Мукачевский монастырь В веках Православие в Закарпатье стало испытывать сильное давление со стороны католичества и реформации. По инициативе местных правителей и церковной верхушки было инициировано заключение в 1646 году Ужгородской унии. Согласно унии, «новая церковь» хранила восточный обряд и язык богослужения, но признавала догмат о римском папе и его власть. После смерти епископа Василия (Тарасовича) униатским епископом был избран Петр Парфений, а православным епископом – Иоанникий (Зейкан). Последний был вынужден в 1663 году оставить Мукачевский монастырь и руководить епархией из Имстичева и Угли (Угольки). С этого времени для православной веры начались тяжелые времена гонений. Центром сопротивления унии и латинизации оставалась Мараморощина (восточная часть Закарпатья), где в конце – начале столетий было основано около десяти монастырей. Среди них, согласно «Списанию обителей Мараморошских», были Драговский, Кричевский, Боронявский, Бедевлянский, Белоцерковский, Вильхивский, Бичковский монастыри. Все они основаны стараниями православных владык Иосифа (Стойки; 1690–1711) и Досифея (Федоровича; 1717–1735), которые стремились создать крепкий плацдарм для обороны Православия. Австрийская власть встала на сторону униатской церкви и сделала все, чтобы не допустить выборов нового православного владыки, а императрица Мария-Терезия заявила, что на Закарпатье православных больше не существует. Восточный обряд и православная вера сохранились благодаря преданности местного населения вере своих предков и деятельности отдельных униатских священников. Известна борьба против латинизации писателя-полемиста Михаила Андрелли (1635–1710). Он открыто отрекся от унии и написал несколько полемических произведений; наиболее известные из них – «Логос» и «Оборона». Спасаясь от преследований, он переселился в Изу, где и умер. Его дело продолжил отец Иоанн Раковский (1815–1885), который имел значительное влияние на возрождение Православия. Преподобный Алексий (Кабалюк) Карпаторосский В начале ХХ века в Закарпатье началось возрождение Православной Церкви. Венгерское правительство всячески пыталось препятствовать этому, считая, что движение за возрождение Православия носит выраженный социальный и национально-освободительный характер. Власть организовала два судебных процесса против православных в Мараморош-Сиготе (1903–1904 и 1913–1914 гг.), но эти судебные преследования не могли остановить возрождение Православия. Во главе православного движения встал преподобный Алексий (Кабалюк; † 1947).

http://pravoslavie.ru/28809.html

В 1741-м же году скончался иеродиакон Трифиллий Богоявленский, в мире Тимофей, сын Киевского мещанина, родившийся в 1700-м году, постриженный в монашество в Смоленск, в Троицком Монастыре, в 1722-м году и рукоположенный во иеродиакона в Москве, где он был и Богоявленском Монастыре, в 1723-м году, Греческим архиереем Григорием Мирликийским 2115 . В 1742-м году скончались иеромонахи Пимен (Родкевич) и Исаия (Хромцов) и иеродиакон Дамаскин. Иеромонах Пимен, в мире Парфений Иванович Родкевич, сын православного священника города Орши, родился в 1683-м году, был в Смоленск, архиерейским певчим, в 1710-м году посвящен во диакона в село Тюнино, Смоленского узда, и через неделю – во иерея, в 1715-м году, по вдовству, постригся в Смоленском Троицком Монастыре. Имел «искусство переплетать книги» 2116 . Иеромонах Исаия, в мире Иван Федорович Хромцов, сын посадского человека города Рославля, родился в 1693-м году, пострижен в Рославльском Спасском Монастыре в 1717-м году, в 1719-м году рукоположен во иеродиакона, в 1711-м году – во иеромонаха 2117 . Иеродиакон Дамаскин, в мире Даниил, сын священника села Бобровников города Зенкова Симеона Иванова, бывшего впоследствии иеромонахом в Сорочинском Монастыре, он принял монашество в Медведовской Пустыни в 1731-м году, после этого 5 лет жил в Сорочинском Монастыре, во иеродиакона посвящен 1737 м году ризничим в Нежинский Монастырь 2118 . Указом Святейшего Синода от 31-го марта 1735-го года предписано было всех монашествующих, постриженных вопреки запретительным указам 28-го января 1723-го года 2119 и 10-го июня 1734-го года 2120 , лишить монашества. По первому указу, повелено было впредь никого не постригать в монашество, а на убылые места определять отставных солдат. По второму указу, повелено было отнюдь никого ни из каких чинов не постригать, кроме вдовых священников и диаконов и отставных солдат, «которых указами постригать в монашество повелено». В Александро-Невском Монастыре оказалось 2 таких монаха – Адриан и Дионисий – из монастырских крестьян, постриженных в Староладожском Монастыре. Они были лишены монашества и отосланы на прежние места жительства. Кроме того, оказались присланные самим Святейшим Синодом «для необходимых в церковном священно-служении и пении нужд и определения в штат» 2 иеродиакона – Варлаам (Неделя), постриженник Домницкого Монастыря, и Леонтий (Войцешенко), постриженник Киево-Печорского Монастыря, оба постриженные после запретительных указов. В виду «умаления братии» они оставлены были без расстрижения и монастырское начальство – наместник с экономом – требовали о них особой резолюции у Святейшего Синода 2121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Князь Трубецкой, женатый два раза, на графине Анастасии Гавриловне Головкиной (ум. 1735 г.) и на Анне Даниловне Херасковой, рожденной княжне Друцкой, имел от обоих браков семь сыновей и три дочери. Из детей фельдмаршала Трубецкого сыновья Юрий и Николай были действительными тайными советниками, а дочь, княжна Елена, вышла за князя Александра Алексеевича Вяземского, знаменитого генерал-прокурора в царствование императрицы Екатерины II. Известный писатель наш Мих. Матв. Херасков был пасынок кн. Н. Ю. Трубецкого. (Словарь достоп. людей русск. земли, Бант.-Каменского, 1836, ч. V. – Росс. родосл. книга, кн. Долгорукого, 1854, ч. I. – Список воен. генер., 1809. – Собр. списков кавалер. орден., 1814. – Дневник Берхгольца, 1858, ч. I и II. – Anecd. intéress. de la cour de Russie. Londres, 1792. – Russische Günstlinge, v. Helbig. 1809, S. 223 etc). 706 Граф Николай Федорович Головин, сын боярина, фельдмаршала, генерал-адмирала и первого андреевского кавалера графа Федора Алексеевича, родился в 1695 г., и по кончине отца, после которого остался 11 лет, помещен Петром I в московскую математико-навигацкую школу, потом отправлен в чужие края, служил в Голландии, ходил на английском военном корабле до Португалии, был в Смирне, Кипре и у берегов египетских и, во время пребывания своего в Лондоне, вместе с постельничим Салтыковым, заказывал и покупал корабли для русского флота, а в 1714 г. там же за долги посажен в тюрьму. Возвратившись в отечество в 1715 г., граф Головин был произведен в лейтенанты (1717 г.), ходил из Ревеля в крейсерство в 1719 г., но вопреки данной ему инструкции не высадился на Аланд, о чем представил законное объяснение, и в том же году послан с открытым письмом к английскому адмиралу Норрису, которого должен был пригласить удалиться от русских берегов, если не желает быть встречен неприязненно. В 1720 г. Головин произведен в капитан-лейтенанты, а в 1721 г. в капитаны 3 ранга «не в очередь». По кончине Петра I в 1725 г., императрица Екатерина I отправила графа Головина посланником в Швецию и назначила ему по 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

8 июля 1715 года (а именно эту дату указывают разные авторы, пишущие о присутствии Петра I на освящении церкви на Тосненском яму) царь в Тосне не был по существенной причине: он находился в очередном морском походе. Чтобы не быть голословной, приведу запись от 6 июля 1715 года из походного журнала, «писанного собственною рукою Государя на белых страницах листового печатного календаря» : «Во имя Господне пошли в путь свой, ветром норд-остом, в 9 часу по утру, и при захождении солнца увидели с фордета Гоглант…» . Сопоставление событий, отраженных во всех походных журналах 1715 года (их несколько) и иных источниках, с календарной сеткой дает исчерпывающую информацию на этот счет: пути царя в 1715 году через Тосненский ям не проходили, а 1716 год царь провел в Европе, как, впрочем, и большую часть 1717 года. Но мог ли присутствовать царь Петр на освящении тосненской церкви в 1717 году, если именно в этот год она была построена? Теоретически да, потому что, вернувшись в 1717 году из долгой поездки по Европе, Петр Первый в декабре 1717 года проезжал через Тосненский ям, когда спешил в Москву для проведения следствия по делу царевича Алексея Петровича. С царевичем Алексеем он и возвращался из Москвы через Тосну в марте 1718 года. Известно, что эти поездки были очень спешными, а страницы русской истории тех лет окрашены в мрачные тона. Рискнули бы в такое время подойти к царю ямщики или сам священник со своей просьбой о присутствии самодержца на освящении церкви? И согласился бы задержаться в пути царь Петр, когда его мысли занимало следствие, и когда он готовился к сведению счетов с сыном? Автор данного исследования склоняется к мысли, что и в 1717 году царь Петр не присутствовал на освящении церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на Тосненском яму. Архивные материалы, события, происходившие в России в 1715–1717 годах, исследование духа того времени приводят к однозначному выводу: на освящении тосненской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Петр Первый быть не мог.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

А с 1716 г. сбирать те деньги лантратам, и сколько тех денег в Монастырском Приказе на сей год собрано и чего не добрано будет и за чем та доимка, о том прислать из Монастырского Приказа к предбудущему 716 году ведение и именные росписи. И Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по прежнему своему Великого Государя указу о посылке послушных указов в переписном деле и в присылке ведения и именных росписей к 716 году свой Великого Государя указ учинить в Монастырском Приказе тебе, боярину Князю Петру Ивановичу с товарищи. 44. Указ Монаст. Приказа от 7 февр. 1717, о надлежащем отправление государствен. сборов в вотчинах его ведомства. Из кн. Мон. Пр. 1713, 95. Лета 1717 февр. в      7 д. А буде они тех денег сбирать и высылать в скорых числах не будут, а из губернской канцелярии и из оных приказов тех денег будут требовать на Монастырском Приказе, и за те архиерейских домов приказным людям, а в вотчинах приказчикам и ведомцам быть в жестоком наказании, и взят будет штраф, а на архимандритах, и игуменах, и игуменьях взят будет штраф и сосланы будут в дальние монастыри в подначальство, а стряпчие будут биты на правеже без всякого милосердия и пощады. А сверх указных сборов ни на какие расходы со крестьян ничего сбирать не велеть. А в присутствующие патриаршии дворцовый и казенный приказы с сего указа послать копии. Подлинный Великого Государя указ за закрепою комиссара Луки Владыкина, дьяка Артемья Корницкого. 45. Указ Монаст. Приказа от 7 мар. 1717, о взимании приводной пошлины в Монаст. и подведомых ему приказах. Из кн. Пр. 1713 г. 95. 1717 г. марта в 7 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича боярин князь Петр Иванович Прозоровский приказал всяких чинов с людей и с крестьян, которые по челобитью и по всяким делам приведены будут в Монастырской Приказ и при свободе из Приказу с тех людей писать со всякого человека против других судных и прочих приказов приводных денег по четыре алтына по две деньги с приводца, и те приводные деньги записывать в приходную книгу, и под делами старым и молодым подьячим подписывать, в котором месяце и числе с кого такие деньги взяты будут именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Дело 39 О беглой женке, (выводной). Дело 40 1717 г. В Земской канцелярии. О записке московского двора по купчей того же года. Дело 41 1717 г. Подьячие московской Губернской канцелярии определены были к переписному делу для собрания четвертого жеребья… переписывали жильцов в домах для взятья с них того жеребья. Помета: когда платить нечем, – сослать на каторгу. Обвиненный ответчик (о бесчестье) держался в приказе Земских дел; но из приказа Большой Казны прислан указ, чтоб прислать его туда, потому что он как тамошний подьячий с 1705 году у приходу и расходу денежной казны и не считан. В Земской канцелярии помечено: «ответствовать о сем, что он подьячий повинен заработать означенный иск и пошлины каторжною работою, как о том именно царского величества указ повелевает; а в счете с 1705 году по нынешней год чрез 14 лет видно приказных людей понаровка, и ныне под видом оного счета хотят его извинить от каторжной работы. Тогда он все заплатил сполна. Лета 1717 г. февраля 25 д. с.-петербургский житель Петр Козмин – продал я дворянина Володимера Семенова сына Борзова человеку его Никифорову Прокофьеву сыну Прыткому двор свой со всяким дворовым и хоромным строением, что на том моем дворе есть, и с землею за Ильинскими вороты на Покровке в приходе у церкви Николая чудотворца, что в Блинниках... 1719 г. сент. 24 д. в канцелярии Земских дел... сия купчая чтена и явлена. Вязка 776 Дело 1 1717 г. Дорогобужского помещика Воронца о беглых крестьянах, скрывающихся в Карачевском уезде у помещика Соковнина. (В Карачевском Воеводском правлении). Выписка сделана так, что лист перегнут и на одной стороне писаны обстоятельства дела, на другой законы. Выписка сделана в 1719 г.; решенье последовало в 1730 г.: взять крепости. Представлена выпись из писцовых книг по Смоленскому уезду 176 г. Крестьяне русские, а помещик их Воронец поляк и не знает по-русски. Поместье (имение) то принадлежит вдове Домне Богдановой и по заручной челобитной справлено за женихом ее Казимиром Воронцом. Помещика Соковнина, живших у нее, беглых крестьян, по предъявлении о них иска, велено выслать, а пожитки их побрали к себе. В 1730 г. в карачевской канцелярии Воеводского правления доездные памяти поданы, ездят канцеляристы. В 1731 г. опись, для которой посылается отставной прапорщик Федор Носов. Ему дается инструкция и вместе с тем указ «карачевского шляхетства фискала». Крестьяне вышли с дубьем и не пустили. В августе 1731 г. карачевская канцелярия вошла о том с доношением в белогородскую Губернскую канцелярию, что ей собою управиться нечем. Белогородская Губернская канцелярия послала указ в севскую Провинциальную канцелярию; а сия уже послала указ в карачевскую. Велено в марте 1732 г. учинить, как указы повелевают. Новая инструкция отставному ротмистру. Он взял 24 человека служилых людей; но и их с дубьем встретили и не пустили, отбили прочь. Новая инструкция карачевскому помещику Туранскому. Оценка, отдача в иск. Дело перенесено в Судный приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По свидетельству вкладной книги, обители также жертвовали и колокола (Вкладная книга. 1883. С. 11-13, 17). В 1652 г. от царя Алексея Михайловича поступил колокол в 1200 пудов (свыше 19,6 тонн), к-рый, возможно, первоначально предназначался Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю . Согласно записи во вкладной книге, на колоколе была надпись, содержавшая сведения о том, что он отлит «Пресвятыя Богородицы заступлением и преподобного отца Саввы Сторожевского молением, и повелением Великого государя Царя и Великого князя Алексиа Михайловича… в преименитом царствующем граде Москве в лето 7160» (Вкладная книга. 1883. С. 26). В 1717 г. царь Петр I по челобитью братии Н. П. м. приказал перелить разбитый большой колокол, вес которого теперь составил 1100 пудов (свыше 18 тонн; воспроизведение надписи см.: Ювеналий (Воейков). 1802. С. 13). На уменьшение веса Благовестника 1717 г. по сравнению с 1652 г. указывает сопоставление надписей на них. Снегирёв увидел в решении царя знак его внимания к обители, особо подчеркнув, что оно принималось во время Северной войны 1700-1721 гг., когда мн. колокола переливали на пушки. Однако уменьшение веса колокола позволяет интерпретировать отливку Благовестника в 1717 г. не только как знак особой монаршей милости, но и как неполноценную компенсацию (возможно, при финансовом участии государя) предмета церковного обихода. Новый колокол разбился при пожаре в 1812 г., из его меди в 1816 г. был отлит новый большой колокол весом в 827 пудов (свыше 13,5 тонн) ( Снегирёв. 1863. С. 20, 57, 83; Дмитриев. 1909. С. 25, 83, 97; Прил. С. 5). В тексте надписи на нем было сказано об отлитии колокола в 1652 г., его повреждении в 1707 г. и последующей отливке в 1717 г. с уменьшением веса ( Дмитриев. 1909. Прил. С. 5-6). В 1812 г. основная часть ризницы была эвакуирована в Спасо-Каменный мон-рь, часть монастырской утвари, оставшейся в Москве, была разграблена или погибла ( Снегирёв. 1863. С. 19, 21, 33). В XIX в. ризница размещалась в верхней палатке юж. предалтарья Преображенского собора (Там же. С. 35).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Архимандрит Феодосий делает постановление о признании брака с двумужницею незаконным: «брак разрушить», двумужницу вернуть первому мужу с наложением на нее епитимьи 176 . Расторгает брак по вине прелюбодеяния жены: «1715-го года июня 2-го дня. По указу Царского Величества Александрова Монастыря Невского архимандрит Феодосий, сего лета слушав, приказал: резчика Андреевой жене Звиздочетова Татьяне Ивановой, за блудное ее дело, учинить наказание – бить плетьми нещадно и отослать в работу, а его, Андрея, с ею, Татьяною, развесть и от ней быть ему свободу, а против его, Андреева, прощения о втором браке учинить ему по правилу святых отец 177 , потому что она, Татьяна, в допросе сказала, что она от мужа своего жила разных полков с тремя человеки солдаты блудно и запрещения о том блудном деле мужа своего не послушала, и о женитьбе его на иной доброй жене дать указ» 178 . Из общих распоряжений архимандрита Феодосия вызывало неудовольствие распоряжение, чтобы церкви не загромождались иконами и чтобы «в церкви соблюдался чин вжигания свеч по церковному преданию и уставу». Священники отстаивали свое право «свечи всегда жечь у всех икон», и исполнителен предписанного порядка укоряли, будто они «шпалером молятся» 179 . В апреле 1717-го года был назначен «поход» Его Величества морским путем, и в походе этом, по указу Государя, должен был участвовать и архимандрит Феодосий 180 . Глава четвертая Архимандрит Феодосий заграницей (1716–1717 годы) Отъезд архимандрита Феодосия заграницу. Строительные работы 1716-го года: Канцелярия, арестантская. съезжий двор, две деревянных кельи в Монастырь; строение на подворье; подготовка к «монастырскому (каменному) строению». 1717-й год. закладка каменного строения, кельи, поварни, хлебня. кузница, мост на сваях и обрубах Прибытие вызванных монахов монахи из Москвы и из Киева; прибытие игумена Феофана (Прокоповича) ; монашеская братия в 1717-м году; наместник Варлаам (Голенковский); первый наместник В начале 1716-го года архимандрит Феодосий оставил Петербург и отправился заграницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Перед кончиной за воскресной литургией И. З. причастился Св. Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени. В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игум. Феодосий исполнил просьбу И. З. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы И. З. панихиды, многие исцелялись от болезней. В 1716 г., вскоре после хиротонии в янв. этого года на Вологодскую кафедру Павла, строителем Заоникиевой пуст. был поставлен иером. Анастасий, к-рый возобновил часовню И. З. и повелел эконому Сергию записывать чудеса, происходившие у гроба преподобного или совершавшиеся по молитвам к нему (РГБ. Волог. 74. Л. 32-33 об. (чудеса 29-34), 82 об.- 90 об. (чудеса 35-43), 110-119 (служба И. З.), возможно, написаны Сергием). 2 июня 1717 г. обитель посетил еп. Павел, у гроба преподобного он молился о даровании дождя, поскольку в то лето стояла сильнейшая засуха. После молебна при сияющем солнце пролился обильный дождь. По благословению еп. Павла была совершена канонизация И. З. к местному почитанию. Епископ повелел вологодскому иконописцу свящ. Максиму Яковлеву написать «образ на плащанице преподобнаго Иосифа», а ярославскому иконописцу Тимофею сделать копию с Заоникиевской иконы Божией Матери с чудесами на полях «во уверение впред будущему христианскому роду и в похвалу Божия Матери и Ея служителю новому чудотворцу Иосифу» (РГБ. Вологод. 74. Л. 2). Образ преподобного был положен на его гробницу. 28 июля 1717 г., после откровения свыше одному из монахов, в старой кладовой нашли власяницу святого, к-рую впосл. хранили у раки и возлагали на больных (И. З. почитали как «новаго врача»; власяница была утрачена в нач. XIX в.). Первое время у могилы новопрославленного святого совершались панихиды (о чем свидетельствуют чудеса 1717-1719 гг.), а затем была составлена служба И. З. по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому . В нояб. 1717 г. из Заоникиевой пуст. в Кириллов Белозерский мон-рь был послан эконом Сергий для сбора пожертвований на строительство каменного храма в пустыни. В Кирилловом мон-ре Сергий обнаружил рукопись, содержащую «Сказание о явлении иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». В монастырской больнице Сергий встретил иеросхим. Авраамия (в миру Афанасий Слеза), который рассказал, что 80 лет назад (т. е. в 40-х гг. XVII в.) он служил пономарем в Заоникиевой пуст. Схимник сообщил мон. Сергию некоторые подробности жизни И. З.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Дата постройки церкви Андрея Юродивого известна очень хорошо, так же, как и имя заказчика. В III Новгородской летописи упоминается, что «В лето 6879 (1371 год от Р.Х.) поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчика: ею была Наталья: «того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Обстоятельства, по которым Наталия решила построить этот храм, неизвестны. Но в Новгородских летописях это имя встречается еще один раз: в 1361 году некая боголюбивая Наталья и ее сын Семен Андреевич «заложиша церковь камену святаго Федора на Федорови улице» (сейчас это церковь Федора Стратилата на Торговой стороне). Исследователи не исключают, что это одна и та же Наталья, и предполагают, что церковь Андрея Юродивого она построила в память о муже. Храм имеет довольно редкое посвящение: он назван в честь Андрея Юродивого, день памяти которого приурочен к празднику Покрова Богородицы. Андрей жил в Константинополе в VIII веке. По преданию, когда город окружил неприятель, жители города собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах. Во время молитвы Андрей увидел Богоматерь, которая сняла с себя покрывало и простерла над молящимися, обеспечивая этим им защиту. Описание этого видения послужило основой для установления князем Андреем Боголюбским в XII веке праздника Покрова Богородицы. Современные исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого, датируемый второй половиной XIV века, может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же, как и икона XVI века из собрания Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития: по последним данным, эта икона принадлежит кругу произведений мастерской новгородского архиепископа Макария и датируется концом 30-х – началом 40-х годов XVI века. Монастырь неоднократно упоминается в летописях, но уже в 1611 году он приходит в упадок. К началу XX века лишь его главный храм и небольшая деревянная мельница остаются единственными уцелевшими от монастыря зданиями. В 1931 году специальная комиссия закрывает церковь как бесхозную, и принимается решение использовать здание под пороховой склад, зашить окна и обнести храм колючей проволокой. Артобстрел в августе 1941 года окончательно разрушает здания Кириллова и Ситецкого монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=49881

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010