По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы вместе с Матерью Божиею неразлучно пребывали на Сионе; здесь они ожидали Утешителя, как повелел им Господь, заповедавший не отлучаться от Иерусалима до получения обетованного Святого Духа ( Лк.24:49 ). Ученики Христовы бросили жребий, кому именно из них и какая именно страна дана будет для проповеди Евангелия Божия; Пресвятая Богородица сказала: – И я хочу принять участие в проповеди евангельской и желаю вместе с вами бросить свой жребий, чтобы получить страну, какую укажет Бог. По слову Божией Матери святые Апостолы с благоговением и страхом метнули жребий, и Ей выпала жребием Иверская земля 5097 . Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, – по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, – хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий сказал Ей: – Теперь не отлучайся от Иерусалима, но до времени пребывай здесь, – страна, выпавшая Тебе, просветится в последние дни и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог. И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Четверодневный Лазарь жил на острове Кипре; здесь он был рукоположен во епископа святым Апостолом Варнавою . Он сильно желал видеть Пречистую Матерь Господа нашего, Которую давно уже не видел, но не смел прийти в Иерусалим из боязни иудеев. Узнав это, Матерь Божия написала Лазарю послание: здесь Она утешала его и приказывала прислать за Нею корабль, чтобы Ей посетить его в Кипре; самому же Пресвятая Дева не велела ради Нее приходить в Иерусалим. Прочтя послание, Лазарь чрезвычайно обрадовался, удивляясь в то же время смирению Божией Матери; нимало не медля, он отправил за Нею корабль вместе с ответным посланием. Преблагословенная Богородица вошла в корабль вместе с возлюбленным учеником Христовым Иоанном и с прочими, с благоговением сопровождавшими их, и все поплыли к Кипру. Но внезапно поднявшийся противный ветер загнал корабль в гавань, находившуюся близ Афонской горы; это и был тот кратковременный труд благовестия, о котором говорил Матери Божией ангел. Вся Афонская гора 5098 была переполнена идолами: здесь было большое капище и святилище Аполлона, причем на этом месте совершались гадания, волхвования и другие бесовские действа. Все язычники очень почитали это место, как избранное богами; сюда стекались на поклонение со всей вселенной, и здесь получали ответ от гадалок на свои вопросы. И вот когда в пристань вошел корабль, на котором находилась Пресвятая Богородица, все идолы тотчас возопили:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ей, Господи, Спасителю наш, яви нам великую и богатую милость Твою, Иже по неизглаголанней любви Твоей и страдати за нас изволил еси, и всесильною Божественною Твоею благодатию, предстательством же Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Матере Твоея Марии, Ейже честное и Блаженное успение и к Тебе, Сыну и Богу, Пренебесное возшествие ныне празднуем, и молитвами угодников Твоих, страну нашу честными телесы освящающих и выну пред Тобою за нас ходатайствующих, сотвори, да в преподобии и правде поживем вся дни живота нашего, и тако достойни будем во второе славное пришествие Твое услышати от Тебе милостивое призывание в Царствие Небесное, еже получити сподоби нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и в наслаждении неизреченных красот его славит и Тя вкупе с Безначальным Твоим Отцем и Присносущным Божественным Духом во веки веков. Аминь. Исторические сведения смотри день сей выше. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Феодоровская» НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен Небесных чинов: Небесныя силы вся радуются и веселятся,/и преславно служат чудней Божия Матере иконе,/и к веселию град Кострому и всю страну Русскую созывают,/и спасение мирови сказуют,/возвещающе Царицы пречуднаго образа пришествие,/всем верным твердое ограждение и заступление. Твоего образа, Пресвятая Владычице, пришествие/и преславное всем верным явление зряще,/ужасни быша костромстии жителие/и радости вси исполнишася,/видяще таковое преславное Божия Матере сокровище,/спасение и просвещение душ наших. С премирными чины ангельскими/днесь вси, народи Русстии, духовно возвеселимся,/празднующе торжество Божия Матере,/пречудное Царицына образа к нам пришествие;/источник мирови приснотекущий явися днесь,/независтныя дары и исцеление всем подаяй. Слава, и ныне, глас 5: Странно чудо пришествия/Твоего пречистаго образа, Владычице,/удивляет же и просвещает земнородныя/светоносною своею благодатию,/омрачает и прогоняет полки иноплеменныя,/подает здравие и одоление на сопротивныя верным людем,/но, о Дево и Мати Чистая, рождшая Царя Христа,/Преблагословенная Владычице,/удиви и на мне щедроты Твоя милосердыя,/да со всеми и аз пою Твоя преславная величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лик богослóвов от конéц, свыше же ангел мнóжества к Сиóну идяху, всесильным мановéнием достодóлжно, Владычице, Твоемý погребéнию служаще. Лик богословов от пределов (земли) и множество ангелов свыше шли по всесильному 216 мановению к Сиону, чтобы должно 217 послужить 218 , Владычица 219 , при Твоем погребении 220 . Ипакои Как первое междопесние канона, ипакои имеет более общее, чем кондак, содержание, настолько общее, что совершенно не упоминает о празднике; он, таким образом, извлекает мысль из все же узких рамок празднуемого события и направляет ее на величественно-привлекательный образ самой Виновницы праздника, именно как Богородицы, нашей неусыпной (несмотря на успение) молитвенницы и поддержки гражданского порядка; заканчивается песнь, сообразно главному предмету и простоте содержания, ангельским приветствием Богородице. Глас 8 Блажим Тя вси рóди, Богорóдице Дéво, в Тя бо невместимый Христóс Бог наш вместитися благоволи; блажéни есмы и мы, предстательство Тя имýще, день бо и нощь мóлишися о нас, и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются. Тем воспевающе вопиéм Ти: радуйся, Благодатная, Госпóдь с Тобóю. Ублажаем Тебя все поколения 221 , Богородица Дева, ибо в Тебе благоволил поместиться невместимый Христос Бог наш. Блаженны и мы, имея в Тебе защиту, ибо Ты день и ночь молишься о нас и скипетры царства укрепляются 222 Твоими молитвами. Посему восклицаем Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Песнь 4-я 1-го канона Земля и небо Ирмос Рéчи прорóков и гадания воплощéние проявиша от Дéвы Твоé, Христé; сияние блистания Твоегó во свет языков изыдет, и возгласит Тебé бéздна с весéлием: силе Твоéй слава, Человеколюбче. Изречения и загадки пророков приоткрыли 223 Твое воплощение из Девы, Христе: сияние молнии Твоей изойдет к просвещению язычников и прозвучит 224 Тебе бездна 225 с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбец 226 . Тропари Видите, людие, и чудитеся: гора бо святая и явственная Бóгу в небéсныя обители превышше взéмлется, нéбо земнóе в небéсное и нетлéнное селéние вселяемо.

http://predanie.ru/book/220855-uspenie-p...

в селениях небесных. Душа, постигшая, что значит жизнь здешняя и жизнь в другом мире, будет воздыхать о сей последней, как пленный воздыхает об отечестве, странник — о родном доме и сидящий в темнице — о свободе... и с немалым желанием призывать к себе смерть как избавительницу, благодетельницу и утешительницу. Спросите, как возвесть душу к таковому настроению? — Можно размышлением о ничтожестве благ земных и величии благ небесных, а вернее всего, ощущением горечи всего земного вкушением сладости небесного. Ибо тогда выйдет то, что, вкусив сладкого, не захотят горького отвратятся от последнего и возжелают первого. Или еще лучше: тогда душа будет бежать и3 сей жизни в другую, как бегут из душной комнаты на свежий воздух. Вот и все, что нужно нам, чтоб умереть спокойно.— Не иметь пристрастия к здешнему, совесть очистив, жить добродетельно, воспитать в себе сильное желание благ вечных. Первое и последнее придут сами собою, когда будет главное, то есть чистая совесть и добрые дела. Братия и отцы! Знаем, что среди неверного на земле одно несомненно верно — то, что мы умрем... и что смерть будет для нас или горька и мучительна, или отрадна и сладостна. Не явим же себя врагами себе, неразумно огорчая переход из сей жизни в другую, тогда как обладаем всеми способами к тому, чтобы усладить его. Ныне или завтра смерть — будем готовы! «Се гряду скоро» , говорит Господь (Апок.22:12). Малый ради сего подъятый труд вечною радостию вознагражден будет. А хоть бы пришлось и больший понесть труд и пострадать, это — не в убыток... Ибо «недостпойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Аминь. 1859 г. 33. Слово на успение Пресвятой Богородицы (Земная жизнь наша есть начало нашей бесконечной жизни и необходимое средство к приобретению вечного блаженства. В каком бы виде жизнь не являлась на земле, всякая ведет к сей цели) Празднуем мы ныне Успение Пречистой Владычицы Богородицы, или блаженный исход Ее из сего жития, коим преставилась Она к животу, Мати сущи живота.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

Смерть и погребение     Ирмос    Твоя песнослóвцы, Богорóдице, живый и независтный Истóчниче, лик себé совокýпльшия, духóвно утверди, в божéственней памяти Твоéй венцéв славы сподóби.     Твоих певцов, составивших хор, Богородица, живой и обильный Источник, духовно утверди, ради божественной памяти Твоей удостой венцов славы.     Тропари    От мéртвых чресл произвéдшися, естествóм подóбна, Чистая, исхождéние разреши; рóждши же сýщую Жизнь, к Жизни преставися Божéственней и Ипостасней.     Произойдя из омертвевших чресл, Чистая, Ты получила кончину, сообразную природе; но, родивши действительную Жизнь, Ты преставилась к Жизни Божественной и Ипостасной.    Лик богослóвов от конéц, свыше же ангел мнóжества к Сиóну идяху, всесильным мановéнием достодóлжно, Владычице, Твоемý погребéнию служаще.     Лик богословов от пределов (земли) и множество ангелов свыше шли по всесильному мановению к Сиону, чтобы должно послужить, Владычица, при Твоем погребении. Ипакои    Как первое междопесние канона, ипакои имеет более общее, чем кондак, содержание, настолько общее, что совершенно не упоминает о празднике; он, таким образом, извлекает мысль из все же узких рамок празднуемого события и направляет ее на величественно-привлекательный образ самой Виновницы праздника, именно как Богородицы, нашей неусыпной (несмотря на успение) молитвенницы и поддержки гражданского порядка; заканчивается песнь, сообразно главному предмету и простоте содержания, ангельским приветствием Богородице.     Глас 8    Блажим Тя вси рóди, Богорóдице Дéво, в Тя бо невместимый Христóс Бог наш вместитися благоволи; блажéни есмы и мы, предстательство Тя имýще, день бо и нощь мóлишися о нас, и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются. Тем воспевающе вопиéм Ти: радуйся, Благодатная, Госпóдь с Тобóю.     Ублажаем Тебя все поколения, Богородица Дева, ибо в Тебе благоволил поместиться невместимый Христос Бог наш. Блаженны и мы, имея в Тебе защиту, ибо Ты день и ночь молишься о нас и скипетры царства укрепляются Твоими молитвами. Посему восклицаем Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь да поможет вам быть так, чтобы, преобразясь здесь, вы сподобились внити в славу Его в будущем веке. Аминь. 6 августа 1863 г. 32. Слово на Успение Пресвятой Богородицы (Почему смерть Богоматери называется успением? Как подготовиться к исходу, чтобы встретить его не только без страха скорби, но и с охотою?) Ныне празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но ведь это была смерть Богоматери — истинная, подобная смерти всякого человека. Чего же ради она наименована Успением, как бы заснутием или сном? — Это могло быть и потому, что Пречистая недолго была держима в узах смерти и области тления, а чрез три дня обретена воскресшею, подобно Сыну своему, Господу Иисусу Христу, но паче потому, что смерть сия была мирна, тиха, сладостно приятна, подобно желанному, покойному сну, по утомлении тела дневными трудами. Но не такова же ли должна быть и наша смерть? Да, Пресвятая Богородица есть Мать наше, мы — дети. Она предшествует, мы должны последовать за Нею. И вот нам, празднующим день Успения — урок от Успения: год от го приближаясь к смерти всячески заботиться том, чтоб смерть наша была не терзательным и мятежным отторжением души от тела, а мирным и безмятежным исходом из сего мира в другой, подобно тихому и покойному засыпанию... Спрашивается, как сего достигнуть и что требуется для сего с нашей стороны? Смерть не есть уничтожение, а переход из сего земного жилища в другое. Но когда возьмемте пример из обычной жизни,— когда из одного места в другое переходят не только с душою покойною и мирною, но и радостно? — Тогда, когда не бывают ни к чему привязаны в том месте, из которого выходят, и того места» в которое переходят, не только не страшатся, но и всячески желают ради чаемых в нем утешений и приятностей. Расположимся же подобно сему и относительно смерти, и мы встретим ее не только без скорби и страха, но и с радостным желанием... Именно: 1. Погасим в себе всякое пристрастие к телу и всему телесному, к земле и всему земному. Ибо, когда ничто не привязывает на земле, откуда будет скорбь при оставлении ее? Как свободно и легко отделяются одна вещь от другой, когда они не связаны и не склеены, а только приложены друг к другу, так легко будет отделение души от тела, когда в ней не будет привязанности к телу и когда она, пребывая в теле, не по телу жительствует. Странник, идущий к своему назначению, спокойно и охотно оставляет места, где останавливается. Почему? — Потому, что они для него чужие. Так и когда сердце наше будет считать чужим себе все земное, нам не будет затруднения перейти в другую жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

Нам же, христианам, почитающим Тебя христианской верою, даруй милость непреложного предстательства Твоего: ибо мы и успение Твое считаем жизнию, и веруем, что Ты духовно присутствуешь с нами. И когда скорбь – близь, то, ища Тебя, мы освобождаемся; когда опять – время радости, то Ты – Подательница ее; и поелику во в этом мы составляем предмет попечения Твоего, то удостоверяемся в Твоем пребывании с нами. Как жаждущий спешит к источнику, так и всякая верная душа, томясь жаждой, прибегает к Тебе, дабы исполниться Твоей помощи; и еще: как вдыхание воздуха дает жизнь человеку, так и Тебя в устах непрестанно носит дыхание всякого христианина. Ибо не столько облегчения мы получаем от воздуха, сколько помощи почерпаем от Твоего имени, так что на Тебе и на Христе исполняется сказанное: «Ты – дыхание ноздрей наших; во чреве и сени Твоей будем жить» ( Иов. 27:3 ). Какой род людей, кроме христиан, получил такую честь, такую славу? Ангелы хвалятся небесными жилищами, мы радуемся вхождению во святые храмы Божии. Если в древности Соломонов храм изображал на земле в сени небо, то насколько с большим правом мы превозносим Твои храмы, как земные небеса, после того как Ты сделалась живым храмом. Как звездные светильники горят на небесах, – подобно тому вещественные, начертанные красками, иконы Твои, Богоматерь, светло представляют нам щедрость даров Твоих. Всякий дом, город и страна отражают свет Твой от рожденного Тобою Света. Посему блажен человек, даже грешный, получивший по естеству родство с Тобою, потому что чрез Тебя он стал общником Божественного естества: воистинну, блажен, и благо ему, и будет еще лучше: ибо Ты не оставишь до конца сподобившихся Твоего заступления. Да удалится от Тебя, Богородице, смерть, потому что Ты принесла людям жизнь. Да удалится от Тебя гроб, так как Ты соделалась Божественным основанием неизреченной высоты. Да удалится от Тебя прах, поелику Ты сделалась Владычицею истлевших в тине. Итак, мы непреложно исповедуем, что Ты пребываешь с нами. Если бы мы не утешались этим, то при любви к Тебе изнемог бы дух наш: ибо не столь велика скорбь души, когда она разлучается от тела, сколь прискорбно лишиться Тебя, Пренепорочная. Поэтому, как написано, «хотя тело Твое спит, сердце Твое бдит» ( Песн. 5:2 ); и хотя Ты подверглась смерти неизбежной для рода человеческого, однако не воздремлет, ниже успнет хранящее нас око Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Икос 12 Поюще всечестное Твое Успение, восхваляем вси ко пренебесным возшествие Твое, Царице Богомати: Ты же освяти, прослави и спаси всех любовию поющих Тебе: Радуйся, очистившая землю пречистыми ног Твоих стопами: Радуйся, освятившая воздух восхождением Твоим к небеси. Радуйся, на небесный круг возступившая: Радуйся, вся доброты неизреченныя зрящая. Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и Бога: Радуйся, с Сыном и Богом вечно царствующая. Радуйся, красото в деснице Господней, украшающая блажащих Тя всех небесных: Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех земных. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней: Радуйся, обещавшая сохраняти и спасати призывающих Тя всех в поднебесной. Радуйся, от христианских родов Мати Божия почитаемая, и Богородица именуемая: Радуйся, от восток солнца до запад, преславно и православно от всех благочестивых славимая. Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 13 О всепетая Мати Безсмертнаго Царя небесе и земли, Христа Бога нашего, живущая и по смерти, нынешняя приношения о всечестном Твоем Успении от нас приемши, в жизни сей и в смертном успении нашем, от всякия напасти, бед и муки избави, и небеснаго царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. (Сей Кондак глаголи трижды. А по сем читается Икос 1 и Кондак 1). МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТЕЙ ВЛАДЫЧИЦЕ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЕ О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Радуйся, Святейшая Матерь Приснодева, рождшая, воплотившегося из Тебя от Духа Святого, Христа Сына Божия, в Божестве совершенного и в человечестве совершенного, т. е., в двух природах, волях, действованиях, хотящего и действующего по Божеству, хотящего и действующего и по человечеству, единого и того же неслитно и нераздельно, имеющего власть в том и другом. Радуйся, нетленная Богородица: ибо с высоты, не оставляя небес, неописанно вселившийся во чреве Твоем, как в земном отечестве, Он сподобил Тебя от сего временного земного отечества перейти в лучшее небесное отечество, которое Он и даровал чрез Тебя святым, как уготованное Им. Радуйся, священнейшее и богоучрежденное святилище, чрез которое пришло умилостивление всего мира и Спаситель Христос Бог: ибо из Тебя, Пресвятая Богородице, облекшись от Святого Духа завесой тела Своего, пришел иерей во веке по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ; Евр. 5:6; 7:17 ), Который озаботился взять Тебя и, будучи умоляем Тобою, дает умилостивление вселенной. Радуйся, Мария, духовный и чистейший рай, принесшая плод от Духа Святого, плод жизни и бессмертия, процветший от Бога Отца, Христа Бога нашего, Который вселился в Тебя – нетленный рай и чрез Тебя отверз нам вход к Себе. Радуйся, Владычица смертных, Пресвятая Богородица, из Которой явился в мир Пребожественный Бог и Преблагий наш Владыка, соделавшийся общником смертного естества нашего, кроме греха, сподобившей и нас быть общниками Божественного Его естества, облагодатствовавший Тебя быть Его мысленным градом и призвавший Тебя Господь сил во граде Своем ( Пс. 47:9 ). Радуйся, всемерное и светлейшее пристанище, явленное от Бога истинной Богородицей: ибо человечество, брошенное в море сей жизни, спасено в Тебе, и чрез Тебя приобрело дары и вечные блага, от Удивившего Тебя в настоящее время и прославившего во веки веков. Посланные от Бога святые ангелы, предстоя Богоматери, созерцая преславное соприсутствие Божественной благодати и силы, стояли также пораженные Ее Божественным непостижимым таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Подражая сим, прибегнем и мы с умилением ко Владыке нашему: Он, как Отец многомилостивый, преклонившись на милость, и от грехов очистит нас, и праведный Свой гнев отвратит, и от пропасти адской избавит Своим человеколюбием. А как Бог примирится с нами, то уже и смерть нам не страшна будет. Но избавимся и от прочих обстояний, то есть наветов диавола и мира, если со слезами будем молиться Тому же милосердому нашему Промыслителю Богу, чтобы Он открыл нам разумные очи, которыми могли бы увидеть распростертые для нас сети вражии. А когда мы увидим их, то благодатью Того же Господа можем и уклониться их: ибо не так опасны, и потому удобно избежимы, явные наветы врага, как тайные. Всегда будем прибегать также к помощи и защищению, во–первых, Владычицы нашей Богородицы, общей всем христианам Предстательницы, честное Успение Которой мы ныне празднуем; потом с усердием призовем и всех угодников Божиих, да помогут нам, поелику они, как сами искушены были, то и нам искушаемым могут помочь. Постараемся и подражать им в осторожности жития: они уклонились наветов вражиих, памятуя последние четыре: смерть, суд, ад, царствие небесное. И мы примем сие в ум, и будем всегда содержать память смертную. Сие не попустит нас хвалиться благородством, и других, братию свою, презирать: поелику, памятуя смерть, будем помнить, что мы – земля и пойдем в землю. Памятуя смерть, отвратим руку от лихоимства, грабления, а еще и от своих имений будем пополнять требующих руки, ведая, что все мирское останется миру, а мы, как наги вошли в мир, так наги и отойдем. Памятуя смерть, не будем обременять сей телесный мех объядением и пьянством, но будем принимать столько пищи и пития, чтобы можно было не ослабеть, и трудиться, надеясь сами быть снедию червей. Памятуя смерть, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении нужна одна только сорочка для прикрытия наготы. Памятуя смерть, не будем доставать злоковарным происком многих земель, ведая, что по смерти не более трех аршин надо будет земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010