Своим расцветом монастырь обязан иеромонаху Святогорской Успенской пустыни Софронию. Став настоятелем, отец Софроний с усердием принялся за благоустройство храма и братских келий, построенных еще при жизни К.Д. Хрущева, а также за окончание строительства трапезного корпуса с церковью. 25 октября 1881 года главный храм обители был освящен во имя великомученика Димитрия Солунского, а иеромонах Софроний стал игуменом. Через четыре года монастырский комплекс приобрел законченный вид. В это время монастырь насчитывал 247 насельников (22 иеромонаха, 3 иеродиакона, схимник, 38 монахов, 177 послушников) и представлял собой целый городок. Его территория, обрамленная беленым кирпичным забором с башенками, была застроена храмами, двухэтажными жилыми корпусами и множеством подсобных помещений. Все здания соединялись между собой тротуарами из огнеупорного клинкерного кирпича, вдоль которых росли липы, каштаны, белые акации, фруктовые деревья. В монастыре был водопровод, работала больница для мирян с десятью комнатами и аптекой, большая гостиница для паломников, различные мастерские, была богадельня для одиноких и пожилых людей, а также тяжелобольных и инвалидов. Была и своя электростанция, которая обслуживала не только монастырь, но и близлежащие села. Чтобы обеспечить монастырь водой, братия вырыла колодец глубиной 89 метров и диаметром в 3 метра. Воду вначале качали лошадьми, а позже локомобилем. В сутки выкачивали по 5 тысяч ведер. На южном склоне за стенами монастыря рос большой фруктовый сад, а в нем – пасека на 300 ульев. По всему саду были разбиты аллеи с цветами и лавочками для отдыхающих. В монастырских прудах плескалась рыба, работали фермы, молочный и кирпичный заводы, водяная и паровая мельницы, крупорушки. Большое хозяйство не только обеспечивало братию всем необходимым, но и позволяло вести обширную просветительскую и благотворительную работу. Монастырь содержал две церковно-приходские школы и учительскую семинарию, в которой обучались преимущественно дочери священников. После окончания семинарии их направляли учителями в церковноприходские школы (в 1920 году эта семинария была переведена в Ахтырку и переименована в педагогическое училище).

http://sobory.ru/article/?object=47242

Волынского, и было предпринято, согласно Высочайше утвержденному 15 дек. 1906 г. определению Св. Синода, восстановление этого древнего храма в его первоначальном виде, благополучно доведенное до конца и завершившееся торжественным освящением его в Высочайшем присутствии 3 сент. 1911 г. Святогорский Успенский Зимненский , 2 кл., общ., в с. Зимном, в 5 в. от г. Владимира-Волынского. Основание мон. положено св. равноап. кн. Владимиром, устроившим, по преданию, здесь 2 церкви: большую, на горе, Успенскую и малую – у подошвы этой горы, – во имя Св. Троицы. Успенский храм по своей архитектуре и способу постройки относится к XV–XVI в. В 1899 г. он был реставрирован. Под ним на глубине 10 арш. под землею проходят пещеры – сначала в виде длинного коридора, а после разветвляются, направляясь в разные стороны. В стенах этой обители жили первые святители земли Волынской – св. Стефан (см. 27 апр.), св. Амфилохий (см. 10 окт.), св. игумен Нифонт (см. 8 апр.), впоследствии архиепископ Новгородский, продолжавший летопись пр. Нестора с 1116 по 1157 г., и здесь же скончался первый игумен лавры Киевской, пр. Варлаам, при возвращении из Царьграда в Киев (см. 19 нояб.). После насильственного совращения в унию зимненских монахов в 1682 г. митр. Львом Заленским, обитель упала и прекратила свое существование. В первой полов. XVIII в. мужской Зимненский монастырь обращен был в приходскую церковь , при которой в 1893 г. учрежден женский мон. Главная святыня мон. Зимненская чудотворная икона Божией Матери, по преданию, та самая, которою патриарх Цареградский благословил св. Владимира на супружескую жизнь с греческой царевной Анной. Изображение Богородицы с Богомладенцем на левой руке – поясное; образ – письма греческого, писан на кипарисной доске с золотым фоном. Икона эта в 1757 г. покрыта серебряною вызолоченною ризою. При мон. двухклассная школа. Дубенская Николаевская община, в г. Дубно, учрежденная в 1909 г. Воронежская епархия Мужские: В. Акатов Алексеевский , 2 кл., в г. Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составившийся из 2 обителей: Успенского мон. и основанной в 1620 г. его игуменом Кириллом (сн. о следующ. мон.) Акатовой пуст., в которую и был переведен упраздненный в 1700 г. Успенский мон. В мон. находятся чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручницы и Живоносного Источника. При мон. второклассная регентская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«В следующую осень», 1 октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялся второй крестный ход на Синичью гору, однако после праздника, в ту же ночь, часовня на Синичьей горе сгорела. Остались целы только две иконы Божией Матери. Икону «Одигитрия» нашли среди пепла, а «Умиление» – на той же самой сосне. Было проведено очередное расследование чуда, после чего царь приказал воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Божией Матери. Престол церкви следовало устроить на пне той самой сосны, где было явление иконы пастуху Тимофею. Сосну срубили, пень от сосны остался, он и сейчас находится в алтарной части Успенской церкви. Икону «Умиление» поставили в этой же церкви у царских врат. Так был основан Успенский мужской монастырь на Синичьих горах. Строительство церкви заняло несколько лет и завершилось в 1569 г., после чего царь указал устроить здесь монастырь и выделить ему в вотчину земли в окрестностях Вороноча. Дата царского указа об основании монастыря попала в некоторые источники, в том числе в клировые ведомости. Игумен Иоанн в свое время работал с монастырскими описями этих клировых ведомостей. Он отметил, что на иконостасе Успенского собора в особой надписи (на северной стороне пятого яруса в круглом клейме) говорится, что храм построен в 1565 г., хотя в известных ему монастырской описи и клировых ведомостях указан 1569 г. На основании этого о. Иоанн счел, что надпись является ошибочной . П. М. Строев также считал, что монастырь основан в 1569 г., но при этом первым настоятелем его указал Исайю в 1633 г. По второй версии возникновения обители, высказанной митрополитом Евгением (Болховитиновым), в 1569 г. была построена только каменная Успенская церковь (либо ее строительство лишь началось). По мнению историка, Синичьи горы «по явлению на них в 1563 и 1569 годах чудотворных икон Божия Матери прозваны “святыми”, и с тех пор создана была на месте явления их на самом высшем холме горы каменная Церковь во имя Успения Божия Матери, а близ оной в долине, окруженной холмами, чрез 10 лет потом устроен и монастырь с братскою теплою церковью во имя св. Николая». Позже были сделаны приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в честь Ее образа «Одигитрия». Тогда же или позднее произошло освящение этой церкви, а основание монастыря следует отнести к 1575–1577 гг. Документально действующий монастырь на Синичьей горе впервые отмечен в писцовой книге 1585–1587 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли. Монастырю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход Ахтырского монастыря составлял 17 616 р. До 1868 г. монастырь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных монастырей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано княгиней С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. Ахтырский монастырь закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек монастыря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сентябре 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12 янв. 2003 г. еп. Иов совершил освящение престола храма. К 2009 г. весь монастырь располагался в одной колокольне. Наместник монастыря - игумен Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывшей обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. http://www.pravenc.ru/text/77222.html Троицкий монастырь в Ахтырке, наряду с Успенским Святогорским и Преображенским в Куряже, входил в число наиболее богатых и почитаемых на Слободской Украине в конце XVII - первой половине XVIII ст. Его постройки располагались на скалистой горе Ахтыр на правом берегу Ворсклы. Здесь 29 сентября 1641 г. польский урядник Кульчевский вместе с украинскими казаками выстроил приграничное укрепление, которое в июле 1647 г. по договору было передано России. Укрепление просуществовало до 1650 г., после чего было В 1653 г. на левобережье Ворсклы пришли переселенцы с Правобережной Украины и на речке Ахтырке основали одноименное поселение.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Потом с 1705 года по Грамоте Иова Митрополита Новгородского, в Епархии коего был тогда сей Монастырь, вместо деревянной построена каменная Соборная Церковь во имя Святыя Троицы с приделом же Преподобного Сергия, коего там есть и часть Мощей в кивоте. С тех пор и весь Монастырь начал строиться каменный со многими уже Церквами. А в 1780 году июня 7 Императрица Екатерина II в проезд через Великие Луки из Белорусии удостоила посещением сию Обитель, слушала там Литургию и пожаловала на обновление ее 1000 рублей, да на Братию 200 рублей. ДоШтатов 1764 года приписаны были к оному в пособие три Монастыря; Серебряницкий, Деорецкий и Николаевский. Крестьян за ним считалось З05 душ и пахотной земли 288 десятин. Настоятельство там было сперва Строительское и Игуменское, а с начала 17 столетия Архимандричье. По Штатам 1764 г. оставлено Игуменское степенью 23. VII. СВЯТОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской Монастырь 3 класса в Опочецком Уезде от города Опочки к северо-востоку в 40, а от Пригорода Воронеча в 4 верстах, находится на высоком хребте гор, издревле называвшихся Синичьими, которые по явлению на них в 1563 и 1569 годах Чудотворных Икон Божия Матери прозваны Святыми, и с тех пор создана была на месте явления их на самом высшем холме горы каменная Церковь во имя Успения Божия Матери, а близ оныя в долине окруженной холмами через 10 лет потом устроен и Монастырь с Братскою теплою Церковию во имя Св. Николая, Приделы, первый во имя Покрова Божия Матери и другой во имя Одигитрии, сделаны уже в последовавшие времена; а на Святых вратах во имя Св. Мученицы Параскевии гораздо позже. Последняя сия Церковь была приходскою близ лежащей Слободы; а после с 1764 года в оную за Монастырь и перенесена с тем именованием. В праздники Покрова Божия Матери и в девятую пятницу по Пасхи там бывают многолюдные ярмарки; а с Чудотворною Иконою Божия Матере издревле уставлен оттуда ежегодный Крестный ход во Псков к пятнице второй недели Петрова поста, и с оною в следующее Воскресенье бывает обход около внутренней второй стены города Пскова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

11. Монастыри и монашество. За период, прошедший со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, были переданы Церкви многие обители, являющиеся подлинно национальными святынями нашего народа. Это Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, ныне ставший Лаврой, Спасо-Евфросиниевский монастырь и многие другие. Только за время прошедшее после последнего Архиерейского Собора было открыто тридцать один мужской и тридцать четыре женских монастырей . Сегодня в них, равно как и в сотнях других обителей, возрождена монашеская жизнь. В монастыри стремятся тысячи паломников, желающих вознести там молитву и получить духовное наставление. Отнюдь не во всех иноческих обителях завершены труды, связанные с восстановлением храмов и других зданий, с обустройством монастырского хозяйства. Эта работа требует от настоятелей, настоятельниц, наместников и всех монашествующих большого напряжения сил и немалого времени. Вместе с тем в монастырях, где монашеская жизнь была возобновлена десять-пятнадцать лет назад, подчас наблюдается чрезмерная самоуспокоенность. Существует соблазн отложить «на потом» устроение духовной жизни, отдавая приоритет строительству и украшению зданий. Понятно, что заниматься хозяйственными работами проще, чем созидать духовный организм братства или сестричества. Однако, если упустить главные цели монашеской жизни, ради которых возводятся здания и благоустраивается быт в обители, то рано или поздно монастырь оскудеет. Нельзя не понять желание настоятеля или настоятельницы увеличить численность братства или сестричества. Но нельзя подходить к насельникам как к «рабочей силе», забывая об их духовном возрастании. Ведь главное для монашествующих — в молитве и послушании созидать себя как граждан Небесного Отечества. Монашество — это постоянное трезвение, сердечное горение, непрестанный труд преодоления своей «самости», нескончаемый подвиг жертвенного служения и любви. И если этого подвига недостает, то внешнее благолепие теряет свой смысл.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Здесь и далее в угловых скобках — позднейшие вставки архимандрита Михея, сделанные на отдельном листе. Святогорский Успенский мужской монастырь (Донецкая область). Время основания достоверно неизвестно. В 1787 г. указом Екатерины II монастырь был упразднен, земли отошли в казну. Вскоре владельцем Святогорья стал князь Г.А. Потемкин. Главные храмы были обращены в приходские, остальные разобраны и увезены. В 1844 г. монастырь был восстановлен благодаря стараниям Т.Б. Потемкиной (урожденной Голицыной), жены владельца Святогорья А.М. Потемкина. В последующие десятилетия монастырь достиг небывалого расцвета и стал одним из первых в империи. В 1922 г. был закрыт, храмы почти полностью разрушены. В 1992 г. передан Церкви. В 2004 г. получил статус лавры. Игумен Филарет (Данилевский; 1777–1841). Родился на Западной Украине в семье казаков. Подвизался в Киево-Печерской Лавре и в Молченской Софрониевой пустыни. С 1817 г. настоятель Глинской пустыни. Написал ее устав. При нем, по словам святителя Филарета (Дроздова), «пустынь стала процветать благодатью». В 2008 г. канонизирован Украинской Православной Церковью. Ошибка памяти автора письма: в 1913 г. настоятелем был уже архимандрит Нектарий (Нуждин). См. о нем ниже. По другим сведениям, принял схиму с именем Иоанникий в 1906 г. В «Глинском патерике» обстоятельства снятия с должности предпоследнего до революции наместника монастыря изложены иначе. На официальном сайте Глинской пустыни данные о дальнейшей судьбе бывшего настоятеля противоречивы: с одной стороны, сказано, что сведений об этом нет, с другой — 1912 г. указан как год его кончины, а не только снятия с должности. Архимандрит Нектарий (Нуждин; 1863–?). В 1912–1922 и в 1942 гг. настоятель Глинской пустыни. Родился в мещанской семье. В 1894 г. принял монашеский постриг, с 1901 г. — иеромонах. Точная дата кончины неизвестна. По другим сведениям, жил в Путивле, тайно принимая духовных детей на исповедь и каждую ночь совершая Литургию. Архимандрит Таврион (Батозский; 1898–1978) родился в Харьковской губернии. В Глинской пустыни с 1913 г. После ее закрытия стал келейником епископа Рыльского Павлина. С 1929 по 1935 г. в Вишерских концлагерях. В 1940 г.— новый арест. Освобожден в 1956 г. С марта 1957 по январь 1958 г. настоятель Глинской пустыни. Снят с должности настоятеля и переведен в Почаевскую Лавру. Впоследствии служил в Уфе, в Ярославской области. С 1969 г. духовник Спасо-Преображенской женской пустыни в Латвии. Личность архимандрита Тавриона оценивается неоднозначно. Многочисленные поклонники говорят о необходимости его прославления. Летописец Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) оценивал его деятельность негативно. См. также: Каверин Н. Для чего добиваются канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?//Благодатный огонь. 9.

http://pravoslavie.ru/47783.html

Ограда монастыря каменная была сделана из булыжника в 1792 г. старанием игумена Моисея. Вместо деревянных на каменном фундаменте, упоминаемых в статье, настоятельских и братских келий, которые были упразднены и уничтожены, по личному указу архиепископа Евгения строились новые: а) в одном месте каменные двухэтажные кельи, из которых верхний этаж для настоятеля, а нижний - для братии; б) внутри монастырской окружной стены располагалась меньшая каменная стена, заключающая весь монастырь и в) в этой стене устраивались все монастырские службы тоже каменные, как-то: сарай, конюшня, житница, ледник, а по середине ограды к ярмарочному месту ворота с башней и караульной. В ризнице хранились ризы, епитрахили, две пары поручей, стихарь, орарий и воздух с двумя покровами подаяния царевны и великой княжны Екатерины Иоанновны. До штатов, объявленных манифестом императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 г., за монастырем числилось 957 душ крестьян с приписанными к нему монастырями (какие же приписаны к нему были монастыри и куда они обращены, о том монастырь не имел никаких сведений, так как архив вместе с Николаевской церковью сгорел). По штатам монастырь был положен в 3-й класс, настоятельство в нем с самого устроения было игуменское, которое и по штатам также осталось. Чудотворные иконы Умиление и Одигитрии находились в главном храме. Жена коллежского асессора М.И. Карамышева Анна была погребена в Святогорском монастыре при церкви Покрова Божьей Матери. Указом императрицы Екатерины II от 28 января 1780 г. государственная коллегия экономии признала необходимым отпустить Святогорскому монастырю на починку в Соборной Успенской церкви иконостаса и двух каменных ворот сумму 497 рублей. Исправить иконостас Успенской церкви обязались по контракту мастера Данила Екимович Рубцов и Яков Афанасьев за 450 рублей. Им были выданы материалы, золото и серебро на сумму 200 рублей. У подошвы Святых гор находился храм во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, в ночь на 5 марта 1784 г. он сгорел со всеми находившимися в нем иконами, документами, делами и суммами.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских бумаг находились над притвором Николаевской церкви. В 1885 г. в обители был устроен странноприимный дом для приема странников и приходящих в монастырь богомольцев; как те, так и другие пользовались бесплатным монастырским столом. Им разрешалось прожить в обители до 3-х суток, а иногда и более суток. Благочинный монастырей Псковской епархии настоятель Свято-Никандровой пустыни архимандрит Серафим 23 июня 1885 г. сообщил настоятелю Святогорского Успенского монастыря отцу Николаю, что указом от 18 июня Псковская духовная консистория предписала доставить сведения о том, нет ли возможности при всех мужских монастырях епархии открыть на средства монастырей церковно-приходские школы для детей окружающего монастырь сельского населения. Настоятель монастыря архимандрит Николай в ответ на это сообщил благочинному, что при Святогорском монастыре не представлялось возможности открыть церковно-приходскую школу для детей сельского населения, так как монастырь не обладал излишними средствами и не имел ни готового помещения, ни места для построения школы. Кроме того, в Святых горах существовало сельское училище, а также можно было устроить церковно-приходскую школу при местной Святогорской Пятницкой церкви, поэтому при монастыре открывать школу не было необходимости... Рапортом от 6 октября 1885 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай сообщил Псковской духовной консистории решение открыть на средства монастыря двухклассную школу с четырехлетним курсом. Резолюция архиепископа на рапорт последовала 8 октября: " Бог да благословит устроить церковно-приходскую школу на посильные средства монастыря, ограничась на первый раз двухлетним курсом. Время и средства покажут, возможен ли будет в школе четырехлетний курс. После открытия школы настоятель донесет: кто в ней будет учитель, и когда начнутся в ней учебные занятия " . Из вопросного листка о состоянии Святогорской Успенской монастырской церковно-приходской школы за 25 ноября 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=00276

  ЖУРНАЛ 97 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении в должности священноархимандрита особо значимой обители Нижегородской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области.   ЖУРНАЛ 98 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии и переносе монастырей и о назначении на должность игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить иеромонаха Иеронима (Миронова) на должность наместника Николаевского Верхотурского мужского монастыря города Верхотурье Свердловской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина открыть Димитриевский мужской монастырь города Оренбурга и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Варнаву (Соколова). 3. В связи с прошениями Преосвященного епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана: 3.1. Покровский женский монастырь, расположенный в городе Тында Амурской области, перенести в село Егорьевка Благовещенского района Амурской области и переименовать его в Святогорский Крестовоздвиженский женский монастырь. 3.2. Назначить монахиню Викторию (Телякову) на должность игумении Святогорского Крестовоздвиженского женского монастыря села Егорьевка Благовещенского района Амурской области.   ЖУРНАЛ 99 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об архипастырском окормлении приходов Московского Патриархата в странах Юго-Восточной и Восточной Азии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, КНДР, Республике Корея назначить Преосвященного епископа Солнечногорского Сергия, с оставлением его в должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010