И в таковой беде преподобному уже ко исходу втораго лета близ приходит, отлагает страх некто клеврет его, иже бе прежде друг ему, и умоляет стрегущаго его, приходит ко оконцу темницы Григориевы нощию, и вопрошает: како пребывание его? Григорий же о всем и во всем благодарствует Бога, и Пречистую Богородицу, и всех святых; друг же его обещавается ему приносити ядь; Григорий же не повелевает тому яди приносити к себе; многа бо, рече, и преизобилна благодать Божия питает его; и воспоминает в писании глаголемое: яко всяка душа не наказанна неисцелна, не убо люто, еже уязвену быти, но люто еже не уцеломудритися язвою; токмо повеле приносити к себе бумаги, чернил и трость; друг же его сотвори по повелению его; Григорий же писаше книжицы малыя, яже в научения бывают малым детищам, и повелеваше продавати сия, цену же их нищим раздаяти, себе же никакоже ничтоже от яди и от протчих потребных, кроме бумаги и чернил, не повелеваше приносити. Господину же его никтоже смеяше о нем воспомянути; сам же господин его, или забыв, или Божие смотрение тако бысть: понеже никакоже воспомяну Григориа. Глава 4. О изшествии из темницы блаженнаго и приснопамятнаго отца нашего Гуриа архиепископа    Егда же Григорию преидоша в темнице лета два, тогда во един от дни явися ему во дверех свет: он же во ужасе бысть, чая быти вражию мечтанию, и востав нача молитися: понеже в два лета никогда же отверсты беша двери тыя; и паки свет бысть во дверех болши перваго, двери же затворены бяху; Григорию же вземшу рукою дверь, и абие отверзеся; он же разуме, яко Божию быти смотрению, и взем образ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, иже бе в темнице у него, и изыде дню сущу, никимже видим, и иде из дому того и из града. Глава 5. О пришествии во обитель Пречистыя Богородицы святаго страдальца отца нашего Гуриа Иосифову Ламскаго, в ней же и пострижен в монашеский чин    И прииде в пречестную обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения, иже Иосифов именуется, бе бо обещался, в темнице седя, ту пострищися; и пострижеся в той обителя, и преименован бысть от Григориа в Гуриа и Божиею благодатию бысть монах чуден, и живяше по монастырскому чину и обычаю, и игумену и братии во всем повинуяся, по писанному: повинуйтеся братие наставником вашим, рече, и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, понеже слово им воздати о вас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пучинородный – рожденный в пучине моря. Каким образом этот «рожденный в пучине жертвенник» мог быть прообразом тридневного погребения Господа, – об этом сказал Сам Христос еще прежде Своего страдания: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матфей, 12, 40). Пророк. – В греческом тексте стоит не профетис (пророк), а ипофитис – объявитель, истолкователь (Божией воли), слово, которое в переносном значении означало: жрец. Слово это – из глубокой языческой древности. Оно хорошо сочетается с былинным названием жертвенника – пир. Спасен – в греческом сесосменос, сохраненный. Прежде пущен бысть. – Это место в разных славянских переводах передается различно: «прежде страждаше», «предпослася». Очевидно, причиной были разночтения греческих рукописей, потому что обратный перевод со славянского на греческий дает близкие по написанию, но разные по значению слова. В нынешних греческих печатных Минеях стоит: прупепото, – буквально означающее: «был прежде выпит», т. е. поглощен вместе с водой. Выражение очень оригинально; и, как с поэтической точки зрения, так и по смыслу, именно это чтение кажется аутентичным. Ти. – Это слово в стихе повторяется дважды. В первом случае оно означает: «твой», а во втором – «тебе». Морской, рожденный пучиною, жертвенник во внутренностях кита, был прообразом Твоего тридневного погребения; жрецом его (т. е. жертвенника) явился Иона. Ибо он, сохраненный без вреда, таким, каким прежде был поглощен, взывал: принесу Тебе жертву в словах хвалы, Господи. Тропарь 1. Дает Тебе, яже превыше естества, Царь всех Бог: в рожестве бо Деву якоже сохрани, тако и во гробе тело соблюде нетленно, и прослави божественым преставлением, честь Тебе, яко Сын Матери, даруя. Прослави. – Должно быть: с-прослави – соответственно греческому оригиналу: синедоксасе, прославил вместе (то же слово, что и в Символе веры : «...Иже со Отцем и Сыном спрославляема...» ). Так стоит, например, в сербской печатной Праздничной минее 1538 года; такой вариант утвердился и в послениконовском тексте. Господь Исус Христос прославил свою Мать вместе с Собой – в том смысле, что по Его промыслу пречистое тело Ее в смерти не испытало истления. Как Сам Господь по Воскресении вознесся с телом на небеса, так и Матерь Свою взял на небеса с телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Она остановила солнце более величественно, нежели Иисус Навин: он материальное, а Она мысленное Солнце правды – Бога; он против Гаваона, а Она в девической пречистой утробе; тот на несколько часов, пока народ израильский не отмстил врагам своим, а Она на девять месяцев. Что я говорю – на девять месяцев? На тридцать три года, пока голова врага-дьявола не была совершенно стерта! И праведного Лота Она тоже превзошла Своей святыней. Тот в одном бесчестном городе, а Пречистая Дева во всем мире, во зле лежащем, не повредила Своей непорочной жизни. Весь мир как терние, Она одна в нем роза, лилия посреди терния. Весь мир как болото, Она одна в нем золото. Весь мир как море, наводненное горькими водами и огорченное, Она одна в нем как река вод сладких, не причастная горечи. Осведомленные люди передают, что где-то в мире есть некая река, которая поперек всего моря течет, а между тем нисколько вод своих сладких не смешивает с горькими морскими водами, знать, это особенным чудом Божиим совершается. И не может море той реки прервать и смешать ее воды со своими. Воспоминает это святой Григорий Назианзин в своих виршах, в которых предписывает законы для девствующих, а вирши эти читаются так: «Обретается река, чрез море текуща, воды сладки с горькими не смесны имуща; и можно брать из моря сладкую воду тогда. Но в реку ту навклиры (хозяева корабля) попадут ли когда?» Так говорит святой Назианзин. Жизнь каждого из нас в этом мире есть как бы река: «Как вода изливалась», – говорит Давид; река же сладкая – святой крест положенный. Когда мы впадаем в море мирских страстей, то теряем свою сладость. Велик ты, Днепр, и многих напояешь, но приблизишься к морю – и тебя никто не захочет ни знать, ни вод твоих поднести к устам своим: ты делаешься невкусным, соленым, горьким, смешав себя с морскими солеными и горькими водами. Велики реки и вы, которые делают усилия, стараются служить Богу. О вас на небе Богослову в Откровении говорят: «Воды, которые ты видел, суть люди и народы» ( Откр. 17:15 ). Но тогда на вас страшно и взглянуть, коль скоро прикоснетесь к морю страстного мира, ничего не останется от вас, и вы станете горькими: «Прикасающийся к смоле, очернится ею, и со строптивым развратишься» ( Сир. 13:1 ; Притч. 13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь И.М. 31 июля 1848. 244 Последнее письмо твое меня несколько утешило, что ты поуспокоилась. – Ты сама понимаешь козни вражии, коими он старается возмущать вас друг против друга, влагая свирепые мысли и клоня к возмущению. Вы еще не победили страстей, и имеете залоги оных в сердцах своих, но при мире не знаете об них, а враг, оными возмущая, вас борет. Вам есть случаи к истреблению оных: самоукорением, самосознанием и объяснением друг другу; но это дело не одного дня или случая, но много времени и искуса потребно, чтобы от пажитей сердца прогнан был враг, и вселился неотъемлемый мир. Все, что скоро спеет и без труда получается, непрочно. Описываешь с тобою случившееся потрясение? Ведь ты находишься в училище Христовом; Он попускает случаи к обучению тебя: и кто бы посмел тронуть тебя, ежели бы Он не попустил? М. игуменья весьма премудро и духовно подала тебе утешение, что через брань соделывается тебе спасение. – Мне жаль тебя, яко немощную, малодушную и необученную. Господь даровал тебе утешение в праздник Успения Пречистой Девы Богородицы, по Её милосердию, после бывшего потрясения; духовным утешением или предваряет или последует мятеж, пишут святые отцы, и не велят падать духом в скорбях, а в утешениях не возвышаться. Я сердечно утешаюсь, что у вас между собою мир и согласие, но да не позавидит враг и не нанесет вам какое возмущение; и потому не надобно быть беспечным и безопасным, но иметь на страже: смирение и любовь, которые все приражения и возмущения уничтожают, и все сети вражии сокрушают. Да не вознесется сердце ваше о сем, повторяю. Мира, здравия и спасения тебе желаю, многогрешный. И. М. 19-е августа 1848 года. 245 После мира, пишешь ты, постигло тебя волнение и буря смущения и немирства. Этого и надобно было ожидать; я заметил, как вы обе увлечены были каким-то самонадеянием на мир ваш; а враг и без того старается чем бы нибудь нарушить оный, и какие ж были предлоги? После и сами дивитесь сему; ни самоукорения, ни смирения, ни любви тут недостало; а напротив все противное было. Тут ему и удобно было ругаться вами. К тому же тебя постигло малодушие за неисправление, а оно еще более смутило тебя, и вместо того, чтобы разукорив себя объясниться, и сказать, «прости», как прежде бывало, и успокоиться, – до тех пор страдала, пока довольно сама себя наказала. Не дивись тому, а познавай свое слабое устроение, и больше смиряй себя. Скоро, и без труда полученное богатство, не так ценится, как с трудом снисканное. Спрашиваешь, от чего бывает в тебе рвение к больной ....? Кажется от того же вражья подлога и кроющихся в тебе страстей, непобежденных еще тобою. При старании твоем, самоукорении и помощи Божией, все это пройдет; а особо, когда в обеих вас будет произрастать плод смирения и любви о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Через сорок дней после родов всякая иудейская женщина должна была очиститься принесением жертвы и молитвою священника. А в жертву приносили, согласно закону, ягненка, и лишь убогим разрешалось приносить двух горлиц. И вот, Чистейшая Дева, по неизъяснимому смирению своему, идет очищаться, как будто Она, безгрешно зачавшая, без болезней родившая, нуждалась в очищении. Она не хочет выставлять напоказ Свою чистоту, и несет с Собою жертву убогих, освящая Своею жертвою благословенную бедность. Нам Дающая закон жизни кротко подчиняется игу закона, и Чистейшая становится на месте жен нечистых. Бедна и непышна была обстановка жизни Ее. Но еще больше было смирение Богоматери в отношениях к Богу и к людям. Вот как изображает Матерь Господа святой Игнатии Богоносец: «В гонениях и бедах Она всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов оной более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения… Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи». А вот как говорит о Пречистой святой Амвросий Медиоланский : «Она была девою не только по плоти, но и по духу. Сердце Ее было полно смирения; в словах была Она богомудрена, в разговорах не скора; всегда занята чтением; в трудах бодра, в беседе целомудрена, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Она никого не обижала, напротив, желала всем добра, никого не презирала, даже и самого убогого человека; ни над кем не смеялась, но во всем видела только добро». А вот еще свидетельство – святых Епифания и Никифора: «В каждом деле Она была исполнена кроткой важности и постоянна. Говорила очень мало, только о нужном и добром, и слова Ее были сладостны; охотно выслушивала других и отдавала всякому должное почтение. В своих беседах предлагала всякому только нужное и приличное; никогда не смеялась и не приходила в возмущение. Обхождение Ее было кроткое и без гнева…»

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-den-...

После этого диакон увидел некоего эфиопа, который бросил больному в уста удицу и с насилием исторг душу из тела. Увидев все это, диакон в трепете упал на землю как мертвый. Тогда ему предстала Пресвятая и сказала: – Не бойся, любезный слуга Мой: тебе уготовано Царство Небесное, и бесовская хитрость ничего не может причинить тебе. Только храни заповеди Сына Моего во все дни жизни твоей, пока не водворишься в Небесных жилищах, и тогда возрадуешься со святыми бесконечно. Диакон, встав, вышел и, раздав последнее, что имел, обнищал Бога ради». Один великий подвижник видел в исступлении «Господа нашего Иисуса Христа, одесную же Его была Пресвятая Богородица». Спаситель повелел одному ангелу вострубить такою страшною трубою, что затрепетал весь мир, как лист на дереве. Затем Господь дал знак другому ангелу вострубить второй раз. И он исполнил. Тогда «Пренепорочная Матерь Иисусова, уразумев, что по третьей тру бе насту пит конец вселенной, встала с престола Своего. Ангелы же в великом благоговении пребывали в молчании. А Она припала к пречистым ногам Судии Господа и умильно стала просить Его неизреченное благоутробие и благость – принять Ее ходатайство, чтобы Он даровал еще время грешникам, дабы они оплакали беззакония свои». Но Господь ответил: – Ты знаешь, Мати Моя, какое нечестие творит неблагодарный мир… И не подобает и неправедно было бы помиловать его. И уже не только мирские, но и духовные, и монахи уязвляют утробу Мою и вторично распинают Меня, и совершенно осквернили своим любострастием и роскошью святой образ и ангельское житие. Но Владычица снова стала молить Его: – Чадо Мое Сладчайшее! услыши Меня по милости Твоей и за пречистыя страсти Твои, которые подьял Ты за грешников. Господь ответил Ей: – Ты знаешь, Мати Моя, что уже много раз умолила Меня и останавливала совершить подобающий суд. Но вот люди не улучшаются, а еще хуже становятся, презирая и Крест, и страсти Мои. Владыки и начальники бесчеловечно угнетают подчиненных и сквернят священные Законы Мои своим невоздержанием. Но и простой народ тоже отметает Заповеди Мои, творя плотоугодие, любодеяния, убийства, неправды и иные скаредные беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Казначею с началною братиею: горох тертой, шти с соком, грибы тяпаные, пироги, папошники. Священникам и братье тож, кроме папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям шти, лапша гороховая. Певчим дьяком и поддиаком: горох тертой, горох хлебаной, грибы тяпаные, лапша гороховая, шти с снятками, пироги е горохом, калачи хомутинные. Кормлено 12 человек нищих да Успенского собору пономарей 2 человека, сторожи все, 4 человека поникадилщиков, 4 человека подвящиков, да з запасного двора плотников 12 человек. Изготовлено на подачи 10 блюд пирогов ягодников. Августа в 14 день, в понедельник вторые недели Успенского поста Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья без масла: Папошник. 3 пирога копытца с соком. Пирог круглой сладкой. Пирог косой с соком. Пирог долгой с луком. Пирог долгой с малиной. Пирог приказной с грибами свежими. Кисель клюковной. Редка. Ботвенье с огурцами. Грибы холодные под хреном. Грибы свежие вареные с луком. Грибы маленкие греты с соком. Шти с соком. Горох хлебаной. Чернослив со пшеном. Казначею с началною братиею: шти с соком, грибы вареные свежие, горох хлебаной; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье тож, кроме грибов и пирогов и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих. Певчим вечерового кушанья: икра, вязига, щуки колодки, ухи плотичьи, шти, каша семожья, звена осетра просолного, звена семожьи, пироги круглые, пироги троицкие. Августа в 15 день, во вторник Для праздника Успения пречистые Богородицы, святейший патриарх поволил кушать со властьми в столовой. Подано столового кушанья: Хлебец муки крупичатой. 7 папошников муки крупичетой. 7 колец муки крупичетой. Пирог просыпной с телесы. Пирог вендерской. 4 пирога круглых. 6 пирогов долгих. 2 збитня. 2 блюда пирогов карасей. 2 блюда пряжья. Пироги пышки. Оладьи путныя. 4 блюда з белой рыбицой. 3 язя на масле. Щука паровая из живых. Вырезуб паровой из живых. Стерлядь паровая из живых. 2 леща паровые из живых. Язь паровой из живых. 3 звена белой рыбицы паровые. 3 обертка белые рыбицы паровые. Аладья телная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды я спросил его: – Старче, почему и сейчас, после такого изнурения, вы так строго поститесь? И он мне ответил: – Сейчас, дитя мое, я пощусь, чтобы наш благой Бог дал вам Свою благодать. Но, несмотря на его телесные болезни и страдания, он ощущал в себе такую благодать и душевное блаженство, что, затрудняясь их описать, говорил: «Я чувствую, будто у меня в душе рай». Наконец пришло время его отшествия. Смерти он ожидал всю свою жизнь, ибо пребывание его здесь было для него подвигом, трудом и болью. Его душа жаждала упокоения, и тело тоже. Несмотря на то что с самого начала он привил нам твердую память смерти, мы были под очень сильным впечатлением от того, как он свыкся со страшнейшим таинством смерти. Казалось, что он готовится к торжеству, настолько совесть извещала его о Божественной милости. Однако в последние дни он снова стал плакать больше обычного. Отец Арсений говорил, чтобы его утешить: – Старче, ты столько трудился, столько молился всю свою жизнь, столько плакал... И опять плачешь? Старец посмотрел на него и вздохнул: – Ах, отец Арсений, правда то, что ты сказал, но ведь я – человек. Разве я знаю, было ли угодно моему Богу то, что я сделал? Он ведь Бог и судит не так, как мы, люди. И разве мы еще вернемся сюда, чтобы поплакать? Что успеет сейчас каждый из нас, то и будет. Насколько будет скорбеть и плакать, настолько будет утешен. Любовь его ко Пресвятой Богородице невозможно описать. Как только он упоминал Ее имя, его глаза наполнялись слезами. Он давно просил Ее, чтобы Она забрала его отдохнуть. И Всецарица услышала его. Она известила его за месяц до его ухода. Тогда Старец позвал меня и указал, что нам нужно приготовить. Мы стали ждать. Накануне его преставления, 14 августа 1959 года, Старца посетил господин Схинас 9 из Волоса. Они были близко знакомы. – Как поживаете, Старче? – спросил его Схинас. – Как ваше здоровье? – Завтра, Сотирис, отправляюсь на вечную родину. Когда услышишь колокола, помянешь мое слово. Вечером на всенощном бдении в честь Успения Пресвятой Богородицы Старец пел, сколько хватало сил, вместе с отцами. На Божественной литургии во время причащения Пречистых Таин он сказал: «Напутие живота вечнаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Но однако видите, как Господь милосерд, что и при таковом твоем худом приготовлении по приятии Св. Таинств ощутительно утешил и обличил внутренние скорби твои. А ежели старались приуготовлять себя по-надлежащему, то и сугубо утешены были! Это вам было попущено за ваше высокоумие и самомнение бесовским действом. Смущение после причастия попустилось за самонадеянность Господь да простит вас и дарует вам мир и спокойствие душевное. Что попустилось вам высокоумие, когда вы по принятии Св. Даров сподобились тишины и спокойствия и радовались, что уже можете понести испытание, — за каковое самонадеяние и пострадали смущением. Это пусть послужит поучением впредь не высокомудрствовать, но смирять себя, принимать все, что чрез помощь Божию получаемо. Недомогание после причастия следует приписать своему нерадению или высокоумию Поздравляем вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с принятием пречистых Таин Христовых, которые да будут вам во здравие души и тела. Смотрите на смущение и болезни равнозначно, предавая все на волю Божию. У вас по принятии Св. Тайн сделалось в груди остановка — надобно приписать это своему нерадению или высокоумию. К смирению посылаются вам и другие действия, но никогда глубокому смущению себя не должно придавать. Смиритесь и не скорбите, — Мария Египетская 47 лет не причащалась, но сияла светом благодати. Промысел Божий Промысел Божий нами управляет Вы пишете, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра. Создатель Господь все создал, под Его властию все существует, Он мертвит и оживит. Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берется из Священного Писания, как происшедшее от Бога. Священное же Писание показывает нам, что Промысел Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство. Господь глаголет в книге пророк Исаии в 49 главе 15 стихе: «Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе». Из сих слов видите, как Господь печется о нас. Если полезно будет вашему нареченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни, что и желаю видеть. За сим поручаю вас Покрову Божию и слову благодати Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3579...

Оболгаша тя, отче Корнилие, льстецы же злобеснии; к безумию склонися Царь грозный и смерти тя предаде; темже и освятися твоею кровию обитель Псково-Печерская и обогатишася тобою чада твоя, ту иночествующая, яко верным пред Богом заступником. Памятуя подвиги твоя и борения и кончину от руки самодержца Российскаго, благодарная братия Псково-Печерская храм устроиша во имя твое, преподобномучениче Корнилие, в немже ныне безкровную жертву приносят, хваляще и благословяще Творца, Вседержителя. Богородичен: Иже снабдением пскович благоверных и труды преподобных созданныя, славим пречестныя иконы Твоя, Богородице, просиявшия в обители Псково-Печерстей – Одигитрии, звезды путеводныя. Умиления и Успения чудна, и, яко Саму Тя, духовне веселящеся, лобызаем я, Христианом Похвало и спасения Утверждение. Кондак и икос воскресны. Песнь 7 Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен. Времена и лета Церкве Псковския изъявил еси нам, преподобномучениче Вассиане, Корнилию Богомудрому в того летописаниих помогая изрядно, яко и делом его ревнитель быв славный; ныне же с ним во Свете Трисияннем вопиеши согласно: благословен еси Боже отец наших. Яко благодати росу испивал еси в трудех постнических вкупе со отцем нашим Корнилием, такожде и чашу смертную испил еси с ним безвинно, Вассиане преподобномучениче; от Царя же земнаго к Царю Небесному предпосланы бысте обое, Тому вопиюще: благословен еси Боже отец наших. О, преподобномучениче Корнилие, не остави и ныне молитвами твоими чада своя, якоже и прежде ты, защитниче страны Псковския, не оставил еси ю в нашествие Баториево, но, быв ко Пречистей теплый ходатай, пред Неюже и предстал еси в видении чуднем над Псковом градом, со святыми вопия препобедно: благословен еси Боже отец наших. Богородичен: Показа небо Православия славу, егда явися на воздусе Мати всех верных, от нашествия же воев Баториевых Псков град и обитель Печерскую избавльши; горе бо святии со Корнилием Ю умоляху, долу же псковичи со иноки Печерстими ко образу Ея со слезами припадаху, Богу вопиюще: благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010