Предлагаемая книга митрополита Вениамина (Федченкова) - " Молитва Господня " ещё совсем недавно была доступна, пожалуй, только инокам Псково-Печерского монастыря, так как единственный машинописный экземпляр этой книги хранился в келье у одного из старцев этой обители.Автор книги митрополит Вениамин (Федченков; 1880-1961) - выдающийся иерарх Русской Православной Церкви - прожил долгую, трудную и интересную жизнь, всецело отданную служению Богу, Святой Церкви и народу Божию. Господь судил ему проходить жизненное поприще в годы суровых испытаний, выпавших на долю нашей Церкви и Отечества (о его жизни см. Журнал Московской Патриархии, 1993, 2-10 " На рубеже двух эпох " , а также одноименную книгу, вышедшую в Москве в 1994 г.). Ему довелось быть свидетелем и участником многих событий нашей недавней истории, познать горечь изгнания и радость второго обретения родины. Он хорошо знал жизнь народа, ибо родился и получил воспитание в крестьянской семье, но не менее хорошо он знал деяния и помыслы сильных мира сего. Даже если просто назвать некоторые имена этих людей, то станет ясно, насколько широк был круг общения владыки. Он встречался и имел беседы с императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной, митрополитом Сергием (Страгородским, впоследствии Патриархом) и митрополитом Антонием (Храповицким), епископом Феофаном (Быстровым), П.Н. Врангелем и многими, многими другими выдающимися деятелями. Он всю свою жизнь по крупице собирал духовную мудрость в беседах и встреча с " большими людьми " и щедро делился этим своим духовным богатством с читателями своих книг.Творения владыки Вениамина, к счастью, сохранились до наших дней, хотя местонахождение многих его работ до сих пор неизвестно. Судя по тому, что дошло до нас, его всегда привлекала тайна святости. Живая вера в Бога, в заступничество Божией Матери и святых дышат в каждой строчке творений владыки.О вещах высоких, небесных он говорит просто, задушевно и доверительно.Последние годы своей жизни владыка Вениамин провел на покое в Псково-Печерском монастыре. Старожилы обители до сих пор помнят его проникновенные проповеди, которые многие слушали со слезами радости и умиления. Владыке дано было от Бога не только проникнуть в сокровенные тайны Царства Божия, но и удивительно просто и доходчиво поведать об этих тайнах своим слушателям и читателям.Первоначально издававшаяся в форме отдельных выпусков " Псково-Печерских листков " замечательная книга митрополита Вениамина впервые в цельном виде представляется широкому кругу читателей.Текст - Псково-Печерский монастырь. Предисловие

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

Монастырский Успенский собор ископан в полугоре и только лицевая сторона сделана из камня; внутренность его составляют 5 проходов; главная часть иконостаса с резьбой в виде пальмового дерева. Здесь покоятся мощи преподобного Корнилия (см. 20 февраля). В монастыре находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, называемые одна — «Успение» Псково-Печерская, а другая — «Умиление» Псково-Печерская. Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473 году. Вторая святая икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524 году, находится в храме архангела Михаила; она представляет собой список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе святые иконы, будучи принесены из монастыря в Псков, во время его осады Стефаном Баторием в 1581 году, прославились чудесным спасением этого города от гибели, при чем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, тихо упало перед выставленной на ней святой иконой Умиления и никому не повредило; в 1812 году по молитвам перед святой иконой Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользуются также в монастыре особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери — Казанская и Одигитрия, а также резное изображение святого Николая чудотворца. В пещерах погребены: основатель монастыря, отшельник Марк (+1480 год), Иона (+29 марта 1473 года), супруга его (в иночестве Васса) и затворник Иоанн. В ризнице хранятся: деревянные потир и ковш, по преданию, употреблявшиеся при священнодействии Ионою; плащаница, шитая золотом Анастасией Романовой, — дар ее в 1552 году; серебряная кружка немецкой работы — дар шведского короля Густава, и вещи царя Иоанна Васильевича Грозного: цепь червонного золота в 50 колец, нож, ложка и вилка в серебряной оправе, денежный кошелек бархатный с серебряной цепочкой, жестяная военная труба и пороховница. Из монастыря совершается в Псков- крестный ход в седьмую неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения города от осады Баторием, и с 3-го по 15 октября, в память избавления от нашествия французов, а 2 сентября бывает торжественное перенесение чудотворной иконы Умиление в город Ригу для поклонения (см. о Свято-Троицком монастыре Рижской епархии). При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=00282

сост. Александр Ратшин Псковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ, муж. 1 класса, при заштатном городе Печорах, в 20 верстах от древнего Изборска, на устье речки Пачковки, впадающей в Пимшу; находится под управлением архимандрита. Обитель эта существует с XV века; она, а впоследствии и город Печоры, получили название от пещер, ископанных в горе у реки Каменца, в которых в древние времена жил Преподобный отшельник, старец Марко. Чрез долгое время после Преподоб. Марка, поселился здесь, в горе близ пещер, также отшельник, Преподобный Иона, и, 1473, устроил малую обитель, а в пещере церковь Успения Богородицы. По кончине св. Ионы, преемник его, инок Михаил, основал над горою, в исходе XV века, новую обширнейшую обитель, с церковью св. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это было началом нынешнего Псково-Печорского монастыря, который, после многих разорений от лифляндцев и поляков возобновлен в 1519 году; а совершенным своим устройством обязан он Преподобному Корнилию, бывшему здесь во второй половине XVI века игуменом: он оградил обитель каменными степами, с башнями, валами и рвами так, что она выдерживала невредимо неоднократные осады от лифляндских рыцарей. Ныне здесь находится 5 церквей: 1) Соб. двухэтажная, в коей внизу, в самой пещере, престол Успения Богородицы, где иконостас весь железный; а вверху Покрова Божией матери; отсюда сделан ход в пещеры. Церковь эта сооружена в 1523 году. Здесь находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, именуемые одна Умиление, а другая Пскова-Печорскою. Первая икона, писанная в 1521 году, пожертвована сюда, в обитель, псковскими купцами Феодором и Василием; празднество ей, установленное в 1601 году, в память избавления Пскова от осады короля Стефана Батория, 1581, совершается в седьмое воскресение по Пасхе. Вторая икона просияла чудесами в 1523; явилась же она в 1472; а празднуют ей в Псково- Печорском монастыре дважды в год: 15 августа и в седьмое воскресение по Пасхе; при чем, в это последнее празднество, совершается отсюда в Псков, вместе с иконою, крестный ход, установленный Геннадием епископом псковским, после освобождения Пскова и Печорского монастыря от нашествия, в 1581, короля Стефана Батория. 2) Благовещения Богородицы, трапезная. 3) Николая Чудотворца, над вратами. 4) Димитрия Ростовского . 5) Праведного Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Т.С. Смирнова Эта книга – приношение светлой и радостной памяти нашего старца, архимандрита отца Иоанна (Крестьянкина) , духовника Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, отшедшего в жизнь вечную 5 февраля 2006 года. В ней собраны воспоминания батюшки о своём почти вековом жизненном пути и записи о последних годах его жизни, а также фотографии и документы из личного архива отца Иоанна. В дальнейшем предполагается издание воспоминаний об отце Иоанне его современников и духовных чад, а также публикация материалов следственного дела. От автора …Теперь сложившиеся воспоминания вернее было бы назвать «Памятью сердец». Переехав на жительство в Печоры и приняв от батюшки благословение на послушание письмоводителя, сама я ушла из поля зрения, зато стала слышать, что иногда вспоминал отец Иоанн о своем прошлом, но главное видеть то, что он о себе не говорил, но что делал. От автора В 2002 году, когда стало очевидно, что оставшаяся часть жизни отца Иоанна (Крестьянкина) принадлежит больше уже иному миру и силы его зримо убывают, священноначалие Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря благословило меня начать сбор воспоминаний о батюшке. Приступая к делу и прося батюшкиного благословения, услышала в ответ: «Нанизывай, нанизывай с Богом». Разновременные записи, сделанные за тридцать пять лет, собирались как мозаика. Первые из них относятся к 1969 году, когда неожиданно, Божиим Промыслом, отец Иоанн вошел в мою жизнь. С 1981 года, переехав в Печоры и приняв от батюшки благословение на послушание письмоводителя, я стала слышать и записывать то, что иногда рассказывал отец Иоанн о своем прошлом. Но рядом с воспоминаниями о пути, протяженностью более чем в девяносто лет, вставало то, что изо дня в день видели мои глаза, что свидетельствовал о себе отец Иоанн в своих поступках, письмах, проповедях. По мере того как батюшкины рассказы слагались в главы будущей книги, я прочитывала ему их. И было очевидно, как он дорожил этой возможностью возвратиться в минувшее. Он то светился радостью, то слезы умиления застилали глаза, то потоком лились дополнения к уже написанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вчера выставку открыли Святейший Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Фото священника Игоря Палкина 5 ноября 2018 г. 22:18 «Православная Русь» меняет облик ЭКСПОЗИЦИЯ XVII ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ДЕМОНСТРИРУЕТ ШЕДЕВРЫ ИЗ ПОЛУСОТНИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ После нескольких сезонов проекта «Россия - моя история», увенчавшихся открытием одноименного исторического парка на ВДНХ и его аналогов в 19 субъектах РФ, выставка-форум «Православная Русь» в очередной раз кардинально обновила имидж. Творческий коллектив организаторов при общей координации Патриаршего совета по культуре замахнулся на беспрецедентный проект: под крышей Центрального выставочного зала «Манеж» собрана 281 живописная работа из 50 провинциальных музеев России, многие из которых прежде не только ни разу не были в столице - вообще не покидали родные стены. Несмотря на перезагрузку формата, выставка-форум продолжает придерживаться установившихся за годы ее творческой «биографии» добрых традиций. Помимо обширной деловой и образовательной программы из шести десятков мероприятий (полностью с ней можно познакомиться на веб-сайте выставки ), это принесение одной из чудотворных икон Божией Матери для молитвенного поклонения верующих. На этот раз место на специальном аналое в аванзале занял образ «Умиление» из Успенского Псково-Печерского монастыря , по преданию написанный в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. В Псково-Печерскую обитель его в XVI веке принесли местные купцы, после чего образ прославился как защитник северо-западных российских рубежей (во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали псковскую крепость и 30 раз тщетно пытались взять ее штурмом, а в 1812 году ввиду угрозы взятия города Наполеоном 7 октября с иконой был совершен крестный ход, после чего враг отошел, а русская армия освободила Полоцк). Еще одна ставшая традиционной компонента «Православной Руси» - организованное московским правительством групповое посещение Манежа столичными школьниками. На этот раз к школьникам присоединились группы ветеранов и пенсионеров. Само экспозиционное пространство Манежа специально к выставке, озаглавленной организаторами «Сокровища музеев России», пришлось немного видоизменить. Здесь установлены современнейшие системы климат-контроля, разработанные для музеев с художественными коллекциями живописи. Многие картины, кстати, пришлось реставрировать прямо в Манеже, а некоторые, требующие более длительных и серьезных восстановительных процедур, попадут в руки специалистов профильных институтов Министерства культуры уже после окончания выставки.

http://e-vestnik.ru/reports/pravoslavnay...

Закрыть itemscope itemtype="" > Император Александр I вступил в покоренный русской армией Париж Сегодня мы также вспоминаем славянофила Ю.Ф.Самарина, изобретателя П.Н.Яблочкова, генерала П.К. фон Ренненкампфа и педагога А.С.Макаренко 01.04.2024 59 Время на чтение 7 минут Фото: runivers.ru Сегодня Святая Церковь чтит память мчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодорапресвитера и Мариана диакона (283). Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003). Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.). Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103). Сегодня мы вспоминаем философа и публициста Юрия Федоровича Самарина, скончавшегося в 1876 году. Он родился 21 апреля 1819 г. в Петербурге в аристократической дворянской семье. Образование получил на филологическом факультете Московского университета, где защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники» (1844). Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве. С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику – писал Ю.Самарин о Прибалтике. – Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/im...

Из многочисленных вариантов Повести мы выбрали для публикации редакцию 1603 г., ее текст более целен, так как не содержит еще некоторых вставок более позднего времени в описании монастырской жизни XVI в. Повесть – сложное произведение, она складывается постепенно из отдельных частей – повестей, сказаний, описаний; их место в композиции Повести определяется временем описываемых в каждой части событий. Первая часть посвящена истории монастыря от открытия пещер до смерти игумена Корнилия в 1570 г. и заканчивается краткими сообщениями о поставлении игумена Саввы, а после него Сильвестра. Следующие две части содержат описание осады Пскова и монастыря войсками Стефана Батория в 1581–1582 гг. Затем в Повести рассказывается о переложении мощей первых печерских старцев (4-я часть); повествуется о том, как в 1601 г. был установлен крестный ход из монастыря в Псков в память о событиях 1581 г., и дается текст чина крестного хода (5-я и 6-я части). Описание голода в 1602 г., крестного хода в Камно и молебнов о даровании плодов земных содержится в 6-й части Повести. Описание монастыря 1603 г. – последняя часть Повести. Другие редакции XVII в. дополняются описанием чудес от икон Богородицы Успение и Умиление, рассказом о нашествии иноплеменников (отрядов Лисовского и Ходкевича) на монастырь в 1611 г. Отдельные части Повести создавались в разное время разными авторами. Они представляют собою разные жанровые формы – чин крестного хода, переписка между игуменом монастыря и псковским епископом, описание монастыря – своеобразный путеводитель по его территории, подробный рассказ об осаде монастыря и города, близкий к воинской повести и др. Отличаются части и в стилевом отношении: рассказы о начале монастыря патерикового типа, простые и занимательные, сменяются назидательными рассуждениями и сложными синтаксическими конструкциями в описании осады монастыря и изложении чина крестного хода, лирическими строками о страшном бедствии – голоде 1602 г., конкретным, точным описанием территории монастыря. О живом интересе русских людей к рассказам из Повести о Псково-Печерском монастыре свидетельствует большое число ее списков разных редакций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19. Понедельник 3-й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». После прокимна читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподобитися нам...». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главную святыню Псково-Печерского монастыря принесут в Москву ко Дню народного единства 31 октября, 2018. Новостная служба Написанную в начале XVI века икону Божией Матери «Умиление» доставят в Манеж 31 октября. ПРАВМИР. Главную святыню Псково-Печерского монастыря принесут в Москву ко Дню народного единства. Чудотворную икону Божией Матери «Умиление» доставят на выставку «Православная Русь к Дню народного единства. Сокровища музеев России» в московский Манеж 4 ноября, сообщает синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.  Экспозиция приурочена к Дню народного единства и церковному празднованию в честь иконы Божией Матери «Казанская», установленному в благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков в 1612 году. «Икона Богородицы, датированная началом XVI века, станет центральным и самым древним произведением на экспозиции-продолжении цикла «Россия — Моя история». Для всех желающих будет организован удобный подход к иконе, а также возможность ознакомиться с другими образами, привезенными из региональных коллекций, обычно не доступных столичной аудитории», – сообщают организаторы. По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. Она была принесена в Псково-Печерскую обитель в XVI веке и прославилась как исцелительница незрячих и заступница северо-западных рубежей России. С заступничеством Богородицы псковичи связывают спасение города во времена Ливонской войны в XVI веке и нашествия Наполеона в XIX веке. В 1812 году французские войска заняли Полоцк, угроза снова нависла и над Псковом. 7 октября по старому стилю был совершен крестный ход с иконой, и в тот же день русские войска отбили Полоцк. В память об этом событии в Псково-Печерской обители был возведен новый храм в честь святого Архистратига Михаила, куда был помещен чудотворный образ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/glavnuyu-svyatyinyu-ps...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010