Псалом 66 В еврейской Библии псалом в надписании не имеет имени автора; Семьдесят же и Вульгата указывают Давида. Связь содержания этого псалма с предыдущим в самом тоне хвалебно-торжественном, равно как приглашение всех народов к прославлению Бога, одинаково находящееся в обоих псалмах, да и самое сходство содержания с обстоятельствами жизни Езекии, когда он после чудесного избавления от ассириян ( Пс.66:5–6 ), получил через пророка Исаию обетования великого урожая ( Пс.66:7 ст.), см. Ис. 37:30 , все это заставляет считать писателем псалма царя Езекию или кого-либо из его современников, воспевавших Господа именем царя. Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили (2–4). Да радуются все племена, и да восхваляют Тебя, как праведного Судию всех народов (5–6). Ты ниспослал великую милость; земля дала обильный урожай. Да продлит на нас Господь свои милости и да благоговеют пред Ним все концы вселенной (7–8)! Пс.66:2 .  Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, «Свет» – символ блага. «Осветить... лицем» – обратить лице благоволения, ниспослать милость. Пс.66:3 .  дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. «Познали... путь Твой» – не в смысле изучения закона и путей нравственного совершенствования, но изучений дел Божиих, показывающих, что Он – единый и истинный Бог, от Которого одного зависит спасение. Пс.66:5 .  Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. «Ибо Ты судишь народы» – указание на факт гибели ассирийского войска под стенами Иерусалима, который (факт) стал известен всем обитателям Малой Азии. В этом факте обнаружился справедливый суд Господа над недостойными Его посмеятелями и в нем же указание, что Бог управляет всеми народами. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разъяснение дано в книге Лев.23:15 «отсчитайте себе от первого дня после праздника (пасхи), в который приносите сноп потрясения, семь полных недель " … Здесь, таким образом, второй день пасхи ясно определяется началом счисления «семи седмиц», и начало для всех уже одно, строго определенное, независящее от раннего или позднего посева разных домохозяев. Затем, в той же 16 главе в 13 стихе не совсем понятное название праздника кущей употребляется без пояснений: «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и с точила твоего». Очевидно, как своеобразное и само по себе малопонятное название праздника, так и время его празднования предполагают подробные и всеми уже известные разъяснения, находящиеся в Лев.23:34–44 и Числ.29:15–39 . Такие же «пропуски» и «предварительные пояснения» заметны в 18 главе в законах о священниках и левитах (1–8 ст.). Например, во 2 стихе читаем: «удела ему (т.е. Левиину колену) не будет между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему». Своеобразное наименование Господа «уделом» Левиина колена и ссылка на бывшие слова Самого Господа получают свое объяснение лишь в предыдущих книгах: «и сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела. Я – часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ.18:20 ), при чем употребляются вполне тождественные технические термины: «часть и удел» – chelek и nachalah. То же сходство видно в законах 14 и 18 глав Второзакония и 6 и 7 глав книги Левит и 18 главы Чисел 49 . Очень характерен (например, во Второзаконии 18, 1) термин: они должны питаться «жертвами» (по – еврейски – собственно огнями). Этот термин ясно указывает на употребление огня при жертвоприношении, о чем говорится в соответствующих законах Лев.3:7;24:7,9 и др. Таких примеров масса. Точно также и третий – пророческий отдел Второзакония (28–33гл.) стоит в такой же теснейшей связи, как вывод и теократическое освящение всей предыдущей и современной Моисею истории Израиля и его отношения к закону и Законодателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. Иов 9.33 ). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: «но желает ли человек быть уничтоженным?» (буквальное чтение второй половины стиха). Иов.37:21 .  Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их. Правильное чтение данного стиха такое: «и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их». Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа. Иов.37:22 .  Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вместо «светлая погода» в буквальном переводе с еврейского должно читаться: «золото приходит с севера». Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом ( Иов 28.12–16 ), то они недоступны смертным – «окрест Бога страшное великолепие». Иов.37:23 .  Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле. Иов.37:24 .  Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем! И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. «Бог не смотрит ни на кого из мудрых» (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Смотри также Комментарии Мария 15 июля 2020, 12:30 После такого «современного» образования чего только не услышишь! Вместо исповеди можно стоять довольно долго и выслушивать рассуждения батюшки на волнующие его темы! Чего только не наслушаешься: про истинность православия исключительно в китайском православии! Про ошибочность почитания икон, потому что почитать должны только Бога! Про учительность только Ветхого Завета, А Евангелие-частности, не настолько важные, как об этом говорят.... Отец Вадим! Слава Богу, что вами сохраняет отеческое Предание, которое должно хранить!! Елизавета 27 июня 2020, 12:19 В комментариях затронута тема особой важности проповеди молодежи.Мне 30лет.С 16до 22 я была в " молодежке " .Что это по сути?Та же пионерия и комсомол,только церковный.Сейчас с позиции взрослого считаю возможным,но не обязательным и,тем более,не главным проповедь молодежи.Напоминает известный лозунг: " Все лучшее детям " .И страшно,что в Церкви т.о. разрушается иерархичность:молодежь " главнее " взрослых.По опыту скажу,что " привлеченные " в Церковь через разные мероприятия подростки,не увидевшие жизни по вере,уходят из Церкви.Страшно,что Церковь превращают в дом культуры.Католики и протестанты уже это прошли.Я-учитель,работаю с подростками.Им так же, как и остальным нужно внимание, общение, любовь. Андрей 25 июня 2020, 10:59 Люди в Церкви ищут святость, а не ученость. Апостол Павел пишет: Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». 1-е Кор.1:19 и далее: " Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом " . О. Павел Великанов, Вы навязываете Церкви мудрость МИРА, Ап. Павел говорит о мудрость СВ. ДУХА. " Стяжи Дух мирен " , тогда человек увидит Христа, почувствует святость и пойдет к Живому Богу, без всяких логических умозаключений. Я не против науки, против рационализма, он убивает живую веру.

http://pravoslavie.ru/131732.html

Так: а) деяния Ровоама, первые и последние, описаны были в записях Самея пророка и Адды прзорливца ( 2Пар.12:15 ); б) деяния Авии, его поступки и слова описаны в сказании (мидраш) пророка Адды (13:22). Таким образом, Адда описывал деяния двух царей современных ему: Ровоама и Авии; в) деяния Иосафата описаны были «в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых» (20:34); г) прочие деяния Изекии и добродетели его описаны: а) «В Видении Исаии, сына Амосова, пророка» и 126 б) в книге царей иудейских и израильских (32:32). Таким образом, пророк Исаия составлял жизнеописание двух современных ему царей: Озии и Езекии, а правление Езекии было описано в двух исторических памятниках: монографии Исаии и в книге иудейских и израильских царей; е) правление Мансии также описано в двух памятниках: книге царей израильских и в записях «провидцев» (33:18–19). Итак, параллельно двум обширным историческим писаниям, существовало не мало исторических монографий об иудейских царях, составленных современными им пророками. Существование древних записей, известных писателю Паралипоменон, подтверждается и в этой части характерными замечаниями. Например, «так отложились Израильтяне от дома Давидова до сего дня» ( 2Пар.10:19 ). Это замечание мог употребить только древний историк, не доживший до падения израильского и иудейского царств. Заметна некоторая разность в языке повествования о разных царях: правление Давида и Соломона ( 1Пар.10 – 2Пар.9 ); Авии, Асы и Иосафата ( 2Пар.10–20 ); Озии (26гл.); Иоафама, Ахаза и Езекии (27–32гл.); Манасии, Аммона и Иосии (33–36гл.). Пластичность, живость, наглядность, множество бытовых черт в речах ( 2Пар.10:6–11;12:5–8;13:4–12;14:11 ) и повествованиях о разных событиях ( 2Пар.13:13–17;16:12;17:13–18;18:1–34;20:18–25 и др.) доказывают происхождение упоминаемых свящ. историком «записей» от современников и очевидцев событий. В виду того, что представители отрицательного направления очень «единодушно» и упорно направляют свои стрелы против исторической достоверности книг Паралипоменон, остановим подолее свое внимание на возражениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Такое же тесное единство видно, при ближайшем безпристрастном анализе и в других отношениях, во всем содержании и изложении Второзакония. Содержание Второзакония можно разделить на три отдела: исторический, законоположительный и пророческий, и во всех их видеть теснейшее единство с предыдущими частями Пятокнижия. Так, возьмем для примера несколько исторических повествований Второзакония, хотя из первой же главы. В 4-м стихе (первые три стиха уже проанализированы) читаем: «по убиении им (Моисеем) Сигона, царя Аморейского, и Ога, царя Васанского». Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Чисел (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хорив и сказал: полно вам жить на горе сей " … И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании Израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2;33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвою обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7;15:18;17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшею речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте перед глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12гл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очередными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4, 3 – «глаза ваши виделт, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил "= Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23= Исх.19 –20гл.), о манне (8:3 – при чем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9:12= Исх.32:7–20 : при чем одними и теми же еврейскими словами обозначается о обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11:6=Числ.16гл.), о проказе Мириами (24:9 – «помни, что Господь Бог твой сделал Мириами на пути, когда вы шли из Египта». А ответ, на вопрос: что сделал? Заключается лишь в Числ.12:1–15 ), о нападении Амаликитян (25:17–18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта= Исх.17:8–18 ) и мн. другие «воспоминания» неоспоримо подтверждают нашу мысль 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв. Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: « От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию). Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея : «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

http://pravoslavie.ru/77820.html

Только в исключительных случаях, при возвышенной и более пророческой, чем учительной речи, проповедник стоит ( Деян.2:14; 13:16 ; Ин.7:37 ). Кафедрой для Спасителя мог служить какой-либо камень. Став же Петр со единонадесятьми, воздвиже глас свой и рече им: мужие Иудейстии и живущии во Иерусалиме вси, сие вам разумно да будет, и внушите глаголы Моя: ( Деян.2:14 ). «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим». Востав же Павел и помаав рукою, рече: мужие Израильтяне и боящиися Бога, услышите ( Деян.13:16 ). «Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте». В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ( Ин.7:37 ). «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Отверз уста Своя – восточный образ выражения, указывающий на свободную и торжественную речь ( Иов.3:1 ; Дан.10:16 ), а также на торжественность настоящего момента, когда возвещаются основные законы Нового Завета, в противоположность речи Иеговы в Ветхом Завете в громе и молнии. Посем отверзе Иов уста своя и прокля день свой ( Иов.3:1 ). «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой». И се, аки подобие сына человеча прикоснуся устнам моим, и отверзох уста моя и глаголах, и рех ко стоящему предо мною: Господи, в видении Твоем обратися утроба моя во мне, и не имех силы: ( Дан.10:16 ). «Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: «господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы». Уединенность Горы блаженств , с прекрасной долиной у подножия ее, где толпились люди, как овцы без пастыря, прозрачный, чистый воздух Святой Земли, открытый сияющий небесный свод, – как все это прекрасно гармонировало с учением Нагорной проповеди – с истинным словом жизни, с словами Божественной Любви и о любви, призывающими всех людей к высшей духовной жизни, к высочайшим духовным стремлениям и переживаниям, возвышающим человека над землею и земными скорбями и вводящим его в круг истинных, неизживаемых радостей, утерянного, но возможного счастья!

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Христиане легко узнают их: по чистоте и светлости их душ, переходящей почти в зрительное ощущение, по духовности, пробивающейся под нищетным прикрытием, по мирному духу, проникающему в души приходящих к ним, по учительности их, обнаруживающей знание ими глубин души человеческой, и нередко бывают свидетелями их чудотворений и прозорливости. Люди инстинктивно сознают, что пребывание праведника в обществе благословенно для общества и что сама способность их видеть праведность спасительна для них самих, как и Господь сказал: «принимающий праведника во имя праведника получит награду праведника» ( Мф.10:41 ) 39 . Нет святости без подвига Далек от евангельской правды тот взгляд, для известной части современного христианского общества обычный, по которому христианство состоит в дружном сотрудничестве и взаимопомощи на пути к всеобщему благополучию и созданию довольства для всех на земле. Фактически, такая цель есть общий комфорт и для всех сытая жизнь. Христианская цель иная и путь иной. Путь мира – комфорт, путь христианства – крест: невольный ли, безропотно принятый жизненный крест или свободно взятый на себя по своей вере подвиг и хождение «узким путем». Правда, многие отталкиваются от такого понимания христианства, как от устаревшего и отжившего «византийского», монашеского восточно-аскетического направления. Главную цель христианства они переводят на социальное строительство. А между тем, христианство – все в личном подвиге. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). «Те, которые Христовы, плоть свою распяли, со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного... И потому», о себе замечает апостол, «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным» ( 1Кор.9:25–27 ). Христианство – в бодрствовании, в ожидании евангельского Жениха: «и блажен раб, егоже обрящет бдяща»; оно в «стоянии на посту», по выражению «Пастыря» Ерма , или короче, в «посте», в очищении себя телесном и духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Читая Писание, мы довольно часто пропускаем пророчества о разных городах и народах, хотя они тоже весьма интересны для изучения. В законе Моисеевом одним из признаков истинного пророка названо исполнение его пророчеств (Втор. 18: 22). Для того чтобы лишний раз удостоверить себя в том, что исполнится все, что говорили пророки о суде, о наказании Божием, о Его благословении, нужно посмотреть, исполнилось ли уже что-нибудь, что можно проверить, например, пророчества о Тире, об Аскалоне, о Ниневии и т. д. Открытия историков и археологов показывают, что те фразы, которые нами нередко воспринимаются просто как литературный прием, как поэтический образ, исполнились буквально. Господь сказал, что ничто не прейдет из закона, пока все не сбудется. И изучение истории, судьбы разных городов, народов показывает, что действительно, все это таким образом и сбылось. Но раз сбылись эти проверяемые пророчества, значит, должны исполниться и все остальные. Смысл пророчества о других народах еще и в том, что Бог есть Бог всей земли и требования нравственного закона одинаковы для всех людей. Взгляните, какие обвинения предъявляются народам. Идолопоклонство, неведение истинного Бога? Нет. Немилосердие, жестокость, отсутствие братолюбия – вот что осуждает Господь. Уместно будет вспомнить осуждение израильского царя Ахава. « Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3 Цар. 21: 19). То, что мы видим в Книге пророка Амоса, исследователи иногда называют этическим универсализмом: ко всем людям предъявляются одни и те же требования правды Божией. Суд над Иудой и Израилем . После пророчеств об окрестных народах начинаются пророчества об Иуде и об Израиле (Ам. 2: 4 – 4: 13), причем подряд и в той же самой форме, как говорилось о Дамаске, об Аммоне, о Моаве: « за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их» (Ам. 2: 1), – известный нам уже по учительным книгам речевой оборот (ср. Притч. 6: 16), который показывает не конкретное число преступлений, но исполнение их меры, за которой следует наказание. И когда речь доходит до Иудеи, то к иудеям пророк обращается теми же самыми словами, что и к язычникам: « За три преступления Иуды и за четыре не пощажу его» (Ам. 2: 4). Так, если можно выразиться, изящно, но беспощадно пророк переходит к обличению Иудеи и Израиля. Он подчеркивает, что иудеи и израильтяне принципиально ничем от других народов не отличаются: « Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Каира? Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Ам. 9: 7–8). О многих народах промышлял Бог, и это еще не повод для превозношения. Скорее, наоборот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010