Прекрасно совершивши течение жизни, богоносное судно причалило ко всеблагой пристани и вместе Кормчему всего, спасшему чрез Нее и оживотворившему человеческий род от потопа нечестия и греха. Синайский Законодатель и Сионский Законоположник, Господь Бог наш, Сам призвал к переселению Свой кивот освящения, о котором праотец Ее Давид пел, говоря: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс. 131:8 ), – кивот не волами везомый (как древний Моисеев), но ведомый и дориносимый воинством небесных Сил, – не рукотворенный и украшенный золотом, но богозданный, отовсюду сияющий блеском осенившего Ее Всесвятого и Животворящего Духа, – не кивот с манною и скрижали завета, но кивот Подателя манны и вечных благ, Господа Нового и Ветхого Завета, родившегося из Нее и спасшего верующих в Него от проклятия закона. Не кивот, заключающий в себе жезл Ааронов и вверху херувимов славы, но Славнейшую без сравнения их (херувимов), жезл Иессея, осеняемый Божественной, всемогущей силой Высочайшего Отца, – не предшествующий еврейскому народу, но последующий явившемуся из Нее на земле во плоти Богу и ублажаемый ангелами и земнородными во славу возвеличившего Ее превыше небесных и земных воинств, взывающую Божественными устами и говорящую: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем ( Лк. 1:46–47 ). Итак, воистину, водворилась, дабы блистать сияниями Солнца правды, Она, светоносная Заря, призванная сим Солнцем, восшедшим из Нее и просветившим все, – Она, посредством Которой высочайшее сияние излило на нас солнечные лучи милости и щедрот, возбуждая души верных к возможному подражанию Божественной кротости и благости. Ибо, облекшийся от Духа Святого одушевленною и разумною плотию Сей Приснодевы, Христос Бог призвал Ее, облек в единотелесное нетление и преславно прославил, соделав наследницею, как Пресвятую Матерь Свою, о чем поет Псалмопевец: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена ( Пс. 44:10 ). Сосуд честный и священнейший, превосходно прошедши временное течение жизни, Она достигла истинной Радости всех, Которую несказанно родила в нашем естестве, – Радости, по естеству сущей Богом от Бога, рожденным прежде веков, в последние же дни явившимся чрез Нее на земле и наполнившим радостию небесное и земное и прекратившим печаль Евы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Какие руки погребут Тебя? В каких объятиях понесем мы Носившую Невместимого? Какую надгробную молитву сотворим над Тобою? Какими песнями воспоем исход Твой? Какими словами выскажем величия бывшия о Тебе? Посему, вместо всего этого, приносим Тебе глас: «Блаженна Ты в женах и в роды родов. Благословенна Ты на небесах и прославлена на земле. Всякий язык славит Тебя со благодарением, исповедуя Тебя Материю жизни. Вся земля исполнилась славы Твоей, все освятилось миром благоухания Твоего. Чрез Тебя пременились в радость скорби праматери. Чрез Тебя поют с нами все ангелы: «Слава в вышних, мир на земле»! Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, не помрачает Владычного тела. Ад не может владеть Тобою: поелику царской души не касаются рабы. Итак, отъиди в мире; преселись от сотворенных жилищ, молись ко Господу за всю тварь. Доселе, пока Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли; а с тех пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя общим умилостивлением. Радуйся неизреченною радостию в вечном свете: там – истинная жизнь, всесветлое царство, необъятный лик ангелов; наслаждайся притом добротами Сына Твоего, неистощимою радостию, нестареющим блаженством. Там – потоки вечной сладости, источники вечной жизни. Там – предел всего, на что уповали и уповают; там – последний конец, далее которого нет ничего. Там поклоняются Отцу, славят Сына и воспевают Св. Духа, нераздельное Существо Единого в Троице Божества». Это и более превосходное говорили и пели тогда богодухновенные мужи: ибо я (земля, пепел и тление), не знаю, что и сказать больше. Я хорошо знаю, что Матерь Слова примет и это краткое слово и подаст то, что мы достойны принять: ибо Всесвятая, как многодаровитая, любит, и за самое малое, воздавать великим. Вы же, светлейшее собрание (призываю вас к окончанию слова), придите и воспоем погребальные песни, торжественно шествуя пред девственном телом, и посильными почестями увенчаем Ту, Которая дала начало празднику. Но, дабы это было торжественнее, да явится ныне все собрание небесных и земных, и да исполнит со мною исходную песнь и погребальную хвалу, начатую такими словами: «Отошел стан Божий от шатров кидарских к невещественным скиниям»! Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять небесное царство в царском величии – Пренебесную Дверь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, сильна во спасение помощь Твоя, Богородице, и не нуждается в чьем-либо другом предстательстве пред Богом. Ты – сущая Матерь истинной жизни; Ты – избавление поношения Евы. Она – матерь праха, Ты – света; ее ложесна – тление, Твое чрево – нетление; та – селение смерти, Ты – преставление к жизни; чада той – печаль, а Твой Сын – всеродная радость. Та, будучи землей, отошла в землю; Ты же родила нам Жизнь и взошла к Животу, можешь и по смерти подавать людям жизнь. Величию Твоему несть конца ( Пс. 144:3 ). Нет насыщения помышлениями о Тебе и постоянными воспоминаниями о Твоем преставлении, так как и предстательство Твое –жизнь, и покровительство Твое – непрестанно. И если бы не предтекла Ты, то никто не сделался бы духовным, никто не поклонился бы в духе Отцу: ибо человек сделался духовным тогда, когда Ты, Богородица, стала жилищем Духа. Никто не исполнен Боговедения иначе, как чрез Тебя, Пресвятая; никто не избавлен от опасностей иначе, как чрез Тебя, Матерь–Дева; никто не искуплен иначе, как чрез Тебя, Богоматерь; никто не помилован туне, если не чрез Тебя, Боговместительная. И кто так защищает грешников? Кто так щадит неисправившихся? Никто из могущих помогать, боясь за нас посечения приточной смоковницы, не решился бы принести моление о нас к Богу, дабы, когда изречен приговор нашему бесплодию, ходатайство не оказалось неприемлемым; Ты же, имея матернее дерзновение пред Богом, испрашиваешь благодать прощения и величайшим грешникам. И подлинно, Ты не можешь быть не услышанной, так как слушает Тебя Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог ( Еф. 4:6 ), – слушает, как истинную и непорочную Матерь Свою. Посему с упованием прибегает к Тебе скорбящий, прилепляется к Тебе немощный, противопоставляет Тебя врагам терпящий нападения от них. Ты прелагаешь «гнев и ярость и послание злых духов» ( Пс. 77:49 ); Ты отвращаешь праведный гнев и достойное осуждение от народа весьма любимого Тобою и нарицаемого именем Сына Твоего. Посему и христианский народ Твой дерзновенно вручает Тебе свои прошения к Богу: Он дерзает несомненно надеяться, Всесвятая (благодаря многим Твоим благодеяниям к нам, а также тому, что часто призывает Тебя в молитвах), – дерзает надеяться, что Бог услышит его. Кто за это не ублажит Тебя – превосходящее разум зрелище ангелов, предивное насыщение людей, восприятие рода христианского, постоянное прибежище грешников? Ибо, как только христианин устрашится или преткнет о камень ногу свою, тотчас призывает Твое имя на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О новые таинства! О восхищения достойная праведность! О, душа, таковым целомудрием уцеломудрившая свое тело! О, тело, не видавшее естественного, вознесенное вместе с душой! О, ум, [исполненный] нездешнего света! Что скажу, что вымолвлю (ср. Дан 10:17) , — говорит в затруднении пророк. Бога, Которого никакое не вмещает место и не заключает в себе творение, даже если бы оно и увеличилось в бесчисленное число раз, Сего Дева одела Своими кровями, и, что более того, сделалась прекрасной ризой Прекрасному Царю, хотя Бог не так соединился с плотью, как тело с одеждой, и не так человеческая природа стала причастна Божественному лучу, как одежда — царскому блаженству. Ведь в том, что касается воплощения Спасителя, не произошло слияния природ между собой, но каждая остается несмешанной с другой и сохраняет все свои свойства. В остальном же [ипостасное единение] настолько превосходит тот образ, насколько полное соединение — совершенное разделение. Соединение это и не может явиться для прочих примером и для него нельзя привести пример, но оно является совершенно особенным, первым и единственным: кровь Девы становится кровью Бога. Как о том сказать? С взятым [от Девы] Он вошел в такое совершенное общение, что оно становится равночестным, единопрестольным и собожественным Его Божественной природе. На такую высоту святости взошла Дева! Так относящееся к Ней превосходит всякое разумение! VIII. Она была человеком; от людей произошла; была причастна всему, свойственному нашему роду, но не стала наследницей одинакового с нами образа мыслей и не оказалась связанной тем же навыком пороков, но противостала греху и порче, положив предел лукавству. Так Она стала святым начатком и поводырем по дороге, ведущей к Богу. Ведь Она имела такое расположение души, как если бы Она одна была в этом мире, не существовало других людей, никакая другая тварь не была создана, но Она одна была возле Единого Бога. Она не обращала внимания ни на что тварное и не пеклась ни о чем, но как только явилась среди людей, так и удалилась от них для лучшей Своей части; и пройдя все творение — землю, небо, солнце, звезды и весь лик пребывающих возле Бога, не прежде остановилась, чем соединилась с Богом, Чистая с Чистым. И стала Она пред Богом священнее жертв, честнее алтарей. Пророков, праведников и священников Она стала настолько святее, насколько освящающий превосходит освящаемых в отношении святости. Ведь никто не был свят прежде, чем явилась Блаженная, но именно Она, первая и единственная отставшая от греха, совершенно, явилась святой и святой святых и чем еще можно именовать высшим; и для других отверзла врата святости, достодолжно приготовившись для восприятия Спасителя, а через это смогли стать святыми все пророки, священники и все вообще, оказавшиеся достойными Божественных таинств.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

Также и то из сущего, в чем Божественная Премудрость по преимуществу бывает явлена, Она препобеждает чистотой и святостью. Ведь и в видимом мире то, что находится возле [источника] света, видится чище остального. И хотя Бог одинаково присутствует во всем, можно указать на различие в Его явлении тварям. Если же это так, то кто будет отрицать, что Дева святее всех людей и Ангелов? И если через Ангелов людям были даны Завет Божий, ветхий Закон [ через Ангелов возвещенное слово было твердо — говорит апостол Павел (Евр 2:2) ], и все другие знамения правосудия и силы, то Дева не в сих только пределах возвестила Бога, но явила людям Саму Воипостасную Премудрость Божию, не в знамениях и образах, но непосредственно Самого Бога, Спасителя, и [явила] не людям только, но и Началам и Властям, дабы ныне соделалась известною , — как говорит апостол Павел, — íà÷àëüñòâàì è âëàñòÿì íà íåáåñàõ ìíîãоразличная премудрость Божия (Еф 3:10). И ведь не сказал он, “дабы соделалась более известной, чем прежде, когда, пусть и несовершенно, была известна”, но просто дабы соделалась известною , показывая, я думаю, что то знание, которое было до Блаженной Девы, было настолько смутным, что никак нельзя соразмерить его с другим знанием, произращенным [Блажен­ной]. И, как то и подобало, Она воссияла Солнце правды не только для людей, праведных и неправедных, лукавых и благих, но и для самых премирных сил. Итак, Дева настолько выше всех творений, насколько то, что соделано Спасителем как домостроительство нашего спасения, невозможно сравнить ни с чем иным из сущего. Ведь если Она соделала Ангелов настолько совершеннейшими по сравнению с ними же самими, что, по суждению Апостола, прежнее их блаженство нельзя и сравнить с последующим, то давайте оценим Ее превосходство, каково оно в действительности. Ведь если меньший благословляется б о льшим (Евр 7:7) , то каково же различие между тем, чтобы благотворить и получать благодеяния? Поэтому пророк видел Деву Престолом Божиим, высоким и превознесенным, вокруг Престола стояли Серафимы (ср. Ис 6:1–2). И не просто стояли, но со страхом и трепетом, не дерзая смотреть прямо на него. Написано и то, что они никогда не усыпают и нет конца их славословиям Богу. И все это тем более справедливо для Блаженной, сколь более Она восприяла Божественный свет. И это я говорю не только применительно к бывшему по Ее отшествии отсюда, но и о Ее пребывании в этом мире, ибо Она так æå íå óñûïàåò, êàê è ïðåäñòîÿùèå Áîãó ñилы, и являет преимущественное перед другими усердие к Богу с тем, чтобы и насладиться всех Божественных даров. Поэтому то, что подобает прочим святым [уже] после разлучения с телом, — непременительно обладать добродетелью и благом, — Деве [усваивается] и прежде оставления тела. X.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

Ведь если мы все делаем для того, чтобы богатеть в Боге и если здесь предел для нас всех благ — а это было бы недостижимо для людей без даров Девы — то как же не к Ней — началу хвалы — должно быть обращено все, что достохвально в человеческом роде? Ибо причиной всех наших благ является соединение с Богом, а этого соединения начало — Дева. И поэтому для [человеческого] рода Она является многопетым началом всякой красоты, всякой святости, всех гимнов, и к Ней одной восходит всякая хвала. Впрочем, подобает отнести к Блаженной Деве и то, что люди остались живы и вообще остаются людьми. И не только они, но и небо, и земля, и солнце, и вселенная через Блаженную Деву — как растение через плод — обрели благобытие и вообще бытие. И если мы хвалим древо по его плоду, а тот, кто испытывает радость о древе, похвалит обыкновенно и плод, то кто же не поймет, что от всего сущего всякое почитание, благодарение и украшение, если то добродетель и похвала (Флп 4:8) — по слову апостола Павла — подобают одной Деве? Так что можно сказать, что суд Божий, наименовавший [создание] хорошим и хорошим весьма (ср. Быт 1:31) , был похвалой Деве. III. Так издревле берет начало [Ее] похвала. То, что Блаженная [Дева] является плодом сотворенного, а также приношением всей Вселенной, понятно из следующего: если все имеют в себе плодом то, что делает природу не уступающей рождающему и являет новой, какой она была изначально, то [спросим], кто воссоздал людей? Откуда новая тварь? Кто переменил эту Вселенную? Тех самых новых воссозданных граждан, которых приняло небо, с земли переправила [туда] Дева. Земля же возымела своим жителем Нового Человека, Самого Владыку небес. Ведь она произвела не древний плод греха, тернии и волчцы, но новый цветок праведности — Деву. Таким образом Та не только совлекла ветхость с человеческого естества и представила всем людям возможность возрождения, но и дарует и еще большую радость, а именно ту, что сами небо и луна, и земля, и звезды станут чуждыми всякого истления. Ведь тварь не прежде может освободиться от истления, чем чада Божии улучат свободу. Искупление же этой свободы породила Дева — Перворожденного из мертвых.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

Итак, слушатели, любящие добро и духовное созерцание, призываю вас к великому и высокому проповеданию слова, и покажу вам внутреннее благолепие, светлостию превосходящее лучи солнца. Произнося слово, считаю за благо предупредить некоторых из сущих здесь, дабы никто нечистыми ногами не приступал к святыне: ибо не для всех одинаково доступно место святых; тем, которые чистотою ума превзошли вещественное и мимо шли всего чувственного, – преимущественно тем Пресвятая Божия скиния подает полный пир духовный, на котором мы угощаемся изобильно. Если тем, которые недостойно и бесстыдно взошли на гору Синай, угрожали молния, громы, звуки труб и устрашающия прещения ( Исх. 19:16 ); если равным образом небезопасно было для большой части людей прикасаться стен святилища, и потому требовалось стоять вне вторых стен, и это было тогда, когда служили тени и покрывались сеновными покровами: то насколько более тщания требуется от имеющих свет истины, которые тщатся приходить в эту превеликую скинию благ Божьих, в которую больше ума, пренеизреченно, очистив ее совершенно, вселился Бог и, соделав утробу Девы совершенно целостною в рождении, здесь образует Свою плоть?! На сей богообразной скинии [в действительности исполнились весь закон и пророки, и его сеновные обряды были прикровенны, пока не разрешилось истинное зрелище. Пока мы ходим как бы в преддвериях слова, чудясь величию входа, где можно бы вступить в общение с Материю Слова, взирать, открывши покрывало, на Святое святых и поучиться большему и совершенному. Ибо если преддверия храма столь досточтимы и превысоки, что превосходящей добротой ума просвещают очи, то какого же величия исполнено место невидимое и недоступное! Оное величие исповедуемо одними лишь теми, которые откровенным лицем, как бы в зеркале, созерцают славу Господню ( 2Кор. 3:18 ), и которые, наконец, достигли величайшей свободы от страстей. Оставим же охотно всякую страсть плоти и мира, всякий земной мятеж и затем, насколько возможно, сообщившись свыше преходящего Божественного сияния, востечем с Богородицею: ибо блистающих красотой добродетели хочет Сам Христос. Сей Присноживотный Свет явственно показывает, что Его Матерь Приснодева, как царица человеческого рода, ныне переселяется из земных обителей неявленно, как бы не желая, силою таинства прерывать общение: поелику Всесвятая более естества родилась, жизнию и рождением превзошла людей и, наконец, преставлением стала выше всех рожденных... Но последуем далее, согласно прославляя торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, кто, прославляя Тебя, не прославляется непрестанно, и снова не начинает ненасытно прославлять Тебя? Во истинну, невозможно прославить Тебя по достоинству. Кто желает постоянно величать Тебя неумолчным славословием, находит, что он воздает должное Тебе. И как должный много и не могущий ничего уплатить Тебе умножает благодарения, так Ты умножаешь покровительство: поелику все благое дарование, не имеющее конца, как в начале, так и всегда вызывает благодарность к Творящей благое. Кто не будет дивиться Тебе, неизменной надежде, твердому прибежищу, неусыпному ходатайству, непрестанному спасению, твердой помощи, непоколебимому предстательству, неприступной стене, сокровищу наслаждений, непорочному раю, безопасной крепости, несокрушимому ограждению, пристани обуреваемых, тишине смущенных, споручнице грешных, приведению отчаянных, призванию изгнанных, благословению проклятых, росе душевной засухи, капле орошающей увядший злак (ибо, по написанному, чрез Тебя кости наши прозябнут яко трава ( Ис. 66:14 ), Матери Агнца и Пастыря и известной Подательнице всех благ. Судьбы Твои дивны и истинны, оправданны вкупе, вожделенны и слаждша паче меда и сота: ибо и мы, рабы Твои, желаем его и в этом желании от Тебя – воздаяние много ( Пс. 18:10–12 ). Милости Твои кто уразумеет ( Пс. 106:43 )? Но, о Предивная, для похвалы Тебе довольно того, что достойными хвалами мы не можем прославить дела Твои. Ты имеешь от Бога великую высоту для торжества, потому что от Своей плоти представила Ему народ христианский, и подобное Тебе соделала сообразным Его Божественному и точному образу. Посему благословено имя Твое во веки ( Пс. 71:17 ). Свет Твой побеждает солнце, честь и достоинство Твое превосходит все твари. Больше ангельского превосходство Твое. Ты выше небес ( Иов. 11:8 ) и пространнее неба небес. Благословенна Ты в роды родов, и благословились в Тебе все племена земные. Нет места, где не прославляли бы Тебя, – нет племени, из которого не произросли бы чрез Тебя плоды Богу, так что и незнавшие Тебя в мире сем народы во время благоприятное нарекут Тебя блаженной, Дево Богородице. Ибо, когда придет Сын Твой судить вселенней в правду ( Пс. 9:9 ), то узрят и воплачутся ( Зах. 12:10 ) не хотевшие веровать, что Ты – Богородица; и тогда узнают они, какого сокровища лишились они за злые мысли свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вследствие этого, прежде сошествия [в мир] Спасителя и с этим связанных таинств, которые возводили назад нашу отпавшую от Божественной любви волю, требовалась некоторая человеческая праведность, не только уравновешивающая всю эту скверну, но и с достойной удивления прибавкой, в силу которой природа была бы удержана от мерзости и очищена от позора греха, укрощена дерзость общего врага, и Бог бы протянул людям руку примирения. VI. Случается же так, что эту дивную праведность за весь мир принесла Дева, стала за нас очищением и умилостивлением и освятила весь род [человеческий]. И как поток света или огонь, куда бы не достигли, всюду передают [себя], так и Она всем уделила от Своего сияния. И как свет дает красоту видимым вещам, хотя и не во всех присутствует, но его получил в удел солнечный диск, — таким же точно образом человеческая красота, все величие природы и благодать, которыми она украшалась, пока человек не потерял Бога, и которые бы имела, если бы он сохранил Божественный закон, и вся имевшаяся праведность, и то, что нужно было иметь, но чего недоставало — [все это] соединилось в одной Блаженной [Деве] и всем [стало] оправданием (см. Рим 5:18), — как говорит о Спасителе апостол Павел. Была же Она некой сокровищницей, источником, самой сущностью — уже не знаю, как еще и сказать, — человеческой святости. Поэтому из всех людей, бывших от века, Она одна обитала в Святилище, как некая предварительная и очистительная жертва, перед великой жертвой [Спасителя], принесенная за весь род, так что, когда Предтечею за нас во Святая Святых вошел Иисус (см. Евр 6:20) , туда прежде Спасителя во внутреннейшее за завесу (Евр 6:19) Саму Себя принесла Отцу Блаженная Дева. Спаситель, умерев на Кресте, совершенно примирил Отца с людьми; Дева же, принеся Себя Богу, помогла примирению тем, что принесла для людей Его Устроителя и соделала Сего Посланника (Евр 3:1) Братом для тех, за которых Он будет Ходатаем перед Богом как уже единоприродных Ему и Своих. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом (Евр 2:17). И Сей, будучи в одной Ипостаси — и тем, чем мы, и Богом, стал общим Пределом каждой природы; а отсюда соединение Бога и людей, и примирение, и самый мир и все, что к этому относится. Блаженная же, будучи человеком, отсюда восприняв Свой род, и имея преестественную праведность, приближаясь в ней Одному Богу, через Свое человечество возвеличивает человеков, Бога же подвигает к любви к людям, привлекая Его Своей красотой. И Спаситель воспринял наказание за то, в чем мы были виноваты. Он не знал за Собой ничего того, за что бы подлежал ответственности, ибо Он не сделал никакого греха (1 Пет 2:22) , но воспринял на Себя наши прегрешения и пострадал за нас. И раны Единственного Безвинного для всех тягчайше прегрешивших людей стали достаточными для освобождения от осуждения.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

Каких же великих скорбей приобщилась Дева, когда Спаситель претерпевал за нас страшные страсти и подчинился смерти? Какими пронзена была стрелами? Ведь если бы даже Сын Ее был просто человеком и никем иным, ничего более горького нельзя было причинить Матери. Ныне же Он и Сын, и Ее одной, и Сам Один, [рожденный] чудесно, не причинивший огорчения ни Ей, ни вообще никому, но доставивший всем такие благодеяния, что они превзошли всякое ожидание. Что должна была чувствовать в Своей душе Блаженная, видя в таких бедах Сына, Благодетеля всего человеческого естества, Кроткого, Смиренного сердцем (см. Мф 11:29) , Который не вопиял и не возвышал гласа (см. Ис 42:2) , Которому никто не мог вменить никакой вины, влекомого этими дикими зверями, обнаженного, ударяемого плетьми, как при тирании вопреки всем законам и праву, осужденного самыми преступными голосами [судей] к постыднейшей смерти — умереть среди отъявленных злодеев? Я думаю, не было в людях никогда подобной скорби. Ведь если необходимо оплакать несправедливо пострадавших, то нет ничего, что бы было дальше от справедливости, чем смерть Спасителя. Действительно, никто [из нас] не пострадал вполне несправедливо, ибо, хотя бы он и не сознавал за собой ничего того, за что был осужден, соделал то, за что мог бы быть по праву обвинен. Но о Спасителе пророк говорит: греха Он не сотворил (Ис 53:9 по LXX). Затем, если нельзя не уязвляться несчастьями близких, то попомним, что никто никому не был так близок, как Дева Спасителю. Поэтому превышающую силы естества и большую меры описания скорбь претерпевала Дева, такую, как никто из людей, — Праведная Мать, видевшая неправедное судилище. XII. Надлежало, чтобы Она соучаствовала Сыну в Его промышлении о нас постоянно. И как Она предала Ему Свою плоть и кровь и со Своей стороны стала причастной Его благодеяний, так равным образом приобщилась Она всех скорбей и печалей. Он, будучи пригвожден ко Кресту, был прободен в ребра копьем, Ее же сердце пронзил меч, как провозвестил божественный Симеон. И другие общие Сыну и Матери [муки] добавили те псы, припомнив прежние Его слова, именуя льстецом и пытаясь уличить в обмане. Так Она, став первая причастной смерти Спасителя, вследствие этого прежде всех стала участницей в Воскресении.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010