1265 году сочетался браком с блаженною княжною Александрою († в 1281 г. и погребена в г. Угличе), но потомства не имел; † 3 февраля 1285 г. 3 ; мощи (части) его открыто почивают в Угличском Спасо-Преображенском соборе. Угличское княжество присоединено к Ростовскому. V) Димитрий I Борисович, первый сын Бориса Ярослава Васильковича кн. Ростовского (род. 24 июля 1231 г.; † 16 сентября 1277 г.) и кн. Марии Ярославны Муромской († 1297 г.): родился 11 сентября 1253 г.; зимою 1276 г, вступил в брак с княжною, неизвестною по имени (не Анна ли? 4 и имел детей: а) дочь (родившуюся около 1277 г. и в 1292 г. вышедшую в замужество за Ивана Димитриевича князя Переяславского); б) Анну, 8 ноября 1294 г. вышедшую в замужество за святого Михаила Ярославича князя Тверского; в 1318 г. она с именем Евфросинии постриглась в иночество в Тверском Софийском монастыре; † в схиме с прежним именем Анны в 1338 г. 2 октября и погребена в соборе Кашинского Успенского женского монастыря, откуда мощи ее около 1650 г. перенесены в Воскресенский собор 5 ; в) Василису (в 1294 г. вышедшую в замужество за Андрея III Александровича, Великого Князя Владимирского-Городецкого, сына святого великого князя Александра I Ярославича Невского); г) Михаила (род. 1286 г. и умершего вероятно в молодости), и д) еще дочь; в 1286 г. стал князем Угличским; со средины или конца 1288 г. – князем Ростовским; † в 1294 году, близ города Волока, приняв монашеский сан. Александр I Феодорович, сын князя Феодора (не Ярославского ли Ростиславича Черного?); в 1288 г. князь Угличский до 1289 года; † в 1294 году. VII) Андрей II Александрович Городецкий, третий сын Великого Князя Александра Ярославича Невского и Александры Брячиславовны, княгини Полоцкой; род. 1255 г.; с 1289 г. князь Угличский до 1293 г.; в 1294 г. Великий Князь Владимирский и женился на Василисе Димитриевне, княжне Ростовской; имел детей: Юрия, Михаила и Бориса; † 22 июня (иные 27 1304 г. схимником и погребен в гор. Городце в церкви святого Михаила 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нём дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тёсовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена - её тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского). Изначальный статус " княжеского " собора способствовал превращению Георгиевского храма - после того, как князья в Новгороде стали лишь наёмными военачальниками, - в княжескую усыпальницу. В 1198 году здесь погребли князей Ростислава Ярославича и Изяслава Ярославича, умерших в младых годах - один пяти, а другой восьми лет от роду. В 1233 году в соборе хоронили ещё одного князя-отрока - не дожившего ло 14 лет святого благоверного Феодора Ярославича, родного брата Александра Невского. В 1244 году умерла их мать, княгиня Феодосия Мстиславовна (в иночесте Евфросинья), её погребли в Георгиевском соборе рядом с сыном. Спустя два века с небольшим в соборном храме хоронили ещё одного князя - вечного скитальца Дмитрия Шемяку, отравленного в 1453 году в Новгороде, вероятнее всего, по приказу его брата, великого князя Московского Василия II Тёмного. Впрочем, находили последнее пристанище в Георгиевском соборе не только князья, но и посадники и новгородские архиреи. А в 1786 году сюда из упразднённого Благовещенского монастыря перенесли мощи святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, управлявшего Новгородской епархией в начале XIV века. Последнее по времени знаменитое захоронение - могила известных деятелей екатерининской эпохи братьев Григория, Алексея и Фёдора Орловых. В начале 1830-х годов их прах в Юрьев монастырь перевезла дочь Алексея Орлова, Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, на чьи деньги, собственно, при архимандрите Фотии и была предпринята реконструкция Юрьевой обители, совершенно её преобразившая. Анна Орлова-Чесменская, присматривающая за их захоронениями в храме, умерла в 1848 году; спустя без малого полвека в 1896 году, потомок Орловых А.В. Орлов-Давыдов получил дозволение перевезти прах предков в усыпальницу родовой усадьбы " Отрада " (с. Семёновское. Ступинский район). Увы, мощи там находились не долго. В 1924 году в " Отраду " пожаловала большевистская спецкоманда - кощунники вынесли останки Орловых из склепа и, разведя большой костёр, сожгли их.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» Москва, 7 февраля 2024 г.      Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе московского Симонова монастыря, и завершает подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове, сообщает Патриархия.ru . Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том также содержит статью о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного, византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю, вероятно, будут знакомы жития боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://pravoslavie.ru/158569.html

Поступил в продажу 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» Том продолжает публикацию статей на букву " Ф " МОСКВА. Поступил в продажу 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе Московского Симонова монастыря и завершает 71-го том подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том содержит статью и о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, писавшего под влиянием Плутарха; византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного; византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю вероятно будет знаком образ боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://sedmitza.ru/text/10358846.html

Иоанн Милютине, скорее подтверждают нашу догадку о принадлежности ему трактуемой повести. Кто бы впрочем ни был признан в науке составителем последней, справедливость требует сказать о нём, что он был писатель разборчивый и во всяком разе более осторожный в передаче исторических фактов, чем его продолжатели, относительно позднейшие «сказатели». Отстоя на несколько столетий от повествуемых событий, он ясно датирует Батыево нашествие, но умалчивает о времени местных происшествий, например, явления чудотворной иконы Феодоровской, сооружения для неё каменного храма великим князем Василием Квашней; не называет последнего Георгиевичем вместо Ярославича и внуком благоверного князя Александра Невского, как то делает ошибочно его интерполятор – автор находящегося в Спасозапруденском синодике «сказания». Замечаемые в повести недостаточно-ясные места, как то: о построении деревянных церквей и понятная в устах писателя XVII века неточность в наименовании князя Василия Ярославича не только Костромским, но и Галичским, искупаются у него некоторыми на мой взгляд ценными и совершенно определенными указаниями по части древнейшей топографии и церковной археологии города. Обращу ваше просвещенное внимание на одно из них. Сказав, что «чудотворная икона Богородицына принесена от Городца града на Кострому Феодором Стратилатом», автор повести поясняет: «понеже в те времена бысть на Костроме соборная церковь во имя великом. Феодора Стратилата, что на площадке». В приведенных словах в высшей степени примечательно и констатирование участия в чудесном явлении иконы могущественного покровителя города и точнее указание местоположения посвященного ему и, может быть, древнейшего в городе храма. В них идет речь не о площадке, на которой стоит всем известная церковь Воскресения, и не о площади пред теперешними соборами или старого кремля костромского; автор повести разумеет площадь, где в течение почти шести столетий находился храм Феодора Стратилата, который хорошо знают и единственно только его одного из всех городских церквей в XIII–XIV веках называют летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преставление благоверного князя Феодора Ярославича. Он был братом св. Александра Невского. В 1228 г. отец оставил их обоих в Новгороде, как представителей княжеской власти. Но новгородцы очень скоро взбунтовались, и князья должны были удалиться от них. В это время пожар истребил почти половину города, и начало умирать множество людей, так что новгородцы просили великого князя Ярослава послать княжить у них сыновей Феодора и Александра, и он согласился. Отцу хотелось женить Феодора, и уже избрана была невеста. Все было готово к браку, собрались и гости, как вдруг умирает жених. Тело Феодора, при великом плаче, было погребено в Юрьевом монастыре. В 1614 г. шведы, при разграблении монастыря, ища сокровищ, нашли тело князя совершенно нетленным, так и оставили у церковной стены. От мощей происходили исцеления. Тогда мощи св. князя были перенесены в Софийский собор, где они и почивают открыто. Преподобный авва Дорофей был человеком весьма образованным; он составил много подвижнических сочинений. «Когда начинал я учиться, – пишет о себе св. Дорофей, – то очень тяготился ученьем. Но когда стал принуждать себя, то Бог дал мне такое старание, что за книгой я забывал все и всех». Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. Служил с великой любовью и неутомимо больным и странным, в больнице и странноприимнице при монастыре. Впоследствии основал свой монастырь, где был игуменом. Скончался около 620 г. 6-е число Преподобный Виссарион жил в V веке, в Египте. В молодых летах принял св. крещение и начал вести жизнь благочестивую. А сделавшись учеником св. Исидора Пелусиота (память его 4 февраля), предался самым строгим подвигам: мало ел, – иногда по неделе, а иногда по 40 дней ничего но вкушал; мало спал, и то сидя, а не лежа, – однажды 40 суток простоял на одном месте без сна и пищи, углубившись с созерцание Бога и молитву; одежды почти не имел, покрывался рубищем только для прикрытия наготы. Постоянно слезы текли из его глаз, и частые воздыхания исходили из глубины его сердца. Посему еще при жизни св. Виссарион удостоен был дара чудотворений: так однажды, для утоления жажды своего ученика в пустыне, морскую соленую воду он сделал ключевой; опоздав на пути, остановил солнце, чтобы докончить путь. При такой своей нравственной высоте св. Виссарион имел великое смирение, приписывая все Богу. Однажды игумен приказал некоему из братии удалиться из монастыря за проступок. Вместе с ним ушел и святой в том убеждении, что и он грешен. Св. Виссарион скончался в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Настоящее, не сомнительно-историческое свидетельство о происхождении преподобного Феодора, а с ним вместе и всего княжеского «Острожского дома» представляют старинные памятники Киевских церквей, где записан «род князя Константина Ивановича Острожского», вскоре по погребении его в Киево-Печерской Лавре, следовательно, в 30-х годах XVI века. Там имена предков князя Константина излагаются в следующем порядке: Князь Георгий Князь Димитрий Князь Даниил Князь Феодор, в иноцех Феодосий, и т.д. Соответственно этому и ряд княгинь представляет следующие имена: Княгиня Варвара, Княгиня инокиня Елисавета Княгиня Василиса Княгиня Агафия, в инокинях Агрипина и т.д. Таким образом, мы прямо находим родоначальников преподобного Феодора в лице прадеда его, «князя Георгия» и жены его «княгини Варвары» и деда его «князя Димитрия» и жены его «княгини Елисаветы». «Несомненно, скажем словами покойного г. Максимович а, что эти имена были написаны для церковного поминовения ещё самим князем Константином, правнуком преподобного Феодора и потому это родоначалие князей Острожских должно принять за достоверное и нерушимое». 266 Остается только решить, кто же были эти приснопамятные родоначальники блаженного князя? На этот вопрос мы опять получаем ответ из тех же старинных памятников, но только уже не Киевских, а из одного древнейшего памятника Дубенской церкви на Волыни, который составлен, как в нем самом говорится, по «старейшим поминаниям» той же церкви. 267 Там князь Георгий и его княгиня Варвара прямо именуются «благоверными князьями Туровскими». 268 Эта не большая заметка, яснее всех генеалогических догадок старо-польских и южнорусских, указывает нам на князей Острожских, как на отрасль древнерусских князей Туровских и Пинских, которые в свою очередь происходили от святого, равноапостольного князя Владимира, но ужо не чрез внука его, Игоря Ярославича, отца Давидова, как того желают польские писатели, а чрез правнука святого Владимира, Святополка Изяславича II. Родной внук этого Святополка имел, в свою очередь внука, Владимира князя Пинского, а от сего то последнего и родился Юрий, или Георгий Туровский и Пинский, прадед преподобного Феодора. 269

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Посему противящийся власти противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» ( Рим.13:2 ). Таково заключение жития святого князя Игоря! † Преставление благоверного князя Феодора Ярославича Святый князь Феодор был старший сын князя Ярослава Всеволодовича, родившийся в 1219 г. По летописям он и младший брат его Александр в 1228 г. оставлены были отцом в Новгороде, как представители его власти. И не прошло года, как поднявшийся мятеж принудил их тайно уехать к отцу; в конце 1230 г. Ярослав снова призван был Новгородцами и опять оставил у них княжить Феодора и Александра. В этот раз в Новгороде была жизнь весьма тяжёлая. Страшный голод и мор истребляли людей; а страшный пожар опустошил почти половину города. В 1232 г. юный князь Феодор должен был отправиться на войну. Великий князь Георгий посылал тогда сына своего Всеволода против Мордвы. – Князь Феодор Ярославич и князья Рязанский и Муромский участвовали в походе Всеволода против мятежных дикарей. В следующем году видим Феодора опять в Новгороде. Юный князь, по воле отца, должен был вступить здесь в брак; для него уже готова была невеста и гости собрались и пир был готов. Но не свадебным весельем окончились приготовления, а плачем погребальным: жених скончался. Это было 5 июня 1233 г. 40 . Тело юного князя положено было в Юрьеве монастыре 41 . В 1614 г. во время нашествия Шведов, ругавшихся над всем святым, гроб святого князя был вынут и открыт наглыми солдатами Шведскими. По известию 1634 г. «Немцы в церкви великомученика Георгия, в монастыре, ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушима в княжеском одеянии и, вынув из гробницы яко жива, поставили у церковной стены 42 . Митрополит Исидор, услышав о том, выпросил у Делагардия дозволение перенести гроб в Новгородский Софийский собор; в это время не только оказались нетленными мощи девственного князя, но они источили исцеления. Святые мощи с того времени покоятся открыто при входе в приделе святого Предтечи 43 . «Будьте же и вы готовы; ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий» ( Лк.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Замечаемые в повести недостаточно ясные места, как то: о построении деревянных церквей и понятная в устах писателя XVII века неточность, в наименовании князя Василия Ярославича, не только Костромским, но и Галичским, искупаются у него некоторыми, на мой взгляд ценными и совершенно определенными, указаниями по части древнейшей топографии и церковной археологии города. Обращу ваше просвещенное внимание на одно из них. Сказав, что «чудотворная икона Богородицы принесена от Городца града на Кострому Феодором Стратилатом», автор повести поясняет: «понеже в те времена бысть на Костроме соборная церковь во имя великом. Феодора Стратилата, что на площадке». В приведенных словах, в высшей степени примечательно и констатирование участия в чудесном явлении иконы могущественного покровителя города и точное указание местоположения, посвященного ему и может быть, древнейшего в городе храма. В них идет речь не о площадке, на которой стоит всем известная церковь Воскресения и не о площади пред теперешними соборами или старого кремля костромского; автор повести разумеет площадь, где в течение почти шести столетий находился храм Феодора Стратилата, который хорошо знают и единственно только его одного, из всех городских церквей в XIII–XIV веках, называют летописи. Построенный, полагают, в честь своего ангела великим князем Ярославом Всеволодовичем по близости нынешней Богоотцовской церкви, где долгое время городская жизнь била ключом и ради скученного населения ставилось всего больше храмов Божьих, он служил на пространстве столетий религиозным средоточием города, был в нем главной церковью. Как таковой, св. Феодор был предметом самых теплых забот жителей и в числе их самих князей, местом их молитв и исключительных церковно-гражданских событий. Не без основания, он, а не другой какой храм удостоился чести стать первым селением явленной на Запрудне иконы Богоматери. Вел. князь Василий Ярославич после того, как деревянная церковь Феодора Стратилата дважды не в долгих сгорела, задумал «воздвигнуть церковь каменную соборную» на новом месте, «внутри града», – в кремле, «во имя пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Успения» с приделом, в диаконике ее, в честь великомученика Феодора Стратилата и перенести в нее чудотворную икону Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010