Требование уставов о принадлежности казаков к Православию не является экстремистским, заявляют в Терском казачьем обществе 22 декабря 2011 г. 16:00 16 декабря в епархиальном управлении Пятигорской и Черкесской епархии состоялся семинар священников, окормляющих казачьи общества. Работу собрания открыл епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ; в семинаре участвовал войсковой священник Терского казачьего войска клирик Ставропольской епархии протоиерей Павел Самойленко. В своем выступлении епископ Феофилакт отметил, что казаки исторически являются носителями и защитниками традиций Церкви и государства. Этот авторитет казачества признает и российская власть, что подтверждает недавняя инициатива полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина о введении должности помощника полпреда по вопросам казачества, которого выберут сами казаки. Епископ Феофилакт также выразил надежду на достижение единства среди казачества, преодоление разделения казаков на реестровых и общественных, объединение усилий на благо России. Архиерей уделил большое внимание вопросам воспитания и образования казачьей молодежи, отметив необходимость преподавания в казачьих классах предметов религиозного содержания, так как казаки, принимая присягу на верность Церкви, являются защитниками и хранителями православной веры. Здесь, по словам архипастыря, недостаточно такого культурологического предмета, как Основы православной культуры. В ходе работы семинара было подготовлено заявление духовников Терского войскового казачьего общества, в котором выражается озабоченность действиями прокурорских работников, усмотревших экстремизм в уставе организации. В документе подчеркивается, что краеугольным и фундаментальным камнем казачества является вера, что нельзя не отразить в уставе организации. Поэтому ни казаки, ни священнослужители не могут согласиться с утверждениями, что требование к казаку быть православным содержит нарушение законодательства о противодействии экстремизму. Более того, такая постановка вопроса в официальных документах органа, призванного надзирать за соблюдением закона, явным образом нарушает гарантированную Конституцией свободу совести и оскорбляет религиозные чувства верующих. Духовники казачьих обществ настаивают на сохранении в типовых уставах пунктов, где говорится о Православии, Русской Православной Церкви, православном священнослужителе и требуют от прокуратуры отозвать свои протесты, говорится в заявлении. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1846441.ht...

Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге выступил перед слушателями Европейской академии адвокатов 27 апреля 2012 г. 15:23 25 апреля 2012 года в страсбургской штаб-квартире Европейского центра за закон и справедливость представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) прочитал лекцию, посвященную диалогу Русской Православной Церкви и Совета Европы. Лекция состоялась в рамках учебного цикла Европейской академии адвокатов и собрала около 70 юристов и адвокатов из различных стран Европы, занимающих активную позицию в гражданском обществе и стремящихся к эффективной защите христианских ценностей в европейских международных организациях. На лекции также присутствовали глава группы Европейской народной партии в Парламентской ассамблее Совета Европы Л. Волонте и постоянный наблюдатель Святого Престола при Совете Европы монсеньор Альдо Джордано, а также депутаты ПАСЕ и сотрудники Европейского суда по правам человека. В своем выступлении отец Филипп рассказал о вкладе Русской Православной Церкви в развитие религиозного измерения межкультурного диалога в Совете Европы. При этом он подчеркнул необходимость дальнейшего более интенсивного сотрудничества религиозных общин и Совета Европы по развитию этого направления и совершенствованию механизма диалога. Священник уделил особое внимание необходимости возвращения к принципам, заложенным в Уставе Совета Европы еще в 1949 году. В частности, он сказал: «В преамбуле Устава говорится: " утверждая свою приверженность духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства Права " . Таким образом, в основополагающем документе Совета Европы различается сфера " духовных и моральных ценностей " и сфера " принципов свободы " , " верховенства права " и " демократии " ». Однако, по словам отца Филиппа, Устав не говорит о непреодолимой преграде между двумя сферами, напротив, в документе подчеркивается связь между ними, называя духовные и моральные ценности «общим достоянием» и «подлинным источником» социальных принципов. Игумен Филипп (Рябых) перечислил темы, которые непосредственно касаются моральных ценностей и по которым сегодня идут наиболее горячие дискуссии: «эвтаназия, аборты, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение в однополых парах, усыновление ими же детей, дифиниция понятия " пол " , определение семьи и внутрисемейных отношений». При этом он отметил существование в Совете Европы широкого согласия по другим темам, имеющим моральную основу: борьба с сексуальным насилием в отношении детей и женщин, распространение порнографии, пытки». Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2186954.ht...

Гр. П. Н. Апраксин.  – При выработке приходского устава на Московском Соборе, на что потребоволось два месяца, было обращено внимание на все стороны приходской жизни. Раздавались даже обвинения в чрезмерной детализации устава. У нас теперь сильно изменились условия жизни, но, не следуя букве, а духу, можно найти в приходском уставе ответы на все вопросы приходской жизни. Внесение в приходской устав ст. 68-б, предлагаемое Отделом, создало бы много затруднений во многих зарубежных приходах, как например, в Брюссельском. В жизни поневоле пришлось бы нарушать его, а это всегда вредно для авторитета церковной власти. Вообще изменение приходского устава и внесение в него новых статей нежелательно. Поэтому, можно сделать только указание на то, что нужно обратить внимание на пожелание, высказанное Отделом. Архиепископ Тихон предлагает выслушать соображения Н. В. Ставровского, по докладу которого внесена была в проект резолюции настоящая статья. Н. В. Ставровский указывает, что в жизни Софийского прихода был случай, когда Епархиальной власти пришлось отменить выборы в Приходской Совет лиц, находящихся в договорных отношениях с последним. В уставе, выработанном Московским Собором об этом не сделано предлагаемой оговорки, но это объясняется тем, что в то время вообще мало было лиц, которых можно было выбирать в Приходские Советы. Между тем, в наших условиях кадр лиц, имеюших общественный опыт, и готовых послужить в качестве членов Приходского Совета очень велик, и поэтому нет оснований оставлять это отступление от нормы, принятой во всех общественных учреждениях. Протоиерей А. Ливен дает справку, что выборы в Софии, упомянутые Ставровским, не были утверждены не по причнне им указанной, а по другим мотивам. Предложение Отдела о внесении новой статьи в приходской устав уже вызвало возражение с точки зрения применения его на практике в Брюсселе, а потому не следует устав дополнять помянутой статьей. Проф. Розов указывает, что при обсуждении вопросов о приходской жизни надо обратить внимание на те места разселения русских, где нет русской церкви и которыя, таким образом, лишены непосредственного воспитания со стороны Церкви. В эти места необходимо посылать подготовленных миссионеров или разъездных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно проблем соотношения двух ипостасей УПЦ также пожелаем Украинской Церкви скорейшего прояснения двусмысленного положения. Вместе с тем, учитывая сказанное о. Кириллом, хотелось бы адресовать ему такой вопрос: правильно ли я понял, что если бы речь шла о принятии нового Устава (а не лишь изменениях существующего), то пришлось бы перерегистрировать все приходские уставы? Единственная ли это «проблема с юридической преемственностью Украинской Православной Церкви», которая, как Вы пишите, возникла бы в случае принятия нового Устава? Какие ещё есть препятствия к принятию нового Устава? Так или иначе, то, что речь идет о поправках к Уставу, а не о новом Уставе не снимает вопрос относительно утверждения этих поправок. Если Устав самоуправляемой (в том числе и с правами широкой автономии) Церкви утверждается Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, то по логике вещей и поправки к нему – как новые элементы Устава, ранее не утвержденные – должны быть также рассмотрены Высшей церковной властью. Кроме того, при всем уважении к Уставам иных Поместных Православных Церквей, и соглашаясь с тем, что ими вполне можно инспирироваться при создании новых (или редакции старых) Уставов, следует подчеркнуть, что основным нормативным документом для создания (редакции) Устава Украинской Православной Церкви является Устав Русской Православной Церкви (вместе с Благословенной грамотой 1990 года и отдельным Определением Архиерейского собора РПЦ 2000 года). Несмотря на утверждение о. Кирилла о том, что рабочая группа по редакции Устава УПЦ опиралась в первую очередь на Устав РПЦ 2000 года, эта преемственность остается неясной (что, собственно, и показывает обсуждаемая статья). В заключение выступлю в защиту автора статьи: из слов о. Кирилла «не помешало бы время от времени вспоминать о богословском бэкграунде православного канонического права» создается впечатление, что И.В. Гаслов вовсе игнорирует этот «бэкграунд». Это далеко не так, хотя в отдельных случаях, может быть, в статье не учитывается богословское намерение рабочей группы – как например, относительно епархиального суда. Что касается разделения церковной (епископской) власти на виды – то замечание об отсутствии расшифровки, как мне представляется, касается, прежде всего, вопроса о том, принадлежит ли судебная власть Собору Украинской Православной Церкви (эта расшифровка есть ниже в Статуте – может тогда внести замечание в п. 1 гл. 2 «кроме судебной»?). Впрочем, в вопросе о суде, как выяснилось, речь идет о промежуточной стадии перед более глубокой проработкой вопроса, известие о которой, всецело разделяю в этом чувства И.В. Гаслова, действительно весьма радостно. Наконец, трудно было догадаться о богословском намерении рабочей группы в вопросе о пожизненности служения Предстоятеля, поскольку, как упомянуто выше, это богословское намерение не было проведено последовательно и не было проговорено в отношении других епископов.

http://bogoslov.ru/article/269165

Канонические подразделения Церкви, получив статус юридического лица, стали полноправными субъектами права. В своих гражданских правоотношениях они руководствуются гражданскими уставами, которые определяют цели и задачи их деятельности. Священный Синод за последние два года утвердил типовые уставы епархий, приходов, монастырей, подворий и других церковных подразделений. В уставах определены структура и порядок формирования этих подразделений, органы управления ими и компетенция последних, порядок владения церковным имуществом. Отражены и иные положения, влияющие на жизнедеятельность канонических подразделений. Принят гражданский Устав Русской Православной Церкви, где закреплен ряд положений, касающихся внутрицерковного устройства и управления. Эти положения также учтены в новой редакции Устава. Существенной переработке подвергнута глава Устава " Духовные школы " ввиду появления школ нового типа, нахождения учебных заведений в епархиальном подчинении и на епархиальном финансировании. Учитывая, что глава " Финансы и имущество " Устава от 1998 года практически не предполагала возникновения сферы производственной и предпринимательской деятельности Церкви, ее учреждений и созданных ими предприятий, в эту главу внесены соответствующие дополнения. Она также дополнена основанным на каноническом праве определением отношения к церковному имуществу. Предлагается ясно обозначить, что все имущество, используемое религиозными организациями Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви. Это положение закреплено в гражданском Уставе Русской Православной Церкви и уставах канонических подразделений. Предлагается более четко и конкретно прописать юрисдикцию и деятельность церковного суда, определив его компетенцию и порядок разрешения церковных споров. Проект Устава предполагает введение суда трех уровней – епархиального, общецерковного и суда Архиерейского Собора, с соответствующим распределением компетенций. Глава Устава " Пенсионное обеспечение " приведена в соответствии с действующим законодательством России и других стран, где находятся канонические подразделения Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429418/

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви Професор виступив з на Собору Церкви для друку 4 липня 2012 р. 17:17 2 июля 2012 года в Белграде под председательством митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия состоялось первое заседание комиссии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по вопросам реформы общецерковного Устава. Устав был принят в 1931 году и нуждается в доработке в соответствии с требованиями современности. К участникам заседания комиссии с приветственным словом обратился Святейший Патриарх Сербский Ириней . Митрополит Амфилохий выступил с докладом о роли и месте Устава в канонической традиции Православной Церкви, а также о задачах, стоящих перед комиссией. В заседании приняли участие зарубежные консультанты, которые рассказали об истории, структуре и особенностях Уставов других Поместных Православных Церквей. С докладом об Уставе Русской Православной Церкви выступил профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Сербська Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2322700...

Лишь треть православных школ прошла конфессиональную аттестацию 3 августа 2011 г. 20:10 Статья заведующего сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакона Лаврентия (Полешкевича), опубликованная в журнале «Нескучный сад» , посвящена вопросам конфессиональной аттестации школ, православного образовательного стандарта и современного положения православных средних учреждений. В регионах идет процесс создания православных учреждений, он до конца не структурирован, не централизован. Поэтому порой мы не можем нести ответственность за школы, которые называют себя православными. Для того чтобы определить, какую школу можно называть православной, а какую нет, ОРОиК проводит конфессиональную аттестацию образовательных учреждений. В первую очередь специалисты отдела смотрят документы нормативно-правовой базы. Если в них указано, что образовательно-воспитательный процесс ориентирован на православную традицию, кроме того, в уставе, в концепции по духовно-нравственному развитию, в других документах предусмотрена роль духовного окормления со стороны Русской Православной Церкви, тогда эту школу мы можем называть православной. Второй критерий касается системы дополнительного образования, очень важного сегмента в жизни школы, он определяет уровень и характер воспитательного процесса. Предварительные итоги конфессиональной аттестации показали, что из 163 школ, которые подали пакеты документов в ОРОиК, лишь треть школ на 100 процентов отвечает нашим критериям. У большинства остальных чаще всего нет одного-двух важных документов, например указа о духовнике. Мы также сталкиваемся с тем, что есть школы, которые пытаются совместить православный образовательный компонент и формы светского образования, которые нами не приемлются, например, преподавание валеологии. В средних учебных заведениях есть обязательные предметы ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), а есть предметы, которые встраиваются во ФГОС. Они как раз и могут определять школу как православную. Прежде всего это основы православной веры; предмет включает в себя ряд модулей, которые в разных классах концентрируют внимание учащихся на разных аспектах: темы из общецерковной истории, катехизиса, догматического и нравственного богословия и некоторых других дисциплин, которые касаются православной литургической практики — церковнославянский язык и церковное пение. Что касается системы дополнительного образования, кроме предметов, встраиваемых во ФГОС, есть еще огромное количество форм послешкольной работы: кружки, секции, паломнические поездки, которые не менее важны, чем основной образовательный процесс.

http://patriarchia.ru/db/text/1592085.ht...

Как мы видели, Томос 1922 года не носит этнического характера. Представляется, что, согласно ему, архиепископия считается единственной канонической организацией для всех православных христиан в Северной и Южной Америке. Архиепископия никогда не имела всеправославного характера, который, как кажется, подразумевается в Томосе. В первом Уставе архиепископии, изданном в 1922 году, о ней говорится как о Греческой архиепископии для православных христиан, для которых богослужебным языком является греческий. В Уставе особо отмечено, что архиепископия существует для организации духовной жизни греков и православных американцев греческого происхождения. Эти два деяния Мелетия и его Синода были только частью взрыва активности Вселенского Патриархата. В марте, когда Томос был упразднён, Мелетий провел неделю в переговорах с делегацией Сербской Православной Церкви о её автокефалии. По другому Томосу была создана митрополия Фиатирская и Великобританская для надзора за приходами в Центральной и Западной Европе. Томос о Северной и Южной Америке появился в мае, а в сентябре Мелетий издал энциклику с признанием действительности англиканских рукоположений. Это не совпадение, ведь Британия играла одну из главных ролей в тогда ещё не определённом будущем Турции, и Мелетий в течение нескольких лет открыто выражал надежду на то, что Святую Софию вернут православным. Избрание Мелетия и описанная мною его деятельность имели место в период напряжённой патовой ситуации в греко-турецкой войне перед Малоазийской катастрофой. В феврале и марте, когда состоялись интронизация Мелетия и упразднение Томоса 1908 года, союзники под руководством Британии проводили дипломатические встречи в Лондоне, стараясь урегулировать вопрос о перемирии. Ататюрку это не нравилось, а греки становились всё более деморализованными и разделёнными. В апреле Мелетий писал Венизелосу: «Конечно, все мы здесь в Смирне и в Афинах ведём борьбу вслепую, нанося удары без разбору и по друзьям, и по врагам уже без какой-либо определённой цели». В течение нескольких недель перед изданием Томоса о диаспоре советское правительство, которое было занято преследованием Русской Православной Церкви, отправляло в Турцию большие суммы денег. Греки начали уделять пристальное внимание Константинополю. Все были готовы к урегулированию.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/89...

Профессор А. С. Павлов высказал компромиссную точку зрения на происхождение «Устава св. Владимира.» Он писал: «Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и неподлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, но самое письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей.» И далее об «Уставе:» «Памятник этот, несомненно, составился из частных и, по всей вероятности, разновременных записей о подлинных распоряжениях св. Владимира по делам Церкви. Некоторые из этих записей, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире , или вскоре после него. Это доказывается их языком.» В 1926 г. С. В. Юшков, изучая научное издание текстов «Устава,» предпринятое профессором В. Н. Бенешевичем в 1915 г., пришел к выводу, получившему всеобщее признание в современной науке: «В основе Устава... лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995-996 гг., которая была переработана в первый Устав в начале XI века (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI-XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни церковных судов и церковных людей. Архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века.» До нас дошел также «Устав» князя Ярослава Мудрого. Суждения ученых с его происхождении высказывались по аналогии с суждениями о происхождении «Устава св. Владимира.» По мнению А. С. Павлова, «Устав Ярослава образовался путем частной кодификации норм церковного права, вызванных историческою, то есть жизненною необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир (денежных штрафов. - В. Ц). и продаж, какая принята в «Русской правде.» В этом смысле мы вполне разделяем отзыв Неволина об Уставе Ярослава, что «основа его могла быть древняя, принадлежащая времени введения христианства в России, ярославовская, ...но говорить о подлинности этого Устава в собственной смысле, то есть о принадлежности его, как письменного памятника, самому Ярославу, можно еще менее, чем о подлинности такого же устава, приписываемого св. Владимиру.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

Второй итоговый документ – Обращение форума к клиру, мирянам и чадам Русской Православной Церкви зачитал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. На новом этапе, когда в основном уже восстановлены храмы и монастыри, главной задачей для людей Церкви является миссионерство, духовное просвещение в самых разных формах. Для этого, говорится в документе, необходимо развивать религиозное образование как важнейший приоритет церковной деятельности. Речь идет о признании за православными школами, гимназиями и детскими садами особого статуса, который должен быть отражен в Уставе Русской Православной Церкви. Как рассказал сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата священник Игорь Киреев, Патриарх Алексий обещал, что эти изменения будут внесены на следующем Архиерейском Соборе. В документе говорится о развитии единой внутрицерковной системы религиозного образования; о совершенствовании подготовки и финансовой поддержке педагогических кадров для религиозного образования. «Недопустимо, чтобы преподаватели работали на одном энтузиазме», – отмечается в обращении. Православные родители могут законными способами добиваться введения «Основ православной культуры» в рамках основной образовательной программы в регионах – для этого им нелишне объединяться в православные родительские клубы. В документе предлагается развивать взаимодействие епархиальных отделов религиозного образования с государственными образовательными учреждениями; усиливать духовно-просветительскую деятельность в детских домах, приютах, в армии и на флоте; создавать церковные центры поддержки семьи, материнства и детства. В итоговых докладах по секциям прозвучали отдельные предложения. Так, иерей Алексий Сысоев, ответственный за секцию «Воспитание в православной гимназии и семья», предлагал светским учебным заведениям принять разностороннюю помощь, которую преподаватели православных школ могли бы им оказать в подготовке курсов по «Основам православной культуры». В его выступлении был остро поставлен вопрос о земельных участках и помещениях, где располагаются сейчас православные учебные заведения. Если срочно не пересмотреть законодательные поправки, лишающие эти учебные заведения государственного финансирования, то «можно все потерять».

http://pravoslavie.ru/12533.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010