Обучение в уч-ще продолжалось 6 лет, по 10 месяцев в году. В нем преподавали следующие предметы: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметику, геометрию, географию, церковную историю, гражданскую историю, физику, педагогику, церковное пение, рукоделие, хозяйство (ГАНО. Ф. 620. Оп. 1. Д. 1). Все учебные пособия и письменные принадлежности выдавались воспитанницам бесплатно. Занятия по педагогике проходили раз в неделю по одному уроку в одном старшем классе в течение 2 лет. Воспитанницы вели наблюдение за детьми, изучали основы их обучения, их физическое воспитание, уход за больными. В Деревяницах при уч-ще существовала образцовая церковноприходская школа, на базе к-рой была организована педагогическая практика. Обучение в уч-ще было платным: за девочек духовного звания родители платили 100 р. в год, из др. сословий - 150. Девочки-сироты, дочери священнослужителей обучались бесплатно, за счет епархии (Новгородские ЕВ. 1903. 1. С. 30). Выпускницы уч-ща в основном становились учительницами в церковноприходских и земских школах, работали в уездных земских б-ках. По имеющимся сведениям, из 46 выпускниц 1897/98 уч. г. в 1898/99 уч. г. учительницами в церковноприходских школах работали 21 чел., в земских школах и в б-ке г. Кириллова - по 1 чел., 1 воспитанница вышла замуж, а остальные проживали в домах своих родственников ( Вихров. 1899). В 1915 г. в уч-ще обучались 180 воспитанниц, а в 1916 г.- 181 ( Никитина. 2011. С. 50). На собраниях с 1905 г. духовенство епархии настоятельно требовало сосредоточения всех классов уч-ща в Деревяницах с закрытием Деревяницкого мон-ря и передачей уч-щу его зданий, капиталов и угодий. Для частичного удовлетворения этих требований была создана комиссия по строительству «соединенного училища» в Деревяницах. Закладка состоялась 1 мая 1915 г.; к 1917 г. обширное здание было вчерне выстроено, но послужить училищу ему не довелось. Вслед за изданием 13 июня 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах» их сеть стала целенаправленно создаваться и в Новгородской губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1782 г. З. вошел в состав Главной комиссии уч-щ. В результате ее деятельности в 1783 г. было открыто Главное народное уч-ще в С.-Петербурге, в 1786 г. из него выделена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в Учительскую гимназию, а в 1804 г.- в Учительский ин-т. Значительную часть учащихся этих заведений по прямому требованию комиссии составили студенты духовных академий и семинарий. В 1784-1797 гг. З. возглавлял Комиссию об учреждении народных уч-щ. Устав народных уч-щ от 5 авг. 1786 г., разработанный комиссией, предусматривал создание заведений 2 типов: 4-классных главных народных уч-щ с 5-летним сроком обучения в губ. городах и 2-классных малых народных уч-щ - в уездных. В том же году главные народные уч-ща были открыты во мн. губерниях России. З. переписывался с Киевским митр. Самуилом (Миславским) о передаче в ведение комиссии учащихся духовных школ, необходимых для нужд народного образования. 30 окт. 1786 г. договорился с Новгородским и С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) о командировании ок. 100 учащихся из КДА, Черниговской и Переяславской семинарий и др. духовно-учебных заведений. Часть воспитанников была послана в Великобританию для усовершенствования в знаниях. По окончании учебы за границей они были направлены учителями во вновь открытые главные народные уч-ща. На педагогическую работу уходило так много воспитанников духовных школ, что в 1804 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) был вынужден отказать З. в просьбе о переводе студентов из СПбДА в ведомство Мин-ва народного просвещения. В 1786 г. З. стал управляющим учрежденным по его проекту Гос. заемным банком (с 1794 - главным директором), 31 авг. 1787 г.- членом Совета при Е. И. В., 29 янв. 1791 г.- председателем Комиссии для обсуждения вопроса о заготовке и снабжении солью внутренних губерний России. В 1793 г. (по др. данным, в 1794) имп. Свящ. Римской империи Франц II даровал З. титул графа Свящ. Римской империи, позже имп. Павел I также возвел его в графское достоинство. 1 янв. 1795 г. З. получил чин действительного тайного советника. 8 авг. 1798 г. назначен главным директором Ассигнационного банка. Был инициатором преобразования Медико-хирургической школы в академию (1798), принял участие в разработке ее устава. По его предложению российские медики были отправлены за границу для стажировки. 6 нояб. 1799 г. уволен со службы вслед. хищения, совершенного сотрудником Ассигнационного банка, выслан в свое поместье с. Ляличи Малороссийской губ. под присмотр полиции. После прихода к власти имп. Александра I опала закончилась. 18 апр. 1801 г. З. вошел в состав Непременного совета и стал сенатором, 5 июня того же года назначен председателем Комиссии составления законов (до 1803). В 1801 г. дважды рекомендовал А. Н. Радищева в члены комиссии, ходатайствовал о повышении ему жалованья и о возвращении ордена св. Владимира 4-й степени. В результате Радищеву был возвращен орден, 6 авг. 1801 г. он был назначен членом комиссии.

http://pravenc.ru/text/182415.html

В результате реформы духовного образования 30 авг. 1814 г. Перервинская семинария была закрыта. 1 нояб. в стенах П. Н. м. по новым правилам открылась Московская ДС, студенты для к-рой были набраны из закрытых Московской академии и Перервинской семинарии. Первым ректором стал архим. Евгений (Казанцев ; впосл. архиепископ). Московская ДС имела 3 двухгодичных класса (риторический, философский и богословский), ее 1-й набор во все классы составил 386 чел. Обитель ежегодно выделяла на содержание семинарии 9600 р., а также взяла на себя содержание 150 учеников. После вступления на Московскую кафедру митр. Филарета (Дроздова) при его активном содействии 17 марта 1822 г. Синод принял решение о переводе Московской ДС в Заиконоспасский мон-рь, где она открылась 1 сент. 1823 г. Одновременно в П. Н. м. переведены казеннокоштные ученики Московских и Волоколамских уч-щ, для которых в П. Н. м. 3 сент. 1823 г. открылись Перервинское приходское и Перервинское уездное духовные уч-ща. В 1828 г. по инициативе митр. Филарета создано правление Перервинских уч-щ, в к-рое вошли смотритель и инспектор уч-щ, а также настоятель П. Н. м. Два уч-ща, по сути, составляли одно 4-классное ДУ (1-й класс и 2-й класс приходского ДУ, низшее отделение и высшее отделение (по 2 года) уездного ДУ), учебный курс занимал 6 или 7 лет (в зависимости от времени перехода из 2-го класса в низшее отделение). Первоначально в уч-щах было положено содержать 167 казеннокоштных и полукоштных воспитанников. В 1828 г. было запрещено принимать в уч-ща своекоштных учеников без разрешения правления. Ежегодная численность учеников колебалась: в 1828 г.- 220 чел., в 1840 г.- 317 (из них 145 казеннокоштных и 129 полукоштных), в 1857 г.- 310 (из них 180 казеннокоштных и 115 полукоштных), в 1865 г.- 243 чел. (из них 139 казеннокоштных и 63 полукоштных). Большое внимание митр. Филарет уделял учебному процессу, подбору кадров и устранению недостатков в учебном процессе. В первые годы нахождения на Московской кафедре он нередко лично приезжал на публичные экзамены в уч-ще, позднее отправлял на них викариев. Экзамены проводились 3 раза в год (перед Рождеством, перед Пасхой и перед летними каникулами в июне).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

5 марта. Утром сегодня ректор сообщил, что проф. А.И.Макаровский сегодня в 6 ч[асов] утра арестован. Обыск продолжался с 12 ч[асов] ночи до утра. Пока ничего не известно о причинах ареста. 9 апреля. В Уч[ебный] К[омите]т отправил бумаги […], а также написал Корнилову о необходимости распоряжений: о числе воспитанников д[уховных] семинарий, оканчивающих по I-мy разряду, с их характеристиками; просить Преосвященных доставить сведения о предстоящих изменениях в преподавательском составе, о вакантных кафедрах в семинариях, – и личные пожелания; предложить Советам Академий сообщить Уч[ебному] К[омите]ту сведения о числе и лицах оканчивающих курсы, и их желаниях поступления на духовную службу. 5 июня (В Москве). Состоялось заседание Уч[ебного] К[омите]та по вопросам: 1) Дело Ставроп[ольской] Семинарии – решили послать проф.Доктусова для ревизии семинарии, чтобы окончательно выяснить вопрос о ректоре Богдановиче и инспекторе Машатило. 2) Вопрос о созыве совещания ректоров и инспекторов в Лавре с 19 по 25 июня. Вызываются: от Моск[овской] Ак[адемии] – о.Ружицкий, Доктусов и Муравьев. От Лен[инградской] Ак[адемии] – Сперанский и Парийский, от Киевской (семинарии – прим. Л.А.) – Ганецкий, от Минской игум. Леонтий (Бондарь – прим. Л.А.); от Волынской – о.Тучемский, от Саратовской – о.Сокаль, от Ставропольской – о.Богданович, Машатило и Огицкий. 1) Слушали заявление Волын[ынского] Епископа Палладия о назначении 3-х преподавателей к началу уч[ебного] года. 2) Заслушали мой проект штатов преп[одавательского] состава для семинарий. Окончательно установят на Совещании. 3) Заготовить сводный отчет по семинариям и Академиям за предложив Правлениям немедленно представить отчеты в Уч[ебный] К[омите]т. 4) Заслушали мой доклад о «Положении об оплате преп[одавательского] состава и послали для отзыва по фин[ансовому] вопросу в Хоз[яйственное] Упр[авление] (См.: Приложение 6 и 7). Обращает внимание поведение Корнилова как секретаря Уч[ебного] К[омите]та: он упорно не желает понять, что посланный в Хоз[яйственное] Упр[авление] мой доклад должен после этого еще просматриваться в Уч[ебном] К[омите]те для согласования… Ему кажется, что Хоз[яйственное] Упр[авление] – окончательная инстанция и не подлежит контролю…

http://bogoslov.ru/article/4888315

Затем пропели несколько тропарей и – закуска. 16 сентября. (В Ленинграде). Вчера приехал из Москвы. […] 14-го было заседание Уч[ебного] Комитета. Иг[умен] Павел показал свое неуменье составлять Журнал, и вообще общую «недалекость»… 19 сентября. Все эти дни одолевают приехавшие поступать в академию – с задержками. Приходится допускать условно. 21 сентября. Получил письмо от Патриарха. Пишет о неуменьи иг[умена] Павла Голышева составлять Журналы Уч[ебного] Комитета. Это правда. Я вообще недоволен им по делопроизводству в Уч[ебном] К[омитете]. Его отношения на места составляются совсем не в моем духе и вызывают ряд вопросов и недоумений. Журналы Уч[ебного] К[омите]та в Москве были очень неудовлетворительны и я об этом ему сразу сказал. Думаю об освобождении его от этой работы, также как и от чтения лекций в Академии (по Общей Церк[овной] Истории). Жду только выяснения вопроса о прописке о.В.Борового, и если это совершится, то уроки Церк[овной] Истории надо передать ему, а о.Павлу дать другое назначение. 2 октября. Получил 2 письма от Патриарха Алексия из Одессы в ответ на мое письмо. Пишет: о согласии замещения секретаря Уч[ебного] К[омите]та Парийским, и о командировании его на ревизию Ставроп[ольской] семинарии […]. Вызвал Л.Н.Парийского, сообщил ему о письме Патриарха. Назначил его и.о. секретаря Уч[ебного] Комитета и сообщил о предположении отправить его в Ставрополь на ревизию Семинарии. Беседовали о порядке проведения ревизии. 4 октября. Сегодня о.П.Голышев сдал все дела по Учебному Комитету Л.Н.Парийскому и собирается ехать в Москву. 1955 год 2 февраля. (В Москве). Сегодня происходило заседание Уч[ебного] К[омите]та по большой программе намеченных к рассмотрению дел. Все прошло спокойно. По вопросу об утверждении изменений в программах согласно ректорскому совещанию 1953 года, возникли разговоры по некоторым программам из-за расхождения взглядов Л[енинградско]й и Московской Академий. Решили предварительно выяснить снова некоторые программы и по согласованию снова обсудить их в присутствии членов Хоз[яйственного] Управления по вопросам касающимся финансов.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Воспитанниц уч-ща обучали преподаватели и выпускники Нижегородской ДС; со времени 1-го выпуска уч-ща (1872) классными воспитательницами работали и окончившие это уч-ще. По окончании курса в соответствии с уставом 1868 г. выпускницы получали звание домашних учительниц и имели право на пенсию по выслуге лет. Им преподавали общеобразовательные предметы и педагогику, а также обучали рукоделию и домоводству. В 1871 г. были основаны фундаментальная училищная б-ка и физический кабинет; с 1-й пол. 70-х гг. XIX в. действовала ученическая б-ка. В 1870 г. по благословению еп. Филарета (Малишевского) советом училища было положено основание капиталу для единовременной помощи выпускницам-сиротам. В 1874 г. еп. Иоанникий (Руднев) основал при уч-ще детский приют для призрения сирот из духовного сословия и «для приучения учениц женского училища к педагогическим занятиям с детьми как будущих матерей семейств и народных учительниц» ( Снежницкий. 1888. С. 408). В связи с ростом числа обучающихся в училище девиц (принимались представительницы всех сословий) при еп. Филарете (Малишевском) помещения домовой церкви и столовой расширили. В 1892 г. Введенская ц. была вновь расширена, 11 окт. того же года ее освятил еп. Владимир (Никольский). В 1888 г. в уч-ще обучались 344 воспитанницы, в 1900 г.- 378 воспитанниц (из них 306 из духовного сословия), в 1902 г.- 471 воспитанница. В 1900 г. в приюте жили 21 девочка и 9 мальчиков. Последний выпуск уч-ща состоялся в мае-июне 1918 г. Введенская ц. закрыта в 1919 г. Церковно-учительская школа была учреждена в Н. Новгороде еп. Модестом (Стрельбицким) в 1886 г. (официально открыта 6 сент. 1887). Ее целью являлась подготовка выпускников духовных уч-щ и недоучившихся семинаристов, являвшихся кандидатами на места диаконов и псаломщиков, к работе учителями. Курс обучения длился 2 года. В школе имелась фундаментальная б-ка, действовало общежитие для учащихся. Вскоре после перевода в 1889 г. еп. Модеста с Нижегородской кафедры школа была закрыта из-за недостатка средств.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Я пока не выявил свою просьбу об освобождении меня от Уч[ебного] Комитета. Посмотрю, что будет дальше… 1 апреля. Утром виделся с о.Н.Ф.Колчицким. По поводу инцидента с докладом Хоз[яйственного] Упр[авления] он рассказал следующее. Доклад представил Патриарху С.И.Филиппов, у которого скверные отношения с Парийским, и направил на «сокрушение» Парийского, конечно, в полном контакте с «Данилушкой». По-видимому, желали, чтобы секретарство Уч[ебного]Комитета было в Москве. По-видимому, речь у Патриарха была и о замене меня другим лицом. Патриарх предлагал пост Председателя Колчицкому. Тот наотрез отказался, ссылаясь на болезнь. Тогда Патриарх указал на М[итрополита] Варфоломея, с увольнением которого на покой, и назначением в Москву на должность председателя Уч[ебного] Комитета[…]. О Ружицком речь не заходила как о Председателе, но как о заместителе председателя. В смысле взаимоотношений, М[итрополит] Николай и о.Колчицкий видят полное и беспрекословное влияние Остапова на Патриарха […]. В совете по делам РПЦ возмущаются, видя что рать Моск[овской] Акад[емии] уподобляется прежней бурсе, что студенты зажаты в тиски […]. Г.Г.Карпов пробовал деликатно указывать Патриарху на вредное влияние Остапова, но тот конечно отрицает [lxxiii] […]. Г.Г.Карпов болен. В 4 часа дня был у С.К.Белышева, представил ему годовой отчет […], и дал ему копию своей докладной записки Патриарху. Он тоже изумлен, и тоже говорил, что ходит много разговоров о внутренних движениях в Патриархии. В процессе разговора ни он, ни я не называли конкретно ни одного имени, но хорошо взаимно понимали, о ком идет речь… 2 апреля. Был в Патриархии […]. Патриарх сообщил на мое суждение новый состав Уч[ебного] Комитета (с 1 апреля) в целях сосредоточения управления в Москве: Председатель М.Григорий Заместитель Председателя о.Колчицкий Ректор МДА Ружицкий Проф.прот.Савинский Проф.Савич Член-секретарь П.В.Корнилов. Отчисляются от состава Уч[ебного] Комитета Л.Н.Парийский и проф.Макаровский, как имеющие место жительства вне Москвы. Все члены Уч[ебного] Комитета (кроме секретаря) – без особого содержания по Комитету. Виделся с П.В.Корниловым (б[ывший] чиновник – контролер при Св.Синоде, 70 лет), познакомились. Он одновременно будет и членом Хоз[яйственного] Упр[авления]. Просил возможно чаще сноситься со мной [по вопросам] Уч[ебного] Комитета – даже частным.

http://bogoslov.ru/article/4888315

11 октября. Подал сегодня доклад об утверждении иг[умена] Павла Голышева делопроизводителем Уч[ебного] К[омите]та с 1 ноября и освобождения Талызина от секретарства. Талызин проведет еще исполнение по Журналу 9 окт[ября] и пришлет также все текущее делопроизводство. Надо сообщить всем Правлениям Семинарий и Преосвященным, где есть семинарии, о приеме всех дел по Уч[ебному] К[омите]ту непосредственно в мой адрес – Л[енингра]д, Набережная Монастырки, 1. Наконец окончилась борьба из-за оплаты наставников. Московская Академия согласилась с нашей о желательности ввести оплату по представленному мной варианту 3 (общая месячная сумма оплаты преподавателей у нас 114.450 руб., в Моск[овской] Дух[овной] Академии – 75.850 руб.) [lxxxvi] . Патриарх согласен. Программы рассмотрены Московской Духовной Академией; наши еще не представили своих замечаний. Необходимо согласовать к 12 ноября и провести в Уч[ебном] К[омите] и Синоде. С 1 января окончательно ввести и оплаты, и программы, и измененные уч[ебные] планы. 16 октября. Пятница. В понедельник 11-го приехали с Патриархом в Москву. Здесь полдня я отдал изготовлению Журнала заседания; в 7 час. снес Патриарху, который и утвердил все постановления Уч[ебного] Комитета. Таким образом, наконец, утверждены оклады наставников Академии – Ленингр[адской] и Московской (по варианту утверждена реорганизация Канцелярии учебного Комитета; назначен новый делопроизводства штат ко мне; предложено направлять всю корреспонденцию по Уч[ебному] К[омите]ту непосредственно ко мне... Утверждены мои предложения разослать по библиотекам всех семинарий и в Моск[овскую] Дух[овную] Академию по 22 номера изданий «Творений Св.Отцев», в избытке находящиеся в Ленингр[адской] Академии и отсутствующие в других. Разрешена и выписка из заграницы богословских изданий, вышедших с 1917 года. Характерно, что вопрос об окладах к конце концов осознан, и даже на желание С.И.Филиппова опять выражать против моего проекта последовало от Патриарха указание «прекратить ввязываться не в свое дело».... А вопрос о реорганизации канцелярии Уч[ебного] К[омите]та, поднятый мною, нашел твердых защитников и в Остапове, и в Патриархе... Наконец-то!

http://bogoslov.ru/article/4888315

В конце правления Александр I осознал необходимость выработки нового законодательства о положении евреев и их статусе в России, для чего был образован специальный комитет. 26 авг. 1827 г. имп. Николай I подписал указ о воинской повинности евреев, чтобы «уровнять рекрутскую повинность для всех сословий». Евр. население должно было давать 10 рекрутов с 1 тыс. чел. ежегодно, срок службы составлял 25 лет. В 1835 г. Департамент законов Гос. совета подготовил новое «Положение о евреях», к-рое 13 апр. того же года было утверждено Николаем I. Оно подтвердило все ограничения на проживание евреев и вывело за границы черты оседлости Киев, Николаев, Севастополь; в прибалт. губерниях разрешалось проживать только тем евреям, кто там родились. Евреи могли находиться вне черты оседлости не более 6 недель и при этом должны были иметь паспорт, выдаваемый губернатором, и носить европ. или рус. платье. Ст. 77 «Положения...» позволяла евреям избираться и работать в магистратах, думах и ратушах. При этом в соответствии с § 70 кагальные старшины во время исполнения должности пользовались почетными правами купцов 2-й гильдии. В 1840 г. правительство решило, что «Положение...» недостаточно способствует реформированию жизни евр. народа, и был создан Комитет для определения мер для коренного преобразования евреев в России. Главное внимание было уделено распространению просвещения среди евр. населения. Министр просвещения гр. С. С. Уваров предложил создать сеть школ, в к-рых основное внимание будет уделяться светским предметам, а преподавание Талмуда будет формальным. Школьная реформа была поддержана общинами в Новороссии, а также некоторыми маскилим - сторонниками Хаскалы (М. Лилиенталь, Л. Мандельштам, И. Б. Левинзон и др.), стремившимися преобразовать жизнь евреев и веривших в намерения правительства улучшить жизнь евр. населения. Маскилим обратились с просьбой к гр. Уварову принять строгие меры против хасидов, но тот отказал. В мае 1843 г. начала работу Комиссия для образования евреев в России, в состав к-рой вошли 3 представителя ортодоксальных евр. кругов и 1 представитель движения Хаскала, директор Одесского евр. уч-ща Б. Штерн. В нояб. 1844 г. Николай I подписал указ «Об образовании еврейского юношества», согласно которому открывались казенные евр. уч-ща 2 разрядов, соответствующие приходским и уездным уч-щам, содержание уч-щ возлагалось на евр. общины, и 2 раввинских училища в Вильне и Житомире. Первые казенные уч-ща открылись в 1847 г., а к 1855 г. в 79 евр. уч-щах обучалось ок. 2 тыс. детей. Основная масса евреев воспринимала казенные уч-ща как способ обращения детей в христианство, и туда старались отдавать сирот и детей из бедных семей. Дети состоятельных родителей-евреев стремились поступить в гимназии и ун-ты.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

2 сентября. (В Одессе). Ужин у Патриарха. Телегр[амма] от Колчицкого по поводу назначения на препод[авательские] вакансии в Киев[скую] семинарию. Сегодня отвечаю ему: «Моск[овская] Академия только недавно сообщила фамилии 4-х окончивших желающих получить преподавательские места. На 2 места в Киевской семинарии предположен один ленинградский, второе желательно дать московскому. т.ч.к. Письмом я просил Вас вставить имя желательного кандидата в присланный Журнал Уч[ебного] К[омитета] для представления на утверждение Патриарха. М.Г.». 4 сентября. Вчера днем были с Патриархом на море. В беседе было предложено остаться в Одессе еще на некоторое время и отсюда проехать в Москву. В связи с этим я надумал: пробыть здесь до 12 сент[ября] (воскр.), 13-го вылететь в Москву, 14-го провести там заседание Уч[ебного] К[омитета] и 15-го вернуться в Ленинг[рад]. Посему необходимо: сообщить об этом о.П.Голышеву (приготовить бумаги для Уч[ебного] К[омитета] и привезти их в Москву к 13-му, захватив (если найдет у меня на столе) доклады для обсуждения. 8 сентября. Утром был у литургии. Принимал о.Кремлева о программе Акта. Днем получил телеграмму от о.Павла Голышева с просьбою разъяснить о поездке в Москву. Видимо, он еще не получил моего заказного письма с указаниями от 4 сентября. Отвечаю сейчас телеграммой. Получил телегр[армму] от Колчицкого, что журнал Уч[ебного] К[омитета]задержали у ректора с инспектором (..?), выслан не авиа. Добавляет, что заболел гриппом, головной болью… (…оправдывается). 9 сентября. Сегодня был молебен перед началом уч[ебного] года в семинарии. Служил молебен Патр[иарх] Александр (Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III (Тахан) – прим. Л.А.). Мы все присутствовали в алтаре. Потом в зале – акт. Прот.Кремлев прочитал выдержки из жизни за последний уч[ебный] год и перспективы на будущий. Я сказал приветственную речь, подчеркнув два момента: 1)    Заботиться постепенным изменением преподав[ательского] состава из лиц, не связанных приходской службой; и 2)    Чтобы преподав[ательский] состав усилил воспитательный элемент в учебном процессе, чтобы весь состав дружно объединился в уч[ебно]-восп[итательной] работе.

http://bogoslov.ru/article/4888315

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010