Окончив церковно-приходскую школу и Боровичское духовное училище, Василий Лебедев поступил в Новгородскую Духовную семинарию, расположенную в Антониевом монастыре. Благодаря замечательному педагогу Николаю Андреевичу Сперовскому, ставшему впоследствии епископом Рязанским Димитрием, одним из любимых предметов семинариста Василия Лебедева была история старообрядчества. Трудами Н. А. Сперовского будущие пастыри умело готовились к миссионерской работе; были организованы внеклассные занятия с участием воссоединившихся старообрядцев, вскоре стали устраиваться поездки по епархии для беседы с раскольниками, в них Василий Лебедев приобрел опыт умелого и горячего миссионера. На экзамене архиепископ Новгородский Феогност 45 минут расспрашивал Василия об истории старообрядчества, высоко оценив его познания. Было очевидно, что этот выпускник будет продолжать апостольское служение. Потому Владыка благословляет Василия Лебедева на поездку в Москву, на миссионерскую подготовку к архимандриту Павлу Прусскому, бывшему вождю раскола, а теперь старцу, аскету и известному писателю против старообрядчества. 1 апреля 1895 года в привычных стенах Антониева монастыря началась для Василия Лебедева новая жизнь: он принял иноческий постриг с именем Варсонофий и благословение на миссионерский путь. Через несколько дней после пострига монаха Варсонофия рукоположили во иеродиакона, потом во иеромонаха и назначили одним из миссионеров епархии. Молодому миссионеру приходилось преодолевать огромные расстояния, объезжая обширную Новгородскую епархию. Он проповедовал в глухих деревнях, вдали от городов и дорог. Каждая его встреча требовала особой подготовки; не высмеивая чужой веры, говоря горячо и убежденно, он достойно выходил из сложнейших ситуаций. Старообрядцы очень уважали молодого миссионера и сами приглашали на свои беседы. Беседы отца Варсонофия собирали до 500 человек под открытым небом, но он говорил и на постоялых дворах, в домах, на улице, на рынке, в вагоне поезда, в аудитории семинарии. Начиная беседу с простым народом о житейских делах, он потом незаметно переходил на религиозную тему. Он научился говорить языком своих слушателей и слушательниц, он любил их, понимал, поэтому дело его имело такой успех. Более всего отец Варсонофий жаждал не победы в споре, но спасения души своих слушателей. Многих заблуждающихся и равнодушных он вернул к православной вере.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Пермские и Соликамские (с 1885 г.): Ефрем Розанов 1883–1888. Владимир Никольский 1888 –1892. Петр Лосев 1892–1902. Иоанн Алексеев 1902–1905 40 . Никанор Надежин 1905–1908. Палладий Добронравов 1908. Подольская, учр. в 1795 г. Кафедра в Каменец-Подольске Архиепископы Подольские и Брацлавское (до 1799 г. „Брацлавские и Подольские“): Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819. Еп. до 1801. Антоний Соколов 1819–1821. Ксенофонт Троепольский 1821–1832. Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841. Арсений Москвин 1841–1848. Елпидифор Бенедиктов 1848–1851. Еп. Евсевий Ильинский 1851–1858. Еп. Иринарх Попов 1858–1863. Леонтий Лебединский 1863–1874. Еп. до 1873. Епископы: Феогиост Лебедев II 1874–1878. Маркелл Попел 1878–1882. Викторин Любимов 1882. Иустин Охотин 1882–1887. Донат (Бабинский) Соколов 1887–1890. Димитрий Самбикин 1890–1896. Ириней Орда 1896–1900. Христофор Смирнов 1900–1903. Климент Верниковекий 1903–1904. Парфений Левицкий 1904–1908. Серафим Голубятников 1908. Балтское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Каменец-Подольске): Феогност Лебедев II 1867–1870. Вениамин Павлов 1870–1879. Ианнуарий Попов 1879–1883. Иосиф Баженов 1884–1886. Анатолий Станкевич 1886–1887. Димитрий Самбикин 1887–1890. Акакий Заклинский 1891–1891. Николай Адоратский 1891–1895. Иоаким Левицкий 1895–1897. Менандр Созонтьев 1897–1902. Кирион Садзагелов 1902–1903. Тихон Василевский 1903–1905. Димитрий кн. Абашидзе 1905–1906. Никон Безсонов 1906–1909. Амвросий Гудко 1909. Полоцкая, учр. в 1104 г. 41 Епископы (в Полоцке): Мина 1104–1116. Илия 1120–1128. Косиа (грек) 1143–1156. Дионисий 1167–1183. Николай 1183. Каллист Владимир; упом. 121S. Алексий; упом. 1231. Симеон I; упом. 1260–1271. Иаков; упом. 1300. Григорий I; упом. 1331. Архиепископы: Феодосий 1391; упом. до 1415. Фотий 1415. Симеон II; около 1450–1456. Полоцкие и Витебские: Каллист II 1458–1459. Симеон III; до 1481. Иона Глезна; до 1492. Лука 1492–1504. Евфимий Окушкович-Босский 1504–1512. Симеон IV; упом. 1513. Иосиф Русин 1516–1523. Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Поскольку беспоповцы не признавали православных священников, то возник диспут об исповеди: можно ли исповедоваться у своих благочестивых старцев. Миссионеры объяснили, что исповедоваться можно, но это не будет таинством. Василий Лебедев, помогавший Сперовскому, прочитал присутствующим два отрывка из житий святых, где рассказывалось о том, как бесы окружали умирающего, исповедавшегося во грехах у мирянина, и как они отступали, когда больной вразумился и призвал священника. Этим чтением был закончен вечер встречи со старообрядцами. Пропев молитву, все разошлись. Подобных бесед было немало и в стенах семинарии. На них выявлялись наклонности молодого семинариста, выковывались его проповеднические дарования. Здесь требовалось не только основательно знать Священное Писание, учения Отцов Церкви, но и быстро уметь ориентироваться в старообрядческих книгах, владеть приемами убедительной речи. Наблюдая за замечательным педагогом, будущий монах Варсонофий приобретал опыт умелого и горячего миссионера. В 1894 году оканчивался для Василия Лебедева курс обучения в Новгородской духовной семинарии. Наступало время выпускных экзаменов. 24 мая архиепископ Новгородский Феогност (Лебедев), который регулярно посещал семинарию, желая лично знакомиться с успехами ее питомцев, целых 45 минут опрашивал Василия Лебедева по истории старообрядчества. Владыка высоко оценил выдающиеся познания выпускника. Было очевидно, что выбор жизненного пути у него будет связан с миссионерством. Окончив курс по второму разряду, он был определен помощником епархиального миссионера. Миссионерское дело в Новгородской епархии было поставлено на твердую основу. Каждый из священников на своем приходе должен был заниматься просветительской деятельностью, особенно в тех регионах, которые были заражены расколом. В глухих лесах и болотах обширной Новгородской губернии жили разных толков раскольники. С 1866 года миссионерской деятельностью стали заниматься члены Братства, основанного при новгородском Софийском соборе. Братство Святой Софии Премудрости Божией создавалось для нравственно-религиозного просвещения в духе Православной Церкви, проводимого в пределах Новгородской епархии. Устав Братства предписывал участие в нем почти всех священнослужителей. Но в состав Братства приглашались и все желающие православного вероисповедания, всех званий, обоего пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причт семинарской церкви Настоятелями семинарской церкви естественнее всего следует считать ректоров семинарии, хотя они, по своему положению, как главные начальники заведения, не вполне отвечают этому названию. Первым ректором семинарии, при котором строилась семинария, и устроилась церковь , был архимандрит Афанасий (Соколов). Ему преемствовали архимандриты: Феогност (Лебедев) 1842–1848 г., Христофор (Эммаусский) 1849–1850 г., Иоанникий (Горский) 1850–1855 г., Иоанн (Соколов) 1855–1857, Нектарий (Надеждин) 1857–1859; Леонтий (Лебединский) 1859–1860, Платон (Троепольский) 1860–1864), Палладий (Раев) 1865–1867, Павел (Лебедев) 1867–1869, Хрисанф (Ретивцев) (1869–1875). После Хрисанфа ректорами семинарии были протоиереи: Василий Стахиевич Княжинский 1875–1880 и настоящий ректор семинарии Николай Иванович Розанов, поступивший сюда из законоучителей Николаевского сиротского института. Ректора семинарии совершали богослужение только в высоко-торжественные праздники. Рядовое воскресное богослужение совершали другие священнослужители. До 1859 года не было здесь особого причта и богослужение совершал иеромонах Александро-Невской лавры о. Иерофей. Затем служили лица духовного сана, состоящие на службе при семинарии – каковы наставники, помощники инспектора, и даже сами инспектора; это были: Василий Петрович Полисадов (1845–1846 г.), о. Александр Кедров (около 1848 г.), о. Петр Иванович Зыков, а также иеромонахи: о. Леонтий (Лебединский), о. Иосиф, о. Павел. С 1859 г. при о. ректоре Нектарии установлен особый штат. По этому штату священнику положено 400 руб. жалованья в год, а диакону 300 р. в год. Первым штатным священником был Иоанн Рахинский, служивший до 1863 г. С 14 сентября 1863 г. служил инспектор Александро-Невского духовного училища Николай Мансветов. С начала 1870 г. обязанности семинарского священника нес преподаватель св. писания в семинарии свящ. Лаврентий Васильевич Гурнов. С февраля 1875 г. священником состоял Иоанн Степанович Нечаев, бывший в тоже время и помощником инспектора семинарии. С июня 1879 г. священником состоит учитель Александро-Невского духовного училища Николай Иванович Судаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Свою задачу члены Братства видели в необходимости оградить население от влияния неправославных учений. Выполнение этих важных задач было возможно через развитие церковно-приходских школ и открытие новых, через продажу церковной литературы и организацию миссионерских библиотек. Способствовало этому возведение новых храмов в местах, населенных раскольниками. Чтобы усилить миссионерское направление в жизни епархии, в 1893 году для этой работы выделили двух священников и двух помощников. Владыка Феогност, высоко оценив познания Василия Лебедева, решил по окончании им семинарии отправить выпускника для подготовки к делу миссии в Москву к известному архимандриту Павлу Прусскому . Архимандрит Павел (Леднев, 1821–1895), уроженец Сызрани, был известным деятелем раскола федосеевского толка. В 27 лет он отправился в Пруссию, где устроил раскольничий монастырь, управлял им 18 лет и считался вождем федосеевщины. Он был самоучкой, основательно знал древнерусскую и святоотеческую литературу. Внимательное изучение книг и сопоставление наследия отцов Церкви с учением раскольников убедили инока Павла в неистинности последнего. В 1868 году он присоединился к единоверию и переселился в Никольский единоверческий монастырь в Москве, а вскоре был избран его настоятелем. Былые заблуждения архимандрит Павел направил на службу истинному учению. Он оставил много сочинений, которые издавались Священным Синодом. Писал ясно и просто, доказательно опровергая все пункты учений раскола. Переход его в единоверие имел огромное значение для миссионерского дела. Кроме того, старец весьма почитался народом. Встреча помощника миссионера Василия Лебедева со знаменитым миссионером Павлом Прусским произошла за год до блаженной кончины старца. Их беседа не только утвердила начинающего миссионера в выборе своего призвания, но и в значительной степени повлияла на решение последовать иноческому пути. Начав миссионерскую деятельность, Василий Лебедев убедился, что призван целиком посвятить себя проповедничеству и что это возможно, лишь если он станет монахом. Монашеские наклонности постепенно воспитывались в нем древней Антониевой обителью, в стенах которой протекала учеба в семинарии. Решающее влияние на выпускника оказал его учитель Н. А. Сперовский, который принял монашество в сентябре 1893 года, и на следующий год этот шаг совершил Василий Лебедев. А под впечатлением бесед с иеромонахом Димитрием созрело решение всецело посвятить себя служению Богу и ближнему. Поездки по монастырям укрепили решимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1688 – 1689. Издан. Общ. Люб. Дух. Просвещ.). Но ничего такого из истории собора 861 года неизвестно, поэтому рассуждения Зонары и Вальсамона нужно признать неосновательными. Очевидно, эти писатели смешали обстоятельства деятельности собора 861 года с обстоятельствами, при каких происходил седьмой вселенский собор. Ученый канонист Гефеле думает, что собор назван так потому, что он делился на два отдела: один был посвящен рассуждениям об Игнатия, а другой об иконоборцах, почему деяния этого собора, посланные в Рим, заключены были в двух разных томах (Conciliengesch. IV, 230. 233 – 4). Но объяснение это трудно принять, потому что отделы деятельности собора не могут составлять собою отдельных соборов, что выражается наименованием «Перво-второй». Вероятнее объяснение Гергенретера, который полагает, что так как прежде 861 года был другой собор в. Константинополе в 858 году, тоже в храме св. Апостолов, для рассуждения о действиях Игнатия, который, лишившись кафедры, стал противодействовать новому патриарху – Фотию, то дальнейший собор (861 г.) и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй или Двукратный (Hergen. I, 438). 108 Эти акты были сожжены на соборе Константинопольском в 869 г., где с церковной стороны руководителями были Игнатиане. 110 Папа Николай в последствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устрашены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium. Mansi. Conc. T. XV, 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т.е. действовали в пользу Фотия (Libellus Ignatii ad Nicolaum papam, col. 860. Migne, Gr. ser. tom. 105). Но очевидно это клеветы не удовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. IV, 230), и когда обманулся в этом, начал рассказывать, что будто легаты его действовали не так, как должно, вследствие тирании в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

16 . Митрополит всея России Петр//Богословский вестник, 1893, кн. 1. 17. 18. Митрополит всея России Феогност//Богословский вестник, 1893, кн. 2. 19. 20. Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и их духовенству//Богословский вестник, 1893, кн. 6 и 7. 21. 19 . Митрополит всея России Кирилл III (первый после нашествия монголов)//Богословский вестник, 1894, кн. 1 и 2. 20. 21. Митрополит всея России Максим//Богословский вестник, 1894, кн. 5. 22. 23. Записка под заглавием «К вопросу о церковной реформе», состав ленная в начале 1906 г. и в том же году напечатанная в Москве на правах рукописи в количестве 100 экземпляров. 24. Статьи, напечатанные в «Известиях Отделения русского языка и словесности» по избрании меня в Академию Наук. 22 . Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представлявшей собою у последних высший курс грамотности. 1904, т. IX, кн. 2. 23. 24. О погрешностях одного места в первоначальной летописи, остаю щейся незамеченною. Там же. 25. 26. Херсонские священномученики, память которых 7-го марта. 1907, т. XII, кн. 1. 27. 28. По поводу перестроя В. И. Ламанским истории деятельности Кон стантина Философа, первоучителя славянского. 1907, т. XII, кн. 2. 29. Печатные отзывы о книгах Бенешевича, Платонова, епископа Арсения, Голубева, Воцлава Вондрака, Кузнецова и др. 10. Последние годы. Юбилеи К истории ученой деятельности относятся юбилеи этой деятельности. У меня было два юбилея: один, предполагавшийся к празднованию, но не празднованный, и другой, празднованный. Первый юбилей – 25-летие моей ученой деятельности 1883 года 19 августа. О праздновании этого юбилея хлопотали А. П. Лебедев и А. П. Смирнов . Вероятно, они посылали извещение в семинарии с той целью, чтобы были присланы мне поздравления в день юбилея. В Академии был написан кем-то мне адрес, которого почему-то не хотели подписать Н. И. Субботин и Д. Ф. Касицын. Из-за моего юбилея у А. П. Лебедева и Д. Ф. Касицына была сильнейшая брань. Ректор Академии С. К. Смирнов довел до сведения академического братства чрез Н. Ф. Каптерева , что празднования юбилея не желает митрополит. В «Современных известиях» Никиты Петровича Гилярова была кем-то напечатана заметка, будто празднования моего юбилея не желают мои товарищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

208 Эти акты были сожжены на Константинопольском соборе в 869 году, где с церковной стороны руководителями были игнатиане. 209 Папа Николай впоследствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устранены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium//Mansi. Т. XV. P. 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т. е. действовали в пользу Фотия (Theognosti Libellus Ignatii ad Nicolaum papam. T. 105. Col. 860 ). Но, очевидно, это клевета неудовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. Op. cit. Bd. IV. S. 230) 213 Ibid. Странно выходит, что фотиане, по смыслу писателей собора, все молчат, как будто бы они и рта могут открыть в свою защиту. Очевидно, описатели старались стушевать деятельность фотианской партии на соборе. 217 По изысканиям Гергенрётера, как на Востоке, так и на Западе иногда практиковался обычай, по которому на суде против епископа считалось необходимым иметь до 72 свидетелей. Hergenrdther. Op. cit. Bd. I. S. 426. 218 Что в самом деле против Игнатия выставлено было 72 свидетеля из мирского звания, в этом едва ли можно сомневаться, так как некоторые из этих свидетелей позднее, на соборе 869 г., должны были принести публичное покаяние в содеянном ими поступке. 219 Нужно сказать, что, действительно, даже приверженцы Игнатия, говоря о поставлении его в патриархи, с особенным ударением указывают на волю императрицы Феодоры и совет инока Иоанникия (См.: Nicetas Paphlago. Op. cit. Col. 501 ). 220 Сомнительно, чтоб собор воспользовался этим правилом против Игнатия; правило мало относилось к делу. вообще, видно, что обвинение предъявлено было против Игнатия светскою властью, и свидетели тоже, очевидно, выставлены правительством. Вероятно, само же правиелъство для водворения мира в государстве потребовало собора осуждения Игнатия, что и сделано собором ввиду настойчивых требований светской власти, – исключительно во имя общественного блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

27 декабря 1898 год ? 12 Достолюбезнейший отец архимандрит Арсений! От души приветствую Вас с ректорством в Московской академии. Желаю, чтобы новый владыка был бы чужд местного предрассудка о неудобстве в Московской академии ректора епископа, ибо именно в той академии нужен епископ, так как только в ней он не будет отвлекаем для епархиальной суеты, а разве иногда для украшения Лаврской службы, что тоже весьма желательно. Впрочем, это дело будущего, а пока утешаться будем настоящим. Корпорация Вас приемлет с радостью, о студентах в сем году сведений не имеем, но, вероятно и они рады. Да поможет Вам Матерь Божия и Преподобный Сергий. Любите и отца архимандрита Павлина, что Вы конечно и делаете. Сердечно преданный епископ Антоний. 16 августа 1899 год ? 13 Ваше Высокопреподобие, Достоуважаемый отец ректор! Если удобно, то по прежним примерам разрешите трем студентикам нашим, весьма благонравными, которые будут являться в Лавру 16-18 декабря, прожить по деньку и переночевать у студентов, а если сие неудобно, то не стесняйтесь [неразборчиво]. Кто будет Санкт-Петербургским? Антоний [Вадковский], Флавиан [Городецкий], Владимир [Богоявленский], Феогност [Лебедев]? Вероятно, все объявится до святок. Преданный епископ Антоний 12 декабря 1899 год ? 14 Преосвященнейший Владыко! Благоволите принять 3-ий том моих сочинений: веленевый экземпляр Вам и отцу инспектору, а простые — отцу Анастасию и в обе библиотеки, да в Редакцию — итого 7 экземпляров 3-го тома, затем остается еще экземпляр 2-го и 3-го тома, кои благоволите переслать Д.Ф. Голубинскому. Надеюсь впоследствии и другим профессорам раздобыть по экземпляру. Второй том я переслал Вам с отцом архимандритом Иннокентием [Пустынским]. Прошу молиться за нелицемерно преданного епископа Антония. 3 марта 1900 год Читать дальше » Личный фонд Владыки Арсения (Стадницкого) в Государственном Архиве Российской Федерации 10 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/5540.html

3 авг. тело Л. было перенесено в Алексиевскую ц. Чудова мон-ря, где 4 авг. архиеп. Новгородский Феогност (Лебедев) в сослужении неск. епископов, архимандритов и белого духовенства совершил заупокойную литургию и отпевание. 5 авг. Л. был погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, рядом с могилой архиеп. Рязанского Моисея (надгробие в виде мраморной плиты воссоздано). На отпевании и погребении присутствовали вел. кн. Сергей Александрович с вел. кнг. св. Елисаветой Феодоровной , обер-прокурор Саблер. Л. являлся почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей духовного просвещения и др. учреждений. 2 дек. 1882 г. избран почетным членом ИППО. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1866), св. Владимира 2-й степени большого креста (1869) и св. Александра Невского (1877), бриллиантовым крестом на клобуке (1882). Биографы отмечали у Л. яркий дар проповедника. Уже на одной из его семинарских проповедей наставник сделал помету: «Сочинитель подает лестныя о себе надежды... он со временем будет прекрасным проповедником, и первый опыт сей довольно зрел». Архипастырские назидания Л. считались простыми и задушевными, «свободными от диалектических тонкостей и извитий мысли» ( Корсунский. 1893. С. 406). По силе воздействия на слушателей их сравнивали с проповедническими трудами архиеп. Херсонского и Таврического свт. Иннокентия (Борисова) . Важнейшим источником сведений о жизни и служении Л. являются его автобиографические заметки, написанные в 1887 г. (Мои заметки и воспоминания. 1913-1914). Соч.: Слова, поучения и речи. СПб., 1867, 18762. 2 т.; 18883. 2 т.; Послание пастырям Херсоно-Одесской епархии. Од., 1875; Последнее слово к одесской пастве и прощание с ним паствы. Од., 1875; Слова и речи к Холмско-Варшавской пастве. Варшава, 1881; Письменное приветствие// Спасский П. Н., сост. 150-летие Новгородской ДС: Юбил. сб. Новг., 1891. С. 81-82; Слово, произнесенное в Варшавском кафедральном соборе… 1 дек. 1891 г. при прощании с Холмско-Варшавской паствой. Варшава, 1891; Слово при вступлении на Московскую кафедру. М., 1891; Из лекций по нравственному богословию. Серг. П., 1892; Слово, сказанное по случаю освящения храма в здании МДА, 20 сент. 1892 г.//БВ. 1892. Т. 4. 10. С. I-IV; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа: Труд свт. Алексия, митр. Московского//ДЧ. 1893. Т. 1. 3. С. 133-139; Мои заметки и воспоминания//БВ. 1913. Т. 3. 9. С. 142-170; 10. С. 310-331; 11. С. 610-623; 12. С. 803-820; 1914. Т. 1. 1. С. 137-153; 2. С. 279-295; 3. С. 538-560 (отд. отт.: Серг. П., 1914).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010