На месте сгоревшей церкви Николая Чудотворца в 1786 г. был выстроен игуменом Созонтом каменный теплый храм, с тремя колоколами на одном деревянном столбе. Контракт на постройку Николаевской церкви был заключен 22 октября 1785 г. игуменом Созонтом с крестьянином Костромского наместничества Семеном Матфеевым на 500 руб., работы следовало начать 1 мая 1786 года. 8 июля 1787 г. купец Агафон Иванович Кирпищиков заключил с игуменом Святогорского монастыря Созонтом контракт, по которому купец обязался в мае 1788 г. начать работу по замене старой главы Соборной Успенской церкви. Главу следовало сломать, а на ее место поставить новую на железных дугах, покрыть железом и выкрасить медянкой, а внутри чернью, яблоко и крест вызолотить листовым золотом. За означенную работу и за материалы Кирпищиков получил 510 рублей. Купец г. Торопца Тимофей Савинович Терябин и мещанин г. Осташков Иоким Максимович Ушкин подписали 21 января 1789 г. с игуменом Святогорского монастыря Созонтом контракт, по которому они должны были в иконостасе вновь построенной Николаевской церкви написать святые иконы, по правую сторону: 1) Образ Спасителя; 2) Николая Чудотворца; 3) священномученика Власия и с ним преподобного Никандра, в молении Христа Спасителя, над ним мученика Созонта; по левую сторону: Умиление Божьей Матери; на северных дверях - архидьякона Стефана; к стене - великомученицу Варвару, над ней преподобномученица Евдокия, царские двери вызолотить, а над ними написать Христовы праздники. Все иконы следовало покрыть лаком и за работу предназначалось 155 рублей. В мае 1802 г. крестьяне и купец обязались построить для Святогорского монастыря мельничный амбар, внутри сделать небольшую горницу, к амбару сделать плотину, по плотине - деревянный мост за 300 рублей. Тогда же псковский купец 3-й гильдии Иван Федорович Евертс подрядился на мельничном мосту построить новую мучную мельницу за 1500 рублей. Согласно заключенному 1 октября 1809 г. контракту Святогорский монастырь отдал в аренду на 4 года Александру Вындомскому построенную на речке Лугвицы при деревне Бугровой водяную мучную мельницу с платежом за каждый год по 50 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=00276

В монастыре было две церкви. Главная Спасо-Рождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее венчают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря. Подробнее... Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1487 Статус: действующий Адрес : Псковская обл., Псковский р-н, д. Крипецкое-1 Сайт монастыря Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его преподобный Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее. Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Подробнее... Успенский Святогорский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1569 Статус: действующий Адрес : Псковская обл., Пушкиногорский р-н, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1 Сайт: http://svyatogorsky.org/ Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря».

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

58 В Борках находился Институт биологии внутренних вод АН СССР, занимавшийся проблемами народнохозяйственного использования водохранилищ. Его организатором и первым директором, работавшим здесь с 1952 по 1972 гг. был Иван Дмитриевич Папанин (1894–1986) – советский полярный исследователь, Дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал. В 1986 г. Институту было присвоено имя И.Д. Папанина. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 62 Расположен в 25 км к северу от Пскова, близ Псковского озера. Основан прп. Евфросином, Псковским чудотворцем († 1481) в начале 15 в. В 16 в. здесь подвизался старец Филофей, которому принадлежит идея Москвы – Третьего Рима, России как хранительницы истинного православия. С 1908 по 1915 гг. в обители подвизался старец схиархим. Гавриил (Зырянов) . В настоящее время древнейший монастырь на Псковской земле возрождается. 63 Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь расположен в 43 км от Пскова, годом основания считается 1473. Монастырь всегда был духовным центром псковской земли. Здесь подвизались известные старцы: схиархим. Пимен (Гавриленко), архим. Афиноген (Агапов), иеросхимонах Сампсон (Сиверс) и др. Традиция старчества не прерывается и поныне. 64 Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь основан в 1569 г. на Святой горе (прежде Синичьей) псковским наместником кн. Юрием Токмаковым на месте чудесных явлений икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление» и в связи с чудесами, бывшими от этих икон. В обители есть и третья чудотворная икона Божией Матери, «Феодоровская». Внутри монастыря кладбище, где погребен А.С. Пушкин, его мать, отец, дед и бабушка. 67 По свидетельству прихожан из Верхне-Никульского отец Павел, пока не потерял зрение, во время Великого поста дважды, на третьей и на пятой неделе, ездил исповедаться и причащаться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. У отца Павла было Евангелие, написанное монахами из Лавры специально для него большими буквами. 69 16 (29) августа – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В Сибири – Княже-Владимирский м. (в Иркутске). На Севере: Валаамский, Никольский в Стар. Ладоге, Коневский, Юрьево-Тихвинский, Печерский, Псковский, Александро-Невская Лавра, иоанновский мон., Новодевичий женский. На Западе: Виленский Св. Духовский м., На Юго-Западе: Почаевская Лавра, На Юге: Бизюков мон., Михайловский женский, Георгиевский-Балаклавский, Святогорский, Богодуховский женск., Киево-Печерская Лавра, Михайловский мужск. в Киеве. На Юго-Востоке: Ново-Нямецкий Вознесенский мон. На Кавказе: Иоанно-Мариинский в Ставрополе, Мамай-Маджарский Воскресенский, Марие-Магдалининский женский Куб. обл., Ново-Афонский и Драндский (с причислением к ним Ардонской Семинарии). На Востоке: Иверский женский (Пермь), Николаевский мужск. (местопр. Еп. Тихона Уральского), Троицкий-Раковский, Николаевский Уральский, Богородичный женский (Казань), Челябинский жен., Кустанайский женский. В Центре: Серафимо-Дивеевский, Александровский Успенский яенск. (Влад. губ.), Коренной мон., Белогородский, Оптина пустынь, Пафнутиев Боровский мон., Скорбященский Москов. и Покровский миссион. мон., Знаменский Московский, Высокопетровский в Москве муж. мон., Чудовский, Никольский Единоверч,, Савинский, Богородице-Гуслицкий, Спасо-Преображенский Гуслицкий, Троице-Сергиева Лавра, Новоспасский Московский, Донской Московск., Саровский, Вышенский, Вышневолоцкий женск., Козинский мон., Щегловский мон. с подворьем (Тульской еп.). Ко 2-й категории: На Севере: Соловецкий, Александро-Ольшевский, Александро-Свирский, Зеленецкий, Вятский Трифонов, Валдайский, Хутынский-Ульянов., (Волог.,), Спасо-Суморин. мужск., Тотемский, Павло-Обнорский, Югский м.м. На Юге: Ряснянский, Хорошевский женск., Куряжский, Жабский женский монастырь Кишинёвской епархии. На Юго-Востоке: Гиржавский мон., Курковский, Су.ручанский, Куприяновский, Добруджский. На Кавказе: Михайловская Афонская пустынь, Лебяжий мужской. На Востоке: Святогорский (Пермск.), Седмиозерная пуст. (Казанск.), Успенский женск. (Оренбург), Мещеряковский мужск. (Оренбург), Разгуляевский женск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

«Духовные штаты» 1764 года лишили монастырь многих экономических привилегий, и он стал третьеклассным, сорок пятым по степени, однако по-прежнему оставался достаточно влиятельным. Большие доходы приносила сдача земель в аренду и пожертвования окрестных помещиков. В числе наиболее крупных жертвователей был А.П.Ганнибал, который у стен Святогорской обители устроил свое родовое кладбище. Росту экономики монастыря, его популярности, способствовали широко известные Святогорские ярмарки. На ярмарки приезжали купцы из Москвы, Пскова, Новогорода, Витебска, Острова, Новоржева, Опочки. Главной была ярмарка в девятую неделю после Пасхи. Кроме этого ярмарки проходили осенью – на Покров Пресвятой Богородицы и весной – на Благовещенье. После революции монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В.Щусева определила очередность реставрации памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены. Современное состояние [ править править код ] В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая 1992 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлены регулярные богослужения в Успенском соборе. Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает Воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники». В Успенском храме сохраняются чудотворные иконы Феодоровская и Одигитрии.

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

Святогорский монастырь славился крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов. Могила Пушкина С XIX века Святогорская обитель неразрывно связана с именем А.С.Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда на поклон могилам предков. Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года». В настоящее время ансамбль Святогорского монастыря составляют: Успенский собор (1569 год), колокольня (1821 год), братский корпус (1820 год), крепостные стены (XVIII век). Самым древним в монастыре является Успенский собор, возведенный на месте, где по преданию «открылась благодать Божия и милость Царицы Небесной в явлении чудотворных Ея икон – Умиления и Одигитрии». Соборный храм возведен в классическом стиле псковской архитектурной школы XVI столетия. Южный придел Успенского собора во имя иконы Божией Матери Одигитрии построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова в 1770 году. Здесь обычно происходило отпевание усопших. Северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен на средства псковского помещика Карамышева в 1776 году. Под престолом этой церкви был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых. Благодаря щедрым пожертвованиям к концу XVII века Святогорский монастырь числился среди трех десятков «старших» обителей на Руси. В монастырские владения входили пустоши Савино, Щекино, Глусово, Кошкино, Гришино, Бугрово, Кириллово, Рытицы, пожни при реке Великой. Под властью монастыря находился перевоз через Сороть и право рыбной ловли в ней и в окрестных озерах Воронич и Белогули.

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1558 году началась долгая и изнурительная Ливонская война. Готовясь к войне с Ливонией, Москва обратила серьёзное внимание на состояние обороны юго-западной и северо-западной границ. Спешно приводились в порядок древние пограничные крепости. Ещё в 1547 году, как сообщает летопись, в пригород Пскова - город Воронич наведался молодой царь Иоанн Васильевич со своим братом Георгием и провёл в нём ночь. В ходе Ливонской войны Иоанн Грозный вновь посещает крепостные сооружения Пскова и Новгорода. Пограничные города срочно укрепляются. В 1569 году псковский воевода Юрий Токмаков по указанию царя основывает Святогорский Успенский монастырь. Древние летописцы связывали основание нового монастыря, как это обычно бывало, с чудодейственными силами. Безымянный монах написал в связи с этим " Повесть о явлении чудотворных икон... во области града Пскова на Синичья горе, иже ныне зовома Святая Гора " . В середине XVIII века в огне погиб почти весь монастырский архив. " Повесть " , к счастью, сохранилась. Её обнаружил позднее псковский епископ Евгений Болховитинов - известный учёный-историк, собиратель древностей, автор многих трудов по истории русской литературы. На основании летописной рукописи Болховитинов написал и издал в 1821 году книжку " Описание Святогорского монастыря " . Экземпляр " Описания " имелся в библиотеке Тригорского, и его мог видеть А.С. Пушкин. Интересной и сложной оказалась судьба рукописного первоисточника. Уезжая в 1823 году из Пскова в Киев, Болховитинов увёз с собою много древних псковских рукописей, в том числе и " Святогорскую повесть " . После смерти учёного его архив оказался в Киево-Печёрской лавре, потом в хранилище древних актов Академии наук Украины. Во время Великой Отечественной войны рукопись в числе других древних литературных памятников была похищена фашистами, а после попала в руки американцев. В конце сороковых годов рукопись была возвращена в Киев; фотокопия " Святогорской повести " имеется в фондах Пушкинского музея-заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Из села Артюховка в Высочиновку была перенесена (причины перенесения неизвестны) деревянная церковь Архистратига Михаила, в которую в 1762 г. был выдан антиминс: «…в село Высочиновку во храм Архистратига Михаила». Храм поставили на месте сторожки пушкаря, в нем и пребывала Казанская Высочиновская икона. В 1792 г. ввиду ветхости и сильного наклона церкви к реке перед помещиком И.И. Ковалевским и приходским священником Димитрием Саввичем Павловым-Сильванским встал вопрос о необходимости возведения нового храма. Не имея средств, они стали усердно молиться перед К. В. и. о помощи в постройке каменной церкви. Вернувшись домой после молитвы, Ковалевский застал родственницу, которая предложила ему помощь и деньги на устройство кирпичного завода для строительства храма. В 1793 г. было положено основание храма, а 22 декабря 1795 г. совершилось его освящение. Туда была перенесена икона. По преданию, во время перенесения и в последующие 3 дня икона мироточила – из очей Божией Матери истекали слезы. Капли собирали полотенцем, которое хранилось у иконы. От истечения слез под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Во время чтения Евангелия на молебнах полотенце возлагалось на головы молившихся, под Евангелие. В 1830 г. священник пожертвовал полотенце исцелившемуся харьковскому купцу. Водой из источника на месте явления иконы люди омывали больные места и также получали исцеление. Во время холеры 1831 г. по просьбе жителей города Змиёва перед иконой 2 недели служили молебны об ограждении города от недуга. В 1848 и 1854 гг. в охваченном холерой Змиёве с молебнами икону носили по домам и болезнь быстро отступила. 29 октября 1886 г. постановлением Святейшего Синода при ходатайстве и помощи архиепископа Амвросия (Ключарёва) был учрежден Высочиновский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской общежительный монастырь. Указом Харьковской духовной консистории от 16 ноября того же года настоятелем монастыря был назначен казначей Святогорской Успенской пустыни иеромонах Дорофей. 8 декабря прибывших насельников монастыря из братии Святогорской Успенской пустыни встретили крестным ходом с Казанской Высочиновской иконой. При этом обычно темный лик Богородицы стал светлым и сияющим. Ежегодно 27 июня с Казанской Высочиновской иконой устраивался крестный ход в город Змиёв, где икона оставалась в городском соборе до 7 июля, после чего возвращалась в обитель. В 1918 г. село Высочиновка было переименовано в село Пролетарское. Монастырь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у которого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны. В Свято-Троицком храме города Змиёва находится список иконы XIX в. http://hv.org.ua/#history Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56147

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии На Украине горел мужской монастырь 02.03.2020 Правоохранители расследуют причины пожара в храме Домницкого мужского монастыря в Черниговской области, который произошел утром 29 февраля. " Сообщение о пожаре полиция получили 29 февраля около 7 часов утра от дежурного управления ГСЧС. Спасатели рассказали, что огнем охвачена крыша церкви Параскевы Пятницы на территории монастыря Рождества Богородицы в селе Домница Менского района. Пожар заметили около половины шестого утра " , - сообщает пресс-служба полиции Черниговской области в понедельник. По предварительному заключению, огонь вспыхнул из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления. Отмечается, что внутри храма людей не было и что в результате пожара никто не пострадал. Открыто уголовное производство по ч.1 ст.270 Уголовного кодекса Украины. Продолжается досудебное расследование. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.03.2020 21:15:53 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/25668.html

Преставился ко Господу старейший насельник Святогорской лавры схимонах Карион (Колев) 16 июля 2020 г. 18:31 14 июля 2020 года, на 88-м году жизни, во время благовеста ко всенощному бдению отошел ко Господу старейший насельник Успенской Святогорской лавры схимонах Карион (Колев), сообщает сайт Лавры . 15 июля по окончании Литургии в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание новопреставленного схимонаха Кариона, которое возглавил наместник обители  митрополит Святогорский Арсений . В слове на погребении владыка Арсений призвал вознести молитвы за новопреставленного схимонаха Кариона: «Мы все будем молиться о упокоении его бессмертной души. Он многих из нас вымолил, и сколько душ ему обязаны за молитвы пред Богом, произносимые им, мы узнаем только, наверное, в день второго пришествия Христова. А ныне, братие и сестры, мы будем все вместе молиться за него, чтобы Господь упокоил душу его в селениях праведных за молитвы всех нас, обязанных ему за его святые молитвы». Схимонах Карион был погребен на братском кладбище Всехсвятского скита Лавры. Схимонах Карион (в миру Иван Ильич Колев) родился в 1933 г. в молдавском селе Конгаз (входит в состав Комратского района Гагаузии) в многодетной семье — имел двух братьев и пять сестер. До 1993 г. работал трактористом и водителем в колхозе. В 1975-92 гг. исполнял послушание на клиросе в Свято-Троицком храме родного села. Был отцом многочисленного семейства; супруга, четыре его дочери и сын приняли монашество, трое дочерей вышли замуж. В 1996 г. в возрасте 63 лет поступил в Успенский Святогорский мужской монастырь, где проходил различные послушания, восстанавливая возрождающуюся обитель. Через год был пострижен в иночество с именем Симеон, через два года — в мантию с именем Сисой; в том же году принял великую схиму с наречением имени Карион. С этого времени в течение 22 лет исполнял послушание старшего на чтении неусыпаемой Псалтыри. Каждую субботу причащался Святых Христовых Таин. Несмотря на преклонный возраст, с почтением относился к братии в священном сане, был требователен к себе и уважителен к другим. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010