После закрытия Оптиной пустыни все трое проживали в городе Козельске и были арестованы в 1937 году.    23 сентября/6 октября 1937 года они были осуждены тройкой УГБ УНКВД Западной области по статье 58—10 УК РСФСР и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.    Приговор приведен в исполнение 12/25 октября 1937 года. Преподобномученик игумен Пантелеимон (Аржаных)     (†16/29 ноября 1937)    Родился в 1872 году в городе Сухиничи Калужской области. Выдержал испытание на звание фельдшера при Волынской военной фельдшерской школе. В Оптину поступил в 1901 году и нес послушание при монастырской больнице. В 1906—1907 годах находился в Почаевской Успенской Лавре.    31 августа 1908 года в Оптиной пустыни принял монашеский постриг. В сан иеродиакона отец Пантелеимон был посвящен 15 марта 1909 года, в иеромонаха рукоположен 25 марта 1911 года. С 1914 года он исполнял послушание казначея. Отец Пантелеимон также заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов Первой мировой войны. Со старцем Варсонофием он ездил в ноябре 1910 года к умирающему Л. Н. Толстому в Астапово. В 1923 году в Вербное воскресенье он был арестован вместе с другими оптинскими монахами. В 1930 году последовал второй арест; тогда отец Пантелеимон был приговорен к ссылке в Сибирь. После ссылки вернулся в город Козельск, где служил в деревне Клыково (ныне — мужской монастырь Спаса Нерукотворного).    16/29 ноября 1937 года принял мученическую кончину: был застрелен около храма, в котором служил.    На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 сентября/6 октября 2005 года имя игумена Пантелеимона (Аржаных) было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Иеромонах Рафаил (Шейченко)     (†6/19 июня 1957)    Иеромонах Рафаил (Родион Иванович Шейченко) происходил родом с Украины и по специальности был ветеринарным фельдшером. В Оптину пустынь он поступил послушником 25 августа 1917 года.    Родион Иванович пришел в Оптину уже зрелым человеком, хотя, как он писал своей духовной дочери: «От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой юности. И вот я стал у преддверия желаний моих....» Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье. На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело убитого домой. Видимо это послужило последним толчком к тому, чтобы порвать с миром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Освобожден в янв. 1934 г. Продолжал служение в Успенской ц. с. Завидова. 30 июля 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации, направленной на опошление мероприятий советской власти и партии среди населения». Находился в тюрьме г. Калинина. В документах следствия характеризовался как «человек убежденный и настойчивый», пользующийся большим авторитетом среди верующих. В вину Г. ставились его слова в частном разговоре, что если власти хотят арестовать священника, то найдут материалы для обвинения и арестуют, несмотря ни на какие законы. Также Г. припомнили его выступление летом 1936 г. на состоявшемся по указанию представителя облкульткомиссии собрании иереев Завидовского благочиния по проекту новой Конституции СССР. Вызванный на заседание повесткой Г. заявил, что, поскольку духовенство лишено избирательных прав, обсуждать проект оно не может, и отказался подписать подготовленное заявление в поддержку проекта конституции. Во время допросов Г. не признал себя виновным, поскольку не считал свои высказывания «контрреволюционной агитацией». 29 сент. Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен в 1999 г. как местночтимый святой Тверской епархии, для общецерковного почитания - Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 20211-С; 21289-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 203-215, 592; «Яко мзда ваша многа на небесех»//МЦВ. 1999. 17. С. 3; Книга памяти жертв полит. репрессий Калининской обл.: Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 360. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/166574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_59.html

Когда мы осмысляем почти пятилетний путь, пройденный нами в изучении темы вопроса о канонизации Царской Семьи, и видим всю ее сложность, становится понятно, почему до сих пор в этом вопросе нет полного единодушия в церковном народе. Именно поэтому мы не должны на данном Соборе принимать поспешных окончательных решений о прославлении Царской Семьи. Священный Синод в своем Определении от 10 октября 1996 года предлагает решить этот вопрос на Поместном Соборе. В течение 1995-96 годов Комиссия изучала также вопрос о подвижнической жизни, исповедничестве и мученической кончине за Христа Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), Митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и Архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона, был предстоятелем Русской Православной Церкви в эпоху невиданных по своему размаху гонений на нее. Вскоре после своего вступления в должность Патриаршего Местоблюстителя, он претерпел изгнание, многолетнее тюремное заточение и увенчал свой подвиг исповедничества мученическим пролитием крови за Христа. Митрополит Серафим, будучи строгим ревнителем православных церковных традиций, вдохновенным проповедником и ярким архипастырем, до конца твердо стоял в исповедании веры и принял мученическую кончину за Христову Церковь на девятом десятке своей жизни. Архиепископ Фаддей, являясь одним из кандидатов на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, пользовался всеобщим уважением и почитанием еще при своей жизни. И поныне среди верующих Астраханской, Саратовской и Тверской епархий, где проходило подвижническое служение Архиепископа Фаддея, хранится память о его подвижнической жизни, о чем свидетельствуют поступившие в Комиссию по канонизации письменные отзывы Преосвященных этих епархий. Сочетая в себе аскета-подвижника и активного архипастыря, владыка Фаддей мужественно принял смерть за Христа. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода предлагаю обсуждение вопроса о возможной канонизации Царской Семьи на Поместном Соборе и о прославлении на настоящем Архиерейском Соборе в лике Всероссийских святых Митрополита Крутицкого Петра (Полянского), Митрополита Серафима (Чичагова) и Архиепископа Фаддея (Успенского).

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

   Большой интерес у участников собора вызвал зачитанный архиепископом Керченским Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего митрополита Сурожского Антония. Митрополит Антоний поднял вопрос о духов-ничестве, участии Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и экуменическом движении, отношениях православной Церкви с Церковью католической, которая, по убеждению митрополита Антония, стремится поглотить православную Церковь. Митрополит Антоний жестко критиковал папистическую тенденцию в политике Константинопольской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации императора Николая II и царской семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация Николая II не будет обозначать канонизацию монархии как формы государственного правления.    Секретарь архиерейского Собора архиепископ Солнечногорский Сергий ознакомил соборян с содержанием многочисленных писем, присланных на Собор. В этих обращениях были выражены критическое отношение к неообновленчеству, сомнения в целесообразности участия Русской Церкви во Всемирном Совете Церквей и поддержка идеи канонизации императора Николая II и царской семьи, а также затронуты и иные темы, волнующие духовенство и церковный народ.    По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Ювеналия архиерейский Собор принял определение из 4 пунктов: «1) Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. 2) Причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862—1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856—1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872—1937). 3) Вопрос о канонизации царской семьи передать для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви. 4) Поручить епархиальным преосвященным и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи; в синодальную Комиссию по канонизации для соответствующего изучения и последующего доклада Собору». В определении Собора по докладу председателя синодальной Богословской комиссии митрополита Филарета среди прочего говорится:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность организационного комитета по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 2. Утвердить разработанный проект программы празднования 625-летия Куликовского сражения. 3. Определить период проведения праздничных мероприятий с 18 июля по 8 октября 2005 года.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена подвижников: от Московской епархии: протоиерея Георгия (Извекова; 1874 – 27 ноября 1937), протоиерея Николая (Сафонова; 1900 – 15 декабря 1937), иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 – 1 июня 1940), священника Николая (Гаварина; 1870 – 24 апреля 1938), священника Алексия (Скворцова; 1875 – 4 июля 1938), монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 – 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 – 17 апреля 1943); от Тамбовской епархии : священника Михаила (Богородицкого; 1872 – 7 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумении Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении ее от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) — настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Архиерейский Собор Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 1997 год Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

После доклада Редакционной комиссии и подробного обсуждения Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующие документы: Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви; О причислении к лику священномучеников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937); о том, чтобы вопрос о канонизации Царской Семьи был передан для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви - по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых; Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви; Об отношениях с государством и светским обществом; О диалогах с инославными церквами, сотрудничестве с международными христианскими организациями и ходе богословского диалога между Православной и Восточными Православными Церквами - по докладу Синодальной Богословской комиссии; Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко); Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина; О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева); Письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г. Н. Селезневу и депутатам Государственной Думы. В тот же день, 21 февраля, в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялась пресс-конференция по итогам Собора. 22 февраля, в субботу, члены Архиерейского Собора совершили паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где молились у мощей преподобного Сергия Радонежского. Затем они посетили Московские Духовные академию и семинарию, а также Художественно-производственное предприятие «Софрино». Вечером Преосвященные архиереи молились за всенощным бдением в Свято-Данилове монастыре в Москве. Архиерейский Собор завершился 23 февраля 1997 года Божественной литургией в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/429313/

Службы в церкви продолжались до 1937 г. В 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель Покровского храма и благочинный Подольского округа протоиерей священномученик Николай Агафонников. В помещении закрытого храма размещались клуб, кузница, ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники, столярная мастерская, принесшие храму значительные разрушения. В 1993 г. здание передали Русской Православной Церкви, начаты восстановительные работы. Возобновлена литургическая жизнь. В 2005 году установлен центральный иконостас. Существующий храм Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покров имеет длинную строительную историю. Село Покров, в древности именуемое " Дрозница " в 1627 г. было вотчиной московского Данилова монастыря. В 1627 г. имелась Покровская церковь " древяна клецки " . По челобитью игумена Данилова монастыря Герасима в 1730-1731 гг. была построена белокаменная церковь, просуществовавшая до 1845 г. С 1764 г. село стало экономическим (государственным). Небезинтересно отметить тот факт, что храм в с.Покров входил с состав Успенского собора Московского Кремля и ему уделялось особое внимание. Поэтому, когда в 1842 г. священником церкви о.Александром Успенским было подано на имя Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского, подано прошение о дозволении построить новую камменную церковь по представленному плану, оно получило одобрение. полученное 18 июля 1845 г.  Проект храма был составлен в 1844 г. архитектором Горским. Тогда же место для строительства освидетельствовано губернским архитектором Д.Ф.Борисовым. В 1846 г. закончили возведение трапезной. В начале 1849 г. освятили южный придел свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского и свмч.Власия, епископа Севастийского, достроили колокольню. В 1852 г. был заказан иконостас для северного придела во имя праведных Симеония и Анны Пророчицы, освященного в 1857 г. В 1860г. главный храмоздатель о.Александр Успенский преставился и был похоронен у храма. С 1862 г. над работами надзирал архитектор Д.А.Гущин. Окончательно храм был достроен в 1872 г. и освяшен. отличался богатством внутренней отделки и росписями палехских мастеров. В 1937 г. церковь была закрыта и разорена. В 1992 г. храм возвращен верующим и возрождается. Архитектура храма - образец художественной эклектики, его проект использовался и в других культовых зданиях той эпохи (с.Сокольниково Домодедовского района).

http://sobory.ru/article/?object=03716

См.: В. К-ский, протоиерей. У могилы протоиерея Феодора Павловича Казанского (8 авг. 1948 г.).//ЖМП. 1949. 8. С. 62. 177 Калачев – прихожанин Успенской церкви, что на Сенной площади. 216 Калинин Михаил Иванович; (7 ноября 1875 – 3 июня 1946). С марта 1919 – председатель ВЦИК, с 1922 – председатель ЦИК СССР, с 1938 – председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1919 член ЦК, с 1924 – кандидат в члены Политбюро ЦК, с 1926 – член Политбюро ЦК ВКП(б). 207 Калитович Михаил Петрович; (27 сентября 1817 – 6 мая 1909) – гражданский инженер, архитектор. Окончил С.-Петербургское училище гражданских инженеров; в службе – с 10 января 1840. В 1840 командирован в Саратовскую губернию на должность младшего гражданского инженера, в 1846 – в С.-Петербургскую губернию, в распоряжение Шлиссельбургской и Новоладожской дорожных комиссий. С 1861 – начальник искусственного стола, а в 1862–1865 – архитектор С.-Петербургской дорожной и строительной комиссии. В 1865 причислен к С.-Петербургскому техническо-строительному комитету. 24 июля 1866 назначен и. д. Олонецкого губернского инженера, 7 января 1882 утвержден в этой должности; приказом от 24 сентября 1900 уволен в отставку. 23 августа 1890 награжден знаком отличия беспорочной службы за 50 лет. Руководил достройкой и отделкой Святодуховского кафедрального собора Петрозаводска, проектировал и строил здание Олонецкой ДС, церковь при Олонецкой гимназии, церковь и классные помещения Каргопольского ДУ (1894–1896). См.: А. К-в Пятидесятилетний юбилей.//ОГВ. 1890. 27. С. 268; Местная хроника.//ОГВ. 1900. 5. С. 2. Здание Олонецкой Духовной Семинарии заложено 1 июня 1869 и освящено 27 августа 1872. См.: Закладка здания для Семинарии.//ОГВ. 1869. 43. С. 402–403; И. С. Пр-ский. Освящение церкви и здания Семинарии.//ОГВ. 1872. 69. с. 792–794. 128 Каль Пауль . 461 Каменский Алексей Васильевич – см. Анатолий (Каменский). Кант (Kant) Иммануил; (22 апреля 1724–12 февраля 1804) – немецкий философ. 354, 386 Карабинов Иван Алексеевич ; (15 октября 1878 – 30 августа 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010