И. Воробкевича иером. Еммануилом Евгением (Львов, 1896). В нач. ХХ в. в Мукачевской греко-католич. епархии вышел сборник местных церковных напевов «Простопение церковное», записанных и систематизированных свящ. И. Бокшаем (Унгвар [Ужгород], 1904. Будапешт, 1906), к-рые и в наст. время используются в церковной практике Закарпатья. После 1917 г. работа церковных типографий остановилась более чем на 7 десятилетий, но в кон. ХХ в. была возобновлена. В наст. время в Киево-Печерской лавре публикуются репринтные издания нач. ХХ в. Серию выпусков нотного Обихода Киево-Печерской лавры продолжил Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ч. 6: Ирмологий. 2008), издавший также партитуры церковных песнопений в переводе на совр. нотное письмо (Всенощное бдение. 2001; Божественная литургия. 2004), сборник подобнов (Подобны/Сост.: Л. В. Вовчук. К., 2004) и факсимиле авторского рукописного сборника И. В. Сахно (Псалмодия: Песнопения богослужебного обихода визант. и рус. традиций. К., 2005). Предназначенные для богослужения традиц. песнопения публикуются также в духовных учебных заведениях (напр., в Таврической ДС издан «Обиход церковного пения: Конспект по церковному пению. Ч. 1: Гласовые распевы и неизменяемые песнопения всенощного бдения» (сост., ред.: диак. М. Сорочан. Симферополь, 2008)). На территории Польши местные традиц. напевы издаются также РПЦЗ (напр.: Холмско-Подляшский сб. церковных песнопений/Обработка: В. И. Волосюк; Правосл. диецезия Любельско-Хелмска. Lublin; Biaystok: Orthdruk, 1997). До сер. 90-х гг. XX в. основным гос. издательством в Киеве, выпускавшим духовно-муз. сочинения, была «Музична Украïна» с подведомственной ей Киевской нотной фабрикой, издававшей произведения разных жанров и стилей (сборники партесных концертов, укр. партесных мотет и кантов, произведения Березовского, Н. Д. Леонтовича и др.). В сер. 90-х гг. стали возможны компьютерный набор нотного текста и подготовка нотной верстки, и сборники стали публиковаться различными орг-циями, фирмами, изд-вами. Несмотря на возросшую конкуренцию, «Музична Украïна» продолжает издавать духовную музыку различных традиций: монодийные песнопения Украины и Белоруссии, партесные концерты и др.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Угорское, см. Киев угро-финны, семейство нар. (см. также: венгры, весь, меря, финны, чудь, эсты) 268 узы, см. торки (узы) Уж, р. в бассейне Верх. Тисы 349, 350 Ужгород (по-венгерски – Унгвар), г. в Закарпатье 349 уличи, вост, славянское племя 25, 27 Ульм, г. в Швабии 288, 288, 335 Унгвар, см. Ужгород (Унгвар) Упсала, г. в Швеции 123, 123–124, 140 Ухте, лев. приток Сред. Эльбы 219 Уэссекс, обл. на юге Англии 133 Фальстер, один из датских о-вов (к югу от Зеландии) 146 Фемарн, один из датских о-вов (между Лолланном и материком) 147 Финляндия, финны 145, 148 Финский зал. 142, 144, 150 Фландрия, обл. на зап. соврем. Бельгии 153, 153, 183, 281 Фолорака, крепость на сев. Мал. Азии 211 Формбах, замок на вост. Баварии 329, 329 Фрайзинг(ен), г. и еп-во в Баварии 237 Фракесий, византийская фема на зап. Мал. Азии 95, 95 Фракия, фракийцы, византийская фема на Балканах и ее население 95, 95 франки рипуарские, на Рейне, в р-не Кёльна 216 Франкское кор-во (Франкская имп-я), франки (см. также: Восточнофранкское кор-во, вост, франки) 18, 20, 22–23, 27, 42, 53, 86, 238, 243, 291, 333–334, 333 Франкфурт, г. (соврем. Франкфурт-на-Майне) 47, 47 Франция, французы (зап. франки) 17, 44, 86, 97, 111, 134, 138, 166, 181, 194, 215, 236, 238, 291, 348, 348, 354, 369–370, 370, 395 Фризия (Фризская марка), фризы, германский нар. и его обл. (на юж. побережье Сев. м., между Ютландским п-вом и устьем Рейна) 18, 216, 234, 338–339 Фризский о., одно из назв. Сев.-Вост. Атлантики (см. также: Зап. о.) 141 Фюн, один из датских о-вов (между Ютландией и Зеландией) 145 Хазария (Хазарский каганат), хазары 19, 23, 23–24, 29, 29, 37, 37 Халдия, халдеи 38, 38 Халеб, см. Алеппо (Халеб) Халкидон (соврем. Казикёй), г. в Мал. Азии 18 Хальберштадтское еп-во, на вост. Саксонии 42 Хам, г. в Сев. Баварии 234 Хассегау, историческая обл. в Вост. Саксонии 69, 74 Хафель (Гавола), прав, приток Эльбы (Лабы) 28, 66, 219, 232 Хафельберг, г. и еп-во в земле гаволян 43, 66 Хедебю, датский торговый центр (см. также: Шлезвиг) 128, 140

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По косвенным данным чеш. хрониста Пржибика Пулкавы из Раденина († 1380), известно, что среди подданных великоморав. кн. Святоплука (870-894) были «русские» (Russani), по-видимому, населявшие часть территории З. и являвшиеся предками совр. русинов. Исторические предания, отраженные в венг. хронике неизвестного автора (Анонима) «Деяния венгров» (Gesta Hungarorum) (рубеж XII и XIII вв.), свидетельствуют, что в кон. IX в. З. считалось окраиной владений болг. царя Симеона . На рубеже IX и Х вв. в З. пришли венгры (летописные «угры») и их союзники (среди к-рых были присоединившиеся к мадьярам после их ухода из-под Киева группы печенегов и русов) во главе с Арпадом. Как свидетельствует хроника, местное слав. население без борьбы подчинилось завоевателям, за исключением болг. наместника - полулегендарного кн. Лаборца. В 896 (898?) г. он оказал сопротивление венграм и закрылся в своем «граде», к-рый, вероятно, находился на месте совр. Ужгородского замка. Дружина Лаборца была разбита, а ее предводитель был пленен и казнен у р. Свиржавы (ныне р. Лаборец, Вост. Словакия). Согласно приведенной венг. Анонимом легенде, тогда же и было изменено первоначальное название реки на Лаборец, что вызывает сомнения. Однако, исходя из археологических данных, можно предположить наличие у славян, населявших в тот период Подкарпатскую Русь и находившихся в сфере влияния первых слав. гос-в, Великой Моравии и Болгарского царства, племенных вождей, побежденных вторгшимися в Центр. Европу уграми ( Поп И. И. Лаборец// Он же. Энциклопедия Подкарпатской Руси. 2001. С. 230). По сообщению венг. хрониста кон. XIII в. Шимона Кезаи, пришедшие с Арпадом племена построили в бассейне верхней Тисы крепость Унгвар (ныне Ужгород) и еще 6 крепостей в др. местах. Очевидно, Кезаи мог перепутать З. с Трансильванией (Семиградьем), куда направились из Сев. Причерноморья племена, не ушедшие с Арпадом. Возможно, хронист намеренно приписал строительство Унгвара венграм (по археологическим свидетельствам, город основали восточнослав. хорваты).

http://pravenc.ru/text/182499.html

Лемки (лемакы, западная ветвь русинов), которых зовут так потому, что вместо «лише, тулько, тüлько», они говорят «лем», всегда называли себя руснаками и к «украинцам» никоим образом не относились. Только переселённые после трагического 1947 г. в результате советско-польской операции «Висла» в УССР лемки большей частью были украинизированы и утратили свою карпаторусскую самоидентичность, а переселённые в западные районы ПНР активно полонизировались. Рассмотрим более подробно этно-лингвистические особенности карпатских русинов на исторических землях их проживания. Одними из главных языковых черт является произношение исторической буквы «ять» (крайне мягкое «е» и «йе»), как «и, йи», а также «г» как «h» (южнорусское) при наличии («g» в основном в иностранных словах). Характерно также твёрдое произношение согласных перед «и, е». а) Подкарпатские русины – самая крупная (около 800 тысяч человек) и основная часть карпаторусского народа с наиболее своеобразным языком. Мой=муй/мüй, он=вун/вüн (в отличие от малорусского «мiй, bih»), то есть характерно особое произношение закрытого «о»; наличие широкого «ы», которого нет в малорусском языке; абсолютное отсутствие полонизмов – в отличие от малорусского языка; старославянские архаизмы, связанные с глубинной религиозностью карпаторусского населения (православного и греко-католического) и, соответственно, определённым влиянием церковного языка на народный; множество местных слов, в том числе венгерских и словацких, связан­ных с бытом. Все эти особенности резко отличают язык подкарпатских русинов, прежде всего, от языка Галиции. Традиционно-народное название – «руська В последнее время в качестве литературного употребляется наименование «русинськый язык». Издано несколько современных грамматик, использующих разные варианты орфографии, однако самая известная – несколько раз переизданная в 40-х гг. XX в., в период венгерской оккупации, «Грамматика руського языка» И. Гарайды (Унгвар/Ужгород, 1941). На Подкарпатской Руси издаётся разнообразная литература и периодика, главным образом, в Ужгороде и Мукачево.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/08/...

Лит.: Кралицкий А. Список мон-рей чина св. Василия Великого, существовавших некогда в Марамарощине и истертых имп. Иосифом 1788 г.//Науковый сб. Галицко-Русской матицы за 1865 г. Львов, 1865. С. 50-52, 111-114; Mondok J. De episcopatu et episcopis Maramorosiensibus//Schematismus diocesiae Munkacsensis. 1878. P. 146-162; Сабов Е. Хрестоматия церковнославянских и угро-рус. лит. памятников с прибавлением угро-рус. народных сказок на подлинных наречиях. Унгвар, 1893; Кинах Г. марамароських мoh-pib 1749 р.//ЗапЧСВВ. 1926. Т. 2. 1/2. С. 138-151; Петров А. Л. Древнейшая церковно-славянская грамота 1404 г. о Карпато-русской территории: К основанию Грушевского мон-ря св. арх. Михаила в Марамороше. Ужгород, 1927; он же. Древнейшие грамоты по истории карпаторусской Церкви и иерархии, 1391-1498 гг. Прага, 1930; Nandri G. Despre mnstirea din Peri//Graiul românesc. 1928. 2. P. 21-26; Rafiroiu G. G. Mnstirea din Peri, Chiriaii Tipografiei Româneti. Oradea, 1934; Жаткович Ю. Очерк истории Грушевского мон-ря//Земледельческий календарь на 1944 г. Ужгород, 1943. С. 97; Baran A. Eparchia Maramorosiensis eiusque unio. R., 1962. (Analecta OSBM; Vol. 18); Vasile [Coman], ep. Din trecutul Bisericii noastre: Rolul mnstirii din Perii Maramureului//Mitropolia Ardealului. An. 23. 1978. N 1/3. P. 13-19; Coravu D. Mnstirea din Peri i importana sa istoric//Mitropolia Olteniei. 1982. Anul 34. N 7/9. P. 496-514; Dumitrean G. Mnstirea din Peri, cea mai veche mnstire ortodox român cunoscut în teritoriile intracarpatice//Calendar vestitor i povuitor al cretinilor din Maramure i Stmar pe anii 1991-1992. Baia Mare, 1991. P. 53-57; Bota I. Mnstirea Peri - Maramure i rolul ei în istoria culturii româneti//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Vol. 2. P. 74-83; Hossu V. Stravopighia Perilor în centrul luptelor Drgoetilor maramureeni pentru revenirea în scaunul Moldovei//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Т. 2. P. 91-94; Pcurariu M. Mnstirea «Sfntul Mihail» din Perii Maramureului la 600 de ani de la prima atestare documentar//Ortodoxia Maramureean. Baia Mare, 1997. An. 2. N 2. P. 155-165; idem. Studii de istorie a Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 2005. P. 201; Монич О. Мараморошська святиня: Нариси з icmopiï Грушевського мон-ря. Ужгород, 2008.

http://pravenc.ru/text/2563784.html

Возрождение Почаевского трудового Типографского Братства произошло в Карпатской Руси, когда о.Виталия, как опытного миссионера, направили в помощь возрождённой Чехо-Словацкой Православной Церкви. В 1923 году Архиепископ Савватий (Врабец), состоявший в общении со Вселенской Патриархией, благословил отцу Виталию устроить монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём в селе Ладомирово. Полноценное восстановление Православия на землях Закарпатской Руси и Чехии, начатое Россией, было продолжено Сербией. Сербская Патриархия (точнее, та её часть, которая именовалась карловицкой Патриархией и до 1919 года объединяла сербов Венгерского Подунавья) имела номинальные права на Угорскую Русь и Чехию ещё до Первой мировой войны (согласно закону 1868 года). Делегация православных карпатского села Иза в 1903-1904 г.г. ходатайствовала перед епископом Будимским Лукианом (Богдановичем) и Патриархом Георгием (Бранковичем) о направлении им священника, но австрийцы запретили исполнять их просьбу. Впрочем, сербские общественные деятели и в тот период помогали православным на Закарпатье. Например, известный новисадский адвокат Коста Хаджи в 1913-1914 годах защищал св. Алексия (Кабалюка) на Мармарош-Сигетском процессе. После крушения Австро-Венгрии и восстановления единства Сербской Православной Церкви (1918-1920 годы) миссионерское служение её в Закарпатье и Чехии стало, наконец, возможным. В 1919 году румынская армия разгромила венгерские части, оборонявшие Унгвар (Ужгород). 8 мая 1919 года три русских Народных совета, существовавших раньше в Карпатской Руси, объединились в Центральную Народную Раду. 10 сентября 1919 года по Сен-Жерменскому мирному договору и с согласия Русской Рады Карпатороссия была присоединена к Чехословакии на правах автономии. 19 августа 1921 года состоялся первый Собор православной карпаторусской Церкви под председательством священноисповедника архимандрита Алексия (Кабалюка), при участии представителя Сербской Патриархии священномученика Досифея (Васича), епископа Нишского, а затем – митрополита Загребского.

http://pravoslavie.ru/36678.html

В понтификат И. удалось привлечь к унии с Римом часть православных Закарпатья . Правосл. Мукачевский еп. Василий (Тарасович) с 1633 г. вел переговоры с представителями Римско-католической Церкви о возможности заключения унии. К этому епископа побуждало сложное положение Мукачевской епархии, после того как фактическим хозяином Закарпатской Руси стал Трансильванский кн. Дьёрдь Ракоци, приверженец протестантизма. Причинами конфликта князя и епископа стали как распространение в Закарпатье протестантизма, так и притязания князя на земельные владения Мукачевской кафедры. В 1642 г. Ракоци изгнал еп. Василия (Тарасовича) и поставил на кафедру Иоанна (Юсько), решительного противника унии с Римом (управлял епархией в 1643-1645). В изгнании Василий (Тарасович) в 1642 г. в Вене в присутствии имп. Фердинанда III, его семьи и папского нунция произнес исповедание католич. веры. В следующем году Ракоци, поднявший восстание против императора, захватил бывш. Мукачевского епископа в плен. В 1645 г. Василий (Тарасович) вернулся в Православие и был освобожден из плена, после чего управлял Мукачевской епархией до кончины в 1651 г. Он продолжил деятельность по подготовке унии, ему помогали монахи- василиане Парфений Петрович и Гавриил Косовицкий из Галиции. 24 апр. 1646 г. в замке в Унгваре (ныне Ужгород) при поддержке владелицы замка и ее брата Эгерского католич. еп. Дьёрдя Якушича была заключена уния (см. Ужгородская уния ), в соответствии с к-рой Мукачевская правосл. епархия перешла в греко-католичество (в 1780 униат. Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С правосл. стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии ок. 600 чел.). Еп. Василий (Тарасович) к унии не присоединился, но перед смертью призвал клириков Мукачевской епархии избрать на кафедру униата Парфения Петровича. Епархиальный Собор, в к-ром приняли участие 370 священников, как униатов, так и православных, избрал Петровича на Мукачевскую кафедру. Однако для епископской хиротонии новый епископ направился не к униат. или католич., а к правосл. иерархам Трансильвании. Из Рима подтверждение епископского сана и назначение на кафедру Петрович получил после кончины И. от нового папы Александра VII.

http://pravenc.ru/text/468791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Духнович. Гравюра К. Вейермана. 60-е гг. XIX в. (ГПИБ) Александр Васильевич (24.04.1803, с. Тополя, близ Снины, ныне Словакия - 18.03(30.03).1865, Эперьеш (Пряшев), ныне Прешов, Словакия), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье. Род. в семье униат. священника. По семейному преданию, предок Д. происходил из рус. семьи Черкасских и был одним из руководителей Стрелецкого бунта. После его подавления бежал в Угорскую Русь, обосновался в с. Тополя, принял фамилию Духнович, был рукоположен во иерея и получил здесь приход, передававшийся по наследству потомкам. Д. обучался в гимназии в Унгваре (ныне Ужгород), в 1821-1823 гг. прошел 2-годичный курс философии в Кошицкой академии, в 1823-1827 гг. учился в Унгварской семинарии. В 1827 г. рукоположен во иерея (целибат), направлен в канцелярию Пряшевской епархии греко-католич. Церкви под начало Пряшевского еп. Григория Тарковича. Терпел притеснения со стороны консервативного епископа, и в 1830 г. уехал в Унгвар. Устроился воспитателем и учителем сына унгварского поджупана Штефана Петровая, проявил себя как талантливый педагог. В кон. 1832 г. еп. Григорий под угрозой лишения сана потребовал от него вернуться в Пряшев. Д. приступил к прежним обязанностям, в 1833 г. Таркович назначил его приходским священником в отдаленные села Комлошу и Биловежу. В это время Д. сблизился с секретарем Пряшевской епархии В. Поповичем. В 1838 г. Попович был назначен Мукачевским епископом, его хиротония должна была состояться во Львове, и он взял Д. в свою свиту. Во время этой поездки весной 1838 г. Д. установил связи с деятелями русинского движения в Галиции и поддерживал их до конца жизни. В 1838 г. переведен нотариусом в епархиальное управление в Унгваре. В 1843 г. назначен каноником Пряшевской епархии и через год переехал в Пряшев. Во время Венгерской революции 1848-1849 гг. Д. поддерживал идею объединения Закарпатья, Галиции и Буковины в отдельную провинцию в рамках Австрийской империи, к-рую не удалось реализовать. В нач. апр. 1849 г. венг. революционные войска заняли Пряшев, в кон. того же месяца Д. был арестован революционными властями, доставлен в Кошице, чтобы предстать перед трибуналом. Только при помощи влиятельных знакомых его удалось вызволить из тюрьмы. В нач. мая Д. вернулся в Пряшев, к-рый ему было запрещено покидать, за ним был установлен полицейский надзор. После революции до конца жизни находился под наблюдением австр. полиции.

http://pravenc.ru/text/180625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУКАЧЕВСКАЯ И УЖГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Почаевской иконы Божией Матери в Мукачеве. 1993 г. Фотография. 2015 г. Кафедральный собор в честь Почаевской иконы Божией Матери в Мукачеве. 1993 г. Фотография. 2015 г. УПЦ МП, включает 8 районов Закарпатской обл. Украины: Береговский, Великоберезнянский, Воловецкий, Иршавский, Мукачевский, Перечинский, Свалявский и Ужгородский. Епархия разделена на 10 благочинных округов: Береговский, Великоберезнянский, Воловецкий, Иршавский, Мукачевский, Великолуцканский, Перечинский, Свалявский, Среднянский, Ужгородский. Кафедральные соборы: в честь Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачеве (венг. Мункач) и Крестовоздвиженский в г. Ужгороде (венг. Унгвар). Правящий архиерей - архиепископ Феодор (Мамасуев ; с 23 дек. 2007). На 1 янв. 2011 г. в епархии насчитывалось 346 приходов, 7 женских и 10 мужских мон-рей. В клире епархии состояли 335 священнослужителей (318 священников и 17 диаконов). Правосл. кафедра в юрисдикции К-польского Патриархата основана в Мукачеве не позднее 31 июля 1491 г., с 1646 г.- униатская (в 1780 перенесена в Ужгород с сохранением прежнего названия). Православная кафедра в Мукачеве была возрождена в 1931 г. как Мукачевско-Пряшевская епископия Сербской Православной Церкви (СПЦ), с 1945 г. с совр. названием в юрисдикции Украинского Экзархата РПЦ, с 1990 г.- УПЦ МП. О христианизации территории и истории Православия в М. и У. е. до 1-й трети XX в. включительно см. в ст. Закарпатье (также: Юрасов М. К. Подкарпатская Русь - одна из колыбелей христианства у вост. славян: Очерки ранней истории русинов. Саарбрюккен, 2013). О православно-униат. отношениях см. также: Ужгородская уния . Предпосылки образования М. и У. е. (1931-1945). В 1931 г. правосл. духовенство чехословацкого Подкарпатья (Подкарпатской Руси, Закарпатья) провозгласило восстановление правосл. епархии с центром в Мукачеве. Ввиду того что в ее состав вошли и православные приходы Пряшевщины (Пряшевская Русь), епархия получила название Карпаторусская правосл. Мукачевско-Пряшевская епархия.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

У Карпатских высот есть город Унгвар, служащей средоточием деятельности угорских руссов. Тут они в 1866 году основали литературное общество Св. Василия Великого для поддержания в своей стране русской народности и народных училищ. Но для успешного действия сего общества необходимо устройство такого места, где бы русские люди могли сходиться, заниматься родной словесностью и посредством ее сохранять живую, нравственную связь с остальным великим русским миром, одним словом, идти к своей цели таким же путем, по какому идут немцы, поддерживающие свою народность, в каких бы странах ни находились они. Посему угорские руссы вознамерились устроить себе Народный дом в Унгваре, как галицкие русины устроили его в своем Львове. Намерение их осуществилось. В прошедшем году, 11-го мая, они собрались в обществе Св. Василия Великого и решили обратиться к соплеменникам своим и к другим славянским племенам с особым печатным приглашением, имеющим заглавие: Воззвание к почтенной публике для содействия к воздвижению в Унгваре русского народного дома. В этом воззвании, которое подписано товарищем председателя общества Св. Василия Великого Титом Геревичем и секретарем сего же общества Виктором Кимаком, упоминается прежде всего о пробуждении народностей в Австрийской империи, о самостоятельном развитии каждой из них, однако в неразрывной связи с общим государством. Далее объявлено, что еще 27 ноября 1869 года члены общества Св. Василия Великого решились основать в Унгваре Народный дом, и что до мая месяца 1870 года собрано было по подписке на этот предмет 4242 австрийских гульдена (около 2500 наших рублей). Сумма эта далеко недостаточна для устройства всего необходимого, так как, по словам воззвания, в Народном доме предполагается устроить обширную горницу для общих собраний и заседаний общества Св. Василия Великого , примыкающие к ней помещения для архива и библиотеки и две аудитории для преподавания в них некоторых наук, и преимущественно русской грамматики, русской словесности и реальных и естественных наук. Воззвание упоминает также о намерении основателей Народного дома, в видах распространения народного просвещения, оказывать вспомоществование беднейшим ученикам крестьянского сословия помещением их при Народном доме и содержанием во время учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003