Гдов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Михаила Архангела Архитектурный стиль: Псковско-Новгородская школа ( подробнее > > ) s="" > Год постройки:1424. Колокольня - сер. 16 в. Год утраты:1944 (взорвана отступающими частями вермахта) Адрес: Россия, Псковская область, Гдовский район, г. Гдов, Кремль Координаты: 58.740667, 27.818801 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Разрушенные во время Великой Отечественной войны в Гдове церковь Успения и примыкавшая к ней колокольня Дмитриевского собора (первоначально - церковь Дмитрия) были опубликованы П.П. Покрышкиным в статье «Церкви псковского типа XV-XVI стол, по восточному побережью Чудского озера и на р. Нарове» (ИАК, 1907. Вып. 22). Он датировал церковь Успения 1431 г., т.е. временем постройки каменной крепости в Гдове, а колокольню собора отнес ко времени Ивана Грозного на основании дат на колоколах, висевших на ней (два колокола 1551 г. и один 1561 г.). Эти даты приняты в научной литературе, хотя и не подвергались проверке. Нами уже пересмотрена дата Дмитриевского собора в Гдове, постройку которого П.П. Покрышкин относил к 1540 г. на основании надписи на иконе Троицы, сообщавшей, что последняя в этом году была перенесена в собор. На барабане собора находилась керамическая надпись, ясно говорившая о том, что он построен при великом князе Василии Ивановиче (1505-1533 гг.). Так как Псков был присоединен к Москве только в 1510 г., значит, время строительства собора приходится на промежуток между 1510 и 1533 гг. Следует проверить и датировки Успенской церкви и колокольни в Гдове. Наиболее раннее упоминание Успенской церкви и колокольни относится к 7093 (1584/1585) г. В писцовой книге И.В. Дровнина каменные здания в гдовской крепости описываются так: «В городе ж церковь каменна соборная великомученик Христов Дмитрий Селунский, да церковь Успения Пречистые Богородицы, да церковь архангела Михаила, обе каменны, да колокольница каменна, а поставлены те храмы Успения Пречистые и архангел Михаил и колокольница после письма, а церковное строение и на колокольнице колокола писаны в церковном строении» (Сборник МАМЮ.

http://sobory.ru/article/?object=37366

Илемно. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1810. Адрес: 175061 Новгородская обл., Солецкий р-н, дер. Илемно Координаты: 57.99995, 29.985 Проезд:от г. Сольцы до д. Горки в направлении на г. Дно (примерно 25 км), далее поворот направо на Илемно (есть указатель) грунтовка около 5 км. В селе на перекрестке налево, церковь справа от дороги, летом сильно закрыта зеленью. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Илемно — деревня в Солецком муниципальном районе Новгородской области, относится к Горскому сельскому поселению. Деревня расположена в западной части Новгородской области, близ административной границы с Псковской областью, на правом берегу реки Шелонь, в устье реки впадающей в Шелонь. К деревне проходит автодорога из административного центра сельского поселения — деревни Горки. На противоположном берегу Шелони — деревня Заречье. Погост Илеменской на реце на Шолоне, а в нём церковь Успенье Пречистые упоминается в писцовых книгах 1498 года Шелонской пятины Новгородской земли. Также в конце XVI века упоминается, что здесь «была церковь древена Успение Пречистыя, сожгли литовские люди. А на пожарище, осталась теплая церковь преподобный Сергий». В 1631 году (1636 году) в селе была выстроена деревянная церковь Успения пречистыеУспения Богородицы. В 1810 году в селе была выстроена каменная церковь Успения, а старая деревянная церковь реставрировалась в 1891—1909 гг., и после чего была освящена в честь Казанской иконы Богоматери. До 1927 года деревня относилась к Порховскому уезду Псковской губернии, затем к Солецкому району Новгородского округа Ленинградской области (в 1930 году округ был упразднён), с 1944 года в Новгородской области. После войны в деревне жильё было разрушено и многие жили в деревянной церкви, затем в ней открыли школу, а потом клуб. В клубе случился пожар — у древнего здания сгорела крыша. Ныне в деревне есть часовня Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Берново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Успения Божией Матери построена в 1627 г. Престола три: главный Успения Божией Матери, правый Святой Троицы, левый Святителя Николая. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Источник: сайт  Тверской епархии Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Кирпичная оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхъярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. В приходе сей церкви находилось три часовни в деревнях: Глазунове, Сенчукове и Бибикове, все деревянные. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Успенская церковь, построена в конце XVII - начале XVIII веков в стиле барокко, каменная. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Количество алтарей: 3. Чтимые святыни: иконы святителя Николая Мирликийского Чудотворца, святой Троицы. Известные люди, похороненные в ограде храма: помещики Бельяшовы. Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Построена в 1687-1699 гг., кирпичная, оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. Церковь действующая. О наличии деревянного храма в селе сообщает духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 г.: «Да даю я, Федор, к Николе Чудотворцу в Бернове после живота своего деревню Галицыно в Новоторжском уезде в Богатинской губе... » Некоторые историки и краеведы полагают, что первой была Никольская церковь. Источники конца XVI в. говорят о церкви Пречистой Богородицы. Так, писцовая книга А. Загряжского гласит, что на р. Тьме «направе земле Троицкая сельца Лаврова, а на леве земле Пречистенского попа, что в селе Бернове...»

http://sobory.ru/article/?object=01395

Пречистое. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1849 и 1866. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Московская область, Истринский район, село Пречистое. Координаты: 56.067339, 36.505305 Проезд:От села Новопетровское по А-108 до села Пречистое. Церковное место находится рядом с кладбищем. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На северо-западной окраине Истринского района, рядом с автотрассой Московское Большое кольцо на границе с Клинским районом находится деревня Пречистое. На местном кладбище в селении несколько лет назад был возведен небольшой временный деревянный храм. Лишь старожилы бывшего села и окрестных деревень помнят, что на этом же месте стояла ранее церковь в честь Успения Богородицы, разрушенная во время войны. Село Пречистое известно с конца XVI века, когда оно носило название Поповское и находилось в Ижевском стане Дмитровского уезда. В Смутное время находившаяся в селе церковь была разрушена, а село запустело. Со временем пустошь была заселена, а в 1670 году, когда Поповским владели Василий, Никита и Лев Сытины, построена новая церковь, причисленная в 1684 году к Волоколамской десятине. С построением церкви село было названо «Пречистенское, Поповское тож». «В 1777 году в селе Пречистенском на Нудоле, – писал в рукописи своей неизданной книги известный церковный историк протоиерей Николай Скворцов, – в церкви Успения Пресвятыя Богородицы на престоле и жертвеннике одежды были весьма ветхие. В алтаре церкви и трапезы теча, оконец не было, окна забиты тесом, в алтаре и трапезе обиты холстом. Холст изгнил в лоскутья, образа почти все облиняли, так что ликов не видно. Сосуды оловянные, церковная кровля и рундуки все сгнили.На колокольне не было креста. Велено церковь запечатать, а требы приходския исправлять в другой церкви по близости». В октябре 1779 года Преосвященный Феофилакт написал на прошении об освящении церкви: «В церковь в селе Пречистенском, которая и по само первоначальному моему свидетельству приведена в надлежащее благолепие, выдать атласный антиминс, к священнослужению разрешить совершить прежде малое освящение воды и окропить алтарь и храм». Вскоре после изгнания Наполеона из России, благочинный докладывал в Консисторию, что церковь в Пречистенском, «однопрестольная, деревяннаго здания, не видав, по благости Божией, никакого неприятельскаго нахождения, 14 декабря 1812 года состояла в целости. Престол, на нем срачица, одежда и священный антиминс были целы. Церковная утварь вся цела; церковная сумма: свечная 8 рублей, кошельковая и кружечная 200 рублей, цела; к отправлению священнослужения потребныя книги имелись. Иконостасы, в них святые иконы и на них какие были оклады и привесы целы».

http://sobory.ru/article/?object=42532

Праздник Успения Настало время светлого торжества, для первопрестольного Киева, в день предпразднства Успения Пречистой Девы, Которая искони утвердила дом Свой на горах Киевских. Ее честному собору, по Рождестве Бога Спаса, праздновала древнейшая Десятинная церковь , а в Святой Софии венчается самое Рождество Пречистой Матери; наконец, в лавре Печерской с великою радостию духовною чествуется день Ее Успения, ибо сохранившая девство в рождестве, и в успении не оставила мира, молитвами своими спасая от смерти души наши. «Люди, предиграйте, – воспевает Церковь , – руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе все веселием: Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно, Юже песньми присно, яко Богородицу, славим». Но в тот же день и другое воспоминание церковное, близкое сердцу лавры: перенесение честных мощей Преподобного отца ее Феодосия Печерского , и ему поет собранная им паства: «Наследник отцев быв, Преподобне, тех же последовал еси житию, учению, нраву в воздержании, молитве же и предстоянии; теми, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие». Митрополит, неутомимый на молитву, совершив накануне Божественную литургию в Дальних пещерах, где были обретены нетленные мощи Святого Феодосия, как бы следуя духовно за их перенесением, опять священнодействовал в том храме, куда внес их некогда с великим торжеством собор епископов Русских. Утешительно было слышать над самою ракою Преподобного молебный глас к нему о заступлении собранного им стада и Церкви, которая прежде всех своих праведников его первого причла к лику Святых. Вечером того же дня другое, более торжественное служение совершилось в соборной церкви: погребальная всенощная Успения Богоматери, частью своих молитв и обрядов напоминавшая глубокую утренню Великой Субботы. «О дивное чудо! – восклицает изумленная Церковь , духовно созерцая с ликами Ангельскими, како Дева восходит от земли на небо. – Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Гевсимание, Богородичен святый доме, возопием верные, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пречистое. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения, кирпичная и оштукатуренная, с белокаменными деталями, - оригинальный центрический храм в формах зрелого классицизма. К крупному крестообразному объему с двускатными кровлями над высокими рукавами креста примыкают пониженные закругленные угловые части. Мощный цилиндрический барабан со сферическим куполом завершает композицию. Декор фасадов строг и в то же время наряден. Только на торцах рукавов с треугольными фронтонами антаблемент украшен триглифами и метопами с кругами во фризе, а в карнизе - крупными модульонами. В центре северного, южного и западного фасадов находится большая прямоугольная ниша с тосканским портиком, над которым во всю ширину ниши прорезано полукруглое окно. К входам в центре портиков вели открытые лестницы (сохранилась западная). В угловых закруглениях - по три прямоугольных проема с уступами по краям. В светлом и просторном интерьере четыре мощных пилона со срезанными внутренними углами несут барабан с полусферой купола. Рукава креста, перекрытые корытными сводами, открываются арками в угловые пониженные части со сводами в четверть сферы; в толще пилонов, кроме того, прорезаны сквозные арочные проемы по линии запад-восток. Уцелели фрагменты росписей в куполе, на стенах и пилонах. В окнах сохранились решетки в духе классицизма, а во входах - железные двери с коваными накладными полосами. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. - Москва, «Наука», 2001 г. ПРЕЧИСТОЕ, село Гагаринского района. Усадьба Голицыных-Муромцевых XIX в. Расположена в центре села, на открытом и ровном участке. От большой парадной усадьбы сохранились ишь дом и стоящая поодаль церковь Успения. В XVIII -XIX вв. Имение принадлежало князьям Голицыным. По заказу одного из них (Дмитрия Михайловича) в 1807 г была сооружена нынешняя церковь, а в 1841 г. отдельно стоящая колокольня. Вскоре после этого усадьба переходит во владение графа А.Муромцева. В наши дни усадебный дом и церковь (колокольня разобрана) главенствует в застройке села.

http://sobory.ru/article/?object=03502

Качалово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Успения в селе Качалово- яркий образец сельской приходской церкви, в архитектуре своей сочетающая приёмы и формы барокко с традициями допетровского зодчества. Стоит храм на восточной окраине села, улица которого ориентирована на колокольню. Церковный участок с кладбищем расположен на местности, рельеф которой понижается к югу, в сторону р.Качалки. Впервые храм в Качалове упоминается в 1628 г., когда в селе стояли две деревянные церкви в честь Успения Пречистой Богородицы (летняя) и во имя св. вмч. Георгия Победоносца (зимняя). В 80-е годы 18 века взамен деревянных был возведён на средства прихожан храм каменный пятиглавый с шатровой колокольней, освящённый в 1785 г. В храме этом имелось три престола: в холодном четверике 1) в честь Успения Божией Матери, в тёплой трапезной 2) правый - в честь Преображения Господня, 3) левый - во имя свт. Николы. Ограда вокруг церкви, очевидно, была построена в сер. 19 в. Главы храма, а также верхний ярус и шатёр колокольни в кон. 19 - нач. 20 вв. были покрыты листовым железом. Композиция Успенской церкви складывается из пятиглавого бесстолпного храма, прямоугольной в плане трапезной и шатровой колокольни. Двусветный четверик храма увенчан пятью восьмигранными барабанами с луковичными главками; центральный более крупный барабан - световой, угловые - глухие. Прямоугольный в плане алтарный выступ дополнен полукруглой апсидой. Вытянутая по продольной оси трапезная незначительно шире четверика. Композиция колокольни, отличающаяся грузными пропорциями, состоит из низкого квадратного в плане основания, двухъярусного восьмигранного столпа и шатра, некогда завершавшегося небольшой луковичной главкой. На стенах и своде храма сохранились плохо различимые фрагменты масляной живописи, очевидно, 2-й пол. 19 века. Церковь эта была закрыта и предназначена на слом решением Костромского райисполкома от 6 марта 1941 г. Ярославский облисполком 18 марта 1941 г. утвердил это решение, однако начавшаяся вскоре война не позволила осуществить его. Начиная с 1942 г. религиозная община села начала бороться за открытие храма и сумела добиться того, что богослужения в нём были возобновлены в начале 1943 г. Однако продолжались они недолго: уже 28 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о вторичном закрытии церкви. В 1951 г. здание церкви передали колхозу им. В.М. Молотова под зерносклад. В 1969 г. Костромской райисполком просил облисполком разрешения на слом церкви " на стройматериалы " . К счастью, эта просьба не была санкционирована; храм в Качалове, руинированный и заброшенный, стоит и поныне...

http://sobory.ru/article/?object=11601

Успенский Погост. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1740 - 1799. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Успенский Погост Координаты: 56.102247, 42.169758 Проезд:Южный выезд из райцентра Вязники от южной объездной дороги, 13км. Асфальтированная дорога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи». По писцовым книгам 1653 г., при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дв. крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен. В приход входило 36 населённых пунктов с общим количеством жителей – 6700 человек. В Успенском Погосте находился центр Ждановской волости (одной из пятнадцати вязниковских волостей). Из дела за 1751 г. 506 видно, что Христофор, митрополит Грузинский, в 1729 г. посвятил во священника в приход Яропольской десятни Успенский погост к церкви Живоначальной Троицы. Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятой Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно. В действительности на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях. В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине XIX столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.

http://sobory.ru/article/?object=04194

XIV. Праздник Успения Настало время светлых торжеств для первопрестольного Киева и день предпразднества Успения Пречистой Девы, Которая искони утвердила дом Свой на горах Киевских. ее честному Собору по Рождестве Бога Спаса праздновала древнейшая Десятинная церковь , а в св. Софии величается самое рождество Пречистой Матери; наконец и в лавре Печерской с великою радостью духовною чествуется день ее Успения; ибо сохранившая девство в рождестве. и в успении не оставила мира, молитвами Своими спасая от смерти души наши. – «Людие предъиграйте, воспевает Церковь , руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно, Юже песньми присно, яко Богородицу славим.» Но в тот же день и другое воспоминание церковное, близкое сердцу лавры: перенесение честных мощей преподобного отца ее Феодосия Печерского , и ему поет собранная им паства: «наследник отцев быв, преподобие, тех же последовал еси житию, учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию; тем, яко имея дерзновение к Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся отче Феодосие.» Митрополит, неутомимый на молитву, совершив накануне божественную литургию в дальних пещерах, где были обретены нетленные мощи св. Феодосия, как бы следуя духовно за их перенесением, опять священнодействовал в том храме, куда внес их некогда с великим торжеством собор епископов Русских; утешительно было слышать над самою ракою преподобного молебный глас к нему о заступлении собранного им стада и Церкви, которая прежде всех своих праведников его первого причла к лику святых. Вечером того же дня другое, более торжественное служение совершилось в соборной церкви: погребальная всенощная Успения Богоматери, частью своих молитв и обрядов напоминавшая глубокую утреню великой субботы. «О дивное чудо! восклицает изумленная Церковь , духовно созерцая с ликами ангельскими, како Дева восходит от земли на небо, – источник жизни во гробе полагается и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме: возопием верные, Гавриила имуще чиноначальника: благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Завидово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Впервые церковь упомянута в Писцовой книге Клинского уезда, составленной в 1623-1624 годах: " Село Завидово на речке Дойбице, а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы каменна - делана на два престола — престол Архангела Михаила, да престол Николы Чудотворца, а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола строение мирское - приходских людей ... " По мнению А.М. Салимова, храм был построен между 1610 годом и началом 1620-х годов. В это время каменные сельские храмы были большой редкостью. Храм уникален еще и тем, что построен в первые годы после окончания Смутного времени. В 1820 году Успенский храм был покрыт железом. Во время капитальной реконструкции, начавшейся в 1853 году, трапезная и колокольня были разобраны, а на их месте выстроена более обширная трапезная с двумя приделами – во имя Архистратига Михаила и Пророка Илии. Стены были расписаны живописью в настоящей церкви в 1871 году, а в трапезной – в 1886 году. Кирпичная колокольня (поставленная отдельно – в восемнадцати саженях от церкви) в три яруса появилась в 1865 году. По окончании реконструкции, 21 марта 1873 года, храм Успения Божией Матери в Завидове был освящён. Известно имя его строителя, руководителя артели, – Фёдор Тихонов. Об этом сообщает хранящийся и сейчас в храме памятный знак. В 1915 году в Успенском храме села Завидова работали над академическим восстановлением интерьера петербургские художники. С 1951 по 1955 годы богослужения в церкви не осуществлялись. В 1957-1958 годах в храме было устроено водяное отопление и электрическое освещение. В 1962 году были отремонтированы купола, изготовлены решетчатые двери. В 1966 году были промыты и отреставрированы росписи сводов четверика. Были заменены деревянные двери и частично пол. Капитальный ремонт храма был закончен в 1968 году, и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, храм был освящён. В 1980 году была отремонтирована кровля, установлена водосточная система, оштукатурены стены, отреставрирован цоколь и проведены другие восстановительные работы. В 1991 году обновили алтарь в Успенском приделе, а во всём храме провели косметический ремонт.

http://sobory.ru/article/?object=05972

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010