Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста Статья магистра богословия, магистранта факультета гуманитарных наук НГПУ им. Козьмы Минина Сергея Фёдорова посвящена раскрытию евангельского учения о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста. В условиях падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов. Автор подвергает критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каким было учение о христианском браке в Восточной Церкви IV века. Статья Тема христианского брака, имеющая непосредственное отношение к жизни паствы святителя Иоанна Златоуста, занимает значительное место в его сочинениях. По словам русского исследователя М. С. Григоревского, никто другой так, как златоустый учитель, «не скорбел так глубоко о нестроениях семейной жизни, вносимых в неё духом времени, “принятыми обычаями” и легкомысленными воззрениями общества на брак, и не исполнен был такой горячей и святой ревности о сохранении в семье нравственных начал по духу Христова и апостольского учения. Как верное и чистое отражение евангельской истины, учение св. Иоанна Златоуста о браке нашло своё выражение и в положениях брачного права Православной Восточной Церкви, которая в раскрытии их опиралась на авторитет имени великого вселенского учителя» . Одним из важных аспектов этой темы, являются свойства христианского брака — моногамия и нерасторжимость. Несмотря на то что нравы эпохи были весьма далеки от высоких христианских принципов, святитель раскрывает их в строгом соответствии с библейским учением, делая это с особой тщательностью и риторической образностью. Интересующие нас вопросы раскрыты, главным образом, в раннем сочинении «О девстве», а также в гомилиях о браке и на Евангелие от Матфея.

http://bogoslov.ru/article/6174330

Часть II § 69. Содержание сей части Бог, покланяемый в единстве существа своего и прославляемый в трех лицах, есть Царь, Господь и Владыка своих тварей. Ибо, по словам святого Григория Богослова , – «для благодати Его не довольно было наслаждаться только созерцанием Себя, а надлежало сему благу разлиться и распространиться, дабы весьма многих облагодетельствовать». 39 Посему, после созерцания бесконечных совершенств триипостасного существа Божия, следует обратиться к Божественному домостроительству, или изложить учение о целой совокупности существ, видимых и невидимых, имеющих бытие кроме Бога и вне Его Божественной сущности, сотворенных Богом и направляемых к великой цели, указанной Его святой волею. § 70. Разделение В составе существ видимых и невидимых заключаются: 1) вселенная вообще, в особенности 2) Ангелы, 3) человек. Посему вторая часть Богословия Догматического состоит из следующих трех отделений: 1)          Учение о вселенной вообще; 2)          Учение об Ангелах; 3)          Учение о человеке. Отделение первое. Учение о вселенной вообще. § 71. Содержание и разделение В рассуждении о вселенной вообще представляются два вопроса: А) Как произошла вселенная? Б) Как продолжает существовать? На первый вопрос Богословие Догматическое отвечает учением о творении, на второй – учением о промысле Божием. А) О творении вселенной § 72. Предметы учения Священное Писание открывает нам истинное понятие о происхождении вселенной, когда учит, что она а) получила начало свое от триипостасного Бога; б) получила начало чрез творение, т. е. приведена в бытие из ничего; в) получила начало во времени; г) единым действием воли и словом Божиим; д) в известном порядке и постепенности; е) по побуждению высочайшей любви Божией и для откровения славы триипостасного Бога; наконец ж) вышла из рук Творца совершенной и чуждой всякого зла. § 73. Творец вселенной Что вся вселенная действительно получила бытие от Бога, по всеблагой Его воле, сие с одной стороны явствует из самого понятия о вселенной: ибо она, конечно, не могла произойти сама собою, или по слепому случаю; а с другой стороны эта истина утверждается повсюду в священном Писании. Самые первые слова оного таковы: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ). Псалмопевец говорит: вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли ( Пс. 134:6 ), и в псалме 103 представляет величественную картину творения и промышления. Апостол Павел говорит: Тем создана дыша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая ( Кол. 4:16, 17 ). § 74. Участие трех Лиц Пресвятой Троицы в творении

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Эта задача и была выполнена новозаветным откровением, сообщившим людям вместе с возвышеннейшим учением о Боге и возможно ясное и определенное учение о существующих в Божестве лицах. Вся проповедь Христа о Боге собственно и направлена была к тому, чтобы словом и делами убедить всех, что в Божестве кроме Отца, чтимого доселе иудеями, есть еще Сын, Который есть Он Сам, и также есть еще Дух Святой, Который имеет после Него низойти на апостолов и продолжать начатое им дело спасения людей. И замечательно при этом, что Иисус Христос, проповедуя о Сыне Божием и Св. Духе, ничем не показал, что Он проповедовал учение совершенно новое и вовсе не известное ученым представителям иудейства. Напротив, в подтверждение Своего учения о Себе, как Сыне Божием, а также о Св. Духе, Он неоднократно ссылался на свидетельство ветхозаветных писаний ( Ин.5:39,46 ; Лк.24:27 ; Мф.22:42–45 ; Ин.7:38 ), чем ясно показывал, что к этому учению должны были быть подготовлены иудеи, и оно для них не должно было быть совершенно нежданным и чуждым 349 . Потому-то несмотря на то, что горделивым представителям иудейства часто удавалось возбуждать целые массы народные против Иисуса Христа, немало оказывалось между иудеями и таких, которые Его учение как вообще о Боге, так и в частности о Себе Самом, как Сыне Божием, а также о Св. Духе, не находили противным учению ветхозаветных писаний и всецело и искренно его принимали 350 . По утверждении же Своего учения между лучшими из иудеев, Спаситель перед Своим вознесением на небо дал заповедь апостолам научить тому же все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф.28:19 ). Вера, таким образом, в Отца и Сына и Св. Духа, как три божественные лица, должна была, по заповеди Христовой, стать верой всеобщей и общеобязательной, верой долженствовавшей навсегда получить в новом завете то безусловное значение, какое имела в ветхом завете вера только в единого Бога. А так как Спасителем не только не было поколеблено, а напротив во всей силе было подтверждено и утверждено единство существа Божия ( Мк.12:29 ; Ин.17:5 ), то понятно, что вера в три ипостаси Божества ничуть не должна была исключать собой веры в единство существа Божия, а напротив она с ней должна была быть внутренно и нераздельно соединена и служить не к разрушению ее, а к возвышению и восполнению. Но войдем в более подробное рассмотрение самого учения Христова о трех лицах Божества. § 89. Учение Самого Иисуса Христа о трех лицах Божества

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов Церкви о сущности веры и отношении ее к знанию В статье рассматриваются отличия западного субъективистского и психологического понимания веры от восточного, онтологического, в рамках которого истинная вера — это изначально присущее человеку свойство, которое оказалось повреждено в результате грехопадения и может быть восстановлено только Богом. Статья Говорить о важности проблемы соотношения веры и разума в религиозной философии — совершенно излишне. Но для ее решения необходимо прояснить основные понятия. Вера — основное понятие христианства. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Вопросы веры являются основными и в Посланиях святых апостолов, и в творениях отцов Церкви. И тем более удивительно читать в некоторых изданиях о том, что в православной литературе, в отличие от католической и протестантской, проблема веры не разработана так же полно. «Как и учение о благодати, оно (то есть учение о вере. — В.Л. ) ждет еще разработки», — пишет автор статьи в энциклопедии «Христианство» И.Д.Андреев Важность этого вопроса очевидна и при взгляде на нее с точки зрения современного человека. Неверие стало главенствующим фактором в мире. Ведь, как обычно представляется, если человек во что-то верит, то лишь потому, что он не может это доказать. А если нечто доказано, то об этом существует знание, а не вера. Современный так называемый цивилизованный человек считает зазорным принимать что-либо просто на веру, без проверки разумом. Вера уходит из жизни людей, и вполне понятна обратная реакция некоторых христиан — во всем виноват разум, а атеизм и неверие — следствие развития наук.

http://bogoslov.ru/article/380139

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ Понять Евангелие — значит понять Христа. Объяснять православное христианское учение веры можно разными путями. В данном пособии предлагается опробованный на опыте преподавания учащимся всех возрастных категорий путь познания основ православного христианского вероучения через осмысление духовного содержания важнейших церковных праздников и событий из жизни Основателя Христовой Православной Церкви. Изучение основ Евангельского учения таким методом доступно людям всех возрастов и разного культурного уровня. Важнейшей особенностью данного учебного пособия по изучению основ православной христианской веры является активное использование Священного Предания, а именно — православных традиционных икон и богослужебных текстов. Православная икона осмысляет священное событие и во время молитвы помогает верующему человеку соприкоснуться с миром вечности. По словам одного священника, исповедника веры, икона — это окошко в Царство Небесное, и открывается оно во время молитвы. Протоиерей Борис Балашов   ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ   Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры     Предисловие Евангелие (в переводе с греческого — Радостная Весть) было возвещено в земном мире Богочеловеком Иисусом Христом. Он открыл нам это Святое Учение Своими словами, делами и всей Своей жизнью. Понять Сына Божиего, ставшего Сыном Человеческим, ответить на Его Любовь своею любовью — значит открыть для себя Вечную Жизнь и обрести победу над злом, грехом и само€й смертью. Православная Христианская Церковь приняла от апостолов и сохраняет в себе всю полноту Откровения истины Христовой. Господь писал Евангельское учение в сердцах Своих учеников и апостолов, которые после рождения Христовой Церкви в день Пятидесятницы составили Ее ядро, первую христианскую церковную общину в мире. Апостолы передавали людям разных народов, разных национальностей истины спасительной веры. Суть этого учения была записана учениками Христовыми и составила важнейшую часть Библии (Священного Писания) — Новый Завет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Виталий Кандалинцев Глава 2. УЧЕНИЕ О СМИРЕНИИ Смирение – это путь к Богу. Таково краткое определение понимания Оптинскими старцами сущности смирения. Поскольку путь к Богу лежит через всецелое исполнение воли Божией, то учение о смирении является существенной частью учения Оптинских старцев о познании и исполнении воли Божией. Вместе с тем смирение – это надлежащий образ жизни христианина, в котором достигаются ее цели, независимо от того, протекает ли данная жизнь в монастыре или в миру. Поэтому тема смирения может рассматриваться относительно самостоятельно. 2.1. ПУТЬ К БОГУ Смирение – это путь к Богу. Оптинские старцы многократно повторяли данное положение и всесторонне раскрывали его смысл. Первый Оптинский старец преп. Лев говорил так: «…Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освящает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам Премилосердый Создатель, глаголя апостолам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин.14,27 ), и о всем приносите Богу благодарение, а паче, воспоминая великия Его к вам благодеяния и милости»; т.2, с.346]. Человек, ищущий спасения и предпринимающий усилия для исполнения заповедей Божиих, не может не видеть, что его действия в этом направлении несовершенны. Все, что делается на земле, делается нескоро и негладко, и часто не приносит желаемого результата или далеко не достигает поставленных целей. Само отсутствие значимого результата обычно является источником душевного дискомфорта человека. Но в данном случае речь идет о большем. Насколько несовершенные, а порой и попросту неудачные действия в исполнении заповедей, согласуются с волей Божией, благой и совершенной? Старец Лев разъясняет этот вопрос, говоря по сути вот о чем. Смирение начинается с видения и признания своей немощи в надлежащем исполнении заповедей, и терпеливом ожидании восполняющей эту немощь милости Божией. Коль скоро душа человека приняла таковое расположение, Господь ее не оставляет, посылая человеку благодать и освящение его действий. Благодать устраняет беспокойство в душе и наполняет ее миром, дает ей внутреннюю силу и дальше стремиться к исполнению заповедей. Освящение действий человека придает им богоугодный характер, хотя они сами по себе и несовершенны.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

Глава 6. МОЛИТВА ИИСУСОВА, ИЛИ УМНАЯ МОЛИТВА 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания В основание умной молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» большинство подвижников «Добротолюбия» оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении умной молитве, по словам святого Симеона Солунского , богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов , аскет Никифор и многие другие 283 . Наилучше же написали о ней Духом водимые богоносные отцы наши Каллист, бывший патриарх Царствующего града, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив о ней учение духовное, высокое и богомудрое 284 . Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ); другой – что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» ( 1Ин.4:2 ); а апостол Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго!» ( Мф.16:16 ). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде 285 . Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа Автор: священник Марк , храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, г. Москва, закончил московскую Духовную Семинарию и Академию, кандидат богословия. Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения цензурного отдела Издательского совета Русской Православной Церкви. Работа посвящена полемике с сектантами, в первую очередь со свидетелями Иеговы. Просто и доступно изложены доказательства из Библии Божественного достоинства Христа и Святого Духа. Особенность работы состоит в специальной подборке Библейских текстов, приводимых в качестве аргументов: они подобраны таким образом, что сохраняют свою действенность и при использовании сектантами отличных от русского Синодального перевода изданий Библии. Известно, что сектанты часто пользуются не Синодальной Библией, а своим собственным переводом, или какими-либо другими протестантскими изданиями, где многие ключевые библейские тексты, подтверждающие православные догматы и традиционно включенные в догматические учебники, бывают переведены иначе. По этой причине вполне убедительными для них могут быть только те тексты, которые в протестантских и сектантских изданиях переведены точно так же, как в русской Синодальной Библии. Именно такие тексты преимущественно и были использованы при написании данной работы. Библия о Божестве Христа и Святого Духа Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец вселенной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, другого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Которого другого бога нет, познается и существует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Которые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Которого другого бога нет. Учение о Триедином Боге до конца непостижимо для человеческого ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Церковь Христова, являющаяся, по словам апостола Павла, столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), и о которой сказано, что силы ада ее не одолеют (Мф. 16, 18). Так учит нас и Библия, многие тексты которой приоткрывают нам эту Божественную тайну. Рассмотрим сначала места Священного Писания, подтверждающие, что Сын Божий, ставший Христом ради спасения людей, есть Истинный Бог, совершенно равный по Своей природе Богу Отцу .

http://zavet.ru/a/rss_1307277423.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дух антихристов и предтечи антихриста К 45-летию со дня кончины 13.04.2021 3621 Время на чтение 12 минут К 45-летию со дня кончины (31 марта/13 апреля 1976 г.) замечательного православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906–1976) ниже мы публикуем одно из его «Слов» (конца 1954 – нач. 1955 гг.). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том I. Джорданвилль, 1975. С.71–77. (Репринт.)) подготовил проф. А. Д. Каплин. Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом. «Жирный» шрифт – авторский. + + + ДУХ АНТИХРИСТОВ И ПРЕДТЕЧИ АНТИХРИСТА Учение об Антихристе входило в состав первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2-ой главы Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам. Дав в 3-4 стихах этой главы характеристику Антихриста, св. Апостол пишет дальше Солунянам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? (ст. 5)».– Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни св. Ал. Павел не только не обошел молчанием учения об Антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем втором послании он только повторяет сказанное им прежде об Антихристе устно. Почему же так важно знать это учение? Потому, что, как предостерегают нас Святые Отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает Антихриста и поклонится ему. Неужели можно не узнать Антихриста? Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об Антихристе древними Св. Отцами Епископ Игнатий (Брянчанинов): «Антихрист назовет себя проповедником и возстановителем истинного богопознания: непонимающе христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу...

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эсхатологические ожидания в христианской культуре X -XI вв 04.08.2008 580 Время на чтение 7 минут Учение о конце света и конечной судьбе мира и человека - Страшном суде - составляет важную часть христианского богословия. Основанием для этого учения служат библейские тексты, прежде всего Евангелие от Матфея и Апокалипсис Иоанна Богослова. Значительно более разработано учение о конце света в Священном Предании. С первых веков христианства мысль богословов напряженно работала в попытках определить дату Второго пришествия Христова, хотя в Евангелии напрямую говорится о тщетности подобных попыток: " О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец " (Марк 13:24-26,30-32). Во II-III вв. господствовала вера в то, что конец света последует в шеститысячный год (Ириней Лионский, Ипполит Римский), а седьмая тысяча будет временем земного царства славы. Однако начиная со второй половины III в. преобладают доктрины спиритуалистов, которые отвергали учение о земном царстве праведников, но в лице Оригена допускали возможность множественности кончины мира. Мнение о кончине мира с истечением седьмой тысячи лет, то есть, в 1492 году от Р.Х., появилась в церковном сознании в III - VI вв. Обоснование для этого тезиса православные экзегеты находили в целом ряде библейских текстов. Они опирались на тексты Псалтыри: " Тысяча лет пред очима твоима яко день вчерашний " (Пс. 89,5), Екклизиаста: " Даждь часть убо седмым и тогда осмому " , Второе Послание апостола Петра: " у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день " . О " седморичности " человеческих времен писали святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синайский, Иоанн Лествичник. Хотя в творениях отцов церкви и проводилась евангельская мысль о невозможности заранее угадать сроки Второго пришествия, но мнение о конце мира, долженствующий произойти в 7000 г., сделалось, по всей видимости, на Востоке всеобщим. Восточная церковь в отличие от Западной, по-видимому, не знала пика эсхатологических ожиданий в 1000 г. Приближение страшного 7000 г. инициировало в Византии процессы, аналогичные тем, что пережила Западная Европа в X-XI вв. Всемерно способствовали обострению эсхатологических чаяний в Византии внутренние смуты и внешнеполитические неудачи, поставившие некогда могучую империю перед лицом неизбежной катастрофы. В широких слоях общества распространилось убеждение, сформулированное Михаилом Пселлом: " Все устремилось к гибели, и ухудшилась донельзя участь Ромейской державы "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010