Появилась и глава об автономных Церквях, которой раньше не было. Относительно самоуправляемых Церквей: в Уставе охарактеризован особый статус Русской Православной Церкви Заграницей и Украинской Православной Церкви. Ведь раньше была только отсылка к соответствующим актам (в частности, томос Патриарха Московского и всея Руси 1990 года; Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата 2007 года), теперь же особый статус этих Церквей закреплен в Уставе. Кроме того, в Уставе отмечено, что в состав Русской Православной Церкви входят две автономных Церкви: помимо Японской , в документ включена еще и Китайская . Кроме того, в 2011 году был создан Высший Церковный Совет — исполнительный орган при Патриархе Московском и всея Руси. Его функции и полномочия также необходимо было отразить в Уставе. Изменены положения относительно полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. В целом в документ внесены уточнения, отражающие изменения в реальной церковной жизни, или же просто найдены более точные формулировки для тех или иных явлений. — Как перераспределились полномочия между Архиерейскими и Поместными Соборами, и чем вызваны такие изменения? — Хотя кардинальных изменений не произошло, но статус Архиерейского и Поместного Соборов в новом Уставе описывается иначе, чем это было ранее. Как известно, Устав 2000 года значительно расширил полномочия Архиерейского Собора. Но, тем не менее, в том документе он был назван «органом канонического управления», а Поместный Собор — «органом высшей церковной власти». Поэтому было целесообразно избежать некоторого несоответствия между реальными полномочиями Архиерейского Собора и формулировкой его статуса в документах и назвать вещи своими именами, то есть, в частности, охарактеризовать и Архиерейский Собор как орган высшей церковной власти. В прежней редакции Устава он определялся как высший орган канонического управления. Основание для усиления позиций Архиерейского Собора — это, прежде всего, его канонический статус. Архиереи — преемники апостолов, по учению Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь. Поэтому полнота канонической власти принадлежит в Церкви епископату.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2789904...

При этом мы будем придерживаться последовательности мероприятий, предусмотренных в случае вдовства патриаршего престола: сначала разберем процедуру определения личности патриаршего местоблюстителя, затем — способ формирования выборного собора и, наконец, собственно порядок избрания патриарха. Определение местоблюстителя 6 декабря 2008 года на первом после кончины святейшего патриарха Алексия II заседании Священного Синода его члены под председательством старейшего своего собрата митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира избрали патриаршего местоблюстителя, которым стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Это событие полностью соответствовало законодательству Собора 1917–1918 гг., положения которого воспроизведены и в действующем уставе Русской Церкви 2000 года. Именно выбор местоблюстителя из присутствующих членов Синода предусматривала 3-я статья Определения собора о местоблюстителе патриаршего престола, принятая 10 августа (н.ст) 1918 года. Старейшему по хиротонии члену Синода отводилась лишь роль председателя этого выборного заседания. При этом по «Положению об управлении Русской Православной Церкви», действовавшему с 1945 года, местоблюстителем автоматически становился старейший член Священного Синода. Норма о выборах местоблюстителя, как мы видим, соответствующая определениям Собора 1917–1918 гг., вернулась в новейшее церковное законодательство в 1988 году и остается в нем и поныне. Избирательный собор и его статус «Патриарх избирается Собором, состоящим из Архиереев, клириков и мирян», — гласит 1-я статья Определения Собора 1917–1918 гг. «О порядке избрания святейшего патриарха». Этот же принцип закреплен и в Уставе Русской Церкви 2000 года (глава II, статья 5е). В этом уставе такой собор называется «Поместным». Здесь нужно сделать важное замечание. Каноническое право Православной Церкви не знает различения на поместные и архиерейские соборы. Соборы Православной Церкви — с точки зрения канонов — могут быть вселенскими (по-гречески, ойкуменикай) или (по)местными (частными) (по-гречески, топикос). С этой точки зрения, соборы нашей Церкви, коль скоро они представляют полноту ее частей (епархий), вне зависимости от состава по своему каноническому статусу являются поместными соборами. Иными словами, различающиеся в Уставе Русской Церкви «Поместный» и «Архиерейский Соборы» разнятся по своему составу, но не по каноническому статусу. В этом смысле об «Архиерейском Соборе» можно сказать, что это — такой вид поместного собора Русской Церкви, в котором участвуют только епископы. «Поместный собор» нашего устава точнее было бы называть поместным собором расширенного состава.

http://bogoslov.ru/article/377198

Что же, «рассекретим» эти документы и для верующих УПЦ, выделив жирным шрифтом наиболее яркие свидетельства их принадлежности к МП. Об УПЦ в Уставе РПЦ Глава I.3. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…» Но по канонам двух церквей на одной канонической территории быть не может. Следовательно, либо РПЦ неканонична (что опровергается её наличием в диптихе православных церквей), либо УПЦ не является автокефальной поместной церковью (что подтверждается её отсутствием в диптихе). Глава V.4. «Постоянными членами [священного синода РПЦ] являются: по кафедре –митрополит Киевский и всея Украины…» Глава V.25. «В обязанности Священного Синода [РПЦ] входит: …канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора [РПЦ]. Архиерейский Собор в Уставе РПЦ, естественно – Архиерейский собор РПЦ. К тому же, в Уставе об управлении УПЦ данное понятие отсутствует. Украинский устав оперирует термином «Собор епископов». Глава VII. Отдельного упоминания УПЦ (МП) в главе «Межсоборное Присутствие» нет, но, к примеру, членом сразу нескольких комиссий данного учреждения РПЦ является… о. Мыколай Данилевич. И, наконец, отдельная глава устава « Украинская Православная Церковь ». Не станем её цитировать полностью. Выделим лишь основные моменты в контексте нашей темы. Глава X. Украинская Православная Церковь 3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». 4. «…Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Но… см. п. 10. 5. « Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». В данном случае благословение есть синоним одобрения .

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

Вообще разделению соборов на архиерейские и поместные чуть более 60-ти лет, и эти понятия знают уставные документы только Русской Церкви. Впервые они были закреплены в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» 1945 года, что объяснялось особыми условиями, в которых находилась Церковь при советской власти. Характерно, что Собор 1917–1918 гг. в своих документах не именовал себя «Поместным», а только — «священным Собором Православной Российской Церкви», указывая этим на свой частный (в значении «топикос») характер. Тем самым, процитированное выше определение Собора 1917–1918 гг. можно сформулировать и таким образом: Патриарх избирается (поместным) собором Русской Церкви расширенного состава. Сроки созыва выборного собора Акты Собора 1917–1918 гг. предусматривали, что созыв собора для выборов патриарха должен состояться в течение трех месяцев с момента ухода предшествующего предстоятеля. При этом была сделана оговорка: в случае, если дата созыва собора приходилась бы в этом случае на дни Великого поста или Пасхальной седмицы, то начало работы собора следовало перенести на дни после праздника Преполовения Пятидесятницы. В современном церковном Уставе для созыва выборного собора отведен больший срок — шесть месяцев. Этот срок появился впервые в Уставе Русской Церкви 1988 года. Важно иметь в виду, что действовавшее до этого Положение 1945 года вообще не оговаривало сроков созывов выборных и очередных соборов. Сроки созыва соборов по выборам патриарха намеренно затягивались советскими властями, стремившимися оказывать давление на епископат в своих интересах. Так, выборный собор 1945 года открылся только через 8 месяцев после кончины патриарха Сергия, а собор 1971 года — почти через 14 месяцев после смерти патриарха Алексия I. В этом смысле четкое обозначение сроков созыва выборного собора в Уставе 1988 года противостояло практике советского времени и было призвано обеспечить большую самостоятельность Церкви. Характерно, что Священный Синод и в 1990 году, и сейчас не стремится оттягивать созыв выборного собора. Между кончиной патриарха Пимена и интронизацией его преемника Святейшего Патриарха Алексия II прошло 39 дней, а в этом году мы узнаем имя нового предстоятеля Русской Церкви менее чем через два месяца после кончины Святейшего.

http://bogoslov.ru/article/377198

– Как перераспределились полномочия между Архиерейскими и Поместными Соборами, и чем вызваны такие изменения? – Хотя кардинальных изменений не произошло, но статус Архиерейского и Поместного Соборов в новом Уставе описывается иначе, чем это было ранее. Как известно, Устав 2000 года значительно расширил полномочия Архиерейского Собора. Но, тем не менее, в том документе он был назван " органом канонического управления " , а Поместный Собор – " органом высшей церковной власти " . Поэтому было целесообразно избежать некоторого несоответствия между реальными полномочиями Архиерейского Собора и формулировкой его статуса в документах и назвать вещи своими именами, то есть, в частности, охарактеризовать и Архиерейский Собор как орган высшей церковной власти. В прежней редакции Устава он определялся как высший орган канонического управления. Основание для усиления позиций Архиерейского Собора – это, прежде всего, его канонический статус. Архиереи – преемники апостолов, по учению Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь. Поэтому полнота канонической власти принадлежит в Церкви епископату. Например, исключительным полномочием Архиерейского Собора становится канонизация святых (раньше это было равным образом в компетенции и Поместного, и Архиерейского Соборов). Кстати, в Уставе 1988 года было положение, что, в случае несогласия епископата с решением Поместного Собора, требовалось две трети голосов архиерейского совещания, чтобы аннулировать решения, принятые пленумом Поместного Собора. Устав 2000 года внес существенную корректуру: это решение может быть аннулировано простым большинством голосов. Такая процедура сохраняется и в нынешнем Уставе. Вместе с тем важно отметить, что перераспределение полномочий, принятое только что завершившимся Архиерейским Собором, несколько усилило позиции Поместного Собора. В его ведение переданы такие вопросы, как предоставление автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви. Конечно, после предварительного рассмотрения этих вопросов и составления рекомендаций на Архиерейском Соборе. В результате такое двойное рассмотрение с окончательным утверждением на Поместном Соборе, который собирается не регулярно, а только когда в этом есть необходимость, может предотвратить принятие поспешных решений, уберечь Церковь от возможных расколов и других нестроений, ведь вопросы об автокефалии или автономии всегда являются очень тонкими, требующими рассмотрения всем церковным народом.

http://religare.ru/2_99679_1_21.html

Выражая готовность начать конструктивный диалог с неканоническими церковными структурами, Украинская Православная Церковь вместе с тем сохраняет свою принципиальную позицию в отношении исторического факта раскола и его инициаторов. Наша позиция была и остается неизменной: мы считаем, что, с точки зрения православной экклезиологии и канонического права, единственной приемлемой моделью возобновления церковного единства является объединение всех православных христиан в лоне канонической Украинской Православной Церкви, то есть возвращение отделившихся туда, откуда они ушли. Не изменился наш взгляд и на то, каким именно образом отделившиеся от полноты Церкви могут объединиться с нею. Путь к восстановлению единства лежит через покаяние, то есть через благодатную «перемену ума» и способа жизни отделившихся. Покаяние, к которому Святая Церковь призывает ушедших в раскол, — это не унизительная процедура вымаливания прощения, как это некоторые, возможно, представляют. Покаяние мирян — это признание перед Богом своего несовершенства, ставшего причиной отдаления от Бога и Его Церкви. Покаяние лидеров раскола — это признание перед всей Церковью, и прежде всего перед своими же верующими, собственной вины, сделавшей их «слепыми вождями слепых» (Мф. 15:14). Украинская Православная Церковь готова забыть о ранах, причиненных отделившимися от нее. Но, искренне желая возвращения наших братьев  и сестер, которые, верим, временно пребывают в расколе, мы не имеем права отойти от канонической традиции Православной Церкви. Церковь готова проявить милосердие и по-евангельски засвидетельствовать любовь к совершающим грех. Но мы не можем принять грех как таковой, то есть собственно раскол. А чтобы уничтожить грех, недостаточно одних дипломатических усилий или встреч. Грех лечится только через покаяние, и мы искренне надеемся, что наши братья и сестры из неканонических церковных структур, и прежде всего их лидеры, найдут в себе мужество для принесения искреннего покаяния. Вместе с тем неизменной остается позиция Украинской Православной Церкви касательно вопроса ее канонического статуса, утвержденного в Уставе Русской Православной Церкви ее Поместным Собором 28 января 2009 года. Считаем, что пересмотр существующего канонического статуса Украинской Православной Церкви является неполезным для церковной жизни. Напоминаем нашей пастве, что Украинская Православная Церковь является частью Русской Православной Церкви с правами широкой автономии, самоуправляемой, как это отмечено в Уставе Русской Православной Церкви. Через Русскую Православную Церковь она соединена с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Она пребывает в единстве с Вселенским Православием именно через каноническую и молитвенную связь нашей Церкви с полнотой Русской Православной Церкви. Нынешний статус нашей Церкви является оптимальным для совершения ею своей спасительной миссии в современном Украинском государстве — освящать народ Божий — граждан Украины, соделывая их гражданами неба.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203865...

Он создал предпосылки для перемен в государственном законодательстве в отношении религии, которые и произошли в 1990 году, с принятием новых российского и союзного законов о свободе вероисповеданий. Проводимый в год тысячелетия крещения Руси Поместный Собор привлек к Русской Православной Церкви самое широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и мировой. Одним из главнейших деяний Собора явилось обсуждение и принятие нового устава Русской Православной Церкви, взамен устаревшего «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого на Поместном Соборе 1945 года с изменениями, внесенными Архиерейским Собором 1961 года. Важнейшие изменения претерпело управление приходами. Проведенная в 1961 году реформа приходского управления полностью отстранила духовенство от участия в хозяйственных делах приходов, создала ненормальное положение, когда вопросы материального состояния Церкви зачастую решали люди неверующие. На Поместном Соборе 1988 года последствия этой реформы были признаны отрицательными. Архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл отметил, что «поправки к «Положению», сделанные в 1961 году, были продиктованы не внутренними потребностями Церкви, а той сложной внешней ситуацией, в которой оказалась наша Церковь в конце 50-х – начале 60-х годов. «Реформа 1961 года» по существу оказалась несостоятельной и обратилась внутренними нестроениями в Церкви» . В 1988 году духовенству была вновь возвращена возможность активного участия в финансово-хозяйственной стороне жизни приходов, что нашло отражение и в принятом на Соборе новом Уставе. Необходимо отметить, что наряду со многими положительными изменениями в Уставе 1988 года были сохранены некоторые пункты реликтового характера, играющие, однако, весьма важную роль в жизни Церкви. Так, например, в числе требований к кандидату в Патриархи в качестве обязательного называлось, чтобы он был гражданином СССР . В связи с этим в 1990 году, во время выборов нового Патриарха, не была принята к голосованию кандидатура митрополита Сурожского Антония, пользовавшегося большим авторитетом у части епископата. Причиной было именно то, что глава приходов Русской Православной Церкви в Великобритании не был гражданином СССР.

http://bogoslov.ru/article/3960431

Опираясь на такое понимание своих прав, Константинопольский патриарх Варфоломей принял апелляцию бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), отлученного от Церкви Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 г. В результате 11 октября 2018 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о снятии анафемы с бывшего митрополита Филарета и о восстановлении его в епископском сане. Тогда же Константинопольский Синод принял в общение всех членов УПЦ КП и УАПЦ. Были отменены все судебные решения, принятые в Русской Православной Церкви в отношении клириков, уклонившихся в раскол. Без всяких консультаций с Русской Православной Церковью было объявлено, что все «упомянутые выше лица канонически восстановлены в своём епископском и священническом сане», также было объявлено о восстановлении общения их паствы с Церковью . В изданном в январе 2019 г. Томосе об автокефалии Православной Церкви Украины, а также в уставе ПЦУ, проект которого был написан в Греции, специально подчеркивалось, что священнослужители «какого угодно сана» (то есть и епископы, и пресвитеры, и диаконы), которые осуждены «своими церковными властями к какому угодно покаранию», имеют право подать апелляцию к Вселенскому патриарху. В уставе ПЦУ право Константинопольского патриарха принимать апелляции обосновывается 9 и 17 правилами IV Вселенского Собора, и «многовековой практикой Церкви» (Устав ПЦУ, раздел XI) . Эту точку зрения разделяют сегодня как греческие канонисты, так и многие иерархи греческих Церквей. Например, Афинский архиепископ Иероним II 12 октября 2019 г. в своем докладе на заседании постоянного Синода Элладской Православной Церкви прямо говорил: «Вселенский Патриархат имеет привилегию “права апелляции” и от архиереев иной церковной юрисдикции, в том случае если апеллирующий архиерей желает подать соответствующее прошение». В качестве подтверждения этого тезиса архиепископ Иероним сослался на всё те же 9-е и 17-е правила IV Вселенского Собора . Возникает закономерный вопрос, насколько современная позиция Константинопольского Патриархата соответствует церковному преданию и практике Древней Церкви? Действительно ли каноны Вселенских Соборов усваивают Константинопольскому патриарху право принимать апелляции от клириков всех Поместных Православных Церквей?

http://pravoslavie.ru/138337.html

Внесенные в комиссию предложения сводятся к двум принципиальным вариантам: 1.      оставить существующее положение вещей неизменным; 2.      рассматривать Поместный Собор как высший орган представительства церковной полноты Русской Православной Церкви, а Архиерейский Собор – как высший орган власти и управления. Аргументация поддерживающих возможность изменения следующая. Ныне действующий Устав определяет Поместный Собор, а не Архиерейский Собор как орган высшей власти в области канонического устроения. Между тем такие полномочия, как принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов и епархий отнесены к компетенции Архиерейского Собора. Все это вопросы канонического характера. Очевидное противоречие в тексте Устава целесообразно устранить не чрез исключение этих тем из компетенции Архиерейского Собора, но чрез усвоение именно ему высшей власти в области канонического устройства Русской Церкви, которая в настоящей редакции, декларативно, усвоена Поместному Собору. Представляется необходимым внесение некоторых поправок в главы Устава, относящиеся к Поместному и Архиерейскому Собору. Так, содержащийся в действующем Уставе перечень полномочий, закрепленных за Архиерейским Собором, делает не вполне адекватным определение его как органа управления, а не органа власти, каковым в Уставе назван Поместный Собор. Архиерейскому Собору принадлежит высшая судебная власть, он наделен законодательными полномочиями. В то же время текущее церковное управление осуществляется как раз не им, но Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а также подчиненными им синодальными отделами и иными учреждениями ведомственного характера. Поэтому было бы корректно в измененной редакции Устава определить Архиерейский Собор как орган высшей канонической власти и высшего иерархического управления Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/1456917

Поэтому понятие Г. Ц. употребляется в правосл. Церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных Церквей , и речь в случае подобного словоупотребления идет о главенстве в Поместной Церкви. Так, главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси. В Уставе РПЦ соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует, но в нем содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности к-рых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви (Устав РПЦ, 2000. IV; IX 6, 13, 14; X 7, 16, 18 ш, 20, 26). Аналогичным образом обстоит дело и с предстоятелями др. автокефальных правосл. Церквей. Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх, к-рый одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Мунтенийского (Мунтенского) и Добруджского, наместника Кесарии Каппадокийской. Главой Болгарской Православной Церкви является Святейший Патриарх, к-рый носит также титул митрополита Софийского. Во главе Элладской Православной Церкви стоит Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады, власть к-рого, однако, вне пределов его епархии не выходит за границы председательства в коллегиальных высших органах церковной власти, так что его статус в известной мере аналогичен статусу Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху. Главами соответствующих Церквей называют также предстоятелей автономных и самоуправляемых Церквей, а также Экзархатов. Напр., Японскую автономную Церковь возглавляет Митрополит Токийский и всей Японии, главой Украинской Православной Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а Белорусскую Православную Церковь возглавляет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии. Кроме того, главами местных церквей, каковыми являются епархии, именуются правящие архиереи. Так, в Уставе РПЦ епархии определены как «местные церкви, возглавляемые архиереем».

http://pravenc.ru/text/165053.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010