Шла еще война 1812 года, наши войска еще не вернулись из заграничных походов, когда М.Я. Диев закончил Костромскую семинарию и принял сан священника Успенской церкви села Тетеринское под Нерехтой. В 2009 году исполнится 295 лет основания Успенской Тетеринской церкви. В 1827 году М.Я. Диев одновременно получил должность законоучителя в Нерехтском уездном училище, с 1939 года бесплатно преподавал в высшем отделении Нерехтско-Мариинского училища благородных девиц. Прослужив в Тетеринском 19 лет, Михаил Яковлевич был вынужден искать себе новое место из-за кляуз и по распоряжению невзлюбившего его за писательство преосвященного Павла Подлипского. Карьеры молодой священник не сделал. Хотя научные труды Диева и обращали на себя внимание высшего начальства и даже доставили ему сан протоиерея, но они же неоднократно навлекали на него и неприятности со стороны непосредственного его начальства, которое публично замечало Диеву, что он занимается пустяками, что ему некогда думать о священнической должности. Пишущий священник вызывал подозрение у непосвященных. А у претендующих на ученость – жестокую зависть. В 1832 году отец Михаил был переведен в бывший Сыпановский монастырь и служит здесь в Троицкой церкви. Троице – Сыпанов монастырь основан преподобным Пахомием в XIV в., мощи которого почивают здесь. Живя близ города, Диев мог удобнее исправлять должность законоучителя, которую продолжал нести до 1857 года. Переселение в Сыпаново не слишком его огорчило, хотя хлопот причинило немало: пришлось перевозить туда отцовский дом со всем имуществом и библиотекой, которая к тому времени уже насчитывала около 900 книг. Но и там не обошлось без неприятностей. Высочайшее внимание к скромному священнику не могло не раздражать. Не прошло и 2-х месяцев, как при первом удобном случае архиерей публично заявил, что «священнику некогда заниматься такими безделицами, как история и археология». Намек был схвачен на лету. И в скором времени поступает донос диакона, который хотел занять место отца Михаила. Будто он занимается сочинениями, службу, кроме воскресных дней, не служит. Заставляет петь песни, а в это время их записывает, отвратил критическими пословицами богомольцев. Особенное недовольство у нерехтских толстосумов вызывала напечатанная Диевым поговорка: «В Нерехте бойся не воров, а каменных домов». На этот донос последовало три указа духовной консистории «О неправильных действиях священника Диева», и требовании к Нерехтскому духовному правлению о наказании виновного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

В основном объёме храма на своде развёрнута композиция " Троица Новозаветная с Собором всех святых " . На западной стене центральная композиция " Проповедь Николая Чудотворца " с тремя сценами из его жития и сюжетом из Евангельского цикла. По сторонам от западного входа в храм проиллюстрированы два Евангельских сюжета: " Воскрешение сына Наинской вдовицы " и " Благословение детей " . В трёх верхних ярусах также написаны Евангельские события, в нижнем ярусе в клеймах изображены избранные святые. В манере написания сюжетных композиций и ликов просматривается ориентация на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. Роспись нач. 20 в. на сводах трапезной, выполненная в позднеакадемической манере, неоднократно поновлялась. Она содержит основные сцены из цикла Праздников. Иконостас данного Благовещенского храма, являющийся почти аналогом иконостаса Успенской церкви села Тетеринского, в настоящее время увезён в Нерехту. После кончины последнего настоятеля несколько лет назад церковь не работает. В селе нет ни домов, ни жителей. В 1 км находится жилая деревня Хомутово. Относительно постройки Благовещенской церкви в селе Протасово существует давнее предание, что когда ещё не было данного села Протасово, на горке стояло некое село, а внизу, под горкой, было болото. Однажды одному путнику на этом болоте явилось видение иконы Николая Угодника. Икону принесли в деревянную церковь села, через несколько дней икона пропала, её нашли в том же болоте, а церковь сгорела. Тогда крестьяне решили строить новую церковь. Болото осушили, а на его месте образовался пруд в 3,5 аршина глубиной. Возле этого пруда и стали строить Благовещенский храм. Для фундамента свозили огромные камни со всей округи. Стены сложили из красного кирпича, который делали сами, т.к. глины здесь было много. Колокол для храма привезли из Костромы. От Космынино в Протасово тащили колокол на полозьях всем миром. Говорят, что когда колокол отливали, люди верующие бросали в литьё золотые и серебряные вещи: кольца, броши, цепочки и иконки, поэтому и звон его был слышен за много вёрст вокруг. В ограду церкви был врыт столб, на котором висела кружка. До революции дорога из Иваново в Кострому проходила через Протасово, народу проезжало много, и многие клали деньги в кружку. На эти деньги церковь и существовала.

http://sobory.ru/article/?object=16946

Престолов в ней один во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, освящен в 1896 году 4 сентября. Штата в церкви нет. Богослужение в праздники совершается по найму священником (из Подосиновской Богородице – Рождественской церкви). Земли при церкви состоит: в давнишном владении с согласия крестьян – строителей при самой церкви всего 10 десятин, 840 квадратных сажен. Другие здания, принадлежащие церкви: маленький деревянный амбар с сараем. При церкви состоит в звании ктитора Алексей Яков Кузнецовский, с 1909 года помощником церковного старосты крестьянин Михаил Викторов Кузнецовский». Подосиновская Георгиевская церковь Из клировой ведомости за 1917 год: «Построена в 1793 году тщением прихожан и Великоустюжского купца Александра Смолина. Зданием церковь каменная одноэтажная в связи с колокольнею каменною же, здание, как церковь, так и колокольня крепкие. Престолов в ней один – во имя Святого Великомученика Георгия. Утварью церковь достаточна: Евангелий – шесть, напрестольных крестов – шесть, сосудов – три, серебряные, дароносица – одна, мирница – одна, ковчег – один, все серебряные. По штату положено: священник, псаломщик и просфорня. Кружечных доходов за 1917 год получено: 494 руб. 94 коп. Другие источники содержания членов причта: собрано хлебом, льном и другими продуктами – 199 руб. 80 коп. и проценты с капитала вечного вклада – 39 руб. 74 коп. Земли при церкви состоит 156 десятины 2049 квадратных сажен, причем пользуются землею на основании купчей крепости, писанной на столбце 1783 года. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием прихожан сей церкви в 1886 и 1891 годах. Другие здания, принадлежащие церкви: два корпуса лавок и церковно-приходская школа принадлежит попечительству. Имеются в приходе школы с 1886 года церковно-приходская, а с 1910 года Савинское земское начальное училище (д. Тетеринская). Церковно-приходская школа содержится на средства: от попечительства до 45 руб., от церкви до 45 руб. Число детей, обучающихся в школе – 59 мальчиков и 24 девочки.

http://sobory.ru/article/?object=12664

По поводу дальнейшей судьбы московской Немецкой слободы среди ученых существуют разногласия: одни считают, что знаменитая слобода на Кукуе в будущем Лефортово, на правом берегу Яузы, возникла одновременно с Болвановской. Другие же полагают, что Иноземная слобода была просто переведена с Болвановки на Кукуй, где при Борисе Годунове ее населению разрешили построить кирху, завести мельничное дело, дали льготы, ссуды и проч. Самое интересное, что в заяузской Болвановке тоже, как и в Замоскворечье, жили московские стрельцы. О том свидетельствует название местного Тетеринского переулка, напоминающее, как считается, о стрелецкой Тетеринской слободе. Согласно старинной московской традиций, переулок был назван по фамилии начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который при Иване Грозном участвовал в походе на Астрахань и возглавлял стрелецкий полк, который и был, вероятно, здесь расположен. Храм на седьмом холме История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население. Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

http://pravoslavie.ru/516.html

Главный иконостас храма четырехъярусный, на пять прясел в нижнем ярусе и на семь прясел в верхних ярусах, с рядом надставных икон. Прясла верхних ярусов, кроме центрального, содержат по две иконы. Ярусы разграничены резными фризами и карнизами простого профиля, прясла – колонками с прорезным декором в виде виноградной лозы. В праздничном чине прясла разделены резными консолями. В нижнем ярусе иконостас плоский, с арочными нишами у царских врат и у боковых входов в алтарь, что является оригинальной чертой его конструкции. Крайние прясла верхних ярусов установлены откосно. На цокольных тумбах под образами местного чина помещены иконы, комментирующие сюжеты больших чиновых образов. По сторонам арки у царских врат над местными образами помещены две пары икон праздничного чина. В центре второго (праздничного) ряда икон помещен образ Собора Богоматери. Иконы апостольского чина имеют трехлопастные навершия, в центре расположен образ Христа Великого архиерея с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и двумя архангелами. В пророческом ряду иконы имеют арочную форму, центральный образ чина – Троица Новозаветная. Над центральным пряслом иконостаса установлен крест с резным Распятием. В орнаментированной оправе креста расположены восемь круглых клейм со сценами из Страстного цикла. В оглавии креста изображены два резных ангела, держащих корону. Две надставных обрезных иконы у основания креста представляют предстоящих Распятию Богоматерь и Иоанна Богослова. Остальные 12 икон, установленных над венчающим карнизом, составляют собор избранных святых, среди которых десять являются воинами-мучениками. На двух боковых, откосно поставленных иконах, изображены равноапостольные Константин и Елена. Увенчанное херувимами святое воинство вознесено к символическим небесам, приближено к собору небесных сил, окружающих образ Троицы, написанный на своде храма. Особый состав надставных икон является программной особенностью тетеринского иконостаса. Каждая икона оформлена резной рамой с закругленными углами.

http://sobory.ru/article/?object=05161

Архипастырь преподал мне благословение на руководство всеми мероприятиями, связанными с подготовкой и проведением богослужений возрождающегося Великорецкого торжества. Незамедлительно была организована рабочая группа, в задачу которой входило благоустройство пути от Чудинова до Великорецкого. По старой сельской дороге, ведущей через леса и поля, были сооружены мостки через речки и ручьи, расчищены упавшие деревья, закопаны ямы, для удобства переправы отремонтирован паром через реку Великую. Этими непростыми работами руководил заведующий хозяйством Серафимовского кафедрального собора Георгий Михайлович Кацемонов. Предварительно мы прошли с ним по утвержденному маршруту возрождаемого крестного хода от Чудиново до Великой реки. Расстояние это составляет почти 10 километров. С особым усердием по подготовке священного события подвизались: протоиерей Василий Галич — ключарь Серафимовского кафедрального собора; инокиня Любовь (Клабукова); сотрудник Серафимовского храма Константин Коснырев — бригадир рабочей группы; Калиса Васильевна Овчинникова — главный бухгалтер Кировского епархиального управления; Виктор Сергеевич Щелчков — староста Серафимовского собора; супруги Прокопий Иванович и Нина Прокопьевна Клепиковы; Лидия Ананьевна Тартышева — казначей Серафимовского храма; Логвинов Андрей Николаевич — ныне протоиерей, служащий в Иоанно-Богословской церкви города Костромы; Вера Яковлевна Ложкина, на сегодняшний день настоятельница Успенской Тетеринской женской пустыни в Костромской епархии. За фотофиксацию ответственным был назначен фотограф Олег Арбузов. Олег Николаевич Овчинников, в настоящее время секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России, подготовил хор из Троицкой церкви в Макарье, который своим проникновенным и молитвенным пением украсил Литургию на реке Великой. Наконец настал долгожданный момент. Нескончаемым потоком двигались автобусы с паломниками из Серафимовского кафедрального собора города Кирова в Чудиново. Участниками вновь возрожденного празднования стали более пяти тысяч человек.

http://patriarchia.ru/db/text/3667733.ht...

Условия жизни этой семьи были очень тяжелыми, они ютились в подвале церкви, который не отапливался, — лишь в алтаре стояла маленькая печка, чтобы отогреть руки. Надежда Афанасьевна была сестрой владыки Вениамина (Федченкова), конечно, это тщательно скрывали. Неожиданно брат и сестра встретились в 1945 году на Соборе, который состоялся в Москве и на который приехал из-за границы владыка Вениамин В этот же приезд владыка Вениамин пришел в Тетеринский; он опустился перед батюшкой на колени и благодарил его за сестру Надежду и за брата Сергия, которого уже не было в живых и который также находил тепло и нежность в семье Воскресенских» 13 . В те годы люди нуждались в духовной поддержке не меньше, чем в материальной, и храм святого мученика Иоанна Воина при отце Александре Воскресенском стал подлинным приютом для страждущих душ. Сошлемся на слова биографа: “Время было тяжелое, но в храме неизменно царила атмосфера светлой радости. Всех встречала батюшкина приветливость, благожелательная отзывчивость. Кто только ни приходил сюда, чтобы облегчить свою душу покаянием? Шли чудом сохранившиеся отдельные представители семей замоскворецкого купечества, ютившиеся в Бабьегородских, Мароновских переулках, рискуя потерять с огромным трудом найденную работу, тайно приходили известные специалисты-врачи, профессора Московского Университета, писатели, знаменитые певцы… шли простые москвичи, приезжали жители Подмосковья, среди молящихся было немало выброшенных из жизни священников, диаконов, вдов церковнослужителей. Всех батюшка готов был принять, утешить, по возможности помочь…” 14 . Главным прибежищем и жилищем самого отца Александра очень долго (1930–1946) служила крохотная комнатка на колокольне, где он молился, отдыхал после службы и принимал духовных чад. Не однажды там находили приют возвращавшиеся из ссылки архиереи; батюшка принимал их исповедь 15 . Высокая стройная фигура батюшки, всегда ходившего в рясе и никогда в мирской одежде, символизировала собой его неизменную устремленность горе и постоянное предстояние Богу. О том, какое впечатление производил он на окружающих, свидетельствует биограф:

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

Второе возрождение мон-ря началось в кон. 1989 г., когда еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , предполагая устроить в Богоявленско-Анастасиином храме кафедральный собор, обратился к властям с просьбой о возвращении его РПЦ. 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось возрождение жен. мон-ря. 26 марта 1991 г. в Кострому из Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прибыла группа инокинь во главе со старшей мон. Иннокентией (Травиной), 29 авг. 1991 г. возведенной в сан игумении возрождавшегося мон-ря. 17 июня 1991 г. еп. Александр совершил освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего и кафедральным собором, и главным храмом мон-ря. 18 авг. того же года крестным ходом в собор перенесли главную святыню Костромского края - Феодоровскую икону Божией Матери . В течение 90-х гг. XX в. Костромской епархии и К. м. был возвращен ряд бывш. зданий мон-ря. С 1991 г. в трапезном корпусе размещались Костромское ДУ (в 1996 преобразовано в Костромскую ДС) и Костромское епархиальное управление (с 2003 в помещении настоятельского корпуса). С 2003 г. в Богоявленско-Анастасиине соборе пребывают мощи прп. Тимона Надеевского, ученика прп. Серафима Саровского, возобновителя Николо-Надеевской пуст., находившейся в Макарьевском у. (совр. Антроповский р-н). К 2000 г. в К. м. проживали 100 чел., к 2010 г.- 49 насельниц, в т. ч. игумения, 19 монахинь и 29 послушниц. В 1991 г. при обители создана богадельня для престарелых равноап. Марии Магдалины, в 1993 г.- детский приют св. Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. мон-рь имел подворье в с. Домнине Сусанинского р-на, в 2004 г. преобразованное в Домнинский во имя святых Царственных страстотерпцев женский монастырь . Сестры К. м. начинали возрождение Макариева Унженского, Пахомиева Нерехтского Сыпанова и Макариева Писемского мон-рей, стали первыми насельницами вновь созданных Тетеринской пуст. (Нерехтский р-н), костромского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Домнинского жен. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) До закрытия Троицкой ц. в с. Сыпанова Слобода (Троица) в ней хранилось еще неск. икон П. В ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Тетеринском Нерехтского р-на (совр. Успенская Тетеринская жен. пуст.) имеется икона П. (судя по надписи, скорее прп. Пахомия Великого) и свт. Алексия, митр. Московского кон. XIX - нач. XX в. (на чеканном золотом фоне), попавшая сюда, как полагают, из Троицкой ц. после ее закрытия. В четверике этого храма в нише на юж. стене помещен большой ростовой образ П. (XVIII в. (?) под поздними записями, в т. ч. XX в.; написан в темперной технике), по размерам и иконографии близкий к нагробной иконе. Основные подробности рисунка схожи с деталями репродукции 1896 г. и иконы из Сыпанова мон-ря (какой из образов был написан раньше, без специального исследования установить невозможно). Известно, что в 1876 г. была «усердием старосты Яичкова написана точная копия с иконы преп. Пахомия, лежащей на мощах, сделана на нее риза, подлинник подправлен» ( Новосельский Н. А., свящ. Сыпаново: Ист. описание его в бытность мон-рем и после - приходскою Троицкою ц.//Костромские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. 3. С. 62). В нач. XX в. нагробный образ П. воспроизводили в хромолитографиях (напр., экземпляр с цензурным разрешением 1904 г.- поколенный тип изображения). Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. В иконописных подлинниках кон. XVIII - 1-й трети XIX в. под 9 июля и 21 марта даны краткие описания внешности П.: «…сед, брада покороче Власиевы, в схиме, ризы преподобнические» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 183; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 128 об.; БАН. Строг. 66. Л. 122 об., добавлено: «…схима на плечах»; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62). В Житии П. из сб. Синодальной б-ки о его облике сказано: «Преподобный Пахомий Костромской чюдотворец Сыпанова монастыря пишется леты стар, возрастом средний, телом сух, мало возлыс, брада аки у Иоанна Богослова бела вся, риза преподобническая и схима есть; в руце держит свиток, в свитце пишет: «Братие, терпите находящая на ны скорби на сем месте, да обрящем благодать Божию». Яко писать стоящего то над главою его Святая Троица аки у Павла Обнорского десная рука выспрь крестообразна, в шуице свиток, а когда молящегося то Троица на дцке во угле аки у Александра Свирского» (Житие прп. Пахомия Нерехотского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 17).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Далее следует ряд «писем, имеющих отношение к ведомству св. синода», а именно: α) «25 писем к обер-прокурору святейшего синода Алексею Петровичу Ахматову и к исправляющему должность его, князю Сергею Николаевичу Урусову, и еще к обер-прокурору того же синода А.П. Толстому. С 1862 года»; все эти письма написаны о. Порфирием. За ними следует написанное вчерне карандашом письмо его к обер-прокурору К.П. Победоносцеву , от 11 дек. 1880 г., о могиле «для какой-то княгини Голицыной» в Новоспасском монастыре, которое письмо переписано начисто в последнем томе «Книги бытия моего» (л. 52–53 б ). β) 7 писем к о. Порфирию от князя Урусова и одно от обер-секретаря св. синода Н.И. Олферьева, относящихся к ученым трудам и занятиям о. Порфирия; тут приведена и выписка из книги Тишендорфа: Anecdota sacra et profana. Lipsiae. 1861, стр. 129–30. γ) 4 формулярных или послужных списка о. Порфирия за 18 39 / 40 г., исправленный такой же список за 1854 год, затем следуют списки за годы: 1862, 1865 и 1882 (самый подробный). δ) Письмо диакона села Тетеринского Николая Аменитского (27 авг. 1856 г.) к о. Порфирию «о селе Тетеринском» и о тамошнем причте, написанное по желанию о. Порфирия. ε) «Пояснение о роде Александра Успенского и о переходимости и наследстве после него имения», написанное титулярн. советн. Николаевским, с родословной рода ( sic ) Александра Успенского , составленной им же 19-го марта 1866 г. ζ) 4 краткие ведомости о движении сумм, состоящих в распоряжении Московской св. синода конторы за июнь-август и октябрь-ноябрь, «Краткая ведомость о детях обоего пола, находящихся в Институте обер-офицерских сирот, и питомцах Московского Воспитательного Дома за 6-е число марта месяца 1841-го года», – все на печатных бланках, – и «Записка о числе воспитанников обоего пола за 1840-й год», полученная о. Порфирием «1841 г. марта 8 дня в заведении, в субботу». η) " Какие люди окружали меня в Киеве«, – где на первом месте стоят «Манифест абсолютно-христианского государя, данный в Москве 4 апреля 1873 года», на 16 лл., в 4-ку.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008