Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТИХОН II КАЗАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тихон II (+ после 1589), митрополит Казанский и Свияжский Происхождение, мирское имя и место пострижения архиепископа Тихона неизвестны. Около 1580 года он стал игуменом Псково-Печерского монастыря . Это было время завершения тяжелой и неудачной для России Ливонской войны. В 1581 году огромное польско-литовское войско короля Стефана Батория двинулось на Псков и осадило его. Псково-Печерский монастырь с 29 октября 1581 года тоже оказался в осаде. Его обороняли монахи и около пятисот стрельцов, обороной руководил игумен Тихон. 5 ноября выстрелами из пушек была разрушена стена у Благовещенского собора, поляки уже устремились в пролом. Иноки молились Чудотворной иконе «Знамение» и успешно отбили два штурма; после пятимесячной осады монастырь так и не был взят. В Псков были присланы из Печерского монастыря чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Псковский Кремль поляки за пять месяцев штурмовали более 30 раз и тоже безуспешно. Неудачи заставили короля Стефана Батория пойти на перемирие с царем Иваном IV . Война для России в целом была проиграна, но благодаря героической обороне Пскова и Псково-Печерского монастыря условия мирного договора оказались благоприятными для России: по Ям-Запольскому перемирию 1582 года поляки отказались от претензий на Смоленск. В 1583 году хиротонисан во архиепископа Казанского и Свияжского . Точная дата хиротонии неизвестна, но, скорее всего, митрополит Дионисий рукоположил его в конце 1583 года, потому что осенью 1583 в Казани был еще Косма , а в Псково-Печерском монастыре новый игумен упоминается под 7190 (1583/84) годом . Сведений о деятельности архиепископа Тихона в Казани не сохранилось. В сохранившихся документах имя владыки Тихона упоминается лишь один раз – 26 июня 1588 года, когда указом царя Феодора Иоанновича Казанскому архиерейскому была передана деревня Ягодная Поляна, раньше принадлежавшая князю Петру Булгакову (будущая Ягодная слобода города Казани) .

http://drevo-info.ru/articles/13676762.h...

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 9 сентября Псково-Печерский патерик Патриарх Пимен (Извеков С. М., 1910-1990) Была восстановлена Лазаревская церковь, отремонтированы жилые помещения, устроена баня и прачечная, упорядочены сельскохозяйственные работы, приобретена необходимая техника. Храмы обители предстали в первозданной красе. Наместник восстановил традицию совершения литургий в Никольском надвратном храме и пение молебна святителю Николаю по четвергам. При нем было установлено служение ранних литургий в Покровском храме в летнее время, совершение повторной утрени в праздники Рождества Христова и Богоявления и в праздник Успения, с изнесением в центр Михайловского собора Плащаницы Божией Матери, написанной при новом наместнике. После вечерних богослужений установлено совершение молебна преподобному Корнилию. Наместник составил акафист иконе Божией Матери «Умиление», общий акафист Псково-Печерским святым, акафист и тропарь преподобной Вассе, образ которой настоятель сам и написал. Отец Пимен любил совершать торжественные службы с чтением акафистов, с торжественными молебнами. Особо торжественны были службы в Субботу Акафиста — в 5-ю субботу Великого поста. Обитель испытывала притеснение от властей. Перед большими праздниками специально отключали электричество, и монастырь погружался во мрак. Тогда, к полной неожиданности недоброжелателей, была тайно приобретена дизельная электростанция. На рубеже 1940-1950-х гг. у монастыря отобрали посевные и огородные земли. Новый участок нашли на территории монастыря, но он долго не плодоносил и зазеленел только после молитв старца Симеона, к которому наместник ходил с жалобами на отсутствие всходов. Когда братия вручную жала серпами рожь, он просил послушника Евгения Пелешева научить его этому мастерству. На Пасху просил звонарей научить его трезвону и был упорным учеником; не стеснялся работать и на монастырской лесопилке. 9 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55880.html

Такие вопросы нередко задают в храме или в поисковых запросах. Понятно, что к Богу мы можем обратиться по любому вопросу. А вот с иконами Пресвятой Богородицы и со святыми сложнее. Составляются целые сборники, какие иконы и святые в чем помогают, есть молитвы на все случаи жизни. Казанской иконе Божией Матери молятся при болезнях глаз, «Неопалимая Купина» защищает от пожара, а «Неупиваемая Чаша» — от пьянства. Откуда взялось это распределение? Из истории иконы. Через Псково-Печерскую икону «Умиление» Пресвятая Богородица защитила Псков от поляков, значит, ей молятся о защите от врагов. Известны случаи исцеления слепых, значит — об исцелении, особенно от глазных болезней. Не слишком ли утилитарное отношение к святыне? В таком утилитарном подходе к святым и иконам можно увидеть, с одной стороны, языческое мировоззрение, в котором каждый бог отвечает за свою сферу жизни, а с другой — общую тенденцию к узкой специализации во всех областях жизни и деятельности человека. В наши дни сложно найти специалиста широкого профиля, который обладает универсальными знаниями в своей области и видит ее в полноте. Все больше и больше людей специализируются на каком-то узком направлении, зная это направление прекрасно и имея глубокие профессиональные знания и опыт. Например, если раньше хирург делал все известные операции, то сейчас хирургия делится на множество направлений: кардиохирургия, нейрохирургия, гнойная хирургия, хирургия глаза и другие. И мы стараемся попасть к специалисту именно по нашей проблеме, потому что он сделает лучше. Такое понимание переносится и на духовную жизнь. Молитва — это прежде всего общение с личностью. А если мы ищем, какая икона Божией Матери помогает в этом случае, какая в другом, мы становимся просто потребителями, и Божья Матерь нам не нужна. Молясь перед иконой Пресвятой Богородицы, не стоит забывать, что обращаемся мы не к иконе, а к Самой Деве Марии. У Нее много образов, глядя на которые мы имеем в виду первообраз. Поэтому мы можем перед любой иконой попросить о любой своей нужде или поблагодарить. И помогает нам не икона, а Бог по молитвам Своей Пречистой Матери. Обязательно ли ехать к иконе в Псково-Печерский монастырь? Псково-Печерский монастырь

http://blog.predanie.ru/article/ikona-pr...

Монастырский Успенский собор ископан в полугоре и только лицевая сторона сделана из камня; внутренность его составляют 5 проходов; главная часть иконостаса с резьбой в виде пальмового дерева. Здесь покоятся мощи преподобного Корнилия (см. 20 февраля). В монастыре находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, называемые одна — «Успение» Псково-Печерская, а другая — «Умиление» Псково-Печерская. Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473 году. Вторая святая икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524 году, находится в храме архангела Михаила; она представляет собой список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе святые иконы, будучи принесены из монастыря в Псков, во время его осады Стефаном Баторием в 1581 году, прославились чудесным спасением этого города от гибели, при чем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, тихо упало перед выставленной на ней святой иконой Умиления и никому не повредило; в 1812 году по молитвам перед святой иконой Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользуются также в монастыре особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери — Казанская и Одигитрия, а также резное изображение святого Николая чудотворца. В пещерах погребены: основатель монастыря, отшельник Марк (+1480 год), Иона (+29 марта 1473 года), супруга его (в иночестве Васса) и затворник Иоанн. В ризнице хранятся: деревянные потир и ковш, по преданию, употреблявшиеся при священнодействии Ионою; плащаница, шитая золотом Анастасией Романовой, — дар ее в 1552 году; серебряная кружка немецкой работы — дар шведского короля Густава, и вещи царя Иоанна Васильевича Грозного: цепь червонного золота в 50 колец, нож, ложка и вилка в серебряной оправе, денежный кошелек бархатный с серебряной цепочкой, жестяная военная труба и пороховница. Из монастыря совершается в Псков- крестный ход в седьмую неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения города от осады Баторием, и с 3-го по 15 октября, в память избавления от нашествия французов, а 2 сентября бывает торжественное перенесение чудотворной иконы Умиление в город Ригу для поклонения (см. о Свято-Троицком монастыре Рижской епархии). При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=00282

Новую и преславную Твою икону «Умиление» видяще, на ограждение обители Псково-Печерския предпосланную, и радующеся вельми, боголюбивии иноцы и вернии людие возопиша прилежне: Радуйся, славо пророков прекрасная; радуйся, благодатное небо. Радуйся, в скудости пище обильная; радуйся, духовною радостию всех питающая. Радуйся, в подвизе поста Помощнице; радуйся, печали всякия утоляющая. Радуйся, злобная сердца умягчающая; радуйся, наша пред Сыном споручнице. Радуйся, с Богом принесшая мир; радуйся, тайны от века явление. Радуйся, цвете благоуханный девства. Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 8 Странное и преславное чудо бысть Твой лик, Преблагословенная, верным с иконы сияющий: еще бо преподобный Корнилий пред образом Твоим моли Тя, да оградиши верных чад обители от всякаго зла, нас же научиши воспевати Всеблагому Богу, даровавшему нам Тебе, Матерь Свою: Аллилуиа. Икос 8 Весь бе грехми отягчен и отчаян в своем житии кающийся грешник, в слезной молитве к Тебе прибеже, прося, да испросиши пред Сыном Твоим и Богом прощение грехов его, и восклицаше званьми сими: Радуйся, кающихся грешников утешение; радуйся, грехов прощение. Радуйся, всяку слезу отъемлющая; радуйся, солнце, согревающее люди. Радуйся, отрадо, даруемая верным; радуйся, христиан Небесная Мати. Радуйся, нераскаянных грешников исправление; радуйся, благоухание Небеснаго Царя. Радуйся, молитве нас научающая; радуйся, помощь в бедах обильная. Радуйся, страх нощный прогоняющая. Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 9 Всяких сил ангельских превысшую Деву немолчно Тя хвалят наша сердца, Тя истинно чистейшую светлостей солнечных непрестанно величают. Ты же Ходатаица о нас буди в день Страшнаго Суда к Сыну Твоему и Богу, воспомяни тогда грешных моления и сподоби пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витий многогласных язык не возможет воспети достойно Твой сладостный лик, о, Дево и Мати Владычице. Чудных Твоих даров и неизреченных красот умножение сердца исполняет умиления и дарует очесем источники слез, и подвизает вопити в сокрушении:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

По преданию, Браиловская икона пожертвована в монастырь Браиловским подсудком Михаилом Кропивницким, основателем Благовещенского монастыря в г. Виннице. После перемещения этой обители в м. Браилов и чудотворная икона стала называться Браиловской. В той же Браиловской обители находится и другая чудотворная икона Богоматери и также носит название Браиловской, но по изображению своему не имеет сходства с первою иконою. 1.10. Барская Барская В далёкие времена, до нашествия татар на Россию, город Бар назывался Ровом, по имени реки, на берегу которой находится в Подолии Могилёвского уезда. Многие потерпел Ров бедствия и от нашествия диких татар, и от хищнических нападений поляков. В начале XVI века поляки снова завладели им и назвали его Баром; но в 1793 году Бар со всею Подолией был возвращён России, а в 1837 году и Барский монастырь с его древнею святынею, чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, передан в ведение православного духовенства. Барская чудотворная икона привлекает к себе многочисленные толпы богомольцев – и православных, и иноверных. Икона находится в запрестольной нише, на ней серебряный оклад со следами позолоты и черни; высота иконы 1 аршин 12 вершков, ширина 1 аршин и 3 вершка. Она очень древняя, византийская, хорошо сохранившейся живописи. В 1887 году исполнилось 50 лет со времени возвращения православию Барского монастыря и чудотворной иконы. Это воспоминание было торжественно отпраздновано 1 октября. С тех пор св. синодом разрешено установить в Барском монастыре особый день для чествования чудотворной иконы ежегодно 1 октября. 7.10. ПсковопечерскаяУмиление 110 ПсковопечерскаяУмиление За несколько дней до осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, вслед за чудесным явлением Божией Матери старцу Дорофею, вызван был Псково-Печерского монастыря игумен Тихон для священнодействия на указанных Богородицею местах с св. иконами Успения и Умиления Псково-Печерской Богоматери. По благодати Божией и заступлением Пресвятой Девы Псков избавился от опустошения, а обитель Печерская от разгромления. Празднество чудотворной Псково-Печерской иконе установлено на 7 октября в память избавления Пскова от нашествия в 1812 году французов; оно совершается с крестным ходом вокруг города. 9.10. Корсунская 111

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Иноки несколько раз брали деньги с него, но удерживали их у себя, не говоря Алипию, и наконец объявили, что Алипий не хочет писать икон. Заказывавший пошел жаловаться игумену. Алипий говорил, что он и не слыхал о сем поручении. Послали за досками, на которых должны быть написаны иконы. Они явились написанными чудным образом. Благодать Божественная вскоре прославила сии иконы. Случился пожар, сгорела и церковь , где были сии иконы, но чудные иконы обретены совершенно невредимыми. Князь Владимир Мономах был свидетелем сего чуда. Одну икону, изображающую Пресв. Богородицу, он взял и перенес в Ростов, где она прославилась чудесами, и доселе пребывает в Ростовском Успенском соборе, известная под именем Владимирской 656 . Дни Псково-Печерской иконы Богородицы 15 (28) августа и 7 (20) октября Псково-Печерская икона «Успение» Богородицы явлена в 1473 году исцелением слепой жены и пребывает в Псково-Печерском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах в 56 верстах от Пскова. От явления иконы над древней пещерою и город, и монастырь, и икона получили свое имя. Явленная икона прославилась многими чудесами, в память коих установлен праздник 15 августа. В 1521 году псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы – «Умиление», прославившаяся с 1524 года чудотворениями. Но обе иконы прославились особливо во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля Польского, в 1581 году. В 27-й день августа этого года, по сказанию Псковской летописи, некоему благочестивому мужу Дорофею было явление и откровение от Матери Божией о будущем нападении на город со стороны угла крепости при Покровском монастыре 657 . Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными иконами Борородицы Печерской и «Умиление» Печерского монастыря, начал по повелению царя и епископа совершать крестные хождения с сими иконами на помянутое место. В соборном храме Пскова совершали ежедневно моления о прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И это получилось. Огромное спасибо Министерству культуры и Владимиру Ростиславовичу, который лично контролировал исполнение этого проекта. Также огромная благодарность Зельфире Исмаиловне и РОСИЗО, которые провели огромную работу по подбору этих шедевров и по тому, чтобы просто их транспортировать и доставить в столицу. Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская Уже по традиции выставку предваряет одна из известных и важных для Русской Православной Церкви и истории России икон. В этом году из Псково-Печерского монастыря, единственного мужского монастыря, который никогда не закрывался на территории России в советское время, будет привезена икона по типу «Елеуса», которую по-русски называют по-разному: «Умиление», «Милостивая», «Дающая силы». Эта икона является одной из главных святынь древнего Псково-Печерского монастыря. Вообще, быть может, б о льшая часть картин или икон могли бы стать в том же Манеже, может, правда, не на таком большом пространстве, экспозициями одной картины. Чего стоят, например, произведения Зинаиды Серебряковой, которая действительно была нашим великим художником. Или совершенно удивительный портрет-парсуна матери царя Петра I Натальи Кирилловны. Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. Август 1921 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Икон среди прочих произведений относительно немного, но все они достаточно значимы. Я бы хотел закончить словами Василия Дмитриевича Поленова, одного из любимых моих русских художников, картина которого «Ранний снег» также будет представлена на выставке: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Я думаю, что эта экспозиция как раз даст и счастье, и радость тем, кто посетит Манеж. Все мы, москвичи и гости столицы, увидим, я уверен, нечто совершенно потрясающее. Патриотов воспитывает культура Татьяна Гайдук , директор Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского: – От нашего музея в выставке будут участвовать картины Айвазовского «Смольный монастырь» и «Море. Коктебель», написанные в ранний период творчества великого русского художника.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм Оборонительное значение монастыря Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена . Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков . Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери . Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”. Чудотворные иконы Божией Матери “ Успение ” и “ Умиление ” были посланы к защитникам Пскова , вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

http://drevo-info.ru/articles/2951.html

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных. Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова. Современное состояние [ править править код ] Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений. Богом зданные пещеры [ править править код ] Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших. Подробнее... Храмы [ править править код ] Успенский пещерный и Покровский Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010