Наместники монастырей: 13. Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) (Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь); 14. Епископ Воскресенский Савва (Михеев) (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь); 15. Епископ Бронницкий Парамон (Голубка) (Донской ставропигиальный мужской монастырь); 16. Архимандрит Порфирий (Шутов) (Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь); 17. Архимандрит Тихон (Секретарев) (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь); 18. Архимандрит Алексий (Поликарпов) (Данилов ставропигиальный мужской монастырь); 19. Архимандрит Савва (Фатеев) (Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь); 20. Архимандрит Сергий (Воронков) (Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь); 21. Архимандрит Паисий (Чекан) (Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский монастырь); 22. Архимандрит Пимен (Адарченко) (Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев); 23. Архимандрит Феофилакт (Безукладников) (Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь); 24. Игумен Варфоломей (Петров) (Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь); Сопровождающие: 25. Схиархимандрит Илий (Ноздрин); 26. Протоиерей Андрей Марущак; 27. Протодиакон Константин Барган; 28. Иеродиакон Андрей (Данилов); 29. Иеродиакон Афанасий (Гелич); 30. Диакон Антоний Курдишенков; 31. Диакон Алексий Суворов; 32. Протоиерей Андрей Бондаренко; 33. Священник Анатолий Чуряков; 34. Священник Михаил Асмус; 35. Священник Игорь Палкин; 36. Священник Феодор Лукьянов; и другие лица. Всего в составе афонской делегации РПЦ участвует 96 человек от духовенства, монашествующих и мирян. Как сообщал портал " Русский Афон " , в 2016 году православный мир празднует юбилей 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Эта дата связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне – обители Ксилургу, основанной при св. равноапостольном князе Владимире Киевском и где подвизался «отец русского монашества» прп. Антоний Печерский. В частности, 1016 годом датируется святогорский акт, на котором впервые появилась подпись игумена древнерусской афонской обители «Ксилургу». От этой даты принято вести отсчет присутствия русского монашества на Афоне, хотя первые русские иноки на Святой Горе появились задолго до этого.

http://pravoslavie.ru/93688.html

C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта на Украине. Синодальный отдел по благотворительности направил в епархии рекомендации по организации помощи беженцам. В российских регионах, куда прибыли беженцы, организованы епархиальные штабы помощи, священники посещают пункты временного размещения (ПВР), оказывают людям духовную поддержку. Добровольцы и сестры милосердия в 41 епархии Русской Православной Церкви привозят в ПВР горячее питание, одежду, предметы первой необходимости. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в российских храмах и монастырях организован сбор средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Координирует помощь Церкви Синодальный отдел по благотворительности. Мирных жителей размещают в церковных учреждениях. Беженцев и нуждающихся людей приняли Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии,Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь Киевской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии. Церковный благотворительный фонд «Помогаем» открыл пункт временного размещения в Днепропетровской области, в котором размещены люди, эвакуированные из Харькова. В России беженцев разместили в Иверском женском монастыре, Александрийском приюте Ростовской епархии, в приюте при Покровском храме в Каменске-Шахтинском и в станице Манычской Шахтинской епархии, в церковном приюте в Воронежской епархии. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://radonezh.ru/2022/03/22/edinyy-cen...

С 2008 г. возобновлена монашеская жизнь. Современное состояние [ править править код ] Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов). В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников. Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых. Храмы [ править править код ] Храмы: Подворья: - Покровский Отмицкий монастырь; - Димитрия Солунского Черкасский монастырь; - Вознесенский Тутанский монастырь; - Введенская Нектарьева пустынь; - Саввин монастырь; - Тверской Успенский Желтиков монастырь. Святыни [ править править код ] Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку святой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Малицки...

23 февр. 1993 г. назначен архиепископом Псковским и Великолукским. 25 февр. 2008 г. возведен в сан митрополита. По состоянию на 2008 г. в епархии насчитывалось 200 храмов и 90 часовен. Возрождена монашеская жизнь в 9 мон-рях: Святогорском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре (пос. Пушкинские Горы), псковском Мирожском в честь Преображения Господня мужском монастыре , псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , Крыпецком во имя св Иоанна Богослова мужском монастыре , Никандровом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , Елеазаровом Псковском монастыре , Творожковском во имя Святой Троицы монастыре , Введенском и в Симанском Спасо-Казанском монастырях (г. Остров). Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , к-рый является духовным центром епархии. Открыто Псковское ДУ. В Мирожском мон-ре действует иконописная школа. Е. ежегодно посещает ок. 100 приходов епархии, во многих бывая по неск. раз, а также принимает участие в различных городских и областных светских мероприятиях. 25 дек. 2014 г. назначен главой новообразованной Псковской митрополии с титулом " Псковский и Порховский " . Е. был участником и докладчиком Архиерейских Соборов 1988, 1994, 1997, 2000, 2004 гг. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени, св. Владимира 2-й степени, св. Даниила Московского 1-й и 2-й степени, медалью Иерусалимской Церкви, гос. орденом Почета. Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. почислен на покой. Местом пребывания определен Псково-Печерский Успенский монастырь. Соч.: Схимонахиня Александра (Глазунова): [Некр.]//ЖМП. 1969. 3. С. 26; В день памяти прп. Сергия//Там же. 1977. 7. С. 32-33; Речь при наречении во епископа Алма-Атинского и Казахстанского//Там же. 1984. 6. С. 10-15; [Выступление]//Поместный собор РПЦ, 6-9 июня 1988: Мат-лы. М., 1990. С. 422; Истина одна, Церковь едина. Псков, 2004. Лит.: [Иером. Евсевий (Саввин) назначается секретарем Рус. Духовной Миссии в Иерусалиме]//ЖМП. 1969. 1. С. 7; Определения Свящ. Синода//Там же. 1984. 5. С. 6; Наречение и хиротония архим. Евсевия (Саввина) во еп. Алма-Атинского//Там же. 6. С. 10-15; Из жизни епархий//Там же. 11. С. 25; 12. С. 34; 1985. 8. С. 28.

http://pravenc.ru/text/187374.html

Святогорский монастырь славился крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов. Могила Пушкина С XIX века Святогорская обитель неразрывно связана с именем А.С.Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда на поклон могилам предков. Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года». В настоящее время ансамбль Святогорского монастыря составляют: Успенский собор (1569 год), колокольня (1821 год), братский корпус (1820 год), крепостные стены (XVIII век). Самым древним в монастыре является Успенский собор, возведенный на месте, где по преданию «открылась благодать Божия и милость Царицы Небесной в явлении чудотворных Ея икон – Умиления и Одигитрии». Соборный храм возведен в классическом стиле псковской архитектурной школы XVI столетия. Южный придел Успенского собора во имя иконы Божией Матери Одигитрии построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова в 1770 году. Здесь обычно происходило отпевание усопших. Северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен на средства псковского помещика Карамышева в 1776 году. Под престолом этой церкви был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых. Благодаря щедрым пожертвованиям к концу XVII века Святогорский монастырь числился среди трех десятков «старших» обителей на Руси. В монастырские владения входили пустоши Савино, Щекино, Глусово, Кошкино, Гришино, Бугрово, Кириллово, Рытицы, пожни при реке Великой. Под властью монастыря находился перевоз через Сороть и право рыбной ловли в ней и в окрестных озерах Воронич и Белогули.

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

В 1724 году местечко Зимнее приобрёл у Чарторыйских ревностный католик, волынский староста Михаил Чацкий. Он приказал переоборудовать храм в костёл, из пяти куполов оставил два, присвоил все церковные богатства, разорил усыпальницу, забрал драгоценности у умерших монахов, снял украшения с Зимненской чудотворной иконы Богородицы. Глумясь над образом, он выкрикнул: " Ну, что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь! " В следующее мгновение он ослеп, а через три года умер, после чего все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до смерти. Постепенно обитель обеднела настолько, что в 1790 году её закрыли, а монахи разбрелись по другим монастырям и храмам. С 1796 года местечко Зимнее в составе Волынской губернии, которая пополнила ряды губерний и областей Российской империи. Успенский собор стал действовать в качестве приходского православного храма. Перед этим он был переосвящён и распахнул двери перед православными прихожанами. В 1892 году здесь вновь открывается Святогорский Свято-Успенский Зимненский, но уже женский монастырь. Указом Святейшего Синода от 28 февраля 1893 года женская обитель была приписана к Корецкому монастырю. В 1899-1900 гг. была проведена реставрация и капитальный ремонт зданий обители, которые должны были придать монастырю " канонический православный вид " . Так, в частности, монастырская колокольня по проекту губернского архитектора была украшена кокошниками с вытянутым шатром, а маковки на храмах спроектированы в духе архитектуры конца XIX века, господствовавшей во всей Российской империи. В 1914 году в Зимненской Успенском женском монастыре проживало 16 монахинь и 103 послушницы. При нём работала женская двухлетняя школа. Монастырь имел 544 десятины земли и получал от казны ежегодно 1500 рублей. В начале Первой мировой войны по распоряжении из Духовной консистории изуиенья с 40 сёстрами перехала из Успенского монастыря в житомирское предместье Павлюковцы, подальше от линни фронта, эвакуировав с собой святыню - Зимненскую икону Божией Матери. Остальные сёстры выразили готовность умереть в этой обители. Во время боевых действии монастырю был нанесён значительный ущерб, но в нём по прежнему теплилась монашеская жизнь. В 1939 году, после того как западные земли были присоединены к УССР, местная власть обитель закрыла, а уже в 1940 году на её территории разместилась воинская часть.

http://sobory.ru/article/?object=26566

Святогорский монастырь вместе с его соборным храмом большевики упразднили в 1924 году - с иезуисткой формулировкой: " Принимая во внимание, что монахи разлагающе действуют на окружающую массу населения своими явно незаконными действиями, часть коих замечены в контрабанде, в повальном пьянстве, в эксплуатации наемной рабочей силы и в антисоветской пропаганде... " В 1928 году " бывшую церковь " передали в распоряжение Главнауки. В годы фашистской оккупации в Успенском соборе вновь стали совершаться богослужения. Но когда стало ясно, что на Псковщине им не удержаться, оккупантам надоело делать хорошую мину - при отступлении в 1944 году они пытались взорвать собор и даже заминировали могилу Пушкина. Были уничтожены верхний ярус колокольни, барабан и часть перекрытий храма. Сразу после изгнания фашистов начались реставрационные работы, завершившиеся к 1949 году. Монастырский комплекс после этого приобрёл музейный статус; в частности в Одигитриевском приделе открылась выставка " Дуэль, смерть и похороны А. С. Пушкина " . Музейный этап в истории Успенского собора закончился с возвращением древнего монастыря Церкви 28 апреля 1992 года. Спустя три недели торжественным крестным ходом из Казанской церкви в Успенский собор перенесли чудотворную икону Божией Матери " Одигитрия " . С тех пор в соборном храме ежедневно совершалась молитва о рабе Божием Александре Пушкине " со сродники " . А уже 29 мая всё того же года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он совершил панихиду на могиле Пушкина, сказав при этом: " Общими трудами мы должны возродить обитель, которая в своих стенах сохраняет могилу великого поэта земли Русской А. С. Пушкина. Он завещал похоронить его в святом месте, где возносится молитва. Он верил, что здесь будут молиться и о нём. Он хотел найти место упокоения в монастыре, а не в музее " , - и в этих простых словах заключалось неотразимое объяснение справедливости свершившегося факта. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=08144

В начале XIX века из двадцати трёх мужских и женских монастырей, существовавших в Псковской епархии, Святогорский был провинциальным, третьеклассным монастырём. Однако он не утратил полностью веса и влияния. Значительные средства поступали в монастырскую казну от крестных ходов, которых было 14 в году - в Псков, Новоржев, Опочку, Велье, Воронич, на озеро Тоболенец и в другие места. Денежные средства поступали также от жертвователей. Отдельную страницу в летописи монастыря занимают вклады и пожертвования. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года - дар царя Михаила Фёдоровича. На колокольне висел колокол, подаренный Иоанном Грозным. По неточным данным, был и колокол, подаренный Борисом Годуновым. Царевна Екатерина Иоанновна при посещении Святогорской обители подарила настоятелю богатое облачение. Псковский помещик И.М. Карамышев на свои средства построил церковь Покрова - северный придел Успенского собора, подарил монастырю икону древнего письма и внёс денежный вклад - 1800 рублей. А.А. Орлова-Чеслинская внесла 500 рублей. Иосиф Абрамович Ганнибал подарил монастырю водяную мельницу на речке Луговке и пустошь " Долгую " - 25 десятин. 9 августа 1824 года по велению императора Александра I Пушкин приехал отбывать ссылку в родное имение матери - село Михайловское Псковской губернии. Здесь поэт сразу оказался под тройным надзором - государственной власти, опочецкого дворянства и настоятеля Святогорского монастыря игумена Ионы. Пушкин чрезвычайно любил святогорские ярмарки, где мог вслушиваться в яркую и образную народную речь, запоминать и записывать " с натуры " наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок многое дало поэту при работе над исторической драмой " Борис Годунов " . Монастырское кладбище, на котором покоится прах великого поэта и его родных, возникло в XVI веке, одновременно с постройкой самой обители. Основная часть располагалась на западном склоне холма, у главного входа в Успенский собор. Настоятелей монастыря и богатых жертвователей из местных помещиков принято было хоронить у восточной, алтарной стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Успенский собор Святогорского монастыря, если мысленно " снять " с него позднейшие архитектурные наслоения (паперть, колокольня, два придела), тут же напомнит нам о недальнем Пскове с его церквами XVI века, когда псковское храмовое зодчество достигло высшей точки своего развития. Собственно, на этом развитие и кончилось - московская традиция сюда странным образом практически так и не пробралась, а многочисленные сохранившиеся древние храмы Пскова как бы запечатлели ту эпоху, когда город-республика уже потерял свою самостоятельность, но продолжал ещё украшаться церквами, являвшимися символами его лучшей поры. Перед нами - классический четверик, сложенный из плитняка на известняковом растворе, с ослепительно белыми фасадами, почти лишёнными какого-либо декора. Они лишь разделены лопатками на прясла, соответствующие внутренней структуре храма; по углам - полуколонны со скупыми капителями. Кроме того, по апсидам и барабану тянется хорошо знакомый нам по псковским памятникам XVI века декоративный пояс, состоящий из трёх рядов: верхний и нижний ряды представлены квадратными нишами, средний - равнонаправленными треугольниками. Ещё один элемент декора - дополнительный пояс из трёхступенчатых арочных нишек на барабане. Чтобы закончить с декорировкой, отметим столь же традиционные для псковского зодчества сандрики над шестью узкими окнами-бойницами барабана. Во второй половине XVIII столетия собор обстроили с юга и севера приделами, которые расширили его площадь, но ощутимо исказили образцовые пропорции постройки, вообще характерные для псковских памятников периода расцвета местной архитектуры. В те времена это было делом обыкновенным - и нам тоже уже хорошо знакомым. Как и добавление в 1821 году колокольни над притвором, в стилевом отношении вступающей в кричащее противоречие с первоначальным замыслом собора, в котором, в сущности, не было ничего нового, но который вобрал в себя лучшие черты псковского храмового зодчества. Её внешний вид в полной мере отвечает времени постройки - перед нами чистейшей воды классицизм. Колокольня состоит из трёх ярусов: нижние два - квадратные в плане, причём верхний из них снабжён колоннами с тругольными фронтонами, ориентирующимися на классический портик. Ярус звона - в плане круглый. Его венчает высокий " петербургский " шпиль.

http://sobory.ru/article/?object=08144

Представления на открытие курсов были вручены Курской, Тобольской, Новосибирской, Барнаульской, Омской духовным семинариям, центрам подготовки церковных специалистов Брянской и Волгоградской епархий, Успенскому мужскому монастырю города Красноярска, Вознесенскому Оршину женскому монастырю Тверской епархии и женскому монастырю Владимирской иконы Божией Матери села Пиксур Яранской епархии . Документы об аккредитации действующих курсов получили Белгородская духовная семинария, Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской епархии и Коломенская духовная семинария Московской епархии . Игумен Петр особо подчеркнул, что Синодальный отдел по монастырям и монашеству приветствует обращения епархий с предложениями открытия образовательных курсов, в том числе с опережением существующего плана. Курсы, открываемые благодаря решению Святейшего Патриарха, дают возможность монашествующим совместно изучать Священное Писание, историю Церкви, сближают их с игуменами и игумениями. Очень часто в деятельности курсов принимают участие епархиальные архиереи, благодаря этому ближе знакомящиеся с насельниками и насельницами обителей. Действующие курсы по истечении двух лет работы посещает выездная комиссия, проверяющая знания, полученные насельниками. Выезд комиссии — это всегда повод для неформального братского общения, получения ценных советов от опытных руководителей монастырей. Отец Петр от лица Межведомственной комиссии выразил благодарность представителям епархий за интерес к совместной работе, теплый прием и поддержку. Работа монашеского направления Рождественских чтений продолжилась заседанием круглого стола на тему « " Ничто не должно обладать мною " . Практические аспекты монашеской жизни как пути обретения духовной свободы». Возглавил круглый стол митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих. Доклад «Духовная свобода и ее признаки» представил собранию игумен Гавриил (Рожнов), наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/5999122.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010