В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св. Василия Великого , т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30–16.00 часов. Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина: По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр. 912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом 7 (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен. По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином. В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр. 920). В Великую Субботу «во 2й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры 5 хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929) Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32). Пост свв. Апостолов Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34): В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9й час (15.00), сухоядение. Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

Жизнь или… ее альтернатива Отчего так? Ведь должно-то быть по-другому! Пост должен превратиться в некую ступеньку восхождения, очередную веху на пути нашей христианской жизни, благодаря ему мы, как предполагается, приобретаем, чего не имели прежде, а затем — сохраняем и умножаем приобретенное. Почему все происходит зачастую с точностью наоборот? 22 января, 2013 Отчего так? Ведь должно-то быть по-другому! Пост должен превратиться в некую ступеньку восхождения, очередную веху на пути нашей христианской жизни, благодаря ему мы, как предполагается, приобретаем, чего не имели прежде, а затем — сохраняем и умножаем приобретенное. Почему все происходит зачастую с точностью наоборот? Чем знаменуется для нас — раз за разом — окончание многодневного поста, будь то пост Великий, Рождественский, Успенский или же Петровский? Переживанием духовной радости наступившего наконец праздника. Телесным утешением от вкушения скоромной, более вкусной и питательной пищи, которой мы добровольно себя лишали на протяжении длительного времени. А еще? А еще — тем, что мы начинаем реже ходить в храм, меньше молиться, утрачиваем ту малую толику собранности и «подвижности», что удалось-таки приобрести за пост, и впадаем в состояние какого-то противного нам самим — духовного же — расслабления. Об этом приходится регулярно слышать на исповеди, так же регулярно наблюдать в прихожанах и, безусловно, в себе самом. Причем нередко оказывается, что чем строже старался к себе быть человек постом, тем больше он расслабляется после него. Отчего так? Ведь должно-то быть по-другому! Пост должен превратиться в некую ступеньку восхождения, очередную веху на пути нашей христианской жизни, благодаря ему мы, как предполагается, приобретаем, чего не имели прежде, а затем — сохраняем и умножаем приобретенное. Почему все происходит зачастую с точностью наоборот? Скорее всего, потому что мы настолько не привыкли к жизни собранной, мало-мальски аскетической, сопряженной с добровольным утеснением себя в чем-либо, что время поста становится для нас не только временем покаяния и молитвы, но и временем сильного стресса. А после стресса закономерен некий «откат назад», так же, как после поднятия чрезмерной тяжести — требующая последующего лечения травма, грыжа или остеохондроз.

http://pravmir.ru/zhizn-ili-ee-alternati...

Когда Христос идет на смерть — хороших нет! (+ аудио) Однажды мне позвонили, правда, перед Успенским постом, и сказали: «Не хотите ли Вы нашим читателям сообщить какой-нибудь вкусный и постный рецепт?», на что я ответила: «Не хочу». Вопрошающий очень удивился, но я действительно не хочу. 9 апреля, 2012 Однажды мне позвонили, правда, перед Успенским постом, и сказали: «Не хотите ли Вы нашим читателям сообщить какой-нибудь вкусный и постный рецепт?», на что я ответила: «Не хочу». Вопрошающий очень удивился, но я действительно не хочу. Колонка главного редактора богословского альманаха «Альфа и Омега» Марины Андреевны Журинской посвящена Страстной Седмице… СКАЧАТЬ АУДИО Предпасхальное время — довольно непростое, потому что, с одной стороны, мы вроде бы уже накатанным путём вошли в ритм Великого Поста и все идет, как оно должно идти: седмицы проходят, воскресенья проходят. И чем дальше — тем больше смысла, и тем больше отступает суета. Под суетой я в данном случае имею в виду прежде всего кулинарную проблему — что есть, чего не есть. Фото Юлии Маковейчук Человек слаб, и поэтому ему кажется, что если он там каким-то особым питанием будет себя спасать, то он от этого «более лучше» спасется. Или, наоборот: если он будет себя спасать неправильным питанием, то он хуже спасется. То, что про это не говорится в Евангелии, — как правило, во внимание не очень принимается. Но если, я повторяю, идти путем Великого Поста, последовательно обращая внимание на дни его и связанные с ними события, то постепенно лишнее отходит на второй план. И к концу поста обычно люди начинают понимать: «А не всё ли равно»… Не в том, конечно, смысле, что «все равно, поэтому я сейчас пойду и буду ветчину есть», а потому что в начале Поста чересчур много внимания уделяется именно кулинарии. А ей нужно меньше внимания уделять. Однажды мне позвонили, правда, перед Успенским постом, и сказали: «Не хотите ли Вы нашим читателям сообщить какой-нибудь вкусный и постный рецепт?», на что я ответила: «Не хочу». Вопрошающий очень удивился, но я действительно не хочу. Потому что, по-моему, главное в постной еде — не думать о том, что она постная. Потому что когда для изготовления какого-нибудь сугубо постного супчика уходит полдня — ну разве же это пост, ребята? Это совершенно не пост, это что-то совершенно другое. Это ублажение ежели не желудка, то уж гордыни — во всяком случае.

http://pravmir.ru/pered-pasxoj/

Полезность поста в том, что он… бесполезен Для многих людей пост – это единственное дело, которое они в силах совершить полноценно 14 августа, 2016 Для многих людей пост – это единственное дело, которое они в силах совершить полноценно Успенский пост начался, и все чаще христиане вспоминают слова из Священного Писания: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 5). Где же взять эти дела? К чему приложить силы? Где потрудиться для Господа? Почему пост бесполезен и при этом является сильнодействующим средством, рассуждает священник Алексей Иродов. Священное Писание говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 5). Я искал способ оживить свою веру делами, но не находил, чему именно отдать предпочтение. Может быть, нужно искать нищих и кормить их, растягивать им желудки пищей. Но возникает много проблем: невкусной пищи они не хотят, а на вкусную у меня не хватит средств. Как определить, кто из нищих в чём именно нуждается? Протоиерей Алексий Иродов Кроме того, я знаю, чем это обычно заканчивается. Сам же нищий тебя возненавидит и обвинит тебя во всех известных ему грехах. В любом случае, ничего хорошего из этого не получится. Есть другой вариант, более «благородный». Найти сирот и развращать их подачками. Или малообеспеченных – и делать с ними то же самое. Но и это начинание не закончится ничем хорошим. Из моей практики я знаю и глубоко уверен в том, что в подавляющем большинстве все проблемы какого-то конкретного человека всегда являются плодом его внутреннего замысла и все обстоятельства своей жизни человек скрупулезно, каждую секунду, воссоздает сам. Я знаю, что если человек не имеет намерения что-либо в своей жизни менять, то никакие силы не способны ему помочь. А как же тогда дела веры? Где же их взять? Так хочется «в поте лица» потрудиться для Господа. Начинаешь внимательно озираться вокруг, куда бы приложить свои силы. И в результате понимаешь, что сделать что-то на самом деле доброе, что не имело бы двойного понимания и дурных последствий для окружающей среды, не очень-то и получается. А точнее очень не получается.

http://pravmir.ru/poleznost-posta-v-tom-...

Пьеса давалась китайская ,,Киа-Кинг“(?). В это время с нами случилось странное происшествие. Так как матушка, по данному ею обету, не являлась никуда на гуляния, ни на иллюминации, то попросила, чтобы приказчик проводил ее до кареты. А мы остались с отцом, чтобы видеть когда пойдет Государь и Царская фамилия. Приказчик, проводивши матушку и, возвращаясь оттуда, так как имел привычку очень скоро ходить, почти стремглав бежал и наткнулся прямо на Государя, который ему сказал: „Что ты братец, так не осторожен?“. Когда он подошел к нам, то не мог слова выговорить от страха и все оглядывался не ищут ли его. Иллюминация была превеликолепная, или лучше сказать, редкое зрелище. При многоцветных огнях были пущены все фонтаны, вода которых казалась как бы розовою. Поздно вечером мы возвратились в карету и поехали домой». «Петров пост мы кушами рыбу, не разбирая среды и пятка. Весною в Петербурге особенно хороша рыба рябушка, корюшка, а в Петров пост ловится отличная лососина и сиги. С лососиною делали ботвинью, из сигов уху, из рябушки и корюшки жаркое и из свежых огурцов салат. В Успенский пост мы не кушали рыбы, а постное. 1 августа добывался нам отличный сотовый мед. На Преображение разрешалась рыба. В некоторые годы говели в этот пост. На Преображение начинали кушать яблоки. День Успения мы проводили торжественно, ибо это был наш храмовой праздник, и у нас бывали гости самые близкие. После вечерни подавался дисерт из всевозможных ягод. В продолжении лета не мало служило в удовольствие варение, которое матушка варила в большем количестве для годового обихода. Хотя мы и немного пользовались (вареньем), но за то ягоды нами пожирались в изобилии. Осень проводили мы не скучно: в школу мы ходили при свечах и возвращались при свечах. В школе во время сумерек нам было позволено резвиться, а иногда и танцевали между собою. Вечером большею частью мы писали под диктант. Возвращаясь домой к чаю, мы уже уроками не занимались потому, что в это время мы сидели школе и там оканчивали их. В зимнее время также нас проходило.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=238...

Сегодня есть огромное количество настольных игр – не только для детей, но и для взрослых, - которые позволяют и хорошо провести время в компании, и развить какие-то полезные навыки, и узнать что-то новое. Во многие из них можно играть и в пост, если это не в ущерб другим делам, молитве и не рождает в человеке слишком сильный азарт, способный разрушить и его отношения с другими, и его внутренний покой. Можно ли есть яйца в пост?  Яйца относятся к скоромным, то есть непостным продуктам, а соответственно устав не разрешает их употребление в дни поста. Также в список продуктов, которые должны быть исключены из рациона в этот период, входят мясные и молочные, а в дни строгих постов (Великий, Успенский) – еще и рыба.  Но всегда определять меру пищевого воздержания необходимо индивидуально. Так, например, ребенок, беременная женщина или больной человек могут есть какие-то непостные продукты, чтобы удовлетворять потребности организма в питательных веществах и витаминах. Но при таком подходе нарушение поста не должно превращаться во вседозволенность и гурманство. Если человек по той или иной причине вводит в свой рацион какую-то непостную еду, ему стоит более внимательно отнестись к другим пищевым привычкам: например, уменьшить или вовсе исключить употребление какого-то любимого постного, но не столь необходимого для здоровья продукта (кофе, сладкого). Стоит также отметить, что в пищевой промышленности часто употребляется яичный порошок – иногда даже в тех товарах, которые на первый взгляд кажутся постными. Нет необходимости тратить время на внимательное вычитывание состава на упаковке в магазине, чтобы ни в коем случае не допустить попадание даже самого малого количества яичного продукта в желудок. Очевидно, что безе, бисквит или пирог с яичной начинкой не подходят для поста. Но если вы не обратили внимания и купили батон хлеба, в который добавлено яйцо, не стоит винить себя за нарушение воздержания. А читать в дни поста лучше не этикетки, а Священное Писание.  Смысл поста в том, чтобы упростив свою пищу и уделяя ей меньшее внимание, человек мог больше времени и сил отдать молитве, и чтобы тяжелая пища не «утяжеляла» его мысли, которые должен быть устремлены к Богу. Можно ли делать приворот в пост?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

Пьеса давалась китайская, Киа-Кинг“. В это время с нами случилось странное происшествие. Так как матушка, по данному ею обету, не являлась никуда на гуляния, ни на иллюминации, то попросила, чтобы приказчик проводил ее до кареты. А мы остались с отцом, чтобы видеть, когда пойдет Государь и Царская Фамилия. Приказчик, проводивши матушку и возвращаясь оттуда, так как имел привычку очень скоро ходить, почти стремглав бежал и наткнулся прямо на Государя, который ему сказал: „Что ты, братец, так не осторожен?“. Когда он подошел к нам, то не мог слова выговорить от страха и все оглядывался – не ищут ли его. Иллюминация была превеликолепная, или лучше сказать, редкое зрелище. При многоцветных огнях были пущены все фонтаны, вода которых казалась как бы розовою. Поздно вечером мы возвратились в карету и поехали домой. Петров пост мы кушали рыбу, не разбирая среды и пятка. Весною в Петербурге особенно хороша рыба – ряпушка, корюшка, а в Петров пост ловится отличная лососина и сиги. С лососиною делали ботвинью, из сигов уху, из ряпушки и корюшки – жаркое и из свежих огурцов – салат. В Успенский пост мы не кушали рыбы, а постное. 1 августа добывался нам отличный сотовый мед. На Преображение разрешалась рыба. В некоторые годы говели в этот пост. На Преображение начинали кушать яблоки. День Успения мы проводили торжественно, ибо это был наш храмовой праздник, и у нас бывали гости самые близкие. После вечерни подавался десерт из всевозможных ягод. В продолжение лета не мало служило в удовольствие варенье, которое матушка варила в большем количестве для годового обихода. Хотя мы и немного пользовались (вареньем), но зато ягоды нами пожирались в изобилии. Осень проводили мы не скучно: в школу мы ходили при свечах и возвращались при свечах. В школе во время сумерек нам было позволено резвиться, а иногда и танцевали между собою. Вечером большею частью мы писали под диктант. Возвращаясь домой к чаю, мы уже уроками не занимались потому, что в это время мы сидели в школе и там оканчивали их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Если ребенка периодически, 4 раза в год, подвергать строгой постной дисциплине, ничего, кроме раздражения и впоследствии отторжения от веры, не выйдет – сверстники радуются жизни, а у нас в семье опять запреты и лишения. Если же просто вегетарианствовать в дни постов, я имею в виду –не есть мясного и молочного, но питаться вкусно, сытно и разнообразно, позволять увеселения и развлечения, то это приведет к тому, что ребенок начнет относиться к вере формально. Впоследствии же, когда вырастет, он будет исполнять внешние предписания, а суть, дух веры для него будут закрыты. (Есть исключения в глубоко религиозных и традиционных семьях, но это именно исключения, о которых мы говорить не будем.) К дням поста, которые соблюдают в вашей семье дети, можно добавить неделю поста перед Рождеством Христовым, какие-то дни и из других постов. Например, при желании родителей, какие-то минимальные ограничения можно предписать ребенку и в дни Рождественского, Петровского, Успенского постов, но это уже на усмотрение родителей и ваших духовных отцов. Мое мнение, что это не нужно. Но Великий пост, равно как и среды–пятницы в течение года, – это святое. Итак, ребенок вступает в пространство Великого поста. Этот вход в пост происходит не внезапно. Малыш вместе со взрослыми подготавливается к Великому посту особыми подготовительными неделями, одна масличная чего стоит… Блины, прогулки с родителями, посещение гостей… Но ребенок помнит, что «не все коту масленица, придет пост, прижмет котику хвост» и что вывески на блинных ларьках: «Масленица – круглый год» врут. Наконец, Прощеное воскресенье, последнее вечернее заговенье – и уже утром начинается новая жизнь. Время сознательного, добровольного и радостного, отметьте – радостного, во имя Бога, отказа от скоромного. От чего в дни Великого поста отказаться малышу? Желательно отказаться на время поста от телевизора, компьютерных игр, кинотеатров, посещения шоу, праздников. Исключение можно сделать для воскресных дней, но и тут важно иметь меру. Ребенок может отказаться в будние дни поста от сладостей: конфет, варенья, тортов… В субботу и воскресенье можно давать сладости, но немного. Или же сладости исключаются в среду и пятницу, а в будние дни допускаются сладости в виде сухофруктов (на рынках, да и в супермаркетах есть целые отделы с сухофруктами – изюм, инжир, сушеные ананасы, яблоки, бананы, чернослив и проч.).

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Но сказано же «тяжело в учении», а в бою-то должно быть легко. То есть, всё, чему мы научились в посту, можно и должно применять вне его. Все приёмы и упражнения внутреннего делания – уже не духовное напряжение, а расположение к ближним, духовная молитва – теперь не с усилием воли, а свободная, открытая и сердечная – требуются от нас, когда заканчиваются времена духовных учений. Иерей Димитрий Туркин Вместе с тем, время после поста, когда приходит праздник, – это, как ни странно, боль. Почему? Ведь когда человек вкусил непостной трапезы, отдохнул, на него иногда нападают другие страсти, которых он, возможно, постом не знал. Он научился многому и сумел преодолеть и уныние, и раздражительность. Но, как ни странно, приходит праздник – и эти страсти вновь начинают его захватывать. Казалось бы, всё хорошо: чрево насыщено, зрение видит праздничные лица, а в душе – какая-то раздражённость. Не потому, что так дóлжно, не потому, что это обязательно так бывает, Но по человеческой неопытности и немощи мы не умеем по-настоящему духовно праздновать. Нужно научиться сохранять духовную настроенность поста всегда – и вне поста тоже. Как это сделать? Насколько это трудно? Это может сказать только тот, кто это попробовал. Какая это настроенность? Это настроенность на то, чтобы не рассеиваться, не предаваться тому же веселью настолько безраздельно, чтобы забывать всё и вся. Нужно научиться веселиться духовно. Конечно, это приходит к человеку с опытом и с годами. А новоначальному должно побольше смиряться; видеть в собственных несовершенствах основание для смиренного отношения к людям, такого же, как и во время поста. Такое же терпеливое отношение к окружающим должно сохраниться и после тех дней, когда мы уже успели вкусить всё, что нам разрешается. Радость ваша от этого не умалится, а только увеличится. Просто сегодняшний пост – лишь одна из ступеней этого восхождения. Будут и следующие – пост апостольский, пост Успенский. Каждый из них – это маленькая ступенька, к которой, так или иначе, мы должны дойти.

http://pravmir.ru/post-konchilsya-chto-d...

– Приидите с усердием, верующие, отстраним всякое ухищрение обмана вражеского, имея как щит твердое оружие поста: не будем услаждаться удовольствиями страстей, не будем бояться огня искушений, за которые человеколюбивый Христос увенчает нас наградами терпения. Потому моляся с упованием, будем припадать взывая, испрашивая мира и великой милости душам нашим. Прокимны, гл. 6. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. От Господа спасение, над народом Твоим благословение Твое ( Пс. 3:9 ). Гл. 5. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. – Господь услышит меня, когда я буду взывать к Нему ( Пс. 4:4 ). Стихира на стиховне. Гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Будем поститься таким постом, какой принимает Бог и какой угоден Ему. Истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть пост истинный и приемлемый (Богом). В понедельник 1-й седмицы на повечерии По возгласе: Благословен Бог наш. Обычное начало: Царю небесный... Святый Боже – 3-жды, Слава и ныне... Пресвятая Троица... Господи помилуй 3-жды. Слава и ныне... Отче наш ... По возгласе, Приидите, поклонимся 3-жды и Господи, помилуй 12 раз. Слава и ныне. Пс. 69 . Ирмосы Великого канона. Гл. 6. П. 1. Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Помощник и покровитель сделался моим спасителем; Он – мой Бог, и прославлю Его; – Бог отца моего, и превознесу Его; ибо Он торжественно прославился ( Исх. 15:1, 2 ). Припев к тропарям канона: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. П. 2. Вонми небо и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. Внимай небо: я буду говорить и воспевать Христа, Который, родившись от Девы, пришел во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010