Кондак 3 Госпожу Пречудную узревши, лазурным светом озаренную, устремися к ней эстляндский пастырь. Но исчезновением видения и паки его появлением умудрен быв в его Божественности, возопи со страхом: Аллилуиа. Икос 3 Дивное видение друзем и сродником стремяся показати, призва их пастырь, вкупе с ним, воззрети на Госпожу Пречудную, на верху горы стоящую. Видевше же Ея исчезновение по их приближении и светозарное Ея сияние по их удалении, со страхом Божиим воспеша сице:Радуйся, гордым противящаяся; радуйся, смиренным благодать подающая.Радуйся, детскую веру лжеименному разуму предпочитающая; радуйся, в чудесех и видениях Своих токмо чистым душам открывающаяся.Радуйся, Веро, Надеждо, Любы и Мудросте христианския; радуйся, Покрове, не крыющийся от притекания взыскующих Тя.Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая. Кондак 4 Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, селяне веси сей на верх горы текоша и, дошедше до места стояния Чудной Госпожи Лазоревой, в расщелине дуба икону Успения Божией Матери обретоша и гору сию Богородицкою прозваша. С той поры у дуба, явлением святыя иконы Твоея прославленнаго, часовню для хранения ея людие православныя воздвигоша и крестными ходами ю почиташа, купно Тя, Пречистая, славяще и воспевающе Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше о чуде явления Матери Божией на Богородицкой горе в Эстляндии, стекашася людие со всех сторон земли Русския, радовахуся видевше новое явление милосердия Твоего, о Богомати. Сего ради благодарственно вопием Ти сице:Радуйся, Предивная Госпоже, на спасение православных эстляндскаго края явившаяся; радуйся, милость Свою людем Твоим ниспославшая.Радуйся, икону святую Свою верным на поклонение даровавшая; радуйся, знамением многих чудотворений ю прославившая.Радуйся, местом благочестивых размышлений дуб, освященный Твоим явлением, соделавшая; радуйся, пристанищем скораго слышания тайных и сокрушенных молитв часовню, хранившую святую икону Твою, ощутимо явившая.Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1233...

Радуйся, о мире всего мира неусыпный молитвенниче. Радуйся, умоливый слезами разбойника Ондруса не изгоняти тя со ученики из пустыни сея горкия. Радуйся, того, от соперника плененна и ко убиению связанна молитвою разрешивый от уз и явлением. Радуйся, тем и онаго к познанию силы Божия приведый абие. Радуйся, яко оба во обители твоей слезами покаяния омыша душевный свой позор. Радуйся, учениче Христов, приведый лютая разбойника ко подражанию благоразумнаго разбойника. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 8 Странниче в земной юдоли, преподобне Адриане, покров странником создал еси, егда обитель Ондрусовскую соградил еси ко утешению и спасению к тебе собравшихся, и храмом в честь Успения Пречистыя Владычицы Богородицы украсил еси, Ейже со умилением выну взывал еси: «К кому прибегну в горести моей или к кому припаду в в печали моей, разве не к Тебе, Владычице», и славил еси Троицу Живоначальную песнию: Аллилуиа. Икос 8 Вся во обители твоей устроив благообразно и по чину, в царствующий град отшел еси, преподобне, да благодарение воздаси царю благочестивому за милости, яже обители твоей яви; сия поминающе, тако тя хвалим достойно: Радуйся, братии ради понесый труды многия. Радуйся, показателю приятия даяний со благодарением. Радуйся, убогим иноком достигий града, в немже в богатстве и славе пожил еси в юности. Радуйся, любезне царем Иоанном приятый и царицею Анастасиею кроткою. Радуйся, со Геннадием Костромским от купели крещения дщерь цареву прияти сподобивыйся. Радуйся, паки странником в пустыню убогую путь приемый. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 9 Вседушне прилепившеся к тленному стяжанию и неправедным прибытком, неции от окрест обители твоея живущих нападоша на тя, из царствующаго града возвращающагося, мняще дары царския похитити. Посрамишася же во злом своем уповании, точию суму странническу обретоша при тебе пролившии кровь твою; ты же в конец жития страдальческою кончиною украсился еси и возшел еси на Небеса с победною песнию: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Щука колодка из живых. Лещ росолной из живых. Окунь росолной из живых. Присол стерляжей свежей. Присол щучей свежей. Уха окуневая из живых. Уха плотичья из живых. Потрох зборной из живых. Огнива белужьи в ухе. Кавардак. Шти с сметаной да с яицы. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Стерлядь паровая из живых. Щука паровая из живых. Лещ паровой из живых. Казначею с началною братиею: икра, вязига, присолы стерляжьи, ухи плотичьи, шти с сметаной, варанчюг, звена белужьи, пироги, папошники. Священникам и братье тож, кроме присолов и папошников. Поддиаконом и певчим дьяком и поддиаком: икра паюсная, вязига под хреном, присолы щучьи, ухи плотичьи, шти с сметаной, варанчюг, звена белужьи, стерляди коренные, пироги круглые, калачи хомутинные. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с сметаной, варанчюг, звена белужьи, пироги. Кормлено Успенского собору пономари и сторожи и звонари все. Кормлено 12 человек нищих да веневских крестьян 3 человека. Выдано на двор на расход: белуга подурлюшная, 3 белуги мерные, 3 косяка мякотных, 2 чалбуша белужьи, да в поварню просолной рыбы белуга, полтора осетра, 8 щук, да свежие рыбы в тело, в кружек и в збитень 5 щук, да судок, 2 косы певчим на звенье. Выдано на подачи: коса белужья виноградная да насадной косяк хрящевой, 8 белуги горбуши. Изготовлено на подачи: пол-головы белужьи, да 2 полуголовы осетрии просолные, схаб белужей паровой, стерлядь паровая свежая, 2 звена белые рыбицы паровые, 8 нарядов огнив в ухе, 9 блюд пирогов на троицкое дело, 6 блюд приказных, 23 блюда пряжья. Того ж числа, по имянному святейшего патриарха указу, отпущено разных полков солдатом, которые были в ходу за чесными кресты и за святыми иконы, всего на двести на сорок на четыре человека по хлебу да по семге на десяток, и того 24 хлеба с полухлебом, семги тож. Да земского приказу решеточным сторожам шти человеком, да метелшиком 24 человеком, всего 30 человеком, 3 хлеба да 3 семги. Указ сказал клюшник Иван Никитин. Августа в 28 день, в понедельник Для отдания праздника Успения пречистые Богородицы святейшему патриарху подано в келью столового кушанья:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иной живет для своего чрева: сыт и доволен – он покоен; голоден – он сам не свой: раздражителен, обидчив и обижает других; получил хороший доход – рад; очень мало получил или ничего – гневен и никто не попадайся. Но страшно и нелепо то, что мы, безмерно обесчещенные в себе грехом и страстями, ищем и домогаемся чести от людей и, если не уважают нас, обижаемся, хотя внутренно, по сущей истине, унижаем себя, презираем. Ярость при подаянии нищим милостыни означает корыстолюбие наше, ибо с чего стали бы мы яриться на подобных себе братий, притом бедных, безгласных, кротких, как агнцев, если бы в нас не свирепствовала эта Иудина страсть? Отчего мы являем к нищим лицо суровое и гневное, презрительное, а к людям, имеющим свое состояние (имущество), являем лицо светлое, ласковое? Отчего это лицемерие, как не от этого гнездящегося в нас змея сребролюбия? Итак, оставь корыстолюбие и будь снисходителен и милостив к бедным, не предавайся бессловесной ярости, не вреди себе, не срами своего звания. Тебе приличны и свойственны кротость и смирение, а не злоба и презрение; подумай, они, бедные, – члены твои, паче же Христовы, хотя и согрешают. Да ведь и ты не без греха, но милостыня твоя им служит тебе очищением грехов твоих. Господи Человеколюбче! Благодарю Тя за непрекращающееся милование меня, грешного! Ибо вот из глубины сердца со слезами воззвал я к Тебе о помиловании, и Ты помиловал меня. Греческий иеромонах Константин вчера преподал мне урок терпения и стойкости характера (не хочу – не сделаю, хочу – сделаю или не сделаю). Славлю бесконечное милосердие Владыки нашего Господа, очищающего вся беззакония моя и исцеляющего вся недуги моя, приемлющего покаяние о злобах моих и не побеждаемого моею злобою. Вот и ныне, накануне Успения, многократно Он спас меня от пламенных стрел злобы, от тесноты, смятения и бури грехов моих, от смерти духовной возвел меня к жизни, от тесноты на свободу, смрад злобы отъял и даровал мне благоухание умиления и благости. Благодарю Пречистую Богородицу, даровавшую мне пресладкий мир и умиление со слезами при чтении в себе канона преславному Ее Успению; благодарю Преблагую мою Царицу, что сподобила меня со дерзновением, миром, любовию прочитать доставшееся мне отделение акафиста Ее Успению. Благодарю Благоухание вселенной, Красоту Небесную, Свет паче всякого света, Чистоту паче всякой чистоты, силу мою, жизнь мою, Владычицу мою. Господи! Научи меня сообразным быти моей истинной Владычице по святыне и чистоте, кротости, незлобию, любви, нестяжательности, воздержанию, послушанию, терпению, преданности воле Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глас 8: Преподобне отче Космо,/ты мирское попечение и пристрастие/от юности возненавидел еси/и от Небеснаго тя осияния/глас свыше услышати сподобился еси,/вкупе же и явления от высоты чудесныя иконы,/славнаго Успения Пречистыя Богородицы,/юже тогда яко многоценный тебе от Бога дар,/умиленным духом и радостотворным плачем на руце, отче, приим,/усердно последовал еси Звавшему тя с Небесе/и внезапу Божиим мановением обрелся еси на месте в Белицей Лавре Печерской,/идеже монашествовати восприим,/паки по мнозех трудех и преспеяниих/чудною Божиею силою на оное же место/от Киева восхищен и предпоставлен быв,/обитель создал еси,/бдением же, и постом, и молитвами,/яко некоею лествицею, на Небо возшел еси,/и тамо с лики преподобных/предстоиши у Престола всех Царя Христа Бога,/темже молим тя,/молися Христу Богу нашему,/умирити мир и спасти души наша. Глас 5: Преподобне отче,/ты возшед на высоту добродетели,/яко крин Давидский, в удолиих процвел еси,/и яко кедр в Ливане собрал еси чада своя,/и яко горлица пустыню возлюбил еси,/и мирское пристрастие от себе отвергл еси,/и многоценнаго бисера Христа приобрел,/и Царство Небесное достигл еси,/и тамо с лики преподобных/предстоя Христу Богу радуешися:/тем молим тя, преподобне,/молися о чадех твоих Христу Богу нашему,/и мирови подати мир,/и избавите нас вечнаго мучения в день Судный. Глас 8: Преподобне отче,/ты возшел еси, яко некоею высоковосходною лествицею, на Небо,/и тамо с лики преподобных сочетався/предстоиши Христу всех Царю Богу нашему,/и от Него приим дар чудес действо,/исцеляти недужныя и прогоняти духи лукавый,/ибо и души приходящих с верою к раце мощей твоих,/исцеления приемлют;/помолися, преподобне,/избавитися нам находящих зол, и бед, и скорбей,/и вечных мучений в день Судный. Слава, глас тойже: Преподобне отче Космо,/мира красоты и пищи временный отнюд возненавидев,/монашеское житие паче возлюбил еси,/Ангелом собеседник быти сподобився,/и светильник многосветлый Российския земли,/чудесы, якоже второе солнце, сияя;/но всех нас поминай, совершающих святую память твою,/мы бо чада твоя,/и овцы словесных твоих учений,/и тя на помощь призываем,/просяще тобою прияти мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— В результате заключения Бухарестского мирного договора Турция переставала быть союзницей Франции, а несколько десятков тысяч солдат, воевавших против Турции, можно было перебросить против австрийского вспомогательного корпуса, который должен был вторгнуться в Россию одновременно с Наполеоном. Июля 30 праздновали одержанную нами победу над каким-то маршалом: разбили его отряд. — Речь идет о бое у Клястиц, в котором корпус генерала П. X. Витгенштейна одержал победу над корпусом Ш. Удино, вынужденным отступить к Полоцку. Успеньев день — праздник Успения Богородицы, отмечается церковью 15 августа. Рождество Богородицы. — Праздник этот приходится на 8 сентября. … толки насчет пожаров Москвы… проклятых французов”. — Поэт-партизан Денис Давыдов так выражает свое отношение к этому общему патриотическому порыву. Описывая сцену чтения письма Ф. В. Ростопчина в ставке Кутузова, в котором сказано было: «Я полагаю, что вы будете драться, прежде нежели отдадите столицу; если вы будете побиты и подойдете к Москве, я выйду из нее к вам на подпору со ста тысячами вооруженных жителей; если и тогда неудача, то злодеям вместо Москвы один ее пепел достанется», — он восклицает: «Это намерение меня восхитило. Я видел в исполнении оного сигнал общего ополчения» (В кн.: Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812 года. Л., 1985, с. 44–45). … «Царица Небесная, Владычица Дева Пречистая, прими нас под Свой покров… » — Близкие слова см. в Тропаре Пресвятой Богородице: “…О Владычица, Царица Небесная! Ты мне Мати и надежда, Ты ми упование и прибежище, покров, заступление и помощь” — глас 4; и в Тропаре на Покров Богоматери: “…покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от зла” — глас. 4. … по слову псалмопевца случилось и со мной: «Вечор водворится плач и заутра радость». — Строка из 29-го псалма Давида, именуемого: «Песнь при обновлении дома». 6й стих его гласит: «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение его: вечером водворяется плач, а на утро радость». «Христос воскресе» — начальные слова пасхального песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

О чем напоминает нам сие изображение? Чему нас поучает? – Напоминает о грозном законе смерти. Поучает благовременно помыслить о том, как нам встретиться с сим законом. «Земля еси, и в землю отъидеши»: сказал Небесный Судия в лице согрешившаго праотца роду человеческому ( Быm. III. 19 ). И как неумолимо исполняется сей приговор! Пусть бы «царствовала смерть и над не согрешившими по подобию преступления Адамова» ( Puм. V. 14 ), одинако над согрешившими каким либо иным образом, и над не очистившимися от греха прародительскаго. Но преблагословенная Мария, еще прежде нежели соделалась Богоматерию, по изъяснению церковнаго Богослова (Иоан. стихир. на Благовещ.), «предочищена Духом», чтобы Ей быть достойным сосудом воплощения Сына Божия. Со времени же воплощения, как тело Ея есть жилище Божие, так, без сомнения, и душа Ея есть жилище Божие, в столь же высоком значении, как она, по достоинству Матери Господней, превышает Херувимов и Серафимов. И не смотря на сие, покоряется и Она закону смерти, хотя впрочем только по видимости; отходит и Она в землю, хотя впрочем только на краткое время. Как могло быть сие допущено? – Могло быть допущено по Ея смирению, по которому Она не хотела бы пребыть совсем непричастною смерти, когда Пребожественный Сын Ея вкусил смерти; и действительно допущено по устроению Провидения, для нас, чада перстнаго Адама, неподвизающияся преобразиться в образ Адама Небеснаго, – для нас, чада согрешившаго, согрешающия и не очищающияся, чтобы мы, взирая на гроб Пречистыя Матери Живота, и обращаясь к тому, что ниже Ея, со страхом помыслили, как верно суждение Апостола, что и «праведник едва спасется», и чтобы глубоко почувствовали силу следующаго за сим заключения: «аще праведник едва спасется, нечестивый же и грешный где явится» ( 1Nemp. IV. 18 )? Если и при благодатном обновлении жизни, при высокой святости и чистоте, стрела смерти еще находит более или менее уязвляемое место в естестве человеческом: то что будет с человеком, который, не подвизаясь о благодатном обновлении, безпечно живет в растленной природе? Что будет с душею, которая греховными склонностями и страстями сама в себя вводит стихии адския, и плодит в себе семена смерти духовной? Что будет с телом, которое, при своем, уже природном, расположении к тлению, не только не получает врачевания от высшей силы, обновленной благодатию жизни, но еще приемлет новыя злейшия семена тления и смерти от порочной души, от ея разрушительных страстей, от ея необузданных похотей, от разных видов невоздержания и злоупотребления чувственных способностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И она соблюдает эту тайну в сердце своем и хранит молчание до тех пор, пока сам Ангел Господень объяснил Иосифу, что зарожденное в приснодевственной утробе невесты его от Духа есть Свята. Здесь столько же велико смирение, сколь дивна скромность и сосредоточенность духа пречистой девы Марии. Много было и других обстоятельств, и случаев в жизни пресвятой Богородицы, когда она видимое и слышимое ею более слагала в сердце своем, по замечанию евангелистов, чем выражала в слове. И чем важнее было это видимое и слышимое и чем больше предвещало славы ей в будущем, тем менее она позволяла себе и об себе разглагольствовать по смирению духа своего, кротости сердца и молчаливой скромности языка. Как же бы и нам научиться сей привлекательной добродетели скромности, и какие к тому средства? Как есть разного вида и характера болтливость, и разные степени зловредности многоречия; так и средства против них могут быть употребляемы разные. Иногда человек бывает многоречив не злонамеренно, погрешаем словом не от души, по выражению священного мудреца, ибо кто не погрешал языком своим ( Сир. 19:17 )? а просто увлекается потоком собственных легких чувств и мелочных мыслей, не останавливающихся долго ни на чем, и потому не имеющих нужды созревать и полнеть в его голове; а потому и он сам готов говорить без умолку, до усталости языка обо всем, что только он видит и слышит. Таковы дети, таковы люди с живым темпераментом и слабым умственным развитием, или даже неглупые, но вследствие поверхностного и неосновательного образования ничем определенным не занятые и никакой серьезной цели в своей жизни не имеющие. Страсть празднословия, одолевающую этих не серьезных и легких людей, библейский мудрец необыкновенно метко сравнивает с болезнями рождающей, которая до тех пор не может успокоиться, пока утроба ее не освободится от плода; а также с пораненными животными, которые от боли неудержимо увлекаются бежать и бежать, как празднословящий болтун – говорить и говорить. Вот слова библейского мудреца: выслушал ты какое-нибудь откровенное и секретное слово, – пусть умрет оно с тобою; не бойся, не расторгнет оно тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Быша же тогда и иным нкоторымъ мнихомъ, духовнымъ мужем, явление Пречистыя Богородицы и ово нкоего мужа свята, глаголюща. И о сем повда старецъ Спиридонъ Аникиевъ, о преподобнм Варлам Хутыньскомъ, еже вид, овогда же глас невидимо слышаша сицевъ: «Не ужасайтеся, постражите, яко добрии воини Христовы, за домъ Пречистыя Богородицы». Слышавше же сия, священный соборъ, иноцы и вси людие радостию и трепетомъ скоро притекоша ко икон Пречистыя Богородицы Успения к пробитой стен, молебная совершающе и плачющися, глаголаху сице: «Не остави насъ, человеческое предстояние, Пречистая Владычице, но приими моление рабъ своих, скорби убо обдержат ны...» и прочее. В то же время, егда приступаху угрове и нмцы купно, раздльшеся в два пробитыя мста, тогда нкто рыболовъ Сергий Витая Брада вид над церковию Пречистыя Богородицы множество етеръ в блахъ ризахъ, в руц свеща имуща и глаголюще другъ ко другу: «Грядем на пособие християном и пожжем иноврныя», – таже поидоша. Множество етеръ, мню, быти святых 40 мученикъ и преподобных отецъ, лежащихъ в Богомъзданнй пещер. В той же час все упование возложивше на Господа Бога, и на пребывающаго в дому своем непобдимаго воеводу, Пречистую Богородицу, и на святаго Николу чюдотворца, и на всх святых, малии тогда обртшиися людие охрабришася, и биша ис пищалей, и камение на нихъ метаху от четвертаго часа до девятаго, и побиша ихъ. Сему же бывшу явлению послди свидтельствоваху они угрове и нмцы: егда приступаху ко граду, глаголюще, тогда видша нкое Божие пособие над монастырем – множество вои в блах ризахъ, бьюща ихъ. И абие нападе на нихъ ужасъ велий, и посрамлени побгоша. К сему же и ино дивно Божие пособие сказаша, ркуще: «Егда бихомъ из наряду по стен и стну разбихомъ, тогда видхомъ во дни и по вся нощи нкоего мужа стара, власы блы имуща, овогда ходяща, овогда ездяща на конх, строяща и кажюща на град в пробитых мстехъ нкое ограждение творити. И много по нему стреляхомъ, и ни единощи улучити не возмогохом». Мужа стара, мню, быти святаго Николу чюдотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15. Среда. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Совершается всенощное бдение. Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. (Евангелие на Плащаницу Божией Матери не возлагается.) Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь» (см. об этом 17 августа). На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Успения, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Богоначальным мановением...». Вход. Прокимен дня. Паримии Успения – 3. На литии стихиры Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» – Успения, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор...», «И ныне» – Успения, глас тот же: «Воспойте, людие...». На стиховне стихиры Успения, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Егда изшла еси...». По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Успения, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Успения (по дважды). Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое», и избранный псалом. Седален Успения по полиелее, глас 4-й: «Возопий, Давиде...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Успения, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Успения, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-28/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010