Разделы портала «Азбука веры» Оглавление перевод с церковнославянского священника Георгия Палехова Каждый священнослужитель Русской Православной Церкви, открыв «Служебник» 1 , может во второй его части, сразу после чина заупокойной литии, обнаружить весьма любопытный документ, озаглавленный следующим образом: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися» 2 . Это наставление, для краткости именуемое «Известием учительным», является, по сути дела, подробной инструкцией, касающейся благочинного свершения величайшего Таинства Церкви Христовой – Божественной Евхаристии, установленной Самим Спасителем во время Тайной вечери ( Мф.26:26-28 ) и облеченного Его Церковью в исторические формы русско-византийской Литургии. Диапазон сведений, сообщаемых в «Известии учительном», очень широк. От инструкции – как приготовить все необходимое для служения Святой Литургии, до заметки – о «…подаянии, приуготовлении и хранении» Святых Даров. Попутно в нем разрешается ряд недоуменных вопросов по поводу разных случаев, могущих приключиться во время Божественной Литургии. Несмотря на скромное (по числу листов, а не по значению) место, занимаемое в «Служебнике», «Известие учительное» имеет довольно любопытную историю, звучащую в изложении профессора И.А. Карабинова 3 следующим образом… Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, – редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название – «Воумление 4 от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное». В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять – Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две – Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова 1 неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», – «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Contra Apionem, 1:4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой Маккавейской книги – « τ το Δαυδ κα πιστολς βασιλων περ ναθημτων» – «книги Давида и письма царей о приношениях» ( 2Мак 2.13–15 ). Наименование « τ το Δαυδ» тождественно с евангельским названием учительных книг «псалмами» ( «подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о мне» Лк 24.44 ), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов ( Σνταγμα. Ραλλη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (ibid, с. 365), Вифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в. ) именует их «учительными», – « παραινετικ» (De Sectis, actio II. Migne 86 т., с. 1204).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Непрославленные исповедники Собор новомучеников и исповедников Российских. Икона, написанная в Ново-Тихвинском монастыре «Опять поминальный приблизился час, я вижу, я слышу, я чувствую вас…» – эти строки ахматовского «Реквиема» сегодня, в день празднования всех Новомучеников и Исповедников Российских, как-то особенно тревожат душу. В памяти всплывают голоса, лица людей, с которыми мне, как члену епархиальной комиссии по канонизации святых, приходилось в своей жизни встречаться и разговаривать о том страшном времени, когда за маленький нательный крестик можно было лишиться карьеры, свободы, а то и самой жизни… За несколько лет работы перед нашей комиссией предстали сотни исповеднических судеб – многие из них теперь называются житиями. Но много в нашем архиве и таких жизненных историй, которые пока нельзя отправить в Синодальную комиссию, чаще всего из-за нехватки сведений о подвижнике, но которые также говорят о христианском подвиге веры и верности. Эти лежащие под спудом небольшие истории не менее дороги нам, чем жития уже прославленных святых. Некоторые из них мне хотелось бы сегодня рассказать. «Для меня Господь превыше всего» Магдалина Даниловна Качалкова, жительница Екатеринбурга, была духовным чадом отца Константина (Шипунова) – известного старца середины прошлого столетия. Комиссия занималась сбором сведений об этом уральском подвижнике, и мы опрашивали всех, кто был с ним близко знаком. С любовью вспоминая о духовном отце, Магдалина невольно рассказала нам и о своем подвиге. Мы записали ее рассказ: «Это было в 1967 году. Мой младший сын Саша учился в четвертом классе. Мы жили в новой квартире, я только что устроилась работать на камвольный комбинат. И вот однажды пришла к нам домой учительница моего сына и говорит, что до нее дошли слухи, будто бы я вожу детей в церковь. Я не стала отрицать. Тогда учительница обратилась к Саше с льстивыми словами: «Сашенька, когда мать будет тебя звать в церковь, ты ко мне беги. Я дам вам с Андрюшей (ее сын) денег, и вы пойдете в кино. Тебе ведь не нравится в церкви? Там ладаном пахнет, там одни старухи, там такой тяжелый воздух. Ведь не нравится, правда, Сашенька?» А он так серьезно, так спокойно отвечает: «Нет, мне в церкви нравится». Тогда она, как львица, на него накинулась: «Да что тебе там нравится?!» А он опять серьезно и спокойно ответил: «А я сам не знаю, но что-то мне в церкви нравится». Учительница тогда замолчала, притихла. Она думала, что я насильно детей вожу в церковь. Уходя, она сказала: «Я тогда пойду к вам на работу и всех на ноги поставлю».

http://pravoslavie.ru/3987.html

Глава третья. О таинстве причащения и о совершении литургии Отделение I. Предварительные замечания об «учительном известии», и порядок исследования «Известие учительное», как ближайшее, подручное руководство для священнослужителей при совершении таинства евхаристии; необходимость для священнослужителей самого обстоятельного и серьезнейшего знакомства с ним. Порядок, которому всего лучше следовать при его изложении. § 1.Православная церковь наша издревле позаботилась указать своим служителям все важнейшие правила и наставления относительно таинства причащения и совершения литургии, и в этом отношении так называемое «Известие Учительное», обыкновенно помещаемое в больших ваших служебниках, а также и в некоторых (Киевских и Почаевских) правильниках, составляет для каждого священника и диакона действительно важнейшее и во многих отношениях сподручнейшее руководство, как при отправлении литургии, так и при совершении других необходимо связанных с нею последований, молитвословий и т.п. § 2 К сожалению только «Известие» это не всегда и как должно обращает на себя внимание наших священнослужителей, и сколько нам известно, всего чаще это происходит от того, что известие сие написано у вас на славянском языке, и при том не всегда в надлежащем систематическом порядке. Чтобы по возможности пособить этому, мы считаем необходимым представить оное для своих читателей в русской речи и при том в той самой форме, в какой излагаются у нас и другие статьи и наставления предлагаемого нами «Руководства», т. е. с разделением оного на особые самостоятельные отделения и параграфы, также с указанием вопросов, в них решаемых и т. п. Само собою разумеется, что везде, где можно будет и нужно, мы будем держаться подлинника, но при этом, чтобы избежать повторений, постараемся, по возможности, дополнить и уяснить те вопросы, которые обстоятельнее решаются в других постановлениях церковных. Затем по порядку займемся решением остальных вопросов, относящихся к совершению литургии и вообще к таинству причащения, но не предусмотренных в «учительном известии», и потому необходимо требующих решения и уяснения, и т. п. Отделение II. О лицах, совершающих таинство причащения и о приготовлении их к священнодействию литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сам Иисус Христос не оставил писаний. Не провозвещение только нового учения, а более, сообщение миру новой божественной жизни было Его целью 101 . И как Сам Христос учил только устно, так и в первое время, по сошествие Святого Духа, евангельское учение распространялось только путем устной проповеди . Самые выражения, которыми обозначается апостольская проповедь в новозаветных Писаниях, показывают, что устное проповедание считалось первоначально существенною ее принадлежностью 102 , хотя уже и тогда начали писать. Главное содержание этой устной евангельской проповеди было историческое. Благовествование о том, что явился и как явился мессия – Сын Божий, ставший человеком, и Своею жизнью, делами и страданиями совершившей искупление человечества, должно было быть средоточием всей евангельской проповеди. Примыкая к этой основе и существенно, со всем своим значением опираясь на ней (хотя не всегда следуя за ней по порядку времени), к христианской евангельской истории присоединялось в христианской проповеди и учительное содержание и пророчество. – Но так как всегда заменою и восполнением устной речи служит письмо 103 : то и евангельская проповедь не могла быть всегда лишь устною. – Так совершенно естественно возникла евангельская, священная христианская письменность. Ее основание было необходимо историческое: прежде всего – историческое изображение жизни Иисуса Христа, в лице и деятельности Которого лежит основание Церкви; сюда позднее присоединилось потом историческое изображение деятельности и апостолов в устроении Церкви 104 . Самое здание ее составляет (с целью христианского назидания и руководства) священная учительная письменность. По значению содержания она занимает без сомнения второе место, хотя по времени происхождения, известный важный памятник учительной письменности – послание собора апостольского в Иерусалиме в 50 г. ( Деян. 15, 23–29 ) есть самое раннее произведение новозаветной письменности. Наконец завершение ее, если не по времени, то по значению, третью часть ее составляет пророческая письменность, проникающая взором в будущее развитие царства Христова, что так желанно каждому верующему. – Для составления исторических писаний не требовалось какого-либо особенного местного и частного повода, равно не было нужды и в особенном личном авторитете 105 . Напротив, учительная письменность имела основание в чисто местных, личных, индивидуальных обстоятельствах, в отношениях христианских обществ, в необходимости апостольской борьбы против вторгавшихся заблуждений 106 . Наконец пророческая книга, есть выражение особенного дара (χρισμα) 107 . – Если происхождение приготовительной ветхозаветной письменности было преемственное, в продолжение целого ряда столетий: то напротив совершительная новозаветная (εαγγλιον и πστολος) явилась в одно основоположительное первое христианское столетие 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

священник Александр Кандарицкий Отдел второй 27. Книги, необходимые при собеседовании с старообрядцами Чтобы яснее и убедительнее доказать старообрядцам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу и значение. Такие доказательства находятся: а).в Священном Писании и писании отцов и учителей церкви, б).в древлеписьменных и старопечатных книгах богослужебного, законодательного и учительного содержания и в).в вещественных памятниках древности. Сами старообрядцы не отвергают значения Священного Писания , но пользуются им редко и мало; писаниям святых отцов и учителей церкви доверяют не всем, а только тем, которые находятся в старинных переводах и изданиях; из книг богослужебного, законодательного и учительного содержания уважаются ими книги, печатанные при первых пяти российских патриархах – Иове (1589–1605), Гермогене (1606–1611), Филарете (1619–1633), Иоасафе (1634–1640) и, особенно, Иосифе (1642–1652). Принимаются ими некоторые книги, печатанные и в южно-русских типографиях. Ввиду этого, задача защитника православия должна состоять в том, чтобы доказательствами из этих же книг, имеющих для них обязательную силу и значение, опровергнуть заблуждение расколоучителей по тому или другому спорному вопросу. Приводим здесь перечень некоторых старопечатных книг, наиболее необходимых при собеседовании с старообрядцами, с указанием тех мест, коими обличаются заблуждения упорствующих. а) Старопечатные книги 1) Благовестное Евангелие , то есть толкование блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского, на Четвероевангелие, известное под именем «Благовестника», изданное в Москве в 1649 году 124 . Здесь находится немало сильных доказательств в обличение раскола, а именно: О вечности церкви – Мф., зачало 67, лист 138 об.; Лк. – листы 107–224. О вечности Евангельских обетований – Мк., лист 812. О трёхчинной иерархии – Лк., зачало 95, лист 205. Очи – учители церковные – Лк., зачало 45, лист 87. Разрешать грехи могут только приемшие власть – Мф., зачало 67, лист 129, зачало 76, лист 144.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Что известно о священнике, который принял в храме протестующих? Иеромонах Иоанн (Гуайта) – человек с очень интересной судьбой 28 июля, 2019 Иеромонах Иоанн (Гуайта) – человек с очень интересной судьбой 27 июля участники митинга протеста в Москве, вытесненные полицией и Росгвардией с Тверской, укрылись в храме Косьмы и Дамиана в Шубине (Столешников переулок). Людей принял клирик храма иеромонах Иоанн (Гуайта). Что известно о нем? Отец Иоанн – человек с очень интересной судьбой.  Джованни Гуайта родился в 1962 году на итальянском острове Сардиния. Мама – математик, отец был врачом, а некоторое время — политиком и даже министром. А Джованни с детства мечтал стать священником. «Когда меня рукоположили, первое рукоположение дьяконское — мои родители приехали в Москву и моя мама принесла мне такой очень забавный подарок, которого я абсолютно не ожидал, она мне подарила сочинение, которое я написал в возрасте семи лет. Тогда учительница задала такую тему — кем я хочу стать. Как и положено в первом классе и я написал в этом сочинении, что я обязательно хочу стать священником и я обязательно стану», — рассказывал отец Иоанн в эфире радио «Вера». Знакомство с Россией для Джованни началось с книг и с рассказов родителей об СССР, где они побывали. «Когда мне было лет десять, мои родители приехали в Россию. Как раз по долгу службы: мой отец был тогда министром, в числе делегации от итальянского правительства он приехал в Россию. Он, кстати, был здесь несколько раз. Один раз он был с мамой, мы, дети, были еще маленькими. Я помню, как они нам рассказывали о Москве, о России. Когда вернулись, у них были огромные впечатления. Так как они глубоко верующие люди, католики, мы какое-то время даже всей семьей молились о России, представьте себе». (Из интервью телеканалу «Союз»). В 17 лет парень покинул родную Сардинию и уехал в Швейцарию. Учился и работал – продавал цветы на улицах.  Окончив Римский и Женевский университеты, стажировался в СССР – в Москве и Санкт-Петербурге.  Впервые приехав в Росиию в 1985-м, Джованни глубоко увлекся ее культурой и православной духовностью. С 1989-го практически постоянно проживает в России.

http://pravmir.ru/chto-izvestno-o-svyash...

Вместо предисловия Современная православно-русская жизнь волнуется бурным ветром сектантских учений. От имени Христа Спасителя, от имени Апостолов сектанты приносят нашим простецам самые неожиданные и грубые «подделки» под Евангелие, а народ наш часто недоумевает и не может понять: что за люди «нововеры», чем они от нас отличаются и почему их рассуждения и верования мы считаем пагубными, еретическими и противными истине Христовой? На эти вопросы современной религиозно-церковной жизни, волнуемой сектантской пропагандой, предлагаемая книжка и дает ответы, изложенные в начальных пятнадцати уроках. Уроки изложены так, что они могут быть изучаемы народом и детьми на внебогослужебных беседах, на миссионерских курсах и в школах. Они же могут быть предметом церковных поучений. Если пастырь или учитель основное содержание предлагаемых уроков внедрит в сознание народа, он сделает ему предохранительную противосектантскую прививку. Поэтому изучение вопросов: кто мы христиане православные? Чем отличаемся от сектантов? Почему отличаемся? Что такое спасающая нас Церковь Божия, за которой мы так послушно идем в своей вере? – надобно считать введением ко всякому учительному миссионерству среди народа. Эти вопросы потому должны войти в курс пастырской проповеди повсеместно. На этом основании автор надеется, что его «Уроки» окажутся весьма пригодными для современного православно-церковного оглашения народа во всех углах нашей родины. Они могут по нужде, заменить собой в деревнях священника, а для священников – миссионера, как показателя того, каким родом следует вести «народно-миссионерские курсы». Благослови же, Господи, новый труд наш Своею Милостью и прими его от нас «в воню благоухания», как жертву, за 19-летнее не бесплодное миссионерство во славу Твою! Автор. Накануне Благовещения, 1913 г. Урок первый. Почему мы называемся «Православными христианами»? Господи благослови! Жителям больших городов, местечек и селений известно, что ныне нам звать себя просто христианами нельзя. Христианская Церковь всюду выделила из себя людей, не желающих веровать так, как веровали всегда Святые Отцы наши. «Отделяющиеся» же от Церкви люди, вместо того, чтобы звать себя «еретиками» и «сектантами» по имени своих учителей, стали рекламировать себя перед другими заманчивыми названиями. Оттого, примерно, в Петербурге, идете вы по улице, – и вдруг в глаза вам бросится объявление, что здесь собираются для богослужения и на молитву «евангельские христиане»; в другом месте сходятся будто бы «библейские христиане» для той же цели, а в третьем – «духовные христиане». Дальше известно, что некоторые «христиане» зовут себя католиками, реформатами, англиканами, пресвитерианами и т. д. Явно, что, при таком религиозном дроблении людей, в наше время и добрым ученикам Господа зваться просто христианами нельзя. А потому мы, чтобы обозначить свою духовную природу и вместе чтобы отличить себя от лже-христиан, называемся христианами православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Никольский храм в д. Погост (Холомогорский район) ЖМП 3 март 2017 /  14 июня 2017 г. 19:29 Поморские парадоксы В АРХАНГЕЛЬСКЕ ВОЗВОДИТСЯ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, НО " ТЕРЯЮТСЯ " ХРАМЫ-ПАМЯТНИКИ Директор воскресной школы Спасо-Преображенского прихода в Холмогорах Елена Павлова горящей спичкой долго отогревает амбарный замок. В темноте спички ломаются, помогает зажигалка. Наконец личинка замка поддается, и тяжелая дверь со скрежетом отворяется. Путь на колокольню бывшего Успенского женского монастыря ведет через устроенный местными активистами общественно-церковный музей. Звонарь, а по совместительству помощник настоятеля Мария Попова здесь обязательно поведает вам, как в ходе работ по благоустройству прилегающей территории под спудом надвратной Духовской церкви обнаружили захоронение, возможно, принадлежавшее Ивану VI Антоновичу Романову (†1764) — российскому императору из Брауншвейгской ветви 1 , свергнутому во младенчестве, отправленному в ссылку в Холмогоры и убитому в 23 года в Шлиссельбургской крепости. «Но по нынешним законам для окончательной идентификации останков необходима генетическая экспертиза. А где нам на нее денег взять?!» PDF-bepcuя Памятник под сайдингом Нелепая история преследования жителей деревни Ракулы в том же Холмогорском районе, спасших ценой правонарушения свою Никольскую часовню, широкую известность получила прошлой осенью. Ситуация в общем парадоксальная, но, как ни странно это прозвучит, довольно предсказуемая. Возведенная почти три века назад часовня последние годы находилась в аварийном состоянии. Официально она относилась к памятникам архитектуры федерального значения, что никак не способствовало замене гнилья в ее теле на здоровые доски и бревна, равно как и на осушение луж на полу из-за прохудившихся стен и кровли. Когда же деревенская староста, учительница географии местной школы Надежда Пермиловская по собственной инициативе, не поставив в известность ни светскую власть, ни епархиальное священноначалие, на собранные всем миром деньги обшила ее сайдингом и укрепила бетонными блоками с листами металлического профиля, контролирующие инстанции зашевелились. На Пермиловскую посыпались обвинения — позор, невежество, гибель памятника и варварство!

http://e-vestnik.ru/society/pomorskie_pa...

Скачать epub pdf Октябрь 15 Лука, епископ Новогородский, святитель – преставление Святой Лука (Жидята), воспоминаемый Церковью в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нем и под его надзором строился Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобожден, а клеветнику его в наказание были отрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород 15 октября 1058 года в г. Копысе Могилевской губернии; тело святителя было привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе. Мощи его обретены были в 1558 г. Об этом событии говорится в житии св. Никиты, епископа Новгородского (31 января/13 февраля). «Обретоша гроб шестью досками каменными соделан, на верхней же каменной дске изображение бе честнаго креста… и отверсти его повеле (архиепископ Пимен) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу, лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкви и положи я в епископских гробех одесную страны великия церкви, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же помятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». Святитель Лука был пастырь «учительный», от него осталось пастырское «Поучение к братии», новопросвещенной пастве, неподражаемое по простоте изложения. Память святителя Луки совершается вместе с Новгородскими святителями 4/17 октября и 10/23 февраля. Лукиан Киево-Печерский, священномученик, в Дальних Пещерах почивающий Лукиан-пресвитер жил в XIII в. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года; более ничего о нем не известно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память его совершается 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства его, и во 2-ю Неделю Великого поста. Иоанн, епископ Суздальский, святитель – преставление

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010