Дача ж розрядного приказу сторожам (4 ч.) на Филипов пост по полу-белужке, по 3 фунта семги, по 4 фунта икры. Дача ж домовых сел дьячком и прудовым сторожам (4 ч.), и садовником (6 ч.), и рыбнику, и коровником, и конюхом, и мелнику на нынешней же 207 год на Филипов пост по полу-белуге, а иным по чалбушу белужью, да по 3 фунта семги, по 4 фунта икры, к Сырной неделе по чалбушу осетрью, по 4 фунта икры, на Великий пост по пуду соли, на Петров пост по чалбушу осетрью, на Успенской пост по пуду соли. Далее записаны такия же дачи коровникам (9 ч.), конюхам (20 ч.) и мельнику домовых сел: Владыкина, Троицкого-Голенищева, Озерецкого, Пушкина, Игнатовского, Троицкого-Селец, Дмитровского, Хлябова, Ново-Николаевского и Ново-Богородского. Да по скаске сушиленного старца Филипа, отпущено домовые мелницы каменой плотины мелником, которые делают про обиход святейшего патриарха крупичатую муку, Ивашку Наумову да Ивашку Сергееву, против села Владыкина медника, на Филипов пост по полу-белуге, к Сырной неделе по чалбушу и икру и семгу сполна. Дача ж домовых богаделен мужских и женских на нынешней 207 год по полупуду соли бузуну человеку на год. Моисеевского монастыря игуменье с сестрами, всего на 100 человек, по полупуду человеку на год отпущено сполна. Кировской богаделны нищим мужескому полу на 80 человек по полупуду же соли бузуну в год человеку. Кулижьской мужеской богаделны на 100 человек нищих по полупуду соли бузуну человеку на год. Веденской богаделны старицам на 20 человек в год по полупуду соли человеку. Покровской богаделны старосте Васке Федорову с братиею на 100 человек в год по полупуду соли. Да по указу святейшего патриарха и по выписке за пометою дьяка Ивана Вешнякова, отпущено домовым поддиаконом и певчим дьяком и поддиаком, для пожарного их разорения, по чалбушу белужью, по хлебу брацкому, по полупуду соли. А кому имяны поддиаконом и певчим дьяком и поддиаком вышеписанная дача отпущена, и то писано ниже сего. Поддиаконы Алексей Григорьев, Симон Григорьев вышеписанную дачу взяли сполна. Певчим дьяком (10 ч.). Поддиаки (26 ч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи? Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва): — Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном. — Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие. Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

http://pravmir.ru/post-v-radost/

Иван Васильев сын Григорьев. Никифор Степанов сын Рагозин. Яков Павлов сын Новиков. Иван Михайлов сын Григоров. Иван Романов сын Владыкин. Данило Иванов сын Новиков. Иван Иванов сын Рагозин. Сергий Верезицкой. Михайло Онучин. Обросим Григоров. Дмитрей Салманов. Иван Онучин Иван Магнусов. Иван Наумов. Роман Степанов сын Рагозин. Никифор Лопухин. Гаврило Лопухин. Иван Леонтьев сын Тяпкин. Михайло Тяпкин. Яков Оборин. Иван болшей Сурмин. Семен Васильев сын Беляев. Федор Еуфимов сын Никитин. Иван Иванов сын Серков. Леонтий Марков сын Лопухин. Аммос Ларионов сын Всеволоцкой. Осип Боровитинов. Иван Нагавицын. Стефан Наумов. Алексей Леонтьев сын Тяпкин. Дмитрей Рагозин. Иван Андреев сын Рагозин. Григорей Дмитриев сын Головков. Иван Федоров сын Евреев. Василей Васильев сын Куликов. Василей Никитин сын Куликов. Дмитрей Куликов. Никита Евреев. Алексей Володимеров. Никита Федоров сын Сурмин. Дмитрей Рагозин. Афонасей Корнилов сын Сурмин. Дмитрей Иванов сын Григоров. Иван Иванов сын Буженинов. Иван Степанов сын Булгаков. Василей Тимофеев сын Новиков. Яков Никитин сын Всеволоцкой. Иван Васильев сын Беляев. Яков Лазарев. Никифор Иванов сын Рагозин. Василью Всеволоцкому по срокам рыба и икра и соль против его братьи отпущена по челобитным и записаны ниже сего. Петру Семенову сыну Соболеву вышеписанные дачи по срокам отпусканы по челобитным. Козме Боровитинову вышеписанные дачи отпущены по челобитным рыба и соль. Костянтину Григорову дачи отпусканы по челобитным рыба и соль. Ивану Гурьеву, Кандратью Буженинову, Тимофею Гурьеву дачи отпущены рыба и соль. Вдовам, дворянским женам, на Филипов пост и к Сырной неделе и на Великий пост и на Петров и на Успенской сроки таж дача, что и домовым дворяном; а сколку человеком, и то писано ниже сего. Сергеевская жена Буженинова вдова Лукерья. Алексеевская жена Володимерова вдова Парасковья. Васильевская жена Наумова вдова Агрипена. Дмитреевская жена Володимерова вдова Улита. Анишевская жена Всеволоцкого вдова Акилина. Васильевская жена Салманова вдова Анисья. Михайловская жена Буженинова вдова Аксенья Павловские дочери Гиржеды на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров и на Успенской посты дачи против одной вдовы взяли сполна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сытое брюхо к учению глухо – значит, чтобы резво пойти в гору, требуется мощная мотивация, и голод хорошо мотивирует человека к выдающемуся подъему по социальной лестнице. Для «миллионера из трущоб» голод оказывается полезным лишь в начале пути, впоследствии он излишен и нежелателен, лишь неприятные воспоминания о голодной молодости можно сохранить, они уберегут от мотовства и неосторожных вложений капитала. И все-таки у стародавней латинской поговорки satur venter non studet libenter смысл явно психофизиологический, а не социальный. Буквально: сытое брюхо к учению глухо. Каждый знает, что пресыщение повергает человека в состояние ощутимой пассивности, в сладкую ленивую полудрёму. В таком состоянии человек плоховато воспринимает любые новые сведения. Переевший человек становится порой необучаемым. И это касается не только учебы, но и молитвы. И, добавим, касается многих дел по дому и на работе. Как же быть с пресыщением? Фото: hram-v-mamonovo.ru По церковному календарю нам предстоит Успенский пост. Вот церковный пост, помимо других его сторон, – это и есть время борьбы против пресыщения. Вообще пост и молитва тесно связаны друг с другом. В Евангелии Христос Спаситель говорит о нашем противодействии разного рода злым духам: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21). Пост готовит человека к более усердному предстоянию перед Богом. Пресыщение чрева серьезно мешает на молитве. Пост укрепляет человека на молитвенный подвиг. И обратная связь между ними тоже есть. Молитва помогает нам поститься. Она даже наполняет время поста духовным содержанием. Припомним, как об этом выразительно писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/syitoe-bryuho-k-ucheni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как поститься студенту? 2 мин., 06.09.2016 Вопрос читателя: Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос о соблюдении постов студентами. Учусь в педагогическом университете, после учебы очень хочется есть, особенно сладкое. Как быть во время поста? Спрашивала одного батюшку в храме, он ответил, что студенты не постятся. Потом спросила другого батюшку из этого же храма, он сказал, что студенты постятся как все (конкретно мне сказал, если я хочу бороться со своим повторяющимся грехом, то пост нужен). Как быть? Если поститься, то опять же, как это делать учащимся? Елизавета Андрей ЕФАНОВ протоиерей Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Дорогая Елизавета, а что такое пост? Если речь идет о воздержании от пищи, то не советую Вам изучать календари с «пищей без растительного масла» и «сухоядением», это монастырские правила, не совсем применимые в нашей жизни. Разумный пост это, прежде всего, усиленная молитва, воздержание от развлечений, мечтаний, телесериалов и безграничного сидения в соцсетях. И вот для этого поста в помощь человеку предписывается ограничение в пище, без которого сложно бороться со своими страстями. Меру же телесного поста лучше обсудить с конкретным священником. Одно могу сказать точно: в студенческой столовой лучше есть ту пищу, которую дают всем, чтобы не выделяться и не превозноситься перед другими. И второе: рыба и другие белковые продукты необходимы во время усиленной мозговой деятельности. Но и воздержание полезно для человека. Какова же мера этого? Каждый должен решить это самостоятельно. Позволю себе не согласиться с утверждением священника о том, что пост поможет для борьбы с грехом. Допустим, пост может помочь в борьбе с некоторыми телесными страстями. Но пост скоро закончится, как быть дальше? Если уж и есть необходимость в воздержании для борьбы с плотскими страстями, то это должно продолжаться дольше, нежели две недели Успенского поста и чаще, чем два раза в неделю вне поста. Монахи, для которых насущна эта проблема, постятся на мясо круглый год и то им это помогает лишь тогда, когда живут они в монастыре без доступа туда противоположного пола и трудятся они на послушаниях до изнеможения плоти.

http://foma.ru/kak-postitsya-studentu.ht...

Православная стенгазета 32 (294) В номере: Великомученик Пантелеимон, Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского, Особенное время детства. Окончание, Успенский пост: как прожить без крайностей. 6 августа, 2015 В номере: Великомученик Пантелеимон, Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского, Особенное время детства. Окончание, Успенский пост: как прожить без крайностей. В номере: — Великомученик Пантелеимон — Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского — Особенное время детства. Окончание — Успенский пост: как прожить без крайностей Выпуск от 07 августа 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Понятно, что если человек ходит каждый день на работу, он не может каждый день пребывать в храме. Тогда можно почитать акафисты, просто почитать о Богородице, почитать о Ее чудесах.   Отдыхать там, где есть храм Если человек находится на отдыхе, то можно выбрать такой отдых, который был бы не только отдыхом телесным, но и духовным. Многие, я знаю, ездят в паломничество в Грецию, на Святую землю. Мы с дочками ездили в паломничество в Иерусалим. Причем Успенским постом все литургии – открыты. То есть не надо ни с кем договариваться, просто приходишь, молишься. Поэтому, у кого есть такая возможность, конечно, это самый лучший вариант. Даже если едут на курорт, скажем, у нас в стране, то стараются выбрать место, где есть храм, чтобы можно было посещать богослужения. Одна знакомая поехала с будущим мужем отдыхать перед Успенским постом, он был не крещен. И вот там, на отдыхе, во время поста, он как раз крестился и вскоре они венчались. Да даже отдыхая на даче, можно почаще ходить в храм. Тем более в пост служат чаще, даже в деревнях. Успенский пост, как и любой пост – повод для духовного роста. Но здесь – меньше размышлений о еде, потому что лето и можно довольно легко себя насытить фруктами, овощами. Тем более летом есть хочется меньше. Значит, больше возможностей думать о духовной стороне поста. Посты ведь устанавливались в Палестине, где совершенно другой образ жизни. Там сушеные финики съел, и ты уже наелся. У нас так не получается, особенно у городских жителей. Рождественский, Великий посты проходят в размышлениях о том, что бы такого съесть, чтобы не нарушить устав или какие-то свои постные установки. Да и Петров пост в этом плане довольно занудный – там нет фруктов, овощей, одни огурцы да редиска. И даже грибов еще толком нет. А вот Успенский как раз этим и хорош, что две недели концентрированной духовной жизни, при этом о еде думать не надо.   Много праздников Нам дается время поста – это именно время для того, чтобы мы немножечко от себя отодвинули нашу мирскую жизнь и больше уделяли времени жизни духовной.

http://pravmir.ru/uehal-na-otdyih-i-zaby...

Но такая мера поста сегодня под силу немногим, поэтому меру строгости своего личного поста лучше всего обсудить со своим духовником: каждый человек уникален и для каждого человека будет своя мера поста. Мера поста может зависеть и от духовного состояния человека, и от его болезней и от множества других обстоятельств. Только нужно помнить, что без духовника есть риск пойти на крайности: либо установить для себя слишком строгое, непосильное, правило, либо, наоборот, установить слишком простое или вообще отказаться от поста (что для православного христианина неприемлемо – хоть в чем-то пост должен соблюдаться). Но и в том, и в другом случае человек себе может нанести такой вред, что с ним впоследствии будет достаточно тяжело справиться. Поэтому, даже тогда, когда нет духовника, не стоит принимать решения о посте самостоятельно. Нужно помнить, что каждый человек уникален и то, что разрешено постом одному человеку, другому может быть только во вред. Именно поэтому, когда мы читаем проповеди священнослужителей, когда обращаемся к опыту других православных верующих, нужно помнить, что священнослужители давали советы конкретным людям в конкретных обстоятельствах. В иных обстоятельствах и иных людям они могли бы дать совсем другие советы. И потому есть риск даже самые мудрые проповеди и советы обратить себе во вред, если воспринимать их без размышлений и поправок на себя и свою ситуацию. Посоветоваться о мере своего поста лучше всего во время личной беседы со священником. Но сделать это лучше всего не «на бегу», а заранее договорившись о такой беседе с конкретным священником. Современная ситуация такова, что у священников очень много обязанностей и забот и часто им не хватает времени для того, чтобы сию минуту обстоятельно поговорить с пришедшим человеком. Но редко кто из священников откажется от подобной беседы, если о ней договориться заранее. Впрочем, нужно помнить и то, что пост не исчерпывается одним лишь воздержанием в еде. Сама по себе еда нас не удаляет и не приближает к Богу. Можно употреблять в пищу формально постные блюда, например, постные торты, соевое мясо, пить соевое молоко, но при этом объедаться так, что все тело становится тяжелым и ленивым, а сам человек теряет способность четко и ясно мыслить. Современные технологии позволяют формально соблюдать пост, но при этом доставлять радость от вкусной пищи своему желудку. Такой пост принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому нужно помнить, что смысл поста – не в отказе от какой-то еды, что пост – это не диета. Смысл поста заключается в другом: очистить свое сердце от всякого зла, научить его любить Бога и окружающих нас людей. А это достигается через духовное совершенствование, которое немыслимо без молитвы к Богу и без воздержания от разнообразных телесных удовольствий, и прежде всего – еды.

http://pravmir.ru/nachalsya-uspenskij-po...

Полную систему годовых постов, принятую на Востоке в в., выражает Анастасий Синаит в 64 ответе на разные вопросы, ему предложенные. Он упоминает о трех постах, ни больше ни меньше, и ставит их в связь с таким же числом постов иудейских. Но, выражаясь точнее, следовало бы сказать к трем главным еврейским праздникам, так как кроме одного поста в день очищения, никаких других в Моисеевом законе не положено. Но так или иначе, для нас важна самая их цифра, выставляемая Синаитом, своего рода граница, которая, по его словам, определена положительно и переступить которую нельзя 49 . В это число входят: пост предпасхальный, после 50-цы и предрождественский, но нет еще поста Успенского. У Феодора Студита в его огласительных поучениях весенний пост уже называется постом св. апостолов и получает свое значение от этого праздника, а в поучении о временах года, или так называемом „ διδασκαλα χρονικ“,объясняется даже самый переход этого поста от Пятидесятницы ко дню св. апостолов. Для объяснения автор этого слова исходит из представления о Св. Троице и каждый из годовых постов приурочивает к одному из лиц Божества. Пост Петровский, по его мысли, учрежден по воспоминанию о Св. Духе, а так как Дух Св. сошел на апостолов и сообщил им дары духовные, то естественно и пост, ему посвященный, связать с именем апостолов, тем более, что они постились и молились, ожидая сошествия Св. Духа. В самых ранних записях устава об этом посте уже упоминается под именем четыредесятницы св. апостолов, которая начинается с понедельника, спустя неделю по Пятидесятнице 50 . В древнейшую пору своего существования, когда этот пост примыкал непосредственно к 50-це, он продолжался, как мы видели, одну неделю. Исключение составляли некоторые сектанты, которые, по словам блаж. Иеронима, постились после 50-цы сорок дней, но это был обычай частный, которому следовали немногие 51 . Но что и недельный срок также начали увеличивать надбавками, видно из слов Анастасия Синаита , который приводит цитованное нами место из Апостольских Постановлений, опуская выражение „ μαν βδομθα«, и у него дело представляется иначе: „...после 50-цы одну неделю празднуйте, а потом поститесь», но сколько – не сказано 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Да, далеко не всегда и не со всеми бывают эти разговоры, но все же хлеб наш насущный – это совсем не отвлеченное прошение Бога в прекрасной ежедневной молитве о том, что нам нужно в день грядущий, это и вполне конкретное «что я буду/не буду есть». Установили: хранение себя, воздержание от скоромной пищи – не есть цель поста. Во всяком случае, основная. Кому-то по состоянию здоровья просто противопоказано отказываться от многих продуктов. Но вот что я могу реально полезного сделать для своей духовной жизни, в чем мне поможет пост? Может быть, вернуться на фарватер, вспомнить, что в море житейском тоже вообще-то должны быть буйки, что я нередко за них заплываю, что в мире стихий я песчинка, и куда меня понесет ветер в открытом плавании, вопрос вообще-то очень большой и важный. Потому что важно, чтобы не понесло. А еще мне думается, что пост – это такая лампочка, которая на короткое время каким-то чудом сама включается в моей темной комнате. Темной настолько, что я почти забыл, где из нее выход и где, в конце концов, выключатель, чтобы уже самому как-то наладить освещение в этом пространстве. Фото: tatmitropolia.ru Не забирают у меня любимую еду, привычный образ жизни, интересный фильм, встречу с друзьями, не сажают меня на диету, не вручают Псалтирь и скорбное выражение лица. Пост – это шанс остановиться и посмотреть на себя самому и по собственному решению. Это действие, которое может состояться только при условии собственной воли: это я себя могу ограничить в чем-то, от чего-то отказаться, с чем-то, а еще важнее, с кем-то примириться и еще, конечно же, довериться. Тому, кто очень хотел бы, чтобы в моей жизни были минутки и мгновения честности. Не с Ним, а с самим собой. С Ним нельзя быть нечестным, так же бессмысленно от рентгена скрывать больной орган, ведь иногда даже: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный» – это честнее, чем просто договориться с совестью в обход Бога и думать, что ничего и не случилось. Пост – это время честности, потому что это осознание и принятие того, что мне плохо, когда мне некомфортно.

http://pravmir.ru/uspenskiy-post-povtory...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010