За прошедшие годы нам удалось сделать многое. Сейчас уже трудно узнать Черниговский переулок, который еще пару лет назад выглядел совсем иначе. Внешний ремонт обоих храмов — Усекновения главы святого Иоанна Крестителя и святых мучеников Михаила и Федора Черниговских — близится к завершению. Но еще предстоят большие работы по внутренней отделке обоих храмов: роспись трапезной Иоанновского храма, реставрация фресок и роспись храма святых Михаила и Федора. Также предстоят еще большие работы по доходному дому, который станет основным зданием аспирантуры, и по другим строениям, расположенным на этом участке. Сегодняшнее событие — особое, ибо в этот день наша духовная школа обретает место молитвы, обретает свой храм, где совершается и будет совершаться Божественная литургия. Облик самого храма будет напоминать нам о пути, пройденном христианством за две тысячи лет его существования, ибо лики святых, которые смотрят на нас со стен этого храма и с каждого ряда иконостаса, напоминают о тех людях, которые вслед за Иоанном Предтечей и вслед за Самим Господом пошли путем ко спасению, ведущим в Царство Небесное. В жизни духовной школы открытие храма — всегда большое событие. Наша духовная школа направлена не только на то, чтобы дать людям некую сумму знаний, приобщить студентов к сокровищам человеческой премудрости. Прежде всего, мы хотим приобщить наших студентов к премудрости Божией, а это невозможно сделать без богослужения, без участия в Таинствах Церкви и без участия в Святой Евхаристии. Мне бы хотелось, чтобы этот святой храм стал духовным домом для всех наших учащих и учащихся, чтобы здесь мы возносили молитвы обо всем, что нам потребно и в этой земной жизни, и в жизни будущей; чтобы через непрестанную молитву мы получали благословение Божие на все наши повседневные труды и на весь наш учебный процесс, который совершается для того, чтобы в конечном итоге исполнить завет Господа и приблизиться к Царству Небесному». Затем ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры выразил благодарность группе иконописцев во главе с Дионисием Севастьяновым, расписавшим четверик храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. «Нет надобности говорить о высочайшем качестве росписи иконостаса, который тут сооружен, тех икон, которые вправлены в этот иконостас. Все это изготовлено с большим мастерством и любовью. Мне бы хотелось, чтобы и остальная часть храма была расписана так же. Чтобы весь этот храм напоминал нам о красоте Божьего мира», — сказал владыка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3968928...

Какая причина поминовения в субботу Мясопустную? В воскресенье мясопустной недели совершается церковью воспоминание второго пришествия Христова для страшного суда, и потому накануне сего дня, в субботу мясопустную, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, церковь молится перед Судьею Богом о помиловании умерших чад своих в самый день нелицепрятного всем воздаяния. Какая причина поминовения в Троицкую субботу? Спаситель восторжествовал победу над смертью – воскрес и вознесся на небо. После празднования сей победы в праздники Светлого Христова воскресения и Вознесения, перед праздником Св. Троицы прилично помолиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы они удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Какая причина поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста? В субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста совершается поминовение по следующей причине: так как в обыкновенное время поминовение усопших совершается ежедневно, а в Великий пост этого не бывает, потому что полной литургии, с совершением которой всегда соединяется оно, во время Вел. поста не бывает ежедневно; то св. церковь , чтобы не лишить умерших спасительного предстательства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды всеобщие в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Вел. поста, – и именно в эти субботы потому, что прочие посвящены особенным празднованиям: суббота первой недели посвящена св. Феодору Тирону, пятой – похвале Божьей Матери, а шестой – воскресению праведного Лазаря. Какая причина поминовения в день Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня? В день Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня, 29-го августа, совершается поминовение одних правосл. воинов, на брани (войне) за веру и отечество живот свой положивших, подобно тому, как св. Иоанн Предтеча и Креститель Господень положил главу свою за истину, – за обличение в беззаконной жизни царя Ирода. Учреждено оно в 1769 г. при императр. Екатерине II во время войны с Турками и Поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Первая Мировая война вызвала рост патриотических чувств среди всех слоев населения России. Попечительства, существовавшие почти при всех Вольских храмах, собирали пожертвования для помощи семействам воинов, находящихся в действующей армии. Эти пожертвования не были особенно велики, но их регулярность в какой-то степени компенсировала недостаточность средств. Так например, в июне 1915 года Попечительство Иоанно-Предтеченского собора оказало помощь 41 семейству на сумму 36 рублей 50 копеек. За весь 1915 год из пожертвованных средств была оказана помощь 567 семействам на сумму 635 рублей 38 копеек. Собор содержал две койки в лазарете, устроенном учительской организацией, затрачивая на это по 25 рублей в месяц. На содержание Епархиального лазарета только в 1915 году причтом собора было пожертвовано 180 рублей. Кроме этого, как для самих солдат, так и для их семей, было собрано немало вещей. В городском лазарете служились всенощные бдения, молебны, проводились беседы на религиозно-нравственные темы, приносились книги и газеты. Прихожанки, участвовавшие в работе сестричеств, дежурили в лазарете, исполняя обязанности младшего персонала. В 1920-е годы Вольский Кафедральный собор стал одним из центров обновленчества Саратовской епархии. Несмотря на это, в начале 1930-х годов собор был разобран. Котлован, образовавшийся после разборки собора, «украшал» город более 30 лет — до конца 1960-х годов. Впоследствии его засыпали. На месте разрушенного храма, на центральной площади города, был построен огромный магазин с примыкающим к нему кинотеатром. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 183.  Свящ. Михаил Воробьев. История вольских православных храмов.  Документы из фондов Вольского филиала Государственного архива Саратовской области.  oldsaratov.ru Соборная Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1844 г., вместо ветхой, деревянной, построенной в 1748 г., на средства прихожан, зданием каменная, с четырьмя башнями по углам. Престолов к ней три: во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, во имя св. апостолов Петра и Павла и во имя святителя чудотворца Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=34974

Т. 1. С. 115). Немногочисленная братия отличалась «непристойностию в поведении... ходили в церковь к службе подпоясанные красными кушаками, во время службы нюхали на клиросе табак и т. п.» (Там же. С. 102-103). 6 янв. 1832 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) назначил строителем Г. м. св. иером. Игнатия (Брянчанинова) , к-рый пытался «поднять на должную духовную высоту нравственную жизнь» братии, ввел обязательную общую трапезу, запретил насельникам выходить за ограду мон-ря без благословения. Друг св. Игнатия (Брянчанинова) послушник М. Чихачёв (впосл. схим. Михаил) организовал в Г. м. прекрасный церковный хор. В мон-рь были привлечены крупные благотворители, в т. ч. А. А. Орлова-Чесменская . 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена, но 10 нояб. того же года по состоянию здоровья переведен в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . В 1888-1890 гг. строителем Г. м. был иером. Антоний (Быстров) , впосл. архиеп. Архангельский, в 1931 г. замученный в тюрьме. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Постройки Г. м. до сер. XVIII в. были деревянными, в 1612 г. пострадали при нашествии польско-литов. интервентов. Согласно переписной книге 1667 г., в Г. м. находились шатровый храм в честь Собора Пресв. Богородицы, теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезой, храм во имя прп. Григория Пельшемского, 2 игуменские и 7 братских келий, «книгохранительная», ризница, «поваренная» и хлебная кельи, 2 амбара, погреб. За оградой размещались «поварня квасная», кузница, 3 хлебных амбара, мельница на р. Пельшме. В 1670 г. упомянута колокольня «брусяная о четырех углах, на ней два колокола благовестных, один в 273/4 пуда, другой в 15 пудов, да семь колоколов зазвонных». В пожаре 1683 г. сгорели все постройки Г. м., а также архив. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св.

http://pravenc.ru/text/166513.html

   Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Потому святой Предтеча и есть первый евангелист между евангелистами Христовыми.    Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти, земного Ангела и небесного человека, — святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40:3; Мф. 11:10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка — Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча — это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми.    Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников. Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом.    Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть — это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Но суд Божий за это преступление не заставил себя долго ждать и совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. В этот же день в Церкви поминаются усопшие воины. Казалось бы, это древнее трагическое событие должно стать напоминанием для всех о том, что любой нераскаянный грех влечет за собой новое, более тяжкое преступление, но противнику Бога, тому, кого мы в молитве Господней называем «лукавым», подобная трактовка не нравится. Результат этого противостояния – гроздья суеверий, окружающих день 11 сентября. Наверное, многие слышали об этих «указаниях» на день Усекновения: круглое не есть, ножики убрать, ничего не резать, хлеб только ломать и тому подобное. Результат данных суеверий катастрофичен: о подвиге и исповедничестве пророка ни слова, о том, что грех убивает – ни строчки, главное – арбузы не резать, ножи в руки не брать и всё, что имеет форму круглую, – отвергать. И это отнюдь не суеверия дня нынешнего.

http://pravoslavie.ru/106312.html

Пасхальная (Светлая) неделя после Пасхи с 16 апреля по 22 апреля, Троицкая неделя после Троицы с 4 июня по 10 июня. Среда и пятница Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах. Однодневные посты дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. О трапезе в праздники По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Нелепо называть Ирода страстным поклонником танца, но разве это не так? Он был готов положить к ногам танцовщицы даже до половины царства, но услышал от неё совсем другую просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя» - голову того, кого он, как сказано в Евангелии, любил. И выполнил эту просьбу - ради клятвы, данной в порыве чувств, порожденных искусством. Ведь искусство , как известно, требует жертв. А Искуситель - тем более. И вот спустя две тысячи лет для людей культуры именно танец Саломеи остается тайной в этом евангельском эпизоде, и они хотят видеть его. Не случайно в этом году накануне Праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Большом театре Беларуси должна была состояться премьера оперы Рихарда Штрауса «Саломея». А в театре Романа Виктюка уже много лет идет знаменитый спектакль «Саломея» по всё той же пьесе Оскара Уайльда, и в нем «танец семи покрывал» исполняет уже не «блудная дочь», а почти обнаженный мужчина. Ведь «художник» имеет право на собственное видение мipa - так почему у царя Ирода, как и у самого Оскара Уайльда, не могло быть тяги к однополой любви? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, читая Евангелие, хорошо попытаться понять - как бы ты повел себя в той или иной евангельской ситуации, на чьей ты стороне, чьи слова и поступки тебе ближе. Любуясь танцем Саломеи, зрители как будто становятся гостями на пиру у Ирода. Но образ святого Иоанна Предтечи по-прежнему остается для мipa чужим, потому что кому же хочется вместо звуков музыки слышать требовательное: «Покайтесь!». Сайт Ветрово.ру Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Искусство требует жертв Может хватит Сурожского пиарить? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одноглавая теплая церковь толчковского прихода была выстроена в 1686 году на месте бывшего Вознесенского монастыря. Эта постройка была снесена в советское время. Церковь Иоана Предтечи в Толчкове – памятник высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школы конца 17 в. Она строилась «мирским строением», т.е. на средства всего прихода с 1671 по 1687 гг. Для памятника характерны симметричность композиции, совершенство кирпичной кладки, разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом. Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма. Святые ворота, построенные одновременно с храмом, удачно расположены по центральной его оси. Колокольня построена позднее, в конце 17 – начале 18 вв. Центральный храм был расписан в 1694-1695 гг. артелью ярославских живописцев по главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов, чем обычно; многие появились впервые: «Плоды страстей Христовых», «Вирсавия», «Христос на поле брани» и т.п. По количеству сюжетов настенной живописи церковь Иоанна Предтечи – это самый большой храм в православном мире. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь сиречь цветник» и т.д. Не были забыты и русские источники – «Печерский патерик», и местные – «Сказание об иконе Толгской Богоматери». Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены. Реставрировала памятник артель художников во главе с крестьянином села Матера М.И. Дикаревым в 1901-1903 гг. Была промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон, поновлен расписной «бриллиантовый» руст на алтарных абсидах. С 1950-х гг. проводятся планомерное изучение архитектуры и живописи памятника. Реставрацию живописи галереи провел Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. В настоящее время реставрационные работы в центральном храме выполняет бригада ярославских художников-реставраторов по главе с Е.А. Чижовым.

http://sobory.ru/article/?object=00214

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010