Адрес: Псковская область, Дедовичский район, село Пожеревицы. В ведомости 1799 года говорится о деревянной церкви Святого Великомученика Георгия с приделом Святой Великомученицы Параскевы, построенной в 1717 году, «при ней» каменная церковь Рождества Христова, построенная в 1770 году помещиком села Дирины Горки Петром Ивановичем Дириным. Он же «во всем» содержал эту церковь. В 1824-1827 гг. тем же помещиком и прихожанами построена новая кирпичная церковь Рождества Христова. В церкви было три престола. Кроме главного, были престолы в приделах: Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы, именуемой Пятница. В церкви находились древние иконы Святителя и Чудотворца Николая 1706 года в серебряной ризе, Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери 1739 года в серебряной ризе, а также Евангелие 1760 года. Подробнее... Дновский район [ править править код ] Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Белая) [ править править код ] Адрес: Псковская область, Дновский район, деревня Белая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1831-1838 годах на средства прихода, вместо двух пришедших в ветхое состояние, деревянных храмов Рождества Пречистой и Пресвятой Троицы. Храм пятипрестольный: в честь свв. мчч. Мины, Виктора, Викентия, в честь Святой Троицы, в честь Смоленской иконы Божией Матери, в честь свв. прпп. Никандра Псковского и Нила Столобенского (в 1865 был пристроен придел на средства завещанные прихожанкой помещицей Крижтановской). В 1882 были заменены все 3 иконостаса. В 1934 храм закрыли, в 1941 — открыт оккупационными властями.. Подробнее... Церковь Преображения Господня (Гористо) [ править править код ] Адрес: Псковская область, Дновский район, село Гористо. Деревянная церковь Спасо-Преображения в Гористо была построена в XVI веке, современный каменный храм — в начале XIX века на средства подпоручика гвардии Мягкова. Ныне существующая кирпичная церковь построена в 1808 году на средства Михаила Федоровича Мягкова. В 1911-1912 произведен капитальный ремонт, состоящий в пристройке нового алтаря с восточной стороны, 12 ноября 1913 года состоялось вновь освящение главного храма. Престолов в церкви два, главный в честь Преображения Господня, в приделе в честь Святителя и Чудотворца Николая. До 1917 года в церкви хранились почитаемая в приходе икона Божией Матери «Старорусская», иначе называемая «Тихвинская» новгородского письма; медное блюдо с латинской надписью «Iesus Christus, Niciclimus» с изображениями, 1661 года; Евангелие, изданное при Патриархе Иоакиме в 1685 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

В конце XIV века здесь был татарский городок Сараклыч, находившийся во владении Мурзы Бехана; вместе с упадком монгольского владычества, городок этот разорен русскими до основания и место его, оставшись вовсе необитаемым, получило название Старого городища, где и поныне видны кое-где остатки рвов и валов, а местами даже и развалины бывших строений. В последствии времени, и именно в конце XVII века, земли эти принадлежали к владению Кадомского помещика, князя Данилы Ивановича Кугушева. На этой уединенной горе, среди дремучего леса, поросшего в триста лет на месте Беханова жилища, поселялись в разное время три отшельника: сперва монах Феодор, потом Герасим, за ним Иларион; наконец водворился здесь Арзамасский уроженец, иеросхимонах Иоанн, к которому, после нескольких лет пустынной его жизни, присоединились подобные же труженики и тогда Иоанн испросил от владельца, кн. Кугушева, потребное число земли, выкопал пещеры (которые и ныне существуют); а в 1699 г. построил небольшие кельи и начал сооружать храмы Божии, из коих первый есть во имя Живоносного Источника. Прочное основание обители положено по утверждению Общежительного Устава Блюстителем Патриаршего Престола, Преосвященным, Стефаном Яворским , в 1711 году. С 1705 года, начаты строителем Иоанном и каменные церкви, число коих увеличено последующими по нем настоятелями также постепенно монастырь украшен многими зданиями и огражден каменными зданиями с башнями. Ныне здесь находится восемь церквей: 1) Соб. Успения Богородицы заложена каменная, в 1770, шестым Саровским Строителем Ефремом, а окончена и великолепно украшена в 1778 году и освящена Иеронимом, епископом Владимирским и Муромским; при ней два придела: Архистратига Михаила и Антония и Феодосия Печерских . В сем храме находится весьма древнего письма местная икона Божией Матери, пожалованная сюда в 1717 году царевною Марией Алексеевной, сестрой Петра Великого; в последствии икона сия украшена богатою ризою с жемчугом и драгоценными каменьями. Близ этого же храма погребен уважаемый по богоугодной жизни пустынник, схимонах Марко. – 2) Теплая, Живоносного Источника, построена в 1705 году первая каменная по основании монастыря. 3) Преображения Господня, существует также со времен Строителя Иоанна. 4 ) Больничная, Зосимы и Савватия Соловецких. 5) Николая Чудотворца, над св. вратами. 6) Иоанна Крестителя, с приделом Иакова Алфеова и Кирилла Иерусалимского ; начата строением в 1821 году по усердию астраханского дворянина Кирилла Федоровича Федорова, и освящена 1827 июня 24, Афонасием, епископом Тамбовским и Шацким, при Игумене Нифонте. 7) Всех чудотворцев Киево-Печерских, находится вне монастыря, в пещерах, и имеет иконостас железный. 8) Иоанна Крестителя, тоже вне монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/76326.html

Он был одним из немногих в то время храмов на Руси, посвященных этому образу, но сразу же занял второе место в иерархии столичных храмов. Собор возводили на средства царской семьи, которая, как свидетельствует Новый летописец, «на- чаша к тому образу веру держати велию и повелеша празновати дважды в год и ход уставиша со кресты». Почитание Казанского образа все более соединялось для царя Михаила Федоровича и его семьи с восприятием Казанской иконы как символа покровительства Богоматери не только Российскому государству, но и, особо, новой царской династии. Это личностное отношение, крепнущую веру и почитание образа можно считать главными источниками создания все новых и новых храмов сначала в Москве, а затем и по всей России. Как показали наблюдения современных исследователей над хронологией строительства храмов в честь Казанской иконы вплоть до 1611, ее почитание первоначально распространялось лишь в Казани с отдельными выходами по Поволжью. Но бурный рост строительства Казанских храмов наблюдается уже со 2-й пол. 20-х XVII в. Он набирает силу после 1632, когда на Красной площади в Москве начали возводить собор во имя всенародной святыни. Та же закономерность ощущается и в многочисленных чудесах, явленных от списков с Казанского образа – большинство из них отмечено в годы правления первых Романовых. При царе Михаиле Федоровиче было 7 таковых явлений – в Москве (1612 и 1632), в Черниговской (1622), Владимирской (1624), Волынской (1636), Костромской (1642) и Пензенской (1643) губерниях. Тремя явлениями отмечено царствование Алексея Михайловича – в Витебске (1654), Тобольске (1661) и Зарайске (1673). При царе Федоре Ивановиче – одно явление в Соловецком монастыре в 1676. При совместном правлении малолетних царей, Иоанне и Петре, отмечено 2 явления, а в царствование Петра зафиксировано 7 явлений иконы – в Киеве (1699), Шлиссельбурге (1702), в Костромской (1702), Харьковской (дважды в 1708) губерниях, в Каргополе (1714) и Пензе в (1717). Как можно заметить, наибольшее количество явлений этой иконы в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОНИСИФОР (Девочка Михаил (Михно) Петрович; нач. 10-х гг. XVI в.- между 10 и 28 апр. 1592), митр. Киевский и Галицкий в 1579-1589 гг. ОНУФРИЙ (Березовский Орест Владимирович; род. 5.11.1944), митр. Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия ПАВЕЛ (нач. XVII в.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), открыто выступил против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) ПАВЕЛ (в миру Петр) († 9.09.1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674) ПАВЕЛ (Лебедь Петр Дмитриевич; род. 19.04.1961), митр. Вышгородский и Чернобыльский, викарий митрополита Киевского и всея Украины ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 1717-1795), еп. Смоленский и Дорогобужский

http://pravenc.ru/rubrics/121666_25.html

В масонстве под знаком этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи», идеи «буржуазного антиклерикализма» переплелись с элементами религиозного мистицизма. Начало движению было положено в Англии (создание «Великой ложи», 1717). В «Книге уставов», составленной в 1723 году лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти, не участвовать в политических движениях. Отрицая церковную догматику и культ, масоны представляют Бога как «великого архитектора вселенной» (в духе деизма), допускают исповедание любой религии, вводят в свое учение и в ритуал элементы Христианства, иудаизма и других религий. (См.: Большая советская энциклопедия. Т. 15. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – С. 1329). 25 Чертова Варвара Евграфовна (1806–1903) – благотворительница, основательница в 1869 году Александро-Мариинского училища на Пречистенке. 26 Архивными юношами называли в 20-е годы XIX века молодых служащих Московского архива Коллегии иностранных дел, которые занимались разбором, чтением и описанием древних документов. Они создали также литературное общество (Ф. И. Тютчев, Н. В. Путята, В. Ф. Одоевский, В. П. Титов, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, В. И. Оболенский, Д. П. Ознобишин, А. Н. Муравьев и др.) и «Общество любомудрия». 28 Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – князь, поэт, литературный критик, член Российской Императорской академии, отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. 29 Одоевский Владимир Федорович (1803–1869) – князь, писатель, философ, педагог, музыковед, теоретик музыки. Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец Федор Сергеевич происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых. 30 22 февраля 1848 года началось восстание в Париже, приведшее к ликвидации Июльской монархии и установлению во Франции Второй республики (1848–1852). 31 Жирарден Эмиль де (1806–1884) – французский журналист, писатель, депутат, внебрачный сын генерала графа Александра Жирардена, муж писательницы Дельфины де Жирарден (урожденной Гэ). 32 Блан Луи (1811–1882) – французский социалист, деятель революции 1848 года, историк, журналист. 33 Прудон Пьер Жозеф (1809–1865) – французский публицист, экономист, социолог, один из основоположников анархизма. 34 Ламартин Альфонс де (1790–1869) – французский поэт, писатель, журналист и политический деятель. Читать далее Источник: Государство и церковь : [В 2 т.]/Константин Победоносцев ; [Сост., предисл., коммент. О.А. Суржик]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2011. (Русская цивилизация)./Т. 2. - 619, с./Московские воспоминания. С. 173-178. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Преподобные Антоний и Ионникий Заоникиевские Не одиноким молитвенником за свою обитель предстоит престолу св Троицы пр. Иосиф, но как некогда Аарон и Ор, стоя возле Моисея, поддерживали его руки, так и преподобные Антоний и Иоанникий своими молитвами придаюсь более силы и дерзновения пред Богом ходатайству своего первоначальника. Не смотря на то, что Заоникиевский монастырь не весьма древний, никогда не славился множеством братии и их иноческими подвигами, что видно даже и из сказания о жизни и чудесах пр. Иосифа – усердные служители дому Божией Матери и подражатели житию и подвигам своего первоначальника и истинные рабы Божии – были и здесь. В списке святых вологодской епархии митрополита Евгения преподобные Антоний и Иоанникий названы преемниками пр. Иосифа, были изображаемы на иконах вместе с ним и издавна местно почитаются в обители и даже доныне указывается место их погребения в теплой монастырской церкви в приделе пр. Иосифа близ второго окна от западной стороны. Но так как по случаю неоднократно бывших в монастыре пожаров со времени кончины пр. Иосифа (1612 г.) до 1717 года более, нежели за целое столетие не дошло до нас никаких почти письменных памятников о монастыре, – то мы и не можем сказать, в каком отношении преподобные Антоний и Иоанникий были преемниками чудотворца Иосифа, были ли они настоятелями монастыря, или простыми иноками, когда жили и скончались, почему и с какого времени начали почитать их святыми? Сын знаменитого боярина князя Ивана Федоровича Вельского, происходившего от рода Ольгерда, великого князя Литовского,и состоявшего в родстве с русским великокняжеским домом 238 , пр. Галактион родился в Москве в 1535 году, в первый год царствования Uoahha IV , и наречен был, во св. крещении, Гавриилом. Хотя в то время грамотность и книжное учение не считались необходимостью для каждого из князей и бояр, но отец его – друг митрополитов Даниила и Иоасафа, правитель государства и самый просвещенный и благочестивый вельможа из всех тогдашних московских бояр, – без всякого сомнения старался дать своему сыну самое лучшее воспитание, обогащая ум его чтением книг, вселяя в юное сердце его страх Божий, любовь и усердие в православной вере, насколько то было возможно по молодости его лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Корсаковы родом с острова Корсики, потому так и называются. Сперва они переселились в Литву, а оттуда при сыне Дмитрия Донского один из них, по имени Вячеслав, прибыл в Россию с литовской княжной (Софьей Витовтовной), и от него и пошел наш род. У него был сын Федор и четыре внука; от старшего, Осипа, пошли Корсаковы, а от одного из его братьев — Милославские. При царе Федоре Алексеевиче Корсаковы стали прозываться Римскими-Корсаковыми, в отличие от другой похожей фамилии Корсаковых. Из последних некоторые потом вписались в нашу родословную, но это неправильно, потому что они совсем другого происхождения, чем мы. Двое из батюшкиных пращуров были митрополитами: один, Игнатий — сибирским, другой, Иосиф — псковским. Батюшкин дед, Андрей Леонтьевич, служил при Петре I и был стольником. Он был женат на княжне Шаховской Марье Федоровне; у нее была сестра, княгиня Екатерина Федоровна, за стольником Венедиктом Яковлевичем Хитрово. Дочь их, Евдокия Венедиктовна Хитрово, была сперва в замужестве за князем Юрием Федоровичем Кольцовым-Масальским, а потом, овдовев, она вышла за Василия Васильевича Головина, который в собственноручных заметках, сохранившихся в селе Новоспасском, Московской губернии, Дмитровского уезда (ныне Спасо-Влахернский монастырь), записал, что 10 января 1717 года сговор его со вдовой Хитрово был в доме тетки ее родной, Марии Федоровны Римской-Корсаковой, на Остоженке, в приходе Старого Воскресения. У них было два сына: старший, Василий Андреевич, и меньшой, мой дед, Михаил Андреевич. По указу Петра I велено было учреждать майораты, то есть отдавать имение старшему сыну для того, чтобы дворянские роды не обеднели. Батюшкин отец Михаил Андреевич был послан для обучения за границу в последние годы царствования Петра и жил там довольно долго, так что срок его возвращению исполнился уже по вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны. При ее дворе находилась одна близкая родственница Римских-Корсаковых. Какую она должность занимала, наверное не знаю, но только она была из приближенных к императрице, а звали ее Наталья Ивановна Взимкова. Она была пожилою девицей. Раз как-то приходит она к императрице просить позволения отлучиться к своим родным. «Присылала за мною моя невестка, Римская-Корсакова, наказывала, чтоб я отпросилась и непременно бы у нее побывала: нужно со мною повидаться». Государыня ее отпустила, а вечером, когда она возвратилась и явилась к императрице, та и спрашивает ее:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Корсаковы родом с острова Корсики, потому так и называются. Сперва они переселились в Литву, а оттуда, при сыне Димитрия Донского 29 , один из них, по имени Вячеслав, прибыл в Россию с литовской княжной (Софьею Витовтовною), и от него и пошел наш род. У него был сын Федор и четыре внука; от старшего, Осипа, пошли Корсаковы, а от одного из его братьев – Милославские. При царе Феодоре Алексеевиче Корсаковы стали прозываться Римскими-Корсаковыми, в отличие от другой похожей фамилии Корсаковых. Из последних некоторые потом вписались в нашу родословную, но это неправильно, потому что они совсем другого происхождения, чем мы. Двое из батюшкиных пращуров были митрополитами: один, Игнатий, сибирским, другой, Иосиф, псковским. Батюшкин дед, Андрей Леонтьевич, служил при Петре I и был стольником. Он был женат на княжне Шаховской, Марье Федоровне; у нее была сестра, княгиня Екатерина Федоровна, за стольником Венедиктом Яковлевичем Хитрово. Дочь их, Евдокия Венедиктовна Хитрово, была сперва в замужестве за князем Юрием Федоровичем Кольцовым-Масальским, а потом, овдовев, она вышла за Василия Васильевича Головина, который в собственноручных заметках, сохранившихся в селе Новоспасском Московской губернии Дмитровского уезда (ныне Спасо-Влахернский монастырь), записал, что 10-го января 1717 года сговор его со вдовой Хитрово был в доме тетки ее родной, Марии Федоровны Римской-Корсаковой, на Остоженке, в приходе Старого Воскресения. У них было два сына: старший, Василий Андреевич, и меньшой, мой дед, Михаил Андреевич. По указу Петра I велено было учреждать майораты, т. е. отдавать имение старшему сыну для того, чтобы дворянские роды не обеднели. Батюшкин отец, Михаил Андреевич, был послан для обучения за границу в последние годы царствования Петра и жил там довольно долго, так что срок его возвращению исполнился уже по вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны. При ее дворе находилась одна близкая родственница Римских-Корсаковых. Какую она должность занимала, наверное, не знаю, но только она была из приближенных к императрице, а звали ее Елизавета Ивановна Взимкова. Она была пожилою девицей. Раз как-то приходит она к императрице просить позволения отлучиться к своим родным. «Присылала за мною моя невестка, Римская-Корсакова, наказывала, чтоб я отпросилась и непременно бы у нее побывала: нужно со мною повидаться». Государыня ее отпустила, а вечером, когда она возвратилась и явилась к императрице, та и спрашивает ее:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010