Образ Рожества Христова, обложен сребром басмою, золочен; у него семь венцов сканных серебряных золоченых. У того ж образа пелена камка черчата, (Л. 76) на пелене крест шит золотом и по сторонам шито золотом же. Образ Успения Пречистые Богородицы, обложен сребром басмою; пелена дороги лазоревы, на пелене крест и слова шиты золотом. Образ Пречистые Богородицы Владимерские, обложен сребром басмою, золочен. Поднизь и ожерелье низано жемчюгом во рефидь. Образ Пречистые Богородицы Умиление ветх, обложен сребром басмою, золочен; венец и цата серебряны золочены басемныя. (Л. 76 об.) У того ж образа ожерелейцо низано жемчюшком. Да серешки на серебре жемчюжные. Образ Пречистые Богородицы Владимерския, обложен сребром басмою, золочен. Образ Пречистые Богородицы Умиление ветх, обложен сребром басмою, золочен; венец и гривна серебряны золочены басемныя; поднизь у Пречистые низана жемчюгом во рефидь. 112 И того образа нет . Да на тябле под деисусом двенатцеть образов пядниц Спасовых, и Пречистые Богородицы, и Николы (Л. 77) Чюдотворца, обложены сребром басмою, золочены, ветъхи.   Да образов же окладных пядниц Образ Успения Пречистые Богородицы, обложен сребром басмою, золочен, с трубами; у него семь венцов серебряных басемных золоченых. Образа Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, обложен сребром басмою, золочен; у него восмь венцов басемных золоченых, — и того образа нет. Образ Пречистые Богородицы Одигитрия, обложен сребром басмою, золочен; венцы у Пречистые Богородицы и у Превечного Младенца серебряны золочены басемныя. (Л. 77 об.) Образ Пречистые Богородицы Умиление, обложен сребром басмою, золочен; венцы басемные; оклад ветх. Образ Пречистые Богородицы Владимерские, обложен сребром басмою, золочен; венцы басемные ж. Образ Пречистые Богородицы Введение, обложен сребром басмою, золочен, с трубами; у него шесть венцов серебряных резных золоченых. Образ страстотерпъцов Христовых Бориса и Глеба, посреди их мученик Никифор, обложены сребром басмою, золочены; венцы у них резные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках. 27 августа, 2013 Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках. Иконография праздника Успения Пресвятой Богородицы не имеет, в отличие от большинства двунадесятых праздников, основы в Священном Писании. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы основаны на апокрифических сказаниях, которые, впрочем, не противоречат православному вероучению. И, как это часто бывает, из всей доступной информации Церковь сама отбирает то, что наиболее соответствует ее Преданию и отсекает все лишнее. Точно так же обстоит дело и с иконографией. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в. Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу вверх — мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения. Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех вариантов иконографии Успения. В настоящий момент хотелось бы наметить основу этой иконографии, которая восходит ко временам, близким к 7-му Вселенскому Собору, временам, когда формировались новые иконографии и корректировались древние, согласно высокому духу отцов, богословски отстоявших иконопочитание и навсегда сформулировавшими его догмат. Этот дух, эта традиция старались не допускать в икону ничего лишнего, случайного и сомнительного.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Пожертвования, впрочем, продолжались. Около этого времени, если не раньше, дана описываемому монастырю в Спасском Шальском погосте вотчина, принадлежавшая Федору Ив. Морозову, состоявшая из двух деревень и пустоши 245 . Однако монастырь, как видно из нижеприведеннаго описания 1628 г., был еще сравнительно довольно богат зданиями, утварью, ризницею и землею. Посему должно заключить, что Муромская обитель в 1612 г. подверглась только одному ограблению и то не весьма значительному. 7. Черный поп Мисаил, 1628–1629 гг. Вот каково было состояние этой обители по писцовым книгам 1628–29 гг.: «В Никольском Андомском погосте, на Анеге озере, на Муромском острову, монастырь Муромской; а на монастыре церковь Успения Пречистые Богородицы древяна клецки – верх шатровой. А в церкви образов месных: образ Успения Пречистые Богородицы на золоте; образ Рождество Христово, образ «О тебе радуеца», образ Иякова брата Господня, да Николы Чудотворца, да Игнатия Богоносца , образ Николы Чудотворца – все на красках; образ Пречистые Богородицы Одегитрия, образ Благовещения Пресвятой Богородицы на золоте; образ Пречистые Богородицы Одегитрея на краске; образ Успения Пречистые Богородицы в деянье – на золоте; образ Живоначальной Троицы на краске; образ Происхождение Честнаго Креста на краске; образ Ильи пророка на краске; Дейсус, празники и двери царские и сень и столбцы на краске; над Дейсусом Нерукотворенной образ на краске; да в олтаре за престолом образ Пречистые Богородицы Одегитрея, а на другой стороне образ Спасов на краске; крест выносной на краске; евангилье напрестольное апракос, писмено, в десть, евангелисты и средина медные; крест благословящей обит медью; индитья и покров выбойчетые; сосуды, потир и блюда деревянные; воздух и покровцы зендининные». «Да другая церковь теплая с трапезою – Рождество Иванна Предотеча древяна клецки. А в церкве образов: образ месной Ивана Предтечи; образ месной Николы Чудотворца; образ месной Пречистые Богородицы Одегитрея; Дейсус и двери царские и сень и столбцы на краске; да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы воплощения, а на другой стороне образ Николы Чудотворца на краске; крест выносной на краске; евангилье тетр писменное в десть, евангелисты медные; крест благословящей обит медью, индитья крашенинная, покров выбойчетой; сосуды потир и блюда оловяные, воздух и покровцы крашенинные, звезда и кадило и укропник медные; ризы мухоярные, оплечья выбойчетое; другие ризы полотняные, оплечье – острадам цветной, стихарь полотняной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женский монастырь Пречиста Краинска Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Пречиста Краинска — средневековый монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Принадлежит митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви и является метохом монастыря Бешка. Содержание История [ править править код ] Монастырь Успения Пресвятой Богородицы, известный как Пречиста Краинска – сербский средневековый монастырь, расположенный в Скадарской Краине, на юго-западном берегу Скадарского озера, недалеко от деревень Малый и Великий Острос, в 22 км к юго-востоку от Вирпазара на границе с Албанией. Это не только старейший и самый большой монастырь среди Скадарской группы монастырей, известной как Зетский Афон, но и важный памятник славянской культуры в Черногории. Так как монастырь посвящен Пречистой Деве Богородице, отсюда и называние – Пречиста Краинска. Крайна – так называлась самая южная часть средневековной области Зета. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина» . В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец святого князя-мученика Иоанна-Владимира , о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен. В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица Иоанна-Владимира. Тогда жена князя Косара на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы основала здесь большой женский монастырь – Пречиста Краинска. Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие , написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Дмитрия солунского, написанную на гробовой доске его; и наконец, – чудотворный образ Владимирской Богоматери, написанный, по преданию, св. евангелистом Лукою и помещенный на первом месте по левую сторону царских дверей 67 . Так как порядок размещения местных икон в прежние времена не был строго определен, то в нем нередко повторялись по нескольку раз одни и те же образа. С другой стороны, в старинных иконостасах постоянно замечается отсутствие на первых местах, по правую и левую сторону царских дверей, икон Спасителя и Богоматери, которые в нынешнее время составляют самую необходимую принадлежность каждого, без исключения, иконостаса. Для подтверждения сказанного приведем отрывок из описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1601 год 68 , где местный ярус монастырской соборной Успенской церкви описан следующим образом: «А вцеркве у пречистые богородицы на правой стороне царских дверей образ пречистые Богородицы одегитрия чудотворной спревечным младенцем месной что явился чудотворцу Кирилу... над темже чудотворным образом вкиоте образ пречистые богородицы с превечным младенцем... да образ писмо карсунское распятие Господне обложен серебром скано золочен. Образ пядница преп. Кирила чудотворца... образ месной успение пречистыя богородицы деонисьева писма глушицково... над образом успения пречистые богородицы вкиоте четыре пядницы образ спасов вседержитель... образ пречистыя богородицы одегитрия... образ пресвятые богородицы воплощение... образ пречистые богородицы. Образ успение пречистые Богородицы месной. Образ кирила чудотворца вдеянье месной образ месной святых бориса и Глеба Федор стратилата да Марии магдалины да преподобнаго александра... По левой стороне царских дверей вкиоте Образ чудотворной пречистые богородицы одегитрия что поставила княгиня Евдокея... от чудотворнаго образа пречистые богородицы к северным дверем вкиоте образа месные образ Троица живоначальная... образ воскресение Христово пядница... образ месной пречистые богородицы одегитрия с превечным младенцем...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (Пречистое) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Пречистое построен в 1807 году в стиле классицизма на средства князя Дмитрия Михайловича Голицына. Церковь построена по проекту известного французского архитектора Тома де Томона. Успенская церковь в селе Пречистое является первой работой Тома де Томона в России. Содержание История [ править править код ] Архивное фото Храм Успения Пресвятой Богородицы построен предположительно в 1807 году по заказу князя Дмитрия Михайловича Голицына. Это неточные сведения: в 1799 году в новом тексте Экономических примечаний зафиксированы происходившие в усадьбе перемены — «в селе Пречистом церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы с приделом Святого Иоанна Воина, вместо оной вновь строится каменная с двумя приделами, дом господский деревянный и два каменных флигеля… владение князь Дмитрий Михайловича Голицына, ныне состоит за действительным камергером князь Александр Михайловичем Голицыным». Таким образом, Успенская церковь строилась уже в 1799 году в период управления имением А. М.Голицыным, а в 1807 году, вероятно, была освящена. Церковь построена по проекту известного французского архитектора Тома де Томона. По переписке князя Голицына с архитектором следует, что Успенская церковь в селе Пречистое является первой работой Тома де Томона в России. На строительство храма были приглашены известные по тем временам мастер — каменщик Лука Иванов и русский архитектор Николай Львов. Александр Михайлович внимательно следил за работой мастеров. В росписи внутренних стен и иконостаса принимали участие лучшие московские живописцы. Среди художников, писавших фрески, упоминается Владимир Боровиковский (автор портретов Екатерины II, Павла I и многих других высокопоставленных лиц Российской империи). После 1917 года храм не функционировал, был полностью разграблен, но не разрушен. После Великой Отечественной войны храм использовался как склад готовой продукции сыроваренного завода, а подвальное помещение — как цех по засолке сыров. Позднее подвал стал картофельным хранилищем племсовхоза «Пречистое». В 70-х годах XX века здание церкви не использовалось, так как началось его постепенное разрушение. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_У...

В то же время нцыи торговые люди, псковичи Василей и Феодоръ, совещавшеся, заставиша от своего праведнаго имния написати образъ Пречистыя Богородицы честнаго ея Успения в житии иконописца Алекся Малаго, мужа благочестива житием и богобоязнива. И егда написа образъ той, тогда принесоша и в Печерьский монастырь и поставиша въ церкви Пречистыя Богородицы в лто 7029-е. Образъ же той творит безчисленая чюдеса и исцления и до сего дни. Феодоръ же той, во иноцехъ Феофилъ, положен бысть въ гробницы в Богомъ зданней пещере. Посем же по совту игумена з братиею и по Мисюреву церковь Пречистыя в гор ископаша велику и в той же церкви придлы устроиша преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия Печерскихъ . Освящена же второе церковь Пречистыя в гор в лта 7031-е августа въ 15 день. Того же месяца освящали и преподобныхъ храм. Помыслиша же устроити монастырь прямо церкви и ветхий пренести на сие мсто. Им же восхотшим, по слове и дло бысть. Мсто же оно прежняго монастыря неравно бысть, ино горы и ино аки ровъ и лсъ великъ – все же сие помощию Богородица изравняли. Потом же воздвигнуша церковь с трапезою древяну во имя святых великихъ мученикъ 40, иже в Севастии. И егда восхот Богъ помиловати стражущая люди и сию землю Псковскую неочюжену быти от своея божественыя благодати, яко многи грады рускиа земля прослави милостию своею и пречюднымъ знамениемъ Пречистыя Богородица и новыми чюдотворцы, святители и преподобными отцы; иже с врою притекающимъ к честным ихъ мощем приемлютъ исцления различнымъ болзнемъ. Сия же земля Псковъская славима красится сим святым мстомъ, яко свтило сияя во вся конца Пречистыя ради неизреченныхъ чюдесъ, о нихже вкратц да глаголется. По освящении же великия церкви, на второе лто начат Богородица чюдеса своя являти на человецхъ: исцли черньца бсна и отрока беснаго, на праздникъ же Успения жен и отроку прозрние дарова и нищаго человека с Ызборска свободи, на новы месяцы страдавшаго. От того же праздника на иныя праздники бываетъ не токмо три или пять чюдесъ, но и пятьдесят и шестьдесят мужь и женъ исцленыхъ различными недуги. Многа же и ина чюдеса во обители Пречистыя Богородица содяшася, якоже древле иногда в Влахерне Одигитрия Пречистыя же образомъ 741 неизреченна и страшная чюдеса Быша: ови убо слышаху пние и свща горяща видяху въ церкви печерной, ови же благоюхание исходяща слышаху различнымъ благовониемъ. Нции же от нашихъ братии многажды видяху свт в нощи, стоящь над монастырем Пречистыя в долу, и не точию иноцы видяху, но и от мирьских. Нкий же человекъ именемъ Иванъ Долгий вид нкогда в нощи свт стоящь, яко облакъ, над монастырем новымъ в долу, и мнвъ, яко от вещественаго огня нчто горит в монастыр, и на кон пригнавъ, хотя нкое пособие сотворити, – свт же абие поднятся к небеси. Сия же онъ намъ повда, мы же прославихомъ Бога, показавшаго дивная чюдеса в дому Пречистыя Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Войдя в монастырь, нужно идти прямо по вымощенной дороге на юг под гору через ручей Каменец, от ручья пройдя немного в гору, почти треть горы, придешь к церкви Успения Пречистой Богородицы Печерской, в которой и совершаются божественные и дивные знамения и чудеса. Церковь Пречистой Богородицы Успения вырезана в горе с южной стороны ручья, а алтарь стоит на летний восход солнца. На церкви две главы и кресты, обитые медными позолочеными досками, шеи у глав обиты немецким луженым железом. Над дверями церковными под кровлями на подделе каменном написана Живоначальная Троица, а над другими дверями в паперть написано Успение Пречистой Богородицы, над пятью окнами под кровлею также настенная роспись, а пред Троицею, и Успением, и Пречистой молящейся – три паникадила со свечами, их зажигают во время службы. Третьи двери – из алтаря в Богозданную пещеру, в которую выходят священники и пономари во время праздников, чтобы звонить. В церкви же и алтарях Пречистой Богородицы и преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских – шестнадцать земляных столпов, обложенных кирпичом и плитою, а на них стоят местные иконы в окладах и на золоте – дивные, а пред ними свечи поставные тощие, а в них ставят толстые свечи для возжигания каждодневного. От алтаря до западной стороны семь саженей, а поперек – десять саженей, а в высоту полторы сажени. Чудотворный образ Пречистой Богородицы Успения в житии стоит посреди церкви, в высоту локоть, а в ширину три локтя, обложен дивно златом по повелению царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, а киот серебряный, и на нем вырезаны праздники Господские и Богородицыны и многих святых. Приношений у Пречистой много: иконы, и кресты, и панагии, златые монисты, гривны, цепи серебряные, пелена камчатая, и на ней вышито Успение Святой Богородицы в житии золотом и серебром и разными шелками. Пред иконою Пречистой Богородицы лампада серебряная – дар боярина Дмитрия Ивановича Годунова, государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси конюшего, налита воском до краев, а в ней светильник, горящий день и ночь неугасимо, да две свечи великие поставлены, зажигают их на службе каждый день. А принесенных свечей зажигают приходящие без числа, и еще в церкви семь паникадил. Пред сею чудотворною иконою игумен и священники поют молебны каждый день пред обеднею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старую же икону Успения Святой Богородицы, которую носили на молебен к пролому, по повелению игумена Тихона и по завету всех людей, бывших в осаде, обложили серебром и поставили с левой стороны от чудотворного образа Успения Пречистой Богородицы в житии. Затем, в год 7092 , марта в 18 день, царь и великий князь Иван, нареченный в иноках Иона, преставился. Был он щедрый даритель и помощник во всем устроении сего Печерского монастыря, даровал много сел, и злата, и серебра, и икон, и книг, и риз, и иного необходимого. В первый же год правления сына его, царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси, когда церкви Божии во всем славянском царстве и болгарской стране цвели, подобно райскому саду, и люди получили великую свободу и великое облегчение от тягот, тогда устроили и новую икону на извещение Божьей помощи и Пречистой Богородицы и всех святых его угодников, в дни памяти которых была дивная победа и одоление врагов, когда приступали венгры и немцы к местам пролома монастыря Печерского. И поставили и ту новую икону подле старого образа на память родам грядущим. Тот тезоименный Божьему дару, первый из царей на Руси, носящий такое имя, ревнитель благочестия по Бозе, благоверный царь и великий князь Феодор Иванович всея Руси дом Пречистой Богородицы, эту Богозданную пещеру в Ливонской земле, вновь наделяет дарами своими – вотчинными селами и своею царской казною – на строительство церковное и на пропитание находящихся тут в обители ста монахов и служащих на монастырских послушаниях трехсот мирян, кроме того, гостей и всех странников, приходящих со всех сторон на поклонение Пречистой Богородицы образу. Свидетели же всему бывшему ныне не мы одни, но всего Великого Новгорода и Пскова православные люди и всей Русской земли христиане стали очевидцами и проповедниками заступничества и чудес Пречистой Богородицы, ибо видели все концы земли спасение по благодати Бога нашего. Он подает исцеления не только христианам, то есть православным, истинно верующим в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, Святую и Пречистую Деву Богородицу в вере искренней познающим и почитающим, скверные и хулящие слова еретиков отрицающим, как неправедно сказанные, но доныне и тем из иноверных латинян, еретиков немецкой земли подает исцеления, кто с верою приходит в церковь Пречистой Богородицы и к чудотворному образу всечестного и славного ее Успения: слепым дает прозрение, больным – здоровье, хромым – хождение, калекам и расслабленным – исправление, и всякими недугами и различными болезнями одержимым – скорую помощь, грешным – спасение, скорбящим – утешение. И те служители Пречистой и христиане, кто были взяты в плен из обители в нашествие оного безбожного короля и уведены на морские острова к немцам, те все попечением Пречистой Богородицы были освобождены и снова в монастырь вернулись невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Зачатьевский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь-крипта при монастырском больничном корпусе Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:2001. Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2, стр. 13 Координаты: 55.739714, 37.598923 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Придел в честь великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы, особой Небесной покровительницы всех монашествующих, устроен в подземной части храма, в помещении вырытого в советские годы подвала. После первой всенощной 3 июня 2001 года здесь срочно начались работы по укреплению фундаментов и одновременно архитекторы­реставраторы стали работать над проектом храма. Первоначально в подвальном помещении предполагалось разместить книжную лавку или свечную мастерскую, но все эти варианты были промыслительно отвергнуты. 29 августа 2001 года, в попразднство Успения, в день престольного праздника Надвратного храма, настоятельнице монастыря, спустившейся вместе с сестрами в помещение подвала после вечерних молитв, пришла благая мысль об устроении здесь пещерного придела в честь Успения Божией Матери. Тогда же стены будущего храма огласились умилительными песнопениями праздника Успения, и после подобающего молитвенного размышления матушка настоятельница окончательно утвердилась в мысли о создания храмового придела по подобию усыпальницы Божией Матери в Гефсимании, вопроизведенной с максимально возможной точностью, но в уменьшенных размерах. В настоящее время облик Успенского храма в целом завершен. Вход в него, как и в его прообраз на Святой Земле, начинается спуском по ступеням. Пол выложен камнем, привезенным из Иерусалима, по цвету и рисунку укладки очень близким к каменному полу храма в Гефсимании. Воссоздана гробница Божией Матери с мраморным ложем, на котором в течение года покоится святая плащаница с изображением Пречистой, выносимая на середину храма в праздник Успения. Рядом с гробницей, также по образцу Гефсимании, помещена Иерусалимская икона Божией Матери. Стены и своды притвора украшены росписями, которые содержат сюжеты из жития Божией Матери. В нише западной стены изображено Благовещение перед Успением; ниже росписей на особой подставке стоит камень, привезенный из Малой Галилеи, с того места, где Божией Матери явился архангел Гавриил, возвестивший, что через три дня Ей предстоит завершить путь земной жизни и Она встретится со Своим Божественным Сыном.

http://sobory.ru/article/?object=48651

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010