5) Слова Апостола о Святом Духе: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:10—12). Здесь замечательно: а) то, что Духу Святому усвояется совершеннейшее ведение Бога: но эту черту Спаситель усвоял только Отцу и самому Себе, и указывал на нее, как на признак своего божества и равенства со Отцом (Матф. 11:27); следовательно, тоже должно заключить и касательно Святого Духа; б) Дух Святой называется Духом от Бога : следовательно, не есть из ничего, не есть тварь, а напротив, одного с Богом естества; в) Дух Святой представляется в таком же точно отношении к Богу, в каком — дух человеческий к человеку, т.е. представляется пребывающим в Боге и составляющим с Ним одно, как наш дух в нас пребывает, и составляет вместе с телом единого человека. Скажем наконец вообще, что учение о Пресвятой Троице составляет главнейший предмет всего Нового Завета. Ибо о чем он проповедует нам? В Евангелиях преимущественно об Отце, который так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16), и о Сыне, который воплотился и совершил великое дело нашего искупления; в Деяниях и Посланиях Апостольских — преимущественно о Святом Духе, которого Спаситель ниспослал вместо Себя Апостолам, и который с тех пор начал великое дело нашего возрождения и освящения. § 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания Как ни ясны и многочисленны места Священного Писания, особенно Нового Завета, содержащие в себе учение о троичности Лиц в Боге едином; но нам необходимо здесь обратиться и к Священному Преданию, сохраняющемуся в Церкви с самого ее начала. Необходимо потому, что все эти места Писания подвергались и подвергаются различным перетолкованиям и спорам, которые не иначе могут быть окончательно решены, по крайней мере, для верующего, как только голосом Апостольского предания и древней Церкви. Необходимо и для того, чтобы защитить саму Церковь от несправедливого упрека вольнодумцев, будто она начала преподавать такое учение о трех Ипостасях в Боге только с четвертого века идя с первого вселенского Собора, а прежде это учение или вовсе было в ней неизвестно, или преподавалось совсем иначе. Нить предания, следовательно, достаточно провести только до четвертого века, или до первого вселенского Собора, и показать учила ли и как учила о Пресвятой Троице древняя христианская Церковь в три первые века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

5) Слова Апостола о Святом Духе: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор. 2:10–12 ). Здесь замечательно: а) то, что Духу Святому усвояется совершеннейшее ведение Бога: но эту черту Спаситель усвоял только Отцу и самому Себе, и указывал на нее, как на признак своего божества и равенства со Отцом ( Матф. 11:27 ); следовательно, тоже должно заключить и касательно Святого Духа; б) Дух Святой называется Духом от Бога: следовательно, не есть из ничего, не есть тварь, а напротив, одного с Богом естества; в) Дух Святой представляется в таком же точно отношении к Богу, в каком – дух человеческий к человеку, т.е. представляется пребывающим в Боге и составляющим с Ним одно, как наш дух в нас пребывает, и составляет вместе с телом единого человека. 483 Скажем наконец вообще, что учение о Пресвятой Троице со­ставляет главнейший предмет всего Нового Завета. Ибо о чем он проповедует нам? В Евангелиях преимущественно об Отце, который так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ), и о Сыне, который воплотился и совершил великое дело нашего искупления; в Деяниях и Посланиях Апостольских – преимущественно о Святом Духе, которого Спаситель ниспослал вместо Себя Апостолам, и который с тех пор начал великое дело нашего возрождения и освящения. § 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания. Как ни ясны и многочисленны места Священного Писания, особенно нового Завета, содержащие в себе учение о троичности Лиц в Боге едином; но нам необходимо здесь обратиться и к Священному Преданию, сохраняющемуся в Церкви с самого ее начала. Необ­ходимо потому, что все эти места Писания подвергались и под­вергаются различным перетолкованиям и спорам, которые не иначе могут быть окончательно решены, по крайней мере, для верующего, как только голосом Апостольского предания и древ­ней Церкви. 484 Необходимо и для того, чтобы защитить саму Церковь от несправедливого упрека вольнодумцев, будто она начала преподавать такое учение о трех Ипостасях в Боге только с четвертого века или с первого вселенского Собора, а прежде это учение или вовсе было в ней неизвестно, или препо­давалось совсем иначе. 485 Нить предания, следовательно, достаточно провести только до четвертого века, или до первого вселенского Собора, и показать учила ли и как учила о Пресвятой Троице древ­няя христианская Церковь в три первые века.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

IV. Совокупность всех совершенств образует жизнь бесконечно блаженную, какой и живет существо всесовершенное ( 1Тим. 1:11; 6:5 ). Ничто не может ни разрушить, ни даже нарушить такого блаженства, потому что ничто не может произойти без воли или против воли Божьей и внести в совершеннейший порядок жизни и деятельности Всесовершенного какое-либо беспорядочное движение. Бог вседоволен и всеблажен, потому что всесовершен. Впрочем, яснее открывается это для нас только в учении Веры Христовой о Пресвятой Троице, которое посвящает нас в сокровеннейшую тайну жизни Божией. Чтение четвертое. Учение о троичности Божией, как отличительный догмат христианской Веры Евангельское и апостольское учение о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Церковное определение догмата о Пресвятой Троице. Отступление от православия Западной Церкви в учении об исхождении Духа Святого. Попытки приблизить учение Веры о троичности Божией к разумению человека. Значение догмата о троичности Божией для нашей веры и жизни. Понятия о совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается боговедение христианина. Вера Христова посвящает нас в глубочайшую тайну жизни Божией, изображая единого по существу Бога троичным в лицах. Истина троичности Божьей составляет отличительный догмат христианского вероучения. Не только другие религии не знают этого таинства Веры Христовой, но и в богооткровенном учении ветхого завета нет прямого учения о Боге-троице. Что в нем должна содержаться истина троичности Божьей, в этом нельзя сомневаться, так как и ветхозаветное и новозаветное вероучение есть откровение одного и того же Бога и об одном и том же домостроительстве нашего спасения, но ясного изложения этой истины в ветхозаветном Писании мы не находим. До пришествия в мир Искупителя, она и не могла быть ясно открыта людям, потому что, недоступная разумению человека, она не могла сделаться общедоступной и вере, пока не явился на земле видимо Сам Сын Божий. Только при свете евангельского учения открываются и в ветхом завете несомненные указания на то, что Бог есть существо не единоличное, но триипостасное. Такого рода указания представляются главным образом в следующих местах ветхозаветного писания: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ), вот Адам стал как один из Нас ( Быт. 3:22 ), сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Словом Господним совершены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ), свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Все учители православной Церкви согласно признают в этих местах прикровенное учение о троичности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   Слово истины как солнце, которое от на­чала мира даже доныне сияет, и отныне до конца сиять будет. Так учение пророческое и апостольское сияло, сияет и сиять будет до конца мира всему миру. «Хорошо делают обра­щающиеся к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах их» (2 Петр 1:19).    Пятнадцатое. Истина евангельского уче­ния и из того познается, что его проповедни­ки и держащиеся его гонение терпят в мире сем. Учение евангельское есть учение небес­ное, от Бога происшедшее, и потому сатана, князь мира, и сыновья века сего, в прелести его пребывающие, не любят этого небесного семени и чад, от него духовно рожденных. Об этом все прошедшие века свидетельствуют.    Видим это и ныне, видим, что пока чело­век по законам мира живет и похотям мир­ским служит, он любезное чадо миру, а как только примется за слово Божие и зачнется в нем его спасительный плод, то его все, как странника и пришельца, чуждаются и гнуша­ются. И как море не держит мертвого тела, а извергает вон, так и его все сыновья века сего изгоняют. И это то, что апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Ии­сусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12), и слово Хрис­тово показывает: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Ес­ли бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, по­тому ненавидит вас мир» (Ин 15:18—19).    Шестнадцатое. Особенного примечания достойно то, что священная Библия, в которой содержится небесное учение, целой сохрани­лась. Пророческие книги во времена отступле­ния израильтян от Бога Небесного и падения в идолопоклонство, апостольские книги во времена ужасных гонений на Церковь сохра­нились. Это не меньшее чудо, чем огненной искре посреди воды сохраниться. Сатана, враг душ наших, свирепел и старался истин­ное богопознание и богопочитание истребить из людей. Как только ни хотел книги Святого Писания, источники Израилевы, от которых богопознание, богопочитание и утешение черпается, искоренить!.. Божией благости и силе это чудо должно приписать, Тому, Кото­рый Свое святое слово, как подал, так и сохра­нил для нашего спасения в лютые времена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Сравнивает Господь Церковь также и со стадом, у которого пастух — Сам Спаситель (Ин. 10:1—16). Если кто не в стаде Христовом, т.е., не в Церкви, тот и не может называться овцою Христовою: Христос не Пастырь такому. Еще сравнивает Господь Церковь с неводом, который закидывается в море и захватывает рыб всякого рода. Кто не в неводе, кто не захвачен, тот, значит, и не в плену у Бога: кто не в Церкви, тот живет сам по себе, без воли Божьей. Неужели, если к Церкви не принадлежишь, нельзя истинно веровать во Христа и называться христианином?   Если кто «Церкви не послушает, — говорит Господь, — то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Тот, значит, — не христианин. Неужели нельзя узнать истину Христову без Церкви?   Нет, нельзя. Сектанты думают, что они узнают истину из св. Писания помимо Церкви, а в слове Божием сказано, что не только на земле истина Божия проповедуется через Церковь (Деян. 1:8), но даже «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3:10). Почему же именно через Церковь только и можно узнать истину Божию, а не чрез св. Писание, например?   Потому что не св. Писание, но Церковь «есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) Правильно ли думают некоторые, что под Христовою Церковью должно разуметь не общество последователей Иисуса Христа, а учение Спасителя?   Такое разумение неправильно, потому что под Церковью в св. Писании всюду разумеется общество исповедников Христовых, а не учение.     «Если же согрешит против тебя брат твой, говорит Спаситель, ты сначала обличи его наедине, а если не послушает, обличи при двух или трех свидетелях, но если и их не послушает, скажи церкви» (Мф 18:15—17). Ясно, что сказать можно только людям, а не учению. Значит, Церковь — не учение, но общество.    Также в книге Деяний Апостольских говорится, что пресвитеров Ефесских Бог «поставил... пасти Церковь Господа и Бога» (Деян 20:28), а пасти опять-таки можно только живые существа, а данном случае — людей, а не учение. И Ап. Иоанн говорит: «Я писал Церкви» (3 Ин. 1:9), а писать можно только людям, а не учению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Являлось ли это требование раздавать свое богатство «евангельским советом», обязательным лишь для «совершенных», или же такое отноше­ние к богатству есть норма общехристианской жизни? Мы ставим вопрос так, как он обычно ставится в наших богословских системах. Ответ по­следних, в общем, известен: это совет для «совершенных» или же вообще для отдельных лиц, стремящихся к совершенству, но отказ от богатства ни в коем случае не может быть рассматриваем в качестве общехристи­анского долга. Но мы думаем, что сама постановка вопроса в корне непра­вильна. Все евангельское нравоучение предлагает ряд норм идеальных, то есть таких, следование которым ведет человека к нравственному совер­шенству. Дело нашей свободы — принять христианское учение или от­вергнуть; дело нашей совести — исполнять евангельские заповеди или же нарушать их. Одного только права мы не имеем: называясь христианами, изменять учение Того, Кого зовем своим Учителем. Верно, что заповедь раздавать имения свои обращена Господом к желающим совершенства; но ведь христианин и обязан его желать. И разве заповеди о полной негневливости, чистоте помыслов, совершенной кротости, любви к врагам и другие — разве эти заповеди не имеют в виду совершенства христианской жизни? Все христианское учение проповедует идеал высо­чайший, святой, совершенный. И если заповедь раздавать богатство свое имеет в виду лишь совершенных или вообще не всех, то как же все могут исполнять безусловно уже общую заповедь: всякому просящему у тебя да­вай? Исполняйте эту только заповедь, имеющую значение элементарно­го выражения братской любви, исполняйте ее, не думая о совершенстве, и неминуемо произойдет то, что требуется будто бы только от совершен­ных: имение будет роздано. «Если брат или сестра наги, — учит святой апостол Иаков, — и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела, что пользы?». Едва ли кто-нибудь искренне станет отрицать, что единственный способ сохранить богатство, это именно говорить ближ­ним то, что предвидел св. Иаков, или же и вовсе «замыкать сердце свое от вопля бедных».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

В качестве опровержения православного понимания Евхаристии иеговисты приводят несколько цитат из Писания, которые подтверждают, по их мнению, истинность их богословских выводов. Так, при насыщении хлебами пяти тысяч человек в ответ на слова толпы: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» – Спаситель ответил: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о тленной пище, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» ( Ин. 6:26–27 ). Очевидно, что под тленной пищей здесь разумеются хлеб и рыба, которыми был насыщен народ, и всякая земная пища. Под пищею же, пребывающей в жизнь вечную, без сомнения, нужно понимать вкушение истинного Тела и Крови Спасителя. Иеговисты, как и прочие протестанты, усматривают в пище, приводящей к жизни вечной, указание на учение Христа. Господь о Своем Теле и Крови сказал, что «хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя». Если бы Господь имел в виду просто учение Свое, то сказал бы собравшимся «даю» или «дал», ведь Спаситель к тому времени не раз благовествовал о своем учении народу, и многие уже уверовали в Него. Христиане спасаются не причащением, а словом Божиим, заявляют протестанты. Говорил же Спаситель ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам» ( Ин. 15:3 ). В Своем благовестии Спаситель, без сомнения, преподал Свое учение и о святой Евхаристии, и о многом-многом другом, что необходимо соблюдать христианину ради спасения, ибо сказано, что «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Сектанты не только не исполняют, но и неверно слышат, извращая учение Господа самочинными измышлениями. Обращаясь в послании к Евреям, апостол Павел пишет: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр. 13:9 ). Только помраченное сознание сектанта способно в этих словах усмотреть указание на ненужность причащения, дарующего величайшее из благ – жизнь вечную ( Ин. 6:46–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

В предложенном ныне чтении апостол Павел доказывает, что его учение не есть человеческое, а Божественное, которому он научился чрез откровение Иисуса Христа. Рассмотрим предложенное чтение по порядку. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я принял его, и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Это говорит Павел прямо против людей, распространявших о нем мнение, будто он узнал Евангельское учение не от Иисуса Христа, как не бывший в общении с Ним вместе с другими избранными учениками, а обратившийся ко Христу уже по вознесении Господа на небо. Самое начало послания к Галатам было уже началом ответа на это мнение. Послание начинается так: «Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» ( Гал. 1:1 ). И о неизменной истине и достоверности своего учения, устно преподанного Галатам, он говорит: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (ст. 8). Так уверен был Павел в своем Апостольском призвании! Так уверен он был и в неизменной истине того Евангельского учения, которое преподал он Галатам! После такого свидетельства об истине Евангельского учения Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». «Возвещаю» – это в устах Апостола не значит говорить что – нибудь новое, чего Галаты не знали и не слыхали, а значит уверение в истине того, о чем говорится. Как бы так сказал Павел: знайте, братия, что слышанное вами от меня Евангелие не есть человеческое. И затем объясняет, почему так говорит. «Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Евангельское учение принял я не от кого – нибудь из учителей человеков; я научился ему не у кого – нибудь из людей; но сам Иисус Христос открыл мне это учение. Св. Павел много имел откровении и это «откровение» Иисуса Христа не было однократное действие сверх – естественного научения от Иисуса Христа, но многократно повторявшееся, как обещал ему Господь ( Деян. 26:16 ), или продолжавшееся; потому что Дух Христов, осенивший Павла, со дня его обращения ко Христу, всегда пребывал в нем, и Павел жил и действовал во Христе, как сам он свидетельствует о себе, говоря: живу не к тому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ; сл. 2Кор. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ведь он говорит, в свою очередь, так: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» ( Рим. 10, 2 ). Так вот, значит, следует не просто ревновать, а ревновать по рассуждению о ревнуемом учении. Ибо всякое неразумное и беззаконное предание – и язычников, и еретиков – полагает, что делает нечто хорошее, как, [например], 1896А скифы, почитающие богов человеческими жертвами. Следовательно, подобает, насколько возможно, не быть беспечным и изучать истину, «испытывая все, держаться хорошего» мнения (ср. 1Фес. 5, 21 ). Мы же и серебро не берем, и ткань не покупаем, пока тщательно не испытаем проверками, огнем, зачищая и показывая [товар] другим – на каком же разумном основании мы можем бездумно воспринимать Божественное учение? Ведь [наша] беззаботность в этих [вопросах] изобличает нас в том, что мы не считаем чем-то достойным внимания благодать Христовой веры и истину, через которую «нам даровано все потребное для жизни» Божественное [учение] и «великие обетования», как сказано, и вообще «причастие к Божескому естеству» (ср. 2Пет. 1, 3–4 ). Насколько хорошо чистейшее благочестие и насколько дурно нечестие – ибо оно одно есть причина 1896В оставления Богом ко всякому греху – [Апостол] изъясняет, говоря: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1, 28 ), которые он далее перечислил. Вот что он свидетельствует о нечестии, а о благочестии говорит [в послании] к Тимофею: «Упражняй себя в благочестии, ибо... благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4, 7–8 ). Однако некоторые прибегают к некоему иному оправданию своей непокорности Истине. Они говорят: «Как же их учение не богоугодно, когда известно, что некоторые, [исповедующие] с ними одно учение, 1896С – и из ныне живущих во плоти, и из почивших – получили от Бога дар [совершать] исцеления и знамения? Ясно, что Божественные силы действуют в том, кто воспринимает и проповедует правую Божью веру». На это должно сказать, что добросовестному судье Божественных догматов этого для полной уверенности не достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

Вопрос. В чем заключается особое преимущество Церкви в отношении распространения истин учения хрнстианского? Ответ. В том, что учение ее доступно всем – как простым, так и мудрецам. Везде, где существует Церковь Христова, есть пастыри и учители ее, потому что стадо не может существовать без пастырей и учение их доступно пониманию их пасомых. Это есть путь, – «идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся». Но нельзя того же сказать про Библию: самые просвещенные умы не согласны между собою в изъяснении ее, и до изобретения книгопечатания, в продолжение четырнадцати столетий, она совершенно не была доступна пониманию народа, и в настоящее время она не может служить источником вероучения для тех, кто не умеет читать. Вопрос. Церковь Христова не называется ли вселенскою в том смысле, что учение ее могут принимать все народы? Ответ. Точно так. Евангелист Иоанн в Откровении (7:9) говорит, что он видел стоящими пред престолом и пред Агнцем великое множество людей, которого никто не мог перечесть из всех племен, и колен, и народов и языков. В псалме 2:8 Бог говорит Сыну Своему: «проси у Меня и дам народы в наследие Тебе». В псалме 21:28 говорится: «вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников». В псалме 71:8, 11 говорится: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему». В Нов. Завете Церковь называется городом, стоящим наверху горы, светом, который не должен быть скрываем ( Мф.5:14–15 ), и Иисус Христос повелевает Апостолам учить все народы. Учение Церкви – доступно для всех, так как и сама Церковь видима для всех; но никто не может сказать того же про Библию, так как невозможно было, действительно, дать ее в руки каждому человеку в продолжение слишком большого периода времени (14-ть столетий) после основания Церкви Христовой. Вопрос. Но штундисты могут возразить: каким образом мы можем знать, что ваше изъяснение текстов, приведенных в доказательство непогрешимости Церкви, – истинно, что эти тексты действительно имеют тот смысл, какой вы даете им?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010