1892) в Рыбинск, где проживал без прописки почти до кончины (смог оформить документы лишь в начале 1945). Библиотека о. Федора после его смерти была передана в Георгиевскую церковь Рыбинска. 176 Трофимов Михаил Петрович – член церковно-приходского совета. 215 Трустров Владимир Иванович – член Приходского Совета, что на Сенной площади, Успенской церкви в Петрограде. 216 Трушин (Трошин) Иван Самуилович, в монашестве Серафим; (16 августа 1899 – ?). В 1916–1917 работал в редакции «Сельского воина», в 1918–1919 – курьер банка. В 1920 окончил Лазаревскую 7-классную школу Тульской обл., в 1923 – курсы по подготовке фельдшеров. С 1925 работал на фабрике им. П. Алексеева в Шлиссельбурге, в 1931–32 учился в медицинском институте, с 1932 фельдшер Центральной областной поликлиники Ленинградского облздравотдела. С 1937 в Красной Армии. 1 сентября 1947 – 1 ноября 1959 фельдшер Ленинградской ДА. Окончил Ленинградскую ДС (1949). 10 мая 1959 рукоположен во диакона, 9 октября 1959 – во священника. См. Личное дело. Архив СПб ДА. 5 Туберозов Николай Васильевич; (27 июля 1872 – ?). Окончил Новгородскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 1 января 1896 – помощник архивариуса архива и библиотеки Св. Синода. С 3 ноября 1908 – архивариус Св. Синода. Магистр богословия. В 1920-х гг. был помощником управляющего секцией Главархива в Ленинграде. 57 Туголесов Виктор – слушатель Высших Богословских курсов. 364 Тузов А . – книгоиздатель. 238 Тулин Василий Федорович – младший бухгалтер домового комитета экспедиции заготовления государственных бумаг. 217, 222 Туманов Вит. – слушатель Высших Богословских курсов. 364 Туманов Петр Семенович; (30 января 1868 – 1937). Окончил Олонецкую ДС (1889) и С.-Петербургскую ДА (1893), к. б. Назначен учителем Митавского реального училища и 23 ноября 1893 рукоположен во священника; с 1894 – законоучитель Митавской мужской, позднее – Ревельской Александровской гимназии. С 28 декабря 1898 – настоятель С.-Петербургской Покровской церкви на Боровой ул. (с 6 мая 1907 – протоиерей).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аггеев Константин Маркович (1868–1921), протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. В 1893 г. окончил КДА, кандидат богословия, рукоположен в иерея. С 1903 г. служил в храмах при различных учебных заведениях Санкт-Петербурга. С 1911 г. профессор богословия Психоневрологического института, профессор кафедры истории церкви Петербургских Высших женских курсов, Института высших коммерческих знаний. Являлся одним из учредителей Петербургского религиозно-философского общества и Братства церковного обновления в Петербурге. Известный публицист, автор статей по церковно-общественным вопросам в различных изданиях. В 1915 г. удостоен степени магистра богословия. С 1915 г. протоиерей. В апреле 1917 г. назначен председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде и избран членом совета Всероссийского демократического союза духовенства и мирян, а также членом совета Всероссийского демократического союза духовенства и мирян. После Собора служил в Петроградской епархии. В 1919 г. переехал на юг России, в 1921 г. во время Гражданской войны расстрелян при занятии Крыма Красной армией. Александр (Хотовицкий Александр Александрович ; 1872–1937), священномученик, протопресвитер. Член Собора по избранию как клирик от Финляндской епархии. В 1895 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1895–1914 гг. миссионер в Америке. С 1903 г. настоятель кафедрального собора в Нью-Йорке. В 1914–1917 гг. протоиерей Успенского собора в Гельсингфорсе (Хельсинки). С августа 1917 г. ключарь храма Христа Спасителя в Москве. В 1922 г. арестован. Осужден на 10 лет тюремного заключения. В 1923 г. освобожден по амнистии. В 1924 г. вновь арестован и сослан в Туруханский край. В 1928 г. возведен в сан протопресвитера. В 1930-е гг. служил в московской церкви Ризоположения на Донской улице. В 1937 г. арестован. Расстрелян. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Архиерейским Собором 1994 г. причислен клику святых. Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич ; 1869–1924), епископ. Член Собора в сане архимандрита по избранию от монашествующих. Избран членом Высшего Церковного Совета от монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не унывайте. Христос ведь с нами» О священномученике Фаддее (Успенском) (1872-1937) 26.10.2015 727 Время на чтение 6 минут 13/26 октября Церковь чтит память священномученика Фаддея (Успенского) , архиепископа Калининского и Кашинского. В этот день в 1993 году в Твери были обретены честные мощи владыки Фаддея, ныне почивающие в Вознесенском соборе Твери - города, с которым связаны последние девять лет его архипастырского служения: сюда в 1928 году он был переведен из Саратова; здесь, вопреки гонениям и притеснениям властей, мужественно исполнял свой долг пастыря, окормлял, утешал, проповедовал; здесь в декабре 1937 года, после ареста (уже в который раз), принял мученическую кончину. Жизнь владыки Фаддея была образцом христианского смирения и самоотречения, но и твердого стояния в вере. Патриарх Тихон говорил одному из жителей Астрахани (владыка Фаддей в 1923-1928 годах занимал Астраханскую кафедру): «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное». Предлагаем вниманию читателей подборку воспоминаний о владыке с комментарием церковного историка иерея Александра Мазырина . Священномученик Фаддей (Успенский) Скала Православия Святость владыки Фаддея ощущалась уже его современниками. Даже самые рьяные клеветники - обновленцы - не могли ничего дурного сказать про него. Владыка Фаддей в условиях разраставшихся церковных нестроений, в условиях травли извне и со стороны лжебратии всегда умел сохранить присутствие духа, невозмутимость, верность своему призванию. Один из эпизодов его жизни особенно интересен. В конце 1926 года прокатилась очередная волна арестов архипастырей. Митрополит Иосиф (Петровых), который оказался временно исполняющим обязанности местоблюстителя, но не имел возможности этот долг исполнить, призвал именно владыку Фаддея временно встать во главе Русской Церкви. И он безропотно принял поручение. Правда, прибыть в Москву из Астрахани - в то время владыка Фаддей был архиепископом Астраханским - он не смог: был тоже арестован - по дороге в Москву.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

священника Владимира Ильинского (1833–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) диакона Иоанна Касторского (1848–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) Иоанна Перебаскина (1862–1918, память 22 февраля/7 марта, мученик) священника Василия Разумова (1879–1937, память 8/21 сентября, священномученик) в Казанской епархии: епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гудко, 1867–1918, память 27 июля/9 августа, священномученик) архимандрита Сергия, настоятеля Успенского Зилантова монастыря (Зайцева, 1863–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Кузьмина, 1870–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеродиакона Феодосия (Александрова, 1864–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Леонтия (Карягина, 1870–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Стефана (†1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Георгия (Тимофеева, 1880–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Илариона (Правдина, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Иоанна (Сретенского, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Сергия (Галина, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) в Красноярской и Крымской епархиях: архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961, память 29 мая/11 июня, священноисповедник) в Московской епархии: архиепископа Верейского Илариона (Троицкого , 1886–1929, память 27 апреля/10 мая, священномученик) протоиерея Константина Голубева (1852–1918, память 19 сентября/2 октября, священномученик) и с ним убиенных мученика и мученицы в Омской епархии: архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского , 1860–1920, память 13/26 февраля, священномученик) священника Михаила Пятаева (1891–1930, память 15/28 февраля, священномученик)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 октября 1911 года матушку Ольгу постригли в мантию с именем Руфина в Пермском Успенском женском монастыре. Вскоре она и еще семь насельниц Верхотурской обители были отправлены в Чердынь для создания при Богословской церкви монашеской общины.  28 сентября 1912 года Чердынская Иоанно-Богословская община была преобразована в монастырь, посвященный 300-летию Дома Романовых. 12 ноября 1912 года Преосвященный Палладий в Пермском Успенском монастыре возвел мать Руфину в игумении. Под руководством игумении Руфины жизнь в монастыре быстро наладилась. С начала Первой мировой войны обитель направляла на фронт образки, крестики, просфоры, одежду, обувь, продукты питания, деньги. Некоторые насельницы по благословению игумении Руфина стали сестрами милосердия. В 1915 году при монастыре был открыт «Романовский приют» для детей-сирот. С приходом к власти большевиков начались преследования за веру. Матушка тайно посещала дома нуждающихся чердынцев, обнищавших благодетелей, приносила под монашеской одеждой муку и сахар. Вскоре матушку Руфину арестовали, но, опасаясь народного возмущения,  освободили. Выйдя на свободу, подвижница продолжала помогать обездоленным, хлопотала  об освобождении безвинно арестованных людей. Когда в июне 1919 года Сибирская армия отходила от Чердыни, матушка эвакуировалась вместе с отступающей армией. (Когда к власти  в Чердыне пришли  большевики, многие священнослужители были замучены, несколько монахинь расстреляли.) В конце июня 1919 года в теплушке Тобольского полка вместе с четырьмя сестрами матушка Руфина выехала из Перми, поезд прибыл в Новониколаевск лишь в конце августа. Здесь матушка Руфина с монахинями организовали детский приют и ясли на 150 детей. Вскоре  из-за военных действий пришлось уехать и из Новониколаевска. В феврале 1920 года матушка Руфина с сёстрами прибыла во Владивосток, здесь они устроились на частной квартире. Сестры  стегали одеяла, занимались другими рукоделиями, а матушка работала прачкой. Ей приходилось полоскать белье в проруби, выбившись из сил, она отдыхала, ложась на лед – началась изнурительная болезнь, которая стала причиной ее преждевременной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

       Игумения Руфина (Кокорева, 27.6.1872–15.8.1937) – родилась в Перми в семье крупного промышленника А.Т. Кокорева. Послушница Успенского женского монастыря в Перми (июль 1880). После двух лет, проведённых в московских монастырях, она вновь возвратилась на Урал – в Верхотурский Покровский монастырь, где работала в иконописной мастерской и управляла монастырским хором, а позже исполняла должность благочинной. В 1911 г. инокиня Ольга была пострижена с именем Руфина, возведена в сан игумении и направлена в Чердынь Пермской губернии восстанавливать Иоанно-Богословский монастырь, упразднённый в Царствование Императрицы Екатерины II. Постепенно обитель обустраивалась. С началом войны в ней был создан приют для сирот воинов, погибших на фронте. Высочайшей покровительницей его стала Великая Княжна Татиана Николаевна. Летом 1917 г. матушка побывала в Москве в Марфо-Мариинской обители у Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. В годы революции и гражданской войны матушка Руфина как могла пыталась защитить сестёр и обитель от поругания и разорения, но в конце концов вынуждена была оставить Чердынь вместе с отступавшими «белыми». Во Владивостоке она пыталась устроить обитель во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В начале июня 1923 г. матушка прибыла в Харбин. Здесь ею был основан Владимирский монастырь после сотворенного Господом чуда (26.8.1925): моментально в руках игумении Руфины обновилась потемневшая Владимирская икона Божией Матери. Позднее (26.4.1926) там же чудесно обновился образ Бога Саваофа. От новоявленных чудотворных икон исходили дивные чудеса и подавались исцеления. «Большую благотворительную деятельность,– свидетельствовал очевидец, – вела настоятельница Богородице-Владимирской женской обители, игумения Руфина, приобретшая особенно большую популярность среди японцев тем, что она заранее предсказала Японской императрице рождение у неё наследника престола, будущего принца Акихито. С того времени все выдающиеся японцы, посещавшие Харбин, считали своим долгом повидать матушку Руфину и возглавляемый ею монастырь и девичий приют при нём» (Архиепископ Нафанаил (Львов) . Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Т. 3. Нью-Йорк, 1992. С. 124). С 1927 г. обитель постепенно переводится в Шанхай, где сёстры нашли себе духовную поддержку у святителя Иоанна (Максимовича) . Скончалась матушка Руфина в день Успения Пресвятой Богородицы. Преемницей её стала игумения Ариадна, возглавлявшая обитель и позднее, когда её после войны перевели в Сан-Франциско.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гедеон (Покровский), еп. Владикавказский. Фотография. Нач. ХХ в. (Покровский Герасим; 1844-1922), еп. Владикавказский и Моздокский. Рус. правосл. богослов, миссионер. Род. в Орловской губ., в семье псаломщика. Окончил Орловскую ДС (1869), 13 февр. 1872 г. рукоположен во священника Преображенской соборной церкви г. Болхова Орловской епархии. Овдовев, в 1874 г. поступил в число братии Мещовского мон-ря Калужской епархии. 7 апр. 1875 г. пострижен в монашество. В 1884 г., по окончании 4-го курса Киевской ДА со степенью канд. богословия, был отправлен в Японскую духовную миссию и назначен преподавателем Свящ. Писания и нравственного богословия ДС в Токио. В 1885 г. по болезни освобожден от службы при миссии и определен в число братии болховского Троицкого Оптина мон-ря. С 27 марта 1887 г. преподаватель КазДС основного, догматического и нравственного богословия. С 30 янв. 1888 г. смотритель Холмского ДУ. 23 авг. того же года защитил дис. «Археология и символика ветхозаветных жертв» и удостоен степени магистра богословия. В магист. диссертации Г. разбирает все виды ветхозаветных жертв, описанных в Пятикнижии Моисея, их происхождение и значение. Согласно Г., правильно понять смысл жертвенных установлений в ВЗ можно, если рассматривать его внешние формы как символические (С. 8). 1 янв. 1889 г. возведен в сан архимандрита и 20 сент. назначен ректором Холмской ДС. 12 янв. 1892 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. 22 дек. 1896 г. уволен на покой. С 6 нояб. 1899 г. епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии. 12 авг. 1904 г. возглавил Владикавказскую и Моздокскую епархию , много времени уделял миссионерской работе. 16 сент. 1908 г. был уволен на покой по болезни с местопребыванием на подворье Второафонского Успенского мон-ря в Пятигорске. 24 янв. 1909 г. перемещен в люблинский Спасо-Преображенский мон-рь Полтавской епархии. Соч.: Археология и символика ветхозаветных жертв. Каз., 1888; Преосвященный Николай - начальник правосл. рус. миссии в Японии: [Речь преосвящ. Гедеона, еп. Прилукского]. Полтава, 1900; Мои избр. воспоминания//Кормчий. 1913. 26-37, 39. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/161877.html

49 Например, для своего ис­следования «Тобольская ар­хиерейская школа – пред­шественница Тобольской Семинарии» [ТГВ, 1872, 34, с. 205–206; 35, с. 210–211; 36, с. 218–219; 37, с. 223; 38, с. 231; 39, с. 241; 40, с. 244–245; 42, с. 256–257; 47, с. 286–287; 48, с. 293–294; 49, с. 299; 50, с. 304–305] А. Сулоц­кий пользовался рукопися­ми из архива Тобольской Духовной Семинарии. В настоящее время архив этого древнейшего учебного заве­дения в Сибири почти пол­ностью утрачен (см. об этом: Горбань Н. Тобольский архив. Тобольск, 1937, с. 10). 53 Сулоцкий А., протоие­рей. Описание наиболее чтимых икон, нахо­дящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864, с. 28. 54 Из рапорта протоиерея Александра Сулоцкого Преосвященному Варлааму, архиепископу Тобольскому, от 22 ноября 1867 года. – ГАТОТ, ф. 156, опись 26. ед. хр. 443, л. 6. 55 «Сказание об Абалацкой иконе Божией Матери» на­печатано в «Тобольских епархиальных ведомостях», 1902, 24, с. 447–464. В настоящее время извест­но восемь списков «Сказа­ния». Перечень этих списков см. в кн.: Ромодановская Е. К. Русская литера­тура в Сибири первой поло­вины XVII века. (Истоки русской сибирской литерату­ры.) Новосибирск: Наука, 1973, с. 139–140, примеч. 208. 56 Описание наиболее извест­ных икон. – ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 55. На л. 548–563 содержится опись утва­ри Софийско-Успенского собора г. Тобольска. 58 Сулоцкий А., протоие­рей. Благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. – Душеполезное чте­ние, 1878, август, с. 423–430; Новые благодатные явления от Абалац­кой иконы Божией Матери. Омск, 1879; Омск, 1881; Новые благодатные явления от Аба­лацкой иконы Божией Матери. – Душеполез­ное чтение, 1880, август, с. 484–489; Одно из новых благодатных явлений от Абалацкой иконы Богоматери. – Душепо­лезное чтение, 1881, май, с. 81–82; Одно из благодатных явлений от великомученика и целителя Пантелеймона. – Душеполезное чтение, 1882, январь, с. 130–132; Знамение благодати Божией от святи­теля Иннокентия Иркутского. – Душеполезное чтение, 1882, июнь, с. 220; Икона Святителя Николая, именуемая Можайскою, в подгородном сельце Тарского округа Самсоновом. – Душеполезное чтение, 1884, апрель, с. 485–494.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Во главе духовной школы Ректор Самарской семинарии Самарская семинария считалась одной из лучших в стране. С 1897 года до конца марта 1902-го духовную школу Самары возглавлял ее же выпускник магистр богословия протоиерей Николай Иванович Боголюбский, переведенный на кафедру богословия в Московскую сельскохозяйственную академию. На посту ректора о. протоиерей много заботился о всестороннем развитии будущих пастырей. Он был убежден, что «культура есть оправа веры и что вера сильнее науки, от которой не нужно отгораживаться, как это делают света боящиеся люди. Вера победит разум разумными способами» 147 . При о. Николае в семинарии было введено преподавание рисования, организовывались экскурсии, устраивались музыкальные вечера, юным силам давался простор в их самостоятельной просветительной работе. С конца 1901 года семинаристы VI класса впервые получили возможность проповедовать за ранними литургиями в храмах города, вести воскресные чтения-беседы для народа с демонстрацией «туманных картинок» (предшественников современных диапозитивов) и выступлениями любительского хора 148 . Духовная семинария заняла видное положение в глазах общества. 29 марта 1902 года епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский; 30 июня 1845 – 5 января 1907) послал в Святейший Синод телеграмму, ходатайствуя о назначении на освободившуюся должность ректора семинарии инспектора Уфимской духовной семинарии магистра богословия архимандрита св. Фаддея (Успенского ; 12 ноября 1872 – 31 декабря 1937 – священномученик Фаддей, архиепископ Калининский). Однако члены Св. Синода рассудили иначе, и ректором в Самару был назначен инспектор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин 149 . Официальное извещение об этом пришло в город 6 апреля, а утром 10 апреля, в Великую Среду, новый ректор уже прибыл к месту служения. На следующий день, в Великий Четверг, о. Вениамин совершил первую литургию в Иоанно-Богословской церкви Самарской духовной семинарии. После причащения воспитанников он обратился к ним с теплым вступительным словом: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Относительно родительских угроз детям святитель замечает, что они в известных случаях действительно должны быть приводимы в исполнение. «Нерезонно и неблагоразумно – грозить таким наказанием, которое не может быть приведено в исполнение, потому что через это родители теряют доверие в глазах детей своих» 641 . Педагогические воззрения священномученика Фаддея (Успенского) Священномученик архиепископ Тверской Фаддей (Успенский ; 1872–1937) стяжал известность не только своими исповедническими подвигами, но и личной святостью жизни. Значительный период жизни святого Фаддея был посвящен церковно-педагогической деятельности. Окончив в 1897 году Казанскую Духовную Академию, иеромонах Фаддей получил назначение на должность преподавателя Смоленской Духовной семинарии. До своей епископской хиротонии, состоявшейся в 1908 году, он преподавал и нес административные послушания последовательно также в семинариях Минской, Уфимской и Олонецкой, также он преподавал на педагогических курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ в Смоленске, Минске и Уфе. Надо сказать, что, получив назначение на должность преподавателя Духовной семинарии, отец Фаддей уже имел некоторый преподавательский опыт, полученный в образцовых церковноприходских школах, которые существовали тогда при Духовных академиях и семинариях. Иеромонахом Фаддеем составлены весьма ценные «Записки по дидактике и методике Закона Божия и славянского языка для учителей церковноприходских школ», опубликованные в Уфе в 1902 году. В качестве введения к этой книге напечатаны две речи иеромонаха Фаддея, произнесенные им на акте по завершении обучения слушателей на педагогических курсах для учителей и учительниц церковноприходских школ в Минске. Сам отец Фаддей признавал, что его «Записки» не представляют собой «совершенно цельного курса педагогики и дидактики», но что в них «затронуты все более или менее важные вопросы, касающиеся учебно-воспитательного дела в церковно-приходской школе» 642 . «Записки» разделены на три части: «Общая дидактика», «Методика Закона Божия» и «Методика славянского языка».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010