В 1569 году псковский воевода Юрий Токмаков по указанию царя основывает Святогорский Успенский монастырь. Древние летописцы связывали основание нового монастыря, как это обычно бывало, с чудодейственными силами. Безымянный монах написал в связи с этим " Повесть о явлении чудотворных икон... во области града Пскова на Синичья горе, иже ныне зовома Святая Гора " . В середине XVIII века в огне погиб почти весь монастырский архив. " Повесть " , к счастью, сохранилась. Её обнаружил позднее псковский епископ Евгений Болховитинов - известный учёный-историк, собиратель древностей, автор многих трудов по истории русской литературы. На основании летописной рукописи Болховитинов написал и издал в 1821 году книжку " Описание Святогорского монастыря " . Экземпляр " Описания " имелся в библиотеке Тригорского, и его мог видеть А.С. Пушкин. Интересной и сложной оказалась судьба рукописного первоисточника. Уезжая в 1823 году из Пскова в Киев, Болховитинов увёз с собою много древних псковских рукописей, в том числе и " Святогорскую повесть " . После смерти учёного его архив оказался в Киево-Печёрской лавре, потом в хранилище древних актов Академии наук Украины. Во время Великой Отечественной войны рукопись в числе других древних литературных памятников была похищена фашистами, а после попала в руки американцев. В конце сороковых годов рукопись была возвращена в Киев; фотокопия " Святогорской повести " имеется в фондах Пушкинского музея-заповедника. Расположенный в четырёх верстах к югу от Воронича, новый монастырь должен был усилить оборону крепости. Кроме того, в период обострения борьбы между царём и боярами, в которой церковь поддерживала Грозного, монастырь сразу же стал " оком государевым " в непосредственной близости от районов военных действий. Отсюда особое внимание к Святогорскому монастырю со стороны властей. Монастырь входил в число перворазрядных, он был 27-м в списке наибольших обителей на Руси. Иоан Грозный даже подарил Святогорскому монастырю колокол. В 1581 году огромная армия польского короля Стефана Батория шла на Псков. Часть войск продвигалась в направлении Синичьих гор. Однако они прошли стороной. Вероятно, поляки рассудили, что монастырь не мог создать угрозы их тылу, в то же время штурм укреплённого монастыря означал бы задержку продвижения к Острову и далее к Пскову. По преданию, с наблюдательной вышки в Святогорском монастыре заметили приближение непрятеля и в Воронич был немедленно отряжен гонец, чтобы предупредить о надвигающейся опасности. В дни нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрыл в своих стенах жителей окрестных селений, которые сбежались сюда по звону всполошного колокола. О большой политической роли, которую играл Святогорский монастырь, говорит факт, что его настоятель Зосима Завалишин был уполномочен псковским духовенством участвовать в Земском соборе 1598 года в Москве. Среди других на грамоте об избрании царём Бориса Годунова стояла и его подпись.

http://sobory.ru/article/?object=00276

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1879 году старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по-прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов. Не была скудна Святогорская пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 году вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии. В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил, не взимая платы, принимая всех, кто бы ни посещал его. Был обновлен древний храм святителя Николая в меловых пещерах, переосвященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, а также Никольский храм на скале; обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских ; воздвигнуты величественный Успенский собор, Покровский храм с колокольней, двухэтажный Преображенский на одной из гор, которая называлась «Фавором», скит с храмом преподобного Арсения Великого на «Святом месте», Ахтырская церковь на больничном хуторе и Спасов скит на месте крушения царского поезда в 1888 году возле станции Борки. В 1861 году, после смерти архимандрита Арсения, братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия – покровителя почившего настоятеля (имя Алексий он носил до пострижения в монашество). В XIX b. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

«Духовные штаты» 1764 года лишили монастырь многих экономических привилегий, и он стал третьеклассным, сорок пятым по степени, однако по-прежнему оставался достаточно влиятельным. Большие доходы приносила сдача земель в аренду и пожертвования окрестных помещиков. В числе наиболее крупных жертвователей был А.П.Ганнибал, который у стен Святогорской обители устроил свое родовое кладбище. Росту экономики монастыря, его популярности, способствовали широко известные Святогорские ярмарки. На ярмарки приезжали купцы из Москвы, Пскова, Новогорода, Витебска, Острова, Новоржева, Опочки. Главной была ярмарка в девятую неделю после Пасхи. Кроме этого ярмарки проходили осенью – на Покров Пресвятой Богородицы и весной – на Благовещенье. После революции монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В.Щусева определила очередность реставрации памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены. Современное состояние [ править править код ] В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая 1992 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлены регулярные богослужения в Успенском соборе. Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает Воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники». В Успенском храме сохраняются чудотворные иконы Феодоровская и Одигитрии.

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

О случившемся сообщили царскому наместнику в Пскове князю Георгию Токмакову, который вскоре явился в Воронич лично. Тщательно опросив получивших в тот знаменательный день исцеления, он доложил обо всём в Москву царю Ивану Грозному. Самодержец прислал в Воронич собственных представителей - те в свою очередь, провели расследование чуда. Не найдя ни в чём обмана, они ещё более убедились в истинности чудотворения, ибо в их присутствии произошло новое необычайное событие. Было повелено поставить на Синичьей горе, которую, впрочем, тут же переименовали в Святую, часовню, где и предполагалось хранить обе чудотворные иконы Божией Матери. Однако в ночь после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в часовне вспыхнул пожар, в считанные минуты превративший её в пепелище. Под головешками, опечаленные люди из Воронича, обнаружили икону Божией Матери " Одигитрия " целой и невредимой. А другие в это же время заметили и икону " Умиление " - стоявшую, как прежде " Одигитрия " , на сосне. И снова была радость великая. Полетели гонцы в Москву, всюду рассказывая о вороничских чудесах, о милости Божией Матери. На этот раз Иоанн Васильевич приказал ставить на Святой горе не простую часовню, а монастырь, и строить в нём каменный Успенский собор - так, чтобы престол храма стоял на пне той самой сосны, где явилась блаженному Тимофею чудотворная икона Божией Матери " Одигитрия " . А икону Божией Матери " Умиление " , говорилось в указе, поместить в новом храме у царских ворот. Особое это указание, касавшееся только вороничского образа, было продиктовано, вероятнее всего, тем, что принадлежал он всё-таки Георгиевской церкви. А чтобы быть в Успенском соборе иконе " Одигитрия " - в том никто и не сомневался. Всё это было исполнено, как утверждает летопись, в том же 1569 году. Такая скорость не должна удивлять - Новый год при Иване Грозном отмечался 1 сентября; то есть строители имели для своих работ одиннадцать месяцев. Срок хоть и жёсткий, но вполне реальный. Долгие годы Святогорская обитель имела " местную " славу - благодаря хранившимся в Успенском соборе чудотворным иконам. Сам же монастырь, будучи отдалён от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью. Одна лишь единственная возникшая тревожная опасность для обители возникла в 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков. После того как за алтарём соборного храма похоронили Александра Пушкина, сюда потянулись " паломники " из интеллигентного " сословия " со всей России. В сущности, и сейчас монастырь по большей части знают как место упокоения великого поэта.

http://sobory.ru/article/?object=08144

До революции из Святогорской Успенской обители ежегодно совершалось четырнадцать крестных ходов с чудотворными иконами Божией Матери. Два из них назывались " большими " (первый - в Псков и Остров; второй - в Новоржев и Опочку), остальные - " малыми " . Известно, что Успенский собор возобновлялся в 1655 году, из чего можно заключить, что по каким-то причинам он некоторое время до этого стоял " без пения " . В 1866 году был открыт древний антиминс с надписью: " Освятися алтарь... церкви преподобного отца Варлаама Новгородского чудотворца 1655 г. месяца новембря в 5 день... " - то есть этот антиминс прислали в Святые Горы ошибочно, но церковное начальство решило на это закрыть глаза. В XVIII-XIX веках площадь собора значительно увеличилась. В 1770 году с южной стороны к храму пристроили Одигитриевский придел - на средства Ивана Львова, выделенные его вдовой. В 1776 году с севера появился Покровский придел - на этот раз благотворителем выступил помещик Максим Карамышев. Игумен обители Иоанн называл его главным вкладчиком и благодетелем монастыря, который выстроив каменный придел, снабдил его облачением, также жертвовал серебряные позолоченные сосуды, Евангелие, напрестольный крест, иконы, а кроме того, снабдил братию особым вкладом в полторы тысячи рублей, приносившим ежегодно хорошие средства. В конце XVIII столетия начали строить колокольню, замыслив её трёхъярусной, но третий ярус тогда так и остался за недостатком средств лишь на бумаге - его устроили уже в 1821 году при игумене Ионе, известном тем, что во времена ссылки Пушкина в Михайловское он дозволил опальному поэту, к которому питал явную - и взаимную! - симпатию, работать в монастырских архиве и библиотеке. На колокольне этой в предреволюционные годы имелось 14 колоколов; из них самый старый ( " Горюн " ), отлитый в 1551 году, был пожертвован Иваном Грозным, а самый тяжёлый (в 151 пуд весу) отлили в 1753 году на московском заводе Данилы Теленева. Наконец, в 1832 году появилась каменная паперть со свечной лавкой, после чего Успенский собор приобрёл современный вид.

http://sobory.ru/article/?object=08144

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, кельи внутри скалы и келарня (место хранения продуктов). По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило. Архитектура келарни, где хранились продукты и стояла печь, и трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. В древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 году пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. В конце XVII b. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 году был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 году – новый каменный Успенский собор. В XVIII b. уменьшилась опасность со стороны татар. Монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм апостолов Петра и Павла и неосвященный храм в «Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. В этот период своего существования, охвативший 2ю половину XIX b. и начало ХХ в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Архиепископ Харьковский Макарий предоставил право самому К.Д. Хрущеву выбрать настоятеля монастыря. Выбор Константина Дмитриевича пал на игумена Евстартия, настоятеля Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Владыка одобрил выбор и назначил игумена Евстратия настоятелем Свято-Димитриевской обители. В первые годы малочисленной братии монастыря пришлось пережить много неприятностей. На содержание братии К.Д. Хрущев выделял небольшие средства и не спешил обустраивать келии, монахи жили рядом с лошадьми и другими домашними животными. Игумену Евстратию долгое время никак не удавалось отказать К.Д. Хрущеву от устройства обители в с. Рясное, только визит настоятеля Святогорского Успенского монастыря отца Германа убедил основателя, что монастырь стоит устраивать подальше от села. В 1869 г. архиепископ Харьковский Нектарий основал Свято-Димитриевскую обитель на новом месте. В 1870 г. монастырь оставил настоятель архимандрит Евстратий, который поссорился с К.Д. Хрущевым. Исполнение обязанностей поручилось последовательно иеромонахам: Антонию, Иллариону, Илиодорию. В течении пяти лет, прошедших с момента основания обители на новом месте, строительство велось очень активно, и в 1874 г. она украсилась прекрасным храмом с серебристыми куполами, высокой колокольней с большим колоколом над святыми воротами, был построен братский корпус с 28 кельями, обитель ограждена широким каменным забором со множеством башен, начато строительство трапезного корпуса с небольшим храмом. Однако малочисленная братия все это время жила на господском дворе, богослужение проходило в маленькой церкви, построенной еще в 1868 г. около приходской колокольни. В 1871 и 1874 г.г. К. Д. Хрущев составил два духовных завещания, по которым жертвовал в вечное владение монастыря 4434 десятин земли и 100 000 руб. в процентных выкупных удостоверениях и пятипроцентных билетах государственного банка при условии, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты шли на содержание монастыря, училища и богадельни. Харьковское епархиальное начальство не полагалось справедливо на силу духовного завещания и просило жертвователей сделать дарственную запись, что он со временем пообещал, но в 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=47242

В " смутное время " эти места вновь стали ареной жарких схваток. В 1610-1612 годах Воронич и его окрестности разорил польский полковник Лисовский. В 1634 году враги снова пришли на Воронич: " посад и деревни пожгли, посадских людей, крестьян с жёнами и детьми перебили, а частью взяли в плен " . После заключения Андрусовского перемирия между Москвой и Речью Посполитой для монастыря настали благоприятные времена. В XVII- XVIII веках Святогорский монастырь относился к богатейшим на Руси. В 1720 году, например, в монастырские владения входили пустоши Савино, Щёкино, Глусово, Кошкино и др., пожни при реке Великой, угодья близ Воронича. Ему принадлежало до 1000 крепостных душ. Монастырь владел перевозом через реку Сороть, имел право рыбной ловли на озёрах Воронич, Белогуля, Клинище и на Сороти. Важной статьёй монастырских доходов являлись проводимые здесь ярмарки. Точное время возникновения ярмарок при монастыре неизвестно. Считается, что их стали проводить вскоре после уничтожения города Воронича, откуда они и были переведены в Святые Горы. В книге Иоанна " Описание Святогорского Успенского монастыря " об открытии ярмарок сказано: " Во всяком случае, из прилагаемой при сем копии челобитной 1720 года видно: а) что ярмарки при монастыре утверждены высочайшей властью и б) что царскими грамотами и указами все пошлины и денежные сборы с людей, с купли и с продажи и смены лошадей, а также с кабаков и пив предоставлены в пользу монастыря ещё ранее 1691 и 1692 годов " . Росту популярности местных ярмарок способствовали выгодное географическое положение, отсутствие в непосредственной близости от монастыря других значительных торговых центров, развитие ремёсел в Вороничском уезде, а также большой приток в обитель паломников. Наибольшего размаха монастырские ярмарки достигли к 1730-м годам, когда они проводились пять раз в году. Ярмаркам была обязана своим ростом слобода Тоболенец (по названию озера) - старое поселение, возникшее ранее монастыря. Здесь открывались всё новые и новые лавки, мастерские, кабаки. Именно из этой монастырской слободы к началу ХХ века вырос посёлок Святые Горы (Пушкинские Горы). На святогорские ярмарки съезжались купцы опочецкие и псковские, новгородские и рижские, ревельские и даже нижегородские. Ярмарка длилась целую неделю.

http://sobory.ru/article/?object=00276

К.Д. Хрущев умер, так и не дождавшись окончания построения монастыря. Он был похоронен в особом склепе возле малой монастырской церкви. После этого родственники К. Д. Хрущева, получив в наследство лишь 2500 десятин земли, решили отобрать имущество монастыря, доказывая родовое происхождение имения и незаконности его передачи духовному начальству. Долгие четыре года, пока разбирались судебные дела, монахи жили в большой тоске, не имея достаточных средств не только на одежду и обувь, но и даже на еду. В их собственности оставался только малый храм возле колокольни приходской церкви с. Рясного. Корыстные намерения наследников К. Д. Хрущева не осуществились. В 1880 г. Правительственный Сенат утвердил решение о том, чтобы оставить ходатайство просителей без последствий. Епископ Харьковский Густый издал распоряжение о надлежащем благоустройстве Ряснянского монастыря и назначил настоятелем архимандрита Евстратия. Пробыв на посту настоятеля восемь месяцев, 30 декабря 1880 г. он умер и был похоронен в ограде новопостроенной обители за алтарем соборного храма. Долгое время Харьковское епархиальное начальство не могло выбрать достойного кандидата на должность настоятеля, только 7 мая 1881 был назначен иеромонах Святогорской Успенской пустыни Софроний. Территория монастыря – огромный прямоугольник, обрамленный кирпичным забором длиной 420 саженей и высотой 2 сажени – была застроена храмами и двухэтажными корпусами для монахов и подсобными хозяйственными помещениями. В монастыре было три храма. Главный храм Ряснянского монастыря – Собор святого великомученика Дмитрия Солунского , освященный в честь этого святого 25 октября 1881 г. Именем этого святого освящены храмы в Рясном, Новодмитривке, и сам монастырь носит имя Святого Дмитрия. Свято-Дмитриевский храм в монастыре был крытый белым железом, внешне побеленный, внутри расписан картинами высокого мастерства на религиозные сюжеты. Пол паркетный. Иконостас деревянный, позолоченный. Храм занимал площадь шириной 52 аршина, в длину – 60 аршин.

http://sobory.ru/article/?object=47242

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010