Придите, смиренные монахи, чтобы нам вместе провести к могиле Защитительницу душ наших. Придите, честные жены, и вы, истинные матери, освятившие руки свои деторождением и украсившие дом свой детскими улыбками, чтобы нам единым сердцем восхвалить Успение наисвятейшей Женщины. Придите и вы, неоскверненные девы и все живущие в святой чистоте, чтобы нам со слезами облобызать Ту, Которая была Матерью и осталась Приснодевой. Придите все, малые и великие, юные и старые, простые и ученые, потщимся украсить праздник Успения Матери Божией всем, что только есть у нас в душе самого лучшего, самого святого, самого светлого. И люди с горящими сердцами, и теплохладные соберитесь вместе. И сытые, и голодные сядьте за один стол. И постившиеся, и не смогшие поститься Богородичным постом общего пира духовного вкусите. И утешенные, и скорбные, и благодарные, и страдающие, и у кого радость в душе, и у кого слезы на глазах, придите все, чтобы нам вместе помолиться, восхвалить и отпраздновать Успение Пресвятой Богородицы. Принесите Владычице нашей лучшие дары – сердца, полные добродетелей, души, объятые любовью Христовой, помыслы, облаченные в ризу смирения. Да не отсутствует никто из чад Церкви. Ни раб, ни свободный, ни малый, ни великий, ни грешный, ни достойный. Но принесите Владычице нашей лучшие и ценные дары: не золото, не серебро, не жемчужные украшения, не дорогие облачения, не украшенные лица, не сердца, полные возношения. А принесите Ей сердца, полные добродетелей, души, объятые любовью Христовой, помыслы, облаченные в ризу смирения, мысли, огражденные священной молитвой, светлые очи, украшенные слезами, руки, освященные милостыней, объятия, благословленные рождением детей, языки, одаренные пениями духовными, тела, украшенные незапятнанным девством, светлые лица христианские. Ибо это украшения наши. Добавьте к тому и веру живую, владеющую вами, любовь, направляющую вас, ревность о спасении, радость сердца, искренность, умиление, теплоту Духа Святого. Каждый да принесет что-нибудь. А кому нечем украсить икону Успения Божией Матери, тот да принесет Ей хоть малую молитву, хоть поклон, доброе слово или, самое малое, один цветочек пусть принесет к иконе Ее, и этот малый дар может сделать больше, чем сделали две лепты вдовицы.

http://pravoslavie.ru/73221.html

И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой 2 . По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Знакомство со списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским 3 . Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род. Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского: Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синодальное собр., 997, л. 134г-135б) с незначительными исправлениями по смыслу. 15 АВГУСТА. ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА В 15 ДЕНЬ. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ Когда Господь Бог наш изволил воспринять Мать свою, через ангелов известил ее о преставлении. Она же возрадовалась радостью великою и взошла на высокую гору Елеонскую помолиться. И растения поклонились ей до земли. И, возвратившись, она устроила все, что нужно для погребения. И, с возлюбленным Иоанном Богословом созвав ближних и соседей и возжегши светильники, восславила она Бога. И те, увидев преставление жены той, подают ей финиковую ветвь, что означает почесть, и оплакивают ее, прося молиться . Она же утешала их, говоря: «Не только вас блюсти буду, но и весь мир». И после того распорядилась о двух своих ризах, чтоб две вдовицы взяли по ризе. И после того был глас громовой и нашествие облаков, несущих апостолов Христовых. И с ними были Дионисий Ареопагит , и Иерофей, и апостол Павел, и Тимофей, которым она повелела погребсти пречистое тело свое. И так, перекрестившись на одре, в руки Сыну своему и Богу дух предала. И когда апостолы несли одр и ангелы с ними пели, пришли иудеи, желая совлечь на землю тело Матери Христовой, – и все ослепли. Когда же один из них, именем Афоний, дерзнул одра, его руки были отсечены ангелом. А когда уверовал, был исцелен Петром и снова получил усеченные руки. И не только он , но и ослепшие прозрели. Достигли они селения Гефсимании и погребли святое тело ее, и оставались три дня. Поскольку апостол Фома отстал и пришел после , захотел и он отдать целование и поклониться святому телу. И когда открыли гроб, тела ее не обнаружили, ибо перенес его Сын и Бог на место, которое один он ведает, только одни плащаницы ее нашлись. 15 АВГУСТА. МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ ВЪ 15 ДЕНЬ. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫА ВЛАДЫЧИЦА НАШЕА БОГОРОДИЦА Егда Господь Богъ нашь приати изволи Матерь свою, аггеломь ей преставление извести. Она же возрадовася радостию великою и взыде на гору высоку Елеоньскую помолится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За Божье дело – с Божьею помощью! Пресвятая Богородице! помогай мне! Вот началось предпразднство Успения Божией Матери. И какое сочетание – я имею милость Божию пребывать сейчас и писать в монастыре Успения Божией Матери! Слава Пресвятой Владычице! На сей раз начну не только со своих мыслей, а что даруется самим праздником и внушается службами. А ведь на всякий престольный праздник больше дается благодати в храме славы. Только утром вчера кончилось отдание славному Преображению, а вечером уже вошли мы в преддверие другого праздника. И сразу ощутилась перемена. Преображение – славное, светлое, царственное, величественное, страшное, превысокое, пренебесное торжество. Душа поднята… Начинающееся же Успение ввело меня, наоборот, в (хотел так сказать) прохладную, мирную тишину. Точно бы с жаркого блестящего солнца я вошел в мягкую тень тихого сада. …Но – и с радостью… И радость – тихая, мирная, как начинающий брезжить рассвет… И спросил я душу свою: отчего эта радость? Так она ответила: – Какая милость Богородицы, что вот и я – у Нее на трапезе… Ведь всякий праздник есть пир благодатный. Беседы с празднуемыми. Участие в их славе. Славословие, или, как хорошо говорит Церковь , «величание» празднуемых. Вкушение их радости, как бы пребывание «в гостях» у них, «за столом», «пожалование». Кратко сказать, ОБЩЕНИЕ с ними… И ныне мы – у Божией Матери. И чувствуешь, и думаешь: вот я своими устами прославляю уже Богородицу! Вот я уже беседую с Нею! Вот уже Она, Пречистая, близка стала и ко мне. Да, близка духу моему! Она вот и здесь, и всюду, где Ее прославляют. Для «того» мира ведь нет пространственных препятствий. Вот сейчас горячее еще южное солнце теплом своим и светом проникает всюду так, что все видно; тепло же чувствуется во всякой части тел а. Так и для благодати Божией! …И когда говорил я или пел что-либо о Богородице, то в сердце говорилось совершенно так, как когда живой человек живому говорит. Эта радость живой близости и утешила душу. И вспомнилось мне из прошлого событие в одной пустыни, по поводу проповеди о «Сроднице» нашей… Но то я расскажу после особо… Однако и самое слово «Сродница» (о Богородице) радует душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Прокимен дне. Свет отрадный: и прокимен дня На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Стихиры на стиховне, глас 2, Подобен: Дом Собор ученик/и Божественных апостол/собрася погребсти/богоприятное тело/единыя Богоматере. Сонм учеников и божественных апостолов!/Соберитесь, чтобы погребению предать/Бога принявшее тело/единой Богоматери. Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой,/Ты и Кивот святыни Твоея. Ты, Иже из Нея/возсиявый неизреченно,/сынолепно дух всечистый/руками Твоими приими/Богородицы, Владыко. Ты, от Нее воссиявший неизреченно,/как подобает Сыну, прими/дух всечистый Богородицы/руками Своими, Владыка! Стих: Клятся Господь Давиду истиною/и не отвержется ея. Стих: Клялся Господь Давиду в истине/и не отречется от нее. Пс 131:11А Егда ко из Тебе Рождшемуся/преставилася еси,/снидошася на облацех/тело Твое погребсти,/Дево, апостоли. Когда к Рожденному от Тебя/Ты переселилась, Дева,/тело Твое погребению предать/вместе прибыли на облаках апостолы. Слава, и ныне: Двери Небесныя,/возмитеся,/зряще Дверь Вышняго,/идущу со славою/к Сыну и Богу. Слава, и ныне: Двери небесные, поднимитесь,/видя Дверь Всевышнего,/идущую со славою/к Сыну Своему и Богу. Тропарь, глас 1: Врождестве девство сохранила еси,/во успении мира не оставила еси, Богородице,/преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,/и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Тропарь, глас 1 При рождении Христа Ты девство сохранила/и по смерти мира не оставила, Богородица:/к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни,/и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Ектения малая и отпуст. Также ектения и отпуст. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ СЛАВНОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Поем: Блажен муж: 1й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры, глас 1: На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 1: О, дивное чудо!/Источник Жизни/во гробе полагается,/и лествица к Небеси гроб бывает./Веселися, Гефсимание,/Богородичен святый доме./Возопием, вернии,/Гавриила имуще чиноначальника:/Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй мирови Тобою велию милость. (3)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Георгий Схоларий ссылается на авторитет св. Марка Ефесского. И. вот, в своем слове на закате своей жизни, последнем, произнесенным из числа Богородичных проповедей, опять св. Георгий Схоларий дает почувствовать свою духовную близость с великим исповедником Церкви. Так, он просит Божию Матерь взять его отсюда «в отеческом Благочестии» (т. е. Православии). Невольно вспоминаются слова св. Марка Ефесского в заключении его «Исповедания веры»: «Да не приключится мне сего (т. е. отпадения от православного исповедания), о, Утешителю Благий! Но имея от Твоего учения и Тобою одухотворенных мужей, да приложусь к Отцам моим, вынося отсюда, если не иное что, так — Православие!». И в послании к Вселенскому Патриарху св. Марк Ефесский так пишет в заключение «Будем исповедывать до последнего издыхания с великим дерзновением благой залог Святых Отцев: исповедание, известное нам с детства, которое мы в начале произносили и с которым в конце отойдем отсюда, унося если не иное что, так Православие!» И в письме к афонским монахам св. Марк призывает сохранять свою православную веру незыблемой, и говорит далее: «С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения». Слово на преставление пресвятый владычицы нашей Богородицы, написанное и прочитанное в Патриаршей Обители «Блаженнейшей», когда в третий раз мы были вынуждены отправиться туда. Индикт 12-й 1. Начало года приносит память Рождества Блаженной Девы, ставшее для всех людей началом рождения в истине и в духе, а настоящий конец года рождает память о Ее Преставлении от земли, ставя словно некую печать в ряду праздников Владычицы и празднуемых в них Божественных дарованиях, чтобы, таким образом, как бы в постоянной орбите, Матерь Бога Слова была Пределом для нас и плотской, а не только духовной жизни. Потому что после Божественного Провидения Она является образцом для нас настоящей жизни тем именно, что Она явилась, вместе с Богом, Виною для нас вечной жизни как в силу Своего служения Таинству (Воплощения Христова), выполняя для сего назначение соестеетвенного орудия, а равно и тем, что Она Своим образом жизни была (для всех) и образцом, и предтечею.   И вот всем людям, и мне вместе со всеми дается из года в год эта великая радость, такое счастие устрояется — потому что составлявшие законы соблюдения праздников делали это не столько по той причине, что так им было угодно сделать, сколько распределяли все согласно действительному соответствию вещам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дорогой владыка, благодаря Вас за посещение нашего храма в день его престольного праздника, мы просим Владычицу Деву Богородицу хранить Вас на всех сложных, ответственных путях Вашего служения и во всей Вашей жизни». На память о посещении Старосимоновского храма о. Владимир Силовьев подарил митрополиту Илариону икону Божией Матери. Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, отец благочинный, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Рождество Пресвятой Богородицы, которое является престольным праздником этого святого храма, — первый великий праздник церковного года. Мы знаем, что церковный год начинается с сентября, и первый двунадесятый праздник — это Рождество Пресвятой Богородицы, а последний — Ее Успение. В течение литургического года перед нашим духовным взором проходит вся жизнь Пресвятой Богородицы, от Ее рождения до Ее блаженного Успения. Мы каждый день и в храме, и вне храма в нашей домашней или келейной молитве возносим молитву Пресвятой Богородице как " Честнейшей херувим и Славнейший без сравнения серафим " . Мы знаем, что Пресвятая Богородица была Богом предизбрана для того, чтобы стать вместилищем Невместимого, чтобы стать мостом, приводящим смертных к бессмертию, чтобы стать дверью для нас, грешных, в Небесное Царство. Всякий праздник, сопряженный с именем Пресвятой Богородицы, является для нас источником великой радости, потому что в такие дни мы чувствуем особую близость к нам Матери Божией, которая является нашей Небесной Заступницей, Которая защищает и покрывает честным Своим омофором каждого из нас от всякого зла, Которая многократно избавляла от опасностей наше возлюбленное Отечество. В этом храме, где под спудом покоятся мощи двух схимонахов, двух героев нашего Отечества святых Александра Пересвета и Андрея Осляби, мы с особой силой ощущаем это предстательство Божией Матери и Ее молитву за наш благочестивый русский народ. Мы знаем, что в трудные исторические времена, когда стоял вопрос, быть или не быть нашему Отечеству, Пресвятая Богородица вдохновляла наших воинов на ратные подвиги. Мы знаем, что в эти переломные моменты Господь давал нашему Отечеству тех людей, которые не щадили своей жизни для блага своей земли, которые отдавали жизнь за своих близких. Такими были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые по благословению своего аввы, игумена земли Русской, преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, несмотря на то, что были облечены в иноческие одежды, вышил на ратный подвиг, сразились с врагом, отдали свою жизнь за народ, Отечество и веру. Сегодня мы их прославляем вместе с Пресвятой Богородицей как наших небесных заступников и молитвенников за землю Русскую.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Ей же садовие поклоняхутся до земли. И возвративши же ся и устрои все, еже на погребение. И со възлюбленным Иоанномъ Богословцемь 794 и позвавши ближикы и съсди и вжегши свтилникы и славословяше Бога. И ти, увидвше жены тоя преставление, и подаяхуть ей вю финика, еже есть почесть, и плакахуть ея, просяще молитвы. Она же тшаше а и глаголющи: «Не точию соблюдати васъ, но и всего мира». И по семь заповда о двою ризу своею, яко двма вдовицама по единой риз взяти има. И по семъ бысть громный глас и облакъ нашествие, Христовы апостолы несущихъ. И с ними б Дионисий Ареопагитъ , 795 и Ерофей, 796 и Павелъ апостолъ, и Тимофей, 797 имже повел погрести пречистое тло свое. И тако, знаменавшися на одр, в руц Сыну своему и Богу духъ предасть. И несущим же одръ апостолом и аггеломь с ними поющимь, и придоша жидове, хотяще соврещи на землю тло Матере Христовы, и ослепоша вси. Единому же дерзнувши за одръ, именемь Афонии, аггеломь руц его отсчени быста. Дóндеже врова, Петромь исцеленъ бысть и паки восприа усчении руц. Не токмо же сей, но и ослпшии прозрша. Постигше же село Гепсиманию и погребоша святое тло ея, и пребыша три дни. Понеже осталъ Фома апостолъ и послди пришед, восхот и той цловати и поклонитися святому тлу. И гробу отверсту бывшю, тлу убо еа на обретшюся, преложи бо е Сынъ и Богъ на мсто, идеже самъ всть единъ, понявы же токмо обретошася едины. 794 ...со възлюбленным Иоанномъ Богословцемъ... – По преданию после вознесения Иисуса Христа Богоматерь оставалась на попечении Иоанна Богослова и жила в его доме. 795 Дионисий Ареопагит – св. (память 3 октября), ученик апостола Павла, рукоположен апостолом Павлом в епископа Афинского, позднее проповедовал в Галлии, по преданию, построил в Париже первый христианский храм во имя Пресвятой Богородицы. Дионисию Ареопагиту приписывается (небесспорно) послание, обращенное к апостолу Павлу, с описанием Богоматери. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр: о Нем же и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Пет. 3:19 ). Очевидно, что и теперь души не только всех вообще людей, а и души праведных проходят это темное место, однако же, не удерживаются, за исключением тех, которые приобрели себе смерть беспечностью в настоящей жизни, грехом. А души, предававшие себя в руки Божественных заповедей, во плоти явившие небесное царство, и преставились, переселились в места светлые, соответствующие святому месту праведных. Доброту и величие этих мест, безмерную и превосходящую ум красоту, воистину, увидят те, кои, окончив поприще настоящей жизни, соделались более нас близкими к Богу, премудрым провидением Которого и уготованы сии места. Итак, души святых пройдут врата адовы: ибо несть ученик над учителя своего ( Мф. 10:24 ); и даже они вовсе не будут удерживаться, как ранее, когда, по написанному, царствова грех во смерть ( Рим. 5:21 ). Пройдут же оные души для того, чтобы там чудесным образом поучаться и созерцать тайну Божественного созидания (имею в виду сошествие во ад, которое добровольно совершил Живоначальный и неподверженный смерти Иисус, претерпев крестную смерть); а еще с тою целию, чтобы они глубже уразумели неизъяснимое состояние того, что там достигнуто для них. Вот сколь великая и славная победа прибретена Христом, когда были сокрушены вереи 166 вечные! Относительно таинственного и преславного Успения Пресвятой Приснодевы должно признать, как было и на самом деле, что к Ней пошла на встречу естественная смерть, – впрочем, не та, которая покорила и удерживала нас, как бы в темнице. Нет, но Приснодева испытала сон такой, каков (к примеру сказать) был тот первый сон, коим уснул первый человек, при изъятии ребра для восполнения рода человеческого. Таким же, конечно, образом и Она, естественно уснувшая, вкусила смерть лишь для того, чтобы исполнить закон природы (но, разумеется, не оставалась во власти смерти Та, Которую все промыслительное Провидение соделало крепкой); а еще для того, чтобы сделать известным тот способ, каким Она изменилась из тления в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Испокон веков наша страна считалась уделом Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери уже с момента Крещения Руси получило в нашей стране самое широкое распространение. Наш народ совершенно особым образом почитал Пресвятую Богородицу, что выразилось в великом множестве икон, посвященных Ей, многие из которых прославились после чудесами. Ни в одной другой Церкви нет такого количества богородичных икон, через которые совершалось бы столько чудес. Через эти иконы мы прославляем нашу Пресвятую Владычицу как Заступницу рода человеческого, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. В сентябре по церковному уставу отмечается церковное новолетие. Начало нового церковного года мы праздновали неделю назад, и праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым великим церковным праздником, которым открывается этот год. В течение литургического года перед нами пройдет вся жизнь Пресвятой Богородицы, а завершится он, как завершился недавно предыдущий, воспоминанием Ее Божественного успения. Все это лишний раз говорит о том, что Пресвятая Богородица всегда с нами, и мы никогда о Ней не забываем, ибо каждое важное событие жизни Пречистой Девы, — Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение и другие, связанные с Ней праздники, — мы отмечаем особым образом, в том числе и множество праздников, связанных с явлением Ее чудотворных икон. Будем в день Рождества Пресвятой Богородицы обращаться к Матери Божией с молитвой, дабы Она помогла нам на нашем жизненном пути, была нашей Предстательницей, защищала нашу страну, помогала нашим миссионерам, несущим свое служение в дальних странах, и чтобы светом Христова благоразумия Она просветила весь род человеческий. Аминь. Всех вас поздравляю с праздником!» Затем митрополита Илариона сердечно приветствовал настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев. На память о праздничном богослужении он преподнес владыке образ Рождества Пресвятой Богородицы. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5272904...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010