Кроме того, церковная жизнь 90-х гг. обнаружила, что некоторые положения Устава 1988 г. либо нецелесообразны практически, либо требуют изменения по соображениям канонического характера. Главные новации Устава 2000 г. заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий Архиерейского Собора. В этой связи в новом Уставе уже не предусматривается периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированная Уставом 1988 г., но ввиду реальных условий церковной жизни оказавшаяся нереализованной. Новый Устав предусматривает реформу в сфере церковного суда: положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда выделены в Уставе в отдельную главу. Устав устанавливает различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной — Русской Православной Церкви. В новом Уставе положения, регламентирующие управление церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего законодательства, признающего за церковными учреждениями права юридических лиц. В заключительных параграфах вводной главы содержатся 2 важных положения: «Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность» (11-е прав. Антиох.) — и другое: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий». Эта норма косвенным образом вытекает из 81-го Апостольского правила, которое гласит: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в дела народного управления». Изменено название Устава: ранее это был «Устав об управлении…», новый акт именуется «Уставом Русской Православной Церкви». Однако основные положения и большая часть формулировок Устава 2000 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Новости Владимир Легойда 25-26 декабря на заседаниях Священного Синода были приняты решения по актуальным вопросам церковной жизни Синод постановил передать на рассмотрение Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года следующие проекты документов: ‘Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси’ (в четырех вариантах); предложения по изменениям в Уставе Русской Православной Церкви в связи с уточнением полномочий Поместного и Архиерейского Собора и ‘Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви’; ‘О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных’; ‘Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции’; ‘Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии’. 25-26 декабря на заседаниях Священного Синода были приняты решения по актуальным вопросам церковной жизни Синод постановил передать на рассмотрение Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года следующие проекты документов: ‘Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси’ (в четырех вариантах); предложения по изменениям в Уставе Русской Православной Церкви в связи с уточнением полномочий Поместного и Архиерейского Собора и ‘Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви’; ‘О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных’; ‘Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции’; ‘Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии’. Владимир Легойда Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/analitik...

Появление в Уставе Прихода нормы, допускающей право собственности на культовое сооружение прошлых лет создания, свидетельствует о положительных сдвигах в осознании права Церкви на владение своим специфическим имуществом. В «Уставе Прихода 1998» появилось новое положение, которое весьма актуально ныне, когда Приход вступает в многочисленные финансовые, хозяйственные и правовые отношения с внешними организациями. Потеря платежеспособности Прихода вследствие особенностей того или иного этапа развития рыночного хозяйства в стране может возбудить кредиторов предъявлять свои требования на церковное имущество. Закон определил, что церковное имущество принципиально дифференцированно – богослужебное и иное. К богослужебному относятся церковное здание и его элементы (росписи, мозаики, церковная утварь), иконы, богослужебные предметы и тому подобное, составляющее святыню Церкви. Такое имущество признано Законом неприкосновенным, поэтому в Уставе говорится: «Движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть отчуждаемо, на него не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, оно не может быть отдаваемо в залог, быть вкладом в предпринимательские структуры или гарантией долговых обязательств». Не имеется никаких ограничений для Прихода в осуществлении строительной деятельности – «Приход вправе строить для своих надобностей здания и сооружения, жилые дома, помещения хозяйственного назначения». Всякое новое строительство возможно только в том случае, если оно согласовано с муниципальными органами управления имуществом, землепользованием, архитектурным надзором и прочими коммунальными службами, осуществляющими контроль использования земельных участков, архитектурного стиля и сохранности особенностей историко-культурной зоны вокруг церковного здания. Все приходское движимое и недвижимое имущество, независимо от форм его приобретения, является имуществом Русской Православной Церкви. Если это положение трудно юридически сформулировать, то фактически это несомненная истина. Дело в том, что церковное богатство, как выше показывалось, является производным от добровольных жертвоприношений. Жертва приносится не религиозной организации – Приходу, монастырю, духовной школе и т. И., но Самому Богу и Спасителю. Поэтому все церковное имущество принадлежит Богу как святыня, как некая часть, отделенная в собственное владение Бога. Таким образом, Устав Прихода правильно определил то, что имущество всех религиозных организаций является имуществом Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточно-русской, из которых последнюю опять разные списки представляют в разном объеме. Западнорусская редакция содержит в себе определение важнейших предметов церковной подсудности, применительно к средневековой компетенции церковного суда на Западе, под угрозой денежного штрафа за посягательство на права церкви. Предпочтение отдается второй, как более древней. В этой редакции, по содержанию своему, устав Ярослава представляет исчисление предметов и лиц, принадлежащих к кругу ведомства церковного суда, с большей подробностью, чем в уставе Владимира, и с определением наказания за то или другое преступление, подсудное церкви. Княжеское наказание очень часто идет в уставе параллельно с денежным штрафом в пользу епископа; иногда креме того и другого, назначается «епитимья», или содержание в церковном доме в виде наказания; за некоторые преступления определяется лишь денежный штраф в пользу епископа. Громадный размер денежн. пеней, определяемых в уставе Ярослава в пользу епископа, ясно свидетельствует о невозможности приложения его к практике в какую бы то ни было эпоху русской истории. К одному с уставами характеру по содержанию относят две уставные грамоты XII века Новгородского князя Всеволода Мстиславовича (1117–1132 г.) и Смоленского Ростислава Мстиславовича (1150 г.). В первой, совершенно одинаково с некоторыми списками устава Св. Владимира, исчисляются лица и предметы церковного суда. Вторая по содержанию полней первой и касается средств содержания духовных установлений, новооснованной князем смоленской епископии церковного суда. Подлинность обеих грамот оспаривается. Во всяком случае, дошедшая до нас редакция этих памятников (особенно второго) не первоначальная и подлинная, а позднейшая и искаженная в некоторых местах до отсутствия всякого смысла. С покорением Руси монголами, в XIII и XIV вв. является новый источник права – ханские ярлыки (10–12, по Суворову 7). Ими предоставляются различные привилегии церкви – имущественные и судебные, определяется положение лиц, находящихся под особым покровительством церкви, клира и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Увы, такого определения не дано в современных действующих уставах, в которых употребляется понятие «православный Приход». В «Уставе Церкви 2000» приход определен как община, но как эта община возникает и чем она отличается от Приходского Собрания, нигде прямо не указано. В то же время «Устав Прихода 1998» в соответствии с Федеральным Законом «О свободе совести...» под приходом понимает не общину, но обособленную организацию, в которой Приходское Собрание – это собственно учредители данной организации. Таким образом, налицо противоречие между «Уставом Прихода 1998» и «Уставом Церкви 2000». В целом нынешние уставы далеко ушли от понимания прихода как неотъемлемой части паствы епископа и Вселенской Церкви. И все-таки под Приходом, если не принимать во внимание особенностей современного гражданского законодательства, следует понимать всю паству православного Епископа, проживающую в районе Храма, настоятелем которого является послушник Епископа. Так в общем виде определяет «приход» Устав об управлении Русской Православной Церкви 1988 года, но только учитывая регистрационные требования гражданского законодательства, он несколько упрощал это понятие, сужая его до рамок религиозного общества из двадцати верующих: «Приходская община образуется по добровольному согласию не менее 20 верующих граждан и регистрируется гражданскими властями на основании поданного заявления в установленном законом порядке». Следовательно, так постепенно было внедрено понимание Прихода как «Двадцатки», что совершенно не соответствует ни существу Церкви, ни практики ее бытия. Но зато такая формулировка – это непосредственная дань гражданскому законодательству, которое допускает существование любою общественного объединения как объединения зарегистрированной небольшой группы лиц в нашем случае – «Приходского собрания». Как в прежнем типовом гражданском Уставе православного Прихода, так и во внедряемом в «Уставе прихода 1998», определение Прихода сталкивается с трудностями с самого начала. Согласно «Уставу прихода 1998» – «Приход (название храма, его место нахождения село или город, район, республика, край, область, округ) местная православная религиозная организация (название)...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Органы управления имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви определяются уставами этих организаций: – Патриарх Московский и всея Руси управляет имуществом Московской Патриархии, в том числе имуществом ставропигиальных монастырей, подворий и Московской епархии как ее правящий архиерей. – Правящий архиерей управляет имуществом епархии. – Председатель Синодального отдела управляет имуществом Отдела. – Настоятель совместно с Приходским советом управляет имуществом приходов. – Настоятель управляет имуществом монастырей, подворий, миссий и представительств. – Председатель братства управляет имуществом братств. Каждая религиозная организация Русской Православной Церкви подотчетна епархиальному архиерею в своем владении, пользовании и распоряжении имуществом религиозного назначения, а также иного недвижимого имущества. Московская Патриархия, епархии и синодальные отделы – подотчетны Священному Синоду. В случае ликвидации религиозных организаций Русской Православной Церкви, имущество, предоставленное им на правах пользования и аренды, возвращается собственнику имущества. Оставшееся имущество не подлежит распределению между учредителями (членами) религиозной организации Русской Православной Церкви, а используется в целях, указанных в уставе, т. Е. переходит в собственность Русской Православной Церкви. Ожидаемое возвращение Церкви ее собственности потребует воссоздания органа управления имуществом. Это будет совершенно иной этап хозяйственного развития Русской Православной Церкви. 2.2 Организация хранения церковного имущества Основная форма отношения религиозных организаций к возвращаемому имуществу – это бессрочное и безвозмездное пользование, а также – совместное использование с государственными организациями. Передача же возвращаемого имущества в собственность Церкви практически не производится – по-прежнему государство остается собственником церковного имущества, а религиозным организациям разрешается только попользоваться украденным у нее имуществом. Принимающей «в пользование» стороной является церковное священноначалие (Московская Патриархия, епархиальные управления).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе работы семинара было подготовлено заявление духовников Терского войскового казачьего общества, в котором выражается озабоченность действиями прокурорских работников, усмотревших экстремизм в уставе организации. В документе подчеркивается, что краеугольным и фундаментальным камнем казачества является вера, что нельзя не отразить в уставе организации. Поэтому ни казаки, ни священнослужители не могут согласиться с утверждениями, что требование к казаку быть православным содержит нарушение законодательства о противодействии экстремизму. Более того, такая постановка вопроса в официальных документах органа, призванного надзирать за соблюдением закона, явным образом нарушает гарантированную Конституцией свободу совести и оскорбляет религиозные чувства верующих. Духовники казачьих обществ настаивают на сохранении в типовых уставах пунктов, где говорится о Православии, Русской Православной Церкви, православном священнослужителе и требуют от прокуратуры отозвать свои протесты, говорится в заявлении. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru за темою секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у Великому козацтва Кирила учасникам Великого кола козацтва : та звернення] Синодальний з козацтвом з отаманами та козаками Далекого Сходу з ключовими словами козацтво   новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори Насельники центри У «Ковчег» монастиря у Ради Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) збори питань захисту " материнства й дитинства у Кирила з РФ С.С. Кравцовим За на Башкортостану запущено програму фудшерингу   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1846555...

Если Приходское Собрание решит выйти из канонического подчинения епархиальному Архиерею, то войдет в силу следующая статья Устава, упраздняющая Приход как организацию – «55. …В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Приход лишается подтверждения о принадлежности к епархии Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности Прихода, как местной религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права использовать в наименовании символику Русской Православной Церкви». Согласно новому Уставу, само бытие Прихода как местной религиозной организации возможно только в том случае, если какая-либо центральная религиозная организация даст подтверждение, что данное религиозное объединение канонически принадлежит ей как часть целого. Этот принцип пред- регистрационного учреждения Прихода содержался в «Уставе 1991», но теперь он выговорен достаточно определенно. Выпали из текста «Устава 1998» следующие ранее бывшие положения «Устава Прихода 1991» – «– обсуждает и принимает ходатайства, обращения к епархиальному архиерею и органам государственной власти и управления; – рассматривает жалобы на членов Приходского совета и на причт; – избирает делегатов на епархиальное собрание». В Церкви не приветствуются всякие «митинговые и коллективные акции» – именно с этим связано невключение этой прежней нормы о праве Собрания обращаться к Архиерею и государственным органам по вопросам различного социального значения и о праве рассмотрения жалоб. Необходимость такого обращения возникает постоянно, но для этого предусмотрено, что Настоятель и Председатель Приходского Совета как руководители Прихода непосредственно сами обращаются к Архиерею или государственным органам. В «Уставе Прихода 1918» было весьма важное право Приходского Собрания: «суждение о поступках членов Прихода; возбуждение дел об ответственности председателя, его товарища и членов Совета, а также остальных должностных лиц по Приходу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цели движения были сформулированы на молодежных съездах под председательством прот. В. Зеньковского , долгие годы бессменного лидера движения. Одна из них – сохранение русской культуры, ее творческое продолжение, которое немыслимо без Православия. Об этом так и говорится в Уставе Русского Студенческого Христианского Движения от 1959 г.: «РСХД утверждает свою неразрывную связь с Россией. Наша принадлежность к русскому народу и к Русской Православной Церкви налагает на нас духовные обязательства, независимо от того, мыслим ли мы себя временными изгнанниками-эмигрантами или решили связать свою жизнь с другой страной. Подлинная русская культура неотделима от Православия: поэтому в хранении и продолжении ее мы видим наш долг. Мы видим наш долг также в свидетельстве перед миром о подлинном лике России, в напоминании о страданиях русского народа». Но, несомненно, основной целью движения стало «объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви и привлечение к вере во Христа равнодушных к вере и неверующих». Молодежное движение и феномен РСХД, его плодотворность и живучесть еще нуждаются в подробном изучении, а опыт, накопленный за годы работы с молодежью, востребован и в настоящее время. Изменение политической ситуации в СССР и издание Закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г. создало благоприятную обстановку для проповеди среди молодежи. Уже в декабре этого же года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес решение о создании единой православной молодежной организации. Вскоре как следствие этого решения прошел Съезд Православной Молодежи, который и объявил о создании Всецерковного Православного Молодежного Движения (ВПМД). На тот момент в него вошли православные братства, скаутские группы, молодежные организации, которые формировались при приходах. Во многих епархиях Русской Православной Церкви были вскоре открыты региональные отделения ВПМД, во главе которых стали инициативные и молодые священники. После преобразования ВПМД в Синодальный отдел по делам молодежи и открытия епархиальных отделов служение получило новый импульс. Прошел целый ряд съездов православной молодежи в различных епархиях, в том числе Всецерковный съезд православной молодежи в Москве. Поддержка священноначалием нового миссионерского служения среди молодежи обусловила возможность и регулярность проведения разнообразных конференций, семинаров, туристических слетов и детских православных лагерей, молодежных фестивалей и краеведческих экспедиций практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. Наметились и воплощаются новые формы и методы работы с молодежью при сохранении главной цели, которую провозгласило ВПМД: «объединение православной молодежи в служении Православной Церкви, а также приведение ко Христу тех, кто находится вне спасительной церковной ограды».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Закрыть itemscope itemtype="" > Народ служит, епископы управляют Об «антидемократических» изменениях в уставе Русской православной церкви рассказывает заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) 14.05.2013 813 Время на чтение 21 минут Архимандрит Савва: «Реально соборность живет тем, что миряне являются активными служителями церкви» Фото: Алексей Майшев «Ну и где же теперь ваша хваленая соборность?» - с таким злорадным вопросом один католик обратился к журналистам, присутствовавшим на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2013 года. Речь шла о принятых собором изменениях в уставе РПЦ. Сообщившая об этом «Независимая газета», а также некоторые другие СМИ вслед за католиком оценили новую редакцию устава как «триумф церковной номенклатуры» и конец соборности. Изменения касаются полномочий Поместного собора - второго высшего органа церковного управления наряду с Архиерейским собором: власти у него стало меньше. Поскольку в Поместном соборе кроме архиереев участвуют клирики, монахи и миряне, получается, что ущемлены права церковного народа - в пользу собора архиереев. Но не только. Некоторые наблюдатели усматривают опасную связь между смещением центра власти к Архиерейскому собору и идущей сейчас полным ходом епархиальной реформой: растет число новых епархий и епископов, лично преданных рукоположившему их таким образом, внутри Архиерейского собора создаются условия для роста влияния одного человека. На церковном языке это называется угрозой папизма, то есть отказа от вековых устоев управления церковью, завещанных Святыми апостолами. Для светского же сознания это выглядит лишним подтверждением антидемократичности церковной организации, а также, возможно, существования неких тайных замыслов у руководства РПЦ относительно участия во власти политической. времени Поместного собора 2009 года в РПЦ образовано 88 новых епархий, или 36% от их общего числа (247); здесь и далее - примечания «Эксперта». За ответами на все эти волнующие вопросы мы обратились к архимандриту Савве (Тутунову) - замуправделами Московской патриархии и секретарю комиссии Межсоборного присутствия, которая разрабатывала новую версию полномочий Поместного и Архиерейского соборов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010