На клириков и паству Русской Церкви в Подолье начались гонения. Подольский еп. Пимен активно выступал против украинизации Церкви, запрещал в служении священников, поддерживавших УАПЦ. В нояб. 1919 г. за неподчинение законам УНР, противодействие УАПЦ и вмешательство в гражданские дела министр вероисповеданий УНР Огиенко приказал еп. Пимену покинуть Подольскую епархию, вскоре архиерей был заключен в тюрьму в Проскурове. Духовенство и миряне Каменца-Подольского неоднократно направляли председателю Совета народных министров УНР протесты с требованиями освободить еп. Пимена. Архиерей вышел на свободу в 1920 г. Автокефалисты пользовались поддержкой не только Директории, но и большевиков. В Киеве по согласованию с советскими властями 5 мая 1920 г. группа священников и мирян - бывш. активистов петлюровского движения - провозгласила создание УАПЦ, организационное оформление к-рой произошло в окт. 1921 г. на «Всеукраинском церковном соборе». В Каменце советская власть утвердилась в июле 1920 г., в авг. того же года Каменец-Подольский уездный ревком передал Казанский собор в Каменце «для религиозных нужд украинской православной парафии», 28 авг. автокефалисты во главе с прот. Евфимием Сецинским провели в соборе 1-е богослужение (в 1926 Сецинский, будучи в юрисдикции УАПЦ, снял сан, опубликовав сообщение о своем отречении в прессе). Религиозная ситуация в Подолье в 1920-1941 гг. К осени 1920 г. Подольская губ. полностью перешла под контроль большевиков. Для советской власти эта территория имела особое значение в проведении антирелиг. политики. Она являлась приграничной и, следов., служила проводником «контрреволюционного влияния»; кроме того, органы ГПУ считали Подолье центром религ. жизни Украины. Здесь активно действовали 2 наиболее значимые для Украины в эти годы церковные структуры: каноническая правосл. Церковь («тихоновское течение») и автокефалисты («липковское течение»). Отношения между ними определяли религ. ситуацию в регионе в нач. 20-х гг. XX в. В 20-40-х гг. в Подолье также были активны обновленцы (живоцерковцы, синодалы; см. Обновленчество ), лубенский раскол («Братское объединение приходов Украинской православной автокефальной церкви» - БОПУПАЦ; см. ст. Булдовский Ф. И.) и др.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

(Грох Степан Михайлович; 5.09.1954, с. Галич Подгаецкого р-на Тернопольской обл.) - 17.06.2017, Киев), архиеп. Белогородский. Из крестьянской семьи. В 1971 г. окончил среднюю школу, затем работал на хлебокомбинате. В 1973-1975 гг. проходил срочную военную службу. В 1976 г. поступил в Ленинградскую ДС. На последнем курсе семинарии в марте 1979 г. был рукоположен ректором ЛДАиС Выборгским архиеп. Кириллом (Гундяевым ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, в апр. того же года - во иерея. По окончании семинарии 25 июня того же года назначен священником Успенского храма г. Подгайцы Тернопольской обл. 14 сент. 1979 г. стал настоятелем Никольского храма в с. Алексинцы Борщевского р-на той же области. 17 марта 1986 г. назначен настоятелем храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Рыбники Бережанского р-на Тернопольской обл. С 1988 г. служил в Никольском храме в с. Мечищев и Покровском храме в с. Котов Бережанского р-на. С супругой находился в разводе. Во время массового захвата правосл. храмов Тернопольской епархии сторонниками неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) уклонился в раскол . 11 мая 1990 г. бывш. еп. Житомирский Иоанн Боднарчук , лишенный архиерейского сана и монашества, совершил «постриг» С. М. Гроха. 19 мая того же года «архиереями» УАПЦ было совершена его неканоничная «хиротония» во «епископа Луцкого и Волынского». 25 июня 1992 г. покинул УАПЦ и принес покаяние в грехе раскола перед Архиерейским Собором канонической Украинской Православной Церкви. После разрыва с УАПЦ был выселен националистически настроенными властями г. Луцка из ранее предоставленной ему квартиры. Решением Синода УПЦ от 14 июля был принят в лоно Церкви. 15 июля архим. Питиримом (Старинским) в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры пострижен в монашество с именем Николай. После возведения в сан архимандрита назначен епископом Ковельским, викарием Волынской епархии УПЦ. Хиротонию Н. 16 июля 1992 г. в лаврском Крестовоздвиженском храме возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 29 июля того же года назначен епископом Ивано-Франковским и Коломыйским. В период служения Н. в Ивано-Франковской епархии был построен кафедральный собор в г. Коломне, при этом в Ивано-Франковске православный храм возвести не удалось из-за противодействия местных властей. 28 июля 1999 г. возведен в сан архиепископа. В 2000 г. экстерном окончил КДА. 18 окт. 2007 г. назначен архиепископом Белогородским, викарием Киевской епархии, с местопребыванием в киевском Пантелеимоновом мон-ре в Феофании.

http://pravenc.ru/text/2565970.html

На Украине иерархи Константинопольского Патриархата в нарушение канонов молились с раскольническим лжеепископом Киев, 5 июня 2006 г . Два иерарха Константинопольского Патриархата молились 5 июня на воскресной литургии, совершенной «архиепископом Львовским» непризнанной т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) Макарием Малетичем, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на ИНТЕРФАКС . Как сообщил источник в УАПЦ, речь идет об архиепископе Скопелосском Всеволоде (Майданском), проживающем в Чикаго иерархе Украинской Православной Церкви США, находящейся под юрисдикцией Константинопольского Патриарха, а также о епископе Иларионе (Руднике), которому Константинопольская Патриархия поручила окормление украинцев, проживающих в Португалии и Испании. По словам источника, целью прибытия представителей Константинопольского Патриархата является " развитие братских отношений " с УАПЦ. Ожидается, что в ближайшие дни с согласия львовских городских властей, но опять же в нарушение канонов, состоится открытие подворья (официального представительства) Константинопольского Патриарха во Львове. Такое подворье планируется открыть в Успенской церкви, захваченной представителями УАПЦ в 1989 году (до этого в храме действовал приход Московского Патриархата). Архиепископ Всеволод и епископ Иларион намерены отслужить литургию в этом храме и назначить ее настоятелем архимандрита Филиппа, в прошлом — настоятеля храма УПЦ в США в штате Индиана. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата) заявил, что " смущен и поражен " тем обстоятельством, что гости из Константинопольского Патриархата не нашли нужным хотя бы уведомить его как канонического архиерея Львовской епархии о своем приезде, а вместо этого " посетили раскольников, молились на их службе и создавали впечатление, что Константинопольская Церковь находится в общении не с канонической Церковью, признанной всем православным миром, а со схизматической группой " . " Это - небратское поведение. Более того, это явное нарушение священных канонов Православной Церкви " , - заявил архиепископ Августин.

http://pravoslavie.ru/17608.html

Но воссоединение с «липкивцами» еще более отдалило от УАПЦ православных верующих и духовенство, поскольку расхождения между Автономной Церковью и автокефалистами теперь касались не только вопросов юрисдикционной принадлежности, но и фундаментальных принципов, на которых строился канонический строй Церкви. Принятие «самосвятов» в УАПЦ Поликарпа (Сикорского) оттолкнуло от нее (правда, лишь на время) даже Феофила (Булдовского) – главу так называемого Лубенского раскола, который к этому времени возобновил свою деятельность в Харькове. Только под давлением городской Харьковской администрации, состоявшей из украинских националистов, и благодаря данным «епископом» Мстиславом (Скрыпником) от имени УАПЦ обещаниям передать под начало Феофила «автокефальную церковь» на всей Правобережной Украине, последнего удалось склонить к церковному единению с «поликарповцами». Произошло это только в конце июля 1942 г. При этом сам Феофил продолжал критически относиться к вопросу о принятии «липкивцев» в Первые попытки переговоров об объединении, точнее присоединении Автономной Церкви к УАПЦ, стали предприниматься автокефалистской иерархией с мая 1942 г. Однако вначале они проходили на фоне острого противостояния между «автономистами» и «автокефалистами», которое всяческий подогревали германские оккупационные власти, стремившиеся расколоть и ослабить Церковь на Украине, дабы избежать усиления ее влияния на народ. Иерархи обоих церковных направлений, соревнуясь между собой, торопились назначить в областные города Украины своих архиереев, а в приходы – духовенство. Поскольку Автономная Православная Церковь начала процесс формирования своей церковной структуры раньше, еще с осени 1941 г., и имела большую поддержку со стороны верующих, «автокефалисты» весной и летом 1942 г. всеми мерами пытались наверстать упущенное время. С этой целью они, например, рукополагали во епископы женатых клириков, которые после хиротонии продолжали жить со своими семьями, или же людей, довольно далеких от собственно церковной жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Феофан (Говоров) , Затворник Вышенский. В Софийском соборе похоронены митрополиты: в 1824 году - Серапион (Александровский) , в 1837 году - Евгений (Болховитинов) . Революция. Собор в руках у раскольников Драматические перемены в судьбе собора наступили после Октябрьского переворота 1917 г. На Софийский храм, воспринимавшийся в качестве символа Киевской Руси, начинают претендовать приверженцы автокефалистского раскола, который окончательно оформился в 1921 г., когда была образована т.н. " Украинская автокефальная православная церковь " (УАПЦ). Ее " первоиерархом " раскольники избрали запрещенного в служении за раскольническую деятельность протоиерея Василия Липковского . Однако Патриарший Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и другие епископы православных епархий Украины категорически отказались участвовать в проводимом в Киеве при поддержке большевиков лжесоборе раскольников-автокефалистов, и рукоположить епископов для УАПЦ. В результате приверженцы раскола приняли беспрецедентное решение - в нарушение канонов совершить " рукоположение " Липкивского " соборно " , то есть с участием священников, диаконов и мирян, а не епископов, как требуют каноны Православной Церкви. Кощунственная " хиротония " раскольничьего лжемитрополита была совершена в Софийском соборе, который со времен средневековья не видел подобного бесчинства. Позднее Липкивский " рукоположил " других лжеархиереев УАПЦ. За противные канонам " хиротонии " раскольников-липкивцев в народе прозвали " самосвятами " . К сожалению, именно эти деятели, совместившие в своем учении националистические и обновленческие идеи, захватили в свои руки величайшую святыню Православной Руси - Софийский собор. Закрытие и превращение в музей Однако деятельность раскольников-самосвятов продолжалось недолго. Поначалу большевистская власть покровительствовала им, надеясь с помощью липкивцев изнутри разрушить церковную жизнь на Украине. Но за раскольниками пошло ничтожно малое число православных верующих. Убедившись в неэффективности раскольничьей " церкви " , советская власть перестала поддерживать УАПЦ, и уже в начале 1930-х гг.

http://drevo-info.ru/articles/201.html

К «истинно православным» себя причисляют отдельные религ. группы, никак не связанные по происхождению с РПЦЗ. Среди таких известна т. н. Украинская автокефальная истинно православная церковь (апостольская), организационно оформившаяся в кон. 2003 г. под рук. бывш. свящ. УАПЦ Владимира Трегуба, настоятеля 2 приходов УАПЦ в Киеве, зарегистрированных под его руководством в марте и нояб. 2003 г. К раскольнической группе, созданной под рук. Трегуба, присоединился ряд приходов УАПЦ и УПЦ КП. Трегуб в кон. 2003 г. объявил себя «митрополитом Вышгородским и Галицким, управляющим Киевской истинно православной епархией», а в 2005 г. назвался как «экзарх Андрей, митрополит Киевский и Галицкий, глава Истинно православной церкви в Украине». В нояб. 2007 г. самозваный «митрополит» Андрей Трегуб вошел в юрисдикцию «ИПЦ России» под рук. «митрополита» Рафаила Прокопьева-Мотовилова, образовав в 2008 г. в составе указанной раскольнической структуры «Украинский экзархат». Особенностью новой группы стало то, что ее руководители Трегуб и Черников, являясь лжесвященниками, под прикрытием религ. деятельности занимались т. н. народным целительством, трактовали Православие в духе оккультизма, а впосл. по лицензиям Минздрава Украины образовали «целительские центры нетрадиционной медицины» и «школы экстрасенсорики» в Киеве, Полтаве и других городах Украины (что в целом вписывалось в общую канву деятельности «ИПЦ-Рафаила» как оккультно-коммерческой секты). Благодаря этому бизнесу уже в 2009-2010 гг. секта Трегуба смогла приобрести новые участки под строительство храмов в Киеве и Киевской обл., а также арендовать отдельные офисные здания Киева под свои храмы. Им удалось открыть Преображенский жен. мон-рь в Вышгородском р-не Киевской обл., где «настоятельницей» стала бывш. жена Трегуба «игуменья» Анна Трегуб, а также Вознесенский муж. скит в г. Богуслав Киевской обл. Отдельные храмы данного раскола делили помещения с «целительскими клиниками», где подопечные Трегуба проводили сеансы экстрасенсорики. В нач. 2012 г. секта Трегуба подозревалась правоохранительными органами Украины в причастности к доведению до самоубийств неск. несовершеннолетних в Киевской обл. После кончины Трегуба в марте 2013 г. его религ. сообщество начало распадаться на независимые группы, что было обусловлено также и отсутствием регистрации группы в качестве централизованной орг-ции. Тем не менее все приходы Трегуба в Киеве и Киевской обл. продолжают официально состоять на регистрации как общины в юрисдикции УАПЦ, а один из храмов этой секты в Киеве зарегистрировался как община УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Власти Украины разрешили раскольникам-автокефалистам ежедневно проводить богослужения в разрушающемся Андреевском храме в Киеве 27.04.2009 Кабинет министров Украины обнародовал постановление, которое разрешает приверженцам раскольнической " Украинской автокефальной православной церкви " (УАПЦ) ежедневно использовать Андреевскую церковь для проведения богослужений. Храм входит в состав памятников заповедника " София Киевская " , передает «ИНТЕРФАКС-Религия». До настоящего времени этот храм им разрешалось использовать лишь на большие церковные праздники, в дни юбилейных и памятных дат, выдающихся государственных событий, пишет 27 апреля украинский выпуск газеты " Коммерсант " . Между тем источник в заповеднике " София Киевская " сообщил, что церковь не рассчитана на проведение ежедневных богослужений. " На иконы XVIII века, написанные на холсте, разрушающе действует копоть от свечей " , - пояснил он. С представителем заповедника согласен и член комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Павло Мовчан (БЮТ), который отметил, что " передать Андреевскую церковь в ежедневное использование означает передать ее на разрушение " . Он указал на то, что храм находится в аварийном состоянии, а " религиозные общины не способны самостоятельно справиться с реставрацией " . Решение передать Андреевскую церковь УАПЦ с баланса заповедника принял еще в мае прошлого года секретариат президента Украины. " Передача церкви УАПЦ - это катастрофа, это гибель памятника " , - заявляла тогда заведующая отделом " Андреевская церковь " заповедника Жанна Литвинчук. Андреевская церковь была заложена по приказу императрицы Елизаветы Петровны к ее приезду в Киев в 1744 году. Построена в 1749-1754 годах по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Строительством руководил московский архитектор Иван Мичурин. По преданию, на месте храма некогда воздвиг крест апостол Андрей, предсказав появление здесь крупного христианского города. Богослужения в нем проводились во время визитов Царской семьи в Киев. В 1919 году церковь была передана УАПЦ и находилась в ее пользовании до 1938 года. В сентябре 1968 года церковь стала музеем, а в 1992-2000 годах была закрыта на реставрацию. В последнее время в СМИ не раз сообщалось о катастрофическом состоянии храма, в стенах которых появились трещины: церковь может попросту рухнуть в результате оползневых явлений, вызванных, прежде всего, несанкционированным строительством в ее окрестностях. Седмица.Ru Редакция текста от: 27.04.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6510.html

Он выразил недоумение тем, что " московские " храмы (канонической УПЦ - ИФ) не будут передавать, а единственный кафедральный собор УАПЦ - " можно передать " . " Такая вот " справедливость " , - сказал Макарий. УАПЦ - одна из трёх религиозных организаций Украины (наряду с УПЦ МП и т.н. Киевским патриархатом), представители которых, по замыслу Константинополя, должны принять участие в объединительном соборе. Между тем Макарий вновь высказал сомнение в успехе объединительного процесса, указывая на то, что по-прежнему не определены название будущей церкви, устав и модель. " Хотят всех объединить, так торжественно, на весь мир. Дай Бог, чтобы так произошло, но я теперь уже сомневаюсь " , - сказал глава УАПЦ. По его словам, ни он сам, ни его епископы, ни священники не готовы к собору. " Я сказал экзархам, что на согласование нужно две недели, но они говорят, что это долго. Но как быстрее сделать, если нет устава и названия, я не знаю. Ну, соберу я священников и диаконов - и что я им скажу? " - задал вопрос Макарий. Выходом из этой ситуации, по его мнению, может быть вмешательство патриарха Варфоломея, который сам назначил бы главу единой поместной церкви Украины, вручил ему томос, и тогда вокруг него будут объединяться все, " кто хочет " . Ранее украинский президент Петр Порошенко заявил, что передача Андреевской церкви в Киеве в пользование Константинопольскому патриархату для работы его представительства приблизит получение томоса об автокефалии Православной церкви на Украине. П. Порошенко внес в Раду законопроект о передаче Андреевской церкви в Киеве Константинопольскому патриархату, и парламент его одобрил. Андреевская церковь построена в стиле барокко по проекту Бартоломео Расстрели в 1754 году в Киеве на крутом правом берегу Днепра, на Андреевской горе. Вниз от нее идет Андреевский спуск, соединяющий верхний город с нижним. В настоящее время это действующий храм Украинской автокефальной православной церкви. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Количество общин, монастырей, монашествующих и священнослужителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, «Киевского Патриархата» (Упц кп) и «Украинской автокефальной православной церкви» (Уапц). Данные на 1 января 2015 года      В течение последних месяцев представители Киевского патриархата активно и системно продвигают на различных уровнях информацию о том, что их церковь поддерживает большинство населения Украины. Параллельно с этим процессом время от времени в СМИ публикуются данные той или иной социологической службы, которые нацелены на подтверждение состоятельности слов спикеров т.н. УПЦ КП. При этом данные называются разные. Впрочем, важно не их приблизительное совпадение, а повторяющаяся демонстрация того, что по многим показателям Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) уступает чуть ли не в несколько раз своим главным «оппонентам» – Киевскому патриархату. Например, одно из исследований, которое получило серьезную огласку в СМИ, зафиксировало для УПЦ МП довольно мрачную картину. Речь идет о февральском социологическом опросе, проведенном четырьмя компаниями: Центром социальных и маркетинговых исследований SOCIS , Социологической группой «Рейтинг» , Центром Разумкова и КМИС . В нем приняло участие 25 тысяч граждан Украины. Согласно результатам исследования, из тех, кто относит себя к православным верующим, 38% ассоциируют себя с т.н. УПЦ Киевского патриархата, почти 20% – с УПЦ МП и всего лишь 1% – к УАПЦ. При этом сторонники УПЦ МП преобладают над сторонниками т.н. УПЦ КП всего лишь в 4 областях Украины. При этом примечательно, что появление соответствующих опросов практически совпало по времени с очередной реанимацией процесса объединения УАПЦ и Киевского патриархата. В рамках многочисленных обсуждений было сломано множество копий по поводу того, на каких принципах должно происходить слияние двух религиозных структур. Представители т.н. УПЦ КП, оперируя имеющимися у них социологическими и статистическими данными, настойчиво продавливали приоритетность своего сценария объединения. В ответ на возмущение своих партнеров из УАПЦ они де-факто выдвинули простой аргумент: «Нас больше, поэтому мы правы».

http://pravoslavie.ru/86919.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Раскольники не поделили храм в Закарпатье 29.08.2015 Конфликт возник в городе Иршава Закарпатской области Украины между представителями не признанных в православном мире структур - Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Представители УАПЦ " попытались силой захватить " строящийся деревянный храм в честь Петра и Павла , на который претендует " Киевский патриархат " , сообщает пресс-служба Закарпатской епархии КП. Авторы сообщения сравнили оппонентов с Карлсоном из мультфильма, отметив, что после неудачной попытки захватить храм нападающие обещали вернуться и применить силу. " Обидно, что представители УАПЦ не понимают, что, когда нет права собственности, ничего не получат " , - говорится в сообщении. Отношения между раскольниками осложнились в июле, на прошедшем в Киеве втором совместном заседании комиссий этих двух церковных структур. Участники мероприятия обсуждали подготовку к объединительному собору, который планировалось провести в сентябре и на котором предполагалось объединиться в единую поместную Церковь. Однако договориться они не смогли. Тогда в " Киевском патриархате " обвинили архиереев УАПЦ в том, что те отвергли предварительные договоренности и компромиссные предложения и сорвали объединение. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.08.2015 19:56:28 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/19376.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010