В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с приделами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен полностью в 1867 году. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г. Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем - по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне. В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил  устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 году соборная колокольня была разобрана. Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора. Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении пяти иерархов: Рязанского и Касимовского Симона, Нижегородского и Тамбовского Евгения, Шацкого Иосифа, Дмитровского Александра и Сергиево-Посадского Феогноста. Среди сонма священнослужителей в сане архимандрита был ныне здравствующий Нижегородский архиепископ Георгий. Боковые приделы собора: правый – Покрова; левый – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В настоящее время освящен только правый придел. С 2006 года в праздник Вознесения Христова в Воскресенском соборе со всех храмов собираются Крестные ходы на молебен. http://www.ryazeparh.ru В центре Соборной площади Касимова возвышается громадный Вознесенский собор, возведённый в 1854-1862 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 1960-х гг. Собор построен в стиле архитектуры второй пол. XIX столетия с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских мотивов, но и татарских. Несмотря на то, что настоящий собор был построен в XIX в., его история началась значительно раньше. В 1571 г. Касимов вошёл в состав окраинных укреплений на востоке Московского княжества и описывался в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова, составленные в 1627 г., как деревянный город, в котором имеется " соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное... "

http://sobory.ru/article/?object=00860

Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Т екст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Архитектурный стиль: древнерусский. Монастырь основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии (1633 -1696 гг.), изначально территория, на которой находится монастырь, располагалась за городом. Во время так называемого «свадебного» бунта – известного Астраханского восстания стрельцов и горожан, весной 1706 года, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым. В конце 19 века в монастыре была проведена реконструкция, и почти все старые постройки были заменены новыми, были выстроены каменные: настоятельский корпус, кухонный корпус, келейный корпус и здание бани. В настоящее время все эти здания являются памятниками архитектуры. К началу 20 века на территории монастыря располагалось три храма: монастырский собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 г.), по своему внешнему облику этот храм был похож на астраханский Ново-Иерусалимский храм; церковь в честь Сретения Господня (освящена в 1899 г.); церковь в честь св. мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.); церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (не сохранившаяся), бывшая монастырским собором, была богато декорирована из различных элементов: городка, арочек и колонн. Центральная часть имела квадратную форму, на которой покоился восьмигранный барабан с шестью прямоугольными окнами и двумя глухими. На барабане находился главк - фонарь вытянутой формы, закругленный. Фонарь был покрыт шлемообразным куполом с яблоком и четырехконечным крестом. Алтарь, прямоугольной формы, с тремя небольшими полукружиями. С запада к центральной части храма примыкала обширная трапезная, покрытая скатной шатровой крышей. Внутри она была расписана по всему пространству священными изображениями. К ней с запада в 1906 году был пристроен притвор. При северном и южном входах в храм также существовали небольшие притворы. Под храмом в полуподвальном этаже располагались различные выходы и кладовые. В храме был резной пятиярусный иконостас, вызолоченный на полимент с 53-мя иконами академического письма. 

http://sobory.ru/article/?object=01043

Храм строится всегда с молитвой, во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм — это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов, и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов — везде, где в них есть потребность. И мы верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы, дай-то Бог, чтобы столетия, продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу. Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Ювеналий, всех, кто принимал участие в решении вопроса о строительстве на этом месте храма святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, наши государственные городские власти во главе с мэром Собяниным Сергеем Семеновичем и его команду, которая содействовала строительству на этом святом месте. Также хотел бы выразить благодарность строителям, благоукрасителям и всем, кто сегодня здесь присутствует, за труды и молитвы». Это был репортаж с места события. И ещё небольшой комментарий. В 2012 году, когда Россия праздновала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, Президент России Путин В.В. и Патриарх Кирилл приняли решение восстановить взорванную в ходе той войны французами Иоанно-Предтеченскую церковь. В сентябре 2012 года, во исполнение решения митрополит Ювеналий освятил закладной камень на начало строительства, а спустя 3 года - 18 сентября 2015 г. он освятил и кресты на купола церкви. Восстановление храма осуществил по собственным проектам Московский архитектор Уткин Илья Валентинович. Сегодня в Москве восстановлен древний храм Усекновения главы Святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле. Этот храм- современник Новодевичьего монастыря. Как и весь монастырь, его возведение стало исполнением обета великого князя за присоединение Смоленска, древней отчины русских князей. Концепция возрождения Иоанно-Предтеченского храма

http://sobory.ru/article/?object=34914

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент - неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря. Это можно считать единственной известной нам древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и посвящен в честь Святой великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом. Предметом особого поклонения православных верующих на монастырской горе и в лядовских храмах снова стали две святыни. Первая - каменный крест для обозначения, что территория монастырская, находится под защитой Бога. Второй святыней является старинная, очень почитаемая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. А между тем в Лядово церковь жила единственным - жизнью со своими прихожанами. С 45-х годов XIX в. два лядовских священнослужителя - Григорий Янковский и Владимир Стефановский, внесли значительный вклад не только в развитие душепастырской, но и просветительско-образовательного дела в своем крае. Именно тогда Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Лядовскому церковному приходу принадлежало более 50 десятин земли в долине у Днестра, особую экономическую значимость приобрели знаменитые Лядовское ярмарки, которые ежегодно проводились под покровительством Лядовской обители в ее главный престольный праздник - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать монастырь. Церкви и колокольня взлетели в воздух. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре.В реке же, по свидетельству очевидцев, оказался и главный колокол Лядовского монастыря. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея, восьмикупольная церковь - пристройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. После того варварского действа часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали в Слободу-Яришевскую церквь, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и безвозвратно потеряны.

http://sobory.ru/article/?object=23607

Преклоняясь пред мученической кончиной святого Иоанна, Цер­ковь завещает своим чадам в этот день усекновения честной его гла­вы – строгий пост. За что пострадал мученически святой Иоанн Креститель? За слово правды. Он не мог молчать, ибо послан был от Господа возвещать истину. На дело проповеди христианской веры и обличения человеческих пороков Господь поставил и святителей Церкви. Труден этот жребий, ибо не любит грешник укоров. Как часто мир гневается и гонит проповедников истины. Думаем ли мы, что делаем? Кому ревнуем? Убийцам святого Иоанна – Ироду и Иродиаде. А между тем на Предтечу не следовало бы сердиться Ироду и Иродиаде, потому что святой Пророк желал им лишь добра. Что нужно бы­ло им делать? Со смирением принять укоры праведника и разойтись друг с другом. Так и пастыри Церкви: обличая грехи своих чад, не поносят, не мстят им, а направляют – ведут от порока к святости, от зла – к добру. Главным виновником убийства святого Иоанна была Иродиада. Злоба ею овладела всецело, так что она желала одной лишь мести. И достигла своего. Нужно нам, возлюбленные, остерегаться страстей, чтобы они не захватили нас в свой плен, будет ли то месть, зависть, сребролюбие, разврат. Пал ты в грехе – не медли, спеши к пастырю Церкви, кайся со слезами: в Таинстве Покаяния священник снимет с тебя тяжелое бремя греха, и станет тебе легко на душе. А если замедлишь – страсть все глуб­же и глубже войдет в душу, и ты погибнешь, как злая Иродиада, убив­шая неповинного Пророка. Ирод – пособник в убийстве святого Иоанна. В чем его тут вина? Он не должен был давать легкомысленной клятвы. А когда увидел, что его клятвой Иродиада воспользовалась для убийства святого Иоанна, Ирод должен был решительно отказаться от своей клятвы. Ирод мог бы сказать девице, дочери Иродиады: «Все, что в моей власти, я даю, согласно моей клятве; но убить святого Иоанна – это не в моей власти, так как он ни в чем не повинен». Но ложный стыд удержал Ирода от этого. Возлюбленные братья и сестры! Кто из нас свободен от греха! Не­редко мы бросаем слова легкомысленно. Что же! Покаемся в наших ошибках. Пусть это будет публично: позора людского, насмешек не убо­имся. Лишь бы совесть наша была чиста перед Богом, а что люди о нас будут думать и говорить – это нас не касается.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/870-...

В 1425 г. он значится уже каменным. От времени пришедший в ветхость собор этот в 40-х годах прошлого столетия был разобран и построен заново... В 1764 г. собор этот назван новым, но еще не освященным. Через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлели. В восемнадцатом году текущего столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились. Существующий Предтеченский собор - о трех престолах, из которых средний устроен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, направо – в честь верхов. апост. Петра и Павла, налево – в честь равноапост. князя Владимира, окончен постройкою и освящен Сергием - архиепископом Рязанским в 1822 г. 11 июня. К алтарной стене этого собора примыкает колокольня, под коею прежде находилась трапеза прежней Предтеченской церкви. До 1764 г. соборный причт имел земли и крестьян. В выписи с книг Рязанского уезда письма и меры Кирилла Воронцова-Вельяминова «со товарищи 137 и 138 году (1629-30 гг.)» в числе вотчин Зарайского собора показаны следующие: село Дятлово на суходоле; дер. Крутой Верх; пустоши, что была дер. Коствина на речке Смородине; пустоши Ширяево и Рожеево; сельцо Безпятово; слободка Назарьевская и пустошь Линево, в коих было 22 двора, а в них 48 человек; пашни пахотные 1650 чети в поле, сена 5 копен, леса и рощи 14 десятин. Кроме того, у города на старинной чудотворцевой земле находился посад и Круглой монастырев. Из книги Зарайска города посадским и чернослободским людям письма и меры Мирона Писарева и подьячего Федора Кашкина (1625 г.) видно, что дворы соборного причта находились внутри крепости на церковной земле. Причта по штату 1873 г. положено: настоятель протоиерей, 1 священник, 1 диакон и 2 псаломщика. Прихода при соборе не положено; причту единственным источником для содержания служит совершение молебнов как в храме, так и по домам граждан и окрестным селянам. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г.

http://sobory.ru/article/?object=00377

В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. – выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря; в обитель перешла оттуда и братия. В первой половине XVIII в., когда Пенза еще не была центром наместничества и губернии, Спасо-Преображенский (Спасский) монастырь уже играл главенствующую роль среди окрестных храмов и обителей. Саранский исследователь С. Б. Бахмустов пишет: «Спасо-Преображенский монастырь сыграл серьезную роль в колонизации и христианизации Понизовья: его монахи славились ученостью, и даже самое первое духовное училище (в 1730-х годах) тоже открыли спасские старцы, осуществлявшие, кроме всего прочего, общий надзор за благочиниями обширного региона в междуречье Мокши и Суры – так называемой четвертой школы (округа) Синодальной области. В школу, кроме Пензы и Пензенского уезда, входили монастыри и храмы Саранского, Петровского, Борисоглебского, Темниковского, Краснослободского, Керенского уездов и Белополья, то есть тяготевшего к Тамбову поречья Вада, Выши, Ломовки и верховий Суры. В количественном отношении четвертая школа складывалась из 20 монастырей и 360 храмов, иными словами духовное правление, сложившееся из чернецов пензенской обители, явилось прообразом епархиальной канцелярии». Встречаются документы середины XVIII в., в которых игумены Спасо-Преображенского монастыря вершат власть над окрестными приходами, почти как архиереи. И действительно, именно в этой обители возникло первое в Пензенском крае учебное заведение. Правда, увы, «школа не сделала ни одного выпуска из-за злоупотребления средствами». Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней, – соборного Преображенского храма в монастыре. В 1735 г., по его прошению, было велено «вместо ветхих деревянных Преображенской и Казанской церквей, построить вновь каменную церковь в верху во имя Преображения Господня, а под нею наисподи Казанския Пресвятыя Богородицы». Окончили стройку в 1750 г. В 1738 г. одну из ветхих деревянных церквей отдали из монастыря на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=05619

В советское время Преображенский храм пришел в запустение, в 1990-х г.г. началось возрождение святыни. В 2004 г. при Преображенской церкви возник загородный скит киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, в 2005 г. – учрежден самостоятельный монастырь. Силами обеих обителей, при участии меценатов, реставрация храма проведена на высоком уровне. Кроме главного престола, восстановлен 2-й – Усекновения главы св. прор. Иоанна Предтечи; в 2013 г. в бывшем подвальном помещении обустроен придел свв. новомучеников и исповедников Русских. Спасо-Преображенский монастырь образован в 2004 году возле древнего храма Преображения Господня в селе Нещеров Обуховского района Киевской области. Эта местность на правом берегу живописной реки Стугны известна как родовое имение с XIV века богатых казаков рода Гудим-Левковичей. Но и с незапамятных времён постоянно обновляемая стояла на этом месте небольшая деревянная церковь. Желая воздвигнуть на её месте новый каменный храм, Иван Павлович Гудим-Левкович выделил под его строительство немалую сумму денег и отписал 36 десятин земли. Строительство было завершено и храм был освящён в 1794 году. Благочестивый помещик завещал избрать нещеровскую церковь местом своего упокоения. Спасо-Преображенская церковь представляет собой уникальный образец архитектуры переходного периода от украинского барокко к классицизму. Кроме центрального придела в честь Преображения Господня, в ней устроены ещё два: в притворе придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и нижний храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В юго-западном углу Преображенской церкви размещена компактная колокольня, встроенная в само здание. Отдельной тайной Преображенского храма является его склеп, размещённый в крипте придела Новомучеников. В нём были обнаружены погребения духовенства, варварски разграбленные в советский период. Форма старинного храмового подвала и его загадочные коридоры, заложенные кирпичной кладкой, всегда порождали множество легенд о существовании длинных пещерных ходов под церковью, якобы имеющих свое окончание за много километров от Нещерова.

http://sobory.ru/article/?object=04172

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010