Вдумайтесь во все это и потом прислушайтесь к тому, как восклицают эти благотворители: „Какое жалкое семейство! хотя бы спектакль в пользу его устроить!» Для христианского чувства противны и возмутительны такие речи и душевные расположения. Говорят: „да, во всем образованном мире приняты благотворительные увеселения». Правда, но это-то особенно и жалко. И всемирный обычай не делает заблуждения истиною и порока добродетелью. Было время, когда весь мир поклонялся вместо Бога тварям и идолам, и просвещеннейшие народы классического мира не только исповедывали, но и защищали языческую религию, но вера Христова победила этот мир и ниспровергла язычество. Кто может из христиан, кроме утративших совершенно здравый разум,сказать, что желательно восстановить язычество и упразднить христианство? Также должен смотреть и на вторжение в жизнь христианскую вредных обычаев и каждый истинный христианин: не отдать же на поругание прекраснейшую из христианских добродетелей, хотя бы и всем миром усвоенному безумию. Никто и никогда из великих христианских пастырей и учителей не находил возможным скоро искоренять утвердившиеся обычаи; а уничтожить всемирные заблуждения не обещал и Сам Иисус Христос. Но не только мы, служители церкви, обязаны возвещать истину в уповании, что благодатью Божией она принимает свой плод, но и все члены церкви обязаны, как братья, возвращать друг друга с ложных путей на путь правый. Св. Апостол Иаков предлагает всем христианам такое трогательное увещание: „братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак. 5, 19, 20 ). А святой Апостол Павел оставил всем нам наставление, которое мы не устанем повторять: “не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). 27 Произнесена в актовом зале Харьковской Духовной Семинарии, по случаю храмового праздника, 26 Сентября. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 4. - 1902. - 371 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Григория Богослова (Слово о Богосл. 2-е), «выражается почти так же, как и Давид, который называет судьбы Божии бездною многою». Некоторые оо. и уч. церкви и последние слова 7-го ст. человки и скоты спасеши Гди – объясняют, как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под человеками людей благочестивых, «живущих по здравому смыслу (Зигабен), и в частности, «израильтян, как наученных законом и разумеющих лучшая ( Рим.2:18 ), а под скотами, как неразумными – язычников, преклонившихся долу к земле и питающихся человеческими мудрованиями, но никогда не слышавших» о тайне откровения (св. Афанасий), и вообще людей нечестивых «живущих безразсудно и бессмысленно» (Зигабен). Сл.-греч. на нбс млть тво (ст. 6а) – букв. перевод с еврейского, но евр. выражение (бегашшамаим=на небеси), как показывает соответствующее ему выражение 2-го полустишия (ад-шехаким=до облаков) и параллельные места Пс.56:11 и 107:5, – должно быть понимаемо так же, как Быт.11:4 ; Втор.1:28; 9:1 (ср. Пс.18:5 и Иер.51:9 в значении; достигая от земли на небо, или тоже, что до небес. и. к умножилъ єс млть твою, бже: сынове же человчестїи въ кров крил твоєю надтис имтъ. 8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: . Оупїютс тка дом твоег, и потокомъ сладости твое напоиши . 9. насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, і. к у тебє источникъ живота, во свт твоемъ узримъ свтъ. 10. ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. 8–10. Хотя в основании спасения своего и всего мира псалмопевец полагает совокупное проявление различных божественных свойств милости, истины и правды, но так как различные действия божественные в неисповедимых судьбах Промысла равно направлены ко благу и спасению мира; то при созерцании этой последней цели, различие их сливается и исчезает в единстве спасающей божественной благости и – Бог милости, истины и правды пред взором псалмопевца, подобно, как и в новозаветном откровении, является по преимуществу Богом любви ( 1Ин.4:8:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

15 ст. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире. При условии соделывания своего спасения в страхе Божием и послушания воле Божией, вы явитесь неукоризненными, т. е. людьми, которых не в чем будет упрекнуть, чистыми в нравственном смысле, вы явитесь чадами Божиими непорочными, т. е. свободными от греха. И эти ваши свойства и качества еще больше будут выделять вас среди окружающих вас строптивых, т. е. не покоряющихся воле Божией людей, и развращенных, так что вы по своей жизни и нравственным качествам будете сиять среди них как светила в мире. 16 ст. Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Ваша жизнь, согласная Евангельскому учению, будет для меня похвалой, когда я предстану пред Господа: она будет свидетельствовать о том, что я не напрасно подвизался у вас с Евангельской проповедью и не напрасно воспитывал вас в духе Евангельского учения. 17 ст. Но если я и соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Я радуюсь, что призвал к вере во Христа и поставил вас на путь правый и спасительный. Вы, обращенные мной ко Христу, как бы в некотором роде моя жертва Богу, и я сам готов быть принесен в жертву, т. е. перенести всевозможного рода мучения, пролить кровь мою за жертву, т. е. за вас, Филиппийцев, уверовавших во Христа; за служение веры вашей, т. е. за то, что составляет предмет вашей веры, вашего служения, ваших жертв (Уч. руков. Иванова, 393 стр.). Все это меня преисполняет радости и за себя, и за вас. А потому прошу вас: 18 ст. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. 19 ст. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Надеюсь с Божией помощью Господа Иисуса по скорости послать к вам Тимофея, дабы, когда он придет от вас обратно и сообщит о всем, что у вас происходит в вашей христианской общине, и я, узнавши все подробно, успокоился духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Вскоре Пимен и ученики его пришли к удрученному горестью старцу и постучались у двери. «Кто там?» – спросил ученик пустынника. «Скажи отцу твоему, – отвечал угодник Божий, – что Пимен пришел с братией принять от него благословение». Услышав столь несносное имя, старец воспылал гневом. «Скажите Пимену, – с досадою воскликнул он, – что у меня нет времени видеть его с братией».– «Не отойдем отсюда, – отвечали на это в один голос Пимен и братии, – не отойдем от кельи, пока не сподобимся принять благословение у св. мужа...» Палимые зноем, испытывая жажду, остались они у дверей кельи. Наконец, старец, видя смирение и терпение пришельцев, умилился, отворил им двери, принял их с братским целованием и беседовал с любовью. «Поистине, не только справедливо все то, – сказал пустынник своим посетителям, – что я до сего времени слышал о вас; но я вижу в вас добрых дел стократ более»... И с этого времени старец был другом и собеседником преп. Пимена. (Составл. по кн. «Уч. благоч»., изд. 14-е. Спб., т. I, ч. II, стр. 82–83). 7. Три вида перенесенных обид «Однажды три инока претерпели бесчестие, – повествует св. Иоанн Лествичник . – Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом, здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви». (Леств., сл. VIII. §27, стр. 125–126. 8. Библейские примеры прощения обиды 1 . Иосиф. После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец перед смертью завещал ему простить их за грех их против него: «Скажите Иосифу, – говорил он, – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали перед ним и сказали: «Вот, мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших», – и таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей. ( Быт.46 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

У еванг. Матфея тут прибавляется сказание о приставлении стражи ко гробу Спасителя врагами Его. Так он повествует: На другой день, который следует за пятницею, т. е. в субботу, вопреки закону о субботнем покое, за нарушение коего сами строго преследовали Господа, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: мы вспомнили, что обманщик тот (так по своему неверию и закоснению назвали они Господа), еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет тогда последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и положили к камню печать (27:62–66). 4 После того, как Голгофа была прославлена смертию и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, иудеи и язычники старались затмить ее славу; пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землею, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятиками, и по ним св. Елена обрела сию святыню. Капища ею были низвергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами. Божественного Страдальца и обагрена Его кровию. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерою гроба Господня и над Голгофою построил обширный храм Воскресения Христова. Престол на нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончнне Господа. Гроб Господень, т. е. пещера Его погребения, помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутренное пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором собственно было положено тело Христово. Он покрыт белою мраморною плитою, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерою Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской, откуда вознесся Господь. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Луки/Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1902. - 414 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Джибрил здесь оставил пророке, который Израфилом приведен был к престолу Вечного чрез два моря света и одно море тьмы, и услышал он там голос, говорящий к нему: «Мухаммед, приблизься, и Бог всемогущий и славный приблизит тебя». Поступая вперед, Мухаммед приблизился к престолу Божию и прочитал на одной стороне его: «нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед пророк Его» Бог прикоснулся к нему, проникши его душу священным трепетом, и открыл ему свои таинства. Возвращаясь назад, Мухаммед нашел архангела Джибрила, который препроводил его в Иерусалим, откуда пророк на той же лошади альборак отправился в Мекку. 113 Есть предание, будто Аиша говорила, что тело пророка в то время было подле неё и что один дух его совершил это ночное путешествие на небо. 117 К2:89. А когда пришло к ним писание от Аллаха, подтверждающее истинность того, что с ними, … они не уверовали в это. Проклятие же Аллаха над неверующими (прим. ред.) 118 К7:156–157 (Аллах) сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, – вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют успех!» (прим. ред.) 122 Все эти пророчества, приводимые мусульманами, подробно исчислены и достаточно опровергнуты трудолюбивым Маракчи. Смотри Prodr. de Refutat Al-corani, par. 1. 123 Кажется, сами мусульмане, как и гунны, чувствовали своё мстительное назначение. Между ними ходила пословица: «где конь султана встал ногою, там никакая трава не растёт». Читать далее Источник: Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства/Соч. студента Духовной академии IV уч. курса (1848-1852 г.) Павла Раева. - Казань : в Универс. типографии, 1875. - 225 с. (Миссионерский противомусульманский сборник. 1875. Вып. 9.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Тот, кто просит, нисколько не оскорбляет Бога; а кто похищает, оскорбляет и Бога, и людей, и часто только тратит труды при хищении, а всеми плодами пользуются другие. Итак, зная это, оставим всякое любостяжание и будем приобретать сокровище нетленное, восхищая со всяким тщанием царство небесное, — потому что невозможно, невозможно ленивому войти в это царство. О, если бы мы все, сделавшись прилежными и бдительными, получили его, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА LXX Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят Его словом (Матф. XXII, 15) Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят Его словом (Матф. XXII, 15) 1. Тогда: когда же это? Когда бы всего более надлежало сокрушиться сердцем, придти в изумление от человеколюбия Божия, устрашиться будущего (суда) и, смотря на то, что уже совершилось, поверить тому, что должно совершиться. Слова Спасителя ясно подтверждались самыми событиями. В самом деле, мытари и блудницы обращались к вере, пророки и праведники были преданы смерти: зная это, фарисеи должны были не сомневаться в том, что слышали о своей погибели, а должны были уверовать и вразумиться. Но и это не прекращает злобы их; она не престает мучить их и усиливаться еще более. А так как они не могли схватить Иисуса (потому что боялись народа), то избрали другой путь и, чтобы подвергнуть Его опасности, вознамерились обвинить Его в нарушении постановлений общественных. Посылают, сказано, к Нему ученики своя со Иродианы, глаголюще: Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну уч и ши и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком. Рцы убо нам, что Ти ся мнит? достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни? (ст. 16-17) Они платили уже дань с того времени, как управление общественными делами их перешло во власть римлян. Итак, зная, что не задолго пред тем Февда и Иуда, вознамерившись произвесть возмущение, были за это убиты, они хотели и Иисуса вопросом своим подвергнуть подобному подозрению.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

8 декабря. (В Ленинграде). Сдал в Совет Академии предложение о переработке расписания плана задавания семестровых сочинений в продолжение 3-х акад[емических] курсов по основным, ведущим предметам а не второстепенным (Археология, Сектоведение, Гомилетика). Послал в Уч[ебный] К[омите]т свои заключения об открытии параллельного 1 кл[асса] в Одесской семинарии и назначении преподавателя прот. Сильвестра опять без разрешения Уч[ебного] К[омите]та. 24 декабря. Завтра вечером (6 ч.) совещание в Академии со всем акад[емическим] духовенством о порядке и чине богослужения для однообразия всех служащих. 1953 год 28 января. (В Москве). Сегодня я был у Карпова[…]. Сообщил о делах Уч[ебного] К[омите]та, необходимости ревизий в Семинариях, желательности ввести в состав Уч[ебного] К[омите]та прот.Шпиллера[…]. После Карпова был у Патриарха, и сообщил ему о беседе с Карповым […]. Говорил о необходимости назначить членов – ревизоров, назвал имена […], об еп.Никоне […], указал на обращение того помимо Уч[ебного] К[омите]та непосредственно к Патриарху[…]. При разговоре о прот.Шпиллере (как члене Уч[ебного] К[омите]та), Патриарх высказался отрицательно… […] Завтра закачивается Сессия (Синода – Л.А.). По Уч[ебному] К[омите]ту я передал подписанные журналы и бумаги и просил присылать ко мне весь материал, чтобы, если нужно, приехать в Москву, специально для заседания Уч[ебного] К[омите]та. 29 января. Сегодня последнее заседание Синода. […] Перед заседанием Колчицкий сообщил мне, что у Патриархи, под волынку окружения (Остапов, Малюшицкий и пр.) явилась мысль, чтобы для экономии средств (которые нужны для устройства дачи на вновь отведенном участке в Переделкино) – лучше всего сократить число семинарий и уменьшить средства на Академии... [lxxxii] 26 февраля. (В Ленинграде). Получил из Канцелярии Патриархии сообщение об утверждении акад[емической] сметы (с сокращением на 148 тыс.руб). Скрыли опять, что происходило совместное заседание Уч[ебного] К[омите]та с Хоз[яйственным] Упр[авлением] – без меня и без уведомления, – опять с полным игнорированием моих докладов об окладах, опять с принципами 1 апреля Подумаю и, вероятно, сложу с себя обязанности Председателя Уч[ебного] К[омите]та…

http://bogoslov.ru/article/4888315

Значительный урон семинарии был нанесен в 1812 г. Разместившиеся в мон-ре франц. солдаты использовали на топливо ограду семинарского общежития, мебель и значительную часть б-ки, частично разрушили здания. Учебный процесс возобновился в февр. 1813 г., преподавателей и учеников в разоренную семинарию набирали с трудом. 20-21 сент. 1817 г. в Минской ДС были проведены преобразования, предусмотренные реформой духовных уч-щ 1808-1814 гг.; семинария была разделена на 3 духовно-учебных заведения: семинарию, уездное и приходское уч-ща. К тому времени в Минске при кафедральном соборе существовала небольшая школа для архиерейских певчих, в к-рой преподавали предметы, положенные по программе уездных уч-щ, поэтому от идеи открытия духовных уч-щ в Минске решено было отказаться. Уездное духовное уч-ще начало работу при ДС в Слуцке 21 сент. 1817 г., 30 окт. 1817 г. там же открылось приходское уч-ще. Минская ДС в 1819 г. вошла в состав Киевского духовно-учебного окр., была подотчетна КДА. Ее преподавателями, как правило, становились выпускники КДА. Из общеобразовательных дисциплин в семинарии преподавали математику, словесность, гражданскую историю, географию, физику и философию, древние и новые языки; из богословских - Свящ. Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю и церковную археологию. В окт. 1833 г. открылись духовные уездное и приходское уч-ща при Екатерининском храме в Минске (уч-ща в Слуцке сохранились). Инициатором их создания стал их 1-й смотритель иером. Геласий (Княжевский; впосл. архимандрит), ректор Минской ДС в 1836-1849 гг. Он же в 1848 г. инициировал открытие ДУ при пинском Богоявленском мон-ре. В 1839-1840 гг. в подчинение Минской ДС были переданы бывш. униат. духовные школы Литовско-Виленской митрополии, ставшие православными после упразднения унии: Ляданское (при Ляданском монастыре, упразднено в 1848), Божинское (в с. Божин Игуменского у., в 1874 упразднено), Березвечское (в мест. Березвечь Дисненского у., вслед. присоединения уезда в 1844 к Виленской губ. перешло в подчинение Литовской ДС в Жировицах), Столпецкое низшее приходское (в мест. Столпцы), Толочинское низшее приходское (в г. Толочине), а также уездные духовные уч-ща за пределами Минской губ.: Тороканское (при Тороканском мон-ре в Гродненской губ.), Кобринское (в Кобрине Гродненской губ., ныне Брестской обл.) и Милецкое (при Милецком Николаевском муж. мон-ре в мест. Мильцы на Волыни; в 1844 перешло в ведение Волынской ДС). В сент. 1839 г. число студентов Минской ДС значительно увеличилось за счет поступления в нее перешедших в Православие бывш. учеников или выпускников униат. духовных школ.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

8 сент. 1802 г. З. стал 1-м в истории России министром народного просвещения. В ведении мин-ва находились С.-Петербургская АН, Российская академия, ун-ты, гимназии и др. учебные заведения, включая низшие и начальные. Кроме того, оно курировало цензуру, периодические издания, типографии, б-ки, музеи. С 1803 г. по инициативе З. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения» - 1-й печатный орган мин-ва. При З. 12 дек. 1802 г. был открыт Дерптский (ныне Тартуский) ун-т. 4 апр. 1803 г. Главная Виленская школа (на базе Виленской академии) была преобразована в Виленский ун-т. 18 июля того же года при нем по ходатайству З. была учреждена Главная семинария для католич. и униат. духовенства, 12 дек. 1805 г. был принят ее устав. В зап. губерниях открылось большое количество католич. начальных школ. В 1803 г. на съезде католич. духовенства в Луцке учреждение приходских уч-щ было признано составляющим «первую надобность», духовенство обязалось устроить уч-ща при каждом костеле и ассигновало на них значительные средства. В том же году в Ярославле было открыто Демидовское уч-ще высших наук. В 1805 г. при помощи З. было получено разрешение Александра I на открытие в Нежине гимназии высших наук на средства гр. И. А. Безбородко. 24 янв. 1803 г. вышли «Предварительные правила народного просвещения», 5 нояб. 1804 г.- университетский устав и устав учебных заведений, подведомственных ун-там. Согласно этим документам, ун-ты получили широкую автономию и стали центрами учебных округов, им были подчинены низшие и средние учебные заведения: одноклассные приходские уч-ща, 2-классные уездные уч-ща и 4-классные гимназии. Обучение было бесплатным и всесословным. 1 или 2 церковных прихода в зависимости от числа прихожан и «отдаления их жительств» должны были иметь по крайней мере 1 приходское уч-ще, к-рое содержалось за счет местного населения. Уч-ща в помещичьих имениях представлялись на попечение помещиков, на казенных землях - приходских священников или «почтеннейших жителей». В уездных и приходских уч-щах должен был преподаваться Закон Божий, по возможности священно- или церковнослужителями. Чтобы поднять престиж гимназического образования, З. отдал своих сыновей в гимназию, считая, что совместная учеба должна сближать людей различных социальных слоев. Однако этот поступок вызвал недовольство столичной аристократии. При непосредственном участии З. в 1804 г. был принят либеральный «Устав о цензуре», согласно к-рому цензура вверялась цензурным комитетам из профессоров и магистров при ун-тах во главе с Главным правлением уч-щ Мин-ва народного просвещения. Печатная продукция не должна была содержать ничего «против Закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина».

http://pravenc.ru/text/182415.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010