И. Воробкевича иером. Еммануилом Евгением (Львов, 1896). В нач. ХХ в. в Мукачевской греко-католич. епархии вышел сборник местных церковных напевов «Простопение церковное», записанных и систематизированных свящ. И. Бокшаем (Унгвар [Ужгород], 1904. Будапешт, 1906), к-рые и в наст. время используются в церковной практике Закарпатья. После 1917 г. работа церковных типографий остановилась более чем на 7 десятилетий, но в кон. ХХ в. была возобновлена. В наст. время в Киево-Печерской лавре публикуются репринтные издания нач. ХХ в. Серию выпусков нотного Обихода Киево-Печерской лавры продолжил Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ч. 6: Ирмологий. 2008), издавший также партитуры церковных песнопений в переводе на совр. нотное письмо (Всенощное бдение. 2001; Божественная литургия. 2004), сборник подобнов (Подобны/Сост.: Л. В. Вовчук. К., 2004) и факсимиле авторского рукописного сборника И. В. Сахно (Псалмодия: Песнопения богослужебного обихода визант. и рус. традиций. К., 2005). Предназначенные для богослужения традиц. песнопения публикуются также в духовных учебных заведениях (напр., в Таврической ДС издан «Обиход церковного пения: Конспект по церковному пению. Ч. 1: Гласовые распевы и неизменяемые песнопения всенощного бдения» (сост., ред.: диак. М. Сорочан. Симферополь, 2008)). На территории Польши местные традиц. напевы издаются также РПЦЗ (напр.: Холмско-Подляшский сб. церковных песнопений/Обработка: В. И. Волосюк; Правосл. диецезия Любельско-Хелмска. Lublin; Biaystok: Orthdruk, 1997). До сер. 90-х гг. XX в. основным гос. издательством в Киеве, выпускавшим духовно-муз. сочинения, была «Музична Украïна» с подведомственной ей Киевской нотной фабрикой, издававшей произведения разных жанров и стилей (сборники партесных концертов, укр. партесных мотет и кантов, произведения Березовского, Н. Д. Леонтовича и др.). В сер. 90-х гг. стали возможны компьютерный набор нотного текста и подготовка нотной верстки, и сборники стали публиковаться различными орг-циями, фирмами, изд-вами. Несмотря на возросшую конкуренцию, «Музична Украïна» продолжает издавать духовную музыку различных традиций: монодийные песнопения Украины и Белоруссии, партесные концерты и др.

http://pravenc.ru/text/293876.html

монашества на Закарпатье//Там же. 1957. 5. С. 61-65; Ванат I. Нариси hobimhьoï icmopiï ykpaïhцib Cxiдhoï Словаччини (1918-1938). Братислава; Npяшib, 1979. Кн. 1; Maroчiй П. Р. Формування haцiohaльhoï caмocbiдoмocmi: Niдkapnamcьka Русь (1848-1948). Ужгород, 1994; Пагиря В. Mohacmupi Закарпаття (1360-1939). Мукачево, 1994; Бенько Н. Miжkohфeciйhi biдhocuhu на Зakapnammi в noлimuчhux noдiяx 1938-1939 рр.//Наук. зб. Закарпатського музею. Ужгород, 1996. Вип. 2. С. 103-119; Naлihчak М. М. Дepжabho-цepkobhi biдhocuhu на Зakapnammi та в Cxiдhiй Cлobaччuhi в 20 - сер. 30-х pokib ХХ ст. Ужгород, 1996; Пащенко В. О. Православ " я в hobimhiй icmopiï Украïни. Полтава, 1997. Ч. 1; Хланта О. Православна церква на Зakapnammi у ckлaдi Угорщини (березень 1939 - жовтень 1944 р.)//Укр. зeмлi в роки Другоï cbimoboï biйhu: Наук.-метод. зб. Ужгород, 1998. С. 164-170; Вегеш М. Peлiriя i церква в Kapnamcьkiй Ykpaïhi//Icm. школа проф. В. Задорожного: Наук. зб. Ужгород, 1999. Вип. 1. С. 164-178; Гавриил (Кризина), игум. Православная церковь в Закарпатье: Век XX. К., 1999; Данко О. Православна церква на Зakapnammi//Закарпаття niд Угорщиною 1938-1944 рр. Н.-Й.; Чikaro; Ужгород, 1999. С. 165-181; он же. Niдnopядkybahhя Mykaчibcьkoï правосл. юpucдukцiï Московського nampiapxamy//Возз " Мат-ли мiжhap. науковоï конф., присвяченоï 55-piччю возз " Закарпатськоï Украïни з Украïною (26 червня 2000 р. Ужгород). Ужгород, 2001. С. 140-145; он же. Спроба ykpaïhiзaцiï Правосл. церкви на Зakapnammi у kihцi 1930-х pokib//Наук. зб. Закарпатського музею. 2002. Вип. 5. С. 35-39; Хланта О., Oфiцuhcьkuй Р. Про один iз закарпатоукраïнських eniзoдib мiжhapoдho-peлiriйhoro контексту: (Дiяльhicmь Михайла Попова, aдмihicmpamopa Mykaчibcьkoï правосл. у 1938-1944 роках)//Украïна на мiжhapoдhiй apehi у ХХ ст.: Наук.-метод. зб. Ужгород, 2000. С. 61-84; Марьина В. В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина, 1939-1945 гг.: Докум. очерк. М., 2003; Пап С. Icmopiя Закарпаття. Ibaho-Фpahkibcьk, 2003. Т.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Лит.: Кралицкий А. Ф. Мон-рь св. Николая на горе Чернечей близ Мукачева//Временник Ин-та ставропигийского за 1891 г. Львов, 1890. С. 156; Петров А. Л. Старопечатные церк. книги в Мукачеве и Ужгороде//ЖМНП. 1891. Ч. 275. 6. Отд. 2. С. 209-215; он же. Старопечатные церк. книги в Мукачеве и Унгваре// Он же. Мат-лы для истории Угорской Руси. СПб., 1906. Кн. 4. С. 65-71; Kihax Г. I. Монаший собор у Mykaчebi 1749 р.//Analecta OSBM. Ser. 1. 1925. Vol. 1. Fasc. 2/3. P. 273-278; Гаджега В. Н. Icmopiя катедральноï kanimyлu греко-католицькоï Мукачевськоï//Подкарпатська Русь. Ужгород, 1927. Т. 4. 7-10; Hodinka A. Documenta Koriatovisciana et fundatio monasterii Munkacsiensis//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. 1950. Vol. 1. Fasc. 2/3. P. 339-359; 1953. Fasc. 4. P. 525-551; 1954. Vol. 2. Fasc. 1/2. P. 165-189; Лучкай М. М. Icmopiя карпатських pycuhib церковна i cbimcьka: (Давня i нова аж по наш час). Ужгород, 1999. Т. 1; Фенич В. I. Заснування Iмcmuчibcьkoro мон-ря та його дiяльhicmь в abcmpiйcьki та abcmpo-yropcьki часи//Carpatika=Карпатика. Ужгород, 2001. Вип. 12: Проблеми bimчuзhяhoï та заруб. icmopiï. С. 11-21; он же. Miж okцuдehmaлiзмoм та Ordo Sancti Basilii Magni Ruthenorum в peлiriйhoмy та культурном жummi Mykaчibcьkoï (до початку ХХ ст.)//Там же. 2003. Вип. 24: Icm. та icmopiorp. cmyдiï. С. 87-140; он же. Заснування Mykaчibcьkoï у XV ст.: Icmopiorp. мiфu та icm. peaлiï//Там же. 2005. Вип. 32: Наук. зб., присвячений пам " яmi Т. Сопка. С. 168-184; Данилець Ю. В. Обмеження дiяльhocmi правосл. мoh-pib Закарпаття в 1945-1961 рр.//Наук. bichuk Ужгородського ун-ту. Сер.: Icmopiя. 2005. Вип. 13. С. 161-165; он же. Правосл. Церква на Зakapnammi у 1-й пол. ХХ ст. Ужгород, 2009; Kiчepa В. В. Заснування i дiяльhicmь мoh-pib чину св. Bacuлiя Великого на Зakapnammi (1733-1950 рр.): АКД. Ужгород, 2008; он же. Kyльmypho-ocbimhя дiяльhicmь мohaxib Mykaчibcьkoro мон-ря на Зakapnammi//Русин. 2009. 3(17). С. 90-95; он же. Ochobhi bixu peлiriйhoro розвитку Mykaчibcьkoro мон-ря//Наук. bichuk Ужгородського ун-ту. Сер.: Icmopiя. 2010. Вип. 24. С. 3-6; Пагиря В. В. Мукачевский Иерусалим: Короткие очерки. Ужгород, 2012; Пекар А. Нариси icmopiï Церкви Закарпаття. Ужгород, 2014. Т. 3: Монаше життя.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Лит.: Кралицкий А. Список мон-рей чина св. Василия Великого, существовавших некогда в Марамарощине и истертых имп. Иосифом 1788 г.//Науковый сб. Галицко-Русской матицы за 1865 г. Львов, 1865. С. 50-52, 111-114; Mondok J. De episcopatu et episcopis Maramorosiensibus//Schematismus diocesiae Munkacsensis. 1878. P. 146-162; Сабов Е. Хрестоматия церковнославянских и угро-рус. лит. памятников с прибавлением угро-рус. народных сказок на подлинных наречиях. Унгвар, 1893; Кинах Г. марамароських мoh-pib 1749 р.//ЗапЧСВВ. 1926. Т. 2. 1/2. С. 138-151; Петров А. Л. Древнейшая церковно-славянская грамота 1404 г. о Карпато-русской территории: К основанию Грушевского мон-ря св. арх. Михаила в Марамороше. Ужгород, 1927; он же. Древнейшие грамоты по истории карпаторусской Церкви и иерархии, 1391-1498 гг. Прага, 1930; Nandri G. Despre mnstirea din Peri//Graiul românesc. 1928. 2. P. 21-26; Rafiroiu G. G. Mnstirea din Peri, Chiriaii Tipografiei Româneti. Oradea, 1934; Жаткович Ю. Очерк истории Грушевского мон-ря//Земледельческий календарь на 1944 г. Ужгород, 1943. С. 97; Baran A. Eparchia Maramorosiensis eiusque unio. R., 1962. (Analecta OSBM; Vol. 18); Vasile [Coman], ep. Din trecutul Bisericii noastre: Rolul mnstirii din Perii Maramureului//Mitropolia Ardealului. An. 23. 1978. N 1/3. P. 13-19; Coravu D. Mnstirea din Peri i importana sa istoric//Mitropolia Olteniei. 1982. Anul 34. N 7/9. P. 496-514; Dumitrean G. Mnstirea din Peri, cea mai veche mnstire ortodox român cunoscut în teritoriile intracarpatice//Calendar vestitor i povuitor al cretinilor din Maramure i Stmar pe anii 1991-1992. Baia Mare, 1991. P. 53-57; Bota I. Mnstirea Peri - Maramure i rolul ei în istoria culturii româneti//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Vol. 2. P. 74-83; Hossu V. Stravopighia Perilor în centrul luptelor Drgoetilor maramureeni pentru revenirea în scaunul Moldovei//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Т. 2. P. 91-94; Pcurariu M. Mnstirea «Sfntul Mihail» din Perii Maramureului la 600 de ani de la prima atestare documentar//Ortodoxia Maramureean. Baia Mare, 1997. An. 2. N 2. P. 155-165; idem. Studii de istorie a Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 2005. P. 201; Монич О. Мараморошська святиня: Нариси з icmopiï Грушевського мон-ря. Ужгород, 2008.

http://pravenc.ru/text/2563784.html

Грабец Мирослав. К истории Мармарошского процесса (Дело 94-х. 29/ХП 1913 3/Ш 1914). Ужгород, 1934. – Здесь даны самые различные отклики в печати, посвященные этому процессу; в частности, из этого источника мною также взято и описание святого на суде. Геровский Юрий. Почему я православный (Краткая история православной веры на Закарпатье). Ужгород, 1999. – Здесь вкратце дана героическая и мученическая история православного народа. Города и села Украинской СССР. Закарпатская область. Киев, 1982. – В книге во многих местах содержится информация о многовековом давлении на русинов, а также о преследованиях за православную веру. Данилец Юрий Васильевич. Православни монастыри Хустского району XX столиття. Ужгород, 2005 (второе издание). Эта замечательная книга, к сожалению, недоступна русскоязычному читателю, так как опубликована только на украинском языке. Данилец Юрий Васильевич. Православний монастир Успиния Божой Матери в сели Домбоки. 2006. – Здесь рассказывается о любимом монастыре преподобного Алексия. Дехтерев Алексий, инок; Грабовый B.C. Сокровище неоцененное (Очерк православного девичьего монастыря в Липше на Подкарпатской Руси)//Библиотека «Подкарпатская Русь». Выпуск 3, Ужгород: типография «Школьная помощь», 1936. – Эта книга содержит уникальные биографические сведения об основательнице и первой игумений этой обители Параскеве, в схиме Нине, в миру Иулиании Прокоп. Подробно рассказывается о нечеловеческих мучениях, которые эта беззаветно преданная Богу изянка претерпела с другими девицами за Православие и желание посвятить свою жизнь Богу. Денасий Пантелеимоновский, инок. Повесть об обращении и присоединении на Афоне угрорусса униата в Православие и о русских, о православии и об унии в прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь. Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, Шамордино Калужской губернии, 1913. – Это единственная прижизненная книга о преподобном Алексии, написанная его афонским другом из Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Здесь можно найти также интереснейшие сведения о церковной истории многострадального края.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ужгород. Собор Воздвижения Креста Господня (старый). Крестовоздвиженский собор /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1640 и 1646. Перестройки: 1773, 1848. Архитектор:Л. Фабри (перестройка 1848 года) Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул. Капитульная, д. 9 Координаты: 48.622885, 22.302198 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1949 по 1991 годы принадлежал Православной церкви. В настоящее время является кафедральным собором Мукачевской епархии РГКЦ. Появлением великолепного собора Ужгород обязан графу Яношу Другету, управлявшему городом в начале XVII века. В 1640 году он пригласил в город монахов-иезуитов, которым выдал разрешение на обширную деятельность на Замковой горе. Строительство завершилось в 1646 году – небольшая римо-католическая церковь была построена в качестве собора для монастыря иезуитов и в таком виде просуществовала более века. Только после 1773 году вслед за ликвидацией иезуитского монашеского ордена собор приобрел более приближенный к современному вид. Тогда он был передан императрицей Марией-Терезией греко-католической епархии. Под руководством епископа А. Бачинского храм был перестроен по восточному обряду в качестве кафедрального собора в стиле барокко, также была возведена часовня Богородицы, и по завершении всех работ под порталом была установлена мемориальная доска, на которой на латинском языке была записана история Крестовоздвиженского кафедрального собора Ужгорода. Высокий, светлый снаружи и изнутри, монументальный, но в то же время легкий и изящный собор украсил самое сердце Ужгорода. Пройти мимо и не заметить его невозможно. Интересное архитектурное решение фасада, выполненного в виде портика с четырьмя колоннами, к которому ведет двусторонняя лестница из красного мрамора, и два симметричных трехъярусных купола с венскими курантами, обращенными в сторону входа в собор, делают храм своеобразным и запоминающимся. Оба купола выступают также в роли колоколен: в том, что слева от входа в храм, установлен гигантский колокол «Иван» весом одна тонна, а в правом находится еще более огромный колокол весом три тонны.

http://sobory.ru/article/?object=29013

Свято верим, что по молитвам святителя-мученика епископа Горазда братский союз и дружеское согласие наших Церквей будут неизменно расширяться и укрепляться во славу Божию, во имя спасения верных чад, на благо единства христиан и мира во всем мире. Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Елевферий 1946-1951-1955 2. Иоанн 1956-1964 3. Дорофей 25 октября 1964 года интронизация Библиография к главе IX «Чехо-Словацкая Православная Церковь» На русском языке Агафангел, архим. Митрополит Иоанн, бывший Пражский. (Некро-лог)//ЖМП. 1975. 9. Алексий, еп. Православие в Словакии//ЖМП. 1950. 9. Алексий (Дехтерев), инок. День Православия. Ужгород, 1936. Алеш Богумир, прот. Памяти Владыки — мученика Горазда//«Ежегодник». Прага, 1961. Алеш П., прот. Из жизни Православного Богословского факультета в Пряшеве//ЖМП. 1974. 7. Ашкинази 3. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926. Бескид Н. А., д-р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928. Богословский И. Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1954. 1. Бряниев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956. Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии//ЖМП. 1950. 7. Гангану Штефан. Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1970. 10. (Библиография. Studii teologice. 1969. 3-4). Геровский Г. Историческое прошлое Пряшевщины//«Историко-литературный Сборник». Прага, 1948. Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893. Грабец, М. К истории Мармарош-Сигетского процесса. Ужгород, 1934. Дорофей, митрополит. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//ЖМП. 1967. 9. Дорофей митрополит. Сочинение по Истории Церкви: Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646-1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Ч. 2, Прага, 1966. (Машинопись). Духнович А.В. История Пряшевской епархии (Перевод с неизданной латинской рукописи прот. К. Кустодиева). СПб., 1877. Нвреинов Б.А. Война за освобождение балканских славян (1877-78) и чешское общество//«Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14-1 сентября 1930 года». Ч. I. Изд. Русских Академических Организаций в Софии. 1932.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Ужгород Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 48.625262; 22.288702 Украина, Закарпатская область, Ужгород Ужгород, Закарпатская область Украина Православие в Ужгороде [ править править код ] Христианство в Закарпатье появилось, вероятно, еще в первые столетия после Христа, когда здесь селились колонисты из Римской империи. Известно, что на Первом Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Дакийский, а историческая область Марамарош частично принадлежала Дакии. Православие распространилось в Закарпатье, особенно после 863 года, благодаря проповеднической деятельности братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В 880—890-е годы столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье, и считаются здесь основателями христианства. Мукачевская епархия была учреждена в 940 году по почину патриарха Константинопольского Феофилакта.[источник не указан 1825 дней] В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края. После смерти короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию. Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Ужгород

Свято верим, что по молитвам святителя–мученика епископа Горазда братский союз и дружеское согласие наших Церквей будут неизменно расширяться и укрепляться во славу Божию, во имя спасения верных чад, на благо единства христиан и мира во всем мире. Митрополиты Чехо–Словацкой Православной Церкви 1. Елевферий 1946–1951–1955 2. Иоанн 1956–1964 3. Дорофей 25 октября 1964 года интронизация Библиография к главе IX «Чехо–Словацкая Православная Церковь» На русском языке Агафангел, архим. Митрополит Иоанн, бывший Пражский. (Некро–лог)//ЖМП. 1975. 9. Алексий, еп. Православие в Словакии//ЖМП. 1950. 9. Алексий (Дехтерев), инок. День Православия. Ужгород, 1936. Алеш Богумир, прот. Памяти Владыки — мученика Горазда//«Ежегодник». Прага, 1961. Алеш П., прот. Из жизни Православного Богословского факультета в Пряшеве//ЖМП. 1974. 7. Ашкинази 3. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926. Бескид Н. А., д–р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928. Богословский И. Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1954. 1. Бряниев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956. Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии//ЖМП. 1950. 7. Гангану Штефан. Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1970. 10. (Библиография. Studii teologice. 1969. 3–4). Геровский Г. Историческое прошлое Пряшевщины//«Историко–литературный Сборник». Прага, 1948. Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893. Грабец, М. К истории Мармарош–Сигетского процесса. Ужгород, 1934. Дорофей, митрополит. Епископ Горазд — архипастырь–патриот//ЖМП. 1967. 9. Дорофей митрополит. Сочинение по Истории Церкви: Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646–1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Ч. 2, Прага, 1966. (Машинопись). Духнович А.В. История Пряшевской епархии (Перевод с неизданной латинской рукописи прот. К. Кустодиева). СПб., 1877. Нвреинов Б.А. Война за освобождение балканских славян (1877–78) и чешское общество//«Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14–1 сентября 1930 года». Ч. I. Изд. Русских Академических Организаций в Софии. 1932.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С 30-х гг. XVI в. в З. в основном среди мелкой и средней венг. шляхты распространялась Реформация , преимущественно в форме кальвинизма . К кон. XVI в. к кальвинизму присоединилось все венг. население комитатов Унг, Берег, Угоча и часть населения Марамороша. Начавшаяся в первые годы XVII в. Контрреформация затронула З., в т. ч. его правосл. население, в отношении к-рого католики осуществляли активную прозелитическую деятельность. Правосл. Церковь в З. находилась в этот период в упадке: социальное положение правосл. духовенства почти не отличалось от положения их преимущественно сельской паствы; клирики, так же как и крестьяне, были обязаны нести феодальные повинности в пользу землевладельцев. На протяжении 1-й пол. XVII в. венг. магнаты в З. и нек-рые епископы, занимавшие Мукачевскую кафедру, пытались заключить унию, но наталкивались на сопротивление паствы и резкое противодействие трансильванских правителей-протестантов, владевших 2/3 территории края. Вслед. этого униат. деятели перебрались в Унгвар под защиту католиков Другетов. 24 апр. 1646 г. в замке в Унгваре А. Другет (Якушич) при поддержке владелицы замка и ее брата католич. еп. Эгерского Дьёрдя Якушича заключил унию (см. Ужгородская уния ), в соответствии с к-рой Мукачевская правосл. епархия перешла в юрисдикцию папы Римского (в 1780 униат. Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С правосл. стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии ок. 600 чел.). Ужгородскую унию признало правосл. духовенство комитатов Унг, Шарош и Земплен, к 1664 г.- комитатов Берег и Угоча. Дольше всего Православие сохранялось в Марамороше, где распространению унии препятствовали поддерживавшие протестантов трансильванские князья. Время от времени там действовали правосл. Мараморошские епископы, чья кафедра находилась в Успения Пресв. Богородицы мон-ре (совр. с. Угля Тячевского р-на Закарпатской обл.). К сер. XVII в. в Марамороше помимо Успенского и Михаило-Архангельского в с.

http://pravenc.ru/text/182499.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010