Насколько правдива дошедшая до нас история? Нужно отметить, что священник Ермолай-Еразм известен нам и по другим произведениям, где этот автор показывает себя не только высокообразованным человеком, но и тонким богословом. Именно поэтому исследователи исключают предположение о том, что автор сам сочинил повесть о княжеской чете. Не вызывает сомнений и то, что мощи принадлежат представителям княжеского рода: Рождественский собор Мурома изначально являлся усыпальницей местных князей. А вот вопрос о времени княжения Петра до сих пор остается открытым. Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге нам практически ничего не известно. Мы не имеем права относиться к народным преданиям как к недостоверным. Это такой же источник, как и летопись. О многих русских святых мы узнаем лишь из их жизнеописаний, при этом летописи ничего о них не сообщают, житие Петра и Февронии в этом смысле не исключение. Как ни странно, древнерусских хронистов редко интересовало благочестие тех или иных князей. Поэтому неудивительно, что память о замечательных русских святых сохранило именно народное почитание и устные предания. В сонме канонизированных в Средневековье святых-монахов (преподобных и святителей) Петр и Феврония являют редкий пример святой жизни в супружестве. Знаменитый исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал их с Тристаном и Изольдой. Сейчас мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии хранятся в Муроме в Троицком женском монастыре. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/pravdu-li-raskazyvaet-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мученика на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 3-й; седален мученика, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 8. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мученика, тропарь преподобного. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученика, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученика, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мученика. Апостол и Евангелие – дня и мученика. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-15/

 «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» – хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А знаете ли вы, что нет в ней ни капли выдумки? История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в г. Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 г. в России как День супружеской любви, верности и семейного счастья. Святые Петр и Феврония Муромские (в иночестве Давид и Евфросинья) – благоверные супруги, своей жизнью так ярко отразившие духовные ценности и идеалы Святой Руси. История их жизни много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели некоторые сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. В 1547 г. на Московском церковном Соборе состоялась канонизация святых благоверных Петра и Февронии. После канонизации Московский митрополит Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому писателю и публицисту XVI в. сделать литературную обработку устного предания о святых. Ермолай Прегрешный, более известный как Ермолай – Еразм, современник Ивана Грозного, создал «Повесть о Петре и Февронии» (полное оригинальное название «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии»), которая является памятником древнерусской агиографической литературы XVI в. Повесть написана на старославянском языке и имеет несколько литературных переводов. Но эта удивительная история вдохновляет всё новых и новых авторов, писателей и поэтов на создание литературных произведений, основанных на этом сюжете... Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и младшим братом княжившего в г. Муроме князя Павла. Однажды в семье Павла случилась несчастье – по наваждению дьявола к его супруге Марии стал летать змей. Женщина, уступившая демонской силе, тем не менее, обо всем поведала мужу. Князь Павел наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель ему «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

— Странным нахождение в одном гробу святых супругов, принявших иноческий постриг, может показаться лишь с человеческой точки зрения, но не с Божией. Многие наши паломники знают (а кто не знает, мы им рассказываем), что после кончины инока Давида и инокини Евфросинии люди сочли нечестивым хоронить их вместе, потому и нарушили волю усопших. Дважды тела разносили по разным храмам, и дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили их, согласно, их завещанию, «в едином гробе». И это стало свидетельством того, что Господь прославил не только Своих святых, но еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих. Беседовала Нина Ставицкая Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Версія: російська Матеріали за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) [Патріарх : Послання] У Калінінградській митрополії відкриваються курси базової підготовки в галузі богослов " я чернечих При Оптиній пустині створено духовно-інтелектуальний та науково-просвітницький центр «Оптинські збори» У Брянській єпархії освячено кризовий центр «Дім для мами» на території Петропавлівського жіночого монастиря Патріарше звернення з нагоди 15-річчя встановлення святкування Дня сім " ї, кохання та вірності [Патріарх : Привітання та звернення] День сім " ї, любові та вірності, що відзначається у день пам " яті благовірних князя Петра та княгині Февронії, став у Росії офіційним державним святом Голова Видавничої Ради взяв участь у відкритті кінофестивалю сімейних і дитячих фільмів «У родинному колі» Керуючий справами Московської Патріархії очолив в Муромі урочистості з нагоди дня пам " яті святих Петра і Февронії Муромських Відбулося засідання робочої групи оргкомітету з підготовки до святкування 300-річчя перенесення мощей благовірного князя Олександра Невського до Санкт-Петербурга В Орловській єпархії знайдено мощі преподобного Макарія Алтайського (Глухарьова) У Донському ставропігійному монастирі молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Патріарха Московського і всієї Росії У день пам " яті преподобних Кирила та Марії голова Синодального відділу з монастирів і чернецтва звершив Літургію в Покровському Хотьковому монастирі Усі матеріали з ключовими словами життя монастирів – – мощі святих   Інші ihmepb " ю «Від благородних планів поспішатимемо до конкретних справ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4556690...

Клеймо 38. И учредили им гробы отдельные и вложили тела их в них: святого Петра, нареченного Давидом, тело вложили в отдельный гроб и поставили внутри города в церкви Святой Богородицы до утра, святой же Февронии, нареченной Евфросинией, тело вложили в отдельный гроб и поставили вне города, в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же гроб, который они сами повелели вытесать себе в одном камне, остался пуст в том же храме Пречистой соборной церкви, что внутри города. Обретение тел Петра и Февронии в едином гробе Клеймо 39. Наутро же, встав, люди обрели гробы их отдельные пустыми, те, в которые их вложили. Святые же тела их обретались внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, во едином гробе, который они сами себе повелели сотворить. Разнесение тел Петра и Февронии по отдельным гробам. Клеймо 40. Люди же неразумные, как при жизни о них мятущиеся, так и по честном их преставлении, опять переложили их тела в отдельные гробы и снова разнесли. Вторичное обретение тел святых Петра и Февронии в едином гробе. Богослужения и исцеления у их мощей Клеймо 41. И опять же наутро обрели святых во едином гробе. И после того уже не смели прикоснуться к святым их телам и положили их во едином гробе, в котором они сами повелели, у соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри города, в гробе, который дал Бог на просвещение и на спасение городу тому. И те, кто с верою прибегают к раке мощей их, неоскудное исцеление принимают. Мощи прославленных Петра и Февронии во едином гробе. Их молитва ко Господу за град Муром и всех христиан Клеймо 1. Фрагмент. Мы же, по силе нашей, приложим хваление им. Радуйся, Петре, ибо дана тебе была от Бога власть убить летающего свирепого змея! Радуйся, Февроние, ибо в женской голове святых мужей мудрость имела ты! Радуйся, Петре, ибо струпы и язвы на теле своем нося, доблестно скорби претерпел! Радуйся, Февроние, ибо от Бога имела дар в девственной юности недуги исцелять! Радуйся, славный Петре, ибо заповеди ради Божией от самодержавия добровольно отступил, дабы не оставить супруги своей! Радуйся, дивная Февроние, ибо твоим благоволением в одну ночь малые деревца великими возросли и вознесли ветви и листву! Радуйтесь, честные главы, ибо в державе вашей в смирении, и молитвах, и в милостыни без гордости пожили, потому и Христос дал вам благодать, так что и по смерти тела ваши неразлучно во гробе лежат, духом же предстоите Владыке Христу! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и по смерти исцеление с верою к вам приходящим невидимо подаете!

http://pravoslavie.ru/2399.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Установить дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев — в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году. 2. В дни памяти святых Петра и Февронии духовенству посвящать проповедь раскрытию христианского учения о семейных ценностях. 3. Также в эти дни за Божественной литургией присоединять к сугубой ектении следующие прошения: 4. Синодальной богослужебной комиссии в срок до 1 апреля 2013 года представить на рассмотрение Священного Синода текст молитвы для прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых Петра и Февронии, об умножении любви, укреплении семей, сохранении супружеской верности, даровании целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи им готовящимся к вступлению в семейную жизнь.   ЖУРНАЛ 130 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении «Последования Святаго Елеа, совершаемого поскору». Справка: Епархиальное собрание города Москвы, прошедшее 23 декабря 2011 года в Храме Христа Спасителя, в частности, постановило: «Предложить президиуму Межсоборного присутствия вынести на рассмотрение соответствующей комиссии Межсоборного присутствия вопрос о выработке объединенного чина исповеди и причастия тяжелобольных на дому, а также разумно сокращенного чина Елеосвящения (Соборования)». В 2012 году комиссия Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства подготовила проект «Последования Святаго Елеа, совершаемого поскору». В представленной пояснительной записке комиссия, в частности, отмечает: «В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. Практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года совершалось раз в году, в Великий четверг. Во второй половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.

http://patriarchia.ru/db/text/2674273.ht...

8 июля 2018 года, в день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня здесь, в городе Муроме, у мощей святых преподобных Петра и Февронии, покровителей семьи, молитвенников о всех тех, кто стремится сохранить любовь и верность в отношениях между супругами, кто хочет устроить свою семейную жизнь, мы совершили торжественную соборную молитву. И, конечно, наша особая молитва к святым была о том, чтобы любовь, которая связывала их до гроба и даже после смерти, продолжала оставаться идеалом современного молодого, и не только молодого, человека. Так называемая современная культура, которую я бы назвал антикультурой, псевдокультурой, навязывает идеи, которые идут вразрез с нравственным чувством человека, навязывает такую практику межличностных отношений, которые разрушают саму способность людей любить друг друга. Но ведь Бог есть Любовь, и любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Более того, это даже не чувство, это особая реальность, особое состояние человеческой души. Если нет любви — нет жизни; нет любви — нет человеческих отношений; нет любви — нет продолжения рода человеческого. Неслучайно любовь есть определение того, что есть Бог. Потому что Бог — Податель жизни, Творец; и любовь есть творческое начало человеческой жизни и особая сила, подвигающая людей к тому, чтобы становиться лучше. Наверное, каждый, кто испытал в своем сердце это чувство, особенно в молодые годы, знает, что любовь сопровождается желанием стать лучше. Чувство любви подвигает к тому, чтобы совершать подвиги, получать образование, достигать успеха в профессиональной жизни, с тем чтобы быть достойным любимой или любимого. Любовь — это действительно особая сила, не просто соединяющая людей, но меняющая к лучшему человеческие души и межличностные отношения.

http://pravoslavie.ru/114256.html

На территории Спасского кафедрального собора Пензы состоялось открытие памятника святым Петру и Февронии 9 июля 2020 г. 13:58 8 июля 2020 года, в день памяти свв. блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских, чудотворцев, на территории Спасского кафедрального собора г. Пензы состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, изображающей святых Петра и Февронию, в иночестве Давида и Евфросинию. Право открыть памятник было предоставлено митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму и губернатору Пензенской области И.А. Белозерцеву. Создание памятника стало возможным благодаря совместным усилиям  Пензенской епархии , региональных властей, администрации города Пензы и общественности, при поддержке общенациональной программы «В кругу семьи». Автор скульптурной композиции— скульптор Константин Чернявский. После торжественной церемонии владыка Серафим поздравил собравшихся со знаменательным событием и выразил признательность всем, благодаря кому появление памятника стало возможным. Архиерей отметил, что на Соборной площади будет располагаться целый комплекс: храм, будущий дворец бракосочетания и памятник святым. Молодожены уже приезжают сюда, несмотря на то что храм еще не действует. Губернатор Пензенской области поздравил жителей региона с обретением прекрасного символа семьи, любви и верности и поблагодарил за поддержку главу Пензенской митрополии . За особый вклад в созидание церковной жизни в Пензенской епархии митрополит Серафим наградил советника генерального директора ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр " РОСИЗО " » А.А. Тарасова епархиальной медалью святителя Иннокентия Пензенского II степени. Председатель Законодательного собрания Пензенской области В.К. Лидин поздравил пензенцев с Днем семьи, любви и верности, подчеркнув, что семья всегда была основой российского общества, и в настоящее время семейные ценности возведены в ранг государственной политики. Затем к подножию памятника были возложены букеты из ромашек: эти цветы являются символом праздника.

http://patriarchia.ru/db/text/5660985.ht...

Патриарший визит в Муром. Прибытие. 8 июля 2010 года 8 июля 2010 года, в день памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, в России отмечается День семьи, любви и верности. Церковные торжества, проходящие в этот день в г. Муроме Владимирской области, возглавит  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в ближайший к Мурому аэропорт «Саваслейка» Нижегородской области. В аэропорту Его Святейшество встретили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий с духовенством епархии, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, заместитель губернатора Владимирской области В.П. Кузин и главный федеральный инспектор по Владимирской области И.Ф. Князев. Из аэропорта Святейший Владыка направился в Свято-Троицкий женский монастырь Мурома, где покоятся честные мощи святых Петра и Февронии. В Муром также прибыли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре   архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встретили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий , настоятельница игумения Тавифа (Горланова) и насельницы монастыря, духовенство Владимирской епархии , глава округа Муром В.А. Качеван, жители города и паломники. В Свято-Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святых Петра и Февронии Муромских. Затем на площади перед храмом преподобного Сергия Радонежского началась Божественная литургия, которую возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010