В Пятницу, гл. 7. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко Свято есть. В Субботу, гл. 8. Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии. За упокой, гл. 6. Души их во благих водворятся. Прокимны (общие) святым и на разные празднества Святителем: гл. 1. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. В неделю Мясопустную и Фомы, гл. 3. Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа. В неделю Праотец и Св. Отец, гл. 4. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославленно Имя Твое во веки. Пророком, гл. 4. Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову. Мучеником и Бессребреником, гл. 4. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Преподобным женам и Мученицем, гл. 4. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. На освящение церкве, гл. 4. Дому Твоему подобает Святыня, Господи, в долготу дний. Убрусу, гл. 4. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Младенцем, 29 декабря, гл. 6. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. В Субботу по Рождестве Христове, гл. 6. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Святителем. Преподобным, Юродивым и Священномуч. гл. 7. Честна пред Господем смерть преподобных Его. Священномученику, Преподобномучеником и Исповедником, гл. 7. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Херувимская песнь Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Аминь. Яко да Царя всех подымем Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия (3-жды). Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Символ веры Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресении мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Милость мира, жертву хваления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Итак, каноны, по г. Барсову младшему 1873 года, судебной власти епископу не усвояют. Отсюда близок шаг к тому, чтобы провозгласить неправильность, противоречие правилам и догматико-символических книг, в которых утверждается, что епископ судебную власть имеет (каковы, напр. Послан. Вост. патриархов) и тех уставов, в которых эта мысль раскрывается в практических ближайших применениях, каков напр. устав консисторий. Г. Барсов первого шага не сделал, а от второго не удержался и устав духовных консисторий провозгласил несогласным с канонами. Вот его слова: устав духовных консисторий, относя суд к исключителъным правам начальства подсудимого, оказывается не согласным с канонами. Ибо по канонам (1 Всел. 5, Ант. 6, 20) суд пользуется правом обсуждать распоряжения начальства относительно его подчиненных, привлеченных к судебной ответственности. („Христ. чт.” 1873. март, 463, 464 34 . Жестоко слово сие, и кто может его послушати? Из этого торжественного заявления г. академического оратора оказывается, что Православная российская церковь с 1841 года, когда издан устав консисторий, действует несогласно с канонами, на основании устава, с канонами несогласного. Г. академический оратор не подумал, что устав консисторий прежде издания, в течение нескольких лет, был тщательно обсуждаем Св. синодом, в составе которого были Серафим, два Филарета, пастыри, конечно, имевшие сведения в канонах, не меньшие сведений г. Барсова, и в ревности о сохранении канонов едва ли ему уступавшие. Тут был, кроме этих трех митрополитов, еще митрополит Иона, архиепископы казанский Владимир, псковский Нафанаил, каменец-подольский Кирилл, рязанский Гавриил, и обер-священники Музовский и Кутневич, авторитет которых в церковном деле также едва ли уступит авторитету г. Барсова. Г. Барсов не подумал и о том, что ныне здравствуют еще и даже были в числе слушателей его речи архипастыри, рассматривавшие консисторский устав и с теоретической стороны и со стороны его удобоприложимости; ибо устав, прежде окончательного его утверждения, как известно всем, кроме г. Барсова, был разослан ко всем епархиальным архиереям для руководства в виде опыта на один год с тем, чтобы они указали его недостатки. Из заявления г. академического оратора оказывается, что Св. синод 1838–1840 гг., рассматривавший и проектировавший устав консисторий, издал устав несогласный с канонами Церкви. Из него оказывается и то, что и все архиереи, которым консисторский устав разослан был в виде опыта на год, и из которых некоторые здравствуют и ныне, допустили устав несогласный с канонами. Оказывается, что погрешила вся российская законополагающая Церковь : ибо устав был в рассмотрении всех российских архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Кроме устава иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние и другой устав – студийский. Этот устав своим происхождением обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в середине V века. После смерти преподобного Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом в промежуток между половиной IX u noлobuhoй X века. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде. В середине XI века появляется новая запись студийского устава, известная под именем устава патриарха Алексия. Этот устав был написан для Успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошел до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейший из них – синодальный список XII века. С устава патриарха Алексия были сделаны списки для других монастырей. Из Константинополя студийский устав перешел на Афон и в Южную Италию. В Русской Церкви студийский устав был введен преподобным Феодосием Печерским около 1070 года в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри с некоторыми изменениями. Этот устав держался на практике до половины XIV века, когда начал уступать уставу иерусалимскому. Студийский устав отличался от иерусалимского и других правилами монашеской жизни. Служба по студийскому уставу была короче и не столь торжественна, как по уставу иерусалимскому. 3 В XV веке иерусалимский устав окончательно вытеснил студийский. Для России устав иерусалимский был переведен под названием «Око Церковное» преподобным Афанасием, основателем Высотского монастыря, во время проживания его в Константинополе в конце XIV u b начале XV веков. Списки уставов были видоизменены и дополнены службами русским святым; греческие обряды были приноровлены к условиям русской жизни. Из сказанного видно, что богослужебная жизнь на Руси делится на три периода, характеризуемые господством различных уставов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола», — продолжила свою мысль И.Л. Бусева-Давыдова, выразив уверенность, что мозаики храма святого Саввы станут заметным и достойным явлением в ряду выдающихся произведений искусства православного мира. В ходе заседания комиссии ее участниками единогласно было принято решение о приемке первого этапа работ по проекту внутреннего мозаичного убранства главного купола храма святого Саввы в Белграде. Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви святителя Саввы Сербского (1175-1236). Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. В настоящее время предстоит мозаичное оформление внутренней поверхности собора, занимающей площадь свыше 17 тысяч квадратных метров. 16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали Протокол об участии России в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде. В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения по внутреннему оформлению собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич. Летом 2014 года был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. 6 октября 2014 года конкурсное жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона и И. Дачича определило победителей конкурса. Первое место занял проект Международного фонда содействия ЮНЕСКО, подготовленный авторским коллективом под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. Второе место занял проект белорусских художников-мозаичистов, подготовленный Стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Мастера из двух упомянутых коллективов в настоящее время работают над реализацией победившего проекта.

http://patriarchia.ru/db/text/4830955.ht...

И17 Гл. 56.2. ОБ АЛАМУНДАРЕ. Принял христианство не Аламундар, а шейх Арефа. Гл. 56.3. О КАВАДЕ – Каваде I. Гл. 56.4. О ЕВФИМИИ, ПРЕСВИТЕРЕ, APXIENUCKONE КОНСТАНТИНОВА ГРАДА – в основном тексте (И409 19 ): «пресвитер Нового Града» (около Анапла). СИЛЕНЦИАРИЯ: селетиюрьскаго сана . Силенциарий – чиновник имп. консультативного совета (комм. М.И.Чернышевой в [Малала Истр., 414]). Гл. 57. 20 ДНЕЙ: ·к· – потеря литеры; в основном тексте – Гл. 58. ВЕЛИКУЮ ЦЕРКОВЬ – эпитет церкви св. Софии в Константинополе. Юстиниан построил новую церковь того же имени, что и разрушенная. КОНСТАНЦИЕМ ЦАРЕМ – сыном Константина Великого . Гл. 58.3. О ПЯТОМ СОБОРЕ – на этих словах прерывается основной текст по сп1. Далее (И412 17 –И572) Криница соотносится с основным текстом по сп2 Унд. Гл. 58.5. «3ЛО»: зло – в Син мозоли C13, в основном тексте Тр. воувона рекше мозоль в соот. с βουβνος «бубонная чума». Откуда зло? Порча первичного мозоли или осмысление чумы как зла? Гл. 58.6. УМЕРЛО 5 ТЫСЯЧ – так в основном тексте греч., в основном тексте пер. «10 тысяч». Гл. 58.6. С КРЕСТОМ ХОДЯ – в Тр. слово κρ с тъ. отнесено к основному предикату (прич. «ходя» опущено), получилось: се κρ с тъ вис нкомоу въ сн, что противоречит исходному смыслу. Гл. 58.7. СВЕТИЛЬНИЦА: свтильница – в основном тексте грецизм с глоссой: лампада рекше блистаница . НАРОДОВЛАСТИЕ: людии имани в соот. с δημοκραται мн. Б643 13 . Речь идет о народном восстании в янв. 532 г. под девизом Ника («побеждай!»). В это время сгорела церковь св. Софии. Гл. 58.8. МУЖЧИНЫ – восстанавливаем по основному тексту. 58 .9. СЛОВО ОБЛИЧИТЕЛЫЮЕ КИРИЛЛОВО – гомилия Кирилла Александрийского [Кир. Алекс. Евн., 19]. Гл. 59. 13 ЛЕТ – так в греч.; в Тр. · г· – потеря литеры, в основном тексте пер. «20 лет». СОФИАНАС: софнос – дворец в Константинополе; в основном тексте «пристанище» И426. И18 Гл. 60. В ЗОЛОТЫХ ОДЕЖДАХ – в основном тексте И427 и Б656 (царствование Тиберия) о золотых одеждах нет. Гл. 62.2. О СУДЕ ИРАКЛИЯ НАД ФОКОЙ. Заголовок в Тр. сильно испорчен: о какомь соуд фока оу иракли свои животъ по правд зд изврещи и не соответствует содержанию гл. 62.2 в основном тексте: Фока был отдан толпе и растерзан ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 бук. и гл. 8 бук. «δ»; 11) св. Василия Вел. 3 в гл. 7 бук. «μ» и гл. 15 бук. «π»; 7-е в гл. 5 и 14 бук. «α» и гл. 1 бук. «μ»; 8 в гл. 28 бук. «γ» и гл. 5 бук. «φ»; 9 в гл. 31 и 32 бук. «ε»; 12) Феофила Александр. 5 (6) в гл. 16 бук. «π» и гл. 25 бук. «χ». в) Между правилами встречаются и такие, которые изложены Отцами по частным случаям, касающимся изветных лиц. Излагая эти правила в своей Синтагме, Властарь обобщает их, как канонизованные Церковью и принятия в обязательное и всеобщее руководства, – каковы правила: II Всел. соб. 2 (гл. 9 бук. «α»); IV Всел. соб. 23 (гл. 9 бук. «α»); Карф. 14 (гл. 8 бук. «δ»); 87 (98) (гл. 8 бук. «δ»); св. Василия Великого 87 (гл. 1 бук. «ε») и мн. др. II. «После церковных правил я, говорит Властарь, счел полезным присоединить к Главам церковных правил сродные им краткие извлечения (βραχα τε κα συντετμημνα) из гражданского права». На сколько было возможности сверить текст законов, изложенных в Синтагме Властаря с соответствующими им – в других юридических сборниках, – приведенные слова Властаря могут быть вполне приложимы только к тексту большей части тех законов, которые первоисточником своим имеют «Книги законов» императора Юстиниана, изложенных в Василиках, – новеллы императора Льва Мудрого и законы других императоров, обозначенных именами их в самой Синтагме: в применении же к тексту законов, заимствованных из других сборников, – слова Властаря могут быть приняты только редким исключением. Многие из законов гражданских Синтагмы Властаревой заимствованных из «Прохирона» имп. Василия, Константина и Льва, «Дополненного Прохирона», «Епанагоги» императоров Василия, Льва и Александра, «Царских книг», или Василик и др., по тексту дословно согласны с соответствующими им постановлениями этих юридических сборников. Нет надобности исчислять здесь все таковые законы: все они указаны в подстрочных примечаниях к русскому переводу Синтагмы (пред указанием источников таких законов – прибавляется: «ad. verbum», или сокращенно: «ad verb.»), и частью в отделе посвященном определенно сборников, послуживших источниками гражданских законов для Синтагмы Властаревой, – а для примера сошлемся на некоторые: 1) заимствованные из «Прохирона» императоров Василия, Константина и Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Затем, с усилением централизации церковной жизни, Церковь стала принимать меры, призванные обеспечить единообразие и закрепление богослужебных текстов и обычаев. Начальный период развития Устава наименее благоприятен для научного исследования. Древнейшие монастырские уставы, которые до нас дошли, содержат в себе мало литургического материала. Кроме того, если в теперешних уставах отделяется дисциплинарная часть от литургической, то в памятниках того времени это разделение не проводилось. Отдельные монашеские уставы, которые могут иллюстрировать состояние тогдашнего монастырского быта, следующие: 1 . Устав преподобного Пахомия Великого († 348) для Тавеннисийского монастыря. 2 . Пространно изложенные правила для монахов святого Василия Великого (ок. 329–379). 3 . Сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «Об устройстве общежитий» (в 12 книгах). 4 . Устав преподобного Венедикта Нурсийского († 543) для монастыря в Монте-Кассино, в Италии. 5 . Повествование святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (аввы Нила Синайского ). К древнейшим источникам можно отнести также Житие преп. Саввы Освященного, в котором много сведений о монашеском богослужении V-VI вв., и такие ранние памятники, как «Апостольское Предание» св. Ипполита, Армянский лекционарий начала V в. (он же – Иерусалимский), Иерусалимский канонарь, изданный прот. К. Кекелидзе. Основными в истории богослужебного Устава были Уставы Иерусалимский и Студийский. Кроме того, очень большое значение имел в истории Типикона и Устав Великой церкви – Святой Софии в Константинополе. Устав Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, есть отображение литургической жизни и монашеских традиций палестинских монастырей в классическую эпоху их истории. Он связывается с именем преподобного Саввы Освященного и с известной под его именем знаменитой палестинской Лаврой близ Иерусалима. Если этот Устав и не является собственным произведением этого знаменитого подвижника, то, во всяком случае, отображает быт его Лавры и дух его преданий и наставлений. Святой Савва скончался в 532 году. Нравственный авторитет его еще при жизни был очень высок. Его вызывали к себе патриарх Иерусалимский и патриарх Константинопольский в тревожное время оригенистских споров в монашеской среде. С ним предание связывает также имя Леонтия Византийского , одного из видных церковных писателей того времени. Что святой Савва ввел какой-то устав в своей обители (три лавры и четыре киновии в небольшом отдалении одна от другой), не подлежит сомнению. Вероятно, на его Устав влияли иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого . Судя по «Преданию», которое печатается в виде предисловия к теперешнему Типикону, Устав был принят святым Саввой от славного палестинского подвижника – преподобного Евфимия Великого († 473), его учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В последствии времени Устав Саввы Освященного обогащен многими необходимыми и важными дополнениями согласно требованиям благочестия. В VII веке, когда во время нашествия Сарацын на Палестину, и в особенности при нападениях на монастырь Саввы Освященного, Устав там затерялся, он возобновлен был Софронием, Патриархом Иерусалимским 48 . В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит пополнили Устав многими новыми песнопениями, принятыми в их время Церковью в состав Богослужения. В IX веке Иеромонах Марк, настоятель Лавры св. Саввы, в последствии Епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять службу, если в один день случатся разные священные воспоминания, эти изъяснения называются главами Марковыми и храмовыми. Дополнения в Уставе Церковном сделаны согласно с Уставами Церквей Восточных, как-то: с Уставом Афонской горы 49 и проч. На Славянский язык Устав Церковный, как необходимое руководство при Богослужении, вероятно вместе с прочими древними Богослужебными книгами, переведены Кириллом и Мефодием. В 1682-м году, при Российском Патриархе Иоакиме, Славянский Устав был соборно пересмотрен и сличен с древними Греческими и Русскими письменными и печатными Уставами. Устав, находящийся в каждом храме, служит первым и главным истолкователем Православного общественного Богослужения. Вместе с прочими Богослужебными книгами, Устав есть превосходное руководство к уразумению Священного Писания и Священного Предания. Ибо более общего и доступного всем Православным Христианам, а следовательно и лучшего толкования этих первоначальных источников Откровения, нельзя указать. Минея Излагая Богослужение, совершаемое в продолжение года, Устав содержит последования во дни Богослужения неподвижные и подвижные, и посему, для большей ясности, указывает на нужду новых Богослужебных книг: Минеи и Триоди. Минея (μηναν) показывает чин Богослужения общий, праздничный и ежедневный, и потому делится на общую, праздничную и месячную. Общая содержит чин Богослужения общий во славу Господа, в честь Богородицы и Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Можно думать, что устав этот терпел изменения и в самом Студийском монастыре, как это уже мы и заметили выше, благодаря появлению новых церковно-богослужебных песней и уставов, а вернее всего, в других монастырях, которые взяли для себя устав из Студийского монастыря. «Слава о законоположении и уставах преподобного разнеслась повсюду, – говорит святитель Димитрий о Студийском уставе, – и многия обители окрестным и дальним списали для себя и ввели в употребление устав сей, а иные держат и доныне» (Обзор песноп., стр. 307) 506 . Поэтому нельзя не поверить словам арх[имандрита] Сергия, что «все древнейшее, дошедшее до нас от Константинопольского патриархата в отношении к уставам, сходно со Студийским уставом» ([Полный] Месяц[еслов] Вост[ока]. Т. I. С. 116). Таким-то вот образом получились разности между начертанием устава Студийского, изданным Минем, начертанием устава Афанасия Афонского , который в своей обители ввел Студийский устав, и, наконец, уставом патр. Алексия. Мы уже имели случай заметить, что устав Студийский образовался не без влияния на него устава Иерусалимского. Влияние последнего особенно сказалось в синаксарной части Студийского устава, т.е. службы в честь праздников Господских, Богородичных и великих святых составлены несомненно под влиянием тех же служб, но по уставу Иерусалимскому. В общем же между обоими уставами есть немало и разностей. Патриарх Нектарий (XVII век), видевший, по собственным его словам, подлинный церковный устав Студийский, пишет, что устав сей отличается от устава св. Саввы главным образом тем, что в уставе Студийском показано читать каноны студийских отцов, почему и не называется он уставом Саввы или Дамаскина, а уставом Студийским (Обзор, стр. 307) 507 . Затем другое весьма существенное отличие одного устава от другого состоит в том, что, по уставу Саввы, под все воскресные и Господские праздники положено всенощное бдение «с вечера до утра» и на нем Великое славословие с хвалитными стихирами, тогда как по Студийскому уставу не положено всенощных бдений ни для одного дня в году, но во весь год пения вечерние, полунощные, утренние должны совершаться в свое время; а также ни для одного дня, кроме Великой Субботы, [не положено] и Великого славословия, но в праздники только стихиры хвалитные и стиховные (Тактик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А вот что касается Иерусалимского и Студийского уставов, то это были уставы монашеские. Иерусалимский устав восходит к лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима и является свидетельством о литургической жизни и монашеских традициях палестинских монастырей в эпоху их расцвета. Вообще на Востоке существовало два основных литургических центра: Иерусалим и Константинополь. Иерусалимский устав связан, естественно, с Иерусалимом, а Студийский – с Константинопольской традицией. В истории Иерусалимского богослужения ключевыми являются две даты, весьма печальные: форменный погром, который учинил в 614 году персидский царь Хосров (Хосрой), и погром халифа Хакема в 1009 году, после которого вся Палестина стала пользоваться Иерусалимским Савваитским уставом (т.е. уставом лавры Саввы Освященного), а до этого на приходах в основном служили по тому уставу, который сложился в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Студийский устав – другой Типикон, другая разновидность устава, которая восходит к Константинополю. Студийский монастырь был основан в 463 году сенатором Студием, и для Константинополя он имел такое же значение, как для Иерусалима – лавра Саввы Освященного. По всей вероятности, вначале Студийский монастырь состоял в тесной связи с Обителью неусыпающих, так называемых акимитов, и первые иноки Студийского монастыря были, видимо, из акимитов. Но особое значение Студийский монастырь приобрел во время иконоборческих споров. Игумен этого монастыря прп. Феодор Студит стал одним из основных защитников иконопочитания. В монастыре достаточно рано сложился особый уклад жизни, который был закреплен в первоначальных формах начертаний устава. А более полный Студийский устав был записан в конце 10 – начале 11 века, много позднее кончины прп. Феодора Студита . В чистом виде Студийский устав до нас не дошел, мы можем догадываться о нем лишь по некоторым отрывочным сведениям. Около 1065 года прп. Феодосий Печерский ввел Студийский устав в Киево-Печерской лавре, но это был уже не тот Студийский устав, о котором я говорил вначале, а некая его модификация – так называемый Алексиевско-Студийский Типикон. Он называется так по имени патриарха Константинопольского Алексия, который правил с 1025 по 1043 год. Он явился редактором и реформатором Студийского устава. Отчасти этот устав включал в себя элементы Иерусалимского устава, а отчасти – элементы устава Великой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010