Разумеется, подобный взгляд был совершенно ложен по существу дела; но русским людям, привыкшим считать себя учителями православия по отношению к грекам и поддержанным в этом мнении самими греками, трудно было сразу перейти в положение учеников 67 . Это значило зачеркнуть свое славное историческое прошлое, заклеймить печатью резкого осуждения всё то, что было в нём особенно свято и дорого, отказаться от права на самостоятельную жизнь, признать себя вечными малолетками, не могущими обходиться без греков и не имеющими права думать и веровать иначе, чем греки: мысль крайне тяжёлая и оскорбительная для национального чувства! 68 . Очевидно, что даже при самых осторожных попытках такого рода исправлений, какие предпринимал Никон, протест со стороны многих русских людей, и притом весьма решительный, был бы неизбежен. Но Никон был вовсе не из числа тех, которые умеют действовать осторожно... Он – по слишком, быть может, резкому замечанию одного исследователя раскола – „презирал народ и его желания не меньше, чем впоследствии Петр» 69 , и это обстоятельство сообщило делу предпринятого им церковного исправления в глазах поборников отечественной старины тот же самый характер насильственной ломки и переделки старорусских церковных порядков на иноземный лад, каким отличается петровская реформа старорусского государственного порядка и быта. При первом же известии об этом исправлении страх за дорогую русскому сердцу старину охватил её почитателей, – и протест не замедлил обнаружиться. Протопоп Аввакум в метких словах обрисовывает нам то душевное настроение, которое овладело им и его единомышленниками, когда была прочитана, на первой неделе Веикого поста 1653 г., изданная Никоном „память» о поклонах: „Мы же задумалися, сошедшеся между собою, – говорит Аввакум: видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали» 70 . Нам вполне понятен станет этот холод душевный и внутренняя дрожь, охватившие русских людей, – когда мы представим себе тот ряд скорбных чувств и опасений, какие должны были зародиться в них при виде того, как предания старины, заветы предков начинают разрушаться рукою патриарха, подпавшего влиянию чужеземных пришельцев, льстивых гречан, людей – как были поводы думать – сомнительного православия и еще более сомнительной святости 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Я поставил перед собой цель — полностью прочесть и по мере возможности изучить Библию. Речь идёт о Синодальном переводе, конечно же. К сожалению, по времени я весьма ограничен. На всё про всё у меня есть полгода: с 1 декабря по 1 июня. При этом в обозначенный промежуток времени я, как и прежде, буду весьма занят: дела учебные, дела семейные… Этот университетский год для меня — выпускной, поэтому к основной нагрузке добавляется и подготовка к поступлению в магистратуру… Впрочем, знание Библии я и так должен буду продемонстрировать на государственном экзамене: у меня сией книге целый блок вопросов посвещён. По ряду причин меня нельзя назвать религиозным человеком, но я должен прочесть за оставшееся у меня время священную для христиан и иудеев книгу. В связи с этим у меня есть несколько вопросов: 1) Сколько времени мне бы стоило отводить для чтения Библии (почти) каждый день? Тут стоит учитывать, что в первые 3 месяца из шести большую часть будних дней я точно буду проводить в поездках длительностью около часа, так что можно рассмотреть вариант с частичынм прослушиванием текста Библии. 2) Толкования кого из святых отцов Вы могли посоветовать несведущему человеку? Естественно, так же встаёт вопрос  ограничением по времени. 3) Скажите, пожалуйста, как человеку, тяготеющему к исторической науке, возможно ли действительно совместить изучение работ историков и библеистов с толкованиями святых отцов и, если да, то как? Похожие вопросы 4 Ответа Общее замечание. Разобраться в Библии невозможно за 1 год (и даже больше) от слова “совсем”. Вы можете прочитать, но текст имеет несколько глубин понимания, увязка смыслов которых требует участия в Церкви и в её Таинствах. Поэтому попробуйте как минимум ходить на службы в храм, чтоб ушами и телом иметь фон того, что изучаете, и Божию поддержку в Вашем намерении. 1. Читайте по 1й книге в один день. Многоглавые книги читайте в 2–3 дня, и несколько коротких в один день. Получится 70–80 рабочих дней. Между днями делайте перерыв, чтоб нечто улеглось в голове. Тут можно график составить для удобства. Обязательно сначала читайте книги Нового Завета (27 штук), потом книги Ветхого Завета, не перемешивайте Заветы. Это позволит намного легче принять идеи Ветхого Завета, которые без Нового совсем не преподъемны для светского человека.

http://azbyka.ru/vopros/kak-izuchit-bibl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сколько он спас человеческих жизней! Памяти протоиерея Максима Обухова 26.04.2023 2231 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , на Радоницу после продолжительной болезни преставился ко Господу протоиерей Максим Обухов , руководитель духовно-просветительского центра «Жизнь», сподвижник отца Дмитрия Смирнова, постоянный автор «Русской народной линии». В четверг, 27 апреля, в храме Бориса и Глеба в Дегунино состоится отпевание отца Максима. 6:30 - встреча Владыки Парамона, епископа Наро-Фоминского 7:00 - Божественная Литургия 8:30 - отпевание Адрес храма: Дегунинская ул., 18А Адрес кладбища: Лихачевский пр-д, 1, Долгопрудный. Об отце Максиме рассказывает в интервью «Русской народной линии» его соратница, член Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви, доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва), автор книг «Современная медицина и Православие», «Вызовы и Заветы», «Биомедицинская этика» профессор Ирина Васильевна Силуянова: Евангельская истина гласит: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Отец Максим Обухов был усердным деятелем на проблемном поле нашей российской жизни. Он был создателем и руководителем духовно-просветительского центра «Жизнь», задачи которого состояли в том, чтобы защищать жизнь человека с момента его зачатия, показывать пагубность искусственного прерывания беременности для женщин, семьи, страны, и оказывать помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Отец Максим начал деятельность в защиту жизни нерождённых детей в условиях тотального признания нормальности абортов. Сознание людей в результате 70-летнего господства материалистической идеологии так было изменено, что служение отца Максима и борьба его центра «Жизнь» по спасению детей имела чрезвычайно острый характер. Была поставлена неимоверно трудная задача – изменить господствующее проабортное общественное сознание в России. Однако о.Максим, тогда ещё молодой священник, с присущей ему энергией возглавил борьбу за Жизнь. И многие сейчас, вспоминая об отце Максиме, говорят о том, сколько же он сохранил человеческих жизней своей просветительской работой!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/26/sk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ («заветы») [греч. ιαθκαι τν ιβ πατριαρχν; лат. Tesmamenma XII Patriarcharum], раннехрист. апокриф , составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах, в жанровом отношении примыкающий к апокалиптической литературе завещаний (заветов) (см. ст. Апокалиптика , Завещания апокрифические ). Представляет собой собрание прощальных наставлений и пророчеств каждого из 12 сыновей праотца Иакова, адресованных братьям, сыновьям-наследникам и их потомкам. Источники Д. п. з. и особенности жанра В основе этого и др. сочинений в жанре завещания лежит библейская традиция предсмертных благословений и прощальных бесед праотцов, пророков и праведников, представленная прежде всего такими текстами, как Быт 49 (благословения Иакова) и Втор 31-34 (прощальная беседа, пророчества и рассказ о погребении Моисея). Аналогичные повествования встречаются в Быт 27. 27-29, 38-40 (благословения Исаака), Нав 23-24 (последние слова Иисуса Навина), 1 Цар 12 (прощальная беседа Самуила), а также в межзаветных произведениях как включенных в канон ВЗ - Тов 14. 1-11 (завещание Товита сыну) и 1 Макк 2. 49-70 (предсмертные наставления Маттафии сыновьям), так и считающихся апокрифическими - Юб 20-22 (завещание Авраама), Завещания 3 патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), Иова, Каафа (4Q452), Моисея, отдельные части 1-й кн. Еноха и др. Главным критерием для выделения жанра завещания является сюжетная линия. Вместе с тем для большей части указанных сочинений характерно наличие предсказаний о будущем (в традициях пророческой лит-ры) и этических наставлений (в традициях лит-ры премудрости). Реже встречаются повествования, близкие к апокалиптической лит-ре вознесений . Несмотря на обилие ссылок на писания Еноха (II 5. 4; III 10. 5; 14. 1; IV 28. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1), прямых цитат из известных в наст. время книг Еноха в Д. п. з. не выявлено. Зато в биографических разделах имеются многочисленные совпадения с повествованием кн. Юбилеев (напр., предания об Иуде, его жене, детях и Фамари в Test. XII Patr. IV 8. 10-12).

http://pravenc.ru/text/171468.html

С. Дебижев: -  Те времена, которые у нас в памяти свежи, пришлись на наиболее яркие годы нашей жизни. Советский Союз с его идеологическим прессом всем надоел. Достал всех. Продолжалось это долгие годы. Все фейерверки обещаний, которые пускала советская власть, уже затухли, и всё превратилось в вялотекущую шизофрению. Русский человек ведь думающий, болеющий за судьбу родины, и превратить его в бессловесное унылое существо, которое просто выполняет заветы и поручения партии, – было невозможно. Удивительным явлением 70-80-90-хх было протестное рок-движение, в котором наиболее яркими фигурами были те, кого Вы перечислили. Памяти Сергея Курехина нужно сказать, что это был не просто удивительный человек оркестр и талант, гений даже. Он представлял из себя глыбу на уровне тех философско-культурных выводов, к которым он пришел. Если бы он не покинул мир, то был бы сейчас невероятно вдохновлен происходящими событиями. Уже в конце жизни он серьезно задумывался над проблемами политическими и мощно выступал вместе с Александром Дугиным за кардинальное и судьбоносное изменение жизни в нашей стране. Цой ушел раньше, всех этих процессов он не застал. Тем не менее, его творчество и героический посыл сыграл колоссальную роль, и до сих пор эта энергия продолжает работать – солдаты на передовой поют его песни, они хорошо понимают, о чем он пел. «На улице ждут отпечатков наших ног», «перчатки в карманах шепчут», «холодные пальцы ломают спички». Его вклад очень важен. Я их всех хорошо знал, со всеми тесно дружил, многое мы сделали вместе. Цой вообще тихий и скромный человек в жизни. Вдруг из него в какой-то момент выходил второй Цой, удивительный, который писал эти песни. Откуда они брались – неясно. Что до то это сложнейшая фигура. Его нынешняя позиция во многом продиктована отсутствием его в стране. Рок-н-рольщики всегда были против, это была их жизненная позиция. Её он и сохранил, к сожалению. Последние годы он живет в Лондоне, что тоже сыграло огромную роль, но он настоящий  русский - это несомненно.

http://radonezh.ru/2024/01/20/ne-vernuv-...

В конце 70-х годов только в США было 10 000 адептов Муна. По утверждению Муна, в начале 80-х годов в рядах его «Церкви Объединения» состояло 40 000 граждан США и 3000000 в других, более чем в ста странах 1072 . Реально же это число меньше. По данным 1073 , до двух миллионов последователей в более чем 160 странах. Только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывается порядка 20000 адептов Муна. В Екатеринбурге – около 500 активно действующих мунитов, в Вологде – 30, в Благовещенске – 50, в Якутске – 200–300, в Магадане – 10, в Ярославле – 50. Доктрина Источником вероучения «Церкви Объединения» является откровение, полученное преподобным Муном и изложенное в «Божественном Принципе». В настоящее время издано свыше 200 томов, включающих книги по «Божественному принципу», философии Объединения, а также проповеди, духовные наставления и речи преподобного Муна. «Божественный Принцип»учит, что 2000 лет назад проповедь Иисуса несла в себе то высшее духовное постижение, какое способны были вместить люди. Сегодня человеческое сознание продвинулось вперед и наступил момент, когда современное общество ищет более высокого уровня понимания, которое могло бы удовлетворить нынешние духовные искания. Теология «Церкви Объединения» включает в себя следующие основные положения 1074 : · Бог – Творец всего сущего, Он – Един, Абсолютен, Вечен; · Иисус – Мессия и Единородный Сын Божий, Он Един с Ним в сердце и существует отдельно от Бога; · Бог трудится на протяжении всей человеческой истории, чтобы достичь идеального мира на земле; · Ветхий и Новый заветы в Библии показывают первоначальный замысел Бога в отношении творения, они свидетельствуют о том, что Бог помогал павшему человечеству вновь обрести способность к достижению желанного блага; · хотя текст Библии был в свое время канонизирован христианами, Бог не связал себя обетом молчания, Его откровение продолжается; · зло не есть часть Божественного творения, оно явилось в мире как результат грехопадения человека и, в конце концов, будет уничтожено.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Будучи по существу вторым после Патриарха лицом в Русской Православной Церкви, владыка имел дипломатический паспорт. Это давало ему право пользоваться депутатским залом, а также освобождало от обязательного таможенного досмотра. Владыка пользовался этой привилегией и ввозил в страну центнеры религиозной литературы, пополняя книгами библиотеку Духовной академии, раздавая студентам Новые Заветы и Библии брюссельского издания на русском языке. Однако " депутатские привилегии " были весьма условными. При необходимости досмотр, включая личный, могли учинить любому " неприкасаемому " . Так что Никодим должен был учитывать все это и не переступать условную черту. В его резиденции в Серебряном Бору был богатый подбор зарубежных изданий на русском языке. Но в совокупности, выражаясь тогдашними терминами, эта " литература " не тянула на 70-ю статью УК (антисоветская деятельность). Она тянула только на 191-1 (распространение антисоветской литературы). Общаясь с православными эмигрантскими кругами, владыка неоднократно убеждался в том, что в беседах с ними нельзя быть до конца откровенным. Случалась утечка информации: " Скажешь что-нибудь по секрету архиепископу Брюссельскому Василию, а завтра об этом знают не только в Бельгии, но и в Париже " , - сетовал Никодим. Естественно, болезненной темой было отсутствие религиозной свободы в Советском Союзе. У владыки был реальный взгляд на современное положение Константинопольского Патриархата. Где-то в душе он, по-видимому, считал, что Москва по-прежнему остается " третьим Римом " . В официальной церковной печати Патриарх Константинопольский никогда не именовался " вселенским " . В 1970 году владыка пошел на заведомый конфликт с Константинополем, подготовив решение Синода РПЦ о даровании автокефалии Американской Православной Церкви и автономии - Японской. Он любил рассказывать историю о том, как один из титулярных архиереев (то есть не имеющий реальной епархии) Константинопольской Патриархии спросил митрополита Московской Патриархии: " Какого числа в этом году будет советская Пасха? " - " В тот же день, что и турецкая " , - последовал ответ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

«Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа его Слова Божия и всякого прекрасного bocnpuяmuяpodpis» (Достоевский). Известный представитель новейшего французского рационализма Ревиль заканчивает одну свою статью в «Revue de deal mondes» (1864 г.) следующим сообщением: «однажды в собрании серьезных лиц возбужден был вопрос, какую книгу избрал бы осужденный на пожизненное темничное заключение человек, если бы ему позволено было взять с собою в тюрьму лишь одну книгу. В собрании присутствовали католики, протестанты, философы и также материалисты. Но все они согласились на том, что выбор мог пасть только на Библию». (Что такое Библия ? XII вып. Рел. Фил. Библиотека, стр. 8). Всем известно катехизическое понятие о Библии. Библия – это книги по преимуществу, ибо написаны эти книги Духом Святым через освященных от Бога людей. С внешней стороны Библия представляет из себя собрание свыше 70 книг, написанных более чем 40 авторами в период времени в 1 1 / 2 тысячи лет. «Библия, – говорил проф. Н. А. Астафьев в своей лекции на Московской научно-художественной выставке, – составлялась в течение 16 веков; книги ее писались и в аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилонии, и в Коринфе, и в Риме лицами различного образования и общественного положения, – от царя и священника до мытаря и рыбака; но посмотрите, какое единство в ее учении от первой строки до последней»! (стр. 5 выдержка из книги Gaussen’a о богодухновенности Священных Писаний). 1) Действительно, Библия поражает всякого читателя и исследователя прежде всего своим единством и гармонией. Идея царства Божия на земле проникает повсюду с начала до конца, и то, чем начинается первая книга Библии, дает тему последней книге ее. Творением мира начинается книга Бытия, жаждой нового неба и новой земли заканчивается Апокалипсис. Ветхий и Новый Заветы, конечно, во многих своих частях разногласят, но из сопоставления этих разногласий выясняется процесс постепенного развития религиозного и нравственного сознания человечества. Земля, проклятая Богом в первой книге Библии, заменяется в Апокалипсисе Иерусалимом небесным, сходящим с неба, как невеста, украшенная для жениха своего. Проклятие человека, тяготившее сознание ветхозаветного человека множеством законнических правил, заменяется Божьим благословением праведника, которому «закон не лежит».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Когда написано Малое Бытие, определить с точностью трудно. Дильман время его написания полагает между книгою Еноха и Заветами 12-ти патриархов. 441 Мы выше заметили, что книга Еноха была известна автору Малого Бытия; с другой стороны, в Заветах 12-ти патриархов есть следы того, что автор их пользовался Малым Бытием. Если же последний составитель книги Еноха жил около 2-й половины 1-го века до P. X., если Заветы 12-ти патриархов, в которых находят указание на разрушение Иерусалима (в 70 г. после P. X.), не могли быть написаны прежде этого разрушения, то появление Малого Бытия можно относить ко времени от 2-й половины 1-го века до P. X. до половины 1-го века после Р. Х. Книга, кажется, довольно долго обращалась только между иудеями; потом она переведена была на греческий язык и получила особенную известность между церковными писателями и вообще сделалась источником разных апокрифических сказаний, какие мы встречаем в разных христианских книгах. О ней упоминают Епифаний и Иероним; на неё ссылаются и приводят из неё свидетельства И. Зонар, Г. Синкелл, Μ. Глика и Георгий Кедрин. 442 Надобно заметить, впрочем, что не все ссылки их на Малое Бытие справедливы. 4) Апокрифы об Аврааме В греческих списках апокрифических книг, мы видели, упоминается книга с именем Авраама; св. Епифаний указывает на Апокалипсис, который был у еретиков сифян; Ориген также упоминает о сочинении, в котором рассказывалось о споре ангелов и демонов о душе Авраама. Но все эти апокрифы до нас не сохранились, и потому нельзя сказать, что они содержали; можно предполагать только, что в них заключались те разные иудейские сказания об Аврааме, которые встречаются в Мидраш, Гемаре, книге Яшар, и которые мы привели выше. В славянской письменности, преимущественно в Палеях, сохранились два апокрифических рассказа: Откровение Авраама и Смерть Авраама. 443 Едва ли имеют эти рассказы прямое отношение к упомянутым апокрифам; они составляют, вероятно, переделку уже позднейших апокрифических повестей об Аврааме. Ламбеций, в описании Венской библиотеки, указывает на Завет Авраама, в котором содержится вымышленный рассказ о жизни и смерти Авраама: Διαθκη το σου πατρος μν κα δικαου βρααμ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Тех, кого Я полюбил – в друженьи со Мной пребывайте. Если слово Моё во слухе вашем не дремлет, Принято навсегда в ваше сердце, не спящее вечно, Вечно привязанность к вам в душе Моей возрастает. Я ведь заветы храню беспорочные милого Предка, 40 Вот почему наслаждаюсь и Я Отцовой любовью. С вами беседую Я, неустанно любя вас, лелея, Дабы средь вас пребывала радость, дабы во всех вас Многозапечатленная Радость Моя совершилась. Вот Моего завета предел незаблудший и мудрый, 45 Чтобы друг друга навек полюбили вы братской любовью (Узы хранили любви нерушимой и верной друг к другу) Так, как Я вас люблю, а лучшего Я и не знаю, Чем испытывать чувство великой любви и доверья, Словно бы кто за другое как выкуп милую душу 50 Собственную отдаёт, как защитницу, всем дорогую. Вы Мне все милые други, коли вы Нашим заветам Жизнедарным верны, каковые Я вам проповедал. Слугами же Моими Я вас не всех называю: Раб никогда не знает, что же хозяин задумал содеять! 55 Раб никогда не знает – Своими Я вас именую Другами. Что Я и Сам от пророческого реченья С высей горних, от Предка Родимого только услышал, То Я и вам передал. И не по земным разуменьям Мною избраны вы, ведь всех вас учениками 60 Среди многих людей именую в сердце разумном Самыми верными, числю сопутниками, чтоб в дороге Взращивали урожай, чтоб посев ваш годы и годы Многий плод приносил. И словом молитвенным неким Что ни попросите вы у Властителя горнего неба, 65 Имя Моё призвав, то всё и для всех совершу Я. Только, пророчествуя, призываю во слове премудром Узы братской любви нерушимой хранить друг ко другу. Коль не приемлите вы вражду велелепного мира – Ведайте вы свидетельства дел Моих землеродных, 70 Мир ваш сперва на Меня набросился, обличая С большим усердьем, и коли б вы смертных подобием были, Нравом живя и обычьем греховного этого мира, Вас бы заблудший мир признал за друзей своих милых, Только вот грязь и грех неизвестны вам смертного рода, 75 Вместе с ложной утехой этого мира, но вас Я Из обманной земли сей как смертных принял премудрых,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010