На самом деле, по мнению критиков, в священническом кодексе воспроизводится лишь храмовая практика и весь послепленный религиозный иудейский ритуал, древнее же допленное иудейство будто ничего подобного не знало. – Таковы суждения критиков-эволюционистов о священническом кодексе. Посмотрим, насколько они основательны. Так, одним из мнимо-позднейших законов священнического кодекса считается закон о единстве места богослужения. Рассмотрим его. Сопоставляя Пятокнижие с дальнейшею историею еврейского народа, критики замечают, что законы Пятокнижия, несмотря на строгие угрозы Моисея, не исполнялись Евреями. Кажется, по аналогии с отношением современного нам общества к церковным и гражданским законам, можно бы сделать простой вывод, что Евреи своевольничали при слабом и небрежном отношении к своему делу духовных и гражданских властей, – и только. Но критики выводят иное: что законы эти в Пятокнижии ложно приписываются Моисею, они гораздо позднейшего происхождения и не исполнялись Евреями, потому что были не известны, да и не существовали. Таков, например, закон о единстве места богослужения, излагаемый во Второзаконии 12:3–21;16:5–7 и Лев.17гл. Заподозриваемые критиками отделы читаются так: Втор.12:5–21 . Изложив повеление истребить хананейские капища, законодатель говорит: к месту, какое изберет Господь Бог ваш из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите и туда приносите всесожжения ваши, и десятины ваши и обеты ваши, и добровольные приношения ваши. И ешьте там перед Господом Богом вашим… Тогда, какое место изберет Господь Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что заповедую вам: всесожжения, жертвы, десятины… Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то закалай скот в жилищах, но лишь в пищу себе… Втор.16:5–7 . Не можешь ты закалать пасху в котором нибудь из жилищ твоих, которые Господь Бог твой даст тебе, но только на том месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай пасху..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Напротив, мы находим совершенно обратные утверждения. В 1 Кор. 11:2 Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». 2 Фес. 2:5: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим». И дальше в 3:6 он завещает «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Тимофею Павел также пишет: «Храни преданное тебе» (1 Тим. 6:20). Апостолы же, в свою очередь, приняли это учение от Христа: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им и они приняли» (Ин. 17:8). В этих местах говорится прямо о том, что необходимо придерживаться предания. И в первые века христианства достать одну копию хотя бы какого-нибудь послания Ап. Павла, например, было крайне трудно и дорого. Верующие руководствовались практически одним устным преданием. И Писание ведь вовсе не охватывает всего того, чему учил Христос и Апостолы. Когда Апостолы писали послания, то у них не было даже цели написать катехизис и подробное изложение веры по всем вопросам. Многие вопросы в посланиях затронуты не были, но о них Апостолы учили, и это учение сохраняется в Предании Церкви. Писание также говорит о том, что не оно, а Церковь является столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Библия говорит и о том, что Бог поставил в Церкви учителей и наставников (1 Кор. 12:28). Т.е. учительным авторитетом сама Библия наделяет Предание, Церковь и Богом установленных учителей. Кроме этого, Апостолы пользовались преданием и не считали только 39 книг Ветхого Завета единственным авторитетным источником откровения. Так, Ап. Павел во 2 Тим. 3:8 (в той же главе, кстати, где он говорит о важности Писания) говорит о том, что Ианний и Иамврий противились Моисею, хотя в Ветхом Завете их имена не упоминаются при описании этого случая (Исх. 7-8). Это Павлу было известно из Предания. Иуда в своем послании цитирует практически дословно книгу Еноха 1:9 (Иуд. 14) как авторитетный источник, хотя этой книги нет в Ветхом Завете Т. е., наш тезис, что нужно основывать все только Писанием, не подтверждается самим Писанием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Наука церковной истории может привести много данных за апостольское происхождение епископства в христианской Церкви 993 , но нам важно узнать, мыслился ли епископ преемником апостолов в деле учения и сохранения истины, каким он выступает в изложенном нами учении св. Иринея. Об этом можно указать несколько свидетельств уже в раннейших посланиях апостола Павла. В Послании к Филиппийцам апостол пишет: Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (τ ατ φpονεν ν Κυp). Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник (σξυγε γνσιε), помогай им (συλλαμβνου ατας), подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими ( Флп.4:2–3 ) 994 . Здесь апостол обращается к двум женщинам с увещанием к единомыслию 995 , желает устранить какое-либо несогласие в деле веры. Наряду с этим он обращается к своему искреннему сотруднику, очевидно, с просьбой помочь Еводии и Синтихии, достичь единомыслия. Итак, в Филиппах было лицо, которое должно было заботиться о единомыслии верующих и утверждать колеблющихся. Многие ученые пытаются узнать это лицо по имени, но это, конечно, напрасная задача; важно только то, что предстоятелю Филиппийской Церкви апостол Павел дает именно право и власть утверждать членов этой Церкви в единомыслии. Апостол сначала сам увещает к единомыслию, а потом увещать же просит и своего доброго сотрудника; свою учительную деятельность апостол переносит и на предстоятеля общины. Еще более важное свидетельство находим в книге Деяний апостольских в прощальной беседе апостола Павла с ефесскими пресвитерами. Под пресвитерами здесь нет необходимости разуметь коллегию пресвитеров одной Ефесской Церкви, потому что об этом в тексте нигде не говорится. Из Милита… послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви (τς κκλησας) ( Деян.20:17 ). Но известно, как долго жил апостол Павел в Ефесе, и, конечно, в окрестностях Ефеса им было основано много Церквей 996 . Сам апостол в речи своей вспоминает, что он ходил... проповедуя Царствие Божие (ν ος διλθον κηpσσων) ( Деян.20:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«Но где премудрость обретается? и где место разума?» ( Иов.28:12 ). «Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых» (28:13). «Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена» (28:21). «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (28:23). «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (28:28). «Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему и всеведущему Богу. Она известна Ему со времени творения мира, Он «видел премудрость», созерцал ее как идеал, прототип создаваемого» 31 . «Высочайшая мудрость состоит в том, чтобы почитать Бога, а не в том, чтобы заниматься излишним и производить исследование совершившегося» 32 . «Но есть и человеческая некая премудрость, это – опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств» 33 . «Видя ревность людей, Соломон похвалами премудрости возбуждает души стремиться к ней без укоснения и нерадения» 34 . Вся сущность человеческой мудрости состоит в том, чтобы боясь Бога, исполнять заповеди Его, не из страха наказания, но по свободному влечению к добру. «Божественная Премудрость есть первообраз, первоисточник и конечная цель мудрости человеческой. Человеческая премудрость – это искра Премудрости Божественной. В этом изображении премудрости Иов выразил основание всех своих чаяний относительно себя и своей судьбы» 35 . Епископ Михаил, который не считает 28-ю главу вставкой, спрашивает: «Если так рассуждает Иов о премудрости и разуме, можно ли упрекать его в гордости и дерзости, – что будто бы он присвояет себе вечную Божию Премудрость и кичится перед Богом, оправдываясь со своей невинности?» 36 . При этом в гимне не говорится, что это обладание житейской мудростью должно обеспечить человеку счастье. И это молчание тем более многозначительно, что оно является напоминанием для человека об его обязательствах перед Богом, не сопровождаемым никаким обещанием какой бы то ни было награды исполняющему их. Все это совершенно отвечает общему религиозному тону всей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Обещая людям Израилевым послать пастырей разумных и учительных, Господь Бог, как уже сказано выше, прежде всего указал на то, что Он даст им пастырей по сердцу Своему: " Дам вам, – сказал Он, – пастырей по сердцу Моему» ( Иер. 3:15 ). Что значит быть по сердцу Божию – это изъясняет апостол Павел, говоря от лица Божия о Давиде: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» ( Деян. 13:22 ). Итак, быть по сердцу Божию – значит исполнять все хотения Его. И когда Бог дал обетование послать пастырей по сердцу Своему, пасущих разумом и учением, то Он известил, что эти пастыри вместе с разумным учительством будут иметь и доброе житие, исполняя все хотения Его. Скажем еще: быть по сердцу Божию – значит любить Бога всем сердцем. Какое же знамение того, что кто-либо любит Бога всем сердцем? Это знамение указал Сам Христос, когда сказал Своими пречистыми устами: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин. 14:21 ). Знамение любви к Богу – это исполнение Его заповедей. И потому, когда Бог сказал, что пастыри будут по сердцу Его, Он указан и на то, что они будут любить Его всем сердцем, соблюдая Его заповеди. И если такими были пастыри в Ветхом Завете, то тем более теперь, в новой благодати, пастыри должны быть не только учительными словом, но и добродетельными по жизни, быть по сердцу Божию, исполняя все хотения Его, соблюдая заповеди по сердечной любви к Нему. Пастырю подобает быть боголюбивым. Сам Господь, желая поставить святого Петра пастырем словесных овец, прежде всего трикратно спросил его о любви, сказав ему: «Симон Ионии! Любишь ли ты Меня?» И когда Петр ответил Ему трикратно: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», – Господь вручил ему паству: «Паси агнцев Моих, паси овец Моих», паси избранных Моих ( Ин. 21:15–17 ). Познается же любовь к Богу по добродетельной жизни, являя вместе со словом и жизнь пастыря. Но недостаточно пастырю быть учительным в слове и святым по жизни. Он еще должен иметь великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако Ренан все же попробовал дать хоть одну причину подтверждения своих мнений о выдуманных им и якобы существующих разноречий св. Иоанна с другими евангелистами. Приводим его буквально: «Видно, что, передавая беседы, автор (четвертого Евангелия) следовал не воспоминаниям своим, но достаточно одностороннему побуждению личной мысли. При этом обнаруживается и совсем иной язык, о котором синоптики не имели ни малейшего представления (Мир, Истина, Жизнь, Свет, Тьма и пр.). Если бы Иисус хоть когда говорил этим слогом, в котором нет ничего ветхозаветного, ничего еврейского, ничего талмудического, каким бы образом, осмеливаюсь я выразиться так, единственный из всех слушателей мог так хорошо сохранить тайну?» (стр. 35). Итак, св. Иоанн единственный, воспользовавшийся метафорами Мир, Жизнь, Истина, Свет, Тьма; другие евангелисты о них не знали. А мы утверждаем, что и три первые евангелиста употребляли эти слова и в том же смысле, как св. Иоанн. Наш противник пренебрег доказать свою мысль. У нас нет столь учительных претензий, и мы сейчас же подлинными текстами установим истину нами выраженного мнения. Мы читаем у св. Матфея, что Иисус, беседуя с апостолами сказал им: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:14–16 ). Поясняя свою притчу о сеятеле, Иисус точно также выражается в Евангелии от Матфея ( Мф.13:37–38 ): «… сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны царствия; а плевелы – сыны лукавого». Мир взят здесь, как соединение воедино людей, как человечество, как и в тексте, приведенном раньше. Но он означает худшую часть человечества, сынов лукавого, в другом тексте: «Горе миру от соблазнов» ( Мф.18:7 ). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма; то какова же тьма?» ( Мф.6:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Одним из основных аргументов в пользу особой веры Петра является выдержки из Евангелия от Луки, которую необходимо рассмотреть с контекстом: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». 824 Христос молился за ученика перед крестными страданиями и смысл молитвы в том, чтобы укрепить Петра, которому предстояло тяжкое испытание. Слова об утверждении братии не дают права делать далеко идущие выводы о непогрешимости пап. Здесь речь о событиях ближайшего времени – отречении, крестных страданиях, смерти, воскресении, но нет ни малейшего намека на особые обетования Петру. В данном случае католические богословы необоснованно связывают две цитаты, не являющиеся по этому вопросу параллельными местами, и делают выводы, основанные на неправильном понимании текста, следовательно, и выводы неверны. Вера Рима известна во всем мире. Католическое учение Следующее основание для подтверждения непогрешимости католические богословы видят в словах Апостола Павла: «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». 825 Сравнение Эти слова свидетельствуют только о значимости общины, о том, что весь христианский мир может узнать вероучение в Риме, но ни в коей мере здесь нельзя усматривать оснований для теории учительной непогрешимости пап, так как на это нет ни намека. К тому же послание написано еще до посещения Рима Апостолом Петром. Нужно отчетливо представлять, что Римская Церковь не возникла в результате проповеди одного из Апостолов. 826 «В Риме христианство насаждено было не апостолами Петром и Павлом, а людьми, бывшими в Иерусалиме в Пятидесятницу». 827 Рим был местом проповеди, содержания в узах и смерти Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Пресвитеры и Епископы . Нравственные качества Епископов, и Пресвитеров. Безбрачие Епископов. Нравственный союз Епископов с паствою. Апостол Павел в 1-м послании к Тимофею, указавши, какие нравственные качества должны иметь диаконы, в заключение говорит следующее: «Законы, хорошо служившие, приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» ( 1Тим. 3:13 ). Этим правилом св. Апостола Павла было бы весьма полезно руководствоваться при избрании пресвитеров. Диаконы, окончившее полное богословское образование, известные приходу хорошей жизнью, учительностью и любовью к благотворениям, естественно должны быть первыми кандидатами на должность пресвитера, и желательно, чтобы они продолжали пресвитерское служение в том же приходе и таким образом вступали бы с ним в духовный, нерасторжимый союз, продолжающейся до конца земной жизни. При таких условиях вопрос об избрани достойного пресвитера приходом и об утверждении этого избрания Епископом облегчится, потому что сами драконы, должным исполнением своих обязанностей, приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Иисуса Христа. Относительно необходимости в Церкви пресвитерской степени никаких возражений никогда не существовало, потому что она имеет решительные основания в учении Свящ. Писания и в практике Вселенской Церкви. Апостолы Павел и Варнава, основав христианские Церкви в Листре, Иконии и Дервии и прюбретши довольно учеников, «рукоположили пресвитеров к каждой Церкви. Они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). К пресвитерам перешли все полномочия апостольского служения, возложенные на них Иисусом Христом. Так, они должны были 1) проповедовать или распространять свет Евангельского учения; 2) совершать спасительные Таинства и другие церковные священнодействия и, при помощи этих благодатных посредств, руководить верующими па путь спасения. Это духовное руководительство называется пастырством и должно совершаться по образцу высочайшего Пастыреначальника – Господа Иисуса Христа. Апостол Петр пишет: «Пастырей ваших умоляю я – сопастырь и свидетель страданий Христовых: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно: не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающей венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ). Апостол Павел, призвав пресвитеров Ефесской Церкви, дал им следующее наставление: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас Епископами, т. е. блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровию». ( Деян. ХХ, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Пс.78:9 .  Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. «Помоги нам... ради славы имени Твоего; избавь нас... ради имени Твоего». При господстве среди древних народов религиозных воззрений, влиявших на строй их гражданской жизни, быта семейного и общественного и определявших отношение к другим народам, значение и сила каждого племени определялась силой его национального бога. Победа одного народа над другим обозначала, что бог победителя выше бога побежденного племени, над которым считали вправе смеяться. Той же участи подвергался и еврейский народ после победы над ним вавилонян; еврейский Бог являлся в глазах победителей слабее их национального бога, почему и поношения еврейского Бога были естественны. Писатель скорбит о таком унижении истинного Бога и молит помочь своему народу для того, чтобы Его имя не хулилось язычниками. Пс.78:10 .  Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. «Где Бог их?» Вопрос иронический. Язычники победители спрашивают – где же тот Бог, на силу Которого надеялись иудеи? Пс.78:11 .  Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. «Да придет пред лице Твое стенание узника» – взгляни милостью, не отворачивайся от Твоего народа, который теперь лишен политической самостоятельности, который в узах рабства. Пс.78:12 .  Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили. «Семикратно возврати соседям нашим». Число семь – круглое, означающее полноту вообще. Воздай врагам, Господи, полностью то, что они заслужили своими поношениями Тебя; не ослабляй Своей справедливости снисхождением. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 149 Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения (1–5). Да будут уста Израиля всегда полны славословия Богу, а руки да готовят меч, чтобы совершить над народами «суд писанный» (6–9). Пс.149:1 .  Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. Во время вавилонского плена песни евреев, соответственно их покаянному настроению и внешне тяжелому и бесправному положению, носили характер грустный. Теперь же, по возвращении из плена и восстановлении Иерусалима, их положение изменилось; изменились и песни – вместо печальных они стали торжественно-хвалебными и радостными. «Собрание святых» – собрание евреев в храме. Пс.149:3 .  да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, «Хвалить... с ликами» – хвалить хором. Пс.149:4 .  ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. «Смиренные» – евреи во время плена, который они переносили в покаянном настроении, с полным пониманием его заслуженности и в смирении (см. кн. пророка Варуха), за что и было даровано им от Господа «спасение...» и освобождение. Пс.149:5 .  Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Пусть имя евреев сделается славным в глазах всех народов, да торжествуют первые над последними, да будет жизнь их мирной и покойной, чтобы они могли в безопасности предаваться отдыху ( «на ложах своих»). Пс.149:6 .  Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, Пс.149:7 .  для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, Пс.149:8 .  заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, Пс.149:9 .  производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия. «Да будут славословия Богу в устах их», т. е. да останутся евреи всегда первыми чтителями своего Господа. В этом – основное условие их земного величия, силы и непобедимости. Тогда меч в их руках будет грозным для их врагов, языческих народов, которые не устоят пред ними, но будут побеждены и обращены в рабов. Под условием верности и преданности Иегове евреи явятся орудиями в руках Господа для совершения того суда над народами, который написан в книгах закона и возвещен через Моисея ( Втор. 32:35 ). Эта честь – быть судьей над язычниками – принадлежит всем «святым Его», т. е. евреям, под указанным условием. Но, как известно, еврейский народ не сохранил верности своему Господу, чем и лишил себя этого права и чести, которые перешли и осуществляются уже новым Израилем – христианами, и не в форме грубого, военного преобладания, а в виде отсечения и уничтожения среди язычников их ложных верований и грубочувственного строения жизни. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010