Успенская, жена К. Н. Успенского ; Успенский Константин Николаевич (1872–1917), историк-византинист, филолог-классик, магистр всеобщей истории. Приват-доцент историко-филологического ф-та М. у. (1910–1917), преподаватель и секретарь совета МВЖК; Ухов (псевдоним Акимов) Федор Акимович (1860–?), актер, педагог. Преподаватель декламации в Московской консерватории (1912–1918), артист Малого театра; Ушаков Дмитрий Алексеевич (1894–1942), музейный деятель, краевед. В 1915–1916 студент историко-филологического ф-та М.у. Директор Ростовского Государственного музея древностей (1921–1928), проректор Ростовского отделения Московского археологического ин-та, один из организаторов Ростовского научного об-ва изучения истории местного края. В начале 1920-х руководитель Ростовского уездного подотдела по охране памятников искусства и старины. Погиб на фронте; Ушаков Дмитрий Николаевич (1873–1942), языковед, филолог, магистр русского языка (1901), доктор лингвистических наук (1936), член-корр. АН СССР (1939). С 1907 приват-доцент, затем профессор (до 1935) историко-филологического ф-та М.у. (МГУ). Один из создателей (1903), председатель (1915–1931) Московской диалектологической комиссии, преподаватель МВЖК и Высших женских историко-филологических курсов В. А. Полторацкой. Один из основателей и председатель (1921–1928) Постоянной комиссии преподавателей русского языка и словесности при Ин-те методов школьной работы, руководитель Орфографической комиссии Наркомпроса (1930-е), позже профессор Ин-та слова, МИФЛИ и Литературного ин-та им. М. Горького; Федоров, выпускник историко-филологического ф-та М.у.; Феноменов Михаил Яковлевич (1883–?), выпускник историко-филологического ф-та М. у. (1910), позже доцент 1-го МГУ Преподаватель Варшавской гимназии, Московского педагогического ин-та (с 1918), Орловского и Воронежского ун-тов (1920–1923), со 2-й пол. 1920-х доцент Высших педагогических курсов при 2-м МГУ; Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) (1876–1937), церковный деятель, магистр богословия, иеромонах (1900). Преподаватель Калужской, Казанской, Тамбовской духовных семинарий, ректор Московской духовной семинарии (1906–1909). Епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии (с 1909), ректор МДА (1909–1.05.1917), в мае 1917 уволен Синодом от должности ректора, переведен управляющим московским Даниловым м-рем, где в 1918–1920 организовал и вел религиозно-философские курсы для молодежи. С 1920 неоднократно подвергался арестам и ссылкам, в 1929–1932 – в Свирьлаге. Незадолго до кончины принял схиму с наречением Даниилом. В 1937 расстрелян;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Летом 1937 года новая, особенно сильная волна репрессий докатилась до Твери. Множество священников было тогда арестовано, и у владыки Фаддея почти не было шансов избежать заключения, хотя никаких улик против него при обыске найти не сумели. Достаточно было того, что в глазах властей он был священником «тихоновского направления». Условия, созданные для него после ареста, были частью возбужденного против него процесса. Неудачи следствия, – у владыки так и не удалось вырвать признания в «контрреволюционной деятельности», – «компенсировались» самыми изощренными издевательствами, которым подвергали его преступники – соседи по камере. А через десять дней «тройка» приговорила архиепископа к расстрелу. 31 декабря 1937 г. земная жизнь его оборвалась. Через три дня тюремщики положили тело архиепископа без гроба в мерзлую землю. Из века в век повторяются в истории христианства темница, предание на смерть, глумление над праведниками, их мучительный исход, и так же из века в век за страданиями приходит Пасха. Так было и в тот год. Несколько женщин, милосердных, не побоявшихся возможных последствий, в светлые дни праздника приняли на себя заботу о погребении священномученика Фаддея. Приготовили могилу, поставили крест. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо – малое приношение Церкви земной тому, кто уже участвовал в Пасхе Господней. Житие священномученика архиепископа  Фаддея (Успенского) Пламенный проповедниче Христовы истины, священномучениче Фаддее приснопамятне, явил еси непоколебимость воли и величие духа во страдании твоем… Священномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Преподобноисповедница Параскева ( Матиешина ) – 5 декабря . – С.49. Почти всю жизнь была регентом и учительницей церковного пения, которое любила с раннего детства.  В 19 лет по собственному горячему желанию стала послушницей православного монастыря под городом Гродно. В 1912 году (спустя несколько лет) перешла в Турковичскую обитель, которую в годы Первой мировой войны эвакуировали в город Дмитров Московской области. В 1918, после закрытия монастыря, Параскева жила в Дмитрове, прислуживала в храме Казанской иконы Божией Матери, учила девочек церковному пению. С 1924 года, когда  власти потребовали прекратить занятия,  руководила хором только во время богослужений. В 1931 году и приговорена «Тройкой» к пяти годам ссылки в Казахстан. Вернулась тяжело больной, но еще несколько лет продолжала прислуживать в Казанском храме, пока не слегла и не умерла в 1953 году. Похоронена прихожанами храма. В 2001 году состоялось обретение ее святых мощей, которые теперь находятся  в Спасо-Влахернском женском монастыре Дмитровского района Московской области. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Драгоценный сосуд смирения. Памяти священномученика ФАДДЕЯ (Успенского). – 31 декабря. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2008. – С.50. – (рубрика « Числа »). Архиепископ Тверской Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в Нижегородской губернии в семье священника. В 1897 году пострижен в монашество с именем Фаддей. В 1902 году возведен в сан архимандрита и в 1908 хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. В 1919 году возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа и назначен на Астраханскую кафедру. Но ОГПУ не допустило его выезда к месту назначения, арестовав и направив в ссылку в Зырянский край на год. В Астрахань он смог приехать лишь 1923 году. В 1928 году Владыка назначен на кафедру в Тверь. Был арестован 20 декабря 1937 года, помещен в тюрьме в камеру с уголовниками, которые жестоко издевались, унижали его. Он же с кротостью и смирением переносил все мучения. Рассказывают, что Матерь Божия  заступилась за него, явившись во сне главарю уголовников и приказав «не трогать святого мужа», «иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро сокамерники просили у святого прощения. 30 декабря 1937 года  Владыку Фаддея приговорили к расстрелу и на следующий день казнили. Божием промыслом православные узнали, когда и где похоронили тело Владыки, мощи его были вновь обретены   в 1993 году и  с тех пор находятся в Вознесенском соборе  в Твери.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-68-...

Ольги (Масленниковой, 1874 †1941) Петра (Языкова, 1881 †1922) Авксентия (Калашникова, †1922) Александра (Медема, 1870 †1931) Алексия (Ворошина, †1937) Алексия (Горбачева, 1892 †1937) Анастасии (†1922) Анны (Остроглазовой, 1900 ††) Анны (Серовой) Аполлона (Бабичева, 1874 †1937) Сергия (Мефодиева, †1922) Феоктисты (Ченцовой, 1880 †1942) И святых новомучеников и исповедников Казанских: Кирилла, митрополита Казанскаго (Смирнова, 18630 † 1937) епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гудко; 1867 †1918) архимандрита Сергия (Зайцева; 1863 †1918) священника Димитрия (Шишокина, 1880 †1918) священника Филарета (Великанова, 1873 †1918) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872 †1918) иеромонаха Серафима (Кузьмина, 1870 †1918) иеродиакона Феодосия (Александрова, 1864 † 1918) монаха Леонтия (Карягина, 1870 †1918) монаха Стефана (†1918) послушника Георгия (Тимофеева, 1880 †1918) послушника Илариона (Правдина, †1918) послушника Иоанна (Сретенского, †1918) послушника Сергия (Галина, †1918) И святых новомучеников и исповедников Костромских: Никодима, архиепископа Костромскаго и Галичскаго (Кроткова; 1868 †1938) протоиерея Иосифа (Смирнова; 1864 †1918) священника Василия (Разумова; 1879 †1937) священника Владимира (Ильинского; 1833 †1918) диакона Иоанна (Касторского; 1848 †1918) Иоанна (Перебаскина; 1862 †1918) И святых новомучеников и исповедников Красноярских: Амфилохия, епископа Енисейскаго (Скворцова, 1885 † 1937) протоиерея Николая (Казанского, 1874 †1942) священника Александра (Поливанова, †1919) священника Амоса (Иванова, †1919) священника Владимира (Фокина, †1919) священника Димитрия (Неровецкого, †1919) священника Иоанна (Пригоровского, 1878 †1918) священника Михаила (Вологодского, †1920) священника Михаила (Каргополова, †1919) священника Николая (Силина, †1919) священника Порфирия (Фелонина, †1919) священника Стефана (Семенченко, †1919) священника Трофима (Кузнецова, †1919) И святых новомучеников и исповедников Крымских: Луки, архиепископа Симферопольскаго и Крымскаго (Войно-Ясенецкого, 1877 †1961)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Но судьба семьи князя сложилась трагически после Октябрьской революции. Супруга – Людмила Карловна (1872-1946 гг.) была репрессирована и скончалась в Тамбове в крайней нищете. Дети князя вошли в сомн страдальцев за Христа. Иеромонах Никола - в миру Аникита Александрович Ширинский-Шихматов (30.04.1896 - 17.09.1937), штабс-капитан Преображенского полка, член общества «Союз спасения России», священник в Томске, был расстрелян. Монахиня Павла (1890) – расстреляна в 1935 г. в Карлаге. Дочери Мария (1899) и Екатерины (1904) расстреляны в Семипалатинске 4 декабря 1937 г. как «активные церковницы». Храм взорвали на кирпич в 1935 г., но так и его и бросили, растерзанным и осквернённым. В настоящее время начинается движение за возрождение поруганной святыни. 1 декабря 2018 г. запланирована установка поклонного креста в память семьи Ширинских-Шихматовых и в ознаменование начала возрождения уникального Успенского храма. Денис Ивлев, историк Источником статьи послужили сведения, собранные правнучкой А.А. Ширинского-Шихматова Ольгой Александровной Федюшиной, а также материалы, предоставленные Галиной Евгеньевной Зигерт и Дмитрием Сергеевичем Беневоленским. 1. «Церковь в с. Островках Вышневолоцкого уезда», «Тверские епархиальные ведомости», 1905 г., 4 от 15 февраля 1905 г. 2. «Летопись церкви с. Берёзки», архив Г.Е. Зигерт, г. Тверь. 1 декабря 1904 г. в имении Островки князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова (1868-1927), археолога, коллекционера, общественного деятеля, была торжественно освящена церковь-музей - " первый художественный храм-музей церковных древностей, удивляющий знатоков богатством своих редкостных коллекций " . Как отмечает академик Б.С. Соколов в своей монографии , этот храм-музей был действительно редким по своему изяществу и отделке. Он был заложен 22 июня 1901 г. в честь Успения Божией Матери в присутствии Тверского и Кашинского архиепископа Димитрия (Самбикина) и тверского губернатора князя Н.Д. Голицына. При храме-музее было одно захоронение - могила сына основателя. Музейно-храмовый комплекс окружала " стена " из кустов жасмина, сирени, плакучей ивы, посаженных вдоль металлической ограды; могила была в цветах, её огибала тщательно ухоженная дорожка. Б.С. Соколов вспоминает легенду о том, что церковь подземным ходом была связана через залив озера Имоложье с винным погребом князя.

http://sobory.ru/article/?object=10573

«Не унывайте. Христос ведь с нами» О священномученике Фаддее (Успенском) (1872–1937) 13/26 октября Церковь чтит память священномученика Фаддея (Успенского) , архиепископа Калининского и Кашинского. В этот день в 1993 году в Твери были обретены честные мощи владыки Фаддея, ныне почивающие в Вознесенском соборе Твери – города, с которым связаны последние девять лет его архипастырского служения: сюда в 1928 году он был переведен из Саратова; здесь, вопреки гонениям и притеснениям властей, мужественно исполнял свой долг пастыря, окормлял, утешал, проповедовал; здесь в декабре 1937 года, после ареста (уже в который раз), принял мученическую кончину. Жизнь владыки Фаддея была образцом христианского смирения и самоотречения, но и твердого стояния в вере. Патриарх Тихон говорил одному из жителей Астрахани (владыка Фаддей в 1923–1928 годах занимал Астраханскую кафедру): «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное». Предлагаем вниманию читателей подборку воспоминаний о владыке с комментарием церковного историка иерея Александра Мазырина . Священномученик Фаддей (Успенский)      Скала Православия Святость владыки Фаддея явственно ощущалась уже его современниками. Даже самые рьяные клеветники – обновленцы – не могли что-то против него выдвинуть кроме ругательств типа «этот злобный и фанатичный гражданин». Главный обновленческий проповедник Александр Введенский, например, после посещения Астрахани в июне 1925 г. писал: «О Фаддее говорят чудеса… Когда он на Крещение освящал воду, видели, как на его голову сел голубь. И, очевидно, по молитвам Фаддея, когда служил наш (обновленческий) владыка Анатолий, можно было видеть, как после погружения им креста в воду оттуда полезли черные рога!» Владыка Фаддей в условиях разраставшихся церковных нестроений, в условиях травли извне и со стороны лжебратии всегда умел сохранить присутствие духа, невозмутимость, верность своему призванию. Он никогда не унывал и при необходимости укреплял духовно даже таких великих адамантов Православия, как священномученик митрополит Кирилл (Смирнов).

http://pravoslavie.ru/87080.html

4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова, 1879–1918, память 3/16 сентября, священномученик) схиархимандрита Севастиана (Фомина, 1884–1966, память 6/19 апреля, преподобноисповедник) иеромонаха Анатолия (†1930–1935, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Пахомия (Русина, 1880–1938, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Богословского, †1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) иеромонаха Феогноста (†1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) схимонаха Ираклия (Митяхи, †1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) монахини Евдокии (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) Виктора Матвеева (1869–1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, мученик) в Костромской епархии: архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868–1938, память 8/21 августа, священномученик) протоиерея Иосифа Смирнова (1864–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) священника Владимира Ильинского (1833–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) диакона Иоанна Касторского (1848–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) Иоанна Перебаскина (1862–1918, память 22 февраля/7 марта, мученик) священника Василия Разумова (1879–1937, память 8/21 сентября, священномученик) в Казанской епархии: епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гуд­ко, 1867–1918, память 27 июля/9 августа, священномученик) архимандрита Сергия, настоятеля Успенского Зилантова монастыря (Зай­цева, 1863–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Сарманов Алексей Иванович. Родился в 1873 г. в пригороде г. Кашира в крестьянской семье. Занимался кожевенным делом в Москве. В Харбине с 1903 г. Работал здесь в разных фирмах. Общественный деятель и благотворитель. Член Церковно-приходского совета Софийской церкви. Скончался 02.01.1937 г. Похоронен на Успенском кладбище. Р. Б. Алексий Шандарь Алексей Елисеевич. Православный харбинец, который, пережив гонения «Культурной революции», с группой прихожан добился открытия в Харбине Свято-Покровской церкви (1986 г.) В период, пока храмы были закрыты, а священники в заключении, помогал в похоронах православных прихожан Харбина, читая перед погребением напутственные молитвы. Р. Б. Анатолий Бондаренко Анатолий. Старший сержант Красной армии. Во время тяжелых боев за г. Муданьцзян в Маньчжурии с японскими войсками в 1945 г. удостоился видения святителя Николая Чудотворца, летевшего на колеснице в сторону противника. Вскоре русские пошли в наступление и город был взят. Р. Б. Анатолий Сокович Анатолий Федорович. Нотариус. Состоял в комитете по построению Благовещенской церкви в Харбине. Скончался 28.12.1938 г. Похоронен на успенском кладбище. Р. Б. Анатолий Старновский Анатолий Васильевич. Псаломщик в церкви на Чжалайнорских копях в 1941 г. Р. Б. Анатолий Старцев Анатолий Николаевич. Регент церковного хора на ст. Пограничная КВЖД. В 1939 г. переехал в Харбин. С 1941 г. – регент в церкви на ст. Якеши КВЖД. Затем вновь возвратился в Харбин. Р. Б. Анатолий Шульгин Анатолий Димитриевич. Жил в Казанско-Богородицком мужском монастыре Харбина. Скончался 01.02.1927 г. Похоронен на Успенском кладбище. Р. Б. Андрей Апеллесов Андрей Викентьевич. Сын священника. Псаломщик при церкви на Чжалайнорских копях в Маньчжурии в 1927–1929 гг. Р. Б. Андрей Глебов Андрей Гаврилович. Родился в 1872 г. в Санкт-Петербурге. Сын крупного подрядчика. С 1897 г. работал на постройке КВЖД. Член приходского совета Софийской церкви в Харбине. Скончался 20.04.1928 г. Похоронен на Новом кладбище в Харбине. Р. Б. Андрей

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священника Алексия (Скворцова; 1875 — 4 июля 1938), монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 — 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 — 17 апреля 1943); от Тамбовской епархии: священника Михаила (Богородицкого; 1872 — 7 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумении Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении её от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) – настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Игумению Таисию (Исаеву) освободить от должности настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря. 2. Назначить игумению Рахиль (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, освободив её от обязанностей настоятельницы Колоцкого Успенского монастыря. 3. Монахиню Серафиму (Шумейко) назначить настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря. ЖУРНАЛ 87 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: O порядке назначения Священным Синодом лиц на различные церковные должности. ПОСТАНОВИЛИ: 1. При назначении заместителей руководителей Синодальных учреждений в Священный Синод представляется рапорт руководителя Синодального учреждения, автобиография назначаемого на должность и его послужной список. 2. При назначении ректоров Духовных академий и семинарий в Священный Синод представляется рапорт Епархиального Архиерея, согласованный с Учебным комитетом, автобиографии кандидатов на указанные должности и их послужные списки. 3. При направлении священнослужителей для ответственного послушания заграницей в Священный Синод представляется рапорт от рекомендовавшего данного священнослужителя для прохождения пастырского служения за границей, автобиография кандидата и его послужной список. 4. При утверждении настоятелей и наместников мужских монастырей в Священный Синод представляется рапорт и рекомендация от Епархиального Архиерея, автобиография и послужной список лица назначаемого на указанную должность.

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

Николай Александрович Коновалов (26.09.1884 – 07.07.1942) – сын крестьянина с. Самылиха Кадниковского уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1907), Санкт-Петербургскую духовную академию (1911). С 1912 по 1918 г. и.д. доцента СПбДА по кафедре пастырского богословия и гомилетики. С 1919 по 1922 профессор педагогики и психологии Вологодского педагогического института, с 1921 его ректор. С 1922 г. профессор Пермского университета. См. Д.А. Карпук. История кафедры гомилетики Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 2014. 2-3. С. 156-206. Епископ Аполлос (Ржаницын Аполлос Никанорович; 01.09.1872-21.09.1937) – сын священника Успенской Пустынской церкви Сольвычегодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1893). С 1896 г. священник Троицкой церкви села Подлесного Вологодской губернии. Овдовел и принял постриг. С 19.12.1927 епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии, с 29.11.1929 епископ Няндомский викарий Вологодской епархии, с 03.11.1933 епископ Архангельский. Арестован 17.01.1933 и приговорен к 3 годам ссылки. С 02.02.1937 епископ Моршанский. Расстрелян. См. Игум. Дамаскин (Орловский). Аполлос (Ржаницын)//Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 75. Ренатов Николай Александрович, земской врач. Женат на дочери статского советника Евгении Павловне Звонаревой. Похоронен вместе с женой на Введенском кладбище г. Вологды. Сайт: Глубоковский Никанор Петрович (1881 – 23.11.1932), племянник Н.Н. Глубоковского. Окончил Казанский университет (1912), врач-невропатолог, заведовал вологодской Кувшиновской психиатрической лечебницей. См. Т.А. Богданова. Н.Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010. С. 665-666. Тихон Николаевич Шаламов (05.08.1868 – 03.03.1933) – сын священника с. Вотча Устьсысольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1890). С 25.11.1890 учитель церковно-приходской школы. С 1893 г. миссионер Алеутской епархии по представлению епископа Николая (Зиорова). С 03.08.1893 священник Воскресенской церкви на о. Кадьяк. С 10.06.1904 по семейным обстоятельствам уволен из Алеутской епархии, законоучитель Колесниковского приходского училища (до 18.08.1906) с причислением сверхштата к Софийскому кафедральному собору г. Вологды. С 01.08.1905 священник Вознесенской церкви г. Вологды, с 31.07.1906 законоучитель 2-й Вологодской женской гимназии. С 11.09.1906 штатный священник Софийского кафедрального собора. С 05.10.1911 законоучитель воскресной школы при Успенском женском приходском училище. С 17.12.1917 настоятель Николаевской церкви при фабрике Сокол. Член Вологодского Епархиального совета. С 1921 г. протоиерей. С 1922 г. в обновленческом расколе. С 01.08.1922 член Вологодского епархиального управления. В 1923 г. награжден митрой. Отец писателя Варлама Тихоновича Шаламова. См. Прот. Валерий Лавринов. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 572-573.

http://bogoslov.ru/article/6192270

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010