Грех и преступление, будучи результатом свободной воли человека, научает его горьким опытом, что истинная правда только в любви, то есть в воле Божией. Поэтому Феврония любит всех – и праведных, и грешных или, как последних называет русский народ, – «несчастных». Идеальная чистота сердца Февронии позволяет ей видеть всегда, всюду и везде «умными очами» (то есть сердечным умом) – Бога. Детская вера ее в будущее преобразование земли, позволяет ей уже здесь, еще при жизни, прозревать это преображение и любить за это все земное. Смерть есть лишь сон («успение»), после которого человек просыпается в Царстве Небесном, где всякий, плакавший прежде, познает истинную радость и вечное блаженство. Всякая скорбь превращается в вечности в радость; слезы превратятся в алмазы, капли крови – в рубины, капли предсмертного пота – в дивный жемчуг. «В лице Февронии есть нечто от духа Самой Богородицы, – пишет И.М. Андреевский, – это единственное в своем роде в мировой литературе изображение идеальной женской, христианской до конца, души. «Сказание» имеет, наконец, и глубокий символический смысл пророчества о России: Феврония – истинная душа русского народа. «Невидимый град» – Русская Православная Церковь». Итак, мы ознакомились с тем отражением, которое конкретная тема жития святых чудотворцев – князя Петра, во иноцех Давида, и княгини Февронии, во инокинях Евфросинии – нашла в нашей предреволюционной литературе (Короленко) в музыке (Римский-Корсаков). Теперь обратимся к древнерусской литературе как первоисточнику. Одна из редакций этой повести, относящаяся к середине XVI века, хранится сейчас в Государственной публичной библиотеке в собрании Соловецкого монастыря . Полное ее название гласит: «Повесть от жития святых новых чудотворец Муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвальнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его, благоверный и преподобный и достохвальныя княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Евфросинии». Повесть эта была принята как «Житие» новопрославленных святых на Соборе в 1547 году.

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

Грех и преступление, будучи результатом свободной воли человека, научает его горьким опытом, что истинная правда только в любви, то есть в воле Божией. Поэтому Феврония любит всех – и праведных, и грешных или, как последних называет русский народ, – «несчастных». Идеальная чистота сердца Февронии позволяет ей видеть всегда, всюду и везде «умными очами» (то есть сердечным умом) – Бога. Детская вера ее в будущее преобразование земли, позволяет ей уже здесь, еще при жизни, прозревать это преображение и любить за это все земное. Смерть есть лишь сон («успение»), после которого человек просыпается в Царстве Небесном, где всякий, плакавший прежде, познает истинную радость и вечное блаженство. Всякая скорбь превращается в вечности в радость; слезы превратятся в алмазы, капли крови – в рубины, капли предсмертного пота – в дивный жемчуг. «В лице Февронии есть нечто от духа Самой Богородицы, – пишет И. М. Андреевский, – это единственное в своем роде в мировой литературе изображение идеальной женской, христианской до конца, души. “Сказание” имеет, наконец, и глубокий символический смысл пророчества о России: Феврония – истинная душа русского народа. “Невидимый град” – Русская Православная Церковь » 20 . Итак, мы ознакомились с тем отражением, которое конкретная тема жития святых чудотворцев – князя Петра, во иноцех Давида, и княгини Февронии, во инокинях Евфросинии – нашла в нашей предреволюционной литературе (Короленко) в музыке (Римский-Корсаков). Теперь обратимся к древнерусской литературе как первоисточнику. Одна из редакций этой повести, относящаяся к середине XVI века, хранится сейчас в Государственной публичной библиотеке в собрании Соловецкого монастыря. Полное ее название гласит: «Повесть от жития святых новых чюдотворец муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвальнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его, благоверныя и преподобныя и достохвальныя княгини Февронии, нареченный во иноческом чину Евфросинии» 21 . Повесть эта была принята как «Житие» новопрославленных святых на Соборе в 1547 году.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/muzh-i...

Спасительная настойчивость ретроградов-церковников О новом дне памяти святых Петра и Февронии Священник Александр Лебедев Священный Синод Русской Православной Церкви установил дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии , Муромских чудотворцев, – в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.). Мы обратились к протоиерею Александру Лебедеву, настоятелю вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (что «на Торгу»), с некоторыми вопросами, касающимися такого – повышенного – внимания Русской Церкви к почитанию этих святых – покровителей семьи. Святые Петр и Феврония. Художник: Александр Простев      – Отец Александр, чем вызвано установление второго праздника в честь святых покровителей семьи? Одного праздника мало, или все дело в том, что приходится он на пост? – В общем, да, всё примерно так и есть. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2–4 февраля 2011 года поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества». Так что можно с уверенностью сказать, что, устанавливая это празднование, Церковь пошла навстречу желанию церковного народа. Дело в том, что во время постов венчание, по церковному уставу, не совершается. Справедливо считается, что аскетические усилия и воздержание от увеселений в постное время не очень согласуются со свадебными радостями. Люди, создавая семью , осознают, что идут на очень важный шаг, отдают себе отчет, что брак – дело не только радостное, но и трудное; люди ищут помощи в своей семейной жизни, в построении правильных отношений. Именно отсюда возникает желание вступить в брак в день памяти святых покровителей брака – молиться в этот день святым Петру и Февронии. Своей благочестивой жизнью они показали образец таких семейных отношений, которые даже в самых тяжелых обстоятельствах делают возможным мир, спокойствие и супружеское счастье. Они пронесли любовь друг к другу через все жизненные испытания. Поэтому к этим святым супругам обращаются с молитвой о семейном благополучии, взаимопонимании между супругами и о покровительстве в семейной жизни.

http://pravoslavie.ru/64062.html

В Муроме прошли торжества, посвященные памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских 10 июля 2019 г. 18:08 7-8 июля 2019 года, в день памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228), в городе Муроме состоялись церковные торжества, посвященные памяти святых. 7 июля митрополит Евлогий (Смирнов) и епископ Муромский и Вязниковский Нил возглавили малую вечерню с чтением акафиста покровителям семьи и брака в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. В рамках торжеств, посвященных небесным покровителям семьи, в храмах и монастырях города всенощное бдение совершали: 8 июля, в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Божественную литургию на площади Свято-Троицкого женского монастыря возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон . С 2008 года в этот день, 8 июля, в России отмечается государственный праздник — День семьи, любви и верности. Главе Владимирской митрополии сослужили митрополит Евлогий (Смирнов), митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Касимовской и Сасовский Василий , ключарь Успенского кафедрального собора г. Владимира протоиерей Владимир Трухачев, благочинный Вязниковского округа протоиерей Владимир Соловьев, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин , благочинный Гороховецкого монастырского округа игумен Илия (Иванов), благочинный Муромского округа протоиерей Николай Симчук, благочинный монастырей Владимирской епархии игумен Кирилл (Сурков), ректор Владимирской духовной семинарии иерей Андрей Сидоров, секретарь Александровской епархии иеромонах Даниил (Колесников), духовенство Владимирской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили смешанный хор (регент Н.А. Мазурина), сводный хор женских монастырей Муромской епархии под управлением игумении Нины (Дорошко), хор духовенства епархии под управлением иерея Алексия Волкова.

http://patriarchia.ru/db/text/5468777.ht...

Закрыть А был ли змий? Часть 2. Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских» 18.03.2019 1112 Время на чтение 25 минут Часть 1: А был ли змий? Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских» Благоверные князья Петр и Феврония Муромские Продолжим изучение «Повести о Петре и Февронии Муромских» и от схватки князя со змием перейдем к самому главному моменту этого памятника - знакомству будущих благоверных супругов. Эта встреча Петра (Давида) и Февронии (Евфросинии) также не дает покоя критикам «Повести...». Итак, мы помним, что Петр тяжело заболевает. Он смог одолеть врага, но, по попущению Божию, демон наносит ему телесные язвы, которые распространились по всему телу струпьями наподобие проказы. Князь искал помощи у многих врачей, но никто не смог его исцелить. Услышав, что в Рязанской земле много хороших врачевателей, муромский правитель велит везти его туда. В поисках лекарей один из княжеских слуг (отроков) забрел в село Ласково и зашел в дом некоего «древолаза», то есть собирателя дикого меда. Здесь он встретил необычную девушку: она ткала холст, а у ее ног скакал заяц. Отрок сначала не воспринял ее всерьез и сказал, что хочет побеседовать с хозяевами дома. Девица, видя такое к себе отношение, не дала прямых ответов - говорила с гостем загадками. Того поразила ее мудрость, и он наконец рассказал о том, что послан в Рязанский край, чтобы найти врача для своего заболевшего господина. Феврония (я буду называть и князя, и княгиню их общепринятыми житийными именами) отвечала отроку: «Если бы кто-нибудь взял твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». (В другом переводе «Повести...» сказано не «взял», а «потребовал», что ближе к древнерусскому первоисточнику.) «Что это ты говоришь?! - вскричал отрок. - Кто может взять моего князя себе? Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/a_by...

25. Понедельник. Прмц. Февронии. Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Прп. Далмата Исетского . Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии и службой Октоиха (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й 3, и преподобномученицы, глас тот же 3. «Слава, и ныне» Минеи, глас 8-й: «Виждь Елисаветь...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаветь зачат...». По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме...». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в Минее 25 июня) на 4 и преподобномученицы на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях ирмосы канона Минеи (преподобномученицы). По 3-й песни кондак преподобномученицы, глас 6-й; седален Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 8-й. «Слава» седален преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни кондак и икос Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» светилен Предтечи (см. в Минее 25 июня), «И ныне» Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-08/

(циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии 01/4299 от 31 августа 2012 г.) Всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви. В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах. В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах. Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии. О дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 2012 г., журнал 129) Имели суждение об установлении дополнительного дня празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Справка: Празднование памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских совершается 8 июля (25 июня по ст. ст.), то есть в период Петрова поста. В связи с этим Архиерейский Собор 2–4 февраля 2011 года поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества» (п. 17 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Анна Маркова Жизнеописание Петр и Феврония О святых князе Петре и княгине Февронии, почитающихся в народе покровителями любви и брака, достоверно известно крайне мало. Пространная «Повесть о Петре и Февронии», составленная священником Ермолаем по благословению святителя Макария, была признана художественным произведением и не вошла в сборники Житий, составленных митрополитом Макарием. Даже имена, под которыми они прославлены и поныне вызывают споры, поскольку неясно какие имена у князя и княгини были крещальными, а какие иноческими. Так, по мнению одних исследователей – Петр и Феврония – крещальные имена благоверных князя и княгини. А по версии других – Петр и Феврония – имена иноческие, а крещальными именами князя и княгини являются упомянутые в летописи имена Давид и Евфросиния. Но в любом случае мы почитаем их как благоверного князя Петра и благоверную княгиню Февронию. Происхождение Благоверный князь Петр был потомком Ярослава Святославича, прославленного Церковью под монашеским именем Константина – младшего сына князя Святослава Ярославича Черниговского. Согласно летописным источникам Петр (Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. До нас не дошло никаких сведений о детстве и юности благоверного князя Петра. Ни летописи, ни житие не донесли до нас никаких подробностей. Лишь «Повесть» сохранила романтическую историю о змее, якобы прилетавшем к невестке святого и за это убитым князем Петром. Но, к сожалению, никакого подтверждения этой удивительной истории нет. Некоторые из исследователей видят здесь аллегорию, а другие – пережитки славянской мифологии. В этом плане супруге князя Петра, благоверной княгине Февронии, повезло больше. Хотя летописи и вовсе не упоминают о ней, а в официальной житийной версии говорится лишь то, что она «происходила из благочестивого рода». Однако о ней сохранилось множество народных преданий – часть из них нашла свое отражение в «Повести». Согласно преданиям, происхождение будущей княгини Февронии было необычно – она была дочерью простого бортника-древолаза, собирающего мед диких пчел. Родина ее – небольшая деревенька Ласково под Рязанью. Надо заметить, что деревня эта существует и поныне и земляки не забыли святую Февронию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

17-го Июня, Святых мученик Мануила, Савела и Исмаила. 18-го, Святого мученика Леонтия. 19-го, Святого Апостола Иуды, брата Господня. 20-го, Святого Священномученика Мефодия, Епископа Патарского. 21-го, Святого мученика Иулиана Тарсийского. 22-го, Святого Священномученика Евсевия, Епископа Самосатского. 23-го, Святой мученицы Агрипины. 24-го, Рождество славного Предтечи и Крестителя Иоанна. 25-го, Преподобной мученицы Февронии и Святых чудотворцев Муромских: Князя Петра, в монахах Давида, и Княгини Февронии, в монахинях Евфросинии. Память преподобных князей Петра и Февронии Имена преподробных Петра и Февронии, как некое благословение, обносятся не только в родном их городе Муроме, но и над всею землею Русскою, в образец благоговейного супружества; посему и притекают к их молитвам ищущие благословения брачного, чтобы и их осенило оно, от лица сих двух незабвенных супругов. Мало известно их житие, хотя и вкоренилась глубоко память о них в сердце народа. Петр, благоверный Князь Муромский, был сыном Георгия Ярославича и долго княжил, до 1228 года, преставился же в глубокой старости, приняв схиму; он оставил по себе благую память питателя нищих, покровителя сирых и обидимых. Не из княжеского рода происходила супруга его Феврония, которую избрал он по ее благочестию и, в течении долгого супружества, она его хранила, ограждая от людей злонамеренных и исцеляя в тяжких болезнях, по знанию ею врачебного искусства. В преклонных летах оба супруга постриглись в иноческий образ, по взаимному согласию, в обителях родного им Мурома. Петр принял имя Давида, а супруга его имя Евфросинии; но им суждено было, хотя и в разлуке, единовременно окончить дни свои. Когда услышала инокиня Евфросиния, что уже близок к кончине бывший ее супруг, она послала умолить его повременить еще несколько, доколе не довершит начатого ею рукоделия для украшения храма; исполнил ее предсмертное желание, ни в чем не отказывавший ей супруг. Когда же, в урочный день и час, преставились оба блаженные супруга и телеса их иночески погребены были отдельно в тех обителях, в которых подвизались до своей кончины, чудным образом они были обретены на другой день, в соборе Муромском, в общей гробнице, которую еще при жизни для себя приготовили; там и доселе почивают нетленно, внушая тем, которые благоговейно чтут их память, быть подражателями взаимной любви их, если связаны узами супружескими, и послушания иноческого, если отреклись от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Рапорт Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия, председателя Синодального богослужебной комиссии, об утверждении текста молитвы святым благоверным Петру и Февронии. Справка: Священный Синод в своем заседании от 25-26 декабря 2012 года (журнал 129), установив дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, определил в дни памяти святых супругов присоединять к сугубой ектении за Божественной литургией особые прошения и поручил Синодальной богослужебной комиссии «представить на рассмотрение Священного Синода текст молитвы для прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых Петра и Февронии, об умножении любви, укреплении семей, сохранении супружеской верности, даровании целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи им готовящимся к вступлению в семейную жизнь». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить представленный Синодальной богослужебной комиссией текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых супругов. 2. Опубликовать указанную молитву в Журнале Московской Патриархии и на Официальном сайте Русской Православной Церкви, а также направить ее для издания в богослужебных книгах в Издательство Московской Патриархии.   ЖУРНАЛ 59 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении типового устава монастыря, приписного к ставропигиальному монастырю. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить типовой устав устава монастыря, приписного к ставропигиальному монастырю.   ЖУРНАЛ 60 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении Положения о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы . ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.   ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, о желательности назначить ректора Калужской духовной семинарии на постоянной основе.

http://patriarchia.ru/db/text/3005123.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010