Что здесь в конце ХХ века появится женская обитель, никто не предполагал. Это было невообразимо даже в 1990-1991 годах: ну где монастырь - в чистом поле? Однако один человек твердо знал о будущей обители еще в XIX столетии: местночтимая святая, блаженная по имени Евфросиния. В Колюпанове она появилась уже почти девяностолетней старицей. В ветхой одежде, со стриженой головой, часто босая, старая монахиня вызывала насмешки подростков и грубоватых мужичков. Да и сама, кажется, делала все, чтоб над ней смеялись и ни единая душа не узнала о ее внутренней жизни: о молитвах, в которых проводила ночи, о веригах, которыми смиряла плоть. А более полувека назад эта женщина вела совершенно иной образ жизни, о чем знали немногие: якобы неграмотная монахиня, жившая в одном помещении с кошками, собаками, летом топившая в своей маленькой избушке печь, зимой - напускавшая во все щели мороз, уничижительно именовавшая саму себя «дура Евфросиния», была блестяще образованной, знала несколько иностранных языков и все тонкости светского этикета... Надгробие Евфросиния. Случайно или нет, но это имя получали в монашеском постриге представительницы княжеских родов, прославленные потом Церковью в лике святых. Это знаменитая княгиня Феврония Муромская, окончившаяся свою земную жизнь в женской обители; в 12 лет ушедшая в монастырь княжна Предислава, известная как Евфросиния Полоцкая; Милица, сербская княжна, жена знаменитого князя Лазаря, погибшего в судьбоносной для Сербии битве на Косовом поле; жена князя Димитрия Донского Евдокия. Евфросиния Колюпановская также имела знатное происхождение - ей приписывают родство с княжеским домом Вяземских. Однажды, уже в старости, она косвенно дала понять, что принадлежала к первому выпуску Смольного института благородных девиц в Петербурге. И была фрейлиной императрицы Екатерины II. А однажды вместе с двумя другими обитательницами дворца сбежала, инсценировав свое утопление: на берегу пруда они оставили роскошные платья, переодевшись в простую одежду, и отправились странствовать. Безвестными подвижницами так и остались двое - известно лишь, в каких монастырях Марфа и Соломия окончили свою жизнь. Евфросиния около 40 лет жила и трудилась при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове. А подвиг юродства взяла на себя не самовольно, а по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Лёвшина).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Что здесь в конце ХХ века появится женская обитель, никто не предполагал. Это было невообразимо даже в 1990-1991 годах: ну где монастырь — в чистом поле? Однако один человек твердо знал о будущей обители еще b XIX столетии: местночтимая святая, блаженная по имени Евфросиния. В Колюпанове она появилась уже почти девяностолетней старицей. В ветхой одежде, со стриженой головой, часто босая, старая монахиня вызывала насмешки подростков и грубоватых мужичков. Да и сама, кажется, делала все, чтоб над ней смеялись и ни единая душа не узнала о ее внутренней жизни: о молитвах, в которых проводила ночи, о веригах, которыми смиряла плоть. А более полувека назад эта женщина вела совершенно иной образ жизни, о чем знали немногие: якобы неграмотная монахиня, жившая в одном помещении с кошками, собаками, летом топившая в своей маленькой избушке печь, зимой — напускавшая во все щели мороз, уничижительно именовавшая саму себя «дура Евфросиния», была блестяще образованной, знала несколько иностранных языков и все тонкости светского этикета… Надгробие Евфросиния. Случайно или нет, но это имя получали в монашеском постриге представительницы княжеских родов, прославленные потом Церковью в лике святых. Это знаменитая княгиня Феврония Муромская, окончившаяся свою земную жизнь в женской обители; в 12 лет ушедшая в монастырь княжна Предислава, известная как Евфросиния Полоцкая; Милица, сербская княжна, жена знаменитого князя Лазаря, погибшего в судьбоносной для Сербии битве на Косовом поле; жена князя Димитрия Донского Евдокия. Евфросиния Колюпановская также имела знатное происхождение — ей приписывают родство с княжеским домом Вяземских. Однажды, уже в старости, она косвенно дала понять, что принадлежала к первому выпуску Смольного института благородных девиц в Петербурге. И была фрейлиной императрицы Екатерины II. А однажды вместе с двумя другими обитательницами дворца сбежала, инсценировав свое утопление: на берегу пруда они оставили роскошные платья, переодевшись в простую одежду, и отправились странствовать. Безвестными подвижницами так и остались двое — известно лишь, в каких монастырях Марфа и Соломия окончили свою жизнь. Евфросиния около 40 лет жила и трудилась при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове. А подвиг юродства взяла на себя не самовольно, а по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Лёвшина).

http://foma.ru/kolyupanovo-obitel-yurodi...

«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» В ожидании же кончины, по обычаям того времени, они одновременно приняли постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония — Евфросинией. Монашество для них — это способ удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно. Вот то трогательное описание их кончины, которое дает Ермолай-Еразм. “В то же время преподобная и блаженная Феврония во храм Пречистыя соборныя церкви своима рукама шияше воздух, на нем же бе лики святых. Преподобный же и блаженный князь Петр прислав к ней глаголя: «О сестро Еуфросиния! Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отоидем». Она же отрече: «Пожди, господине, яко дошию воздух во святую церковь». Он же вторицею послав к ней, глаголя: «Уже бо мало пожду тебе». И яко же третицею присла, глаголя: «Уже хощу преставитися и не жду тебе!»”. А она уже заканчивала свою работу, ей оставалось только вышить ризы одного святого, лик которого был уже завершен. “И преста, и вотче иглу свою в воздух, и преверте нитью, ею же шияше. И послав ко блаженному Петру, нареченному Давиду, о преставлении купнем. И, помолився, предаста святая своя душа в руце Божии”(27). Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Но супругов похоронили отдельно, “ркуще, яко во мнишестем образе неугодно есть положити святых вь едином гробе”(28). «Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» Тогда и совершилось чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

В Челябинске впервые отметили Всероссийский день семьи, любви и верности 9 июля 2010 г. 12:56 8 июля 2010 года, в день памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, в Челябинске впервые торжественно отметили День семьи, любви и верности. Торжества по случаю праздника прошли на Алом поле и ознаменовались возобновлением богослужений в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, возведенном по проекту знаменитого российского зодчего, ректора Академии художеств А.Н. Померанцева. Праздничную Божественную литургию совершили митрополит Челябинский и Златоустовский Иов и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   епископ Павлово-Посадский Кирилл в сослужении клириков Челябинской епархии . По окончании богослужения был совершен молебен святым Петру и Февронии Муромским. Божественная литургия была совершена в храме впервые с 1930 года. Долгое время здание занимали различные учреждения, а последние годы в нем находился органный зал. В настоящее время идет процесс возвращения храма во имя святого Александра Невского Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовал мэр Челябинска С.В. Давыдов, представители администрации области, другие высокие гости и более двух тысяч верующих, в том числе казаки Оренбургского казачьего войскового общества, передавшие в дар храму икону великомученика Георгия Победоносца. Во второй половине дня праздник продолжился светскими мероприятиями для горожан и гостей Челябинска. В этот день в Челябинске было также оглашено поздравительное послание по случаю Дня семьи, любви и верности, направленное супругой Президента Российской Федерации С.В. Медведевой. Вечером в сквере на Алом Поле состоялся концерт, открывшийся театрализованным представлением «Легенда о Петре и Февронии». В программе также были выступления Мирненского народного казачьего хора, ансамблей «Заряница», «Улыбка» и народного казачьего хора из Миасса. В рамках праздника 19 многодетных семей Челябинской области были награждены знаками отличия «Семейная доблесть», а молодые люди, изъявившие твердое намерение вступить в брак, получили благословение и напутственные слова от священнослужителей и представителей власти. Святые супруги Петр и Феврония почитаются православными верующими как покровители христианского брака. Их благочестивая жизнь, взаимная любовь и верность являются высочайшим образцом супружества. В 2008 году по инициативе депутатов Государственной Думы день памяти святых Петра и Февронии был утвержден в качестве Всероссийского дня семьи, любви и верности. Пресс-служба Донского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1214982.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали, обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!» Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божиим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли. IV Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией. В то время когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Евфросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Евфросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И стали они жить-поживать, да добра наживать. Это хмурые дни тянутся долго и уныло, а солнечные — бегут в радости и благодарении. Добро наживали супруги не в сундуки да закрома, а в душах своих возводили хрустальные замки. Зависть людская не терпит чужого счастья. Но верные супруги с кротостью и смирением переносят хулу и наветы. Княгиня Феврония утешает и поддерживает мужа, князь Петр заботится о жене. Они не совершали аскетических подвигов, не брали на себя непосильных духовных трудов. Они просто любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истинной христианской семьи. И когда пришел конец их земной жизни, они оставили ее в один день, приняв перед смертью иноческий постриг. Князь Петр — с именем Давида, а княгиня Феврония — с именем Евфросинии. Незадолго до смерти святые супруги сделали для себя общий гроб, завещав похоронить их вместе. Но их положили в отдельные гробы. И оставили в церкви. Наутро тела супругов оказались в одном гробу. Поудивлялись люди произошедшему чуду, да и опять положили тела Петра и Февронии отдельно. И вновь наутро оказались святые в одном гробу. Так и похоронили их вместе. Удивительная история. Из глубины веков она пришла к нам, подтверждая старую как жизнь истину: супружеская верность — понятие святое, и подвиги семейной жизни значимы у Господа и щедро одарены. Вот почему и дерзнула я сказать, что проще, чем семейная жизнь, ничего не бывает. Никаких особых секретов, никаких особенных условий, ничего — кроме… верности и любви. Житие святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, учат нас великому и простому — верности, способности нести тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость и желанный крест. В Муромские края к святому благоверному князю Петру и княгине Февронии (в иночестве Давиду и Евфросинии) едут отовсюду. Здесь, у святых их мощей, молятся о семейном благополучии, о вразумлении заблудших чад, об устройстве личной жизни. Святым супругам молятся со слезами и упованием. Понимают православные люди: с помощниками всегда легче. Тем более что помощники — Божьи угодники.

http://pravmir.ru/vsyo-nachinaetsya-s-se...

Рубрики Коллекции В России празднуют память святых Петра и Февронии и День семьи, любви и верности 2 мин., 08.07.2019 Поделиться В понедельник 8 июля 2019 года, в день памяти покровителей православного брака - святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, в России по традиции отмечают День семьи, любви и верности . В нынешнем году россияне отмечают этот праздник уже в одиннадцатый раз. Традиционно торжественные мероприятия пройдут от Калининграда до Камчатки, а также еще более чем в 40 странах ближнего и дальнего Зарубежья. Во многих регионах страны в этот день пройдут различные праздничные акции, в частности «8 июля - День без разводов». Инициатива появления общероссийского праздника принадлежала жителям Мурома, а в 2008 году идею праздника поддержали многие общественные организации и деятели, а также Русская Церковь. Оргкомитет празднования возглавила  Светлана Медведева . Символом праздника выбрана ромашка, так как издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Справка   В XIII веке городом Муром правили князь Петр и княгиня Феврония, дочь пасечника, вылечившая князя от серьезной болезни. Петр полюбил и взял в жены простолюдинку, преодолев сопротивление боярского окружения, не пожелавшего подчиняться его жене. Супруги прожили жизнь в верности и любви и умерли в один день. Мощи святых покоятся в Свято-Троицком монастыре Мурома. Один из самых поразительных моментов в житии святых - это рассказ об их кончине. Когда пришла старость, Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Однако люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и решили нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке они были причислены к лику святых и считаются православными покровителями семьи. Читайте также: О Дне семьи, любви и верности, а также святых Петре и Февронии  читайте здесь . Фото Владимира Ештокина/Журнал «Фома» Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-rossii-prazdnuyut-pamya...

Календарь Материалы 6 июля 2006 г. [Интернет-журнал/Культура] Елена Лебедева Безвозвратно потерянная Тихвинская церковь, что в Малых Лужниках, до революции стояла на месте Центрального стадиона. Все два века своей жизни скромная церквушка мучилась от бедности и скудости прихода, хотя история отметила ее на страницах своих летописей, и судьба ее оборвалась трагически. [Встреча с Православием/Святые и святыни] 8 июля (25 июня ст.ст.) Православная Церковь празднует память преподобных Петра и Февронии. Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI века священником Ермолаем (в монашестве Еразм). Почти сразу же она становится любимым чтением русского народа и распространяется в огромном количестве списков. До нашего времени их сохранилось около 350. Многие из этих списков украшались миниатюрами, а вскоре появились и житийные иконы местно прославленных Муромских святых Петра и Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии. Мы предлагаем вам прочитать эту повесть по клеймам одной из икон XVII века. Изображения сопровождаются переводом, максимально приближенным к авторскому тексту. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Святитель Филарет Московский Михаил Петрович Погодин (1800–1875), историк, писатель, журналист, профессор Московского университета, академик Петербургской АН (1841). К митрополиту Филарету М. П. Погодин относился с большим уважением и высоко ценил его проповеди. «Это сокровище русской литературы, — писал он, — еще более: это сокровище отечественное, его же ни тля не истлит, ни татие не раскопает». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Миролюбие и правдолюбие [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Иов (Гумеров) Эти дни, когда совершается празднование чудотворных икон Пресвятой Богородицы, особо радостные. На этих праздниках особая печать, которую трудно выразить словами, но каждый верующий ее очень хорошо чувствует. Именно в эти дни нам немощным, сирым, обремененным грехами открывается милость Божия, материнская любовь Пресвятой Богородицы и, конечно же, заступничество Ее перед Богом, Которому часто мы согрешаем. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Белый, как голубь, монастырь святой Марины, стоящий напротив поселения Андроса, где бьет источник знаменитой воды Сариза, появился в 1325 года от Рождества Христова. Тогда в местности Литры стало известно о чуде святой Марины, которая явилась старцу-аскету и указала место в ущелье, где он должен был обрести ее икону. [Документы истории] Главные события в этот день с 1901 по 2000 гг. Новости 6 июля 2006 г.

http://pravoslavie.ru/archive/060706

Но вернемся к «Повести…» Ермолая. То, что это произведение является также источником сведений о жизни любимейших русских святых, несомненно, ведь даже святитель Филарет (Гумилевский), несмотря на то, что подходит к «Повести…» критически, все же широко использует ее при написании своей версии жития. Он корректирует некоторые места и убирает все, с его точки зрения, лишнее. Но пора уже обратиться к самой «Повести о Петре и Февронии». Очень интересно будет разобраться в том, что в этом сказании можно признать вполне достоверным с духовной и агиографической точек зрения, а что вызывает сомнения. Проверить некоторые события и моменты с исторической точки зрения не представляется возможным за давностью лет и недостатком документальных источников. Но раз «Повесть…» так прочно вошла в наш православный обиход и пользуется такой известностью и уважением у церковного народа, мы не можем не признавать за ней права быть источником сведений о земной жизни небесных покровителей брака. Посмотрим же, какие загадочные места сразу бросаются в глаза в Ермолаевской «Повести…». Княжеские имена Согласно летописям, Давид и Евфросинья – мирские имена муромских князей, принявших монашество как Петр и Феврония В «Повести о Петре и Февронии» муромские князья имеют крещальные имена Петр и Феврония, а в конце жизни принимают монашество с именами Давид и Евфросиния. Это, конечно, явная ошибка. Согласно летописям и родословиям муромских князей, в Муроме с 1205 по 1228 год правила княжеская чета Давид Юрьевич и его супруга княгиня Евфросинья. Святитель Филарет (Гумилевский), опираясь на «Родословную книгу князей и дворян российских и выезжих» и другие источники, пишет: «Когда князь и княгиня достигли глубокой старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии». В примечаниях к своему труду святитель Филарет говорит, что в «Повести…» мирские имена святых перепутаны с монашескими и что ошибка эта перешла и в печатный «Полный месяцеслов». Почему отец Ермолай допустил эту неточность? Не сверившись с летописью, он более доверился устным рассказам, которые не смогли упомнить точного имени князей. В народе они были более известны как Петр и Феврония, вот народное сознание и решило, что такие имена святые имели до монашества. Думаю, что ошибка эта довольно простительна, особенно для древнерусского человека. Ведь на Руси многие люди, а князья в особенности, имели иногда по нескольку имен. Например, святой креститель Руси равноапостольный Владимир прославлен со своим славянским именем, а его крещальное имя – Василий – известно далеко не всем. Были князья, которые вошли в историю под двойным именем, к примеру старший внук Владимира Мономаха святой благоверный князь Всеволод Мстиславич, которого часто называют Всеволод-Гавриил.

http://pravoslavie.ru/101873.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010