В. Рудаков Протоиерей, известный археолог и историк. Родился 22-го октября 1794 года; умер 3-го февраля 1866 года. Диев сын священника, воспитанник Костромской духовной семинарии, священник сначала в с. Тетеринском (с 1813 г.), а потом (с 1832 г.) в с. Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 г.) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями и еще с большею любовью Диев отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где «бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах…» Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая возбудить или развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым , который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки. В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», – местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/mi...

В отличие от храма, фасады боковых приделов трапезной выдержаны в формах клас-сицизма в его провинциальной трактовке. Они акцентированы портиками из трех ионических колонн, поддерживающих дорический фриз с треугольным фронтоном. Стены по сторонам портика оформлены ленточным рустом и расчленены пилястрами, которые опираются на гладкий цоколь и поддерживают трехчастный антаблемент. Два прямоугольных окна в интерколумниях портика заключены в рамочные наличники с замками и профилированными треугольными сандриками, а остальные окна помещены в плоские прямоугольные ниши. Глухие граненые барабаны под главами приделов декорированы вертикальными прямоугольными нишками и трехчастными карнизами с мелкими сухариками. Слитные четверики первоначальной колокольни декорированы аналогично храму: в основании объема проходит цоколь с поребриком, межъярусный и венчающий карнизы образованы несколькими кирпичными полочками, а углы оформлены огибающими лопатками. Прямоугольный проем входа и поднятый над ним квадратный киот для иконы объединены высокой нишей, образованной в результате частичной закладки входной арки. Высокое пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Три арочных прохода везут в алтарь, коробовый свод которого с запада замкнут лотком, а с востока конхой с небольшими распалубками над окнами. Арочный проем соединяет храм с невысокой двухстолпной трапезной. Ее своды, крещатые в средней части и коробовые в боковых приделах, опираются на столбы и переброшенные от них подпружные арки. Свод в нижнем ярусе колокольни в средней части, по оси входной арки, крестовый, а в северной и южной – коробовый, второй ярус, где расположено жилое помещение, имеет плоское перекрытие. Живопись в алтаре, выполненная масляными красками в 1906 г. Иосифом Ивановичем Трубниковым, типична для нач. 20 в. В вершине свода помещено изображение Святого Духа в виде голубя в лучах, а над пышным гризайльным карнизом расположены фигуры избранных святых. Стены украшены сценами из жития Богоматери в клеймах арочной формы. Они исполнены в позднеакадемической манере в приглушенной цветовой гамме. Рамы клейм, декорированные иониками, завершены коронами-навершиями из лиственных побегов сложного плетения, а внизу дополнены фигурными фартуками с кистями.

http://sobory.ru/article/?object=05161

Из книги С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов " Нерехта " . Отчий дом, Москва, 1996. Яркий пример ярусного сооружения в стиле классицизма, отличающегося пропорциональностью объемной композиции и тонкостью фасадного декора. Пять ярусов колокольни имеют разную конфигурацию: нижний – четырехгранный, второй – в форме четверика со срезанными углами, третий – восьмигранный, четвертый – цилиндрический, а небольшой пятый ярус-резонатор, поднятый на купольной кровле с люкарнами по странам света, – четырехгранный. Венчает сооружение граненая гуськовая кровля с высоким шпилем на вазообразном основании. Столь же разнообразно и фасадное убранство ярусов. Стены нижнего четверика обработаны ленточным рустом с веерной расшивкой швов над полуциркульной перемычкой арок на западном и восточном фасаде (ныне они заложены) и арочных ниш на северном и южном. Четырехколонным тосканским портикам с треугольными фронтонами, украшающим ярус с трех сторон, на восточном фасаде отвечает такой же пилястровый портик. Колоны попарно объединены высокими постаментами, венчающий их антаблемент не имеет архитрава. Во втором ярусе горизонтальный руст покрывает стены до перемычек арок, гладкие архивольты которых опираются на трехчетвертные колонки с ионическими капителями. Более крупные ионические колоны поставлены по сторонам срезанных углов, создавая активные выносы трехчастного антаблемента с мелкими сухариками в карнизе. В третьем ярусе, завершенном пластичным трехчастным антаблементом со ступенчатыми консольками с карнизе, основные грани прорезаны сквозными арками, франкированными филенчатыми пилястрами с расположенными над ними лепными медальонами, а диагональные украшены двухколонными портиками (колонны трехчетвертные, без капителей). Декор четвертого яруса очень скуп и ограничен вдавленными гладкими рамами по контуру арок звона и карнизом с мутулами, поддержанным гладким фризом и узким аттиком в основании фигурных обрамлений круглых люкарн. Тем более изящно на этом фоне выглядит ограждение обходной галереи металлической решеткой, укрепленной в кирпичных филенчатых тумбах с миниатюрными главками, которые ранее венчались крестами. Арки верхнего яруса-резонатора оформлены двухколонными портиками с полным антаблементом.

http://sobory.ru/article/?object=32418

Тетеринское. Успенская Тетеринская пустынь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1815 и 1820. Адрес: Россия, Костромская область, Нерехтский район, с. Тетеринское Координаты: 57.501664, 40.588576 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тетеринском заокончено в 1820 году (архитектор Гауденцио Маричелли ди Бедиллора). Четырехъярусный столп высотой 60 м, с упрощенным барочным обликом. Нижние ярусы колокольни усложнены в плане, углы их усечены и выступают парами колонн. Среди особенностей звонницы - круглый в плане верхний ярус, утопленное обрамление арок этого яруса и наличие здесь же балюстрады. Стоящая отдельно четырёхъярусная колокольня сооружалась по проекту итальянского архитектора из Турина Маричелло. Подрядчиком работ был сначала сам зодчий, а затем ярославские крестьяне Василий Семёнов и Иван Никитин. О личности И.И. Маричелли, работавшего в России в 1792-1822 гг., сведения скудны. Известно, что он был городским архитектором в Шуе, где по его проекту в 1810 г. начали постройку соборной колокольни. Но, возведённая на высоту трёх ярусов, она обвалилась и достраивалась уже под наблюдением архитектора Е.Я. Петрова. В первой трети XIX века Маричелли принимал участие в строительстве ограды Николо-Шартомского монастыря (12 км от г. Шуи, Ивановская обл.). В 1819 г. по его проекту велась пристройка тёплого Троицкого храма и Покровской церкви в селе Иванове (ныне г. Иваново), строились другие здания. К сожалению, все они не сохранились. Тетеринская колокольня является, вероятно, единственной сохранившейся постройкой Маричелли. Она отличается стройностью и разнообразием форм. Так, первый, квадратный в плане, ярус прорезан по оси восток-запад сквозным арочным проёмом. Фасады этого яруса с трёх сторон (кроме восточной) оформлены четырёхколонными портиками дорического ордера с трёхугольными фронтами. Второй ярус, квадратный в плане, но со скошенными углами, оформлен уже ионическими колоннами. Третий ярус - восьмигранный, с четырьмя арками, расположенными по сторонам света, оформлен колоннами коринфского ордера (капители не сохранили пышного убранства). Круглый в плане четвёртый ярус окружён балюстрадой, украшенной металлическими вазами. Венчает колокольню прорезанный арками четырёхгранный барабан и красивого рисунка купол с высоким шпилем. Сейчас осталось только гадать, что побудило воздвигнуть этот колосс рядом с сельским храмом и кто был его заказчиком.

http://sobory.ru/article/?object=32418

Став настоятельницей, монахиня Вера решила привести в полный порядок все имущественные документы обители. В сентябре 1999 года были сентябре 1999 года были зарегистрированы в палате имуществ права обители на собственность жилых домов и земельных участков под ними. В 2000 году был сделан капитальный ремонт настоятельского дома. На пожертвования меценатов был отлит большой колокол и вся звонница перенесена с паперти на колокольню. В 2001 году продолжалось начатое о. Поликарпом строительство большого сестринского дома. В 2002 году были сделаны маркировка храмовых икон и видеосъемка интерьеров церкви, капитальный ремонт церковной ограды и ремонт жилых помещений в колокольне. Монастырский трудник Петров Иван Петрович – мастер на все руки, местный «Кулибин» - перекрыт купол Никольского придела. Обители был пожертвован новый автомобиль «Нива». Управлять автомобилем стала сама м. Вера. За усердные труды по становлению обители монахиня вера ко дню святой Троицы была возведена в сан Игумении архиепископом Александром по благословению Патриарха Алексия II. В 2003 году был сделан капитальный наружный ремонт колокольни. Средства на ремонт были выделены лидером партии ЛДПР В.В. Жириновским. В том же году перекрыт купол Рождественского придела. Весной 2004 по распоряжению архиепископа Александра настоятельницу костромского Знаменского монастыря игумению Феофанию назначили в Успенскую Тетеринскую пустынь., а в декабре 2004 г. была утверждена в этой должности Священным Синодом. Новая настоятельница продолжила дело своих предшественников. За первое лето были заменены все старые трубы в большом сестринском доме. Сделан новый капитальный ремонт в доме настоятельницы, отремонтирована трапезная. 10 февраля 2005 года в Успенскую Тетеринскую женскую пустынь был назначен священником иеромонах Антоний (Бутин). С назначением нового священника, многое в обители стало меняться. В начале назначения иеромонаха Антония в обитель матушка игумения Феофания благословила переписать все иконы и утварь в Никольском приделе. При описи о. Антонием был обнаружен в комоде узел со старинными облачениями. Он показал этот узел Матушке и когда они его развернули на облачениях оказались бирки, что это облачения с мощей преподобного Поликарпа и преподобного Еразма Киево-Печерских. В этом же узле находился куколь преподобного Поликарпа. Это была первая находка святыней, утраченных после смерти архимандрита Поликарпа. Одежды были опознаны бывшей церковной старостой Муравьевой А.И. и регентом Никитиной Н.А. Они рассказали, что эти одежды о. Поликарп хранил у себя в келии. И в дни памяти преподобного Поликарпа и преподобного Еразма приносил для поклонения в храм. К хитонам преподобных все прикладывались, а куколь после помазания на полиелее, батюшка Поликарп надевал на голову каждому «для исцеления».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Тетеринское. Успенская Тетеринская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1724. Архитектор:Г. Маричелли (колокольня) Ссылки:   Адрес: 157812, Россия, Костромская область, Нерехтский район, с. Тетеринское Координаты: 57.502163, 40.588558 Проезд:от ж/д вокзала Нерехты местным автобусом " Нерехта-Тетеринское " Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Колокольня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К северу от Нерехты на старой Костромской дороге расположено старинное село Тетеринское, отмеченное высокой колокольней, видимой из города. В конце XIV - начале XV вв. Тетеринское принадлежало наместнику Коломны боярину Александру Остею. От него село перешло к внуку Андрею Хрулю и было пожертвовано им Переславскому Горицкому монастырю, которому оно и принадлежало вплоть до секуляризации церковных земель в 1764 году. С образованием Переславль-Залесской епархии Горицкий монстырь становится кафедральным, и Тетеринским стали владеть и управлять архиереи. Один из них - епископ Серапион, будучи по вотчинным делам в Тетеринском, настолько был заворожен красотой его местоположения, что рядом с ним по дороге на Нерехту на берегу реки Бобровец построил для своих приездов деревянное подворье со службами, устроил пруд, в котором разводил волжскую стерлядь и переславскую селёдку. Для защиты пруда от сточных вод со стороны села были вырыты специальные отводные каналы. Главный дом просуществовал до первой четверти XIX века. В конце XVII века Тетеринское принадлежало В.М. Полозову. Его предок, В.В. Полозов, в юные годы участвовал в войне России с Турцией, попал в плен и после многих приключений благополучно вернулся в Москву и был награждён царём Фёдором Алексеевичем. В центре села расположен храмовый комплекс, состоящий из Успенской церкви 1724 года, шестидесятидвухметровой колокольни 1820 года и глухой кирпичной ограды XIX века. По своим архитектурным формам Успенская церковь черезвычайно близка к Никольской в Нерехте и отличается от неё лишь большими размерами. Да и освящались обе церкви с разницей в один день архимандритом Горицкого Переславского монастыря Львом Юрловым. Венчают церковь современные ажурные кресты, не так часто встречающиеся на костромских храмах. Первоначальная трапезная не сохранилась. Существующая ныне построена в 1806 году, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на прорезном подзоре. Фасады трапезной оформлены горизонтальными рустами, а центральная часть выделена, видимо, единственным в своём роде трёхколонным портиком ионического ордера. С запада к трапезной примыкают два сохранившихся нижних яруса от первоначальной, видимо, шатровой колокольни. Первый ярус колокольни состоит из двух мощных столбов, от которых арки перекинуты на западную стену церкви. Второй ярус занимала квадратная палата, и лишь над ней была звонница.

http://sobory.ru/article/?object=03115

Тетеринское. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбская часовня /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Боголюбской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2010. Адрес: Костромская область, Нерехтский район, окр. с. Тетеринское Координаты: 57.496094, 40.580819 Проезд:Примерно в 0,5 км южнее села Тетеринское. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В середине 18 столетия для села Тетеринского произошло значимое событие. Возвращавшийся из Нерехты безногий калека, передвигаясь на колясочке, утомившись в пути, свернул с дороги к протекавшей недалеко от дороги речке Бобровец и на воде увидел икону Божией Матери подобную " Боголюбской " . Утолив жажду, он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явившейся иконе, увещая всех с молитвами поклоняться ей как особой покровительнице Тетеринского. Народ со священиками вышел к месту явления иконы и она была принесена в храм. От неё стали происходить чудесные знамения. Так, во время смертоносного поветрия в конце 18 века Тетеринскую " Боголюбивую " икону Богородицы обносили с крестным ходом вокруг вотчины и эпидемия не причиняла вреда местным жителям. Икону стали почитать и впоследствии на месте её явления была поставлена часовня, к которой с 1831 ежегодно 18 июня (1 июля н.ст.) был крестный ход из церкви. Эта кирпичная кубическая часовня Боголюбской иконы стояла возле самой дороги на Нерехту и всякий заходил в неё благословиться в путь. В советские годы часовня была сломана. Строительство её начато лишь недавно, в 2010 году. В настоящий момент новая ротондальная часовня построена и действует, по-прежнему помогая всякому недугующему св. водичкой, по молитвам к Пресвятой Богородице. teterinskoje.narod.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18279

В обители П. был отдан под начало некоему старцу, а затем определен в хлебню, где трудился много лет. Рождественский мон-рь того времени являлся одним из главных центров духовной жизни и культуры Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно в его стенах П. овладел искусством иконописания. Митрополичий наместник во Владимире свт. Алексий рукоположил П. во диакона. Вероятно, это произошло между 1352 и 1354 гг. Впосл. (вероятно, в 1362) свт. Алексий возобновил в окрестностях города, на высоком берегу р. Клязьмы, мон-рь во имя святых Константина и Елены (Цареконстантиновский), пришедший в упадок после монг. нашествия (упразднен в 1775, впосл. с. Доброе, с 1950 в черте г. Владимира). Игуменом обители свт. Алексий поставил П. Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. Сер. XIX в. (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пуст.) Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. Сер. XIX в. (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пуст.) Спустя неск. лет П. сложил с себя игуменство и ушел в Костромскую землю в Нерехту - небольшой город, основанный предположительно во 2-й пол. XII в. у впадения р. Солоницы в р. Нерехту (впервые г. Нерехта упомянут в 1213/14). В Нерехте П. жил нек-рое время у благочестивого мирянина и ходил по окрестностям, ища место для основания пустыни. Найденная П. возвышенность на берегу небольшой р. Гридевки, впадающей в р. Солоницу, в ряде документов XVII в. именуется Сыпановым городищем, что позволяет предположить существование здесь в прошлом небольшого укрепленного города. Согласно Житию, во 2-й пол. XIV в. Сыпаново покрывал густой лес. Урочище Сыпаново принадлежало г. Нерехте, и когда П. попросил его у горожан для устройства мон-ря, нерехтчане, согласно Житию, с радостью исполнили просьбу преподобного. Местные жители помогли П. в расчистке места для обители. На расчищенной площадке П. поставил себе малую бревенчатую келью, а рядом с ней, вероятно, небольшую часовню. Будучи иконописцем, П. в Нерехте написал образ Пресв. Троицы, вплоть до нач. XX в. бывший храмовой иконой мон-ря, а затем приходской церкви.

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Из книги С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов " Нерехта " . Отчий дом, Москва, 1996. Выразительный по архитектуре и планировочно развитый сельский культовый комплекс, включающий храм в традициях костромского зодчества 17 в., получивший новый облик благодаря более поздним приделам, и колокольню в стиле классицизма. Исключительную ценность представляют росписи и иконостасы церкви, которые признанно считаются выдающимися произведениями местных живописцев и резчиков. Комплекс расположен на вершине пологого холма, рядом со старой Костромской дорогой, и доминирует в открытом ландшафте; высокая тетеринская колокольня видна из Нерехты, отстоящей на 6 км. Село Тетеринское с деревнями в кон. 14 – нач 15 в. принадлежало боярину Аксандру Остею, а позже его сыну и внуку Андрею Романовичу Остееву (Хрулю), который пожертвовал владение Переславскому Горицкому монастырю. В 1627–1628 гг. в селе стояли две деревянные церкви – холодная Никольская, с приделами Успения и пророка Даниила, и теплая Параскевы Пятницы. В 1720–1724 гг. по ходатайству настоятеля монастыря архимандрита Льва (Юрлова) и прихожан на месте первого был возведен новый каменный пятиглавый храм с трапезной, северным приделом и шатровой колокольней. Придел во имя Николая Чудотворца освятили в 1724 г., а основной престол, посвященный Успению Богоматери, – годом позже. В 1745 г. церковь была выведена из владений Горицкого монастыря и стала приходским храмом Костромской епархии. Крупные работы, проводившиеся в церкви в кон. 18 – нач. 19 в., инициировались Петром Агриколянским, назначенным сюда священником в 1791 г. Его попечением к 1797 г. церковная территория была окружена каменной оградой с воротами, калитками и сторожкой, а в 1795-1799 гг. стены основного храма были расписаны большесольскими мастерами. Главными вкладчиками выступили Гавриил и Василий Степановы, о чем свидетельствует запись на откосе южного портала храма. Вероятно, к кон. 18 в. относится и четырехъярусный главный иконостас храма, по формам очень близкий иконостасу Благовещенской церкви в с. Протасово, освященной в 1782 г.

http://sobory.ru/article/?object=03115

СЛУШАЛИ: 5. Рапорт Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора об освобождении иеромонаха Иоанна (Масловского) от обязанностей настоятеля мужского монастыря Крестовая Пустынь в поселке Нижний Солох-Аул г. Сочи Краснодарского края по состоянию здоровья и о назначении иеромонаха Игнатия (Ерамищяна) исполняющим обязанности настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Иоанна (Масловского) от обязанностей настоятеля мужского монастыря Крестовая Пустынь в пос. Нижний Солох-Аул г. Сочи. СЛУШАЛИ: 6. Рапорт Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумении Феофании (Ложкиной) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области, освободив ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумению Феофанию (Ложкину) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области, освободив ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района Костромской области. СЛУШАЛИ: 7. Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении монахини Нины (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Нину (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря. СЛУШАЛИ: 8. Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская Коренная пустынь и о назначении иеромонаха Вениамина (Королева) исполняющим обязанности наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская Коренная пустынь. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе и о назначении монахини Иоанны (Лихомановой) настоятельницей обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008