Дни летели, работа подходила к своему завершению. Наступил день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Божественная литургия, крестный ход по свежевыстеленному узору из травы и живых цветов. Невозможно передать словами те чувства, ту незримую благодать, которая пронизывала всех и вся. Это можно испытать, пережить, прочувствовать, только находясь и участвуя в этом неповторимом празднике прославления Пресвятой Богородицы! Наверное, я не ошибусь, если в заключение скажу, что все мы, участники флористического тура, уезжали с одной мыслью: «Даст Бог, я обязательно сюда вернусь»! Неужели это было наяву?.. Сузанна Иванкова Сузанна Иванкова , г. Минск: – Шесть лет назад в моей жизни появилась православная флористика, и тем же годом я впервые приехала в паломничество в Псково-Печерский монастырь. Год оказался богатым на знаковые события. С тех пор мои визиты в Печоры стали регулярными, как и украшение храмов живыми цветами. Время шло, любовь крепла. В Минске я штатный флорист собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в Печорах – паломница со стажем. По прошествии шести лет для меня случился удивительный альянс! Благодаря флористическому проекту, организованному при Псково-Печерском монастыре, я приехала сюда в новом, но в таком знакомом для себя «амплуа». Душа ликует! Проект получился великолепным! Мне было интересно на всех этапах! И что немаловажно – полезно. Так или иначе, знания периодически надо дополнять или обновлять. Я получила не только огромную, нескрываемую радость от того, что смогла сделать что-то для любимого монастыря, но и определенные знания, которые пригодятся, помогут и разнообразят мои цветочные композиции. В процессе обучения и в качестве экзамена мне доверили украсить одну из святынь Псково-Печерского монастыря, древнюю икону «Умиление». Прежде я даже в мечтах и подумать о подобном не могла! Это было незабываемо! Творческий заряд получен, идеи переполняют, а кроме этого в памяти остались прекрасные события и впечатления от встреч, общения, процесса и результата! Неужели это было наяву?! Остановись, мгновение, – ты прекрасно.

http://pravoslavie.ru/149340.html

сост. Александр Ратшин Псковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ, муж. 1 класса, при заштатном городе Печорах, в 20 верстах от древнего Изборска, на устье речки Пачковки, впадающей в Пимшу; находится под управлением архимандрита. Обитель эта существует с XV века; она, а впоследствии и город Печоры, получили название от пещер, ископанных в горе у реки Каменца, в которых в древние времена жил Преподобный отшельник, старец Марко. Чрез долгое время после Преподоб. Марка, поселился здесь, в горе близ пещер, также отшельник, Преподобный Иона, и, 1473, устроил малую обитель, а в пещере церковь Успения Богородицы. По кончине св. Ионы, преемник его, инок Михаил, основал над горою, в исходе XV века, новую обширнейшую обитель, с церковью св. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это было началом нынешнего Псково-Печорского монастыря, который, после многих разорений от лифляндцев и поляков возобновлен в 1519 году; а совершенным своим устройством обязан он Преподобному Корнилию, бывшему здесь во второй половине XVI века игуменом: он оградил обитель каменными степами, с башнями, валами и рвами так, что она выдерживала невредимо неоднократные осады от лифляндских рыцарей. Ныне здесь находится 5 церквей: 1) Соб. двухэтажная, в коей внизу, в самой пещере, престол Успения Богородицы, где иконостас весь железный; а вверху Покрова Божией матери; отсюда сделан ход в пещеры. Церковь эта сооружена в 1523 году. Здесь находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, именуемые одна Умиление, а другая Пскова-Печорскою. Первая икона, писанная в 1521 году, пожертвована сюда, в обитель, псковскими купцами Феодором и Василием; празднество ей, установленное в 1601 году, в память избавления Пскова от осады короля Стефана Батория, 1581, совершается в седьмое воскресение по Пасхе. Вторая икона просияла чудесами в 1523; явилась же она в 1472; а празднуют ей в Псково- Печорском монастыре дважды в год: 15 августа и в седьмое воскресение по Пасхе; при чем, в это последнее празднество, совершается отсюда в Псков, вместе с иконою, крестный ход, установленный Геннадием епископом псковским, после освобождения Пскова и Печорского монастыря от нашествия, в 1581, короля Стефана Батория. 2) Благовещения Богородицы, трапезная. 3) Николая Чудотворца, над вратами. 4) Димитрия Ростовского . 5) Праведного Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Неприятели отступили от города с великою потерей. В благодарность жители построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в который в 1618 году из Москвы была привезена чудотворная икона. Списки чудотворной иконы возили со своими войсками многие русские полководцы. Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая " Умиление " . 14 октября (1 ст. ст.) Празднование Псково-Покровской иконе Божией Матери во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица и преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями киевским и псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Празднование сей иконе совершается в благодарность за победу над турками и татарами в войне 1736 -1740 годов. См. 28 августа: икона Успения Псково-Печерская. Ярославская-Смоленская икона Божией Матери. 25 октября (12 ст. ст.) Икона Божией Матери Ярославская-Смоленская   Икона Одигитрии Смоленской явилась в 1642 году 12 октября (ст. ст.) архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келии, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне. Калужская икона Божией Матери 25 октября (12 ст. ст.) Калужская икона Божией Матери явилась в имение боярина Василия Кондратьевича Хитрово в селении Калужки Калужской губернии в 1748 году. Во время разборки чердака боярского дома одна из дворовых девиц, именем Евдокия, дерзнула плюнуть в изображение на найденном полотне и была поражена невидимой силой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого Ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом духовным и просветительским центром, но и мощной крепостью. В 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма, куда тотчас устремился неприятельский отряд. Тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех: одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления». Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за пять месяцев осады неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память о чудесном избавлении благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» в Псков. В 1998 г. традиция крестного хода была возобновлена (теперь крестный ход следует с иконой внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

Выставка стала результатом эффективного взаимодействия Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, Министерства культуры, Правительства Москвы. Операционную работу проводило межмузейное объединение РОСИЗО и Третьяковская галерея. И мы намерены этот проект развивать и далее. У нас уже есть планы очень интересной выставки на следующий год. От икон XVII века и до живописи 70–80-х годов XX века Зельфира Трегулова , генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: – Я думаю, что эта выставка, идея которой принадлежит владыке Тихону, станет не просто очень значимым событием в культурной жизни столицы и страны. Она будет и замечательным подарком многим десяткам тысяч людей, принесет огромные художественные и эмоциональные впечатления тем, кто на протяжении этих трех недель сможет прийти в Центральный Манеж. Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1915 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева На выставке можно будет поклониться иконе «Умиление» из Псково-Печерского монастыря Что же посетители увидят на выставке? Это огромный временной диапазон, начиная с икон XVII века и заканчивая живописью 70–80-х годов XX века. Вся экспозиция делится на несколько разделов. Как только люди войдут в здание Манежа, они сразу же смогут поклониться иконе «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, а потом пройдут в центральный зал. Там мы попытались представить самые интересные, эффектные и яркие работы из музеев тех 39 регионов, которые участвуют в этом проекте. Этот зал мы назвали «Зал Россия», потому что в нем представлен собирательный образ нашей страны, какой она была в позапрошлом столетии, самых различных городов и географических точек, от севера и до юга. Далее, проходя из зала в зал, посетители сначала увидят живопись конца XVII – начала XVIII века. Там будут парсуна, купеческий и крестьянский портрет. В самом начале экспозиции представлены удивительные иконы из собраний ряда региональных музеев. Потом зрители попадут в зал первой половины XIX века и увидят замечательные работы Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Ивана Хруцкого, Григория Сороки. А до этого в зале XVIII века они смогут увидеть малоизвестные работы и таких величайших русских портретистов XVIII века, как Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Владимир Боровиковский.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Кондак 3 Сила Господня осени Тя и подвиже на помощь и заступление всем, к чудотворней иконе Твоей прибегающим и поклоняющимся ей. Видяще сие, людие с трепетом припадающе Ти и песнопояху Бога песнию: Ал-лилуиа. Икос 3 Имущи древняя обитель Псково-Печерская Твой образ святый, Преблагословенная Богородице Дево, токи чудес источающий и обитель ограждающий от всякаго зла, исполнишася велия радости и утешения. Се бо Матерь Света крылома Своея Материнския любве ограждает ны, вопиющих умильно: Радуйся, радосте наша пресветлая; Радуйся, ликование верных сердец. Радуйся, свет нам возсиявшая; Радуйся, обитель милостию Твоею посетившая. Радуйся, в залог любве икону Твою ей даровавшая; Радуйся, тою иконою точатся исцеления. Радуйся, обитель Свою охраняющая; Радуйся, живущим в ней присная Помощнице. Радуйся, иноков Мати чадолюбивая: Радуйся, обетов иноческих страж неусыпный. Радуйся, радость всему миру носящая; Радуйся. Всеблагая Владычице. умиление и спасение наше. Кондак 4 Бурею злочестивых нашествий одержимии, благовернии людие града Пскова, Тя чтуще и цельбоносную Твою икону " Умиление " приемши, воздвигша ту на стены града противу воев Баториевых. Ты же, чудо деюще, защитила град от смертоносных стрел вражиих, и подвиже верных пети благодарне Рожденному Тобою Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша жителие града Пскова и всея страны Российския величие чудес Твоих, како явила еси их во испытании бывшим от воев зверонравных, прославиша Тя, великую Заступницу страждущих, пении сими: Радуйся, скорби наша на радость претворяющая; Радуйся, прибегающим к Тебе скоро помогающая. Радуйся, града Пскова ограждение; Радуйся, злую дерзость воев поправшая. Радуйся, стены града охранявшая; Радуйся, от смертоносных стрел врага покрывшая. Радуйся, теми люди Твоя возвеселившая; Радуйся. надеждою православных снабдевшая. Радуйся, крепосте наша и защищение; Радуйся, благоуханная Цевнице Небеснаго Царя. Радуйся, кроткая горлице мира; Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 5 Боготечную звезду, честную икону Твою, показала еси обители и веси Печерския, Владычице Мира! К нейже вернии зряще и любовию ю лобызающе, взываем: буди нам щит и ограждение, да вопием Богу: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-1213

Иван Матфиевич Тихомиров служил по призыву в Красной Армии и участвовал в Финской войне. В годы Великой Отечественной войны был на фронте тяжело ранен… Выздоровел, но стал инвалидом III группы, освоил специальность сапожника… Награждён медалями «За победу над Германией» и «За трудовую доблесть». В 1945 году приехал в Ленинград и устроился работать на Кировский завод плотником… Однажды Иван Матфиевич видит сон… Из-под горы медленно поднимается святая икона Богородицы в прекрасный храм… Вскоре Иван Матфиевич прибыл в Псково-Печерский монастырь для того, чтобы стать монахом… И он очень удивился, когда в Михайловском соборе обители увидел святую икону Божией Матери «Умиление», которая явилась ему во сне… Отец Иероним исполнял хлопотное послушание Келаря несколько десятков лет. В трапезной монастыря в иконостасе перед его взором всегда был список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Умиление Псково-Печерское»… Отец Иероним – образец христианского трудолюбия, молитвы, терпения, мужества, доброты и любви.. После ужина в трапезной он закрывал дверь в раздаточную и, взявшись за спинку стула, всегда молился с братией за вечерними молитвами. Ему было трудно выстаивать вечерние молитвы, так как он имел фронтовое ранение, но он мужественно и терпеливо выполнял свое молитвенное правило… Два с половиной года я исполнял послушание помощника келаря отца Иеронима. Вечером, бывало, зайдёшь к батюшке, принесёшь ключи от склада после трудов послушания и видишь, что отец Иероним читает книжечку, например «Паломничество в святой град Иерусалим». Рядом иногда сидел его друг отец Нафанаил, и они оживленно беседовали на духовные темы. Взяв от меня ключи, Архимандрит Иероним по-отечески говорил: «Ну, детка, иди, отдыхай». Батюшка отец Иероним знал о каждой вещи и продуктах, что находились на складах, хотя обход он делал по складу раз в год, перед отчётом. Отец Келарь напоминал о том, чтобы через каждые полгода все мешки с крупой были перевернуты с бочка на бочок, чтобы крупка не залежалась. Чистота и порядок поддерживались во всех помещениях. Перед Пасхой, например, нужно было принести в келью к отцу Иерониму коробку с какими-нибудь специями для куличей. Батюшка говорил: «Пойдёшь прямо по коридорчику на первом складе, повернешь направо и на третьей полке в левом углу». И точно было так.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

«Вот он!» Говорят, что наставник приходит тогда, когда ученик бывает готов его услышать... Свою первую встречу с будущим духовным отцом, как и все последующие, отец Савватий помнит так ярко, будто это случилось на днях. А произошла она довольно давно – в 1988 году. Отцу Иоанну в то время было 78 лет. Молодой священник приехал в Псково-Печерский монастырь и пришёл на службу в самый большой собор монастыря – Михайловский. Перед началом службы его, как священника, пригласили в алтарь. С трепетом ждал он встречи со старцем. Рядом находился молодой иерей, тоже приехавший сюда в первый раз. Но он-то хоть видел отца Иоанна раньше. А отец Савватий и не представлял себе, как выглядит старец. Фотографий в то время не было, православных журналов и газет – тоже считанные единицы. И вот открывается боковая дверь в алтарь и входит пожилой иеромонах. Или игумен? Отец Савватий думает: «Может, это и есть старец? Да нет, наверное, не он...» Заходит следующий, постарше и совсем седой. «Может, этот? Нет, не он…» Всё больше и больше иеромонахов в алтарь входят. А сердце молчит – нет, похоже, среди них старца... И вот входит пожилой седой священник – и сердце начинает трепетать, и – ощущение праздника. «Вот, это он!» – Я чувствовал, что не могу ошибиться, – вспоминает о. Савватий. – Вошедший человек весь светился каким-то внутренним светом! Я спросил тихонько у дьякона: «Это отец Иоанн Крестьянкин?» И дьякон укоризненно ответил: «Ну конечно, это отец Иоанн Крестьянкин! Ты что, не знаешь?!» А молодой священник даже не обиделся на укоризну: дьякон был прав, отца Иоанна невозможно было не узнать! Его нельзя было спутать с кем-то другим! И сердце сказало: «Вот он, мой духовный отец!» Простые слова ...Игумен Савватий молчит, и на глазах у него слёзы. Мне знакомы по милости Божией эти слёзы духовного умиления: я испытывала подобные чувства у мощей оптинских старцев, на могилке протоиерея Николая Рагозина, на месте упокоения старца Иоанна (Крестьянкина) в Дальних пещерах Псково-Печерского монастыря. Благодать Божия незримо касается нашего сердца и вызывает в нём слёзы умиления. И эти тихие неприметные слёзы льются даже у сильных духом, суровых мужчин, которые спокойно терпят боль и с достоинством встречают скорбь.

http://pravoslavie.ru/41993.html

Игумен Успенской обители преподобный Паисий, согласно с завещанием князя Георгия, около 1449 года ездил в Москву с копией Овиновской иконы Богоматери для того, чтобы просить великого князя о покровительстве своей обители. Паисий был торжественно встречен князем, митрополитом и народом, вышедшими крестным ходом, и без особых затруднений получил нужную для монастыря грамоту. За привоз копии Овиновской иконы Успения Богоматери Паисию было оказано даже особое уважение: он был провожден из Москвы до самой обители двумя архимандритами. Впоследствии его возвели в сан архимандрита Успенской обители, а после его смерти монастырь стал именоваться, наряду с прежним названием, еще и Паисиевской обителью. В ней, как было уже упомянуто, и находится до настоящего времени чудотворная Овиновская икона Богородицы. Икона Успения Псково-Печерская К западу от Пскова, в 56 верстах по Лифляндской дороге, на границе Лифляндии, расположен небольшой город Печеры с монастырем, также называемым Печерским. Как город, так и монастырь получили свое наименование от находящейся в горе древней пещеры, которая неизвестно когда и кем выкопана. Эта пещера случайно была открыта в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время после этого пришел туда священник, по имени Иоанн, и выкопал в горе церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери. После того, как церковь была освящена, от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем Успения Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание обители. Она в начале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. Около 1521 года два псковских купца, Василий и Феодор, написали и принесли в Печерскую обитель другую икону Богоматери «Умиление», прославившуюся в 1524 году чудесами исцелений. Свидетелями этих чудес, как говорит летописец, были весь город Псков и Великий Новгород.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Последние годы своей жизни владыка Вениамин провел на покое в Псково-Печерском монастыре. Старожилы обители до сих пор помнят его проникновенные проповеди, которые многие слушали со слезами радости и умиления. Владыке дано было от Бога не только проникнуть в сокровенные тайны Царства Божия, но и удивительно просто и доходчиво поведать об этих тайнах своим слушателям и читателям. Первоначально издававшаяся в форме отдельных выпусков " Псково-Печерских листков " замечательная книга митрополита Вениамина впервые в цельном виде представляется широкому кругу читателей. Текст - Псково-Печерский монастырь. Предисловие Поводом к дерзновенной попытке написать истолкование Молитвы Господней послужило случайное обстоятельство. Одно лицо, даже неправославного исповедания (но глубоко сочувствующее Святому Православию), наблюдая современное " христианское " общество разных исповеданий, пришло к печальному и ужаснувшему его факту: люди почти не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании еще худших бедствий. Все ищут разрешения мировых узлов. И почти не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях... Мало того, верующие разных направлений, даже и те, которые исповедуют себя открыто христианами, все-таки ищут разрешения мучительных вопросов теми же путями, как и неверующие разных стуепеней, то есть умом, политикой, войной, соглашениями, а не молитвой к Премудрому. Хуже того, заявляя себя верующими, люди в постоянной ежедневной жизни или не молятся совсем, или ограничиваются посещениями своих приходских храмов в известные праздничные дни (если только еще делают это). Наступило какое-то время " пустой " веры! Еще если и " говорят " о Боге, - то Ему не молятся, точно Его и нет вообще, и для них в частности. Если прежде повторяли слова апостола Иакова: " Вера без дел мертва есть " , то теперь приходится добавлять: " Вера без молитвы - мертва " . Исчезает из жизни молитва. И такое опустошение души привело данное лицо в мучительное, ужасное состояние: если не молятся, то дело плохо! Ища какого-нибудь душевного выхода, соответственного обыкновенным правилам рядового отдельного человека, это лицо решило выпустить книжечку о молитве. Для этого оно остановилось на Молитве Господней. Причины понятны. Во-первых, авторитетность этой молитвы исключительна: ее дал миру Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос. Значит, и нужно молиться. Во-вторых, эта молитва самая распространенная среди христиан. В-третьих - она общая для разных Церквей. А в четвертых - и это самое важное - в этой молитве Господь указал человечеству на содержание наших молитв - как и о чем нужно молиться. Никто уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо Сам Богочеловек дал такую, а не иную молитву. Так и должно молиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010