20 января (старого стиля) 1922 года отец Николай был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Даневе Касимовского уезда Рязан­ской епархии, где до этого служил его отец - священномученик Анатолий. В Даневе отец Николай служил пять лет. Это было тяжелое время. О гонениях того времени свидетельствует запись священномученика Николая в «Летописи о церкви», оставленная им во время его служения: «И мне, иерею недостойному, Господь Бог благословил по­служить в сем святом храме. " Служение началось при исключительно неблагоприятных условиях - голод, тиф, религиозный индифферентизм пасомых, нападки безбожников и сектантов...» В 1927г. храм был закрыт, и отцу Николаю с семьей пришлось опять переехать в г. Касимов. Летом 1935года арестован по обвинению в подготовке к прославлению в лике местночтимых рязанских святых: Блаженной Матроны Анемнясевской (прославлена в 1999г.), царевича Иакова и отшельника Петра Касимовских. Летом 1935 года было заведено дело, и отец Николай был осужден на пять лет. Арестован вместе со старшим братом, протоиреем Сергием и его сыном Анатолием (тогда еще мальчиком, будущим священником) в Соловецкий лагерь. В 1940 году отец Николай освободился и вернулся в Касимов. В январе 1941 года отца Николая вновь арестовали. Его расстреляли во дворе рязанской тюрьмы с нарушением обычных правил (в оправдание чего составлен специальный акт за подписями всех ответственных лиц) 13 августа 1941 года. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года священник Николай Анатольевич Правдолюбов причислен к лику новомучеников и исповедников, в земле Российской просиявших. Дни памяти его совершается в день мученической его кончины, 31.07(ст.ст.)/13.08 (нов.ст), в Соборе новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25.01/07.02). Семье Правдолюбовых суждено было нести мученический крест. Среди канонизированных новопрославленных святых четверо носят фамилию Правдолюбовых - отец Анатолий Авдеевич Правдолюбов и его трое сыновей: вторым причислен к лику святых мучеников его старший сын Владимир Анатольевич Правдолюбов, который к моменту гибели отца уже был расстрелян большевиками. Владимир Анатольевич был кандидатом богословия и доцентом Второго Московского Университета. Третий из прославленных святых Правдолюбовых - протоиерей Сергей Анатольевич Правдолюбов, четвертый - протоиерей Николай Анатольевич Правдолюбов.

http://sobory.ru/article/?object=20213

 Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села. Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172, 226-27; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246; РНБ. Хмыровская коллекция, Костромская губерния, т. 5, 51, с. 16-17. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука. 2000, с. 181-184 Старинное торговое село Парское, расположенное на тракте из Шуи в Кинешму знаменито было в своё время ежегодными, так называемыми Ивановскими ярмарками, не говоря уже о еженедельных торгах. Самим жителям Парского, кстати, тоже было что предложить торговцам, они делали знаменитые на всю округу гребни. В XIX веке здесь даже открыли фабрику по их производству. Прежде кустарный промысел, поставленный на поток, обеспечил рабочими местами 125 человек. К сожалению, до наших дней не дошёл ансамбль Гостиного двора в Парском. Зато сохранился выдающийся храмовый комплекс... Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - настоящий шедевр в плеяде региональных приходских церквей конца XVIII - начала XIX века. Время постройки - после 1773 года, но сооружение явно отсылает нас к архитектуре XVII столетия. Очень выразительны два ряда декоративных кокошников " ступеньками " , служащих как бы постаментом для традиционного пятиглавия. Глаз выхватывает и другие интересные детали: одночастную апсиду, имитирующую трёхчастную ( " лепестки " внешне разделены колонками, но внутри это один объём), двойные проёмы нижнего ряда слухов колокольни, приделы, близкие по форме интерьера к овалу, но снаружи оформленные как восьмерики, в тон восьмигранному колоколенному столпу. Пучки тройных колонок на углах фасада выдают влияние раннего барокко. Частично сохранилось внутреннее убранство: чугунные плиты пола и росписи XIX века, выполненные местными мастерами так называемого шуйско-палехского круга. Фрески, по признаниям специалистов, отличаются высоким уровнем мастерства.

http://sobory.ru/article/?object=03147

А.Н. Гусев (1902 г.) сообщает, что в 1803 г. было основано новое " градское " кладбище, расположенное между ул. Пушкинской (Немецкой) и ул. Артема (ул. Епархиальной) Этот участок земли в начале в. находился за пределами города и отсутствовал на городских планах до середины в. Улица Немецкая в первой половине в. заканчивалась там, где ныне к ней примыкает ул. Краснознаменная (Каплуновская). Здесь же, в первой половине в., возле Каплуновской церкви находилось кладбище. На месте этого кладбища ныне расположены корпуса НТУ ХПИ и ХГАДИ, а также прилегающие жилые дома по ул. Краснознаменной и Фрунзе. Первое градское (православное) кладбище было наиболее крупным. Его границы обусловили ул. Немецкая с востока, ул. Епархиальная с запада. В южном конце кладбища был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, а его северная граница проходила там, где сегодня расположена ул. Веснина. В 1828 г., с другой стороны ул. Немецкой, напротив православного кладбища было выделено место для захоронений христиан иных исповеданий (ныне кладбище Южнее располагалось кладбище лютеран, а севернее - католиков При входе во второе городское кладбище и ныне сохранилась бывшая часовня, построенная в псевдоготическом стиле. Севернее православного кладбища располагалось кладбище мусульман, которое было упразднено во второй половине в. Строительство кладбищенского Свято-Иоанно-Усекновенского храма началось только 25 мая 1845 г. по проекту харьковского губернского архитектора А.А. Тона. Работы продолжались 12 лет, т.к. из-за ошибки в инженерных расчетах в начале 1850-х гг. произошло обрушение центрально купола храма. Примечателен тот факт, что никто из прихожан и причта храма не пострадал. Работы были окончены к 1857 г. Свято-Иоанно-Усекновенский храм был освящен св. Иннокентием (Борисовым), арх. Харьковским и Ахтырским. В храме было установлено печное отопление. Согласно устным преданиям, возле храма была построена звонница. О меценатах Свято-Иоанно-Усекновенского храма сведений практически не имеется. Внутри храма возле северной стены находится захоронение одного из меценатов храма - П.К. Верховского, который скончался в 1861 г. Первым настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 г. и был погребен у северной стены храма.

http://sobory.ru/article/?object=04036

В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин. В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек. В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами. В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1858-1863 годах вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря. В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым). Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными).

http://azbyka.ru/palomnik/Вьясская_Влади...

В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик с современным ему северным приделом. Крыльцо располагалось у южной стороны храма. С запада, на одной оси с основным объёмом, находились трапезная и колокольня. В 1757 — 1760 годах колокольня и трапезная, обветшавшие «от великого звона», были сломаны и на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые сооружения. На старом подклете бывшей трапезной была поставлена расширенная трапезная с двумя приделами, Никольским и Космодамианским. Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора, завершённого в 1770-е годы. С восточной стороны от храма (а не с западной, как обычно), на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой, одновременно с трапезной начали строительство новой колокольни. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века. Эти работы продолжались несколько десятилетий. Так, колокольню продолжали строить еще в 1781 г. Известно, что ограда комплекса по переулку отстраивалась также после пожара 1787 года. А в 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом, что сказалось на архитектуре его отдельных частей. В 1896—1904 годах при участии архитектора Ф. О. Шехтеля были реставрированы стенные росписи и иконостас. Описание. Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды. Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

День Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строгого поста. Строгий пост связан с тем, что мы вспоминаем совершившееся преступление, в котором участвовали несколько человек — члены семьи тогдашнего правителя Иудеи Ирода. Но в то же время это и праздник, потому что мы вспоминаем подвиг человека, который был верен Богу до конца, и который проложил путь к Спасителю не только своей жизнью и своей проповедью, но и своей смертью. Господь на протяжении многих веков готовил человечество к приходу Спасителя. И в каждом поколении людей Бог избирал на пророческое служение тех, через кого Он передавал людям Свое слово. Это были самые разные люди. Они не отличались светским образованием или философской начитанностью. Многие из них имели простое происхождение. О многих мы ничего не знаем, кроме того, что они сами пожелали о себе рассказать в своих пророческих книгах. Но мы знаем, что каждого из них Господь призывал на служение, и не всегда они сразу же откликались на этот зов. Бывало так, что Господь призывал человека на служение еще в отроческом возрасте, как это было с пророком Самуилом. Он слышал голос Бога, но не мог распознать, что это Бог с ним говорит. Он думал, что это наставник с ним говорит. И только после того, как несколько раз Господь его позвал, и его наставник понял, что это голос Божий, Самуил научился распознавать этот голос и ему следовать. А были такие, которых Господь призывал на служение, но они пытались отказаться и сопротивлялись, как, например, Моисей, который говорил: «Я человек косноязычный, избери другого». Но Господь все же избрал именно этого человека, ибо на нем Он поставил Свою печать. Были такие, которые говорили, что у них сил нет или что слишком молоды, или искали какие-то другие причины для отказа. Но все равно Господь призывал именно их человека и добивался от них того, чего хотел. В Библии есть книга пророка Ионы, в которой рассказывается о том, как Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии, призывать к покаянию и угрожать погибелью этого города. Иона не хотел исполнить эту миссию и отправился в далекое путешествие, чтобы убежать от лица Божия. Это путешествие плохо для него закончилось. Началась буря, он понял, что буря из-за него, что из-за него могут погибнуть люди, и он сказал, чтобы его бросили в море. Когда его сбросили с корабля в бушующее море, его поглотил кит, который через три дня и три ночи изверг его на землю. И после этого Иона выполнил то, что Бог от него требовал. То есть сопротивление этого человека не имело никакого смысла и никакого значения, ибо, если Бог предопределил человека на служение, Он обязательно добьется того, чего Он хочет.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

И. Тонмаков, библиотекарь Московского Главного Архива Министерства Иностранных дел, посетивший церковь в 1887 году отметил, что «храм довольно замечателен в археологическом отношении по внутренней иконописи». Храм знали и ценили Первоиерархи Церкви. Автор рубрики «Московская хроника» в журнале «Московские церковные ведомости» за 1892 год утверждает: «из исторических справок видно, что в этот храм уединялись для молитвы последние Патриархи». У церкви было 20 десятин пахотной земли и 12 десятин сенокосной, на церковной земле стояли дома ее служителей. К 1890 году деревянный храм сильно обветшал и стал сползать в подмывавшую храмовый холм Москву-реку. Появилась опасность его подтопления. Поэтому было решено построить дальше от реки новый храм. 27 мая 1890 года состоялась закладка каменного храма, а 3 ноября 1893 года освящение его с двумя престолами: главным – во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковым – Архистратига Михаила. Третий предел Священномученика Власия был освящен 24 июля 1893 года. Для вновь построенного храма генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович подарил трехъярусный, новый позолоченный иконостас, украшенный деталями из горного хрусталя. Владелец музыкального магазина В.П. Рейнберг пожертвовал дорогие сосуды Хлебниковской работы. Самый большой колокол, украсивший колокольню, имел вес более 218 пудов. В 1900 году при церкви была открыта приходская школа. Деревянная церковь уже не использовалась, ее уникальный иконостас был передан Сергею Александровичу Романову, в его генерал-губернаторский домовый храм. В 1920 году деревянной братеевской церкви уже не существовало. Прекрасный, по отзывам видевших его людей, в византийском стиле каменный храм был закрыт в 1930 году и отдан под клуб. Окончательно разрушен по одним данным в 40-е годы, по другим в 80-е, при сносе села. Сам братеевский холм, на котором стояли церкви, находилась церковно-приходская школа и кладбище, был срыт в 1980-е годы, при строительстве нового района Братеево. Здесь расположились жилые дома и мост через Москву-реку в Марьино. Восстановление храма на старом месте было невозможно.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов. В 1902–1904 гг. по проекту Н.А. Виташевского рядом был возведен четырехэтажный приют для 40 престарелых бедных девиц и вдов им. Николая и Марии Тепловых, пожертвовавших для этого 186 тыс. руб. На его второй этаж был перенесен освященный 24 января 1904 г. прот. А.А. Ставровским из Адмиралтейского собора храм, вмещавший 450 человек и имевший два света. В середине помещения висело красивое стилизованное паникадило. Помещение старой церкви было в 1907 г. полностью перестроено, в него переехал из центра Мариинский приют слепых девиц. Призреваемые из всех трех заведений посещали один храм. Последним настоятелем перед революцией был прот. Иоиль Иоаннович Тихомиров. Дата закрытия приходской с 1919 г. церкви – 19 июля 1922 г. Поздние здания приспособлены под жилье. Архивные источники: РГИА. Ф. 760. Оп. 1. Д. 53; Ф. 768. Оп. 2. Д. 146. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 7162. Литературные источники ИСС. 1883. Т. 7. С. 372–376. Троицкий. С. 150–153. Отчет Совета Имп. Человеколюбивого общества за 1904. СПб., 1906. С. 4. ЛМХ. Вып. 6. С. 116–117. Периодика СПч. 1857. 198. ВПГ. 1884. 205; 1904. 23. Зодчий. 1904. 6. С. 67. Согласно завещанию в 1904 г. на Малой Охте, по соседству с Домом призрения престарелых бедных женщин в память гр. Кушелева-Безбородко, по проекту арх. Н.А. Виташевского было построено 4-этажное каменное здание приюта. На верхнем его этаже была организована церковь в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. На крыше в правой части здания располагалась небольшая главка с крестом. Лицевой фасад выходил на Малый пр., а дворовые флигели заняли часть старообрядческого кладбища. В том же году сюда были переведены призреваемые из дома убогих в Коломне. Домовый храм стал общим для всех местных богаделен и вмещал 450 чел. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11211

Однако, упоминаемая в писцовых книгах Вознесенская церковь 3 июня 1679 г. сгорела, после чего последовала челобитная от соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Никольскую церковь. Через некоторое время на этом местве строится деревянный храм с тем же посвящением. Но и он не дожил до нашего времени, сгорев в огне пожара в первой половине XVIII в. К сожалению, данных по этому поводу не сохранилось. В 1748 г. Касимовский воевода Василий Михайлович Ховрин рядом с церковным пепелищем  возводит на свои деньги каменный пятиглавый храм в честь Вознесения Господня и двумя боковыми приделами - один в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а другой - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 13 июня 1754 г. церковь была освящена по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. В 1779 г. была выстроена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на неё выделил касимовский купец Губарев. Благодаря усердию предводителю Касимовского дворянства и уездного судьи тов. Губарева, по просьбе соборного протоиерея и епархиального начальства, был до основания разобран алтарь храма, устроен новый иконостас, соразмерный с алтарём, а стены украшены живописью. После ремонтных работ, переосвящение Вознесенского храма состоялось 8 августа 1787 г., которое провёл архимандрит Солотчинского монастыря Иоанникий и соборный протоиерей Фёдор Игнатьев. Позже, Губарев, ратуя о красоте и благолепии церкви подаёт 10 декабря 1787 г. прошение на сооружение в трапезной ещё двух приделов - на правой стороне, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. Василия Великого, а на левой - во имя св. Димитрия Ростовского и св. Екатерины Великомученицы. По устроении новых приделов, храм был повторно освящён в 1790 г., на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора. В 1799 г, всё тот же Василий Андреевич Губарев пишет в Рязанскую консисторию прошение в котором просит разрешить заменить деревянную крышу храма на железную, за свой счёт. На что бы получен положительный ответ.

http://sobory.ru/article/?object=00860

Особенно Иродиада пылала на него яростию и хотела бы тотчас погубить его, но не могла, потому что сам Ирод хранил узника от жены, дышавшей против него злобою и убийством. Ирод, считая Иоанна мужем праведным и святым, которого он прежде слушал с удовольствием, я внимая словам его, делал много добра, боялся предать его смерти. Впрочем боялся не столько Бога, сколько народа, потому что все почитали Иоанна пророком ( Мф.14:5 . Мк.6:18–20 ). Итак, желая заградить праведные уста обличителя, Ирод томил его в темнице. «Иоанн обличая, говорит Златоуст, хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом; а Ирод связывает того, кто хотел разрешить его. Но Иоанн связанный не преставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать и учить». Иоанн долго содержался под стражею; к нему собирались ученики его. Поучая их жизни добродетельной и благочестивой, он не переставал свидетельствовать им о пришедшем в мир Мессии, и чтобы утвердить их в спасительной вере в Него, посылал их вопросить Господа: ты ли еси грядый, или иного чаем ( Мф.11:2–3 ). В 32 лето по Р. X., в день рождения Иродова, великий провозвестник и очевидец пришествия Христова и проповедник правды потерпел усекновение главы своей. Племянница Ирода – дочь нечестивой Иродиады, своею пляскою во время пира пред собранием вельмож, тысященачальников и старейшин, так угодила Ироду и гостям его, что он с клятвою обещал ей дать все, чего ни спросит она, даже до половины царства. Плясавица, по наущению матеря своей, просила дать тогда же на блюде главу Крестителя. Имея великое к нему уважение, но ради клятвы, хотя и неправой, и ради гостей своих не хотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную главу обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила матери своей. Эта бесстыдная женщина колола иглою язык, обличавший ее нечестие ( Мф.14:6–12 . Мк.6:21–29 ). В 38 году вся армия Ирода разбита была в войне с Арефою за бесчестие его дочери. Иудеи это поражение приписывали наказанию Божию за смерть св. Предтечи, которого Ирод приказал обезглавить в темнице ради Иродиады. В 39 году Ирод Антипа сослан был Калигулою в заточение в Галлию, а потом в Испанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010