Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к участникам богослужения: «Только что мы вознесли особые прошения на сугубой ектении о тех, кто страдает страшным недугом винопития, недугом, разрушающим здоровье, саму жизнь нашего народа. Священный Синод Русской Церкви постановил день 11 сентября, посвященный памяти злодейского убиения через отсечение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которое было совершено на пиру пьяным Иродом, посвятить особой молитве о тех, кто страдает этим пристрастием. Призываю всех помолиться сейчас. Я прочитаю особую молитву, которая сегодня возносится во всех храмах нашей Церкви. Верим, что благодать Божия способна из камней сих соделать  детей Аврааму (см. Мф 3, 9) , исцелить самый страшный недуг и поставить людей на путь духовного и физического возрождения, без которого не может быть и возрождения нашего Отечества. Помолимся». После молитвы о страждущих недугом винопития Святейший Патриарх Кирилл вознес у Престола молитву о мире на Украине. За Божественной Литургией Святейший Владыка рукоположил во пресвитера диакона Михаила Кривошеева, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино. Проповедь перед Причастием произнес священник Николай Мальцев, клирик Иоанно-Предтеченского монастыря. Затем епископ Солнечногорский Сергий огласил Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости . По окончании Литургии настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы игумения Афанасия (Грошева) приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла Его Святейшеству образ небесного покровителя обители Иоанна Предтечи. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Затем Святейший Владыка огласил указ, согласно которому в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, в связи с празднованием в 2015 году 600-летия основания обители, благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...».

http://patriarchia.ru/db/text/4215675.ht...

И в жизни, и в смерти святой Иоанн Предтеча остается для всех христиан пророком и учителем духовной жизни. Своей безупречной жизнью он показал нам, как бороться с грехом вплоть до смерти, не только из почитания справедливости и ради соблюдения Закона Божия, но и ради того, чтобы возрастать в добродетели и чистоте сердца. Поэтому всякий разум, очищенный созерцанием Закона Божия, подобно святому Иоанну Предтече, готовит путь Господу в исполненной раскаяния душе, чтобы открыть ей познание спасения (ср.: Лк. 1: 76) . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 11 сентября 2012 г.  Он был сыном Ирода Великого и четвертовластником Галилеи и Переи с 4 г. до P. X. по 39 г. по P. X., то есть именно к нему Пилат отправил Иисуса (см.: Лк. 13: 31). Добиваясь под давлением Иродиады царского титула, он отправился в Рим, но был обвинен в предательстве и казнен в Лионе.  Этот Филипп – не четвертовластник в Итурее и Трахонитиде, упоминаемый в Евангелии (см.: Лк. 3: 1), но другой сын Ирода Великого, единокровный брат Ирода Антипы.  Она была дочерью Иродиады от первого брака и впоследствии вышла замуж за тетрарха Филиппа, своего двоюродного дедушку. Ее имя не упоминается в Евангелии, однако оно известно из «Иудейских древностей» историка Иосифа Флавия (18. 5. 2–4).  Блж. Иероним пишет, что Иродиада набросилась на отрубленную голову и пронзила язык св. Иоанна ножом.  Празднуются три обретения главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе – 24 февраля, третье – 25 мая. Тело св. Иоанна было сожжено во времена Юлиана Отступника, но некоторая часть его мощей была взята из огня и передана свт. Афанасию в Александрию. Оттуда частицы мощей разошлись по всему христианскому миру. Десница Предтечи почитается в монастыре Дионисиат на Афоне, а его левая рука хранится в древнем дворце турецких султанов в Константинополе (Топкапы). На Западе также есть много частиц мощей св. Иоанна, однако подлинность многих из них сомнительна, возможно, за исключением частицы от главы, взятой крестоносцами из Манганского монастыря во время разграбления Константинополя (1204), которая сейчас хранится в сокровищнице Амьенского собора во Франции.  См.: Григорий Палама, свт. Слово на Усекновение главы св. Иоанна Крестителя. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ВАЛЕРИЙ 11 сентября 2014, 12:28 БОГ да помилует нас грешных. Валерий 11 сентября 2012, 20:21 спасибо теперь я знаю про смерть Иоанна Крестителя. Людмила 11 сентября 2012, 15:36 Спасибо за просвещение Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55998.html

В 1991 году храм передали общине верующих. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя главы Иоанна Предтечи. Редкий дар храму преподнесла замечательная чеховская художница Наталья Николаевна Гольдина, оформив боковые приделы инкрустацией по дереву в технике маркетри. Заново, с точным соблюдением пропорций и стиля 19 века, возведён из руин, утраченный после пожара усадебный дом, в котором прежде размещался дом пионеров, а теперь находится Воскресная школа. Единственная непоруганная святыня, сохранившаяся с момента основания усадьбы – святые родники, бьющие из-под храма. На средства прихожан-благотворителей рядом с родниками построена часовня с купальней. http://www.predtechahram.ru/church/history На левом берегу реки Лопасни в границах современного города Чехова находится историческая усадьба Садки с церковью Иоанна Предтечи. Храм был построен в XVIII веке владельцами усадьбы в память о невинно осужденном и казненном родственнике – архитекторе П. М. Еропкине. В реконструированном барском доме сегодня расположена воскресная школа, а на берегу усадебного пруда находится святой источник, деревянная часовня и купальня. Единственной полностью сохранившейся постройкой усадьбы Садки является церковь Иоанна Предтечи, возведенная в 1771 году на средства тогдашней владелицы имения из рода Еропкиных. Основателем усадьбы был в середине XVII века серпуховской воевода Андрей Еропкин. При последних владельцах Еропкиных в XIX веке в трапезной церкви были устроены приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. В те же годы была надстроена дополнительным ярусом старая колокольня. В Садках на Лопасне родился самый известный представитель рода – архитектор Петр Михайлович Еропкин. Считается, что в память о его трагической судьбе и была построена сохранившаяся до нашего времени церковь. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом событии повествуется в Евангелиях от Марка и Матфея. Царь Ирод заключил в темницу почитаемого в народе пророка Иоанна за то, что тот безбоязненно обличал его за незаконный брак с женой брата Иродиадой. Царица возненавидела пророка, и стала искать повод погубить его. Однажды на пиру дочь Иродиады угодила Ироду танцем, и тот поклялся ей исполнить любое желание. По совету Иродиады дочь попросила царя велеть отсечь голову пророку Иоанну и принести на блюде.

http://sobory.ru/article/?object=00765

По такому принципу, очевидно, установлен срок празднования Преображения Господня. В нынешнем году к 1-го августа заканчивается чтение той главы Евангелия от Матфея, где содержится повествование о Преображении Господнем, а именно, главы 17-ой. Устав и приурочил праздник в честь этого события к постоянному числу месяца: к 6-му августа. То же нужно сказать и о празднике Усекновения главы Предтечи. Скорбное повествование о мученической кончине св. Иоанна Предтечи изложено наиболее полно в сравнении с другими евангелиями у евангелиста Марка. Последовательное чтение евангелия от Марка в нынешнем году начинается 22 августа; а в минувшем, 1966-м году, чтение его начиналось 2-го августа, и в последние дни августа прочитывалась шестая глава этого евангелия, в которой находится рассказ о пире у Ирода и убиении Предтечи. В связи с этим, несомненно, праздник Усекновения приурочен к концу августа, именно, к 29-му числу этого месяца. Какое значений имеет вынос Креста, с поклонением ему и особым богослужением в августе, и почему он приурочен к 1-му августа? Прямое основание для ответа находим снова в Евангелии. После насыщений четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами в пустыне и после исповедания ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим, – читаем в Евангелии – «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему Нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть»; вслед за сим Господь прибавил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эта беседа была за шесть дней до события преображения Господня. «По прошествии шести дней», сказано у Ев. Марка, Господь возвел своих ближайших трех учеников на высокую гору и «преобразился пред ними». Потом, сойдя с горы, Господь исцелил бесноватого отрока, указав ученикам при этом на необходимость для совершения исцелений не только веры и молитвы, но также и поста: «сей же род ничимже может, изыти, токмо молитвою и постом». Многократно с той поры стал Господь говорить ученикам о будущем осуждении Его на смерть в Иерусалиме, о распятии Его и о своем воскресении в третий день, особенно тогда, когда он направил свой путь с учениками в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон — это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Наконец, я узнал, что в городе Амьен к северу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье. Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях. После усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада надругалась над ней и не позволила предать ее погребению вместе с телом святого. Вместо этого Иродиада закопала ее в своем дворце в «бесчестном месте» 1 . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Упоминаемая евангелистом (Лк. 8, 3) Иоанна, жена Хузы, приставника царя Ирода, знала, где Иродиада закопала честную главу. Она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

В 50-60 годы в здании собора размещалась база РайПотребСоюза. Вот как описывается состояние собора в городской газете «Ленинский путь» от 1960 года: «В 50-ых годах красочное пятиглавие было снесено, кровельное железо снято на другие нужды. Соборная церковь XVII века покрыта деревянным тесом наподобие деревянных кузниц. Северная стена подвергается размыву, осыпается кирпич за кирпичом. Скоро архитектурный памятник, древнее которого нет и в бывшем губернском городе Симбирске, превратиться в жалкие руины». До 1969 года здание использовалось как склад. В 1969-1970 гг. по инициативе креведов и Алатырского отделения Всеросийского общества по охране памятников истории и культуры при поддержке властей города и деятельном участии завода «Электроприбор» были начаты реставрационно-восстановительные работы, продолжавшиеся в три этапа: — 1971-1973 гг. — разбор и восстановление здания; — 1973-1975 гг. — внутренние и внешние штукатурные работы; — 1975-1976 гг. — завершение и установка пятиглавия собора. Большую роль в реставрации здания сыграли Я.А.Сулимо-Самуйло, Н.А.Яшин, Г.П.Громилов и другие. Изначально казалось, что восстановить полуразрушенное здание — это невыполнимая задача, однако по сохранившемся фотографиям городские умельцы сделали невозможное и инициатива многих энтузиастов увенчалась успехом. С завершением всех работ пятиглавое здание приобрело свой архитектурный облик и удачно вписалось а ансамбль площади Октябрьской революции. В 1974 года здание было передано под краеведческий музей. В соответствии с распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 1974 года, собор Иоанна Предтечи в Алатыре 1703 года постройки принят под охрану государства как памятник архитектуры. С 1995 года собор является памятником истории и культуры федерального значения. В 1999 году краеведческий музей был выведен из здания памятника. 4 февраля 2002 года совершилось малое освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, а в августе 2006 года, епископом Алатырским Савватием, храм был освящен полностью. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.

http://sobory.ru/article/?object=00858

В 1832 году попечителем строящегося собора был избран купец 3-й гильдии Петр Степанович Усачев, который приложил немало усилий к отысканию средств для завершения строительства. Мещанское общество установило ежегодный подушный сбор по 50 копеек с каждой ревизской души, который вместе с более заметными купеческими пожертвованиями обеспечил фонд строительства. Тем не менее, дело двигалось медленно. Новый Иоанно-Предтеченский собор был освящен только в 1844 году. Руководил строительством Вольского собора губернский архитектор Григорий Васильевич Петров, завершавший после смерти В.И. Суранова возведение Саратовского Собора Александра Невского. Иоанно-Предтеченский собор представлял собой просторный пятикупольный храм, выстроенный в стиле классицизма. Собор имел три престола: главный, освященный в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, северный — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и южный — во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. После учреждения в 1849 году Вольского викариатства собор получил статус кафедрального. Штат его состоял из соборного протоиерея, трех священников, двух диаконов и четырех псаломщиков. Собору принадлежали три каменных и три деревянных дома с флигелями и надворными постройками, в которых проживало духовенство. При соборе была церковная школа. Собору был определен приход в 1126 домов с 8407 прихожанами. С 24 октября 1880 года настоятелем собора был протоиерей Матфей Николаевич Васильев. Будучи настоятелем Кафедрального собора, отец Матфей преподавал в соборной церковно-приходской школе, был членом правления Вольского Духовного училища. Был награжден наперсным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 годов. C 10 декабря 1908 года настоятелем собора был протоиерей Александр Николаевич Дубровский, принявший мученическую смерть в 1918 году. В Кафедральном соборе несколько десятилетий хранился архив Вольского Духовного Правления. Переправленный в 1912 году в Духовную Консисторию, а затем в Саратовскую Ученую Архивную Комиссию, архив этот по сей день хранится в Государственном Архиве Саратовской Области. Дела по сооружению собора, и приходно-расходные книги по содержанию архиерейского дома за 1850 – 1851 годы были оставлены при соборе и были, вероятно, утрачены при его разрушении. Иоанно-Предтеченский собор имел приход, который в 1912 году составлял 1120 душ. При соборе работала церковно-приходская одноклассная школа с четырехлетним курсом обучения, помещавшаяся в доме А. Д. Гусевой. В 1912 году в этой школе обучалось 57 мальчиков и 10 девочек. В 1913 году при соборе начал работу Иоанно-Дамаскинский Кружок ревнителей Православия. В 1914-1916 годах на ремонт и поновление иконостаса собора Городской Думой отпускалось ежегодно 1000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=34974

Не менее интересен и интерьер здания. Он разделен сводами на два яруса: в высоком нижнем находился храм, низкий верхний служил колокольней и позднее был переделан в ризницу. Именно в этом храме впервые на Севере были широко использованы «итальянизмы», в том числе и зальный принцип построения всего внутреннего пространства, очень редкий в древнерусском зодчестве. Высота сводов церкви везде одинакова, а подпружные арки даже чуть-чуть понижены. В сочетании со стройными колоннами, удачно расположенными оконными проемами и открытым средним барабаном главы, высокий цилиндр которого «прорезает» верхний ярус, такое решение создает светлое и просторное помещение. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Храм-колокольня собора во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере с момента своего основания в 1397 году находился под покровительством знатнейших боярских фамилий Руси. В начале XVI века сюда приезжали молиться о чадородии великий князь Василий III с супругой Еленой Глинской. В 1530 году в семье великого князя, наконец, происходит долгожданное радостное событие - рождение сына - наследника. В благодарность за дарованное чудо, великий князь делает щедрые пожертвования в храмы и монастыри. На один из таких вкладов в 1531-1534 годы в Кирилло-Белозерском монастыре были возведены два храма. Один - «иже под колоколы» во имя собора Архангела Гавриила с приделом равноапостольных Константина и Елены Второй во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящения всех трех престолов не были случайными. Великий князь Василий III по традиции считал Архангела Гавриила своим святым покровителем, так как родился в день его памяти. Святые равноапостольные Константин и Елена являлись покровителями великой княгини Елены, а в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи позже будет «творить именины» сам государь Иоанн IV Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=05132

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010